Контрольная работа в 10 классе по теме Общество и человек тест по обществознанию (10 класс) по теме

3) даёт наглядный образ предмета

Контрольная работа по обществознанию «Общество и человек», 10 класс

Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

верны оба суждения

оба суждения неверны

10. Какой метод используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания

1. измерение 2. наблюдение 3. абстрагирование 4. эксперимент

11. Основой человеческого существования является

1. потребительство 2. деятельность 3. любовь 4. Дружба

12. Со­ци­аль­ной по­треб­но­стью че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся по­треб­ность в

1) пище и воде 2) воз­ду­хе 3) фи­зи­че­ском дви­же­нии 4) об­ще­НИИ

13. В понятие «социальный институт» не входит

1. школа 2. брак 3. армия 4. дружба

14. Вставьте пропущенное слово

Процесс воздействия общества на индивидов, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в обществе, становятся личностью, называется____________________________

15. Установите соответствие между общественным институтом и сферой общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

1) Социальная сфера А) законодательное собрание

2) Духовная сфера Б) народность

3) Политическая сфера В) производство

4) Экономическая сфера Г) наука

16. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.

1.Плотники 2.Каменщики 3.Строящийся дом 4. Крановщики

5. Подъемные краны 6. Правила техники безопасности 7. Строительные материал

17. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) Повышение налогов на бензин.

Б) Выражение недоверия правительству.

В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей.

18. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­щающим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

4) вид де­я­тель­но­сти

5) по­зна­ние

19. Ниже при­ведён пе­ре­чень ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем ДВУХ, от­но­сят­ся к фор­мам по­зна­ния.

20. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) на­блю­де­ние

2) экс­пе­ри­мент

3) метод по­зна­ния

4) ан­ке­ти­ро­ва­ние

5) ин­тер­вью­и­ро­ва­ние

21.Установите соответствие между приведенными в первом столбце опре­делениями и приведенными во втором столбце понятиями.

1. Человек, активно осваивающий и целенаправ­ленно преобразующий природу, общество и себя

2. Отдельно взятый представитель человеческого рода

3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств

22.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением ОДНОГО, связаны с понятием «свобода личности». Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «свобода личности».

Контрольная работа в 10 классе по теме «Общество и человек»
тест по обществознанию (10 класс) по теме

Материал предназначен для использования в 10 классе после прохождения темы «Общество и человек». Задания расчитаны на 1 урок. Контрольная работа имеет структуру заданий ЕГЭ по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
kont_v_10_kl_obich.docx 20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа в 10 классе по теме «Общество и человек»

  1. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
  1. К глобальным проблемам современного мира относится

возникновение новых межгосударственных объединений

завершение промышленного переворота

существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты

интенсивное развитие науки

  1. Всё то, что создано человеком, в своей совокупности называется
  1. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?

В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  1. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

развитое фабричное производство

создание основного продукта в сельском хозяйстве

завершение промышленного переворота

находится в развитии

выступает в качестве творца культуры

развивается по собственным законам

  1. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.

Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  1. Что из нижеприведенного является особенностью постиндустриального общества?
  1. религиозный характер культуры
  2. переход от натурального к товарному производству
  3. завершение промышленного переворота
  4. развитие информационных технологий

9. В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

экономической и социальной

политической и экономической

социальной и духовной

экономической и духовной

10 Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

1) прогрессом 2) революцией 3) контрреформой 4) эволюцией

В1 . Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1) эволюция А) радикальное, коренное, глубокое качественное изменение, скачок в развитии природы,

общества или познания

2) революция Б) преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни

(экономики), порядков (институтов, учреждений)

3) реформа В) процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе

В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

С1 Укажите и проиллюстрируйте примерами любые три критерия общественного прогресса.

С2 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Традиционное общество и его особенности ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа «Основные классы неорганических веществ» химия 8 класс по программе О.С. Габриеляна ( 16 вариантов)

Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических веществ» для учащихся 8 класса обучающихся по программе О.С. Габриеляна. Работа содержит 16 вариантов. Задания каждого варианта одинако.

контрольная работа 8 класс обществознание человек и общество из банка гиа

работа создана из банка гиа.

