Итоговая контрольная работа по истории 6 класс (Средние века Россия)

а) Продукты производились для продажи б) Продукты производились вручную из натурального сырья в) Продукты производились в основном для личного потребления

История средних веков 6 класс. Проверочные и контрольные работы. Крючкова Е.А.

Главная Учебники 6 класс История средних веков 6 класс. Проверочные и контрольные работы. Крючкова Е.А.

Пособие создано к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского “Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс”, переработанному в соответствии с ФГОС основного общего образования. Оно предназначено для самостоятельного контроля знаний учащимися. Издание включает в себя разноуровневые тестовые задания (в формате ГИА), вопросы и задания с открытыми вариантами ответов к каждой главе учебника. Выполнение заданий, содержащихся в пособии, будет способствовать закреплению изученного материала, формированию у учащихся универсальных учебных действий, овладению навыками системной учебной деятельности. Учителя могут использовать данное пособие при проверке знаний учащихся на уроках и во время итогового повторения.

Выберите правильные ответы, выполните задания, ответьте на вопросы.
1. Что из перечисленного связано с развитием городов в Средневековье ( отметьте несколько ответов)?
1) возникновение коммун
2) развитие натурального хозяйства
3) появление университетов, формирование интеллигенции
4) изобретение механических часов
5) возникновение феодального сословия
6) появление зависимых крестьян
7) развитие товарно-денежного хозяйства
8) появление бюргеров
2. В Средние века к бюргерам принадлежали:
1) старшина ремесленного цеха в Кёльне
2) граф Прованский
3) ганзейский купец
4) бургомистр Бремена
5) зависимый крестьянин французского барона
6) писец в городском суде Амстердама

Глава I. Становление Средневековой Европы (VI—XI века) 4
Глава II. Византийская империя и славяне в VI—XI веках 21
Глава III. Арабы в VI—XI веках 33
Глава IV. Феодалы и крестьяне 40
Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе 45
Глава VI. Католическая церковь в XI—XIII веках. Крестовые походы 50
Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV века) 56
Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV—XV веках 75
Глава IX. Культура Западной Европы в Средние века 82
Глава X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века 97

Итоговая контрольная работа по истории 6 класс (Средние века+Россия)

Контрольная работа охватывает как Историю средних веков, так и Историю России. Работа выполнена в виде теста по форме единого государственного экзамена. Состоит из трех частей — тестовой, заданий с кратким ответом, заданий повышенной сложности с полным ответом. Тест в 2 вариантах

Годовая контрольная работа

1.Империю франков создал:

А) Хлодвиг б) Пипин короткий в) Карл Великий г) майордом

2.Война алой и белой розы произошла в:

А) Франции б) Англии в) Германии г) Чехии

3. Грамота о прощении грехов называлась:

А) индульгенция б) десятина в) спекуляция г) феод

4. В какой город был приглашен княжить Рюрик:

А) Киев б) Новгород в) Изборск г) Ладога

5.К какому веку относится правление Владимира Мономаха в Киеве:

А) XII б) XI в) XIII г) IX

6. Кто из перечисленных пар были современниками: А) В. Мономах и Иван I

Б) Иван III и Софья Палеолог В) Нестор и Рюрик Г) Д. Донской и Биргер

7. Какое событие произошло в 1242г?

А) Битва на р. Калке б) начало похода Батыя на Русь

в) Невская битва Г) Ледовое побоище

8. Какое событие произошло позже других:

А) Крещение Руси б) Невская битва в) Куликовская битва г) призвание варягов

9.Первая русская летопись называлась:

А) «Повесть временных лет» б) «Слово о погибели земли русской»

В) «Слово о полку Игореве» г) «Задонщина»

10.Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате:

А) нашествия хана Батыя б) походов хана Мамая

в) походов хана Кучума г) набегов половцев

11.Владимир Святославович, Иван Калита, Иван III – каково их родовое имя:

А) Романовы б) Гедиминовичи в) Рюриковичи г) Ольгердовичи

12.С событиями, какого века связано имя Александра Невского:

А) X века Б) XI века В) XIII века Г) XIV века

13.О каком деятеле идет речь: «он уделял много внимания просвещению, переводу книг, при нем были возведены Успенский собор и «Золотые ворота» во Владимире…»

А) Иван Калита Б) Владимир 1 В) Андрей Боголюбский Г) Ярослав Мудрый

Рассмотрите карту «Восточные славяне и их соседи в IV IX вв.» и выполните задания 14-15.

