Контрольная работа по физике на тему Механические колебания и волны (9 класс)

№5. Записать, какие колебания являются свободными: 1) голосовые связки при пении; 2) груз, подвешенный на пружине, один раз, выведенный из положения равновесия.

Контрольная работа 9 класс «Механические колебания и волны»

Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.

Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.

Методическое пособие для контроля знаний по темам «Сила тока. Напряжение», «Сопротивление», «Закон Ома» составлено Александровой Ириной Игоревной, учителем физики ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» Санкт-Петербурга. Представлены по 4 варианта тестов на каждую тему.

«Тест для контроля знаний по теме «Механика» при итоговом повторении курса физики в 11 классе» Работа выполнена Сокольской Лидией Николаевной, учителем физики МОУ Фруктовская СОШ Луховицкого района Московской области Тест выполнен в четырёх вариантах. На его выполнение отводится 25 минут. Каждый вариант содержит 10 тестовых заданий. Задания «1 – 8» ─ тестовые задания закрытого типа с выбором одного верного ответа; задание №9 ─ тестовое задание закрытого типа на установление соответствия; задание №10 ─ тестовое задание открытого типа с развёрнутым ответом (расчётная задача). Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удаётся выполнить сразу, рекомендуется перейти к следующему заданию. Если останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. При выполнении теста разрешается пользоваться калькулятором.

Контрольная работа по физике на тему «Механические колебания и волны» (9 класс)

Данная контрольная работа представлена в двух вариантах и проводится по окончании изучения темы «Механические колебания и волны». Структура работы следующая: задачи распределены по трем уровням: А, В и С. Уровень А (№ 1-№ 7) — тестовая часть, уровень В — задание на соответствие (№ 8) и две задачи с кратким решением (№ 9 и № 10), уровень С (№ 11) — задача с развернутым решением. Использовано пособие И. В. Годовой «Физика. 9 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате». Мною материал переработан из формата PDF в Word c помощью специальной программы (ABBYY FineReader).

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по физике на тему «Механические колебания и волны» (9 класс)»

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ А Выберите один верный ответ.

Что является основным признаком колебательного движения?

изменение скорости тела с течением времени 2) изменение ускорения тела с течением времени

повторение движения тела через одинаковые промежутки времени

периодические изменения скорости и ускорения тела

В каких из представленных на рисунке случаев амплитуды ко­лебаний одинаковы?

амплитуды всех колебаний одинаковы

Определите период колебательного движения, изображенного на рисунке.

4. На рисунке изображен математический маятник. В какой точке кинетическая энергия маятника максимальна?

1) А 2) Б 3) В 4) во всех точках одинакова

Необходимо экспериментально установить зависимость пе­риода колебаний пружинного маятника от массы груза. Какие из предложенных на рисунке маятников подходят для этого опыта? (Все пружины изображены в недеформируемом состоянии).

В воздухе распространяется звуковая волна. Расстояние от области повышенного давления до ближайшей области пони­женного давления 10 см, расстояние между ближайшими областя­ми повышенного давления 20 см, между ближайшими областями пониженного давления 20 см. Какова длина звуковой волны?

60 см 2) 40 см 3) 20 см 4) 10 см

Обязательными условиями возбуждения звуковой волны яв­ляются:

А — наличие источника колебаний, Б — наличие упругой среды, В — наличие прибора для регистрации звука. Правильным является выбор условий

А и Б 2) Б и В 3) А и В 4) А, Б и В

Три источника издают звуки с различными характеристи­ками. Установите соответствия утверждений из левого столбца таблицы с их графиками в правом столбце.

А. Звук наибольшей громкости

Б. Звук наибольшей высоты тона

Решите задачи.

Материальная точка за 1 мин совершила 300 колебаний. Определить период и частоту колебаний.

Звук в воде распространяется со скоростью 1400 м/с. Чему равна длина волны звука, вызываемого источником колебаний с частотой 200 Гц?

Решите задачу.

Груз подвешен на нити и отклонен от положения равнове­сия так, что его высота над землей увеличилась на 20 см. С какой скоростью тело будет проходить положение равновесия при сво­бодных колебаниях?

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ВАРИАНТ 2

ЧАСТЬ 1. Выберите один верный ответ.

Какие из перечисленных ниже явлений являются механиче­скими колебаниями?

падение яблока с ветки на землю 2) движение Луны вокруг Земли

3) движение иглы швейной машины но время работы

4) продолжение движения автомобиля после нажатия на тормоз

2. Определите амплитуду колебательного движения, изобра­женного на рисунке.

3. В каких из представленных на рисунке случаев периоды колебаний одинаковы?

периоды всех колебаний одинаковы

4. Груз, прикрепленный к пружине, совершает колебания между точками 1 и 3. В каком положении потенциальная энергия маятни­ка имеет наименьшее значение?