Контрольная работа по обществознанию по теме: «Права человека и гражданина»

Итоговая контрольная работа по обществознанию по теме » Права человека и гражданина» для 9 класса.

Тестовые контрольные работы по темам: 1. Информационная деятельность человека»; 2. Состав, структура и программное обеспечение ЭВМ»

Тестовые контрольные работы по темам:1. «Информационная деятельность человека»2. «Общий состав и структура персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем, их программн.

Контрольная работа на тему: «Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху» в 8 классе

Контрольная работа на тему: «Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху» в 8 классе состоит из 6 вариантов, в каждом из которых 4 задания.

Контрольно измерительные материалы по русскому языку (годовая контрольная работа), 5 класс

Контрольно измерительные материалы по русскому языку для 5 класса содержат кодификатор и спецификацию, 1 демонстрационный выриант заданий и ответы к нему, на основе предложенного КИМ можно создать ана.

контрольная работа 8 класс работа тока, мощность, емкость конденсатора и закон Джоуля-Ленца

контрольная работа 8 класс работа тока, мощность, емкость конденсатора и закон Джоуля-Ленца.

Контрольная работа по теме «Общество и человек», 10 класс

3.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «аг­рар­ное об­ще­ство». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

5) боль­шая семья

4.Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке свой­ства че­ло­ве­ка, име­ю­щие со­ци­аль­ную при­ро­ду. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) спо­соб­ность к сов­мест­ной пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти

2) стрем­ле­ние к са­мо­ре­а­ли­за­ции

3) уме­ние при­спо­саб­ли­вать­ся к при­род­ным усло­ви­ям

4) устой­чи­вые взгля­ды на мир и свое место в нем

5) по­треб­ность в воде, пище, от­ды­хе

5.Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке осо­бен­но­сти ре­фор­мы как формы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) су­ще­ствен­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, вво­ди­мые за­кон­ным путём

2) смена пра­вя­щей груп­пи­ров­ки при со­хра­не­нии су­ще­ству­ю­щих об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний

3) по­сте­пен­ное из­ме­не­ние в раз­лич­ных сфе­рах об­ще­ства, про­ис­хо­дя­щее под вли­я­ни­ем объ­ек­тив­ных фак­то­ров

4) круп­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, про­во­ди­мые по ини­ци­а­ти­ве вла­стей

5) мас­штаб­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, не за­тра­ги­ва­ю­щие фун­да­мен­таль­ных основ жизни об­ще­ства

6.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми раз­лич­ных об­ществ и их ти­па­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A) гос­под­ство сель­ско­го на­ту­раль­но­го хо­зяй­ства

Б) до­ми­ни­ро­ва­ние ин­тен­сив­ных тех­но­ло­гий

B) гос­под­ство об­щин­ной соб­ствен­но­сти

Г) пре­об­ла­да­ние руч­ных ору­дий труда

Д) раз­ви­тие рас­ши­рен­но­го вос­про­из­вод­ства

1) тра­ди­ци­он­ное (аг­рарное)

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

7. Граж­дан­ку А. от­ли­ча­ет креп­кое здо­ро­вье, тем не менее она любит хо­дить на приём к вра­чам и не толь­ко про­хо­дить про­фи­лак­ти­че­ские об­сле­до­ва­ния, но и бе­се­до­вать с ними на темы, далёкие от бо­лез­ней. Какие по­треб­но­сти ре­а­ли­зу­ют­ся в этих дей­стви­ях граж­дан­ки А.? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) в под­дер­жа­нии сво­е­го здо­ро­вья

2) в фи­зи­че­ском раз­ви­тии

3) в ма­те­ри­аль­ной под­держ­ке

6) в про­фес­си­о­наль­ном об­ра­зо­ва­нии

8.Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

Ка­че­ствен­ные из­ме­не­ния во вза­и­мо­дей­ствии че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства с при­ро­дой по­лу­чи­ли на­зва­ние тех­но­ген­ных ре­во­лю­ций. Каж­дая такая ре­во­лю­ция, по­рож­ден­ная раз­ви­ти­ем че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, при­во­ди­ла к из­ме­не­нию роли че­ло­ве­ка в при­ро­де. Пер­вой из по­доб­ных ре­во­лю­ций стала ре­во­лю­ция нео­ли­ти­че­ская, или _________________(А). Её ре­зуль­та­том стало за­рож­де­ние ________________(Б) хо­зяй­ства, фор­ми­ро­ва­ние новых видов хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти людей – ско­то­вод­ства и зем­ле­де­лия. Че­ло­век смог сам обес­пе­чи­вать себя про­дук­та­ми пи­та­ния. Сле­дом за зем­ле­де­ли­ем и ско­то­вод­ством воз­ни­ка­ют ремёсла, раз­ви­ва­ет­ся тор­гов­ля.

