Контрольная работа по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба

Проверочная работа по повести Гоголя «Тарас Бульба»

а) «Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.. А между тем, объятый пылом и жаром битвы…понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».

б) Ему, «казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела… Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва».

в) «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время…»

9. Слова: «Занимайте, хлопцы, — кричал он, — занимайте, вражьи дети, говорю вам, скорее горку, что за лесом: туда не подступят они!» — принадлежат:

б) Тарасу Бульбе;

10. Объясните значения слов:

II. Часть в. Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:

Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.

— О! да этот будет со временем добрый полковник! — говорил старый Тарас. — Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!

Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгонится у человека голова, в глазах все мелькает, несется, — летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль в сабельном блеске, и наносит всем дары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:

— И это добрый — враг бы не взял его! — вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!

Ответы на задания В1—В10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. За что сражались казаки с врагами?

В2. Какое качество помогало Остапу в бою?

В3. С кем сравнивает Остапа автор, описывая его в бою?

В4. Какой эпитет подчеркивает благородство натуры Остапа?

В5. Найдите выражение, которое показывает, какое главное чувство владеет в бою Андрием.

В6. Какое сравнение использует автор, описывая ощущения Андрия в бою?

В7. Какой основной прием создания образов братьев использует автор в этом отрывке?

В8. Какие преобладающие черты характера в конечном счете подтолкнули Андрия к предательству?

В9. Укажите прием художественной выразительности во фразе: «погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей».

В10. Какую поговорку использует Тарас Бульба, говоря о сыне?

Контрольная работа по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1. Действие повести происходит: а) в Польше; б) на Украине; в) в России. 2. Тема повести: а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой; б) история семьи Тараса Бульбы; в) быт и нравы Запорожской Сечи. 3. Повесть написана в стиле: а) эпического сказа; б) семейной хроники; в) исторического исследования. 4. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что: а) Тарас Бульба — настоящий герой; б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты; в) в ней рассказывается история обычной семьи. 5. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь? а) родительский дом; б) гнездо; в) нора. 6. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба: а) отпустил его; б) убил его; в) проклял его. 7. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство: а) желание славы; б) месть; в) любовь. 8. “Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему. кости. ” — это портрет: а) Тараса Бульбы; б) Остапа; в) атамана Кукубенко. 9. Кому принадлежат выражения: “Терпи козак, — атаманом будешь!”, “Есть ещё порох в пороховницах!”? а) Тарасу Бульбе; б) Остапу; в) куренному атаману. 10. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен? а) саблю; б) медальон; в) курительную трубку. 11. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью: а) Мосии Шило; б) Остапа; в) Тараса. 12. Смысл жизни для старого Тараса состоит: а) в воспитании достойных сыновей; б) в поддержании традиций Запорожской Сечи; в) в защите родной земли. 13. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит: а) борьба за свободу и независимость Родины; б) физическая сила; в) стремление к славе.

14. Каково основное занятие жителей Запорожской Сечи в мирное время?

в) дипломатическая деятельность.

15. Какие задачи ставил перед собой Тарас Булъба в борьбе с поляками?

а) борьба за национальную независимость Украины;

б) расширение границ русского государства;

в) завоевание славы среди казаков.

16. Какой художественный прием использует Н. В. Гоголь для создания образов братьев?

17. Кому принадлежат слова: «Есть ещё порох в пороховницах!»?

а) Куренному атаману;

18. Какой факт дает основания считать, что Андрий даже перед смертью не рас­каивается в предательстве?

а) он не просит пощады у отца;

б) умирает с именем прекрасной полячки на устах;

в) он даже не вспоминает об Остапе.

19. Кому принадлежат слова: «Нет уз святее товарищества!»:

а) Куренному атаману;

в) Тарасу Бульбе.

20. Кого из своих сыновей Тарас назвал «мазунчик»?

21. Степь для казаков олицетворяла собою:

а) дикие поля для хлебопашества;

б) раздолье, волю и гульбу;

в) милую сердцу родину.

22. О ком идет речь: «Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мёртв…»?

Проверочная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
тест по литературе (7 класс) по теме

Данный материал позволит проверить знание текста повести у ваших учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
test_po_povesti_taras_bulba.doc 28 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

  1. В чем было различие между Остапом и Андрием?(1гл)
  2. Чем занимались в свободное время на Сечи? (3 гл)

Расскажите об устройстве, обычаях и законах.