14. Укажите название Восточнославянского племенного союза, территория расселения которого обозначена на карте цифрой 1:
1) Ильменские словене 2) Кривичи 3) Поляне 4) Вятичи

15. Укажите название города, основанного древними греками, обозначенного на карте цифрой «3».

Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания 1, 2.

1. На каких двух из этих четырёх изображений представлены памятники культуры России, а на каких – памятники культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры. Ответ:

Памятники культуры России

Памятники культуры зарубежных стран

Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.

Ответ должен содержать цифру выбранного памятника и название города. Например, «3. Екатеринбург».

3. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1) вервь 2) тиун 3) закуп 4) рядович

А) княжеский слуга б) община в) работник по договору г) крестьянин, взявший ссуду

4. Расположи киевских правителей в хронологической последовательности:

А) Ярослав Мудрый б) Святослав Игоревич в) Владимир Святославович г) Владимир Мономах

5. Установите соответствие между событиями и датами:

1). Невская битва А. 1223 г.

2). Куликовская битва Б. 1240 г.

3). Ледовое побоище В. 1380 г.

4). Битва на р. Калка Г. 1242 г.

6. Рассмотрите изображение и укажите, два верных суждения из пяти предложенных:

1). Данная марка выпущена к 600-летию со дня смерти изображённого на ней князя.

2). Изображение в левой части марки символизирует результаты Ледового побоища

3). Князь, изображённый на марке, участвовал в битве на реке Сити

4). Князь, изображённый на марке, подавил выступления новгородцев против переписи населения монголами.

5). Князь, изображённый на марке, был дядей родоначальника московской княжеской династии.

7. Прочитайте текст и напишите цифры предложений, в которых содержится ошибка.

Прочитайте отрывок из летописи и выполните задания.

Назовите событие, о котором идёт речь в данном отрывке. Укажите год, когда оно произошло

Укажите два решения, принятые в ходе описываемого события.

Назовите инициатора проведения описываемого события. Укажите один факт, указывающий на его стремление выполнять принятые решения. Укажите его вклад в развитие древнерусского законодательства.

Годовая контрольная работа

1.Империю, существовавшую с 800 по 840 г. создал:

А) Хлодвиг б) Пипин короткий в) Карл Великий г) Урбан 1

2.Восстание по предводительством Яна Гуса произошло в

А) Чехии б) Польше в) Германии г) Франции

3. Погодные изложения событий в Европе назывались…

А) летописи Б) аналлы В) саги Г) жития

4. Первый русский сборник законов назывался:

А) Устав б) Стоглав в) Русская Правда г) Судебник

5. К какому веку относится правление Ярослава Мудрого:

А) XII б) XI в) XIII г) IX

6. Кто из перечисленных пар были современниками:

А) Свенельд и Владимир Мономах Б) Иван I и Ярослав Мудрый

В) Дмитрий Боброк и А. Пересвет Г) Андрей Рублев и А. Невский

7. Битва между монголами и русскими в 1223г. получила название:

А) Ледовое побоище б) Мамаево побоище в) стояние на Угре г) битва на Калке

8. Какое событие произошло раньше других:

А) Крещение Руси б) Невская битва в) Куликовская битва г) призвание варягов

9. Какое литературное произведение было создано в XII веке:

А) «Домострой» б) «Поучение детям» в) «Апостол» г) «Задонщина»

10.Свержение монгольского ига на Руси произошло после:

А) Куликовской битвы б) стояния на реке Угре в) похода Тохтамыша г) набегов половцев

11. Василий Темный, Василий Косой, Дмитрий Шемяка были потомками:

А) Ивана III б) Ивана IV в) Дмитрия Донского г) Василия III

12. В каком веке было введено христианство на Руси:

А) IX б) X в) XI г) VIII

13. С введением уроков и погостов связано имя …

А) Игоря Старого Б) Олега Вещего В) Ольги Г) Дира

Рассмотрите карту «Российское государство, во второй половине XV — начале XVI века» и выполните задания 14-15.

