Итоговая контрольная работа по Новой истории. 7 класс. тест по истории (7 класс) на тему

1) ввод советских войск в Афганистан 2) введение продразверстки

Итоговая контрольная работа по истории

А) Для восточных стран характерно господство индустриального общества.

Б) монополии вели к ослаблению конкуренции

В) в конце 19 начале 20 века страны развивались равномерно.

Г) в начале 20 века государство оставляет трудящихся социально незащищенными.

Д) Францию называли « мастерской мира и мировым извозчиком».

Е) радикалы- сторонники компромиссов.

Ж) Япония- единственная страна на Востоке, которая осуществила модернизацию.

З) Франция, Германия и Австро-Венгрия в начале 20 века были монархиями.

И) Парижская Коммуна уничтожила частную собственность.

2. Зависимость человека от природы характерна для :

а) традиционного общества

3.Промышленная революция началась в странах в следующей последовательности:

А) Франция, Англия, Германия

б) Англия, Франция, Германия

в) Германия, Франция, Англия

4.В результате промышленного переворота:

А) появляется пролетариат и крестьянство

б) завершается формирование мирового рынка

в) понижается уровень жизни населения

5.Форд, Эдисон и Маркони были:

6. Новая черта в развитии капитализма во 2 половине 19 века:

а) появление фабрик

б) создание монополий

в) возрождение цехов

7.Причиной быстрого развития естественных наук в 19 веке было:

а) увеличение числа церковных школ

б) развитие промышленности

в) принятие законов об обязательном среднем образовании

8.Революции 1848-49 годов способствовали:

а) установлению в странах республики

б) завершению объединения стран

в) ликвидации феодальных повинностей

9.Ранее других событий : а) завершилось объединение Италии

б) возникла Германская империя

в) образована 2 империя во Франции

10.Под лозунгом « Жить работая или умереть сражаясь!» выступали:

а) лионские ткачи во Франции

б) члены « Союза коммунистов»

в) аболиционисты в США.

11.Новый курс Т.Рузвельта и О.Бисмарка включали:

а) проведение социальных реформ

б) антидемократические меры

в) разрушение трестов

12.Национальные революции в Латинской Америке привели к :

а) созданию единого государства на континенте

б) появлению независимых государств

В) ликвидации феодальных пережитков

13.Продолжи логический ряд: картели, синдикаты,……..концерны.

14.Установи соответствие, ответ запиши в таблицу.

А) открытие Х –лучей,

б) создание вакцины против туберкулёза

в)создание теории света

г) открытие радиоактивности

15. Установи соответствие, ответ запиши в таблицу.

Консерватизм

А) свободный рынок

б) приверженность тому, что испытано временем

в) установление всеобщего равенства

г) сохранение классовых различий

д) ликвидация частной собственности

е) эволюционное развитие общества.

16 Черты традиционного общества на Востоке. Выбери несколько правильных ответов:

А) господство частной собственности

б) всевластие государства

в) общество разделено на замкнутые группы

г) личность зависит от социальной группы

д) верховный собственник земли –государство

17.Кому принадлежат слова? Ответ запиши в таблицу.

1) « Не речами и постановлениями решаются великие вопросы эпохи, а железом и кровью.»

2) «Я хочу спасти Союз. Если бы я мог спасти Союз, освободив всех рабов, я сделал бы это».

3). «В Поднебесной издревле все люди друг другу братья. Люди и Небо духом едины»

4). «Я готов отдать этому делу всю свою жизнь. Моя рука не устанет разить врагов, пока я не разорву цепи, которыми Испания опутала мою Родину.»

А) А. Линкольн б) Хун Сюцюань в) О.Бисмарк г) Боливар

18.Соотнеси понятие и определение:

А) создание крупного машинного производства

Б) политическое течение, подвергающее пересмотру теории или учения

В) увеличение военной мощи государства

1.Верны ли суждения. Ответ запиши в таблицу. ( да, нет)

А) для стран западной цивилизации характерно господство традиционного общества.

Б) образование монополий способствовало развитию рынка.

В) марксисты- сторонники компромиссов.

Г) многие страны Востока превратились в сырьевые придатки метрополий

Д) в начале 20 века усилилась социальная защищённость трудящихся.

Е) в конце 19 начале 20 века страны развивались неравномерно.

