Итоговая контрольная работа по литературе 9 класс

Литература контрольная работа 9 класс

1 . В уста какого кня зя вложено автором «Слова о полку Игореве» «Золотое слово»:

1) Владимира; 2) Святослава; 3) Игоря; 4) Ярослава?

2 . Какой жанр клас сицизма не относится к «высоким» :

1) сатира; 2) ода; 3) трагедия; 4) эпопея?

3. Кем приходится герой комедии Д.И. Фонвизина Митрофан другому герою — Скотинину:

1) сыном; 2) внуком; 3) племянником, сыном брата;

4) племянником, сыном сестры?

4. Кого имел в виду М. В. Ломоносов под именем «Невтон» , когда написал: «…может

со б ствен ных Платонов и быстрых разумом Н евтонов российская земля рождать»:

1) Нептуна; 2) знаменитого певца;

3) Ньютона; 4) древнегреческого философа?

5 . Кто впервые в русской литературе написал стихотворение по тексту произведения
Горация «Памятник»:

1) Г.Р. Державин; 2) М.В. Ломоносов; 3) А.С. Пушкин; 4) М.Ю. Лермонтов?

6 . Какие по характеру произведения не писал Н.М.Карамзин:

1) публицистические; 2) исторические;

3) сатирические; 4) сентиментальные?

7 . К какому литературному направлению относится творчество М.Ломоносова :

1) классицизм; 2) сентиментализм; 3) романтизм; 4) реализм?

8 . Кто является основателем русского романтизма :

1) Г.Р. Державин; 2) В . А . Жуковский; 3) Н.М. Карамзин; 4) А.С. Пушкин?

9. Для какого литературного направления характерно тяготение к экзотике, интерес к
истории?

1) классицизм; 2) сентиментализм; 3) романтизм; 4) реализм?

10. Кому из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Чины
людьми даются, а люди могут обмануться»:

1) Чацкому; 2) Скалозубу; 3) Фамусову; 4) Молчалину?

11. Кто является а втором критического этюда «Мильон терзаний» :
1) В.Г. Белинский; 2) Н.Г. Чернышевский;

3) А.С. Грибоедов; 4) И . А. Гончаров?

  1. Какое произведение А.С. Пушки на не относится к его ранней лир ике:
    1) «Деревня»; 2) «Вольность»; 3) «Осень»; 4) «К Чаадаеву»7
  2. Какое отчество было у Татьяны Лариной, героини ром ана АС. Пушкина «Евгений Онегин» :
    1) Николаевна; 2) Владимировна; 3) Дмитриевна; 4) Александровна?
  3. Ско лько строк в «онегинской строфе» :

1) четыре; 2) шесть; 3) семь; 4) четырнадцать?

15. Какой ге рой не является действующим лицо м романа М.Ю. Лермонтова «Герой наше го времени»:

1) Вадим; 2) Вернер; 3) Грушницкий; 4) Вера?

16. Соотнесите названия стихотворений М.Ю. Лермонтова и их жанры:
1) «Печально я гляжу на наше поколенье…»; 2) «Н.Ф.И.»;

3) «Перчатка»; 4) «Бородино»;

а) сюжетное стихотворение; б) баллада; в) дума; г) послание.

  1. В какое произведение Н.В. Гоголя включена «Повесть о капитане Коп ейкине»:
    1) «Мертвые души»; 2) «Ревиз ор »; 3) «Шинель»; 4) «Нос»?
  2. Как определил Н.В. Гоголь жанр «Мертвых душ»:
    1) роман; 2) поэма; 3) эпопея; 4) повесть?
  3. Соотнесите авторов и названия их произведений:

1) АА. Фет; 2) Н.А. Некрасов; 3) И. . С . Никитин; 4) Ф.И. Тютчев;

а) «Весенняя гроза»; б) «Зеленый шум»; в) «Ласточки пропали…»;

20. Какое из произведений не принадлежит перу И. С. Тургенева:

1) «Бесприданница»; 2) «Первая любовь»;

3 ) «Отцы и дети»; 4 ) «Утро туманное…»?

21. Какая пьеса была первой в череде произведений А.Н. Островского:
1) «Бедность не порок»; 2) «Гроза»;

3) «Доходное место»; 4) «Свои люди — сочтемся»?

  1. Как звали героиню произведения Ф.М. Достоевского «Белые ночи»:
    1) Елена; 2) Светлана; 3) Анастасия; 4) Софья?
  1. Фамилия героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч»:

1) Чимша-Гималайский; 2) Старцев; 3) Беликов; 4) Чечевицын?