  1. Как поляки проникли в город? (7 гл)
  2. Кто спас старого казака? (10 гл)
  3. Почему Тарас не соглашался на мир? (12 гл.)

Вариант 3

  1. Чем Тараса не устраивала жизнь на Сечи? Чего он хотел? (3 гл)
  2. Каков был результат битвы запорожцев с поляками? (7 гл)
  3. Кто возглавлял гусарский полк поляков? (9 гл)
  4. Какой план освобождения придумал Янкель? (10 гл)
  5. Кому было поручено поймать Бульбу? (12 гл)

Вариант 2

  1. Зачем Бульба отправил сыновей в Запорожскую Сечь? (1 гл)
  2. На каком счету у казаков были сыновья Тараса? Чем они это заслужили? (3 гл)
  3. Что просил передать отцу Андрий ? (7 гл)
  4. Что решил предпринять Тарас? К кому он обратился за помощью?
  5. Как «гулял» Тарас по всей Польше? Почему он это делал? (12 гл)

Вариант 4

  1. Что послужило сигналом к расправе над жидами? Почему Бульба пощадил Янкеля? (4 гл)
  2. Кого поставили куренным на место убитого Бородатого? (7 гл)
  3. Как поступил Тарас с Андрием? (9 гл)
  4. Почему не удался план освобождения Остапа? (11 гл)
  5. Где Потоцкий настиг отряд казаков? Сколько дней они бились? (12 гл)

Вариант 5

  1. Кто повлиял на решение Андрия изменить Родине? (6 гл)
  2. Для чего казаки решили разделится пополам? (8 гл)
  3. Чье имя шептал перед смертью Андрий? (9 гл)
  4. Как отец поддержал сына перед смертью? (11 гл)
  5. Из-за чего врагам удалось схватить Тараса? Какую казнь они ему придумали? (12 гл)

Вариант 7

  1. Сколько раз в год жена видела Тараса?
  2. С какими птицами сравнивала жена Тараса?
  3. Чему радовались казаки перед смертью?
  4. Как звали казака Шило?
  5. Что больше всего любил Янкель?

Вариант 6

  1. Расскажите о жизни Остапа и Андрия в бурсе. (1 гл)
  2. Что такое рада?
  3. Кто принес весть Тарасу об измене Андрия? (7 гл)
  4. Расскажите о героической борьбе запорожцев (Мосий Шило, Степан Гуска, Кулубенко, Бовдюг, Балабин). С какими словами умирали казаки?
  5. Каким образом Тарас избежал плена и гибели? (10гл)

Вариант 8

  1. Как распоряжались казаки завоеванным скарбом?
  2. Кого казаки считали своей матерью и любимой женщиной?
  3. Казаки ели саламат. Что это такое?
  4. В какие игры играли казаки на отдыхе?
  5. Каков был первый закон товарищества у казаков?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по повестям Гоголя «Невский проспект» и «Портрет».

Использую этот материал после изучения повестей гоголя «Невский проспет» и «Портрет».

Проверочная работа по повести М Горького «Детство»

Проверочная работа включает три тестовых вопроса, также вопрос по теории литературы и задания, предполагающие развернутый ответ.

Проверочная работа по повести Н.В.Гоголя

Проверочная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Проверочная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Проверочная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Проверочная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (гл.1-3)

Задания с альтернативным выбором ответа по 1-3 главам повести Н.В.Гоголя.

Проверочная работа по повести Гоголя Тарас Бульба I. Часть А. Укажите букву, которая соответствует выбранному ответу

а) «Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.. А между тем, объятый пылом и жаром битвы…понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».
б) Ему, «казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела… Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва».
в) «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время…»
9. Слова: «Занимайте, хлопцы, — кричал он, — занимайте, вражьи дети, говорю вам, скорее горку, что за лесом: туда не подступят они!» — принадлежат:

б) Тарасу Бульбе;

10. Объясните значения слов:

II. Часть В.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.

— О! да этот будет со временем добрый полковник! — говорил старый Тарас. — Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!

Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгонится у человека голова, в глазах все мелькает, несется, — летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль в сабельном блеске, и наносит всем дары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:

— И это добрый — враг бы не взял его! — вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!
Ответы на задания В1—В10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. За что сражались казаки с врагами?

В2. Какое качество помогало Остапу в бою?

