Контрольная работа по литературе 5 классметодическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Итоговая контрольная работа по русской литературе для 5 класса

1. Что в переводе с английского языка означает слово «фольклор»?

А) народная мудрость

Б) накопленный опыт

В) народная литература

Г) традиционная литература

2. Кто является главными героями былин?

3. С чего начинается былина?

В) со вступления

4. Кто авторы былин (они исполняли их под аккомпанемент музыкального инструмента гусли)?

А) церковный хор

5. Выбери большие жанры фольклора.

В) пословица и прибаутка

Г) песня и частушка

З) колыбельная песня

Л) народная драма

Какой вид сказки лишний?

А) сказки о животных

Б) волшебные сказки

В) социально-бытовые сказки

Г) приключенческие сказки

Какой элемент композиции сказки пропущен?

Присказка, зачин, завязка, развитие действия, … , развязка, исход.

8. Что предназначено для исполнения на сцене?

Г) колыбельные песни

9. Как в пьесе называется список действующих лиц и исполнителей?

10. Соотнеси термины с их определениями.

1) монолог а) разговор двух лиц

2) диалог б) разговор трех и более лиц

В) полилог в) разговор одного лица

11. Как называется вывод басни, который помещается в начале или в конце?

А) аллегория (т.е. иносказание)

Г) зачин или концовка

12. Жанр произведения «Руслан и Людмила»

13. Соотнеси художественные приемы с их определениями.

1) Эпитет а) художественный прием, образное выражение,

преувеличивающее какое-либо действие, явление,

предмет для того, чтобы усилить

2) Сравнение б) художественный прием переноса человеческих качеств

на животных или предметы

3) Олицетворение в) образное выражение, которое построено на сопоставлении

4) Гипербола г) художественное определение, которое подчеркивает важные

для автора качества, свойства, особенности

изображаемого предмета, явления, события.

14. Какой художественный прием используется в описании бури в стихотворении «Зимний вечер» в строках?

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

А) олицетворение и сравнение

Г) аллегория (т. е. иносказание)

15. Какой художественный прием использован в строках?

Спят во тьме ночной

16. Соотнеси термины с их определениями.

1) повествование а) говорится о причинах явлений и событий,

об их взаимосвязи

2) описание б) рассказ о событиях, действиях, поступках

3) рассуждение в) дает представление о том, какие предметы, люди,

животные, изображены в произведении

17. Выбери стихотворные размеры с ударением на первом слоге.

18. Определи двусложный стихотворный размер строки

Ночевала тучка золотая…

19. Определи двусложный стихотворный размер строки

Замолкнул гром, шуметь гроза устала…

20. Определи трехсложный стихотворный размер строки

Вот ворона на крыше покатой…

Часть 2. Как я знаю творчество писателей и поэтов

1. Кто автор строк?

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Б) М. Ю. Лермонтов

2. Кто автор строк?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

Б) М. Ю. Лермонтов

3. Кто автор строк?

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

Б) М. Ю. Лермонтов

4. Кто автор строк?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром…

Б) М. Ю. Лермонтов

5. Кто автор строк?

Летит, летит по небу клин усталый –

Летит в тумане на исходе дня.

А) А. Т. Твардовский

6. Соотнеси авторов с их произведениями

1) И. А. Крылов А) «Снежная королева»

2) А. С. Пушкин Б) «Муму»

3) М. Ю. Лермонтов В) «Пропавшая грамота»

4) Н. В. Гоголь Г) «Руслан и Людмила»

5) И. С. Тургенев Д) «Бородино»

6) Г. Х. Андерсен Е) «Васюткино озеро»

7) В. П. Астафьев Ж) «Свинья под Дубом»

Часть 3. По страницам художественных произведений

1. Соотнеси героев с жанром художественного произведения.

Геракл а) былина

Синдбад б) русская народная сказка

Илья Муромец в) древнегреческий миф

Иван-царевич г) арабская народная сказка

Кто похитил Василису Прекрасную в русской народной сказке «Царевна-лягушка»?

Б) Кощей Бессмертный

3. Кто рассказывает о приключениях Синдбада в «Тысяче и одной ночи»?

