Контрольная работа по теме Однородные члены предложения 8 класс

Контрольная работа по русскому языку в 8 классе в формате ОГЭ «Однородные члены предложения»

1)Сколько сосновых изб срублено было на Руси! 2) Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. 3) Да и сейчас вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. 4) В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жилье из дерева. 5) Тепло в нем, сухо, чисто.

6) Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.

7) Ты никогда не интересовался, как построена русская изба? 8) Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. 9) Любопытное сооружение! 10) Концы бревен соединены и держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. 11)В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. 12) Они тоже укрепляют стену.

13) Строят избу из могучих сосновых бревен. 14) Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми; они стройны, легки, веселы. 15) Все в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники, и балкончики. 16) Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с другою соперничают в изяществе и богатстве наряда.

Грамматические задания

1.Выписать грамматическую основу 11 предложения.

2. Среди предложений 11-16 найдите предложение 2. Среди предложений 1-8 найти предложение с обобщающим словом и однородными членами.Напишите № предложения.

3. В предложениях 1-5 найди слово с чередованием гласных. Выпишите его.

4. Среди предложений 5-10 найдите односоставное безличное предложение. Напишите №.

5.Среди 1-6 предложений найдите сложносочиненное предложение. Выпишите его №.

6. Выпишите из 1 предложения слово, в котором букв больше, чем звуков.

7. Из предложений 2-6 выписать причастие и разобрать по составу.

8. Подобрать синоним к слову «любопытное» (предложение №9)

1. Выписать грамматическую основу 2 предложения

2. Среди предложений 1-8 найти предложение с обобщающим словом и однородными членами. Напишите № предложения.

3. В предложениях 11-14 найдите слово -исключение. Выпишите его.
4. Среди предложений 5-12 найдите односоставное назывное предложение. Напишите №.

7. Из предложений 9-14 выписать полное страдательное причастие и разобрать по составу.
8. Подобрать синоним к слову «соперничают» (предложение №16)

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» 8 класс

Однородными называются синтаксически одинаковые члены предложения, связанные друг с другом _________ связью.

Однородные члены:

А) Выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении;

Б) Характеризует предмет с разных сторон, в разных отношениях;

В) Обозначают в данном контексте одно и то же понятие другим словом или другими словами;

Г) Связаны с одним и тем же общим для них членом предложения;

Д) Произносятся с интонацией перечисления;

Е) Содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения и т. п.;

Ж )Соединены или могут быть соединены сочинительными союзами.

Сопоставьте названия сочинительных союзов и их определения по образцу.

Сочинительные союз:

1)Выражают отношение перечисления

ни … ни, тоже, также

2)Выражают отношения присоединения, служат для присоединения слов, словосочетаний, предложений, содержащих добавочные замечания

Б) да и, также, а также, тоже

3)Выражают отношение пояснения

(=но), однако, же, зато а то и др.

4)Выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия

Г) или, либо, ли … ли, то … то, то ли … то ли, не то … не то и др.

5)Выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков

Д) то есть, или (=то есть), как то и др.

Какие из разрядов сочинительных союзов, перечисленных в задании 3, употребляются в предложениях для связи однородных членов?

5. Подчеркните однородные члены предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите разряды союзов, связывающих однородные члены.

А) Будущее светло и прекрасно.

Б) Сам он ни богат ни знатен ни умен.

В) На смелого собака лает а трусливого кусает.

Г) Мал язык да всем телом владеет.

Д) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.

Е) Я немного поколебался однако сел.

Ж) За ужином я заговорил опять о Хоре да о Калиныче.

З) Я поеду теперь либо на Дальний Восток либо на север.

6. Найдите однородные и неоднородные определения, подчеркните их. Расставьте знаки препинания.

А) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор.

Б) На небе кое-где виднелись неподвижные серебристые облака.

В) Старуха мать раскладывала виноград на низеньком круглом татарском столике.

Г) Петя был теперь красивый румяный пятнадцатилетний мальчик.

Д) По широкой большой бесшоссейной дороге шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом.

Е) Покажите всем, что эта неподвижная серая грязная жизнь надоела вам.

Ж) Ранние лучи ярко и холодно золотили розовые желтые и золотые тыквы.

З) Странный резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой…

8. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

А) (Ни)чего не заметно было ож..вляюшего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших (то)куда(нибудь) людей (ни)каких живых хлопот и забот дома.

Б) Острогою бьется крупная рыба как-то щуки сомы жерехи судаки.

В) Дети старики женщины все смешалось в живом потоке.

Г) Всюду (в)верху и (в)низу пели жаворонки.

Д) Но я ка будто вижу перед собой эту картину тихие берега расширяющуюся лунную дорогу прямо от меня к баржам понтонного моста и на мосту длинные тени бегущих людей.

Контрольная работа в 8 классе по теме «Однородные члены предложения»

2. Запишите схемы расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения при повторяющихся и двойных союзах:

Тест. Обведите номера правильных ответов.

1. Союз И соединяет однородные члены в предложении(-ях):

1) И поля цветут, и леса шумят.

2) И листья, и травы, и цветы были полны влаги.

3) Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и звенит.

2. Между однородными членами противительный союз в предложении(-ях):

1) Весна пришла поздно, зато началась дружно.

2) Время не изменяет, а лишь совершенствует нас.

3) Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям.

3. Между однородными членами соединительный союз в предложении(-ях):

1) Цветы лучше всего собирать или утром, или вечером.

