Контрольная работа по разделу Политика

Между тем в январе 2014 г. произошло дальнейшее понижение социально-экономической ситуации: объем выпуска в промышленности в годовом выражении сократился на 0,2%, прирост ВВП по оптимистической оценке МЭР составил0,7%, реальные доходы населения впервые сократились на1,5%, на7%, сократились инвестиции в основной капитал, на рекордную величину за месяц был девальвирован рубль (и по отношению к доллару, и по отношению к евро). Динамика поквартального прироста выглядит следующим образом (рис. 1).

Политика, её сущность и функции.

Современное понимание политики складывается в результате развития, существования и столкновения нескольких позиций или подходов. Суть первого подхода сводится к идентификации политики с феноменом власти. Чаще всего политику определяют как отношения по поводу государственной власти, её организации, направлений деятельности. М.Вебер определял политику как стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение её между группами внутри государства.

В обыденной жизни политика означает любую целенаправленную деятельность. В рамках современной политологии феномен политики описывается исходя из нескольких подходов: социологического, субстанциального и системного.

Группа социологических определений политики (или социологический подход) основана на характеристике политики через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру. Среди социологических определений можно выделить несколько вариантов:

а) экономические определения политики наиболее ярко представлены в марксизме: политика есть концентрированное выражение экономики;

б) правовые определения основаны на понимании политики как производной от права. Пример правового определения политики – теория общественного договора, которая трактует политику как вид деятельности по защите естественных прав человека (Б.Спиноза, Дж.Локк);

в) нормативно-этические (ценностные) определения сводят политику к деятельности, направленной на достижение общего блага. Ценности правильного политического устройства – справедливость, мир, свобода. Нормативная (ценностная) трактовка политики возникла ещё в древности (Платон и Аристотель);

г) культурологические определения рассматривают политику как форму коллективного, совместного существования людей.

Группа субстанциальных (сущностных) определений ориентирована на раскрытие первоосновы, внутренней сущности политики:

а) силовые или директивные (властные) определения. В них политика – это действия, направленные на власть, её обретение, распределение, удержание и использование (Н.Макиавелли, М.Вебер, К.Маркс);

б) институциональные определения основаны на сведении политики к деятельности государства;

в) конфликтно-консенсусные определения показывают то, что политика связана с интересами и деятельностью больших групп людей.

Конфликтное направление развивали марксисты, теоретики конфликта (например, Р.Дарендорф): политика – это деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. «Политика – это борьба за власть; это навязывание воли господствующего класса».

Консенсусное направление получило толчок в связи с развитием демократии и плюралистических теорий демократии ( А.Бентли, Р.Даль). Политика – это искусство нахождения согласия, баланса интересов между различными социальными группами;

г) антропологические определения отражают источник политики, лежащий в природе самого человека. Обоснование антропологических определений политики идет от Аристотеля, который утверждал, что политика – это форма общения людей, способ коллективного существования человека. К.Шмидт рассматривал политику как отношения « друзей – врагов».

Третья группа включает системные определения политики. С системной точки зрения политика является самостоятельной подсистемой социума, имеющей центр принятия решений и окружение, связанные механизмами обратной связи. Политика – это не спонтанный, а целенаправленный, контролируемый процесс.

Подводя итоги, приходим к заключению, что политика – это:

· управление делами государства, определение форм и задач его деятельности; это наука и искусство.

· регулирование отношений между различными социальными группами, которые возникают на основе различия интересов.

· деятельность больших масс людей по поводу борьбы за власть, её завоевание и использование.

Таким образом, политика – это деятельность социальных групп, организаций и индивидов по осознанию и представлению своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Если говорить в общем виде, политика выполняет две основные функции:

· познавательную, служащую решению задач исследования политической действительности; результатом выполнения политологией данной функции выступают постоянно пополняемые знания о политической действительности, выраженные в различных формах – от простого описания политических явлений до их логического объяснения и теоретического истолкования;

· прикладную, которая находит своё выражение в практическом применении политологического знания, в поиске ответов на возникающие в реальной политической жизни проблемы и в использовании результатов научного познания явлений политической действительности для решения конкретных политических задач.