Сле­ду­ю­щей тех­но­ген­ной ре­во­лю­ци­ей была ________________(В) ре­во­лю­ция. Её на­ча­ло при­хо­дит­ся на век Про­све­ще­ния. Суть этой ре­во­лю­ции за­клю­ча­ет­ся в пе­ре­хо­де от руч­но­го труда к ма­шин­но­му, в раз­ви­тии круп­ной фаб­рич­ной про­мыш­лен­но­сти, когда ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние по­сте­пен­но за­ме­ня­ют на про­из­вод­стве ряд функ­ций че­ло­ве­ка. Эта ре­во­лю­ция спо­соб­ство­ва­ла росту и раз­ви­тию круп­ных го­ро­дов – ____________________(Г), раз­ви­тию новых видов транс­пор­та и связи, упро­ще­нию кон­так­тов между жи­те­ля­ми раз­ных стран и кон­ти­нен­тов.

Сви­де­те­ля­ми тре­тьей тех­но­ген­ной ре­во­лю­ции стали люди, жив­шие в XX веке. Это пост­ин­ду­стри­аль­ная, или _________________(Д), ре­во­лю­ция, свя­зан­ная с по­яв­ле­ни­ем «умных машин» – ком­пью­те­ров, раз­ви­ти­ем мик­ро­про­цес­сор­ных тех­но­ло­гий, элек­трон­ных средств связи. В оби­ход проч­но вошло по­ня­тие «ком­пью­те­ри­за­ция» – мас­со­вое при­ме­не­ние ком­пью­те­ров на про­из­вод­стве и в быту. По­яви­лась все­мир­ная сеть Ин­тер­нет, от­крыв­шая огром­ные воз­мож­но­сти для по­ис­ка и по­лу­че­ния любой ин­фор­ма­ции. Новые тех­но­ло­гии су­ще­ствен­но об­лег­чи­ли труд мил­ли­о­нов людей, при­ве­ли к росту _______________________(Е) труда. Для при­ро­ды по­след­ствия этой ре­во­лю­ции слож­ны и про­ти­во­ре­чи­вы.

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) ме­га­по­лис 2) про­из­во­ди­тель­ность 3) мет­ро­по­лия

4) сто­и­мость 5) аг­рар­ная 6) при­сва­и­ва­ю­щее

7) ин­фор­ма­ци­он­ная 8) про­мыш­лен­ная 9) про­из­во­дя­щее

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 9-11

Образ ре­во­лю­ции

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный образ ре­во­лю­ции. имеет не­сколь­ко ос­нов­ных со­став­ля­ю­щих: на­си­лие, но­виз­ну и все­общ­ность пе­ре­мен. Эти при­зна­ки при­ме­ня­ют­ся в рав­ной, сте­пе­ни к ре­во­лю­ци­он­но­му про­цес­су, к его при­чи­нам и след­стви­ям.

Ре­во­лю­ция ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как самый ин­тен­сив­ный, на­силь­ствен­ный и осо­знан­ный про­цесс из всех со­ци­аль­ных дви­же­ний. В ней видят пре­дель­ное вы­ра­же­ние сво­бод­ной воли и глу­бо­ких чувств, про­яв­ле­ние не­за­у­ряд­ных ор­га­ни­за­ци­он­ных спо­соб­но­стей и вы­со­кой идео­ло­гии со­ци­аль­но­го про­те­ста.