Б) царь аль-Михрджан

4. Что больше всего интересовало Свинью в басне «Свинья под Дубом»?

5. Кто похитил главную героиню в произведении «Руслан и Людмила» в день свадьбы?

6. Как поступил с Черномором главный герой произведения «Руслан и Людмила»?

А) отрубил ему голову

Б) отрубил ему бороду

В) заковал в цепи

Г) превратил в карлика

7. Во что играл с ведьмами главный герой повести «Пропавшая грамота»?

8. Повесть «Пропавшая грамота» входит в сборник «Вечера на хуторе близ …

9. Как звали хозяина Муму?

10. Какому историческому событию посвящено стихотворение «Бородино»?

А) Отечественной войне 1812 года

Б) Крымской войне

В) Отечественной войне 1941-1945 годов

Г) восстанию Пугачева

11. О чем идет речь в стихотворении «Бородино»?

А) о восстании декабристов

Б) о войне с Наполеоном

В) о войне с Гитлером

Г) о боевых действиях на Кавказе

12. Какие цветы выращивали в деревянных ящиках Кай и Герда?

13. Какое слово нужно было сложить Каю из льдин в царстве Снежной королевы?

14. Как звали главного героя сказки «Волшебное кольцо»?

15. Где взял кольцо главный герой сказки «Волшебное кольцо»?

Д) получил в подарок

16. Кого догоняла Аня, когда попала в Страну чудес?

17. Как звали главного героя сказки «Хоббит, или Туда и обратно»?

А) Банго Бэггинс

Б) Фродо Бэггинс

В) Бильбо Бэггинс

Г) Сэммиум Скромби

18. Варги в сказке «Хоббит, или Туда и обратно» — это …

19. Что, по словам автора стихотворения «Журавли» Р. Г. Гамзатова, происходит с погибшими солдатами?

А) рождаются вновь

Б) превращаются в журавлей

В) попадают в рай

Г) вечно живут в памяти людей

20. Почему Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», сошел с тропы и заблудился в тайге?

А) пошел рыбачить на незнакомое озеро

Б) собирал орехи

В) собирал грибы

Г) погнался за глухарем

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 161 Скачиваний: 123

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Контрольная работа по литературе 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

А) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием.

Б) историческая повесть

В) жанр устного народного творчества

  1. На какие виды делятся сказки?

а) приключенческие г) исторические

б) биографические д) социально-бытовые

в) волшебные е) о животных

  1. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.

а) волшебные 1) цель сказки- весело и поучительно рассказать о

проделках животных, показать пороки и достоинства.

б) бытовые 2) задача сказки –испытать героя, вступившего в борьбу с

в) о животных 3) цель сказки –рассказать о необычном происшествии;

действие происходит в обычной обстановке.

  1. Какой из перечисленных признаков наиболее точно характеризует

а) в основе сказки – реальные события

б) повторяющийся сюжет

в) автор сказки –реальный человек

г) добро всегда побеждает зло.

  1. Какого героя сказки называют литературным:

а) положительного героя г) героя сказки, автор которой известен

в) главного персонажа сказки

9 . Какая из перечисленных сказок не является литературной:

а) «Аленький цветочек» в) «Кот в сапогах»

б) «Лягушка-царевна» г) «Спящая царевна»

  1. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

  1. Как называется данная часть сказки:

И с невестою своей обвенчался Елисей;

И никто с начала мира не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил.

А) зачин б) кульминация в) развитие действия г) исход.(или концовка)

  1. Соотнесите произведения с их авторами

а) «Спящая царевна» 1) П.П. Бажов

б) «Сказка о мертвой царевне и 2) В.А. Жуковский

в) « Аленький цветочек» 3) А.С. Пушкин

г) « Каменный цветок» 4) С.Т. Аксаков

  1. Запишите названия литературных сказок, в которых используется прием

троекратного повтора, взятый из народных сказок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост.

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 19 века» 5 класс

Контрольная работа по литературеРаздел «Русская литература 19 века» 5 класс .

Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века».

Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века».

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс).

Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу «Романтизм» по учебнику «Литература 8 класс» под редакцией М.Б.Ладыгина

Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана.