14. Укажите князя, в период правления которого был совершен поход, обозначенный на карте стрелками:
1) Василий I 2) Василий II 3) Иван III 4) Василий III

15. Напишите название государства, территория которого выделена штриховкой.

Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания 1, 2.

1. На каких двух из этих четырёх изображений представлены памятники культуры России, а на каких – памятники культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры. Ответ:

Памятники культуры России

Памятники культуры зарубежных стран

2. Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.

Ответ должен содержать цифру выбранного памятника и название города. Например, «3. Екатеринбург».

3. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1) вира 2) баскак 3) погост 4) бортничество

А) место сбора дани б) сбор меда диких пчел в) штраф г) сборщик дани

4. Расположи московских князей в порядке их правления:

А) Василий III б) Дмитрий Донской в) Иван Калита г) Иван III

5. Установите соответствие между событиями и историческими деятелями:

1). Невская битва А. 1223 г.

2). Куликовская битва Б. 1240 г.

3). Ледовое побоище В. 1380 г.

4). Битва на р. Калка Г. 1242 г.

Рассмотрите изображение и укажите, два верных суждения из пяти предложенных:

1). Данная марка выпущена к 600-летию со дня смерти изображённого на ней князя.

2). По приказу князя, изображённого на марке, в Москве была построена деревянная крепость.

3). Князь, изображённый на марке, умер в Киеве.

4). Князь, изображённый на марке, является родоначальником династии московских князей.

5). Князь, изображённый на марке, был сыном Ярослава Мудрого.

7. Прочитайте текст и напишите цифры предложений, в которых содержится ошибка.

Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания.

Укажите год, когда произошли описываемые события. Укажите короля, имя которого пропущено в тексте.

Каковы, по мнению автора, причины поражения новгородского войска в упомянутой в отрывке битве? Укажите 2 причины.

Укажите название формы правления в Новгороде в период описываемых событий. В чём проявлялось её существование в Новгороде? Укажите два любых проявления.

Годоваяконтрольная работа

Правителя, который создал систему бенефиций, звали:

А) Пипин Короткий Б) Карл Великий В) Карл Мартелл Г) Людовик Святой

2. Крестьянское восстание жакерия 1358г. произошло в…

А) Англии Б) Германии В) Франции Г) Чехии

3. Законы франкского государства назывались…

А) Салическая Правда Б) Русская Правда В) Судебник Г) Судебное Уложение

4. Из перечня выберите имя языческого бога Солнца…

А) Велес Б) Даждьбог В) Перун Г) Сварог

5. К какому веку относятся крестовые походы на Русь…

А) XI Б) XII В) XIII Г)XVI

6. Кто из названных пар лиц, были современниками: А) Мамай и Батый

Б) Челубей и Д. Донской В) А. Невский и C офья Палеолог Г) Иван III и Чингисхан

7.Какое событие произошло в 1237 г.?

