Контрольная сша

Контроль знаний лексики, грамматического материала (сложные существительные, личные местоимения в Д.п.).

Контрольная работа: США новейшего времени

К концу XX в. США становятся крупнейшей мировой державой с собственной колониальной империей. Во многом благодаря чрезвычайно благоприятным природным, демографическим, внешнеполитическим условиям, а также энергии и предприимчивости народа они выходят на первое место в мире по основным экономическим показателям. Население страны многократно увеличилось в немалой степени за счет эмигрантов, прежние отечества которых тратили средства на их воспитание, образование, здоровье, а новое пожинает плоды трудов достигших зрелого возраста людей. Мировые войны, в которых участвовала страна, фактически не затронули ее территории. Из этих войн она вышла еще более усилившейся как в экономическом, так и в военном отношении. Уже после первой мировой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора. За это время американская экономика претерпела важные структурно-социальные преобразования. Еще в конце XIX в. господство в американской экономике перешло к крупнейшим финансово-промышленным корпорациям, присваивавшим большую часть национального дохода. Впрочем, это не сдерживало развития мелких и средних промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий. Значительная, но рациональная интенсификация труда в условиях начавшейся в середине 50-х годов научно-технической революции позволила правящему классу пойти на уступки трудящимся в их борьбе за свои социально-экономические и политические права.

Все это в совокупности повлияло на развитие американской государственности, которое носило главным образом фактический характер и не меняло основ конституционной структуры. По своему содержанию это развитие воплощает почти все наиболее характерные, типичные черты эволюции современных либерально-демократических государств. Оно определяется, по меньшей мере, несколькими принципиальной важности тенденциями, которые взаимодополняют и как бы уравновешивают друг друга.

1.Особенности развития государства и права США новейшего времени

США — относительно молодое государство, ему немногим более 200 лет, но оно уже имеет большие традиции. Конституция США является самой старой в мире среди ныне действующих.Конституция состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) — исполнительной, статья III (3 раздела) — судебной, статья IV (4 раздела) — основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции. Преамбула Конституции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы. [1] Она следует идеям французских просветителей и английских государствоведов XVIII в. (защита гражданских прав и свобод как главная цель государства, его светский характер, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, выборность руководителей и др.), но в ней есть чисто американские нововведения. Главные из них — большая власть президента, система сдержек и противовесов и федеральное устройство страны.

Президент США избирается гражданами и считается высшим должностным лицом государства, главой его правительства (исполнительной власти) и верховным главнокомандующим; президент может накладывать вето на законы Конгресса (парламента) и назначает членов Верховного суда при появлении в нем вакансий. Его власть и авторитет очень велики.

Президента США наделяют многими титулами. Один из них «главный законодатель». Здесь необходима поправка: возможно, зачастую и главный, но далеко не всегда и отнюдь не единственный. Однако, как ультимативная блокада против злоупотребления властью планировался импичмент. «Президент, вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов могут быть отстранены от должности после осуждения в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество или другие важные преступления» [2] .

Однако в США власть президента существенно ограничена двумя другими ветвями — Конгрессом, который может преодолеть вето президента и даже отрешить его от должности, и Верховным судом, который вправе отменить любое решение других ветвей власти, если сочтет, что оно противоречит конституции страны. Такая система взаимного контроля ветвей власти друг за другом называется системой сдержек и противовесов и не позволяет какой-либо одной ветви захватить слишком большие полномочия.

Законодательная власть — Конгресс, который состоит из двух палат. В сенат избирается по два сенатора от каждого штата. Палата представителей формируется из 435 конгрессменов пропорционально численности населения (согласно переписи, которая проводится каждые десять лет). Обе палаты равноправны, обе имеют похожие комитеты для разработки законопроектов, и закон считается принятым в конгрессе только после одобрения обеими палатами. Чтобы избежать полного обновления властей и обеспечить их преемственность, они избираются на разные сроки: президент на четыре года, конгрессмены на два, сенаторы на шесть, причем сенат обновляется по одной трети каждые два года. Все эти выборы проводятся в одну и ту же дату — в первый вторник после первого понедельника ноября.