При­ня­то счи­тать, что пред­по­сыл­ка­ми ре­во­лю­ций ста­но­вят­ся фун­да­мен­таль­ные со­ци­аль­ные ано­ма­лии или во­пи­ю­щие про­яв­ле­ния не­спра­вед­ли­во­сти, со­еди­не­ние борь­бы между эли­та­ми с более глу­бо­ки­ми со­ци­аль­ны­ми фак­то­ра­ми, по­доб­ны­ми клас­со­вой борь­бе, во­вле­че­ние в со­ци­аль­ное дви­же­ние круп­ных об­щест-вен­ных групп и их по­ли­ти­че­ская ор­га­ни­за­ция.

Ре­зуль­та­ты ре­во­лю­ции пред­став­ля­ют­ся мно­го­сто­рон­ни­ми. Во-пер­вых, это на­силь­ствен­ное из­ме­не­ние су­ще­ству­ю­ще­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма. Во-вто­рых, за­ме­на не­спо­соб­ной пра­вя­щей элиты или пра­вя­ще­го клас­са дру­ги­ми.

В-тре­тьих, да­ле­ко иду­щие из­ме­не­ния во всех ин­сти­ту­ци­о­наль­ных сфе­рах, в первую оче­редь в эко­но­ми­ке и клас­со­вых от­но­ше­ни­ях, — из­ме­не­ния, ко­то­рые на­прав­ле­ны на мо­дер­ни­за­цию боль­шин­ства ас­пек­тов со­ци­аль­ной жизни, на эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие и ин­ду­стри­а­ли­за­цию, цен­тра­ли­за­цию и рас­ши­ре­ние круга участ­ву­ю­щих в по­ли­ти­че­ском про­цес­се. В-чет­вер­тых, ра­ди­каль­ный раз­рыв с про­шлым. Счи­таю, в-пятых, что ре­во­лю­ции осу­ществ­ля­ют не толь­ко ин­сти­ту­ци­о­наль­ные и ор­га­ни­за­ци­он­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, но и вно­сят из­ме­не­ния в нрав­ствен­ность и вос­пи­та­ние.

9.Что, по мысли ав­то­ра, вы­де­ля­ет ре­во­лю­цию из дру­гих со­ци­аль­ных дви­же­ний?

10.Что автор от­но­сит к пред­по­сыл­кам ре­во­лю­ции?

11.Ка­ко­вы при­зна­ки ре­во­лю­ции? Какие из них можно от­не­сти и к ре­фор­ме? Про­ил­лю­стри­руй­те свой по­след­ний вывод при­ме­ром.

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/

Контрольная работа по обществознанию, 10 класс. профиль

Тема: Общество и человек

1.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ТИП ОБ­ЩЕ­СТВА

ОС­НО­ВА ПРО­ИЗ­ВОД­СТВА

Земля и руч­ной труд

2.Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную ди­на­ми­ку. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

3.Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция

по­ли­ти­че­ская ре­фор­ма

со­ци­аль­ная ди­на­ми­ка

контр­ре­фор­ма в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния

об­ще­ствен­ный про­гресс

4.Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке об­ще­ствен­ные яв­ле­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) воз­ник­но­ве­ние го­су­дар­ства

2) ге­не­ти­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность к от­дель­ным за­бо­ле­ва­ни­ям

3) про­яв­ле­ния на­след­ствен­но­сти

4) фор­ми­ро­ва­ние наций

5) чув­ствен­ное вос­при­я­тие мира

6) раз­ви­тие рынка

5.Най­ди­те в при­ведённом спис­ке черты об­ще­ства как ди­на­мич­ной си­сте­мы и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) обособ­ле­ние от при­ро­ды

2) от­сут­ствие вза­и­мо­свя­зи под­си­стем и об­ще­ствен ных ин­сти­ту­тов

3) спо­соб­ность к са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­раз­ви­тию

4) вы­де­ле­ние из ма­те­ри­аль­но­го мира

5) по­сто­ян­ные из­ме­не­ния

6) воз­мож­ность де­гра­да­ции от­дель­ных эле­мен­тов

6.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и типом об­ще­ства: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A) со­слов­ная струк­ту­ра об­ще­ства

Б) се­рий­ное про­из­вод­ство то­ва­ров мас­со­во­го по­треб­ле­ния

B) низ­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность

Г) ве­ду­щая роль ин­фор­ма­ции в жизни об­ще­ства

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

7.В стра­не Z за­ко­но­да­тель­но за­креп­ле­на со­слов­ная струк­ту­ра об­ще­ства. Какие дру­гие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что в стра­не су­ще­ству­ет об­ще­ство тра­ди­ци­он­но­го типа? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки.

