Лексика контрольная работа

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе «Лексика. Фразеология»

(1)Загадка – жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. (2)Загадка – испытание сообразительности отгадывающего. (3) Понятие «загадка» происходит от древнерусского глагола «гадати» — думать, рассуждать; отсюда «гадание» — раскрытие скрытого.

(4)В основе многих загадок лежит метафора. (5)Однако метафоричность не обязательное условие жанра: ряд загадок построен на образном определении тех или иных признаков неназванного предмета. (6)Иногда загадка представляет собой прямо поставленный вопрос, часто шутливого, юмористического характера. (7)Чаще всего иносказание переносит предмет в совершенно иную сферу, ему не свойственную: «Белое поле, черное семя; кто его сеет, тот разумеет (книга, письменная речь).

(8)Издревле загадка служила одним из средств передачи знаний от старшего поколения к младшему. (9) Она была неотъемлемой частью народной педагогики, средством воспитания остроумия, сообразительности, воображения, образного мышления. (10)Игровой характер подобного метода обеспечил его популярность и в общении родителей с детьми разного возраста, и на молодёжных посиделках, где в долгие зимние вечера звучали песни, прибаутки, загадывались друг другу загадки. (11)Здесь же устраивались и состязания по составлению загадок, приобщавшие собравшихся к народным поэтическим традициям, побуждавшие к творчеству.

13.Определите тему текста:

а)загадка б)метафора в)народные традиции г)роль загадки в воспитании

14. Какое высказывание противоречит содержанию текста?

а)Загадка как жанр народного творчества восходит к глубокой древности.

б)В основе любой загадки лежит метафора.

в)При помощи загадок старшее поколение передавало свой опыт младшему.

г)Загадка – испытание сообразительности отгадывающего.

15.К какому стилю относится текст?

а)разговорный б)публицистический в)официально-деловой г)научный

16.Найдите среди предложений 10-11 слово со значением «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений»________________________

17.Какое из слов является термином:

а)метафора б)поколение в)сообразительность г)творчество

1.Дайте определения:

Исконно русские слова –

2.Выпишите из предложений синонимы:

Командир хвалил Ваську за смелость и решительность. Мария Дмитриевна, медсестра, тоже превозносила его талант разведчика и безудержную отвагу.______________________________________________

3.Выпишите из предложения антонимы:

Смотри же, без меня тут не ленись, не хандри, а работай. ______________

4.Замените архаизмы современными синонимами:

5.Подберите к иноязычным словам синонимы:

6.Объясните фразеологизмы:

Лезть в бутылку — ________________________________

Дать голову на отсечение — _________________________

Перемывать косточки — ___________________________

Кануть в Лету — _________________________________

7.Замените слово фразеологизмом:

Список использованной литературы:

1.Нарушевич А.Г., Голубева И.В. «Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты. 6 класс». – М.: «Просвещение», 2014. – С. 17-30.

2.Поникарова Л.А., Бабаркина О.А. «Русский язык. Лексика, фразеология, стилистика в таблицах и заданиях». – М.: «Просвещение», 2012. – С. 4-41.

Лексика контрольная работа

Задание 1.
Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления. Отредактируйте и запишите предложения.
1. Автоматическая линия будет новым этапом в техническом вооружении предприятия.

2. Старый моряк вышел на бульвар в своем парадном кителе.

3. Трудно наладить работу при отсутствии необходимых материалов.

4. В силу плохой разработки метода экономического анализа до недавнего времени не проводилось детального изучения результатов по намеченному плану.

5. Мы намечаем встречу около 18 часов.

6. Старые методы руководства были признаны неправильными и нерациональными.

7. На профсоюзной конференции присутствовало 120 делегатов.

Задание 2.
Раскройте скобки, выберите подходящие слова (паронимы). Запишите исправленные предложения.
1. Работа написана простым языком, сразу уясняется сущность вопроса.

2. Паровоз, натужно дыша, протащился по платформе, состав встал.