США — федеративное государство. Объединившись в федерацию, штаты по конституции отказались в пользу нее от существенной части своих суверенных прав, в том числе от права на выход из федерации. Тем не менее, у штатов остались очень большие права по устройству внутренней жизни. Каждый из них обладает собственной конституцией, сходной структурой властей (губернатор вместо президента, легислатура вместо Конгресса). Внутренние законы штатов сильно различаются, отражая специфику исторически сложившегося здесь социально-культурного уклада, и это причиняет гражданам немалые неудобства во время поездок за пределы своего штата.

Почти во всех штатах имеется развитое местное самоуправление в виде муниципальных властей разного уровня (округ, город, поселок и т.п.). Размах их самостоятельности, уровень квалификации и численность персонала сильно колеблются от штата к штату. Относительная самостоятельность федеральных, штатных и муниципальных властей друг от друга обеспечена независимостью налоговой базы каждого уровня: обычно в федеральную казну идут подоходные налоги, в казну штата — налог с оборота, а муниципалитетам — налог с недвижимости, расположенной на их территории.

Основным источником права является Конституция, за ней следуют федеральные законы, конституции и законы штатов. Для судов всех инстанций обязательными считаются решения Верховного суда США. Каждый штат издает свои законы по гражданскому, трудовому, уголовному и процессуальному праву. Почти в каждом штате имеется своя система права. К середине ХХ в. в США насчитывалось свыше полутора миллионов законов. Многие решения верховных судов штатов (даже по совершенно одинаковым обстоятельствам) часто противоречат друг другу. Попытки Верховного суда внести единообразие в правовую систему оказались безуспешными. Интересно отметить, что первая кодификация права была начата по инициативе видного американского юриста Фильда. Составленный им в 1848 г. кодекс гражданского и уголовного судопроизводства для штата Нью-Йорк оказался настолько удачным, что с незначительными поправками был воспроизведен во многих штатах.

Гражданское и уголовное право в общефедеральном масштабе не кодифицировано. Каждый штат его определяет по-своему. Усердие местных законодателей иногда выходит за рамки разумного. Так, например, в некоторых штатах запрещено стрелять лягушек в воскресенье, стрелять по кроликам из заднего окошка трамвая, сидеть на середине улицы и читать газету, носить ложки в кармане, спать в собачьих конурах, вести в кино живого льва, пристроить осла на ночь в ванне, подзывать свистом вылетевшую из клетки канарейку, домашним псам на выгуле нельзя собираться больше трех, нельзя перевозить пассажиров на крыше такси, засыпать во время бритья в парикмахерской, в штате Монтана женщинам-присяжным во время судебного заседания нельзя вязать. В штате Техас запрещено доить корову, если она не ваша. В Вашингтоне — отрезать хвосты лошадям, в штате Нью-Мексико — мужчинам и женщинам ходить небритыми, в штате Нью-Джерси — шумно есть суп, в штате Вайоминг — женщина, пьющая в общественном месте, должна стоять в полуторах метрах от бара, в штате Пенсильвания все рестораны должны иметь в своем распоряжении носилки, в штате Айова пожарники перед тушением огня должны сделать 15-минутную тренировку. Особенность американской системы права состоит в том, что она признает многие доктрины и положения английского прецедентного и статутного права. Это зафиксировано в конституциях некоторых штатов. Совпадение буржуазных правовых принципов обеих стран дает основание говорить о существовании англосаксонской системы права. В области гражданского права важнейшими являются институт частной собственности, свобода и незыблемость договора, широкая свобода распоряжения наследством, право судебной защиты нарушенных прав и т.д. Суды штатов при вынесении решений по гражданским делам имели широкую самостоятельность. Они могли ссылаться на законы своего штата, на местное прецедентное право или даже на английские законы. Источником права является прецедент. Гражданское право оставалось запутанным. Противоречивость, пестрота решений порождали обилие коллизий. По словам одного судьи, трудность состояла не в том, чтобы знать норму права, а в том, чтобы найти ее.