Ж) в ходе реформ и революций Франция к концу 19 века становится демократическим государством

З) Индия — единственная страна на Востоке, которая осуществила модернизацию.

И) ) США называли « мастерской мира и мировым извозчиком».

2. Общество в котором преобладают товарные отношения называется : а) феодальным б) индустриальным в) аграрным.

3. Промышленная революция началась в странах в следующей последовательности:

А) Франция, Англия, Германия

б) Англия, Франция, Германия

в) Германия, Франция, Англия

4.Итогом модернизации является :

а) обновление всех сторон жизни

б) переход от индустриального общества к традиционному обществу

в) создание огромных колоний

5.Д.Стефенсон, К. Бенц, Ф. Цеппелин были :

6. Новая черта в развитии капитализма во 2 половине 19 века:

а) появление фабрик

б) создание монополий

в) возрождение цехов

7. Причиной быстрого развития естественных наук в 19 веке было:

а) увеличение числа церковных школ

б) развитие промышленности

в) принятие законов об обязательном среднем образовании

8.В результате наполеоновских войн в Европе :

а) восстанавливается власть дворян

б) уничтожаются феодальные порядки

в) возвращаются старые династии

9. Общая причина революций в 1848-49 годах :

а) политическая раздробленность

б) иностранный гнёт

в ) ухудшение положения народа

10. Позднее других произошло :

а) объединение Италии

б) образован Северогерманский союз

в) возникла Германская империя

11. Хартия, У. Ловетт, петиция относятся к :

а) Парижской Коммуне

б) чартистскому движению в Англии

в) революции 1848 года во Франции

12. Новый курс Т.Рузвельта и О.Бисмарка включал:

а) проведение социальных реформ

б) антидемократические меры

в) разрушение трестов

13. Продолжи логический ряд: картели, синдикаты,……..концерны.

14. Установи соответствие, ответ запиши в таблицу.

А) открытие электромагнетизма

б) открытие теории эволюции

в) создание теории о строении атомного ядра

г) создание микробиологии

15. Установи соответствие, ответ запиши в таблицу.

Консерватизм

А) свободный рынок б) приверженность тому, что испытано временем в) установление всеобщего равенства г) сохранение классовых различий д) ликвидация частной собственности е) эволюционное развитие общества.

16. Черты модернизированного общества. Выбери несколько правильных ответов:

а) независимость личности

б) господство рыночных отношений

в) господство государственной собственности

г) верховенство закона, наличие прав и свобод

д) деление общества на классы

17.Кому принадлежат слова? Ответ запиши в таблицу.

1) « Не речами и постановлениями решаются великие вопросы эпохи, а железом и кровью.»

2) «Я хочу спасти Союз. Если бы я мог спасти Союз, освободив всех рабов, я сделал бы это».

3). «В Поднебесной издревле все люди друг другу братья. Люди и Небо духом едины»

4). «Я готов отдать этому делу всю свою жизнь. Моя рука не устанет разить врагов, пока я не разорву цепи, которыми Испания опутала мою Родину.»

Итоговая контрольная работа по Новой истории. 7 класс.
тест по истории (7 класс) на тему

Итоговая контрольная работа по Новой истории. 7 класс. Вариант 1.

1 . Как назывался легкий парусник, изобретенный в XV в.:

1) фрегат; 2) галера; 3) каравелла; 4) линкор?

2 . Морской путь в Индию открыл

1) Б. Диаш; 2) Васко да Гама; 3) Ф. Магеллан; 4) Х. Колумб

3 . Какие континенты были известны цивилизованным народам мира на начало 1492 г.:

1) Америка; 2) Европа; 3) Азия; 4) Африка; 5) Антарктида; 6) Австралия?

4 . Развернувшееся в XVI в. движение за обновление церкви называлось:

1) церковным расколом 2) шестым крестовым походом 3) Реформацией 4) Контрреформацией

5 . О. Кромвель в годы Английской революции XVII в. был:

1) руководителем армии парламента 2) предводителем движения за отделение Шотландии от Англии

3) наместником короля в Ирландии 4) главой английского парламента

6 . Нидерландская революция проходила в:

1) 1556 — 1609 гг.; 2) 1566 – 1609 гг.; 3) 1576 — 1608 гг. 4) 1566 – 1608 гг.