В рамках данных функций политология решает и более узкие задачи.

Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов.

Теоретическая функция – это концентрация, объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки.

Описательная функция – накопление, описание, систематизация фактов, явлений, событий политической жизни. Результатом исследования в данном случае выступают определенные суждения и высказывания, в которых утверждается или отрицается что-либо о рассматриваемых явлениях политики.

Объяснительная функция – это поиск ответов на возникающие вопросы политической жизни, в частности: зачем, почему, в силу каких причин данные явления или процессы возникли, почему им присущи именно эти, а не иные особенности? Суть процедуры объяснения состоит в подборе неизвестных, гипотетических причин к уже известным следствиям. Объяснительная функция делает возможным переход от наблюдаемых разнородных явлений к непосредственно не наблюдаемым их причинам.

Прогностическая функция – научное предсказание будущего развития определенных политических явлений, событий, процессов. Предположения опираются на вскрытые тенденции развития политического явления, на существующие общие закономерности общественного развития.

Инструментальная функция – нахождение ответов на вопросы практической политики типа: какие следует предпринять действия, чтобы достигнуть желаемого политического результата?

Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических процессах.

Идеологическая функция – выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости социальных отношений.

Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни

Политология как наука имеет свой специфический предмет исследования, который не может быть исчерпан другими общественными науками. Благодаря этому обстоятельству она выделилась в самостоятельную дисциплину. Однако политология продолжает развиваться в тесной взаимосвязи с рядом других общественных наук, в объект которых также входит политическая сфера общественной жизни. К их числу, прежде всего, относятся философия, политическая экономия, правоведение, история, социология, социальная психология, география.

Философия рассматривает наиболее общие свойства феномена политики. В рамках социальной философии издавна развивается особое направление – философия политики, которая занимается мировоззренческим осмысливанием политики как социального явления. Философское обоснование политики используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов.

Экономическая наука, объектом которой является сфера производства, обмена и распределения материальных благ, стремится истолковывать политические процессы как проявление борьбы людей за реализацию своих экономических интересов. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. Результатом исследования проблем в области пересечения предмета экономической науки и политологии стало формирование особой научной дисциплины – политической экономии, которая в настоящее время является одним из главных направлений американской политической науки.

Правоведение, или юридическая наука, есть область познания, предметом которой является право и правоприменительная деятельность как особая система регулирования отношений и поведения людей в процессе общественной жизни, в том числе в сфере политики. Правоведение основывается на положениях и выводах политологической науки. В то же время юридическая наука изучает правовые аспекты взаимодействия участников политики, механизмы разработки, принятия и реализации политических решений, без чего не может нормально осуществляться политическая жизнь общества.

История изучает прошлое отдельных стран и народов, а также человечества в целом во всей его конкретности и многообразии. Политическая наука помогает создавать теоретическую базу анализа реальной эволюции политических процессов. На стыке истории и политологии развивается такая относительно самостоятельная научная дисциплина, как политическая история, которая исследует процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений.

Социология и политология наиболее тесно связаны друг с другом. С точки зрения объекта и методов исследования политология и политическая социология малоразличимы. Политология рассматривает политику как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям. Социология политики этот процесс изучает не сам по себе, а его «человеческое измерение».

Психология, социальная психология в частности, изучает закономерности и механизмы формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются классы, исторические общности, социальные группы, личности. Знание политических закономерностей позволяет вскрыть сущность психологических явлений в сфере политики. И наоборот, знание психологических закономерностей позволяет постигнуть глубинную суть политических процессов.

