Контрольная работа по литературе за 1 – ое полугодиеметодическая разработка на тему

Контрольная работа по литературе за 1 полугодие, 7 класс

Вариант 1
Часть I.
1. Соотнесите автора и произведение.
1. А. С. Пушкин А) «Тарас Бульба»
2. Н. В. Гоголь Б) «Ода на день восшествия…»
3. М. Ю. Лермонтов В) «Борис Годунов»
4. М.В.Ломоносов Г) «Песня про купца Калашникова»
5. И. С. Тургенев Д) «Бирюк»

2. Соотнесите термин и определение.
1) былина А) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека
2) композиция Б) изображение неживых предметов в виде живых существ
3) рассказ В) краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл
4) трагедия Г) построение художественного произведения
5) пословица Д) вид драмы, в основе которого лежит неразрешимый конфликт, часто заканчивающийся смертью героя
6) олицетворениеЕ) картина природы в художественном произведении
7) эпиграф Ж) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях
8) пейзаж З) краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль

Часть II.
1. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?
а) всемирный потоп; б) история блудного сына; в) воскрешение Иисуса Христа; г) история Давида.
2. Кем по роду своей деятельности был Микула?
а) купец; б) пахарь; в) князь; г) разбойник.
3. С кем боролся Петр в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?
а) со змеем; б) с поляками; в) с драконом; г) ни с кем.
4. Какие исторические события изображаются в трагедии «Борис Годунов»?
а) война с поляками; б) воцарение на престол Петра I; в) татаро-монгольское иго; г) смутное время.
5. Какой город восхваляет поэт в поэме «Медный всадник»?
а) Новгород; б) Санкт-Петербург; в) Москву; г) Киев.
6. Как звали главного героя повести «Станционный смотритель»?
а) Иван; б) Пафнутий; в) Самсон; г) Семен.
7. Почему Иван грозный казнит Калашникова?
а) за предательство; б) за убийство опричника; в) за убийство жены; г) за воровство.
8. С кем воевали казаки в повести «Тарас Бульба»?
а) с поляками; б) с немцами; в) друг с другом; г) с литовцами.
9. Почему Андрий предал свою родину?
а) хотел богатой жизни; б) из-за любви; в) из-за ссоры с отцом; г) т.к. попал в плен.
10. Где учились сыновья Тараса Бульбы?
а) в бурсе; б) в гимназии; в) в военной академии; г) в университете.

Часть III.
1. К какому циклу былин относится былина «Садко»?_______________________________________
2. Назовите повести, которые входят в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
____________________________________________________________________________________
3. Укажите название приема (средство выразительности)?

Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием. ________________________________
4. Укажите название приема?
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи буйные…__________________________________
5. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«Хочется мне сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы…»
_______________________________________________________________________________________
6. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«На берегу пустынных волн/ Стоял он, дум великих полн, / И вдаль глядел. Пред ним широко/ Река неслася; бедный челн/ По ней стремился одиноко».
_______________________________________________________________________________________
7. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«Князь тяжело болен. Весь покрыт струпьями и язвами от крови свирепого летающего змия, которого хотел убить он своею рукой. У себя он не нашел, кто бы излечил его».
_______________________________________________________________________________________
8. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«И выходит удалой Кирибеевич, / Царю в пояс молча кланяется, / Скидает с могучих плеч шубу бархатную, / Подпершися в бок рукою правою, / Поправляет другой шапку алую, / Ожидает себе он противника».
_____________________________________________________________________________________
9. О каком герое идет речь? (Назовите героя и произведение).
Схоронили его за Москвой-рекой, / На чистом поле промеж трех дорог: / Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской;/ И бугор земли сырой тут насыпали, / И кленовый крест тут поставили.
_______________________________________________________________________________________
10. О каком герое идет речь? (Назовите героя и произведение).
«… весь был он создан для бранной тревоги и отличался прямотой своего нрава. … Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонены к варшавской стороне…»
_______________________________________________________________________________________

Вариант 2
Часть I.
1. Соотнесите автора и произведение.
1. А. С. Пушкин А) «Ода на восшествие на престол Елизаветы Петровны»
2. Н. В. Гоголь Б) «Песня про купца Калашникова»
3. М. Ю. Лермонтов В) «Тарас Бульба»
4. Г. Р. Державин Г) «Медный всадник»
5. М. В. Ломоносов Д) «Признание»

