Контрольная работа по теме: Политика

Контрольная работа: Политика и её функции

Выполнил: ст. гр. ЗКСОИиУ-21 шифр № 0112043, зач.№0112043 Докучаев Д.Н.

Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан

г. Павлодар 2003

1. Понятие политики. Определения.

Политика — многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Аристотель, например, утверждал, что «политика» это цивилизованная форма общности, которая служит для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». Николо Макиавелли определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать её». Здесь видно, что политика трактуется в более практическом смысле. Со временем общественно-политические отношения усложняются. Макс Вебер определяет политику как понятие, «которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, политике профсоюзов…даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем». Широкое понимание политики можно найти у испанского политолога и философа Ортега-и-Гассета: политика, по его мнению, — это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Государство и правительство — не единственные органы национальной жизни. Ещё есть независимая этническая жизнь и спонтанные процессы.

Изучение политики в политологии связано стремя аспектами. Отсюда и определение политики можно дать в трёх вариантах, которые дополняют друг друга:

Политика — это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;

Политика — это форма соучастия и взаимодействия, властвующих и подвластных, управляющих и управляемых;

Политика — это область не только сознательных, но и стихийных действий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм поведения.

С другой стороны все определения политики можно разбить на группы:

Социологические определения политики. Эти определения опираются на социологический подход и выражаются через общественные явления: экономику, право, мораль, культуру, религию и т.д.

Субстанциальные определения политики. Здесь раскрывается первооснова (субстанция) политики. Политика определяется как действия направленные на обретение, удержание и использование власти.

Научно сконструированные определения политики. Фактически это интерпретации характеризующие политику как процесс подготовки, принятия практической реализации обязательных для всего общества решений.

Вот некоторые определения политики, опубликованные в издании «Международный словарь» в1961г.:

Политика это политические действия, практика.

Политика это раздел этики связанный более с государственным и общественным механизмом, чем с отдельными личностями. Это общественная и социальная этика.

Политика это политические отношения или деловое соревнование между соперничающими группами интересов или отдельными личностями за власть и лидерство.

Политика это политическое руководство (проведение политики) в частных делах.

Политика это политические убеждения, принципы, мнения или симпатии отдельной личности.

Политика это общая совокупность взаимно-действующих и обычно конфликтующих отношений между людьми, живущими в обществе, а также лидерами и не лидерами.

Политика это политическая наука.

2. Анализ политики.

1. Основные определения в политике:

Политическая сфера — это та область функционирования общественных отношений, в которой рассматривается влияние и взаимодействие различных политических и социальных групп, классов, структур, объединений. Политическая сфера находится в тесном взаимодействии с экономикой, социальной и духовной сферой.

Субъект политики — это индивид, группа класс, нация и др., которые осознали и сформулировали свои коренные интересы и готовы их отстаивать.

Основными субъектами политики являются: государство (если оно не обезличивает интересы других). Демократическое государство исходит в своей политике из общечеловеческих интересов (на первом месте права человека и гражданина). Классы, отстаивающие свои специфические интересы, связанные с различными формами собственности (но классовый интерес эгоистичен и может быть агрессивным). Ни один класс не имеет права претендовать на то, что бы считать себя гегемоном или более прогрессивным по отношению к другим. Нации – учёт их интересов обязателен наравне с общечеловеческими, но национальный интерес тоже может разъединять людей и порождать войны (Югославия, Грузия, Абхазия, Армения и Азербайджан и др.). Отдельная личность (каждый может и должен стать субъектом политики) Народ в целом, если он приобрёл политическую субъективность, является суверенным народом, а не просто населением.

Существуют другие сферы общественных отношений, с которыми политика тесно связана. Это такие как:

Социальная политика — деятельность, направленная на регулирование социальной сферы и социальных отношений.

Национальная политика — комплекс мер, направленных на реализацию национальных интересов.

Демографическая политика влияет на формирование оптимальных уровней населения и его структуры.

Экономическая политика – деятельность, направленная на регулирование и влияние на различные сферы экономики: финансовая, промышленная, аграрная, кредитная, научно-техническая и др.

Составные части политики:

Форма политики — это ее организационная структура (институты). Чаще всего она выражается в государстве, партиях, общественных движениях, а также в законах и правовых нормах.

Содержание политики — это её цели и ценности, проблемы, мотивы и механизмы принятия политических решений.

Политический процесс — деятельность различных государств, социальных групп, организаций и индивидов. Как правило, процесс связан с разрешением конфликтных ситуаций.

1). Политическое сознание: политические взгляды и теории, менталитет, ценностные ориентации.

2). Нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, политико-правовые нормы.

3). Институты власти.

4). Отношения властвования – господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

1). Микроуровень: политика партий, организаций, профсоюзов и т.д.