В 1938 г. Верховный суд дал совершенно однозначный ответ на поставленный судебной практикой вопрос: является ли общее право правом федерации или существует право каждого штата? Высший судебный орган разъяснил: общее право — это право отдельного штата, федерального общего права не существует. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо один от другого, и поэтому решениям, принятым в судах одного штата, не обязаны следовать суды других штатов. Существенную роль в регулировании вопросов судопроизводства по гражданским и уголовным делам играют нормативные акты, изданные Верховным судом США на основании полномочий, предоставленных ему в ряде актов Конгресса 1930-х гг., предписывать федеральным судам правила процедуры по гражданским и уголовным делам. Важнейшими среди этих постановлений Верховного суда являются следующие федеральные правила: гражданского судопроизводства (1938 г.), уголовного судопроизводства (1946 г.), апелляционного производства (1968 г.) и доказательствах (1975 г.). Отдельно Верховным судом были изданы также правила производства в самом этом суде (1980 г.), правила судебного разбирательства федеральными магистратами дел о малозначительных преступлениях (1971 г.). Издан ряд законодательных актов: Закон 1970 г. о контроле над организованной преступностью (с дополнениями 1986 г.) и др.; направлены на борьбу с торговлей наркотиками федеральные законы 1986 и 1988 гг. и др.; федеральный Закон 1986 г. о мошенничестве и злоупотреблениях, связанных с компьютерами.

В США функционируют параллельно единая федеральная система судов и самостоятельные судебные системы каждого из 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий. В компетенцию федеральных судов входит, прежде всего, рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных федеральным законодательством, и гражданских дел по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов или между гражданами, проживающими в двух различных странах, если при этом сумма иска превышает 10000 долларов.

По ряду вопросов компетенция федеральных судов и судов штатов совпадает как по уголовным, так и по гражданским делам, что вызвало к жизни весьма сложные правила разграничения их функций. При определенных ситуациях у органов обвинения и у истцов по гражданским делам создаются возможности выбора между обращением в суд одного из штатов либо в федеральный суд. Основными элементами системы наказаний, сложившейся в США, являются смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф. Как дополнительные наказания применяются конфискация имущества, возложение обязанности возместить причиненный ущерб, лишение прав, трудовые услуги в общественных интересах и др.

2. Деятельность государства по поддержанию политической и экономической стабильности

Политическая жизнь страны организована вокруг двух крупных партий — демократической и республиканской. Они сложились еще в прошлом веке (демократическая партия — самая старая из тех, которые действуют ныне в мире), и к сегодняшнему дню их облик таков. Республиканская партия считается респектабельной, консервативной, ориентированной в основном на внутренние проблемы, ее поддерживают зажиточные и консервативные слои населения. Оплоты этой партии — Новая Англия и сельская глубинка Среднего Запада. Демократы, напротив, поддерживают репутацию защитника трудящихся и вообще всех угнетенных, особенно иммигрантов, чернокожих, индустриальных рабочих. Этой партии присуща большая внешнеполитическая активность. Демократы господствуют, как правило, в крупных городах Севера и в сельской местности Юга. Демократы гораздо многочисленнее, а республиканцы — богаче.

Республиканская и Демократическая партии имеют наиболее широкую поддержку избирателей. Они попеременно приходят к власти. Одна партия у власти, другая — в оппозиции. Исход любых выборов не вызывает никаких опасений: президент, вице-президент, конгрессмены, губернаторы штатов обязательно будут представителями Республиканской или Демократической партий. Подобную партийную систему можно отнести к двухпартийной. Она обеспечивает стабильность и устойчивость государственного строя США.