А) Битва на р. Калке б) начало похода Батыя на Русь

в) Невская битва. Г) Ледовое побоище

8. Какое событие произошло позже других: А) Стояние на Угре

Б) Ледовое Побоище В) Поход Олега на Царьград Г) Куликовская битва

9.Как назывались погодные изложения событий:

А) баллады б) жития в) былины г) летописи

10. Первая большая победа русских войск над главными силами Орды произошла на

А) р. Калке Б) р. Шелони В) р. Неве Г) Куликовом поле

11. С полюдьем связана гибель князя…

А) Игоря Б) Олега В) Аскольда Г) Дира

12. Произведение «Слово о Законе и Благодати», созданное митрополитом Иларионом, относится к

А) X веку Б) XI веку В) XII веку Г) XIII веку

13. О ком сказаны слова: « был в язычестве мстителем свирепым, а приняв веру Спасителя стал иным человеком…»

А) Владимире Святославиче Б) Иване I В) Ярославе Мудром Г) Иване III

Рассмотрите карту «нашествие Батыя на Русь» и выполните задания 14-15.

14. Укажите год(ы), к которому(ым) относятся события обозначенные на схеме стрелками

1) 1223 г. 2) 1236-1238 гг. 3) 1239-1242 гг. 4) 1257 – 1259 гг.

15. Укажите название реки, на которой произошла битва, обозначенная на схеме цифрой «1».

Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания 1, 2.

1. На каких двух из этих четырёх изображений представлены памятники культуры России, а на каких – памятники культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры. Ответ:

Памятники культуры России

Памятники культуры зарубежных стран

Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.

Ответ должен содержать цифру выбранного памятника и название города. Например, «3. Екатеринбург».

2.Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1. ярлык А. монгольские сборщики дани

2. полюдье Б. грамота от хана на право княжения

3. баскаки В. господство ордынцев, угнетение

4. иго Г. сбор дани на Руси

3.Расположи правителей в порядке их правления:

А) Иван I Б) Иван I II В) Василий III Г) Василий I

4.Установите соответствие между событиями и их датами

СОБЫТИЕ Годы

1) призвание варягов а) 1497

2) Невская битва б) 1097

3) Судебник Ивана III в) 1240

4) Любечский съезд г) 862

5. Рассмотрите изображение и укажите, два верных суждения из пяти предложенных:

1). Данная марка выпущена к 600-летию со дня смерти изображённого на ней князя.

2). Изображение в левой части марки символизирует результаты Ледового побоища

3). Князь, изображённый на марке, участвовал в битве на реке Сити

4). Князь, изображённый на марке, подавил выступления новгородцев против переписи населения монголами.

5). Князь, изображённый на марке, был дядей родоначальника московской княжеской династии.

6. Прочитайте текст и напишите цифры предложений, в которых содержится ошибка.

Прочитайте отрывок из сочинения историка и выполните задания.

1. Назовите событие, о котором идёт речь в данном отрывке. Укажите год, когда оно произошло

2. Какие меры, принятые Иваном III , свидетельствуют о том, что он не был полностью уверен в победе в случае сражения с врагом? Укажите две меры.

3. Чем закончилось противостояние, описываемое в отрывке? Укажите значение этого события для внешнеполитического положения Российского государства

Контрольная работа по истории Средних веков ( 6 класс)

В данной контрольной работе представлены различные формы контроля. 1. Задание с выбором единичного ответа. 2. На распределение по сословиям. 3. Работа с текстом ( определить имя и дату). 4.Задание на соотнесение понятия и определения. 5. Задания по терминам ( в соответствие с представленной информацией надо определить правильно термин) В конце теста даны ответы.Контрольная работа по истории Средних веков. 6 класс.