24. Какое утверждение неверно:

1) «Макар Чудра» — первый опубликованный рассказ А.М. Горького;

2) Повесть «Мои университеты» посвящена воспоминаниям об учебе АМ. Горьк о го в Московском университете ;

  1. Ранние рассказы А.М. Горького носят романтический характер;
  2. Лег енда о любви Лойко Зобара и Рад ы рассказана Макаром Чудрой?

25. Какой афоризм не принадлежит одному из героев повести М.А. Булгакова «Собачье

се р дце», профессору Преображенскому:

1) «Лягушка жены не заменит»; 2) «Пропал Калабуховский дом»;

3) «Не читайте советских газет»; 4) «Разруха не в клозетах, а в головах»?

  1. Какое литературное направление появилось в период Серебряного века:
    1) романтизм; 2) реализм; 3) сентиментализм; 4) символизм?
  2. Соотнесите строки из стихотворений и их авторов:
  1. «Мечты иные мне подал Бог: / Морские они, морские!»;
  2. «Но ни на что не променяем пышный / Гранитный город славы и беды…»;
  3. «Я — изысканность русской медлительной речи…»;
  4. «О, рассмейтесь, смехачи!»;

а) К.Д. Бальмонт, б) А.А. Ах матова, в) М.И. Цветаева, г) В. Хлебников.

28. Какое стихотворение А.А. Блока не принадлежит к циклу «Стихов о Прекрасной Даме»:
1) «Вхожу я в темные храмы…»; 2) «Незнакомка»;

  1. « Сегодня шла ты одиноко… »;
  2. «Я вышел в ночь — узнать, понять…»?

29. Какие художественные средства выразительности использованы в строке С . А. Есенина:
«Мне навстречу, как сережки, зазвенит девичий смех»:

1) сравнение, метафора, инверсия; 2) сравнение, гипербола, олицетворение;

3) сравнение, градация; 4) эпитет, олицетворение?

  1. Какое стихотворение В.В. Маяковского относится к его дооктябрьской лирике:
    1) «Послушайте!»; 2) «О дряни»; 3) «Прозаседавшиеся»; 4) «Левый марш»?
  2. Рассказ М .А . Шолохова «Судьба человека» впервые опубликован:
    1) в годы Великой Отечественной войны; 2) сразу после войны;
    3) в 1956 г.; 4) в 1987 г.?

32. Какой подзаголовок дал св оей поэме «Василий Теркин» А. Т. Твардовский:

1) солдатская быль; 2) книга про бойца; 3) баллада о солдате; 4) легенда о солдате?

Итоговая контрольная работа по литературе 9 класс

А) _______________________- стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.

Б) ______________________- речь одного человека в художественном произведении.

В) ______________________- направление в литературе второй половины XVIII в., отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.

5. Кто первым из русских писателей ХХ века стал лауреатом Нобелевской премии? ____________________________________

6. Кого из русских писателей считают родоначальником сентиментализма в России?

А) М.Ломоносова Б) Н.Гоголя В) Н.Карамзина Г) А.Пушкина

7. Кому посвятил А.С.Пушкин стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

А) Наталье Гончаровой В) Анне Керн

Б) Елизавете Воронцовой Г) Александре Осиповой

8. Укажите автора следующих строк:

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна. __________________________________________

9. Продолжите известные пушкинские строки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, ____________________________

_____________________________________

Из какого произведения Пушкина эти строки?

10. Какие средства выразительности использовал С.Есенин в строке:

«Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком»? ______________________________________________________________

11. Чей это портрет?

«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».

Укажите имя героини, название и автора произведения.

__________________ _________________________ __________________

12. Дайте связный аргументированный ответ на вопрос (объём не менее 70 слов)

Какое лирическое произведение, изученное в 9 классе, произвело на вас наибольшее впечатление и почему?

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Итоговая контрольная работа по литературе

учении__ 9__ класса

___________________________________________

(Фамилия, имя)

1.Соедините стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

Грибоедов Михаил Юрьевич

Ломоносов Антон Павлович

Лермонтов Михаил Васильевич

Есенин Александр Сергеевич

Чехов Сергей Александрович

2. Определите литературное направление и авторов данных произведений

Классицизм «Бедная Лиза» Пушкин

Романтизм «Фелица» Шолохов

Сентиментализм «Бахчисарайский фонтан» Карамзин

Реализм «Судьба человека» Державин

3. Из каких произведений эти герои?

«Евгений Онегин» Александр Чацкий

«Мёртвые души» Надежда

«Горе от ума» Коробочка

«Тёмные аллеи» Шариков

«Собачье сердце» Татьяна Ларина

4. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- небольшое стихотворение обычно печального содержания, проникнутого грустью.

Б) Выделяют обычно три рода литературы: ___________, ___________ и __________.

В) ______________________ — драматическое произведение, в котором высмеиваются общественные и частные недостатки.

