Контрольная работа по русской литературе для 11 класса

7. Назовите «младших символистов».

Контрольная работа по литературе для учащихся 11 класса

2.Поэма «Двенадцать» начинается строчками «Чёрный вечер/Белый снег». Какой приём использует автор?

3. Какая тема является сюжетообразующей в поэме С.Есенина «Анна Снегина»?

А) тема революции;

Б) тема юношеской любви;

В) тема преобразований в деревне;

Г) тема крестьянского быта в послереволюционное время.

4. Какой художественной деталью завершается повесть Куприна «Олеся»?

А) письмо к возлюбленному;

Б) букет полевых цветов;

В) косынка Олеси;

Г) нитка красных бус.

5. Кому из героев А.Куприна принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире»?

Б) чиновник Желтков;

В) генерал Аносов;

Г) княгиня Шеина.

6. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?

Ответом к заданиям 1—13 является слово или словосочетание

1. Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние М. А. Бул­га­ко­ва «Мастер и Маргарита».

2. Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, яв­ля­ю­ща­я­ся сред­ством вы­ра­же­ния ав­тор­ско­го от­но­ше­ния к изоб­ра­жа­е­мо­му (например, семечки, ко­то­рые гры­зет Наташа, слу­шая На­сти­ну историю (пьеса «На дне» М. Горького))?

3. Развитие дей­ствия в пьесе «На дне» со­про­вож­да­ет­ся ав­тор­ски­ми комментариями. Ука­жи­те термин, ко­то­рый ис­поль­зу­ют для обо­зна­че­ния ав­тор­ских ком­мен­та­ри­ев в дра­ма­ти­че­ском произведении.

Актер (останавливается, не затворяя двери, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит) . Старик, эй! Ты где?

4. Герои пьесы «На дне» пре­бы­ва­ют в со­сто­я­нии враж­ды с миром и не­ред­ко друг с другом. Как на­зы­ва­ет­ся рез­кое столк­но­ве­ние героев, об­сто­я­тельств в ху­до­же­ствен­ном произведении?

5. Глава, из ко­то­рой взят фрагмент, на­зы­ва­ет­ся «Явление героя». Какое про­зви­ще носил этот герой?

«…С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.

Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату».

6. Как на­зы­ва­ет­ся на­ме­рен­ное на­ру­ше­ние при­выч­но­го по­ряд­ка слов в предложениях («Тихо льётся с кленов листьев медь. », « Со снопом волос твоих овсяных / Отоснилась ты мне навсегда…»)?

7. Слова Воланда «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами все дадут!» стали крылатыми. Как называется оригинальная авторская мысль, облеченная в краткую, запоминающуюся форму, ставшая крылатой?

8. Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

9. Обращаясь к клёну, «приморозившему ногу», ли­ри­че­ский герой С. Есенина сти­хо­тво­ре­ния «очеловечивает» его. Как на­зы­ва­ет­ся этот приём в литературе?

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой

10. Как на­зы­ва­ет­ся сред­ство ху­до­же­ствен­ной изобразительности, ос­но­ван­ное на прин­ци­пе пе­ре­но­са свойств одних пред­ме­тов или яв­ле­ний на дру­гие («Покатились глаза собачьи / Золотыми звездами в снег»)?

11. Как на­зы­ва­ет­ся со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (храмы — Дамы; обряд — лам­пад и т. п.)?

12. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся оди­на­ко­вое на­ча­ло смеж­ных строк в ли­ри­че­ском про­из­ве­де­нии (« Оставь свой край глу­хой и грешный, / Оставь Рос­сию навсегда»)?

13. Как на­зы­ва­ет­ся яркое определение, при­да­ю­щее вы­ра­же­нию об­раз­ность и эмо­ци­о­наль­ность (« веселая пена», « высокая пена», « бренная пена»; «их па­мя­ти святой »; «на земле угрюмой »)?

14. Философское сти­хо­тво­ре­ние Б. Л. Па­стер­на­ка «Гамлет» за­вер­ша­ет­ся строкой, яв­ля­ю­щей­ся афо­ри­стич­ным на­род­ным изречением («Жизнь прожить – не поле перейти»). Как на­зы­ва­ют такое изречение?

15. Как на­зы­ва­ет­ся поэтический приём сопоставления двух пред­ме­тов или яв­ле­ний с целью более яркого, об­раз­но­го раскрытия свойств одного из них («словно девушка, вспыхнув, оре­ши­на засияла», «золотой, как огонь»)?

16. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пер­со­на­жа­ми романа М.А.Булгакова и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Ответ за­пи­ши­те в следующем виде: А-…, Б-…, В-…