На стыке политологии и социальной психологии сложилась и развивается относительно самостоятельная научная дисциплина – политическая психология, предметом которой являются психологические факторы политического поведения людей. Различают также и такое направление исследований, как психология политики, где предметом анализа выступает влияние психологических особенностей людей на реальные политические процессы.

География, на первый взгляд, слабо связана с политологией. Однако, географическая среда, природно-климатические условия существенно влияют на развертывание политических процессов, исторических событий, судеб целых народов. В структуре современных политических исследований сформировалась особая научная дисциплина – политическая география, предметом которой является выяснение зависимости политических явлений и процессов от пространственного положения страны, от территориальных, климатических, природно-биологических и других естественных факторов.

Наука о политике развивается во взаимосвязи и с теми науками, непосредственным предметом которых не являются процессы и явления политической сферы общества. Среди них прежде всего следует выделить антропологию, демографию, этнографию и др. достижения этих наук позволяют полнее выявить общественный контекст и мотивы деятельности политических субъектов.

Особое соотношение существует между политологией и формальными науками, например, логикой, кибернетикой, статистикой. Эти науки хотя и не вносят в предмет политологии специфического содержания, но предоставляют ей количественные измерения, образцы конструирования абстрактных трактовок политических явлений и процессов.

Роль политики в функционировании и развитии общества

О роли и значении политики в развитии общества принято судить по тому, как она выполняет свое социальное предназначение. Как общественное явление политика выполняет следующие функции:

· выражение и реализация социальных интересов (выявление, согласование, представительство во властных структурах государства);

· интеграция общества ( сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждение и разрешение социально-политических конфликтов);

· управление общественными процессами (посредством принятия и выполнения политических решений, распределения ценностей и благ, использования ресурсов государственной власти, создания и применения мотивационных механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения);

· политическая социализация личности (усвоение человеком политических ценностей, приобщение его к управлению делами государства и общества);

· проектирование социально-политического развития;

· регулирование отношений и поведения субъектов политики (выработка норм поведения и контроль их соблюдения, распределение политических функций и ролей, обеспечение политической коммуникации).

Выполнение политикой специфических функций предполагает наличие у нее соответствующей структуры.

Субъекты политики – участвующие в ней люди, общественные и государственные институты.

Объекты политики – общество, государство и их институты, социальные группы, проблемы и процессы.

Политическая организация общества – совокупность политических институтов, которые выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными в законах государства.

Политические интересы – побудительные причины поведения субъектов политики, их осознанные потребности, обусловленные условиями общественно-политической действительности.

Субъекты политики вступают в политические отношения, регулируемые правовыми, политическими и нравственными нормами общества. Такие отношения выражаются в сотрудничестве, соперничестве, обмене информацией, согласии, конфронтации, взаимопонимании, разногласиях и иных формах. Демократичность политических отношений – залог стабильности государства и общества.

Субъекты политики реализуют свои интересы, роли и полномочия в политической деятельности. Её характер и результаты зависят от политической культуры субъектов политики, политического режима в государстве, возможностей общества.

Содержание политики «материализуется» в обществе в разнообразных формах: политических ценностях, идеях, целях, действиях, убеждениях, интересах, нормах, решениях, концепциях, отношениях, программах, технологиях, процессах, социальной продуктивности.

Политика обусловлена экономическими, правовыми, нравственными и другими социальными факторами. В то же время уровень и характер развития общественной системы напрямую зависит от состояния политических отношений, практической политики государства, степени зрелости и прогрессивности политической культуры граждан.

Между политикой и иными сферами общественной жизни существуют причинно-следственные, функциональные связи и отношения. В стабильных демократических государствах проявляется тенденция к снижению «удельного веса» политического регулирования общественных отношений. Приоритетную роль здесь играют правовые способы, моральные нормы, методы самоуправления и самоорганизации жизни. В авторитарных и тоталитарных обществах, напротив, «удельный вес» политических методов более значителен и возрастает.