3. Испытание новой машины проводится уже третью неделю.

4. Студенческая молодежь у нас предоставлена самой себе.

5. В работах художников и скульпторов отображается труд, быт и отдых забайкальцев.

6. Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно дружеское отношение к нам французского народа.

7. У билетной кассы предъявляли свои командировочные удостоверения.

8. Мне кажется, что я припоминаю лицо этого человека.

9. На диваны были надеты чехлы.

Задание 3.
Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Запишите исправленный вариант.
1. На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела неудачу.

2. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного парохода.

3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшего развития в области спортивной работы.

4. Такое же решение было принято студентами второй группы.

Задание 4.
Определите значение слов, выступающих в качестве паронимов. Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию.
Техничный (обладающий высокой техникой, высоким мастерством) – технический (специальное понятие, относящееся к какой-л. области техники или науки),

террористическая (свойственная террору, терроризму, террористу, характерная для них) – террористская (состоящая из террористов),

водные (обозначает отношение или принадлежность к воде, характеристика которой даётся в первой части слова) – водяные (сделанные из воды или относящиеся к воде),

национальные (относящиеся к данной стране, государству; свойственные какой-л. нации)– националистические (проявляющие чувства национального превосходства, идей национального антагонизма, национальной замкнутости.),

желанный (такой, которого желают, к которому стремятся) – желательный (соответствующий чьим-л. желаниям, интересам; нужный, необходимый),

гуманная (человеколюбивая, человечная в поступках и отношениях) – гуманитарная (основанная на любви к человеку и заботе о нём),

редакционная (относящаяся к редакции) – редакторская (относящаяся к редактору),

изобретательная (находчивая, быстрая на выдумку, способная изобретать) – изобретательская (относящаяся к изобретателю),

гордость (чувство собственного достоинства, самоуважения) – гордыня (преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим),

консервация (предохранение от гниения или разрушения посредством каких-н. особых мер, операций) – консервирование (способ заготовки продуктов).

Техничный пианист – технический язык; террористическая деятельность – террористская группировка; нейтральные воды – водяные знаки; национальные песни – националистические взгляды; желанный гость – желательный результат; гуманная личность – гуманитарная помощь; редакционная комиссия – редакторская пометка; изобретательная ученица – изобретательская деятельность; мужская гордость – человеческая гордыня; консервация производства – консервирование грибов.

Задание 5.
Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.
Как говорят:
1) о том, когда человек работает не на себя, а на кого-то – гнет спину

2) о работе, выполненной слишком быстро – на скорую руку

3) о том, что за окном стемнело – хоть глаз выколи

4) о человеке, который похудел – с лица спал

5) когда кого-либо обманывают – вешать лапшу на уши

6) когда кого-то хотят отругать – разделать под орех

7) о человеке, к которому окружающие относятся с уважением – большая шишка

8) о человеке, ничего не значащем – мизинца не стоит, пустое место

9) о человеке, резко отличающемся от других – белая ворона

10) о нависшей опасности – тучи сгущаются над головой

11) о человеке, на которого сваливают чужую вину – козел отпущения

12) о том, что является мерилом для чего-либо, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что-либо – одним аршином меряют.

Контрольная работа « Лексика и Фразеология»
материал по теме

Контрольная работа по разделу Лексика и Фразеология. 1 вариант, 12 вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota2.docx 21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 2 « Лексика и Фразеология»

  1. Продолжите определение, выбрав правильный ответ.

Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …

А) строение слов и способы их образования.

Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

В) слово как часть речи.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

  1. Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв.

1. прямое значение слова

А) весёлый ребёнок

2. переносное значение слова

В) быстрый олень

  1. Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный…

А) безжизненный, мёртвый

Б) безалаберный, безответственный

В) бесцеремонный, прямолинейный

Г) беспощадный, жестокий

  1. В каком ряду слова являются диалектизмами?