7. Выберите из списка участников Тридцатилетней войны, воевавших на стороне Габсбургов:

а) Австрия; б) протестантские князья Германии; в) Дания; г) Швеция; д) католические князья Германии;

е) Франция; ж) Испания; з) Голландия

8 . Гуманистами называли:

1) жителей больших городов

2) служителей католической церкви

3) людей, придерживающихся светского взгляда на окружающий мир

4) владельцев мануфактур

9 . Общую армию колоний во время Войны за независимость возглавил:

1) Джон Адамс; 2) Томас Джефферсон; 3) Джордж Вашингтон 4) Б. Франклин.

10 . Какие из перечисленных ниже положений составляли условия Вестфальского мирного договора?

а) Швеция получила обширные земли на Балтике и контрибуцию

б) Франция присоединила к себе Южную Германию

в) по Вестфальскому миру была признана независимость Чехии

г) закреплена победа германских князей над императором, что надолго сохранило в Германии политическую раздробленность

д) был закреплен принцип «чья земля, того и вера»

е) разрешались захваты церковного имущества

Укажите верный ответ : 1) б, г, д 2) а, г, д 3) б, в, е 4) а, б, д

11 . Каких из перечисленных мыслителей можно отнести к французским просветителям XVIII в.?

а) Джон Локк б) Вольтер в) Рене Декарт

г) Шарль Монтескье д) Жан Жак Руссо е) Фрэнсис Бэкон

Укажите верный ответ : 1) а, б, г 2) в, д, е 3) а, в, г 4) б, г, д

12 . Какие из перечисленных ниже положений составляли взгляды французских просветителей?

а) считали идеалом государственной власти конституционную монархию или республику

б) лучшей формой государственной власти считали абсолютную монархию

в) верили в силу и способность народа изменить существующий мир

г) критиковали церковь и провозгласили культ разума, которым хотели заменить веру в Бога

д) считали церковь главной своей опорой, а религию — непременным атрибутом государства

е) выдвинули лозунг «У подданных прав нет, есть одни обязанности»

Укажите верный ответ: 1) а, в, е 2) б, г, д 3) а, в, г 4) в, д, е

13 . Для осуществления промышленного переворота в Англии требовались следующие условия:

а) свободные люди, лишенные собственности б) двухпартийная политическая система

в) наличие свободных денег в руках богатых людей г) существование парламента

д) рынок сбыта товаров е) единая религия

Укажите верный ответ : 1) а, г, е 2) б, в, д 3) а, в, д 4) в, д, е

14 . Какое из перечисленных ниже положений стало главным содержанием промышленной революции?

1) замена ручного труда машинным трудом 2) развитие мануфактур

3) развитие фермерского хозяйства 4) использование водяных двигателей

15 . Какие из перечисленных положений явились причинами войны британских колоний в Северной Америке за независимость?

а) британское правительство запретило колонистам переселяться на Запад за Аллеганские горы

б) запрет на применение любого языка, кроме английского

в) запрет со стороны Англии на открытие в колониях мануфактур и на производство готовой продукции

г) запрет колониям принимать новых переселенцев

д) отсутствие представительства жителей колоний в английском парламенте

е) запрещение местного самоуправления

Укажите верный ответ : 1) б, г, д 2) а, в, д 3) а, б, е 4) в, д, е

16 . Декларация независимости США провозгласила:

а) создание независимого государства Соединенных Штатов Америки

б) отмену частной собственности

в) принцип народного суверенитета (власть должна исходить от народа)

г) принцип «чья страна — того и вера»

д) принцип естественного равенства людей

е) принцип «цель оправдывает средства»

Укажите правильный ответ : 1) б, д, е 2) а, в, д 3) а, б, г 4) а, г, е

17 . Одной из главных черт философии просветителей было стремление:

1) укрепить силу и влияние церкви

2) упрочить власть первого и второго сословий во всех сферах общественной жизни государства

3) избавить людей от предрассудков путем просвещения умов

4) сохранить абсолютную монархию

18 . Какие из явлений в хозяйственной жизни Франции позволяют сделать вывод о развитии капиталистических отношений?