Политика определяет стратегию и тактику развития экономической сферы. И положительные явления, и негативные факты в социально-экономическом развитии страны люди, как правило, связывают с политикой государства, деятельностью его властных структур. Но далеко не все понимают, в какой мере допустимо государственное вмешательство в экономику, какова роль политики в создании условий для динамичного экономического развития, повышения уровня и качества жизни граждан.

Рыночная экономика и в демократическом государстве не способна разрешить многие противоречия. Ее неизбежные «спутники» — кризисы, массовая безработица, банкротство предприятий и другие явления, дестабилизирующие экономическую систему. Поэтому невмешательство институтов государства в экономическую сферу чревато разрушительными последствиями. Государственная политика способна оказывать активное влияние на рыночный механизм, его самоорганизацию и саморегулирование.

Политика и право – явления взаимообусловленные. Политические идеалы, цели и интересы общества и государства немыслимо без совершенной системы правовых норм, обязательных для исполнения субъектами политики. В свою очередь, политика определяет, формулирует и «задает» праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь.

Роль политики в конкретном обществе, границы её влияния зависят от исторических условий, политических традиций, политической культуры граждан, характера политической системы, уровня социально-экономического и духовного развития.

Список использованной литературы

1. Мельник В.А. Политология. – Мн.: Высш.школа, 1996. – 478 с.

2. Белякович Н.Н. Политология: Прак.пособие. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2001. – 248 с.

3. Политология: курс лекций / Под ред. В.А.Бобкова, И.Н.Браима. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1995. – 310с.

4. Белов Г.А. Политика как общественное явление // Кентавр. – 1993. — №2.

5. Политология: Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Московского коммерческого ун-та,1993. – 432с.

Контрольная работа по разделу «Политика»

В архиве две контрольные работы по разделу «Политика». В каждой по два варианта.

Просмотр содержимого документа
«тест по разделу политика»

Проектирование и экспертиза теста по разделу «Политика» по УМК «Обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой. 9 класс. Выполнила учитель Назарова А.А.

1. Проектирование кодификатора теста.

Код элемента содержания

Требования примерной программы к содержанию и уровню подготовки

Распределение заданий по вариантам теста****

учебные действия***

Политика (9 часов)

Политика и власть

Роль политики в жизни общества

Объяснять роль политики в жизни общества

Государство

Государство, признаки государства

Внутренняя и внешняя политика государства.

Внешняя политика, внутренняя политика

Различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами

Формы государственно — территориального устройства

Федерация, унитарное государство, конфедерация

Давать характеристику формам государственно-территориального устройства

Политические режимы

Тоталитарный, авторитарный, демократический

Различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки

Демократия, её основные признаки и ценности

Раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии

Выборы и референдумы

Правовое государство

Правовое государство, признаки правового государства

Гражданское общество и государство

Участие граждан в политической жизни

Характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни

Политические партии и движения

Называть признаки политической партии, Раскрывать их на конкретных примерах

Тема теста — «Политика». Возможно использовать как повторительно — обобщающий урок при прохождении раздела «Политика» в 9 классе. Назначение теста — оценить уровень образовательной подготовки по обществознанию учащихся 9 класса по теме «Политика», выявить вопросы содержания образования, вызывающие наибольшие трудности.

Документы, определяющие содержание теста. Содержание тестовой работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Характеристика структуры и содержания теста. Тест содержит 2 варианта по 14 вопросов. Представлены тестовые задания различного типа. На выполнение теста отводиться 40 минут. К каждому заданию (1-9) предлагается четыре варианта ответа, из которых верным является только один. Задание считается выполненным верно, если участник теста записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан. Задания 10-12 являются заданиями повышенного уровня сложности с ответом в виде соответствующего набора цифр. За верное выполнение каждого задания 1-9 выставляется по 1 баллу. За верное выполнение заданий 10-12 выставляется по 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой или неполное выполнение задания — 1 балл; неверно выполненные задания (при указании двух и более ошибочных цифр) — 0 баллов.