А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст

Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор

В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата

Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин

  1. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)

А) сбросить концы в воду

Б) обвести вокруг носа

В) хоть глаз вырви

Г) не в своей кастрюле

  1. Продолжите определение, выбрав правильный ответ.

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …

А) строение слов и способы их образования.

Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

В) слово как часть речи.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

  1. Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква.
  1. В каком ряду слова являются профессионализмами?

А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска

Б) клёвый, крутой, наехать, телек, слинять, беспредел, балдеть, водила, колбаситься

В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата

Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин

9. Укажите слова с отрицательной эмоциональной окраской.

10. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
1. Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.

2. Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.

3. У каждого человека есть слабое место (3).

4. Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.

5. Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).

Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, бросить камешек в чей-либо огород, подать рукой.

11. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)

А) душа в ноги ушла

Б) мурашки по спине прыгают

В) вставлять спицы в колёса

12. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
1. Встали очень рано (1) и отправились в путь.

2. Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).

3. « Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.

4. Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)

5. Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).

От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку по теме: «Лексика и фразеология».

Тест по русскому языку (1 курс)Лексика и фразеология.1. Найдите четвёртое «лишнее»:а) язык без костейб) ужасный языкв) язык подвешенг) язык развязать2. В каком предложении Нет фразеологического оборот.

Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология» (тест) 10 класс

Материал содержит вопросы и тестовые задания по разделу «Лексика и фразеология». Задания разделены на 2 варианта, что позволит увеличить уровень объективности проверочной работы. Материал будет полезе.

Лексика и фразеология

Методическая разработка по русскому языку посвящена разделу Лексика. Целесообразно провести данный урок в качестве обобщения и систематизации материала. Обучающимся интересно работать в группе, что сп.

Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология»

Материал может быть использован для текущего контроля по теме.

План-конспект урока по русскому языку на тему «Лексика и фразеология»

Урок по русскому языку по теме «Лексика и фразеология» разработан для обучающихся СПО по профессии «Повар, кондитер». Материал содержит методическую разработку плана-конспекта.

Методическая разработка открытого занятия по разделу «Лексика и фразеология»

Методическая разработка открытого занятия по разделу «Лексика и фразеология».

Конспект лекции по теме » Лексика и фразеология»

Материал может быть использован как преподавателями,так и студентами для подготовки к занятиям.

Контрольная работа по русскому языку по теме «Лексика»

Контрольная работа (с ответами) по русскому языку. Раздел «Лескика. Фразеология».

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку по теме «Лексика»»

Контрольная работа по теме «Лексика»

1. Дайте определение следующим понятиям:

Омонимы, многозначные слова, синонимы, историзмы, профессионализмы, антонимы, неологизмы, архаизмы, диалектизмы.

2. Приведите пример:

а) историзма; в) омонима;

б) архаизма ; г) неологизма.

3. В каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении? Выпишите это словосочетание.

а) железный человек; в) железная дисциплина;

б) железная воля; г) железная кровать.

4. Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении.

а) Светлый ум, общий язык, горячий чай.

б) Горькая судьба, чистая скатерть, чёрные мысли.

в) Золотые руки, холодный ум, горячее сердце.

5. Подберите антонимы к следующим словам. Запишите их парами.

сжимать, тихо, сгибать, низ, найти, весёлый, кричать.

6. Выпишите из данного списка слов неологизмы.

амбар, ипотека, комбайн, модем, ливень, флэш-карта, приказ, блютус, луноход, картридж, кольчуга, бумбокс.

7. Определите, какие значения имеют устаревшие слова. Запишите их парами.

чело, уста, перст, денница, ланиты, зеница, ныне, раченье, очи, длань, выя.

Слова для справок: зрачок, щёки, лоб, палец, губы, утренняя заря, глаза, сейчас, старание (усердие), шея, ладонь.

8. Выпишите диалектные слова и профессионализмы из данных предложений. Слова выписать в той же форме, что они стоят в предложениях.

1) Казаки собирались в проулках и куренях.