Контрольная работа по литературе. УНТ и древнерусская литература. 5 класс

Контрольная работа направлена на проверку знаний по устному народному творчеству и древнерусской литературе. Содержит задания с вариантами ответов и задания, требующие развернутого ответа.

Контрольная работа по литературе по теме «Русская литература ХIХ века» (8 класс)

Контрольная работа по литературе по теме «Русская литература ХIХ века» для обучающихся 8 класса состоит из двух заданий на установление соответствий (автор — название произведения, наз.

Контрольные работы по литературе 5 класс

11. Напишите краткий пересказ произведения, изученного по программе, которое больше всего запомнилось. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №3

Контрольная работа

по творчеству А.С. Пушкина.

1.Дайте краткое определение такому жанру литературы, как литературная сказка.

2.Что такое рифма?

3.Назовите стихотворение и её автора.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

4.Что такое лукоморье?

5.Из каких сказок А.С.Пушкина эти строки?

— Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

— Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою…»

— Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

6.Какие виды сказок вы знаете?

7.Кем был главный герой поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»?

Приложение №4

Контрольная работа по творчеству

М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева

1.Назовите автора литературной сказки «Чёрная курица, или Подземные жители».

2.Какому событию посвящено стихотворение «Бородино»? Назовите автора этого стихотворения.

3.Из какого произведения эта иллюстрация? Назовите произведение и автора.

4.Кому принадлежат строки?

О Волга. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

5.Как называется картина и кто её автор? К какому произведению Н.А.Некрасова эта иллюстрация?

6.К какому произведению Н.А. Некрасова эта иллюстрация?

7.Кто это? Какое произведение этого автора мы изучали в этом году?

8.Назовите героя произведения.

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житьё. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле…»

9.Вблизи какого города разворачивались события, описанные М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино»?

Приложение №5

Контрольная работа по литературе. Тестирование по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, С.Я. Маршака, П.П. Бажова.

1. Выберите правильный вариант ответа:

1) рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

2) рассказ – литературное не стихотворное произведение.

3) рассказ – один из видов эпических произведений.

4) рассказ – торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.

2. Кто из писателей подписывал свои произведения псевдонимами: Человек без селезенки, Брат моего брата?

4) К.Г. Паустовский

3. Определение какого литературного термина приведено ниже? Цепь событий, происходящих в произведении.

4. Вы прочитали рассказ А.П. Чехова «Хирургия». Что вызывает у вас сюжет данного рассказа?

3) смех и негодование

5. Что послужило материалом для рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

1) события из жизни Л.Н.Толстого на Кавказе

2) события из жизни Л.Н.Толстого на Кавказе и некоторые книжные источники, описывающие кавказскую войну и плен.

3) сюжет, рассказанный жителем Кавказа.

4) книжные источники

6. Вы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Герой рассказа Жилин сказал на прощание Дине: «Весь век тебя помнить буду». За что заслужила девочка столь высокую оценку?

1) «За глаза черные, светлые» и лицо красивое.

2) За вкусные лепешки и черешню.

3) За помощь в организации побега.

4) За детскую неподдельную дружбу и искренность.

7. Вы прочитали повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе». В сцене прощания Вася по поручению своего отца дает деньги Тыбурцию. Почему Тыбурций взял деньги?

3) Не хотел обидеть мальчика

4) Поверил в искренность чувств Васи и его отца.

8. Вы прочитали рассказ А.П.Платонова «Никита». Отец мальчика давно ушел на главную работу – на войну. Почему эта работа главная?

1) потому что защищаешь Отечество

2) потому что получаешь награды

3) потому что повышаешь воинское звание.

4) потому что искупаешь грехи, совершенные в мирное время.

1.Подчеркните пословицу, которая по смыслу подходит к сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Коли хочешь себе добра, никому не делай зла. Час в добре проживѐшь, все горе позабудешь. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет. Злой плачет от зависти, а добрый — от радости.

2.Вы прочитали сказ П.П.Бажова «Медной горы хозяйка». Сформулируйте определение и запишите его.

Сказ – _______________________________________________________

3. Вы прочитали пьесу-сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Что реального, а что фантастического в произведении?

Реальные события: ___________________________________________

Фантастические события: _____________________________________

4. Прочитайте описание героев изученных вами произведений.

Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льѐт.____

Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху___

…кругла, как пышка, и упруга, как мячик.___

Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца.______

Вставьте вместо пропусков цифры, соответствующие номерам, под которыми указаны имена героев:

4) дьячок Вонмигласов

1.Объясните смысл выражения «внутренняя красота».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по литературе 5 класс

Проверьте свои знания с помощью контрольных работ по литературе по учебнику Коровина

Контрольная работа 1 полугодие

по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

1. Восстанови пропущенное слово в названии произведения Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ …»

2. Какой подзаголовок имеет повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место»?

а) история о похождениях деда;

б) сказание дьячка сельской церкви;

в) быль, рассказанная дьячком ***ской церкви.

3.Вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Кем была курица Чернушка в Подземном городе?

г) просто курицей.

4. Ниже приведены строки из текста сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Какая из этих строк является основной мыслью произведения?

а) Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.

б) Если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго

смотреть за собой.

в) Стоит только захотеть, и все меня полюбят.

г) Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребили.

5. Какому событию посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

а) войне 1812 года;

б) Великой Отечественной войне 1941-1945гг;

в) Крымской войне;

г) разгрому печенегов.

6. Почему «помнит вся Россия про день Бородина»? Выберите более глубокий вариант ответа.

а) потому что «были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы!»

б) потому что «мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…»

в) потому что «был денек! Сквозь дым могучий французы двинулись, как тучи…»

г) потому что «изведал враг в тот день немало…»

7. Что послужило материалом для рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

а) события из жизни Л. Н. Толстого на Кавказе;

б) события из жизни Л. Н. Толстого на Кавказе и некоторые книжные источники, описывающие кавказскую войну и плен;

в) сюжет, рассказанный жителем Кавказа;

г) книжные источники.

8. Кто автор поэмы «Мороз, Красный нос»?

9. Какое из произведений принадлежит перу Н. А. Некрасова?

б) «Крестьянские дети»;

10. Вы прочитали рассказ И. С. Тургенева «Муму». О ком идет речь?

Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. _____

…пьяница горький. Почитал себя существом обиженным и неоценимым по достоинству, человеком образованным и столичным. ______

…человек, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом. ______

…доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. _____

Вставьте вместо пропусков цифры, соответствующие номерам, под которыми указаны имена героев рассказа:

1) Гаврила Андреич

I. На следующие вопросы напишите только букву правильного ответа.

1) Как переводится слово «фольклор»?

а) индивидуальное поэтическое творчество;

б) народное знание, народная мудрость;

в) авторское произведение;

г) старинное творчество.

2) Кому принадлежат ниже приведённые слова: «…прошлое должно служить современности»?

а) В.Г. Белинскому; б) А.С. Пушкину; в) Д.С. Лихачёву; г) Н.М. Карамзину.

3) Как называется выделенное изобразительное средство (Жуковский, баллада «Кубок»)?

И грозно из пены седой

Разинулось чёрною щелью жерло…

а) аллегория; б) олицетворение; в) сравнение; г) эпитет.

II. На следующие вопросы дайте краткий ответ (1 – 5 слов).

1) Для чего приходил Журавль к цапле в гости в сказке «Журавль и цапля»?

2) Сколько ночей ходил Иван – крестьянский сын на дозор к калиновому мосту через реку Смородину?

3) Кто разрешил спор астрономов – героев шуточного произведения М.В. Ломоносова?

4) Произведения этого рода литературы передают чувства, мысли, переживания человека?

5) В герое какой басни И.А. Крылова современники узнали Наполеона, напавшего на Россию в 1812 году?

6) Какому герою и какой басни И.А. Крылова принадлежат следующие слова:

«Пусть сохнет, – говорит …. –

Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б жёлуди…»?

7) Кому принадлежит фраза: «Чтение – вот лучшее учение»?

8) Кого призывал царь на подвиг, когда бросил свой кубок в море в первый раз (баллада В.А. Жуковского «Кубок»)?

III. Дайте развёрнутый ответ (не менее 5 — 6 предложений) на один из вопросов.

1) Как повесть о подвиге отрока-киевлянина может послужить современному человеку?

2) Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к Василисе Премудрой?

3) Почему второй прыжок в морскую бездну оказался гибельным для отважного пажа? (по балладе «Кубок» В.А. Жуковского).

I. На следующие вопросы напишите только букву правильного ответа.

1) Что не является жанром древнерусской литературы?

а) житие; б) сказка; в) поучение; г) летопись

2) Без какого поэта мы не имели бы Пушкина, по мысли В.Г. Белинского?

а) без Жуковского; б) без Крылова; в) без Ломоносова; г) без Лермонтова.

3) Как называется выделенное изобразительное средство (Жуковский, баллада «Кубок»)?

И волны спирались, и пена кипела:

Как будто гроза, наступая, ревела.

а) аллегория; б) олицетворение; в) сравнение; г) эпитет.

II. На следующие вопросы дайте краткий ответ (1 – 5 слов).

1) К кому Иван-царевич обращается со словами: «… ты бы меня прежде напоила, накормила. В бане выпарила, тогда бы и спрашивала»? («Царевна-лягушка»)

2) Какие качества барина высмеиваются в сказке «Солдатская шинель»?

3) Какое нравственное качество помогло воеводе Претичу спасти княгиню Ольгу и киевлян?

4) Что объединяет эти слова: сказка, трагедия, басня, роман, стихотворение, пьеса, повесть, рассказ?

5) Из какой басни И.А. Крылова взята мораль:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

6) Какому герою и какой басни И.А. Крылова принадлежат следующие слова:

« …Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я натуру знаю… »?

7) О ком писал Н.М. Карамзин?

Рождённый под хладным небом северной России,

С пламенным воображением,

Сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и

8) Кто заступается за молодого пажа (баллада В.А. Жуковского «Кубок»)?

III. Дайте развёрнутый ответ (не менее 5 — 6 предложений) на один из вопросов.

1) В чём идея (главная мысль) шуточного стихотворения М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…»?

2) Какие качества проявляет Иван-крестьянский сын до боя с чудом-юдом, во время боя и после него?

3) Против чего направлена басня И.А. Крылова «Свинья под дубом»? Какова её мораль?

По сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (по учебнику Коровиной, ФГОС)

Напиши полное название сказки А.С.Пушкина.

«Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи». Слово ОЧИ обозначает… а) щеки

3. Царица родила дочь в…

А) Рождество б) Сочельник в) Пасху

4. Какой волшебный предмет был у царицы?

А) тарелка с яблочком б) зеркальце в) ковёр-самолёт

5. Как звали служанку царицы для «чёрной» работы?

А) Чернава б) Чернява в) Чернавка

6. Сколько братьев-богатырей было в сказке?

7. Напиши, как звали пса в сказке.

8. Напиши, при помощи чего царица отравила царевну.

9. К кому обращался королевич Елисей со словами:

Ты встаёшь во тьме глубокой,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя…

10.. К кому обращался королевич Елисей со словами:

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

11. К кому обращался королевич Елисей со словами:

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду плещешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного…

12. Что разрушило силу сна молодой царевны?

а) поцелуй королевича Елисея

б) слёзы королевича Елисея

в) сила королевича Елисея.

13. Кому принадлежат слова: «Свет мой, зеркальце! Скажи \ Да всю правду доложи: \ Я ль на свете всех милее, \ Всех румяней и белее?»

а) царице б) царевне

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1.Укажите правильный ответ (обведите кружком).

В каком слове все согласные обозначают мягкие звуки?

2.Укажите правильный ответ (обведите кружком).

В каком слове звуков больше, чем букв?

3.Укажите правильный ответ (обведите кружком).

В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

4.Укажите правильный ответ (обведите кружком).

В каком слове ударение падает на второй слог?

5.Укажите правильный ответ (обведите кружком).

В каком ряду все слова с безударной проверяемой гласной в корне?

6.Укажите правильный ответ (обведите кружком).

В каком ряду на месте пропуска пишется Ь?

7.Укажите правильный ответ (обведите кружком).

В каком ряду указаны слова с непроизносимой согласной в корне?

8.Укажите правильный ответ (обведите кружком).

В каком ряду все слова пишутся с буквой С?