5. Кто из русских поэтов XIX века был наставником наследника-цесаревича, будущего императора Александра II?_____________________

6. Первый психологический роман в русской литературе — это

А) «Евгений Онегин» Б) «Горе от ума» В) «Герой нашего времени»

Укажите имя создателя этой романа:_____________________________.

7. Лермонтова отправили в первую ссылку на Кавказ за написание стихотворения

А) «Смерть Поэта» В) «Прощай, немытая Россия»

Б) «Родина» Г) «Дума»

8. Укажите автора следующих строк:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь

9. Вставьте пропущенные строки в стихотворение:

Науки юношей ____________,

___________старым подают.

В счастливой жизни ____________

В несчастный _____________ берегут.

Укажите название и автора стихотворения __________________________

10. Назовите художественный приём, который использует Гоголь в строке: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?»______________________________________________________

11. Чей это портрет?

«…темноволосая, чернобровая… красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой».

Укажите имя героини, название и автора произведения.

__________________ _________________________ __________________

12. Дайте связный аргументированный ответ на вопрос (объём не менее 70 слов)

Какое произведение, изученное в 9 классе, вам особенно понравилось и почему?

Итоговая контрольная работа по литературе

учени__ 9__ класса

___________________________________________

(Фамилия, имя)

1.Соедините стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

Пушкин Александр Александрович

Державин Николай Васильевич

Гоголь Гавриил Романович

Блок Александр Сергеевич

Булгаков Михаил Афанасьевич

2. Определите жанры и авторов данных произведений

Ода «Горе от ума» Пушкин

Элегия «Властителям и судиям» Державин

Комедия «К морю» Карамзин

Повесть «Бедная Лиза» Грибоедов

3. Из каких произведений эти герои?

«Слово о полку Игореве» Кира

«Мёртвые души» Николай Алексеевич

«Судьба человека» Святослав

«Тёмные аллеи» Андрей Соколов «Матрёнин двор» Ноздрёв

4. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- двусложный размер стиха с ударение на втором слоге.

Б) ______________________- направление в литературе Х1Х века, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

В) ______________________ — событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие существенные события в нём.

5. Кого из русских литераторов 18 века Екатерина 2 назвала «бунтовщиком хуже Пугачева»?

6. Какой фразой заканчивается «Горе от ума»?

А) Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексеевна!

Б) Карету мне, карету!

В) Молчалины блаженствуют на свете!

Г) В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!

7. Какое произведение А.С.Пушкина входит в цикл «Маленькие трагедии»?

А) «Моцарт и Сальери» В) «Борис Годунов»

Б) «Кавказский пленник» Г) «Евгений Онегин»

8. . Укажите автора следующих строк:

«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё», — его ли душе не любить её?»

______________________ Из какого произведения эта цитата? _______________________________________________________________

9. Вставьте пропущенные строки в стихотворение:

Духовной жаждою ____________,

В пустыне ________________я ______________,

И шестикрылый ____________________

На ___________________ мне явился.

Укажите название и автора стихотворения __________________________

10. Каким художественным приёмом воспользовался Гоголь, назвав своё произведение «Мёртвые души»?

а) антитеза б) эпитет в) оксюморон г) метафора

11. Чей это портрет?

«Он был среднего роста, стройный стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке… у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза…».

Укажите имя героя, название и автора произведения.

__________________ _________________________ __________________

12. Дайте связный аргументированный ответ на вопрос (объём не менее 70 слов)

Какое произведение в прозе, изученное в 9 классе, вам запомнилось больше всего и почему?

ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

4. А ) БАЛЛАДА Б) МОНОЛОГ 3) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

9. ПОКА СВОБОДОЮ ГОРИМ,

ПОКА СЕРДЦА ДЛЯ ЧЕСТИ ЖИВЫ,

МОЙ ДРУГ, ОТЧИЗНЕ ПОСВЯТИМ

ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ.

11. БЭЛА – «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» — ЛЕРМОНТОВ

ВАРИАНТ 2

А) ЭЛЕГИЯ Б) ЛИРИКА, ЭПОС, ДРАМА В) КОМЕДИЯ

НАУКИ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ,

ОТРАДУ СТАРЫМ ПОДАЮТ.

В СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ УКРАШАЮТ

В НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ БЕРЕГУТ.

(ЛОМОНОСОВ, «ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ…»)

НАДЕЖДА – «ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ» — БУНИН

4. А) ЯМБ Б) РЕАЛИЗМ В) ЗАВЯЗКА

5. РАДИЩЕВА А.Н.

8. ГОГОЛЬ, «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

9. ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЮ ТОМИМ,

В ПУСТЫНЕ ЖАЛКОЙ Я ВЛАЧИЛСЯ,

И ШЕСТИКРЫЛЫЙ СЕРАФИМ

НА ПЕРЕПУТЬЕ МНЕ ЯВИЛСЯ.