а) в деревне появились крестьяне-арендаторы, связанные с рынком

б) увеличилось число крупных мануфактур

в) уплата десятины католической церкви

г) частым явлением стали «хлебные бунты»

д) активно развивалась торговля, в том числе и международная

е) отсутствие единой системы меры, веса, денег

Укажите правильный ответ : 1)а, в, д 2) б, г, е 3) а, б, д 4) в, г, е

19 . Конституция 1791 г. утвердила во Франции:

1) существование абсолютной монархии

3) конституционную монархию

4) военную диктатуру

20 . Какие из перечисленных ниже положений указывают на значение Великой французской революции?

а) уничтожила старый порядок: разрушила абсолютизм и остатки феодальных отношений в деревне

б) в революции победило «новое дворянство»

в) революция создала условия для развития капиталистического хозяйства

г) революция провозгласила принципы свободы и равенства, а Декларация прав человека и гражданина положила начало формированию правового государства и гражданского общества

д) крестьяне землю не получили

е) сословный строй не был отменен

Укажите верный ответ : 1) б, г, д 2) а, в, г 3) г, д, е 4) а, г, е

21 . Установите соответствие между военными и политическими деятелями британских колоний и Европы и их вкладом в дело создания независимого государства.

1) Джордж Вашингтон 2) Томас Джефферсон 3) Бенджамин Франклин 4) Жан-Жак Руссо

А) просветитель, чье учение оказало влияние на события в английских колониях

Б) первый дипломатический представитель США во Франции

В) главнокомандующий регулярной армии США и первый президент

Г) автор Декларации независимости

22 . Какое событие явилось началом революции в Англии?

1) начало правления Карла I Стюарта в 1625 г.

2) подписание королем Карлом I Стюартом «Петиции о праве»

3) созыв Долгого парламента в 1640 г.

4) бегство короля из Лондона в 1642 г.

Итоговая контрольная работа по Новой истории. 7 класс. Вариант 2.

1 . Откуда в Европу были завезены следующие культуры: томаты, картофель, кукуруза?

1) Китай 2) Америка 3) Индия 4) Африка

2 . В какую страну искали морской путь европейцы накануне Великих географических открытий:

1) в Индию; 2) в Америку; 3) в Османскую империю; 4) в Московское государство?

3 . Из приведенного перечня стран выберите те, в которых победила Реформация:

1) Англия; 2) Дания; 3) Польша; 4) Швеция; 5) Италия; 6) Южная Германия; 7) Швейцария.

4 . Форма правления, основанная на неограниченной власти монарха, называется:

1) тиранией 2) олигархией 3) абсолютизмом 4) диктатурой

5 . Первое кругосветное путешествие организовал

1) Ф. Магеллан; 2) Б. Диаш; 3) Васко да Гама; 4) А. Веспуччи

6 . С именем Мартина Лютера связано:

1) начало Реформации в Германии

2) изобретение книгопечатания

3) основание ордена иезуитов

4) начало Великих географических открытий

7 . Тридцатилетняя война проходила в:

1) 1616-1646 гг.; 2) 1618-1648 гг.; 3) 1628-1658 гг. 4) 1618 – 1658 гг.

8 . Выберите из списка участников Тридцатилетней войны, входивших в антигабсбургскую коалицию:

а) Австрия; б) протестантские князья Германии; в) Дания; г) Швеция; д) католические князья Германии; е) Франция; ж) Испания; з) Голландия.

9 . Автором Декларации независимости был:

1) Джон Адамс; 2) Д. Вашингтон; 3) Т. Джефферсон 4) Авраам Линкольн

10 . Какие из перечисленных ниже положений являются признаками зарождения капитализма?

а) развитие мануфактур

б) крестовые походы

в) увеличение числа наемных работников

г) натуральное хозяйство

д) рост числа предпринимателей, владеющих капиталами

е) в торговле используются деньги

Укажите верный ответ : 1) а, б, е 2) б, в, д 3) а, в, д 4) в, г, е

11 . Активными участниками движения просветителей были:

в) Вольфганг Амадей Моцарт

г) Джонатан Свифт

д) Елизавета Тюдор

е) Альбрехт Валленштейн

Укажите верный ответ : 1) а, д, е 2) а, в, г 3) в, г, д 4) г, д, е

12 . Какие из перечисленных ниже положений составляли содержание взглядов Жака Тюрго?