9.Укажите правильный ответ (обведите кружком).

В каком слове пишется буква И?

10.Укажите правильный ответ (обведите кружком).

Раздел русского языка, который изучает слово как часть речи?

11. Укажите правильный ответ (обведите кружком).

Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в строках: «Улыбнулась солнцу сонная земля…»?

12. Укажите правильный ответ (обведите кружком).

Какие слова не являются синонимами?

13. Укажите правильный ответ (обведите кружком).

Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

14. Укажите правильный ответ (обведите кружком).

Какое существительное является одушевленным?

15. Укажите правильный ответ (обведите кружком).

Какой глагол пишется с не слитно?

16. Укажите правильный ответ (обведите кружком).

Какой глагол соответствует характеристике: соверш.вид, изъявит.наклон., прош.вр.?

17. Укажите правильный ответ (обведите кружком).

Укажите грамматическую основу предложения: «В марте трудолюбивые грачи и ласточки начали вить гнезда»?

Грачи и ласточки начали

Грачи, ласточки начали вить

18. Укажите правильный ответ (обведите кружком).

Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены)?

Ночью ветер злится и стучит в окно

Лесной ручей звенит шумит

Волны пенились и с шумом бились о набережную

Солнце садилось и его косые лучи освещали верхушку высокого дуба

19. Укажите правильный ответ (обведите кружком).

Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)?

Мальчики активно занимаются спортом

Дорогая мама поздравляю тебя с праздником

Кто подготовит сообщение к следующему уроку

1. Фольклор – это …
а) устное народное творчество;
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
в) сказки, придуманные народом;
2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Басня б) Загадка в) Прибаутка
3. Соотнесите понятие и определение.
а) слово 1) особая, специфически организованная речь, выражающая
чувства в стихотворной, ритмической форме;
б) стихотворение 2) единица речи; с помощью звуков выражает предмет мысли,
служит средством общения между людьми;
в) поэзия 3) один из популярных жанров фольклора; вид повествования
с фантастическим вымыслом;
г) сказка 4) небольшое лирическое произведение, написанное
в стихотворной форме.
4. В стихотворении «Весенние воды» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом
5. Кто является родоначальником жанра басни?
а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен.

6. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на прощанье Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;
б) они были друзьями;
в) она оценила его доброту, в знак благодарности;
7. По датам жизни определите писателя.
1769 – 1844 А) А.С.Пушкин
1814 – 1841 Б) Н.В.Гоголь
1799 -1937 В) И.С.Тургенев
4) 1809 – 1852 Г) М.Ю.Лермонтов
5) 1818 – 1883 Д) И.А.Крылов
6) 1828 – 1910 Е) Л.Н.Толстой
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что…Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»
а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Н.А. Некрасов «На Волге»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Одним словом, артуть-девка».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».
а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»
б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) А.П. Чехов «Хирургия»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
18. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) В.А. Жуковский «Кубок»
в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
20. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин
б) М.Ю. Лермонтов
в) М.В. Ломоносов
21. Автором стихотворения «На Волге» является: а) Пушкин А. С.; б) Жуковский В. А.; в) Некрасов Н. А.;
22. Кто автор произведения «О чем говорят цветы»?
а) Г.Х.Андерсен
б) Д.Дефо
в) Ж.Санд
23. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что чем быть президентами Соединённых Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:
а) пиратами Карибского моря;
б) разбойниками Шервудского леса;
в) вождями индейского племени.
24. Как маленький охотник Киш расправлялся с медведями в рассказе Д.Лондона?
а) убивал их из ружья
б) убивал их копьём
в) убивал с помощью тюленьего жира и китового уса.
25. Каким вы впервые увидели Васю в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»? Напишите ваше первое впечатление о нем.

1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) сказка
б) роман
в) пословица
2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?
а) добро – зло;
б) жизнь – смерть;
в) природа – цивилизация.
3. Соотнесите понятие и определение.
а) пословица 1) устное народное творчество, народная мудрость;
б) фольклор 2) один из популярных жанров фольклора; вид повествования
с фантастическим вымыслом;
в) сказка 3) особая, специфически организованная речь, выражающая
чувства в стихотворной, ритмической форме;
г) поэзия 4) краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее
поучительный смысл.
4. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения:
завязка; развязка; пролог; эпилог; развитие действия; экспозиция; кульминация.

