Контрольные работы по литературе

Итоговая контрольная работа по литературному чтению для 1 класса

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита лапа. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!

– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

– Моя! Моя! – кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

– Чья собака? – сердито закричал он.

– Моя, – сказал Коля.

Ваня молчал. ( В. Осеева)

Часть I

А1 . Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, к какому литературному жанру относится текст.

рассказ 2) сказка 3) стихотворение

А2. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, как звали собаку.

Трезор 2) Бобик 3) Жук

А3. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, какого окраса была собака.

рыжая 2) чёрная 3) белая

А4. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где мальчики нашли собаку.

во дворе 2) в лесу 3) на улице

А5. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где происходили действия, описанные в тексте.

в лесу 2) во дворе 3) на улице

А6. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, собаки какой породы выскочили из двора лесника.

боксёр 2) овчарка 3) терьер

А7. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, куда вскарабкался Ваня.

на забор 2) на крышу 3) на дерево

А8. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, что схватил Коля, когда бросился на помощь Жуку.

палку 2) ветку 3) ремень

Часть II

В1. Напиши, что было перебито у Жука, когда мальчики его нашли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________В2. Напиши, почему Коля считал, что он должен быть хозяином Жука.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В3. Напиши, как Ваня ухаживал за больным Жуком.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В4. Напиши, кто помог спасти Жука.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III

C 1. Напиши, почему спорили Коля и Ваня.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

C 2. Подумай и напиши, почему молчал Ваня.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

C 3. Предложи свой способ, как можно было разрешить спор мальчикам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполни цветовую самооценку работы.

— Я справился с заданиями.

— Было трудно. Мне нужна помощь.

Прочитай текст и выполни задания. При возникновении затруднений перечитай текст.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:

— Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.

– Нет, – говорит, – в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила. (В. Осеева)

Часть I

А1 . Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, к какому литературному жанру относится текст.

рассказ 2) сказка 3) стихотворение

А2. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где гуляли мальчики.

во дворе 2) в лесу 3) на улице

А3. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, что видели мальчики в лесу.

грибы 2) цветы 3) овощи

А4. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, когда мальчики возвращались домой.

утром 2) в полдень 3) вечером

А5. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, про кого рассказал отцу первый мальчик.

про собаку 2) про тигра 3) про волка

А6. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, про кого рассказал матери второй мальчик.

про дедушку 2) про бабушку 3) про отца

А7. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, как повёл себя третий мальчик.

соврал 2) сказал правду 3) повинился

А8. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, как поступила тётка с третьим мальчиком.

поругала 2) наказала 3) простила

Часть II

В1. Напиши, что сказать всегда легче.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________В2. Напиши, что придумал первый мальчик в своё оправдание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В3. Напиши, что придумал второй мальчик в своё оправдание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В4. Напиши, что придумал третий мальчик в своё оправдание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III

C 1. Напиши, почему были наказаны два мальчика.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

C 2. Подумай и напиши, почему тётка простила третьего мальчика.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

C 3. Как ты считаешь нужно вести себя в подобных случаях, напиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные работы по литературе

1) Как захожий богомолец, Я смотрю в твои поля. 2) Синий плат небес.

3) Бежит тропинка с бугорка. 4) Путь золотой и крылатый.

2. Трехсложный размер стиха с ударением на третьем слоге:

а) дактиль б) анапест в) амфибрахий

3. О какой героине романа А. Пушкина «Евгений Онегин» идёт речь?

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

а) Татьяне б) Ольге в) княжне Алине г) матери Татьяны и Ольги

4. Объясните значение литературоведческих терминов эпитет, ода.

5. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому:

а) сравнение б) метафора в) эпитет

6. Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим:

а) сравнение б) метафора в) эпитет

7. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным:

а) сравнение б) метафора в) эпитет

8. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения:

а) завязка б) развязка в) пролог г) эпилог

д) развите действия е) экспозиция ж) кульминация

9. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова, соответствующие теме одиночества, вы можете назвать?

10. А.С. Пушкин писал о языке комедии А.С. Грибоедова: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу». Что не является цитатой из комедии «Горе от ума»?

а) Что нового покажет мне Москва? \ Вчера был бал, а завтра будет два..