1) Боль­шин­ство тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния за­ня­то в аг­рар­ном сек­то­ре.

2) Ве­ду­щую роль в ду­хов­ной жизни об­ще­ства иг­ра­ет ре­ли­гия.

3) Част­ные ин­те­ре­сы пре­об­ла­да­ют над кол­лек­тив­ны­ми.

4) Эко­но­ми­ка раз­ви­ва­ет­ся по прин­ци­пам сво­бод­но­го рынка.

5) Об­ще­ство ока­зы­ва­ет ак­тив­ное пре­об­ра­зо­ва­тель­ное вли­я­ние на при­ро­ду.

6) Низ­кий уро­вень со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.

8. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

Пре­одо­ле­ние про­ти­во­ре­чий в _______(А) через овла­де­ние со­от­вет­ству­ю­щи­ми спо­со­ба­ми её вы­пол­не­ния (уме­ни­я­ми, на­вы­ка­ми, при­е­ма­ми, зна­ни­я­ми) ведёт к _______(Б) и пред­став­ля­ет собой его суть. Ве­ду­щая роль в овла­де­нии но­вы­ми эф­фек­тив­ны­ми спо­со­ба­ми удо­вле­тво­ре­ния _______(В) при­над­ле­жит обу­че­нию и _______(Г). Отбор, раз­ви­тие и куль­ти­ви­ро­ва­ние по­треб­но­стей, име­ю­щих об­ще­ствен­ную и _______(Д) цен­ность, яв­ля­ет­ся одним из цен­траль­ных за­да­ний в фор­ми­ро­ва­нии лич­но­сти. В фор­ми­ро­ва­нии _______(Е) су­ще­ствен­ную роль иг­ра­ет пре­ем­ствен­ность в обу­че­нии и вос­пи­та­нии. Раз­ви­тие лич­но­сти – слож­ный про­цесс, в ко­то­ром уров­ни раз­ви­тия по­сто­ян­но из­ме­ня­ют­ся. Раз­ви­тие по­зна­ва­тель­ных пси­хи­че­ских про­цес­сов, эмо­ций и чувств, воли, по­треб­но­стей, ин­те­ре­сов, иде­а­лов и убеж­де­ний, со­зна­ния и са­мо­со­зна­ния, спо­соб­но­стей, тем­пе­ра­мен­та и ха­рак­те­ра, уме­ний, на­вы­ков и при­вы­чек на­хо­дит­ся в слож­ном ме­ж­этап­ном вза­и­мо­дей­ствии.

1) вос­пи­та­ние 2) де­я­тель­ность 3) лич­ност­ный

4) ка­че­ствен­ный 5) ин­ди­вид 6) лич­ность

7) раз­ви­тие 8) роль 9) по­треб­ность

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 9-11.

В со­вре­мен­ной лек­си­ке об­ще­ства­ми могут на­зы­вать и на­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ные об­ра­зо­ва­ния, су­ще­ству­ю­щие на по­ли­ти­че­ской карте мира, и доб­ро­воль­ные объ­еди­не­ния людей по про­фес­си­ям и ин­те­ре­сам (Об­ще­ство фи­ла­те­ли­стов, Об­ще­ство спа­се­ния на водах и т. д.). Об об­ще­стве го­во­рят тогда, когда имеют в виду со­ци­аль­ное окру­же­ние че­ло­ве­ка, круг его об­ще­ния (предо­сте­ре­гая от по­па­да­ния в «дур­ное об­ще­ство»).

Что же име­ну­ют об­ще­ством учёные, стре­мя­щи­е­ся по­нять сущ­ность об­ще­ствен­ной жизни, усло­вия и ме­ха­низ­мы её су­ще­ство­ва­ния?