5. В стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» выделенные слова являются:
а) метафорой б) сравнением в) эпитетом
6. Соотнесите автора и название произведения:
1) И.А.Бунин А) «Низкий дом с голубыми ставнями…»
2) Дон-Аминадо Б) «Косцы»
3) С.А.Есенин В) «У Лукоморья дуб зелёный…»
4) Н.В.Гоголь Г) «Бородино»
5) А.С.Пушкин Д) «Заколдованное место»
6) М.Ю.Лермонтов Е) «Города и годы»
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Не могу же я писать и думать в одно и то же время».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) В.М. Гаршин «Attalea princes»
9. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
в) «Царевна-лягушка»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».
а) Саша Чёрный «Кавказский пленник»
б) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня».
а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
14. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
а) Ярослав
б) Елисей
в) Алексей
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»
б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
18. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».
а) А.П. Платонов «Никита»
б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
20. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поёшь,
Всё ту же лямку ты несёшь,
В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца…
а) Н.А. Некрасов «На Волге»
б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
в) Н.М. Рубцов «Родная деревня»
21. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки».
а) В.М. Гаршин «Attalea princeps»
б) А.П. Платонов «Никита»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
22. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться:
а) М.В. Ломоносов
б) М.Ю. Лермонтов
в) В.А. Жуковский
23. К истории какой страны обращается Р.Л.Стивенсон в своем произведении «Вересковый мед»?
а) Англия
б) Шотландия
в) Дания
24. Сколько лет было Д.Дефо, когда он написал своё первое произведение «Робинзон Крузо»?
а) 60
б) 50
в) 70
25. Как менялся характер Васи в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» во время дружбы с Валеком и Марусей?

1. Определите, к какому малому жанру фольклора относится следующий текст:

Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека цап.

1)потешка; 3) пословица;

2) скороговорка; 4) поговорка.

2. Что такое сказка?

рассказ о реальных событиях;

повествование о божественных силах;

занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях;

3. К какому типу русских народных сказок относится«Лиса и журавль»?

совмещает два типа сказки: о животных и бытовую.

4. Кому из русских писателей принадлежат следую­щие слова:

«Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.»

М. Е. Салтыков-Щедрин

5. Как называется ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках?

1)начало; 3) присказка;

1)экспозиция; 4) концовка

6. Когда возникла древняя русская литература?

1)в 11-м веке; 3) в 10-м веке;

2) в 17-м веке; 4) в 9-м веке.

7. С каким историческим событием связывают возник­новение древнерусской литературы?

с приходом на Русь половцев;

с принятием христианства как государственной религии;

с феодальной раздробленностью;

с войной с печенегами.

8. Назовите самый древний из дошедших до нас лите­ратурных памятников.

летопись «Повесть временных лет»;

«Хождение за три моря» А. Никитина;

«Житие Александра Невского»;

«Поучение Владимира Мономаха».

9. В каком веке завершается период древнерусской литературы?

1.) в 18-м веке; 3) в 16-м веке;

2) в 17-м веке; 4) в 10-м веке.

5. Какой из данных жанров относится к древнерусской литературе?

1)летопись; 3) былина;

2) сказка; 4) рассказ.

10 . Для какого жанра древнерусской литературы характерно такое начало: «В лето 6476 (968). »?

повесть; 3) летопись;

хождение; 4) житие.

11 Какое качество проявил отрок-киевлянин в летописном рассказе, отправившись на ту сторону Днепра через войско печенегов?

1)жестокость; 3) смелость;

2)эгоизм; 4) доброту.

12. Кто из русских ученых посвятил свою жизнь изучению древнерусской литературы?

1)М. В. Ломоносов; 3) А. Н. Афанасьев;

2) И. М. Семенко; 4) Д. С. Лихачев.

1. Какой жанр древнерусской литературы характери­зуется следующим определением: «Памятник ис­торической прозы Древней Руси, повествование о событиях, расположенное по годам»?

2. Что, по мнению академика Д. С. Лихачева, «должно служить современности»?