(ПУШКИН, «ПРОРОК»)

11. ПЕЧОРИН – «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» — ЛЕРМОНТОВ

Пояснительная записка

Одним из видов контроля знаний и умений учащихся по литературе является тест.

Цель контроля:

— проверка знаний теоретико-литературных понятий, основных фактов жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

основных закономерностей историко-литературных процессов и черт литературных направлений;

-проверка знаний содержания изученных литературных произведений;

-проверка умения анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

— контроль умения соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

-определять род и жанр произведения;

-выявлять авторскую позицию;

-аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Время выполнения: 60 минут

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТОВЫХ РАБОТ

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.

Итоговая контрольная работа по литературе для 9 класса

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

1. Найди ошибку.

К лирическим жанрам относятся: ода, сказка, элегия, комедия, повесть, сонет

2.Узнай писателя

а) Ода, университет, наука, «три штиля», Холмогоры

б) Тарханы, «Мцыри», Кавказ, 1814-1841
в) Шахматово, Гамлет, Стихи о Прекрасной Даме

З.Соотнесите произведения и авторов (Назовите жанр*)

1)«Горе от ума» а) Карамзин

2) «Мертвые души» б) Грибоедов

3) «Судьба человека» в) Гоголь
4) «Бедная Лиза» г) Шолохов

4.Соотнесите героев и произведения

1)Преображенский а) «Мертвые души»

2) Печорин б) «Евгений Онегин»

3)Молчалин в) «Герой нашего времени»

4)Чичиков г) «Собачье сердце»

5) Ленский д) «Горе от ума»

5.Соотнесите литературные направления и авторов

1) классицизм а) Жуковский

2) романтизм б) Блок

3) футуризм в) Державин

4) символизм г) Маяковский

6.Узнай героя, назови автора и произведение

а) «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту

приятность, казалось, чересчур было передано сахару…»

б) «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»

в) «…поклонник Канта и поэт»

7. Сделать анализ стихотворения**

Ветер принёс издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.

Итоговая контрольная работа по литературе в 9 классе

2.Какой венок используют со времён Древнего Рима для поощрения победы?

а) оливковый б) вишнёвый, г) лавровый, г) дубовый.

3.Что должно, по мнению Маугли, объединять людей?

а) национальность, б) голос, в) кровь, г) неприятность.

4.Распределите имена писателей по возрасту «от младшего к старшему».

а) Ломоносов, б) Пушкин, в) Державин, г) Лермонтов.

5.Какое произведение не написал Пушкин?

а) «Метель», б) «Евгений Онегин», в) «Медный всадник», г) «Недоросль».

6.В каком литературном направлении начал писать М.Ю.Лермонтов?

а) романтизм, б) сентиментализм, в) классицизм, г) реализм.

7.Какой приём использует автор для раскрытия образов помещиков в

поэме «Мёртвые души»?

а) гротеск, б) психологическая характеристика, в) антитеза, г) портретная

8.Какое произведение Пушкина посвящено теме «маленького человека»?

а) «Барышня-крестьянка», б) «Станционный смотритель», в) «Борис Годунов»,

9.Кто из указанных русских писателей пользовался Эзоповым языком, создавая

а) Фонвизин, б) Грибоедов, в) Некрасов, г) Салтыков-Щедрин.

10.Назовите двусложный размер стиха.

а) хорей, б) амфибрахий, в) дактиль, г) анапест.

  1. Вариант

а) из озера, б) из моря, в) из реки, г) из пруда.

2.Какие произведения древнерусской литературы исполнялись под гусли?

а) житие, б) легенды, в) притчи, г) былины.

3.В классицизме жанры подразделялись на группы: высокий штиль, средний, низкий. Какой из данных жанров не относился к высокому штилю?

а) ода, б) поэма, в) комедия, г) трагедия.

4.Из какого города приехал в деревню герой Пушкина Евгений Онегин?

а) из Петербурга, б) из Москвы, в) из Парижа, г) из Киева.

5.О каком из своих героев Гоголь сказал: «Без царя в голове»?

а) Манилов, б) Собакевич, г) Ноздрёв, д) Плюшкин.

6.Распределите литературные направления по мере их появления в русской литературе.

а) реализм, б) критический реализм, в) романтизм, г) классицизм.

7.Как заканчивается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на…»?

а) тропинку, б) бульвар, в) крыльцо, г) дорогу.

8.Кого из русских писателей-драматургов считают основателем русского национального театра?

а) Фонвизина, б) Островского, в) Грибоедова, г) Чехова.

9.Основная черта поэзии Н.А.Некрасова.

а) народность, б) мотивы одиночества, в) портретная характеристика, г) краткость и точность.