б) Тот сватался – успел, а тот дал промах, \ Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

в) Привычка свыше нам дана: \ Замена счастию она.

г) Чины людьми даются, \ А люди могут обмануться.

11. С кем и в каком месте состоялась роковая дуэль Лермонтова?

12. «Видел я трёх царей: один велел снять с меня картуз и пожурил за меня няньку, другой меня не жаловал, третий хоть и упёк меня в камер-пажи на старости лет, но переменять его на другого не желаю, от добра добра не ищут». Кто из русских самодержцев «упёк в камер-пажи» Пушкина?

а) Павел I б) Александр I в) Николай I г) Александр II

13. Дайте жанровое определение произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

14. Какое «название» получила композиция романа «Евгений Онегин», основанная на принципе повествовательной симметрии?

15. Какой художественный приём лежит в основе характеристики дружеских отношений Онегина и Ленского?

Они сошлись. Вода и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

16. Какое стихотворение завершает второй период творчества М.Ю. Лермонтова?

17. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос (по выбору): «Почему счастье Татьяны и Онегина оказалось невозможным?», «Чем интересна жизнь и судьба Онегина?», «В чем сходство и в чем различие лермонтовского и пушкинского стихотворения «Пророк»?»

1 – 1) сравнение, 2) метафора, 3) олицетворение, 4) эпитет

4 – эпитет – художественное, образное определение; ода – торжественное стихотворение, посвященное историческому событию или герою

8 – в е а д ж б г

9 – «Парус», «Утес», «На севере диком стоит одиноко. » и др.

11 – с Мартыновым, у подножия горы Машук

13 – первый русский реалистический роман в стихах

14 – зеркальная композиция

16 – «Нет, я не Байрон. »

Контрольная работа по литературе за 1 полугодие 7 кл.

1. Выбери определение понятия «композиция художественного произведения»:

А. Система событий, составляющая содержание действия литературного произведения.

Б. Организация отдельных элементов, частей и эпизодов художественного произведения.

В. Круг жизненных явлений или событий, изображенных автором в произвелении и образующих его основу.

2. Выбери определение гиперболы:

А. Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Б. Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.

В. Один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака.

3. Продолжи предложение, чтобы высказывание стало верным.

Главной целью былин было:

А. Сохранение исторической памяти о событиях прошлого, о том, чему автор был сам свидетелем, или слышал, или читал об этом.

Б. Возвеличивание Руси, прославление ее героического прошлого, славной истории русского народа.

4. Выбери признаки, характерные для пословицы:

А. Меткое образное выражение, имеющее как прямой, так и переносный смысл.

Б. Не выражает законченную мысль, суждение.

В. Содержит в себе оценочное суждение, поучение.

Г. Малая форма устного народного творчества.

5. Узнай героя по описанию: «Он любил простую жизнь козаков. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия.

6. К какому роду литературы относится жанр оды?

А. Лирика. Б. Драма. В. Эпос

7. В каких строках стихотворения выразилась уверенность М.В. Ломоносова в будущем процветании русской науки?

А. Науки юнощей питают. В. Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Б. О вы, которых ожидает Российская земля рождать.

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает.

8. Соотнеси названия литературных произведений с их авторами:

А. «Полтава» 1. М.Ю. Лермонтов

Б. «Песня про. купца Калашникова» 2. Н. А. Некрасов

В. «Русские женщины» 3. А.С. Пушкин

9. Соотнеси строчки из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова с понятиями: гипербола, метафора, сравнение:

А. Красуйся, град Петров, и стой 1. Метафора

Неколебимо, как Россия

Б. Толпой со всех сторон земли

К богатым пристаням стремятся 3. Гипербола

В. Заря умывается.

10. Кому из героев соответствует характеристика «прекрасен» и «ужасен»?

А. Степану Калашникову Б. Кирибеевичу

В. Ивану Грозному Г. Петру Первому

11. Кому из героев соответствует следующая характеристика?

Несмотря на молодость, он величается по имени и отчеству; намерения героя подчеркнуто серьезны; он пользуется глубоким уважением людей, готов постоять за честь семьи, четко следует традициям русского народа; он умен, храбр, честен.