Проверочная контрольная работа по истории Средних веков 6 класс 1. Феод в средневековой Европе ­ это: а) земельное владение, которое давалось за военную службу; б) натуральный оброк, отдаваемый крестьянином феодалу; в) обязанность крестьянина работать на поле феодала. 2. Братья Кирилл и Мефодий были: а) легендарными основателями Рима; б) болгарскими князьями­мучениками; в) первыми славянскими просветителями. 3. Пророк, возвестивший арабам о существовании единого бога Аллаха: а)Моисей б) Мухаммед в)Джабраил 4. Путешествие к святым местам с целью поклонения святыням: а) шариат б) Коран в) паломничество г) мечеть 5 . В крестовые походы отправлялись: а) римские священники для обращения германцев­язычников в христианство; б) первые христиане для распространения своей веры в Римской империи; в) европейские рыцари и простолюдины для освобождения Святой земли. 6. Определите, к какому сословию относятся люди: 1.«Молящиеся» 2.«Воюющие» 3.«Работающие» а) аббат б) герцог в)деревенский кузнец г) Папа римский д)епископ е)рыцарь ж) монах з) свободная крестьянка и) граф к) лично зависимый крестьянин л) ремесленник 1.«Молящиеся» 2.«Воюющие» 3.«Работающие» 7. Кому принадлежат слова? С каким историческим событием они связаны? (укажите годы , ДАТУ ) «Если вы, король Англии, не сделаете так, то я беру на себя руководство войной и, где бы ни настигла ваших людей во Франции, я заставлю их уйти волею или неволею… Я послана сюда Богом, небесным королем… чтобы выгнать вас из всей Франции…» Ответ : _______________________________________________________________ 8. Соотнесите понятие и определение: а) барщина; б) натуральное хозяйство в) сословие г) еретик д) сословная монархия. 1. Группа людей, обладающих закреплёнными законом и предаваемыми по наследству правами и обязанностями 2. Человек, который был противником господствующего вероучения церкви 3. Принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала; 4. Централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий. 5. Хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления А Б В Г Д 9. Соотнесите термин и его определение: а) Генеральные штаты б) Парламент 1. Орган сословно­представительной монархии в Англии, впервые созванный в 1265 году 2. Документ Вильгельма Завоевателя в Англии, где были записаны результаты переписи населения 3.Форма правления при которой власть передаётся по наследству в) «Великая хартия вольностей» г) «Книга страшного суда» д) монархия 4.Орган сословно­представительной монархии во Франции, созванный в 1302 г и состоящий из трёх палат 5. Подписанный в 1215 году королём Иоанном Безземельным документ, ограничивающий произвол королей. А Б В Г Д 10. Прочитайте два отрывка из «Капитулярия о поместьях»­ феодального указа, составленного, по мнению ряда историков, в эпоху Карла Великого и определите, какой из фрагментов имеет отношение к: 1.барщине 2. оброку а) Из постного ежегодно посылать для нашего стола: овощи, рыбу, сыр, масло, мёд, горчицу, уксус, пшено, просо, зелень, сушёную и свежую, редьку и ещё репу, воск, мыло и прочую мелочь. б) Чтобы давильни в поместьях наших хорошо были устроены, и о том должны заботиться управляющие, чтобы виноград наш никто давить ногами не смел, но всё должно быть опрятно и по чести. 1.барщине 2. оброку 11.Прочитайте историю и напишите о ком или о чём идёт речь: « На своей земле, которой я владею по праву, я требую выполнять все мои распоряжения!­ гневно воскрикнул Ричард. Староста деревни Томас низко поклонился: «Сегодня же всё будет отремонтировано, господин!»» Ричард ________________ (выберите из списка: монарх, сеньор, феодал, вассал, Папа римский, зависимый крестьянин) Томас ___________________(выберите из списка: монарх, сеньор, феодал, вассал, Папа римский, зависимый крестьянин) Ричард Томас 12. Прочитайте историю и напишите о ком или о чём идёт речь: «В минуты затишья слышались громкие восклицания герольдов: « Сражайтесь, храбрые рыцари, наилучшая награда ожидает вас, ибо прекрасные очи дам взирают на ваши подвиги!»» Ответ : ______________________________________ ОТВЕТЫ: Контрольная работа по истории Средних веков 6 класс 1. Феод в средневековой Европе ­ это: а) земельное владение, которое давалось за военную службу; б) натуральный оброк, отдаваемый крестьянином феодалу; в) обязанность крестьянина работать на поле феодала. 