2) Сварщик часто использует сварочный трансформатор.

3) Рабочие использовали трайлер на этом объекте.

4) Мы проснулись очень рано от кочетиного крика.

5) Доехал казак до станицы.

6) Для изготовления этой детали нужно использовать фрезу.

7) Книга была издана на ротапринте.

8) У нас такого человека называют ледащим, то есть ни на какую работу не годным.

9) Горизонтали – это линии на географических картах.

10) У бабушки в голбце хранятся разносолы.

11) Баская девушка ему досталась!

9. В каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении? Выпишите это словосочетание.

а) медные волосы; в) медная руда;

б) медный цвет; г) медный месяц.

10. Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении.

а) Старые туфли, золотое сердце, чистое небо.

б) Тёплые отношения, старый друг, горький перец.

в) Каменное сердце, громкая слава, лёгкие деньги.

11. Подберите синонимы к следующим словам:

думать, улыбаться, кричать, чумазый, доктор.

12. Объясните смысл следующих фразеологизмов:

Шевелить мозгами; наломать дров; хоть глаза выколи; делать из мухи слона; авгиевы конюшни; галопом по Европам; белены объелся.

Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы.

Выпишите слова, которые употреблены в переносном значении (слова выписать в составе словосочетаний).

Назовите средства художественной выразительности, созданные на основе этого переноса.

Звёзды ясные, звёзды пр_красные

Наш_птали цветам ска_ки чудные,

Леп_стки улыбнулись атласные,

Задр_жали л_стки изумрудные.

Со_нце за день нагулял_ся,

За кудрявый лес спуска_тся;

Лес ст_ит по_ шапкой тёмн_ю,

В з_л_том _гне купает_ся.

Омонимы – слова одинаковые по написанию и произношению, но разные по значению. Многозначные слова – слова, имеющие два и более лексических значений (одно прямое и несколько переносных). Синонимы – слова одной части речи разные по написанию и произношению, но похожие по лексическому значению. Историзмы – слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов; не имеют синонимов в современном русском языке. Профессионализмы – слова, составляющие принадлежность речи к той или иной профессиональной группе. Антонимы – слова одной части речи противоположные по значению. Неологизмы – новообразованные слова или выражения. Архаизмы – устаревшие наименования существующих реалий (устаревшие слова, имеющие синонимы в современном русском языке). Диалектизмы – слова, ограниченные в употреблении конкретной территорией.

Примеры: а) историзма (кольчуга); б) архаизма (очи); в) омонима (ключ); г) неологизма (провайдер).

г) железная кровать

Антонимы: 1. Сжимать – растягивать. 2. Тихо – громко. 3. Сгибать – выпрямлять. 4. Низ – верх. 5. Найти – потерять. 6. Веселый – грустный. 7. Кричать – молчать.

Неологизмы: ипотека(?), модем, флэш-карта, блютус, бумбокс(?).

Чело – лоб, уста – губы, перст – палец, денница – утренняя заря, ланиты – щеки, зеница – зрачок, ныне – сейчас, раченье – старание (усердие), очи – глаза, длань – ладонь, выя – шея.

Диалектные слова и профессионализмы: 1. Куренях. 2. Трансформатор. 3. Трайлер. 4. Кочетиного. 5. До станицы. 6. Фрезу. 7. На ротапринте. 8. Ледащим. 9. Горизонтали. 10. В голбце. 11. Баская.

Синонимы: 1. Думать – размышлять. 2. Улыбаться – смеяться. 3. Кричать – орать. 4. Чумазый – грязный. 5. Доктор – врач.

1. Шевелить мозгами – думать. 2. Наломать дров – наделать много глупостей. 3. Хоть глаза выколи – очень темно. 4. Делать из мухи слона – преувеличивать; делать проблемы из ничего. 5. Авгиевы конюшни – об очень грязном месте. 6. Галопом по Европам – очень быстро. 7. Белены объелся – сошел с ума, совершил неразумные поступки.