3. Проектирование теста по вариантам.

Тест по теме «Политика»

1. Что понимается под формой правления государства?

1) организация высших органов власти

2) политический режим

3) распределение власти по территории страны

4) политическая система

2. В государстве Z проводятся массовые внесудебные расправы над оппозицией, насаждается единая идеология. Какой политический режим сложился в государстве Z?

3. Ежегодно государство выплачивает пособия малоимущим гражданам. Какую функцию государства иллюстрирует этот пример?

1)поддержание общественного порядка

2) поддержка науки и образования

3)регулирование экономических процессов

4) поддержка незащищенных слоев населения

4. Верны ли следующие суждения?

А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б. Признаком любого государства является разделение властей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

5. Одна из задач по­ли­ти­че­ской партии в де­мо­кра­ти­че­ском обществе —

1) участие в по­ли­ти­че­ской борьбе

2) контроль над част­ной жизнью избирателей

3) определение цен на то­ва­ры и услуги

4) владение не­дви­жи­мо­стью и ак­ци­я­ми предприятий

6. Укажите признаки, которые отличают правовое государство от иных видов государств.

верховенство права Б) суверенитет

разделение и независимость властей Г) обеспечение прав и свобод человека Д) единство территории

Выберите правильную комбинацию букв.

БВД 2)ВГД 3) АВГ 4)АГД

7. Верны ли следующие суждения о политике?

А. Политика связана с участием в делах государства.

Б. Политика — это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами по поводу власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8.Страна Z — унитарное государство. Это значит, что

1) в регионах страны Z могут существовать собственные правительства

2) в стране Z реализован принцип разделения властей

3) в регионах страны Z есть собственные конституции

4) страна Z разделена на регионы, которые не обладают признаками суверенитета

9) Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это

1) социализация 2) власть

3) политика 4) престиж

1) тайное голосование граждан

2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона

3) голосование за кандидатов на государственные должности

4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане

11. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) обеспечение правопорядка

Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства

В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства

Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

12.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A) С начала 2000-х гг. в стране Z проводятся политические реформы. (Б) Отрадно, что в ходе реформ появились новые политические партии, стали свободно действовать средства массовой информации. (B) Социологические опросы показали, что большинство граждан поддерживают политический курс правительства.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

Тест по теме «Политика»

1. Какой пример иллюстрирует деятельность гражданского общества?

1)Парламент принял поправки к закону об общественных объединениях.

2)Жильцы дома провели митинг против строительства гаража на месте спортивного городка.

3)Кандидаты в депутаты начали активную избирательную кампанию.

4)Глава государства провёл встречу с министрами.

2.Верны ли следующие суждения о политике?

А. Политика выступает в качестве регулятора жизни общества.

Б. Политика связана с отношениями власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Внешняя функция государства выражается в

1)обеспечении обороноспособности страны

2)установлении правовых норм

3)поддержке и развитии образования

4)помощи малоимущим слоям населения

4. К отличительным признакам правового государства относится

1)наличие должности уполномоченного по правам человека 2)суверенитет государства

3)деятельность по поддержанию общественного порядка 4)разделение властей

5.Федеративное государственное устройство от иных форм государственного устройства отличает

1) наличие у отдельных территорий страны своих законов и органов управления

2) деление государства на отдельные администра­тивные части

3) отсутствие суверенитета у административных частей государства

4) наличие власти, передающейся по наследству

6. Укажите характерные признаки абсолютной мо­нархии.

A)глава государства избирается всенародным голосованием

Б) глава государства сосредотачивает в своих ру­ках всю полноту государственной власти

B)глава государства получает власть по праву на­следования

Г) власть главы государства ограничена конститу­цией страны

Выберите правильную комбинацию букв.