2. Братья Кирилл и Мефодий были: а) легендарными основателями Рима; б) болгарскими князьями ­ мучениками; в) первыми славянскими просветителями. 3. Пророк, возвестивший арабам о существовании единого бога Аллаха: а)Моисей б) Мухаммед в)Джабраил 4. Путешествие к святым местам с целью поклонения святыням: а) шариат б) Коран в) паломничество г) мечеть 5 . В крестовые походы отправлялись: а) римские священники для обращения германцев­язычников в христианство; б) первые христиане для распространения своей веры в Римской империи; в) европейские рыцари и простолюдины для освобождения Святой земли. 6. Определите, к какому сословию относятся люди: 1.«Молящиеся» а г д ж а) аббат б) герцог в)деревенский кузнец г) Папа римский д)епископ е)рыцарь ж) монах 2.«Воюющие» б е и з) свободная крестьянка и) граф 3.«Работающие» в з к л к) лично зависимый крестьянин л) ремесленник 7. Кому принадлежат слова? С каким историческим событием они связаны (укажите годы)? «Если вы, король Англии, не сделаете так, то я беру на себя руководство войной и, где бы ни настигла ваших людей во Франции, я заставлю их уйти волею или неволею… Я послана сюда Богом, небесным королем… чтобы выгнать вас из всей Франции…» Жанна д Арк, Столетняя война 1337­1453 г 8. Соотнесите понятие и определение: а) барщина;3 б) натуральное хозяйство5 в) сословие1 г) еретик 2 1. Группа людей, обладающих закреплёнными законом и предаваемыми по наследству правами и обязанностями 2. Человек, который был противником господствующего вероучения церкви 3. Принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала; 4. Централизованное государство, в котором королевская д) сословная монархия. 4 власть опиралась на собрание представителей сословий. 5. Хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления А 3 Б 5 В 1 Г 2 Д 4 9. Соотнесите термин и его определение: а) Генеральные штаты 4 б) Парламент 1 1. Орган сословно­представительной монархии, впервые созванный в 1265 году в Англии 2. Документ Вильгельма Завоевателя в Англии, где были записаны результаты переписи населения 3.Форма правления при которой власть передаётся по наследству в) «Великая хартия вольностей»5 г) «Книга страшного суда» 2 д) монархия 3 4.Орган сословно­представительной монархии во Франции, созванный в 1302 г и состоящий из трёх палат 5. Подписанный в 1215 году королём Иоанном Безземельным документ, ограничивающий произвол королей. А 4 Б 1 В 5 Г 2 Д 3 10. Прочитайте два отрывка из «Капитулярия о поместьях»­ феодального указа, составленного, по мнению ряда историков, в эпоху Карла Великого и определите, какой из фрагментов имеет отношение к: 1.барщине 2. оброку а) Из постного ежегодно посылать для нашего стола: овощи, рыбу, сыр, масло, мёд, горчицу, уксус, пшено, просо, зелень, сушёную и свежую, редьку и ещё репу, воск, мыло и прочую мелочь. б) Чтобы давильни в поместьях наших хорошо были устроены, и о том должны заботиться управляющие, чтобы виноград наш никто давить ногами не смел, но всё должно быть опрятно и по чести 2. оброку 1.барщине б а 11.Прочитайте историю и напишите о ком или о чём идёт речь: « На своей земле, которой я владею по праву, я требую выполнять все мои распоряжения!­ гневно воскрикнул Ричард. Староста деревни Томас низко поклонился: «Сегодня же всё будет отремонтировано, господин!»» Ричард феодал (выберите из списка: монарх, сеньор, феодал, вассал, Папа римский, зависимый крестьянин) Томас зависимый крестьянин (выберите из списка: монарх, сеньор, феодал, вассал, Папа римский, зависимый крестьянин) Ричард феодал Томас зависимый крестьянин 12. Прочитайте историю и напишите о ком или о чём идёт речь: «В минуты затишья слышались громкие восклицания герольдов: « Сражайтесь, храбрые рыцари, наилучшая награда ожидает вас, ибо прекрасные очи дам взирают на ваши подвиги!»» рыцарский турнир