В первой четверти 20 века США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому, центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антантам вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории вечного процветания этого государства. Как потом выяснилось, что это оказалось «великой иллюзией». Действительность опрокинула эти надежды. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно и сильнее всех поразил именно США. Кризис начался в Нью-Йорке с краха на фондовой бирже. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство.Этот кризис, ставший для Америки историческим рубежом, получил название «Великая депрессия». По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. Кризис оказал сильное воздействие на внешнюю политику США. Последствиями его явились резкий упадок мировой торговли, усиление борьбы за рынки сбыта товаров, обострение противоречий между государствами. В мире капитала развернулась настоящая торговая и таможенная война. Следствиями кризиса явились также обесценение валюты, нарушение международных финансовых связей, банкротства банков, создание стерлингового блока под эгидой Великобритании. При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий, кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.

Первые попытки остановить волну банкротств путем государственного кредитования были предприняты в США в 1932 г. правительством Гувера. С этой целью была создана Национальная кредитная корпорация, преобразованная в начале 1932 г. в Реконструктивную финансовую корпорацию. Другая правительственная организация — Федеральное фермерское бюро — была призвана поддерживать уровень цен на сельскохозяйственную продукцию. Эти мероприятия потерпели полную неудачу. Правительство Гувера не смогло остановить сползания страны к надвигающемуся финансово-экономическому краху. Федеральная Резервная Система не справлялась со своими задачами помощи банкам в условиях биржевых лихорадок, так как возглавляющий ее Совет управляющих не был в это время наделен необходимыми властными полномочиями.

Контрольная сша

Контрольно-ревизионная система США представляет собой совокупность существуют контрольных органов, обладающих статусом независимости. Эти органы входят с состав государственно-правовой системы, представляют собой важную часть всего механизма регулирования баланса полномочий между исполнительной (Президента) и законодательной власти (Конгресса США).

Президент США выступает главой государства, несет ответственность за обеспечение законности и правопорядка в государстве. Он исполняет лишь общие надзорные и контрольные функции и делегирует определенные свои полномочия в этой сфере Исполнительному управлению Президента, а также другим различным ведомствам. Например, целенаправленную деятельность по проверке финансовой и административной деятельности федеральных органов исполнительной власти в США осуществляют такие субъекты как Административно-бюджетное управление, которое входит в состав Исполнительного управления Президента, служба генерального инспектора, а также различные другие органы высшей законодательной власти США.

Наряду с тем, что административно-бюджетное управление оценивает эффективность организационных и управленческих структур исполнительной власти, оно также проводит координацию деятельности министерств и ведомств, предоставляет информацию Президенту о содержании работы всех государственных учреждений.

В качестве основного органа, осуществляющим функции счетной палаты США, выступает Главное контрольное управление США.

Становление и развитие финансового контроля в США происходило еще на стадии формирования основ государственности. Так, к середине XVIII в. между североамериканскими колониями и метрополией возникли определенные противоречия. В итоге они были завершены созданием нового государственного образования — Соединенных Штатов Америки. В 1787 г. была принята Конституция, которая закрепила образование государства, форма правления которой была республика. Законодательная власть вручалась специально создаваемому органу — Конгрессу. Ему также наделялось право контроля за теми или иными процессами. Наряду с этим, каждый штат создавал свой орган контроля за финансами, который подчинялся напрямую губернатору. В начале же XX в., а именно в 1921 г. в соответствии с Законом 1921 г. «О бюджете и финансовом контроле» Конгрессом США было учреждено специальное контрольное ведомство — Главное контрольное управление.

Руководит деятельностью Главного контрольного управления США специально уполномоченное лицо, называемое Генеральным контролером. Он назначается Президентом США на определенный срок, а именно на 15 лет. Сам процесс назначения генерального контролера проходит в три. На первом этапе происходит создание специальной комиссии, состав которой формируется на равных началах из представителей обеих партий, а также обеих палат. В состав этой комиссии входит также представитель Президента США. Вся эта процедура осуществляется Конгрессом США. На втором этапе Президент США проводит отбор наиболее подходящих по всем параметрам кандидатов. Учитываются все характеристики. Завершается процедура формирования состава главного контрольного управления голосованием членов Сената по предложенным Президентом кандидатурам.

К генеральному контролеру предъявляются определенные требования, такие, как безпартийность, запрет на осуществление политической деятельности в любой ее форме, запрет на занятие какой-либо должности в государственном аппарате по истечении срока полномочий.

Структура Главного контрольного управления состоит из 7 крупных отделов, 4 из которых являются «программными». Они имеют группы по отдельным таким направлениям как транспорт, сельское хозяйство, оборона и т.д. Каждое направление возглавляет генеральный специалист в данной области, которому подчиняются так называемые старшие ревизоры, а им в свою очередь обычные ревизоры. Вместе с отделами в структуру Главного контрольного управления входят также такие подразделения как Служба генерального экономиста, Служба генерального советника и Служба специальных расследований.

Главное контрольное управления имеет свою филиальную сеть, которая насчитывает 14 филиалов в крупных городах США, а также одно европейское отделение во Франкфурте-на-Майне и одно дальневосточное — в Гонолулу.

Все содержание полномочий органов, осуществляющих финансовый контроль, вытекает из закона «О бюджете и финансовом контроле» 1921 г. Выступая главным контрольным органом, который подчиняется только Конгрессу США, Главному контрольному управлению предоставлено право на проверку деятельности всех правительственных учреждений. Исключение составляют специальные органы, такие как ЦРУ и ФБР, правительственные программы и контракты, а через данные контракты также те частные корпорации и фирмы, которые заключили эти контракты.

К основным полномочиям Главного контрольного управления относятся:

— проведение контроля и оценка результатов правительственных программ и мер, которые осуществляются на основании действующих законов;

— проведение поддержки различных комитетов, в том числе и общих комитетов обеих палат;

— осуществление выработки позиции в отношении предполагаемых законопроектов и целей, а также работа по разработке методов анализа информации, которые позволили бы измерять соответствие поставленных целей и тех результатов, которые были достигнуты;

— осуществление разработки рекомендаций в Конгрессе в сфере методов и способов контроля, а также оценки программ и деятельности правительства.

Что касается Конгресса США, то в сферу его полномочий входит возможность утверждения бюджета, а также выделение ассигнований на все государственные акции. Это позволяет обеспечить баланс между доходной и расходной частью бюджета, т.е. по сути, дает возможность контролировать деятельность всей исполнительной власти.

В продолжении ужесточения и соблюдения расходования денежных средств в 1974 г. был принят Закон о контроле над расходованием и накоплением бюджетных средств. В этом законе дано определение всех форм президентского отказа от расходования средств. Наряду с этим, в этом Законе содержится требование к Президенту о необходимости уведомления Парламента обо всех подобных случаях (в таком случае Президент должен обратиться к Конгрессу со специальным посланием, в содержании которого должны быть разъяснены причины, которые повлекли отказ от использования средств, либо приостановку расходования ассигнованных средств).

Также, в том же в 1974 г. был принят Закон об усилении контроля Конгресса над государственным бюджетом. Этот закон устанавливал ограничения на совокупные доходы и расходы, а также предоставлял разрешение на парламентское обсуждение очередности расходов. На основании данного Закона были созданы специальные бюджетные комитеты в обеих палатах, а также учреждено Бюджетное управление Конгресса. Его штатная численность составляет порядка 250 человек. В основные задачи Бюджетного управления Конгресса входит осуществление подготовки ежегодных докладов по бюджету бюджетным комитетам палат. В начале каждого финансового года Бюджетное управление Конгресса должно представлять пятилетний прогноз по поступлениям налогов в бюджет, а также текущим расходов правительства. По требованию бюджетных и иных комитетов Конгресса Бюджетное управление проводит исследования также по другим вопросам бюджетной политики.

Наряду с осуществлением контрольных функций Главное контрольное управление ведет также исследовательскую работу по оценке эффективности программ, предлагаемых Президентом и принимаемых Конгрессом.