во всех положениях потенциальная энергия одинакова

5. В экспериментальном исследовании установлено, что при неизменной амплитуде колебаний математического маятника уве­личение в 4 раза длины нити приводит к увеличению периода ко­лебаний маятника в 2 раза. Какая зависимость между периодом и длиной нити наблюдается в этом опыте? ( k — постоянный коэф­фициент, А — амплитуда колебаний).

1) T = kl 2) T = kA/l 3) T = kl 2 4) T = k

6. На рисунке представлен график зависимости смещения ча­стиц в волне от расстояния, проходимого волной. Какой стрелкой на графике правильно обозначена длина волны?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

7. В направлении распространения волны в среде происходит перенос на значительные расстояния

энергии без переноса вещества среды 2) вещества среды без переноса энергии

3) и вещества среды, и энергии 4) источника воли

Три источника издают звуки с различными характеристи­ками. Установите соответствия утверждений из левого столбца таблицы с их графиками в правом столбце.

А. Звук минимальной громкости

Б. Звук самого низкого тона

Решите задачи.

За минуту тело совершило 12 колебаний. Определить период и частоту колебаний.

Волна распространяется со скоростью 6 м/с при частоте колебаний 5 Гц. Чему равна длина волны?

Решите задачу.

Груз массой 2 кг, закрепленный на пружине жесткостью 200 Н/м, совершает гармонические колебании с амплитудой 10 см. Какова максимальная скорость груза?

Контрольная работа по физике. Тема: «Механические колебания и волны»
тест по физике (9 класс) на тему

Контрольная работа по физике. Тема: «Механические колебания и волны».9класс.

Для диагностики и контроля знаний учащихся по физике в 9 классе в рамках календарно-тематического планирования, в соответствии с учебной программой, разработана контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук».

9 класс обучается по программе, составленной в соответствии с новым, федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Согласно базисного учебного плана на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания отводится 2 часа.

Контрольная работа состоит из 2-х вариантов.

Каждый вариант работы состоит из 3-х частей и включает 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 10 заданий с выбором ответа (к каждому заданию приводится 4-5 вариантов ответа, из которых верен только один).

Часть 2 включает 1задание (к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр или числа). Задание №11 – задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.

Часть 3 содержит 3 задания: 2 задания с развернутым ответом и 1 экспериментальное задание, для выполнения которого используется лабораторное оборудование.

В контрольной работе представлены задания разного уровня сложности: базовый, повышенный, высокий.

Задания базового уровня (простые задания на проверку усвоения наиболее важных физических понятий, явлений и законов, умение работать с информацией физического содержания):

часть 1 – 10 заданий с выбором ответа

Задания повышенного уровня (проверка умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, умения решать качественные и расчетные задачи по данной теме «Механические колебания и волны. Звук». №12, и №13.

Задания высокого уровня –– №14 (проверка умения использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач, проводить экспериментальные исследования.

В ходе выполнения контрольной работы проверяются следующие виды деятельности:

  1. Владение основным понятийным аппаратом по данной теме

Знание и понимание смысла понятий.

Знание и понимание смысла физических величин.

Знание и понимание смысла физических законов.

Умение описывать и объяснять физические явления.

  1. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.
  2. Решение задач различного типа и уровня сложности.
  3. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности повседневной жизни.

Учащиеся должны знать и уметь (виды и умений, обязательных при усвоении данного раздела физики):

Запись и вычисление значения физических величин.

Знание наиболее распространенных явлений, понятий, физических величин.

Объяснение результатов наблюдений и экспериментов; проведение экспериментов, прямых и косвенных измерений.

Расчет физических величин по графикам.

Анализ графической информации.

Графическое изображение колебательного движения.

Расчет физических величин по формулам.

Применение законов для анализа природных явлений.

Свободные колебания. Колебательные системы.

Характеристики колебательного движения.

Превращение энергии при колебательном движении.

Распространение колебаний в упругой среде. Волны.

Поперечные и продольные волны.

Источники звука. Звуковые колебания.

Звуковые волны. Характеристики звуковой волны.

Свойства звуковых волн (отражение, эхо).

Время для выполнения контрольной работы составляет 45 мин., используется калькулятор и экспериментальное оборудование (штатив с муфтой и лапкой, пружина с прикрепленным к ней грузом, часы с секундной стрелкой (или секундомер).

1.Какая из систем, изображенных на рисунке, не является колебательной?

2.Период колебаний пружинного маятника 0,5с. Чему равна частота колебаний?

А. 1Гц Б. 0,5Гц В. 2Гц Г. 4Гц

3.Шарик на пружине совершает свободные колебания около положения равновесия х=0, перемещаясь из точки с координатой х=0,1м в точку с координатой х=-0,1м(см. рис.) и обратно. Чему равна амплитуда колебаний шарика?