В3. С кем сравнивает Остапа автор, описывая его в бою?

В4. Какой эпитет подчеркивает благородство натуры Остапа?

В5. Найдите выражение, которое показывает, какое главное чувство владеет в бою Андрием.

В6. Какое сравнение использует автор, описывая ощущения Андрия в бою?

В7. Какой основной прием создания образов братьев использует автор в этом отрывке?

В8. Какие преобладающие черты характера в конечном счете подтолкнули Андрия к предательству?

В9. Укажите прием художественной выразительности во фразе: «погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей».

В10. Какую поговорку использует Тарас Бульба, говоря о сыне?
III. Часть С.

Ответ на задания CIС2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5—8 предложений.

С1. Какие чувства владеют старым Тарасом, когда наблюдает он за своими сыновьями в бою? Ответ обоснуйте.

С2. Каково отношение автора к Остапу и Андрию, когда он рисует их в бою? Ответ обоснуйте.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:

Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не мог ли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опус тить голову.

Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам.
Ответы на задания В1—В10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. Какой художественный прием использует Гоголь для создания образов братьев?

В2. С какой целью вводится в повествование рассказ о жизни Остапа и Андрия в бурсе?

В3. Какие черты характера проявляются у Остапа в бурсе?

В4. Каким обещанием заставил Тарас Бульба Остапа учиться?

В5. В чем Андрий отличался от брата?

В6. Какое событие, повлиявшее на всю дальнейшую жизнь, произошло с Андрием, когда он учился в бурсе?

В7. Какие слова автора объясняют стремление именно Андрия к любви?

В8. Укажите прием художественной выразительности в словосочетаниях «бедной матери», «тяжелый и сильный характер».

В9. Укажите прием художественной выразительности во фразе: «он также кипел жаждою подвига».

В10. Укажите прием художественной выразительности во фразе: «никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».
III . Часть С.
Ответ на задания C1С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5—8 предложений.

С1. В чем Андрий отличался от брата? Ответ обоснуйте.

С2. Почему автор не дает в повести имени полячке? Ответ обоснуйте.
Вариант 3

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
И когда все было сделано как нужно, сказал [Тарас Бульба] речь козакам, не для того, чтобы ободрить и освежить их, — знал, что и без того крепки они духом, — а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце.

— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли басурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а. — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может!
Ответы на задания BlВ10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. О чем произносит речь Тарас Бульба?

В2. Найдите предложение, в котором заключена основная мысль Тараса Бульбы.

В3. В какой момент произносит Тарас речь?

В4. Как объясняет автор, для чего произносит Тарас речь?

В5. Каким приёмом передает автор эмоциональность речи Тараса?

В6. В каком значении использовано слово «басурманы»?

В7. Укажите прием художественной выразительности во фразе: «как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!».

В8. Укажите прием художественной выразительности в словосочетаниях «города пышные», «сердечное слово».

В9. Найдите фразеологизм в первом предложении.

В10. Укажите прием художественной выразительности: «. остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша».
III . Часть С.
Ответ на задания CIС2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5—8 предложений.

С1. Как вы понимаете слова Тараса Бульбы: «Нет уз святее товарищества!»? Ответ обоснуйте.

С2. Почему Тарас Бульба вспоминает в своей речи времена Древней Руси? Ответ обоснуйте.
Вариант 4

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
. Как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен. Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.

— Ну, что ж теперь мы будем делать? — сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

— Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Андрий был безответен.

— Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
Ответы на задания В1—В10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. Какая деталь указывает, что Андрий не раскаивается в предательстве?

В2. Какие сравнения подчеркивают ничтожность Андрия перед отцом?

В3. Какая деталь указывает на то, что Андрий понимает всю тяжесть своего преступления?

В4. Какой эпитет подчеркивает страх Андрия перед отцом?

В5. Каково авторское отношение к смерти Андрия?

В6. Какие сравнения сближают описание смерти Андрия с фольклорной поэтикой?

В7. Вспомните, с кем сравнивает Андрия сам Тарас Бульба?

В8. Вспомните, о чем сожалеет Тарас, глядя на убитого им сына?

В9. Найдите в отрывке фразеологизм.

В10. Укажите прием художественной выразительности в словосочетаниях «бешеный порыв», «бессильная ярость».
III . Часть С.
Ответ на задания CIС2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5—8 предложений.