2). Макроуровень: политика государства.

3). Мегауровень: политика международных организаций (СНГ, ЕЭС).

Политику можно условно разделить на теорию и практику:

2. Политика как деятельность.

Прежде всего, политику можно рассматривать как практику или деятельность политических институтов, отдельных социальных и этнических групп и даже отдельных личностей. Эту деятельность можно охарактеризовать как:

Организованные действия социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью.

Общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, её завоевания, удержания и использования.

Научно обоснованную теорию, ориентирующую политику, определяющую её цели, стратегию, тактику.

Политическую идеологию, совокупность идеологических ценностей и норм.

Профессиональное политическое руководство.

3. Политика как НАУКА.

Политику считал наукой Аристотель. Ленин сравнивал её с высшей математикой. Во многих исследованиях политика отождествляется с наукой. Употребление словосочетания «политика как наука» следует понимать как её научную обоснованность. Здесь можно выделить ряд положений, без которых политика не смогла бы развиваться должным образом:

1. Принятие решений на основе научного знания, учёта объективных законов развития общества и природы;

2. Адекватное отражение интересов различных социальных групп и слоёв общества;

3. Применение научных методов в политике;

4. Интеллектуализацию самой политики (усвоение новых знаний, в том числе мирового опыта);

5. Способность к прогнозированию событий: упреждение или ускорение их развития в соответствии с прогнозом.

Политика и наука о политике должны взаимодействовать и нуждаться друг в друге. Если недооценивается наука- политика приобретает авторитарный характер; если наука не опирается на политику, она превращается в абстракцию. Признание политики наукой не является безобидным для общества, т. к. позволяет производить над ним любые социальные эксперименты.

Главная задача научной политики — моделирование, прогнозирование различных аспектов политической деятельности, определение целей и задач политики.

Главные принципы научной политики:

Наличие четкой теоретической основы и следование ей на практике.

Гибкость, умение находить политические компромиссы с учетом изменчивости политической ситуации.

Умение и стремление перенимать опыт у более опытного и сильного, в т.ч. и у идейного противника.

Приоритет решения общих вопросов перед частными.

Соответствие форм, методов и средств осуществления политики целям и задачам.

4. Политика как ИСКУССТВО.

Его неотъемлемыми компонентами являются:

а) опыт, мастерство в реализации возможностей политического действия

б) способность угадывать, нащупывать улавливать верный способ действия;

в) способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам

Политика как искусство предполагает своевременное обнаружение противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения. Быструю реакцию на изменение политической ситуации, принятие соответствующих мер по стабилизации обстановки, умение мобилизовать людей на реализацию принятых решений.

Вот некоторые аспекты политического искусства:

Умение разбираться в политической психологии и политическом поведении масс;

Умелый, творческий и критический подход к подбору, расстановке и воспитанию кадров;

Умение работать с людьми, прислушиваться к голосу масс;

Умение делать выводы не только из успехов и побед, но и из неудач и поражений;

Направление и регулирование деятельности политических институтов;

Разработка и творческое проведение в жизнь научно-обоснованной политики с определением ближайших и перспективных целей;

Определение форм, методов и средств политической деятельности, с помощью которых намеченные цели могут быть достигнуты оптимальным образом.

Политики, лишенные политического искусства, просчитывают все шансы на успех и только после этого приступают к действию. Они могут и опоздать. Политическое чутьё помогает быстро ориентироваться в каждой новой ситуации.

Вместе с тем, политика не совпадает с искусством. Искусство – это, прежде всего художественное отображение мира, политика должна адекватно отражать политическую и социальную реальность мира.

Политика не может постоянно идти на риск, руководствоваться только интуицией. Это приводило бы к немалым и дорогостоящим ошибкам, за которые расплачивается, как правило, народ.

3. Функции Политики.

Через политику выражаются наиболее значимые интересы (общие, частные, общечеловеческие, национальные и т. д.). Люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения социального статуса.

Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Политика в таких случаях сама должна быть рациональной (осуществлять обоснованные целесообразные действия, просчитывать возможности реализации своих решений и ожидаемые последствия).

Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло.

Эффективная политика обеспечивает целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок даже при смене режимов правления.

Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека. Прогрессивная политика выступает как созидательная и консолидирующая сила, сосредотачивающая энергию людей на главных направлениях общественных преобразований, концентрируя духовные силы человека и общества в целом.

Таким образом, функции политики выражаются в:

1. Интеграции различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.

2. Выражении интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.

3. Управлении и руководстве политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.

4. Обнаружении и рассмотрении социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.

5. Социализации личности, включение её в сложный мир общественных отношений.