2) Изредка слышалось то посвистывание охотника, то храп лошади.

3) Вокруг была лишь черная тайга да темная ночь.

4. Однородные члены соединены двойным союзом в предложении(-ях):

1) Звуки и запах, тучи и люди были странно красивы.

2) И поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

3) Как при подъеме на перевал, так и при спуске с него видна была дорога.

5. Однородные члены разделяются запятыми в предложении(-ях):

1) Он бы сам к вам явился да побоялся.

2) В его движениях не чувствовалось волнения или страха.

3) Ты меня или не слышишь или не понимаешь?

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении(-ях):

1) Трава лежала не только на подоконнике, но и на полу.

2) Ни я ни Катя ничего не сказали.

3) Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то дождя.

7. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) белые голубые шары;

2) старый дубовый пол;

3) новая шелковая блузка;

4) большой чёрный камень.

8. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:

1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях.

2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.

3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков.

4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.

9. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали

1) старая; 2) разбитая; 3) фаянсовая; 4) белая.

10. Найдите предложение, соответствующее схеме: [О : О, О, О -…]. (знаки не проставлены).

1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

3) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

11. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

1) Все(?)и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики.

2) Приметы осени связаны со всем(?)с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.

3) Деревья, кусты, травы(?)все зеленело под тихим дыханием ветра.

4) Переименование касалось самых разных объектов(?)городов, районов, улиц, институтов.

12. Другие факторы, а именно: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль.

Обобщающим в этом предложении является слово

1) ветры. 2) как-то. 3) прочее. 4) факторы.

13. Две запятые и тире пропущены в предложении

1) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.

2) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.

3) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно.

4) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

5) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.

14. Тире, двоеточие и две запятые пропущены в предложении

1) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.

2) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.

3) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести.

4) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.

15. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

1) В «Вишневом саде» есть и грустное, и смешное, и трагическое.

2) Журналисты получили ответы на все интересующие их вопросы.

3) Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов.

4) Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.

16. Найдите предложение с грамматической ошибкой.

1) Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голоса птиц.

2) Пушкин описывает пугачевское восстание и критически высказывается о нем.

3) Тире ставится не только перед обобщающим словом, но и между подлежащим и сказуемым.

4) Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина.

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

1. Назовите все разделительные сочинительные союзы:

2. Запишите схемы расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения с обобщающим словом:

Тест. Обведите номера правильных ответов.

1. Союз И соединяет однородные члены в предложении (-ях):

1) Светлые полосы от огня и черные тени ночи плясали вокруг костра.

2) Непрекращающийся дождь и постоянная прибыль воды в реке осень беспокоили наших

3) Сумерки приближались, и надо было торопиться.

2. Между однородными членами противительный союз в предложении(-ях):

1) Лист в лесу сочен, густ и зелен.

2) Нам нужно сажать лес не только для восстановления природных сил земли, но и для нашего

3) Звезды высоко, но не ярко блестели на небе.

3. Между однородными членами соединительный союз в предложении(-ях) ( знаки препинания не проставлены:

1) На мельнице и стук и гром.

2) Ни одна травка внизу ни один лист на верхней ветви дерева не шевелились.

3) Курочка по зернышку клюет да сыта бывает.

4. Однородные члены соединены двойным союзом в предложении(-ях):

1) В походе надо сообразовываться не столько с силами людей, сколько с силами вьючных

2) Многие птицы уничтожают не только насекомых, но и грызунов.

3) Дуб, береза, ясень и ива росли то группами, то в одиночку.

5. Однородные члены разделяются запятыми в предложении(-ях) (знаки препинания не расставлены):

1) Мокрый лист с осины и дорожных ивок так и хлещет в спину и загривок.

2) Он сохранил и блеск лазурных глаз и детский смех и речь живую.

3) Я не мог открыть в нем страсти ни к еде ни к охоте.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

2) Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом да жужжанием

3) Глубоко-глубоко отражались в пруду берег и вечернее небо, и белые полоски облаков.

7. Двоеточие и три запятые пропущены в предложении

1) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.

2) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.

3) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести.

4) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.

8. Другие факторы, а именно: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль.

Обобщающим в этом предложении является слово

1) ветры. 2) как-то. 3) прочее. 4) факторы.

9. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены):

1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.

2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.

3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

4) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.

10. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?

1) Старые обиды, давние надежды (?)_все зашевелилось в его душе.

2) Ни разговоры, ни остановки, ни встречные пароходы_(?)_ничто не мешало ему работать.

3) Ничто не шевелилось_(?)_ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.

4) И газеты, и телевидение, и радио_(?)_все средства массовой информации переполнены рекламой.

11. Двоеточие и три запятые пропущены в предложении

1) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.

2) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.

3) Все это и ночь и дали и горы и звезды казалось мне исполненным невиданной прелести.

4) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.

12. Укажите предложение(-я) без грамматической (синтаксической) ошибки.

1) Правительство неоднократно отмечало об экономической опасности неплатежей.

2) Бабушка любила и гордилась единственным внуком.

3) На песке были отчётливо видны как детские, так и взрослые следы.

13. Найдите предложение(-я) с грамматической ошибкой.

1) Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.

2) На выставке детского творчества можно увидеть работы как совсем юных художников, так и тех, кому исполнилось 13—15 лет.

3) На столе не только лежали учебники, но и конспекты лекций.

4) Художники любуются природой и одухотворяют ее.

14. В каком предложении нужно поставить запятую?

1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд.

2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.

3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.

4) На свежем снегу нетрудно было з.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.