Итоговая контрольная работа по литературе в 5 классе

Сайт учителя русского языка и литературы Можарчук Галины Анатольевны

Итоговая контрольная работа по литературе 5 класс

Автор: admin, 06 Дек 2014

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 классе
2 вариант
1. Кто является автором фольклорных произведений?

а) поэт
б) летописец
в) писатель
г) народ
2. Композиция – это
а) расположение, построение художественного произведения
б) столкновение, противоборство персонажей
в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении
г) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения
3. Описание внешности литературного персонажа называется

а) пейзаж
б) фабула
в) портрет
г) сюжет

4. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит Н.В. Гоголю:

а) «Ночь перед Рождеством»
б) «Сорочинская ярмарка»
в) «Муму»
г) «Вечер накануне Ивана Купала»

5.Кто НЕ является героем произведения Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»:

а) Жилин
б) Костылин
в) Дина
г) Герасим

6. Узнай героя литературного произведения по портрету: «Белолица, черноброва,/ Нраву кроткого такого».

а) мачеха;
б) молодая царевна;
в) Василиса Прекрасная
г) Оксана

7. Найдите соответствия:

1) А. С. Пушкин
2) М. Ю. Лермонтов
3) Н. А. Некрасов
4) А. И. Куприн
а) «Золотой петух»
б) «Бородино»
в) «Няне»
г) «Тройка»
8. Соотнесите произведение с жанром:

1) «Лисица и виноград»
2) «Русский язык»
3) «Золотой петух»
4) «Летний вечер»
а) рассказ
б) стихотворение
в) басня
г) стихотворение в прозе

9. Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим называется

а) сравнение
б) метафора
в) эпитет
г) олицетворение
10. Какое художественное средство использует поэт: «Поёт зима – аукает,/ Мохнатый лес баюкает…».
11. Найди соответствия между проблемой и произведением
Проблема, затронутая автором Произведение, в котором поднимается эта проблема

1. Проблема истинной дружбы, предательства а) И. С. Тургенев «Муму»
2. Проблема зависти б) А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
3. Проблем нравственного выбора человека в) Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
4. Проблема человеческих пороков г) басни И. А. Крылова

12. Вспомни, в каком(-их) еще произведении(-ях), прочитанном(-ых) тобой в 5-м классе, поднимается проблема истинной дружбы и предательства. Докажите свое мнение.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 классе
1 вариант
1. Какое из перечисленных слов имеет значение « легенды и предания о богах и героях»

а) сказка
б) повесть
в) миф
г) поговорка

2. Фабула — это
а) столкновение, противоборство персонажей
б) цепь событий, о которых повествуется в произведении
в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении
г) описание места действия

3. Описание природы в художественном произведении называется

а) портрет
б) фабула
в) пейзаж
г) натюрморт

4. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит А.С. Пушкину:
а) «Няне»
б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
в) «Руслан и Людмила»
г) «Крестьянские дети»
5. Кто НЕ является героем произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»:

а) Чуб
б) Капитон
в) Оксана
г) кузнец Вакула
6. Узнай героя литературного произведения по портрету: «Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».
а) Жилин из рассказа « Кавказский пленник»
б) Герасим из рассказа И. С. Тургенева « Муму»
в) Иван-Царевич из русской народной сказки « Царевна-лягушка»
г) Царевич Елисей из сказки А. С. Пушкина
7. Найдите соответствия:

1) И. С. Тургенев
2) Л. Н. Толстой
3) А. П. Чехов
4) Л. Н. Андреев
а) «Кавказский пленник»
б) «Петька на даче»
в) «Муму»
г) «Злоумышленник»

8. Соотнесите произведение с жанром:

1) «Рождение Зевса»
2) «Зимняя дорога»
3) «В деревне»
4) «Ночь перед Рождеством»
а) рассказ
б) повесть
в) миф
г) стихотворение

9. Противопоставление одного предмета или явления с другим называется

а) метафора
б) антитеза
в) эпитет
г) гипербола

10. Какое художественное средство использует поэт: «Воробышки игривые,/ Как дети сиротливые,/ Прижались у окна».

11. Найди соответствия между проблемой и произведением

Проблема, затронутая автором Произведение, в котором поднимается эта проблема

1. Проблема трудного детства а) Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
2. Проблема тесной связи природы и человека б) А. П. Чехов «Злоумышленник»
3. Проблема межнациональных отношений в) Н. А Некрасов «Крестьянские дети»
4. Проблема социального неравенства, непонимания г) А. Платонов «Никита»
12. Вспомни, в каком(-их) еще произведении(-ях), прочитанном(-ых) тобой в 5-м классе, поднимается проблема трудного детства. Докажите своё мнение.

Ключ к итоговому тесту по литературе в 5 классе.