А. Кирибеевич Б. Калашников В. Петр Первый

12. Когда «вся степь совершенно переменялась»? (по повести «Тарас Бульба»)

13. О каком герое, из какого произведения и в какой момент идет речь: «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

14. О каком фрагменте повести «Тарас Бульба» идет речь: «- Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

15. Соотнесите имена поэтов и факты их биографии:

А. Родился в Москве, в семье отставного капитана. 1. А.С. Пушкин

Учился в Благородном пансионе.

Одарен разнообразными талантами. 2. Н.В. Гоголь

Б. Родился в Москве. Восьми лет он уже сочинял стихи.

Отец его происходил из старинного дворянского рода. 3. М.Ю. Лермонтов

В. Родился в Полтавской губернии, учился в Нежинской

Гимназии высших наук.

16. Письменный ответ на вопросы:

Какие эпизоды повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» показались вам забавными, смешными, какие – печальными? При чтении каких глав вы особенно волновались?

Контрольная работа по литературе за 1 полугодие, 7 класс

Вариант 1
Часть I.
1. Соотнесите автора и произведение.
1. А. С. Пушкин А) «Тарас Бульба»
2. Н. В. Гоголь Б) «Ода на день восшествия…»
3. М. Ю. Лермонтов В) «Борис Годунов»
4. М.В.Ломоносов Г) «Песня про купца Калашникова»
5. И. С. Тургенев Д) «Бирюк»

2. Соотнесите термин и определение.
1) былина А) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека
2) композиция Б) изображение неживых предметов в виде живых существ
3) рассказ В) краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл
4) трагедия Г) построение художественного произведения
5) пословица Д) вид драмы, в основе которого лежит неразрешимый конфликт, часто заканчивающийся смертью героя
6) олицетворениеЕ) картина природы в художественном произведении
7) эпиграф Ж) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях
8) пейзаж З) краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль

Часть II.
1. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?
а) всемирный потоп; б) история блудного сына; в) воскрешение Иисуса Христа; г) история Давида.
2. Кем по роду своей деятельности был Микула?
а) купец; б) пахарь; в) князь; г) разбойник.
3. С кем боролся Петр в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?
а) со змеем; б) с поляками; в) с драконом; г) ни с кем.
4. Какие исторические события изображаются в трагедии «Борис Годунов»?
а) война с поляками; б) воцарение на престол Петра I; в) татаро-монгольское иго; г) смутное время.
5. Какой город восхваляет поэт в поэме «Медный всадник»?
а) Новгород; б) Санкт-Петербург; в) Москву; г) Киев.
6. Как звали главного героя повести «Станционный смотритель»?
а) Иван; б) Пафнутий; в) Самсон; г) Семен.
7. Почему Иван грозный казнит Калашникова?
а) за предательство; б) за убийство опричника; в) за убийство жены; г) за воровство.
8. С кем воевали казаки в повести «Тарас Бульба»?
а) с поляками; б) с немцами; в) друг с другом; г) с литовцами.
9. Почему Андрий предал свою родину?
а) хотел богатой жизни; б) из-за любви; в) из-за ссоры с отцом; г) т.к. попал в плен.
10. Где учились сыновья Тараса Бульбы?
а) в бурсе; б) в гимназии; в) в военной академии; г) в университете.

Часть III.
1. К какому циклу былин относится былина «Садко»?_______________________________________
2. Назовите повести, которые входят в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
____________________________________________________________________________________
3. Укажите название приема (средство выразительности)?

Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием. ________________________________
4. Укажите название приема?
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи буйные…__________________________________
5. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«Хочется мне сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы…»
_______________________________________________________________________________________
6. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«На берегу пустынных волн/ Стоял он, дум великих полн, / И вдаль глядел. Пред ним широко/ Река неслася; бедный челн/ По ней стремился одиноко».
_______________________________________________________________________________________
7. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«Князь тяжело болен. Весь покрыт струпьями и язвами от крови свирепого летающего змия, которого хотел убить он своею рукой. У себя он не нашел, кто бы излечил его».
_______________________________________________________________________________________
8. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«И выходит удалой Кирибеевич, / Царю в пояс молча кланяется, / Скидает с могучих плеч шубу бархатную, / Подпершися в бок рукою правою, / Поправляет другой шапку алую, / Ожидает себе он противника».
_____________________________________________________________________________________
9. О каком герое идет речь? (Назовите героя и произведение).
Схоронили его за Москвой-рекой, / На чистом поле промеж трех дорог: / Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской;/ И бугор земли сырой тут насыпали, / И кленовый крест тут поставили.
_______________________________________________________________________________________
10. О каком герое идет речь? (Назовите героя и произведение).
«… весь был он создан для бранной тревоги и отличался прямотой своего нрава. … Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонены к варшавской стороне…»
_______________________________________________________________________________________