А. 0 Б. 0,1м В. 0,2 м Г. Среди ответов А-В нет правильного

4.Амплитуда свободных колебаний тела равна 50см. Какай путь прошло это тело за ¼ периода колебаний?

А. 1м Б. 0,5м В. 2м Г. 1,5м

5.На рисунке представлена зависимость координаты тела , совершающего гармонические колебания, от времени? Чему равен период колебаний?

А. 0,02с Б. 0,04с В. 0,08с Г. 0,1с

6.Как изменится период колебаний математического маятника при увеличении амплитуды его в 2раза?

А.Увеличится в 2раза

Б. Уменьшится в 2раза

Г. Среди ответов А-В нет правильного

7.Упругие продольные волны могут распространятся …

А.Только в твердых средах.

В. Только в газах.

Г. Только в газах и жидкостях.

8.На рисунке представлен график волны. Чему равна длина волны?

А. 50м Б.100м В. 150м Г. 200м

9.Какова глубина моря, если посланный и отраженный сигналы от морского дна возвратились через 1,5с? Скорость звука в воде принять равной 1500м/с.

А. 1500м Б. 2250м В. 1125м Г. 4500м

10.Определите скорость распространения волны, если ее длина 5м, а период колебаний 10с?

А. 0,5м/с Б. 50м/с В. 2м/с Г. Среди ответов А-В нет правильного

11. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

А) Громкость звука 1) Амплитуда

Б)Высота звука 2)Совокупность обертонов

В) Тембр звука 3) Частота

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12.Как изменится период колебания нитяного маятника длиной 1м, если нить удлинить на 3м?

13.Амплитуда малых свободных колебаний пружинного маятника 9см, масса груза 100г, жесткость пружины 40 Н/м. Определите максимальную скорость колеблющегося груза.

14. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину с прикрепленным к ней грузом часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний пружинного маятника от массы. Определите время для 10 полных колебаний и вычислите период колебаний для двух случаев, когда масса равна, соответственно, 100 и 200г.

В бланке ответов:

  1. Сделайте рисунок экспериментальной установки;
  2. Укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени для двух масс маятника в виде таблицы;
  3. Вычислите период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;
  4. Сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний пружинного маятника от массы.

1.Тело совершает свободные колебания. На рисунке показаны силы, действующие на тело Какая из этих сил всегда направлена к положению равновесия и периодически изменяется?

А. F ₁ Б. F ₄ В. F ₂ Г. F ₃

2. Обязательными условиями возбуждения звуковой волны являются:

1– наличие источника колебаний,

2 – наличие упругой среды,

3 – наличие прибора для регистрации звука.

Правильным является выбор условий

3. Материальная точка за 20с совершила 100 полных колебаний. Определите период колебаний.

А. 5с Б. 0,2с В. 0.05с Г. 0,01с

4.На рисунке изображены графики зависимости координаты колеблющего тела от времени при свободных колебаниях. Какой из графиков соответствует затухающим гармоническим колебаниям?

А. г) Б. а) В. б) Г. д ) Д. в)

5. На рисунке представлен график волны. Чему равна длина волны?

А. 0,2м Б. 0,4м В. 0,6м Г. 0,8м

6. Период свободных колебаний нитяного маятника зависит от …

В.Длины его нити.

Г. Массы груза и длины его нити.

7.На рисунке представлены различные положения колеблющегося маятника. В каком положении маятник обладает только кинетической энергией?

А. г) Б. а) В. б) Г. д ) Д. в)

8. Период свободных колебаний нитяного маятника равен 5с. Чему равна его частота ?

А. 0,2Гц Б. 0,5Гц В. 2Гц Г. 5Гц

9.Волна с периодом 0,5с распространяется со скоростью 10м/с. Длина волны равна

А. 0,05м Б. 5м В. 20м Г. 2м

10.Через какое время человек услышит эхо, если расстояние до преграды, отражающей звук, 68м? Скорость звука в воздухе 340м/с.

А. 0,4с Б. 0,2с В. 5с Г. 0,5с

11.Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

А) длина волны 1)

В) скорость распространения волны 3)

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12.Определите массу груза, колеблющегося на пружине жесткостью 36Н/м, если за 10с он совершает 10 полных колебаний.

13.Нитяной маятник совершая свободные колебания , поднимается на высоту 10см от положения равновесия. Определите скорость маятника при прохождении положения равновесия.

14. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину с прикрепленным к ней грузом часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний пружинного маятника от массы. Определите время для 10 полных колебаний и вычислите период колебаний для двух случаев, когда масса равна, соответственно, 100 и 200г.