2. Соотнесите термин и определение.
1) стихотворение А) в литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование
2) былина Б) один из видов эпического произведения, по объему и охвату жизненных явлений больше, чем рассказ, меньше, чем роман.
3) повесть В) один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором собственных чувств
4) метафора Г) последовательность и связь событий в художественном произведении
5) сюжет Д) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях
6) эпитет Е) написанное стихами произведение, часто лирическое, выражающее душевные переживания
7) поэма Ж) слово или выражение, употребленное в переносном смысле
8) рассказчик З) художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет

Часть II.
1. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?
а) резонёр; б) «маленький человек»; в) «лишний человек»; г) «благородный разбойник»
2. Где происходит действие былины «Садко»?
а) Новгород; б) Киев; в) Санкт-Петербург; г) Москва.
3. Какое чудо произошло после смерти Петра и Февронии?
а) тела Петра и Февронии оказались в едином гробе; б) начался проливной дождь; в) на их могилах выросли цветы; г) из тела озарились светом.
4. Кто предсказал Олегу смерть от коня?
а) колдунья; б) волхвы; в) шаман; г) увидел будущее во сне.
5. Какие исторические события изображаются в трагедии «Борис Годунов»?
а) татаро-монгольское иго; б) воцарение на престол Петра I; в) смутное время; г) война с поляками.
6. С кем уехала в Петербург дочь станционного смотрителя?
а) с Верейским; б) с Минским; в) с подругой; д) с Вытебским.
7. С кем бился в кулачном бою купец Калашников?
а) с Иваном Грозным; б) с опричником Кирибеевичем; в) с боярином Ромодановским; г) с другими купцами.
8. Как встретил Тарас своих сыновей, приехавших из училища?
а) начал смеяться над ними; б) обнял их; в) пригласил к столу; г) начал хвалить их.
9. В кого влюбился Андрий?
а) в полячку; б) в соседскую девушку; в) в русскую девушку; г) он никого не любил.
10) Как закончилась жизнь Остапа?
а) был казнен в плену; б) его убил отец; в) уехал заграницу; г) его сожгли на костре.

Часть III.
1. К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула»?_______________________________
2. Назовите повести, которые входят в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
_______________________________________________________________________________________

3. Укажите название приема (средство выразительности)?
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка. ____________________________________________________
4. Укажите название приема.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых. ______________________________________________________________
5. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображавшие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних метах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение».
_________________________________________________________________________________
6. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«Он вошел в дом, нет никого, кто бы его услышал; вошел в горницу и увидел чудное зрелище: сидит девица одна, ткет полотно, а перед нею скачет заяц».
____________________________________________________________________________________
7. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«Князь тихо на череп коня наступил/ И молвил: «Спи, друг одинокий! / Твой старый хозяин тебя пережил…»
_______________________________________________________________________________________
8. Из какого произведения взят отрывок?
«Я скажу тебе, православный царь: / Я убил его вольной волею, / А за что про что – не скажу тебе, / Скажу только Богу единому».
____________________________________________________________________________________
9. О каком герое идет речь? (Назовите героя и произведение).
«Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине».
______________________________________________________________________________________
10. О каком герое идет речь?
«Вижу, как теперь самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».
______________________________________________________________________________________

Контрольная работа по литературе за 1 – ое полугодие
методическая разработка на тему

1. Определите жанр произведения Л. Н. Толстого «Война и мир».

Обоснуйте свой ответ.

2. Какой смысл, по вашему мнению, вкладывал автор в название «Война и мир» ? Какой литературный прием лежит в основе названия?

  1. Основные женские образы в романе «Война и мир». Кто из них близок автору, а кого он осуждает?

4. Какова роль женщины в обществе по мнению Л. Н. Толстого ? Какая героиня подтверждает этот взгляд своим жизненным примером?

  1. Основные вехи духовных исканий Андрея Болконского.
  1. Какой русский писатель 2 – ой половины 19 века по профессии был врачом?
  1. Основные темы, которые затрагивает А. П. Чехов в своих рассказах.
  1. Раскройте одну из тем на примере одного из рассказов Чехова.
  1. В. М. Дорошевич писал в 1904 году о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию». Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?
  1. Кому из известных русских писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия?
  1. В каких произведениях русских писателей мы встречаемся с темой «маленького человека»? Можно ли отнести к той же проблематике повесть «Гранатовый браслет» и почему. Дайте развернутый ответ.
  1. Узнайте персонаж рассказа И. Бунина: «…Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное…» Каким образом показаны полное ничтожество и безликость главного героя?
  1. Какие две легенды противопоставляются в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» и что они собой олицетворяют. Передайте кратко основную мысль одной из легенд (первой).
  2. Произведите анализ стихотворения по плану.

1) О чем говорится в этом стихотворении (тема).

2) Основной смысл этого стихотворения (идея)

3) Найдите ключевые слова, которые передают основной смысл.

4) Ваше отношение к стихотворению.

В — 2 Контрольная работа по литературе за 1 – ое полугодие

1. Определите жанр произведения Л. Н. Толстого «Война и мир».

Обоснуйте свой ответ.

2. Какой смысл, по вашему мнению, вкладывал автор в название «Война и мир» ? Какой литературный прием лежит в основе названия?

  1. Основные женские образы в романе «Война и мир». Кто из них близок автору, а кого он осуждает?

4. Какова роль женщины в обществе по мнению Л. Н. Толстого ? Какая героиня подтверждает этот взгляд своим жизненным примером?

Контрольная работа по литературе за 1 полугодие

а) »Такая ли я была! Я жила , ни об чём не тужила , точно птичка на воле!

Б) »Бла-алепие , милая , бла-алепие. В обетованной земле все живёте ! И купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный»

В) »Не слыхала , мой друг , не слыхала , лгать не хочу . Уж кабы и слыхала , я бы с тобой , мой милый , так не разговаривала»

( Кабаниха , Катерина , Феклуша)

Кому из героинь пьесы »Гроза» принадлежат слова :

» Я говорю : отчего люди не летают так , как птицы? Знаешь , мне иногда кажется , что я птица . Когда стоишь на горе , так и тянет лететь . Вот так бы разбежалась , подняла руки и полетела.»

А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром , на сцене которого были осуществлены практически все его пьесы . Как называется этот театр? ( Художественный театр, Малый театр, »Современник»)

Кто является антиподом Обломова в романе Гончарова »Обломов»?

Кто это? » Пожилой человек в сером сюртуке , с прорехою под мышкой …с голым , как колено , черепом и с необъятно широкими бакенбардами , из которых каждой стало бы на три бороды »

(Илья Ильич, Тарантьев , Захар )

Каково происхождение Обломова ? ( дворянин , мещанин, купец)

Чин Обломова ? ( цензор, коллежский секретарь, чиновник канцелярии губернатора)

В родовое имение Обломовых входили сёла :

а) Малиновка и Семёновка б) Сосновка и Вавиловка в) Вавиловка и Верхлёво

15. Главной и первой заботой в Обломовке была забота о а) воспитании детей б) здоровье в) пище

Кому адресовано посвящение романа »Отцы и дети»?

( Герцену, Белинскому, Добролюбову , Некрасову)

Споры героев романа »Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Назовите эти вопросы.

17. Кому из героев романа »Отцы и дети» соответствуют приведённые характеристики:

а) Представитель молодого дворянского поколения , быстро превращающийся в обыкновенного помещика , духовная ограниченность и слабоволие , поверхностность демократических учений , склонность к краснобайству, барские замашки и лень.

Б) Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом , эстет.

В) Бесполезность и неприспособленность к жизни , к новым её условиям , тип ‘уходящего барства».

Г) Натура независимая , не склоняющаяся ни перед какими авторитетами , нигилист.

(Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов, Павел Петрович, Николай Петрович)

18.Кому из героев романа »Отцы и дети» принадлежат слова:

»Мы приблизительно знаем , отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания … от безобразного состояния общества , одним словом , — исправьте общество ,- и болезней не будет.»

19. Найдите соответствие героев романа »Отцы и дети’ ‘ социальному положению :

а) »Эмансипе» ; б) Русский аристократ; в) Полковой лекарь; г) Студент-барич; д) Студент-демократ ( Е. Базаров, Кукшина, В.И. Базаров, А.Н. Кирсанов, П.П. Кирсанов)

20.Какой момент в биографии Е. Базарова стал переломным в сознании им своей личности:

А)любовь к Одинцовой б) разрыв с Аркадием в) спор с П.П. Кирсановым г) посещение родителей

21. Чей портрет :

а) ,, Длинное и худое лицо, с широким лбом , кверху заострённым носом , большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета , оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум.»