Вариант 2
Часть I.
1. Соотнесите автора и произведение.
1. А. С. Пушкин А) «Ода на восшествие на престол Елизаветы Петровны»
2. Н. В. Гоголь Б) «Песня про купца Калашникова»
3. М. Ю. Лермонтов В) «Тарас Бульба»
4. Г. Р. Державин Г) «Медный всадник»
5. М. В. Ломоносов Д) «Признание»

2. Соотнесите термин и определение.
1) стихотворение А) в литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование
2) былина Б) один из видов эпического произведения, по объему и охвату жизненных явлений больше, чем рассказ, меньше, чем роман.
3) повесть В) один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором собственных чувств
4) метафора Г) последовательность и связь событий в художественном произведении
5) сюжет Д) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях
6) эпитет Е) написанное стихами произведение, часто лирическое, выражающее душевные переживания
7) поэма Ж) слово или выражение, употребленное в переносном смысле
8) рассказчик З) художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет

Часть II.
1. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?
а) резонёр; б) «маленький человек»; в) «лишний человек»; г) «благородный разбойник»
2. Где происходит действие былины «Садко»?
а) Новгород; б) Киев; в) Санкт-Петербург; г) Москва.
3. Какое чудо произошло после смерти Петра и Февронии?
а) тела Петра и Февронии оказались в едином гробе; б) начался проливной дождь; в) на их могилах выросли цветы; г) из тела озарились светом.
4. Кто предсказал Олегу смерть от коня?
а) колдунья; б) волхвы; в) шаман; г) увидел будущее во сне.
5. Какие исторические события изображаются в трагедии «Борис Годунов»?
а) татаро-монгольское иго; б) воцарение на престол Петра I; в) смутное время; г) война с поляками.
6. С кем уехала в Петербург дочь станционного смотрителя?
а) с Верейским; б) с Минским; в) с подругой; д) с Вытебским.
7. С кем бился в кулачном бою купец Калашников?
а) с Иваном Грозным; б) с опричником Кирибеевичем; в) с боярином Ромодановским; г) с другими купцами.
8. Как встретил Тарас своих сыновей, приехавших из училища?
а) начал смеяться над ними; б) обнял их; в) пригласил к столу; г) начал хвалить их.
9. В кого влюбился Андрий?
а) в полячку; б) в соседскую девушку; в) в русскую девушку; г) он никого не любил.
10) Как закончилась жизнь Остапа?
а) был казнен в плену; б) его убил отец; в) уехал заграницу; г) его сожгли на костре.

Часть III.
1. К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула»?_______________________________
2. Назовите повести, которые входят в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
_______________________________________________________________________________________

3. Укажите название приема (средство выразительности)?
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка. ____________________________________________________
4. Укажите название приема.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых. ______________________________________________________________
5. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображавшие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних метах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение».
_________________________________________________________________________________
6. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«Он вошел в дом, нет никого, кто бы его услышал; вошел в горницу и увидел чудное зрелище: сидит девица одна, ткет полотно, а перед нею скачет заяц».
____________________________________________________________________________________
7. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«Князь тихо на череп коня наступил/ И молвил: «Спи, друг одинокий! / Твой старый хозяин тебя пережил…»
_______________________________________________________________________________________
8. Из какого произведения взят отрывок?
«Я скажу тебе, православный царь: / Я убил его вольной волею, / А за что про что – не скажу тебе, / Скажу только Богу единому».
____________________________________________________________________________________
9. О каком герое идет речь? (Назовите героя и произведение).
«Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине».
______________________________________________________________________________________
10. О каком герое идет речь?
«Вижу, как теперь самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».
______________________________________________________________________________________