1) АВ 2)ВГ 3) БВ 4 ) АГ

7. Верховенство и пол­но­та го­су­дар­ствен­ной вла­сти внут­ри стра­ны и её не­за­ви­си­мость во внеш­ней по­ли­ти­ке называется

1) государственным суверенитетом 2) политическим режимом

3) разделением властей 4) функцией государства

8. В стране Р созданы все условия для развития ры­ночной экономики, права и свободы граждан отра­жены в Конституции, выборы проводятся на осно­ве всеобщего равного избирательного права. Какой политический режим существует в данной стране?

Авторитарный 3) демократический

тоталитарный 4) капиталистический

9.К политической сфере общества относятся отношения между

1) инспектором ГИБДД и водителем автомашины

2) кандидатом в депутаты и его избирателями

3) тренером и его командой

4) продавцом и покупателем в магазине

10. На уроке учи­тель рас­ска­зы­вал о раз­лич­ных по­ли­ти­че­ских организациях. Срав­ни­те два типа по­ли­ти­че­ских организаций: по­ли­ти­че­ские пар­тии и общественно-политические движения. Выберите и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку — порядковые но­ме­ра черт от­ли­чия

2) Стремятся к за­во­е­ва­нию вла­сти и к уча­стию в её осуществлении.

3) Не имеют фик­си­ро­ван­но­го членства.

4) Выступают с граж­дан­ски­ми ини­ци­а­ти­ва­ми по во­про­сам по­ли­ти­че­ской жизни.

11. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми формы государства: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Г) уни­тар­ное государство

1) форма государственно-территориального устройства

2) форма правления

3) по­ли­ти­че­ский режим

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

12. Прочитайте приведённый текст, каж­дое положение ко­то­ро­го отмечено буквой.

(A) Редакция из­вест­но­го журнала опро­си­ла читателей о том, как они оце­ни­ва­ют политическую си­ту­а­цию в стране. (Б) К сожалению, мно­гие граждане за­яви­ли о пол­ном отсутствии ин­те­ре­са к политике. (B) Очевидно, пра­ви­тель­ству и по­ли­ти­че­ским партиям сле­ду­ет приложить уси­лия для по­вы­ше­ния политической ин­фор­ми­ро­ван­но­сти и ак­тив­но­сти граждан.

Определите, какие по­ло­же­ния текста:

2) выражают мнения

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

4. Создание ключа к тесту.

Ключ к тесту

Просмотр содержимого документа
«контрольная по политике»

Контрольная работа по теме «Политика» 9 класс

1.Признаком любого государства является

1) многопартийность 2) разделение властей 3) суверенитет 4) парламентаризм

2.Верны ли следующие суждения?

А. Только государство имеет право издавать зако­ны страны.

Б. Средства, полученные от налоговых сборов, го­сударство использует только на содержание го­сударственного аппарата.

верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

3. В государстве Z проводятся массовые внесудебные расправы над оппозицией, насаждается единая идеология. Какой политический режим сложился в государстве Z?

1)парламентский 2)тоталитарный 3)демократический 4)суверенный

4. Ежегодно государство выплачивает пособия малоимущим гражданам. Какую функцию государства иллюстрирует этот пример?

поддержание общественного порядка 2) поддержка науки и образования

регулирование экономических процессов 4) поддержка незащищенных слоев населения

5. Верны ли следующие суждения?

А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.

Б. Признаком любого государства является разделение властей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

6. Одна из задач по­ли­ти­че­ской партии в де­мо­кра­ти­че­ском обществе —

1) участие в по­ли­ти­че­ской борьбе

2) контроль над част­ной жизнью избирателей

3) определение цен на то­ва­ры и услуги

4) владение не­дви­жи­мо­стью и ак­ци­я­ми предприятий

7. Укажите признаки, которые отличают правовое государство от иных видов государств.

верховенство права Б) суверенитет

разделение и независимость властей Г) обеспечение прав и свобод человека Д) единство территории

Выберите правильную комбинацию букв.