Б) » На вид ему было лет 45 , его коротко остриженные волосы отливали тёмным блеском , как новое серебро ; лицо его, желчное , но без морщин , необыкновенно правильное и чистое , словно выведенное тонким и лёгким резцом , являло следы красоты замечательной.»

Контрольная работа по литературе за 1-е полугодие

Контрольная работа содержит 2 варианта заданий по 8 заданий в каждом. Позволит проверить уровень знаний обучающихся.

Описание разработки

1 вариант.

1. По данным отрывкам определить героя произведения, само произведение и его автора.

1) «Первому, старшему изо всех, …, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой…»

2) «Утром в путь она умчалась рано, // по лазури весело играя…»

3) Сей…отставной поручик гвардии был ему (Троекурову) ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами.

2. Указать соответствие произведений и их авторов (по типу: 1А, 2Б)

3. Раскрыть лексическое значение литературоведческих терминов эпитет, хорей

4. Назвать изобразительные средства, которые используются в данных строчках:

1) здоровый воздух а) олицетворение

2) листья … жёлты и свежи лежат, как ковёр б) эпитет

3) тихонько плачет он (утёс) в пустыне в) сравнение

5. По годам жизни узнайте писателей:

6. Определите стихотворный размер отрывка:

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

7. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес». Каково настроение данного стихотворения? Напишите.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

8. Найдите в стихотворении «Утес» примеры эпитетов и метафор и выпишите их.

2 вариант.

1. По данным отрывкам определить героя произведения, само произведение и его автора.

1) Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил жил старинный русский барин…

2) «…Одиноко / Он стоит, задумался глубоко, // И тихонько плачет он в пустыне. »

3) «У второго мальчика, …, волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. »

2. Указать соответствие произведений и их авторов (по типу: 1А, 2Б)

3. Раскрыть лексическое значение литературоведческих терминов:

4. Назвать изобразительные средства, которые используются в данных строчках:

1) нивы бесплодные а) сравнение

2) звёзды…тепло и кротко в душу смотрят б) эпитет

3) их тощая зелень, как иглы ежа… в) олицетворение

5. По годам жизни узнайте писателей:

6. Определите стихотворный размер отрывка:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный…

7. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи». Каково настроение данного стихотворения? Напишите.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

8. Найдите в стихотворении «Тучи» примеры эпитетов и метафор и выпишите их.

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

Контрольная работа

по литературе в 6 классе за 1 полугодие

1.По данным отрывкам определить героя произведения, само произведение и его автора.

« Первому, старшему изо всех, …, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой…»

«Утром в путь она умчалась рано, // по лазури весело играя…»

Сей…отставной поручик гвардии был ему (Троекурову) ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами.

2.Указать соответствие произведений и их авторов (по типу: 1А, 2Б)

в) «Ель рукавом мне тропинку завесила»

3.Раскрыть лексическое значение литературоведческих терминов эпитет, хорей

4Назвать изобразительные средства, которые используются в данных строчках :

1)здоровый воздух а) олицетворение

2) листья … жёлты и свежи лежат, как ковёр б) эпитет

3)тихонько плачет он (утёс) в пустыне в) сравнение

5.По годам жизни узнайте писателей:

а) 1799-1837 б)1814-1841

6. Определите стихотворный размер отрывка:

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес» . Каково настроение данного стихотворения? Напишите.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Найдите в стихотворении «Утес» примеры эпитетов и метафор и выпишите их.

Контрольная работа

по литературе в 6 классе

По данным отрывкам определить героя произведения, само произведение и его автора.

Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил жил старинный русский барин…

«…Одиноко / Он стоит, задумался глубоко, // И тихонько плачет он в пустыне.»

«У второго мальчика, …, волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее.»

2.Указать соответствие произведений и их авторов (по типу: 1А, 2Б)

в) «Неохотно и несмело…»

г) «Железная дорога»

3.Раскрыть лексическое значение литературоведческих терминов: метафора, ямб

4.Назвать изобразительные средства, которые используются в данных строчках :

1)нивы бесплодные а) сравнение

2) звёзды…тепло и кротко в душу смотрят б) эпитет

3) их тощая зелень, как иглы ежа… в) олицетворение

5.По годам жизни узнайте писателей:

а) 1814-1841 б) 1799-1837

6. Определите стихотворный размер отрывка:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный…

7.Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи». Каково настроение данного стихотворения? Напишите.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

8.Найдите в стихотворении «Тучи» примеры эпитетов и метафор и выпишите их.