6. Обеспечении преемственности и обновления развития общества и человека

Один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две группы функций:

Функции «ввода» — воздействие общества на политику, т.е. политическая социализация и привлечение людей к участию в политике;

Функции «вывода» — влияние политической системы на общество: разработка норм, законов, их применение и контроль за их соблюдением.

Список литературы

Марченко М.Н. «Политология. Курс лекций», М: изд. МГУ, 1993г.

Пугачев В.П., Соловьев А.И, «Введение в политологию», М.: Аспект-Пресс, 2000.

Зеркин Д.П., «Основы политологии», Ростов н/Д: «Феникс», 1996г.

Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова А.М., «Введение в политологию», Алматы: Жетi Жаргы, 1998.

Контрольная работа по теме: «Политика»

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2022 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Политика, её сущность и функции.

Современное понимание политики складывается в результате развития, существования и столкновения нескольких позиций или подходов. Суть первого подхода сводится к идентификации политики с феноменом власти. Чаще всего политику определяют как отношения по поводу государственной власти, её организации, направлений деятельности. М.Вебер определял политику как стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение её между группами внутри государства.

В обыденной жизни политика означает любую целенаправленную деятельность. В рамках современной политологии феномен политики описывается исходя из нескольких подходов: социологического, субстанциального и системного.

Группа социологических определений политики (или социологический подход) основана на характеристике политики через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру. Среди социологических определений можно выделить несколько вариантов:

а) экономические определения политики наиболее ярко представлены в марксизме: политика есть концентрированное выражение экономики;

б) правовые определения основаны на понимании политики как производной от права. Пример правового определения политики – теория общественного договора, которая трактует политику как вид деятельности по защите естественных прав человека (Б.Спиноза, Дж.Локк);

в) нормативно-этические (ценностные) определения сводят политику к деятельности, направленной на достижение общего блага. Ценности правильного политического устройства – справедливость, мир, свобода. Нормативная (ценностная) трактовка политики возникла ещё в древности (Платон и Аристотель);

г) культурологические определения рассматривают политику как форму коллективного, совместного существования людей.

Группа субстанциальных (сущностных) определений ориентирована на раскрытие первоосновы, внутренней сущности политики:

а) силовые или директивные (властные) определения. В них политика – это действия, направленные на власть, её обретение, распределение, удержание и использование (Н.Макиавелли, М.Вебер, К.Маркс);

б) институциональные определения основаны на сведении политики к деятельности государства;

в) конфликтно-консенсусные определения показывают то, что политика связана с интересами и деятельностью больших групп людей.

Конфликтное направление развивали марксисты, теоретики конфликта (например, Р.Дарендорф): политика – это деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. «Политика – это борьба за власть; это навязывание воли господствующего класса».

Консенсусное направление получило толчок в связи с развитием демократии и плюралистических теорий демократии ( А.Бентли, Р.Даль). Политика – это искусство нахождения согласия, баланса интересов между различными социальными группами;

г) антропологические определения отражают источник политики, лежащий в природе самого человека. Обоснование антропологических определений политики идет от Аристотеля, который утверждал, что политика – это форма общения людей, способ коллективного существования человека. К.Шмидт рассматривал политику как отношения « друзей – врагов».

Третья группа включает системные определения политики. С системной точки зрения политика является самостоятельной подсистемой социума, имеющей центр принятия решений и окружение, связанные механизмами обратной связи. Политика – это не спонтанный, а целенаправленный, контролируемый процесс.

Подводя итоги, приходим к заключению, что политика – это:

· управление делами государства, определение форм и задач его деятельности; это наука и искусство.

· регулирование отношений между различными социальными группами, которые возникают на основе различия интересов.

· деятельность больших масс людей по поводу борьбы за власть, её завоевание и использование.

Таким образом, политика – это деятельность социальных групп, организаций и индивидов по осознанию и представлению своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Если говорить в общем виде, политика выполняет две основные функции:

· познавательную, служащую решению задач исследования политической действительности; результатом выполнения политологией данной функции выступают постоянно пополняемые знания о политической действительности, выраженные в различных формах – от простого описания политических явлений до их логического объяснения и теоретического истолкования;

· прикладную, которая находит своё выражение в практическом применении политологического знания, в поиске ответов на возникающие в реальной политической жизни проблемы и в использовании результатов научного познания явлений политической действительности для решения конкретных политических задач.

В рамках данных функций политология решает и более узкие задачи.

Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов.

Теоретическая функция – это концентрация, объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки.

Описательная функция – накопление, описание, систематизация фактов, явлений, событий политической жизни. Результатом исследования в данном случае выступают определенные суждения и высказывания, в которых утверждается или отрицается что-либо о рассматриваемых явлениях политики.