Каж­до­му из нас при­хо­ди­лось стал­ки­вать­ся с ан­ти­те­зой «об­ще­ство — при­ро­да», ко­то­рая слу­жит сред­ством клас­си­фи­ка­ции яв­ле­ний по их при­над­леж­но­сти к раз­лич­ным фор­мам су­ще­ство­ва­ния, уров­ням ор­га­ни­за­ции окру­жа­ю­ще­го и охва­ты­ва­ю­ще­го нас мира. Мы знаем, к при­ме­ру, что пла­не­тар­ная си­сте­ма или сила тя­го­те­ния при­над­ле­жат к миру при­род­ных ре­а­лий, в то время как гид­ро­стан­ции, сим­фо­ни­че­ская му­зы­ка или со­весть при­над­ле­жат об­ще­ству, пред­став­ля­ют собой об­ще­ствен­ные яв­ле­ния, от­сут­ству­ю­щие в цар­стве при­ро­ды. В таком наи­бо­лее ши­ро­ком по­ни­ма­нии тер­мин «об­ще­ство» пред­став­ля­ет собой си­стем­ную со­во­куп­ность свойств и при­зна­ков, при­су­щих яв­ле­ни­ям и кол­лек­тив­ной, и ин­ди­ви­ду­аль­ной жизни людей, бла­го­да­ря ко­то­рым они вклю­ча­ют­ся в осо­бый мир, вы­де­лен­ный из при­ро­ды и от при­ро­ды от­лич­ный.

В таком своём зна­че­нии тер­мин «об­ще­ство» сов­па­да­ет с по­ня­ти­я­ми «на­дор­га­ни­че­ский мир», «со­ци­о­куль­тур­ная ре­аль­ность», «со­ци­аль­ная форма дви­же­ния ма­те­рии», «со­ци­ум» и пр., с по­мо­щью ко­то­рых раз­ные на­уч­ные школы пе­ре­да­ют спе­ци­фи­ку не­при­род­ных ре­а­лий на­ше­го мира.

Со­от­вет­ствен­но боль­шин­ство фи­ло­со­фов и со­цио­ло­гов кри­ти­че­ски от­но­сят­ся к по­пыт­кам учёных-есте­ствен­ни­ков — пре­жде всего био­ло­гов — уни­вер­са­ли­зи­ро­вать по­ня­тие «об­ще­ство», рас­про­стра­нить его на при­ро­ду, рас­смат­ри­вая об­ще­ство как «кол­лек­тив­ность во­об­ще» и на­зы­вая им пче­ли­ные ульи, му­ра­вей­ни­ки или вол­чьи стаи. На­про­тив, об­ще­ство рас­смат­ри­ва­ет­ся как су­гу­бо спе­ци­фич­ный по своим за­ко­нам мир людей и со­здан­ных ими куль­тур­ных ар­те­фак­тов — по­рож­де­ний че­ло­ве­ка, ко­то­рых нет в не­ру­ко­твор­ной при­ро­де.

И так, в самом ши­ро­ком из своих смыс­лов тер­мин «об­ще­ство» обо­зна­ча­ет со­ци­аль­ность во­об­ще, вы­сту­па­ю­щую как ан­ти­те­за при­ро­ды и при­род­но­го.

(по В.В. Ми­ро­но­ву)

9.При­ве­ди­те три со­дер­жа­щих­ся в тек­сте опре­де­ле­ния по­ня­тия «об­ще­ство» в узком смыс­ле и три опре­де­ле­ния по­ня­тия «об­ще­ство» в ши­ро­ком смыс­ле.

10.На ос­но­ва­нии тек­ста рас­крой­те ав­тор­ское по­ни­ма­ние про­блем со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии как науки. При­ве­ди­те три по­ло­же­ния.

11.Ис­поль­зу­ют ли, по мне­нию ав­то­ра, учёные-об­ще­ство­ве­ды по­ня­тие «об­ще­ство» для опи­са­ния при­род­ных ре­а­лий? При­ве­ди­те фразу из тек­ста, ко­то­рая по­мо­га­ет от­ве­тить на дан­ный во­прос. На­зо­ви­те один при­мер со­ци­аль­ных ре­а­лий из числа со­дер­жа­щих­ся в тек­сте и при­ве­ди­те два соб­ствен­ных при­ме­ра об­ще­ствен­ных ре­а­лий.