БВД 2)ВГД 3) АВГ 4)АГД

8.Постоянная политико-правовая связь человека и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях

1.подданство 2.повиновение 3.натурализация 4.гражданство

9.Страна Z — унитарное государство. Это значит, что

1) в регионах страны Z могут существовать собственные правительства

2) в стране Z реализован принцип разделения властей

3) в регионах страны Z есть собственные конституции

4) страна Z разделена на регионы, которые не обладают признаками суверенитета

10.К ор­га­нам за­ко­но­да­тель­ной вла­сти РФ относится

1) Пра­ви­тель­ство РФ 2) Вер­хов­ный суд РФ 3) Фе­де­раль­ное Собрание 4) Пре­зи­дент РФ

1) тайное голосование граждан

2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона

3) голосование за кандидатов на государственные должности

4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане

12.Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) свободные выборы в органы государственной власти

Б) правовое государство

В) обязательная государственная идеология

Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества

Д) многопартийная система

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

13.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A) С начала 2000-х гг. в стране Z проводятся политические реформы. (Б) Отрадно, что в ходе реформ появились новые политические партии, стали свободно действовать средства массовой информации. (B) Социологические опросы показали, что большинство граждан поддерживают политический курс правительства.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

14.В го­су­дар­стве П. в 2003 и 2013 годах были про­ве­де­ны опросы об­ще­ствен­но­го мнения, в ходе ко­то­рых респондентам пред­ла­га­лось ответить на вопрос: «Какие формы по­ли­ти­че­ской активности вы используете?» Ре­зуль­та­ты опроса (в % от числа отвечавших) пред­став­ле­ны в таблице.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на основе таблицы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) В стра­не П. на­блю­да­ет­ся высокий уро­вень политической активности.

2) В 2013 году треть опро­шен­ных была го­то­ва взяться за ору­жие и ис­поль­зо­вать силовые ме­то­ды влияния на власть.

3) В 2003 году каж­дый десятый опро­шен­ный указал, что не ис­поль­зу­ет указанные формы по­ли­ти­че­ско­го участия.

4) Об­ра­ще­ние к вла­стям опрошенные на­зва­ли наиболее дей­ствен­ной формой по­ли­ти­че­ско­го участия.

5) К 2013 году роль СМИ в по­ли­ти­че­ском участии граж­дан повысилась.

обращения к властям

обращения в суд

обращения в СМИ

участие в митингах,

участие в забастовках,

готовность взять­ся за

оружие, пойти на

15.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, которая в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.

(По кн. К.С. Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245—247)

16. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

17. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

Контрольная работа по теме «Политика» 9 класс

1. Какой пример иллюстрирует деятельность гражданского общества?

1)Парламент принял поправки к закону об общественных объединениях.

2)Жильцы дома провели митинг против строительства гаража на месте спортивного городка.

3)Кандидаты в депутаты начали активную избирательную кампанию.

4)Глава государства провёл встречу с министрами.

2.Верны ли следующие суждения?

А. Государство возникло с момента появления че­ловека на Земле.

Б. Согласно одной из теорий, государство возник­ло в результате соглашения между людьми

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

3. Внешняя функция государства выражается в

1)обеспечении обороноспособности страны 2)установлении правовых норм

3)поддержке и развитии образования 4)помощи малоимущим слоям населения

4. К отличительным признакам правового государства относится

1)наличие должности уполномоченного по правам человека 2)суверенитет государства

3)деятельность по поддержанию общественного порядка 4)разделение властей

5. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. В России сложилась двухпартийная система.

Б. Партии в нашей стране активно участвуют в избирательной компании

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

6.Федеративное государственное устройство от иных форм государственного устройства отличает

1) наличие у отдельных территорий страны своих законов и органов управления

2) деление государства на отдельные администра­тивные части

3) отсутствие суверенитета у административных частей государства

4) наличие власти, передающейся по наследству

7. Укажите характерные признаки абсолютной мо­нархии.