1 вариант
1. г)
2. а)
3. в)
4. в)
5. г)
6. б)
7. 1 – в)
2 – б)
3 – г)
4 – а)
8. 1 – в)
2 – г)
3 – а)
4 – б)
9. а) 2 вариант
1. в)
2. б)
3. в)
4. г)
5. б)
6. б)
7. 1 – в)
2 – а)
3 – г)
4 – б)
8. 1 – в)
2 – г)
3 – а)
4 – б)
9. б)
10. сравнение
11. 9. 1-в, 2-б, 3-а, 4-г
12. 10. Проблема истинной дружбы и предательства поднимается также в сказке Х. К. Андерсена «Соловей». Ведь живой соловей, несмотря на то что в нем уже не нуждались при дворе после того, как там появился соловей искусственный, вернулся к китайскому императору, когда тот умирал. Своим прекрасным пением он прогнал смерть. Соловей пообещал прилетать к императору регулярно и рассказывать обо всем, что творится в Китае. А придворные императора, даже не дождавшись его смерти, уже назначили нового кандидата на его место.
13.

9. 1-в, 2-г, 3-а, 4-б
10. Проблема трудного детства поднимается также в рассказе А. Платонова «Петька на даче». В нем автор рассказывает о том, как трудно жилось Петьке, маленькому мальчику, в городе, в парикмахерской, где он работал. Кроме побоев, окриков и тяжелой работы, Петька там ничего не видел. В настоящего, живого, человека он превращается, только когда попадает на дачу к хозяевам своей матери, у которых та работала кухаркой.

Итоговая контрольная работа по литературе в 5 классе

Контрольная работа соответствует программе по литературе к УМК Коровиной В.Я. В контрольной два варианта, которые помогают проверить знания учащихся 5 класса, полученные ими за весь учебный год. В каждом варианте содержится 20 заданий разного уровня. Задания 1-10 тестового типа, задания с 11 по 20 с развернутой формой ответа.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по литературе в 5 классе»

Итоговый тест по литературе

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

2. Сказка «Царевна-лягушка»

а) бытовая б) волшебная в) о животных

3. Средство художественной выразительности, отличающее басню от других эпических жанров.

а) сравнение б) метафора в) аллегория

4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

б) Н.А. Некрасов «На Волге»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

5. Историческое событие, о котором рассказал в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтов, произошло во время

а) Отечественной войны 1812года

б) Великой Отечественной войны

в) Первой мировой войны

6. Рассказ – это

а) Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях.

б) Небольшое эпическое произведение (малая форма), повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

в) Один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

7. Предложение из сказки-были К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»: «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» — содержит:

а) метафору б) аллегорию в) олицетворение

8. Когда герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» заблудился в тайге, он вспомнил слова отца и деда:

а) «С тайгой надо дружить»

б) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»

в) «В тайге одному делать нечего»

9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

10. Пьеса – это…

а) Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

б) Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

в) Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

11. Назовите сказку: «Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало».

_____________________________________________________________________________________12. Чем литературная сказка отличается от народной?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Назовите три рода литературы:

_____________________________________________________________________________________

14. Определите способ рифмовки.

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу! (Н.М. Рубцов «Родная деревня»)

15. Какое произведение так заканчивается: «Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои обеты»? Укажите название произведения и автора.

_____________________________________________________________________________________

16. Найдите и выпишите из данного отрывка все эпитеты.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле… (Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)

17. По ключевым словам определите произведение и автора.

а) Кавказ, кукла, Иван, казаки, пленные _____________________________________________________________________________
б) Барыня, город, Татьяна, Капитон, река _____________________________________________________________________________
в) Москва, басурманы, французы, заряд, редут _____________________________________________________________________________

18. По описанию узнайте героя, укажите, из какого произведения и какого автора.

а) … Белолица, черноброва, нраву кроткого такого…

_____________________________________________________________________________
б) За ворота выйти нельзя – все соседи только про нее и говорят: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница – золотые руки!», «Красавица – глаз не отвести!» _____________________________________________________________________________
19
. Соедините попарно автора и произведение.

А.П. Чехов «Спящая царевна»

В.А. Жуковский «Волк на псарне»

И.А. Крылов «Хирургия»

20. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты?

___________________________________________________________________________________

контрольная работа по литературе 5 класс декабрь
тест по литературе (5 класс) по теме

Контрольная работа по литературе. 5 класс. Зимняя сессия. Декабрь.

Скачать:

ВложениеРазмер
literatura_zimnyaya_sessiya_5_klass.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

КЛЮЧИ Баллы — 37

  1. Теория литературы (23 балла)

Устное народное творчество (до 16 баллов)

1. Назовите жанры фольклора. /Колыбельные песни(1), пестушки(1), потешки(1), заклички(1), приговорки(1), считалки(1), скороговорки(1), поговорки(1), пословицы(1), загадки(1), сказки(1) и каждый последующий правильный ответ (1)/.

2. Что называется сказкой? Какие виды сказок вы знаете? /Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях(1) Различаются сказки: волшебные, бытовые, о животных(1)/.

3. Какие «премудрости» сказки есть у народной сказки? Какую роль они играют? /Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы(1). Они украшают сказку, помогают запомнить, сохраняют напевность(1)/

4. Чем литературная сказка отличается от народной? /Имеет автора(1)/

Древнерусская литература (3 балла)

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ за каждый правильный ответ (1)

4. Каким веком завершается древнерусская литература?

5. Кто были внешние враги для жителей Древней Руси?

  1. половцы и печенеги
  2. французы
  3. казаки

6. Отметьте жанры древнерусской литературы

  1. рассказ, повесть
  2. летописи, жития
  3. сказка, загадка

Литературоведческие термины (4 балла)

7. Какие виды рифм вы знаете? / Различаются рифмы перекрестные, парные, опоясывающие(1)/.

8. Какие произведения называются юмористическими, а какие сатирическими? /Произведения, в которых смех веселый, добрый, называются юмористическими(1), а те, где смех злой, гневный – сатирическими(1)/.

8. Что такое БАСНЯ ?

  1. Краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий аллегорический смысл
  2. Жанр русского фольклора
  3. Один из основных жанров древнерусской литературы

II. Из биографии писателя (5 баллов)

9. Круг научных открытий этого учёного необычайно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология./М.В. Ломоносов (1)/

10. В какой усадьбе прошли детские годы М.Ю.Лермонтова? /Детские годы поэта прошли в усадьбе Тарханы Пензенской губернии(1)/.

11. О ком идет речь в данном высказывании: “Будущий поэт рано ознакомился с русской и французской литературой: в доме его отца была большая библиотека. Большое влияние оказали на его творчество бабушка и няня”? /Речь идет об Александре Сергеевиче Пушкине(1)/.

12. Кто из писателей, учась в гимназии, особенно много времени отдавал чтению, увлекался театром и принимал участие в постановке спектаклей, создал книгу повестей, отражавшую украинскую народную жизнь? /Николай Васильевич Гоголь(1)/.

13. Какой поэт отразил в своих произведениях картины подневольного труда и жизни крепостных? / Н. А. Некрасов(1)/.

III. Расставьте соответствия (за 1 верное соответствие (1 ) (3 балла)

Антоний Погорельский «Attalea princeps»

Всеволод Михайлович Гаршин «Бородино»

М.Ю. Лермонтов «Чёрная курица, или подземные жители»

Н.В.Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки ” (3 балла)

14. Какие повести Н.В.Гоголя из “Вечеров …” вы знаете? / «Заколдованное место» (1), «Ночь перед Рождеством» (1) и другие (1)каждая /.

15. Гоголь рассказывает о своих героях:

  1. Сатирически
  2. С юмором
  3. С сарказмом

И.С.Тургенев “Муму” (3 балла)

16. Как зовут главного героя рассказа И.С.Тургенева “Муму”? /главного героя зовут Герасимом/.(1)

17. С каким фольклорным героем сближает дворника Герасима в рассказе “Муму” И.С.Тургенев? /он сравнивает его с русским богатырем/.(1)

18. Какое слово нужно вставить, чтобы восстановить текст? (1)

“Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как … растет на плодородной земле…” /необходимо вставить в текст слово “дерево”/.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Устное народное творчество

1. Назовите жанры фольклора. __________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что называется сказкой? Какие виды сказок вы знаете? __________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие «премудрости» сказки есть у народной сказки? ______________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Чем литературная сказка отличается от народной? _______________________________________

4. Каким веком завершается древнерусская литература?

5. Кто были внешние враги для жителей Древней Руси?

  1. половцы и печенеги
  2. французы
  3. казаки

6. Отметьте жанры древнерусской литературы

  1. рассказ, повесть
  2. летописи, жития
  3. сказка, загадка

7. Какие виды рифм вы знаете?__________________________________________________________

8. Какие произведения называются юмористическими, а какие сатирическими? __________________

8. Что такое БАСНЯ ?

  1. Краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий аллегорический смысл
  2. Жанр русского фольклора
  3. Один из основных жанров древнерусской литературы

II. Из биографии писателя (5 баллов)

9. Круг научных открытий этого учёного необычайно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология._____________________________________

10. В какой усадьбе прошли детские годы М.Ю.Лермонтова? _________________________________

11. О ком идет речь в данном высказывании: “Будущий поэт рано ознакомился с русской и французской литературой: в доме его отца была большая библиотека. Большое влияние оказали на его творчество бабушка и няня”? _________________________________________________________

12. Кто из писателей, учась в гимназии, особенно много времени отдавал чтению, увлекался театром и принимал участие в постановке спектаклей, создал книгу повестей, отражавшую украинскую народную жизнь? ____________________________________________________________

13. Какой поэт отразил в своих произведениях картины подневольного труда и жизни крепостных? _____________________________________________________________________________________

  1. Расставьте соответствия

Антоний Погорельский «Attalea princeps»

Всеволод Михайлович Гаршин «Бородино»

М.Ю. Лермонтов «Чёрная курица, или подземные жители»

Н.В.Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки ”

14. Какие повести Н.В.Гоголя из “Вечеров …” вы знаете? __________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________15. Гоголь рассказывает о своих героях:

  1. Сатирически
  2. С юмором
  3. С сарказмом

16. Как зовут главного героя рассказа И.С.Тургенева “Муму”? ______________________________

17. С каким фольклорным героем сближает дворника Герасима в рассказе “Муму” И.С.Тургенев? _____________________________________________________________________________________

18. Какое слово нужно вставить, чтобы восстановить текст?

“Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как ________________________ растет на плодородной земле…”