а) полная свобода частного предпринимательства

б) ограничение свободы предпринимательства

в) отмена цеховой системы

г) свобода конкуренции

д) защита твердых цен на хлеб

е) ограничение личных прав и свобод граждан

Укажите верный ответ : 1) а, в, е 2) б, д, е 3) а, г, д 4) а, в, г

13 . Просветителями называли:

1) придворных «короля-солнце»

2) сторонников общественного движения, боровшихся с феодальными пережитками

3) служителей церкви, освящавших новые постройки

4) ремесленников, изготавливавших свечи для жилищ

14 . Источниками средств, необходимых для строительства фабрик с применением машин, явились:

а) земельные спекуляции внутри страны

б) средства, полученные из королевской казны

в) ограбление колоний

д) введенный парламентом специальный налог

е) пожертвования ремесленников и мастеров

Укажите верный ответ : 1) а, в, д 2) б, д, е 3) а, в, г 4) в, д, е

15 . Кто был изобретателем паровой машины, нашедшей широкое применение в промышленности?

1) Ричард Аркрайт 2) Нэд Лудд 3) Джеймс Уатт 4) Джон Уилкинсон

16 . Значение промышленного переворота для Англии заключалось в следующем:

а) на смену мануфактуре пришла фабрика, ручной труд сменился машинным

б) увеличилось число наемных работников и предпринимателей

в) увеличилось число крестьян-землевладельцев

г) увеличилась работорговля

д) произошел подъем производительности труда, и Англия стала самой развитой промышленной европейской страной

е) уменьшилось городское население

Укажите верный ответ : 1) б, г, е 2) а, б, д 3) а, в, д 4) б, в, е

17 . Какие из перечисленных ниже положений раскрывают историческое значение войны британских колоний за независимость?

а) покончила с зависимостью колоний от английского короля и парламента

б) было уничтожено рабство негров

в) было создано независимое государство с республиканской формой власти

г) война уничтожила все препятствия в развитии промышленности и торговли, открыла свободу предпринимательской деятельности и конкуренции

д) прекратился захват земель коренного населения — индейцев

е) была запрещена католическая религия

Укажите верный ответ : 1) а, в, г 2) б, г, д 3) а, б, е 4) б, в, е

18 . Какие из перечисленных ниже явлений позволяют сделать вывод о том, что во Франции во второй половине XVIII столетия в деревне еще сохранялись феодальные отношения?

а) крестьяне не являлись собственниками земли

б) к середине XVIII в. во французской деревне появились богатые крестьяне

в) земля принадлежала феодалам

г) крестьяне были лично свободны

д) крестьяне несли повинности в пользу сеньора

е) увеличилось число крупных мануфактур

Укажите правильный ответ: 1) а, в, д 2) б, в, г 3) а, д, е 4) б, д, е

19 . Какое из перечисленных ниже событий считается началом Великой французской революции?

1) Генеральные штаты провозгласили себя Национальным собранием

2) голодный поход бедноты на Версаль

3) падение Бастилии

4) Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием

20 . Какие из перечисленных ниже положений явились причинами Великой французской революции?

а) недовольство крестьян сеньориальными порядками в деревне, их стремление получить землю

б) недовольство тем, что Франция была крупной морской и колониальной державой

в) стремление лиц, принадлежащих к третьему сословию, получить политические права

г) недовольство широких слоев населения абсолютизмом

д) недовольство работорговлей, которую вели богатые купцы

е) недовольство тем, что во время войны за независимость британских колоний в Северной Америке французское правительство объявило войну Англии и послало войска на помощь колонистам

Итоговая контрольная работа по истории для 6 класса.

Контрольная работа состоит из двух вариантов, с ответами, состоит из частей А,В и С.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по истории для 6 класса.»

Итоговая контрольная работа по истории за 6 класс

Вариант I

Часть А. Выберите один правильный ответ.

А1. В каком веке согласно летописному преданию в Новгород на княжение были призваны варяги?

А2. Как назывался сбор дани князем на Руси в X в.?

А3. На какой реке была одержана победа над шведским войском в первой половине XIII в.?

А4. Укажите, что называют натуральным хозяйством.

Хозяйство, в котором все необходимое производится, а не покупается или обменивается.

Хозяйство, в котором крестьяне совместно пользовались общинными угодьями.

Большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Хозяйство, в котором изделия производятся для продажи на рынке, обмениваются посредством денег.

А5. Современниками были:

1) Рюрик и Чингисхан

2) Сергий Радонежский и Дмитрий Донской

3) Нестор-летописец и Жанна д’Арк

4) Андрей Рублев и Владимир Мономах

А6. Что из названного было следствием военных побед князя Александра Невского?

1) укрепление Московского княжества

2) распад Тевтонского ордена

3) ухудшение отношений с Польшей

4) предотвращение захвата крестоносцами русских земель

А7. Укажите государственного деятеля, который первым венчался на царство в России.

1) Иван III Великий

2) Иван IV Грозный

3) Борис Годунов

4) Михаил Романов

А8. Какое литературное произведение было создано в период существования Древнерусского государства?

1) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

3) «Слово о законе и благодати»

4) «Житие протопопа Аввакума»

А9. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите князя, изображённого на иллюстрации.

2) Игорь Рюрикович

3) Святослав Игоревич

4) Владимир Святославич

А10. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос.

Где происходила битва, которую иллюстрирует данное изображение?

1) на реке Калке

3) на Чудском озере

А11. Рассмотрите схему и от­веть­те на вопрос.

Какой циф­рой на схеме обо­зна­чен пле­мен­ной центр иль­мен­ских словен?

Часть В. Ответом на вопрос части В могут быть: последовательность букв или цифр, заполнение таблицы – подбор к буквам цифры, слово, обозначающее термин.

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега

2) дунайские походы князя Святослава Игоревича

3) призвание на княжение варягов

4) введение уроков и погостов

В2. Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

1) крещение Руси

2) разгром Хазарского каганата

3) восстание древлян, приведшее к гибели киевского князя

4) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

В3. Запишите понятие, о котором идёт речь.

«Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей».

В4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Часть С. Задания с развернутым ответом.

С1. Укажите название процесса расселения славян, пропущенное в отрывке. Назовите верование (религию), характерное для славянских племён в описываемый период.

Из сочинения историка

«Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы было длительным процессом заселения и освоения пустующих или редко заселённых земель. Таким образом, это продвижение имело характер мирной _________________. Восточнославянские племена испытывали значительное влияние проживавших по соседству со славянами племён и народов.

С древних времён в северном лесном крае от Балтийского моря до Уральских гор жили финно-угорские племена; на северо-западе обитали племена балтов, а на юге – потомки ираноязычного скифо-сарматского населения. С течением времени многие балтские и финно-угорские племена «растворились» среди славян. Славяне же заимствовали у своих соседей названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами они стали верить в злых духов, волшебников. Совместная жизнь с финно-уграми приводила и к изменению внешнего облика славян. Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного скифо- сарматского населения. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, топор, собака и др.). Иранские имена имели и некоторые славянские божества — Хорос, Стрибог, а Перун — имя балтского происхождения».

С2. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о последствиях которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились последствием указанной ситуации.

Из сочинения историка

«Начался период раздробленности Древнерусского государства. Это был закономерный процесс, вызванный политическими и экономическими причинами. С одной стороны, отсутствие твёрдого порядка престолонаследия объясняло отчасти стремление некоторых князей, не растрачивая силы на борьбу за киевский престол, закрепить свою власть на определённой территории и передать её по наследству. С другой стороны, закрепившейся на своих вотчинах местной знати было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Тенденции к разделению усилились после смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Заинтересованность князей в укреплении своих уделов способствовала динамичному экономическому развитию русских земель. В каждом из княжеств-государств продолжала развиваться культура, складывались местные культурные традиции. Строились замечательные архитектурные сооружения; создавались летописные своды; расцветала литература, публицистика. Однако отсутствие политического и военного единства привело к ослаблению обороноспособности русских земель.

Тем не менее понятие Русской земли как единого целого не исчезло. Во всех княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность, они говорили на одном языке, исповедовали православное христианство. В Киеве по-прежнему проживал митрополит, возглавлявший единую Русскую Церковь. Церковь выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась примирить князей. Несмотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам Древнерусского государства, восходящим к Русской Правде».

факты: 1) _______________________________________________________________

С3. Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

Ответ: 1) ______________________________________________________________________