A)глава государства избирается всенародным голосованием

Б) глава государства сосредотачивает в своих ру­ках всю полноту государственной власти

B)глава государства получает власть по праву на­следования

Г) власть главы государства ограничена конститу­цией страны

Выберите правильную комбинацию букв.

1) АВ 2)ВГ 3) БВ 4 ) АГ

8. Верховенство и пол­но­та го­су­дар­ствен­ной вла­сти внут­ри стра­ны и её не­за­ви­си­мость во внеш­ней по­ли­ти­ке называется

1) государственным суверенитетом 2) политическим режимом

3) разделением властей 4) функцией государства

9. В стране Р созданы все условия для развития ры­ночной экономики, права и свободы граждан отра­жены в Конституции, выборы проводятся на осно­ве всеобщего равного избирательного права. Какой политический режим существует в данной стране?

Авторитарный 3) демократический

тоталитарный 4) капиталистический

10. К ор­га­нам ис­пол­ни­тель­ной вла­сти РФ относится

1) Пра­ви­тель­ство РФ 2) Вер­хов­ный суд РФ

3) Фе­де­раль­ное Собрание 4) Го­су­дар­ствен­ная Дума РФ

11. На уроке учи­тель рас­ска­зы­вал о раз­лич­ных по­ли­ти­че­ских организациях. Срав­ни­те два типа по­ли­ти­че­ских организаций: по­ли­ти­че­ские пар­тии и общественно-политические движения. Выберите и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку — порядковые но­ме­ра черт от­ли­чия

2) Стремятся к за­во­е­ва­нию вла­сти и к уча­стию в её осуществлении.

3) Не имеют фик­си­ро­ван­но­го членства.

4) Выступают с граж­дан­ски­ми ини­ци­а­ти­ва­ми по во­про­сам по­ли­ти­че­ской жизни.

12. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми формы государства: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Г) уни­тар­ное государство

1) форма государственно-территориального устройства

2) форма правления

3) по­ли­ти­че­ский режим

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

13. Прочитайте приведённый текст, каж­дое положение ко­то­ро­го отмечено буквой.

(A) Редакция из­вест­но­го журнала опро­си­ла читателей о том, как они оце­ни­ва­ют политическую си­ту­а­цию в стране. (Б) К сожалению, мно­гие граждане за­яви­ли о пол­ном отсутствии ин­те­ре­са к политике. (B) Очевидно, пра­ви­тель­ству и по­ли­ти­че­ским партиям сле­ду­ет приложить уси­лия для по­вы­ше­ния политической ин­фор­ми­ро­ван­но­сти и ак­тив­но­сти граждан.

Определите, какие по­ло­же­ния текста:

2) выражают мнения

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

14. В 2000 г. и 2010 г. фонд изу­че­ния об­ще­ствен­но­го мне­ния провёл среди граж­дан стра­ны Z опрос: «Существует ли в стра­не Z пра­во­вое государство?». По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Около трети опро­шен­ных в 2000 г. и в 2010 г. не счи­та­ют стра­ну Z пра­во­вым государством.

2) В обоих опро­сах доля тех, кто счи­та­ет стра­ну Z пра­во­вым государством, выше, чем от­ри­ца­ю­щих это.

3) Боль­шин­ство опро­шен­ных свя­зы­ва­ют пра­во­вое го­су­дар­ство с де­я­тель­но­стью парламента.

4) В 2010 г. боль­ше опрошенных, чем в 2000 г., смог­ли от­ве­тить на по­став­лен­ный во­прос и пра­виль­но обос­но­вать свой выбор.

5) В 2010 г. в срав­не­нии с 2000 г. вдвое воз­рос­ла доля опрошенных, пра­виль­но по­ни­ма­ю­щих сущ­ность пра­во­во­го государства.

15. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Гражданское общество

Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я — член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» — очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеки. Существует широкое движение за гражданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.

(По материалам энциклопедии для школьников)

16. Какие две функции гражданского общества названы в тексте?

17. Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений