Итоговая контрольная работа по биологии за 10 класс

Г) деление цитоплазмы

Итоговая контрольная по биологии 10 класс

Кодификатор составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы (Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего (полного) образования» от 5 марта 2004 г. №1089)

В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем, на которые разбит курс основной и средней (полной) школы. Во втором столбце указаны коды содержания разделов (тем), для которых создаются проверочные задания.

Номер вопроса в тесте

Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы

Биология как наука

Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира Уровневая организация и эволюция.. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция

Развитие знаний о клетке. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и многоклеточном организме. Хромосомы и гены. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа хромосом в клетках Строение и свойства ДНК – носителя наследственной информации. Генетический код.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Жизненный цикл клетки. Обеспечение клетки энергией. Наследственная информация и её реализация в клетке. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь.

Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика.

Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивани

Спецификация итогового теста по биологии для 10 класса.

1.Назначение работы: определение степени сформированности знаний, основных умений и навыков, оценить качество подготовки учащихся по всем основным темам, изучаемым в 10 классе.

2. Нормативно-правовая база. Документы, определяющие нормативно-правовую базу

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089)

3. Структура работы.

Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 10 классе:

Работа состоит из 11 заданий,

Задание 1, 2, 6 — умение проводить множественный выбор;

Задание 3,4 — умение устанавливать соответствие;

Задание 5 — на определение последовательности.

Задание 7, 8 со свободным ответом,

Задание 9, 10 – определить пропущенное полнятие.

Задание 11 – решить генетическую задачу

На выполнение теста рекомендуется выделить 40 минут.

Итоговая контрольная работа по биологии- 10 класс Вариант 1

Фамилия, Имя, класс__________________________________________

№ 1. . Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Какие процессы характерны только для мейотического деления клетки?

1.Редупликация ДНК в интерфазе

2.Конъюгация гомологичных хромосом

4.Расхождение хроматид к полюсам клетки

5.Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки

Выберите три верных варианта ответа. Запишите последовательность цифр в порядке возрастания. Химический состав клетки включает микроэлементы:

1. C и N 2. Ca и P 3. Zn и Mn 4. Cu и I 5. Br и Se 6. H и O

№ 3. Установите соответствие между биологическими полимерами и их ролью в организме.

Итоговая контрольная работа по биологии за 10 класс

А1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

тканевый 2) биосферный 3) клеточный 4) Популяционно-видовой

А2. Укажите одно из положений клеточной теории

1) соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом

2) гаметы состоят из одной клетки

3) клетка прокариот содержит кольцевую ДНК

4) клетка ‑ наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов

А3. Мономерами жиров являются

1) аминокислоты 2) моносахариды 3) глицерин 4) нуклеотиды

А4. Фаза деления клетки, в которой хромосомы выстраиваются по экватору:

1) метафаза 2) профаза 3) анафаза 4) телофаза

А5. Организмы, клетки которых имеют обособленное ядро — это

Вирусы 2)прокариоты 3)эукариоты 4)бактерии

А6. У растений, полученных путем вегетативного размножения,

1)повышается адаптация к новым условиям 2)набор генов идентичен родительскому

3)проявляется комбинативная изменчивость 4)появляется много новых признаков

А7. Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвертого поколения обезьян, если у самца в этих клетках 48 хромосом:

48 2) 96 3)44 4) 24

А8. Носителями наследственной информации в клетке являются

1)хлоропласты 2) хромосомы 3) митохондрии 4) рибосомы

А9. Матрицей для процесса трансляции служит молекула

1) т РНК 2) ДНК 3) р РНК 4) и РНК

А10. Конъюгация и кроссинговер в клетках животных происходит:

1)В процессе митоза 2)При партеногенезе 3)При почковании 4)При гаметогенезе

А11. В ходе пластического обмена происходит

1) окисление глюкозы 2) окисление липидов 3) синтез неорганических веществ

4) синтез органических веществ

А12. Укажите признак, характерный только для царства растений

1) имеют клеточное строение 2) дышат, питаются, растут, размножаются

3) имеют фотосинтезирующую ткань 4)питаются готовыми органическими веществами

А13. Основная функция митохондрий:

редупликация ДНК 2)биосинтез белка 3)синтез АТФ 4)синтез углеводов.

А14. В процессе энергетического обмена в клетке идет

1) образование органических веществ 2) расходование АТФ 3) синтез неорганических веществ

4) расщепление органических веществ

А15. Хлоропласты в растительной клетке

1) выполняют защитную функцию 2) осуществляют связь между частями клетки

3) обеспечивают накопление воды 4) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

А16. Сколько нуклеотидов находится на участке гена, в котором закодирована первичная структура молекулы белка, содержащего 130 аминокислот:

65 2) 130 3) 260 4) 390

А17. Универсальным источником энергии в клетке являются молекулы

1) ДНК 2) глюкоза 3) АТФ 4) жирных кислот

А18. Первый закон Г. Менделя называется законом

1) расщепления 2) независимого наследования 3) сцепленного наследования

А19. Индивидуальное развитие организмов начинается при половом размножении с:

1) отделения части клеток организма, их дальнейшего роста и развития

2) момента образования почки на теле родительского организма

3) момента образования споры и её прорастания

4)момента образования зиготы и до смерти

А20. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле?

1) 20% 2) 10% 3) 40% 4) 90%

Часть 2. В задании В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6.

В1. Какие структуры характерны только растительной клетки?

1) клеточная стенка из хитина

2) клеточная стенка из целлюлозы

3) эндоплазматическая сеть

4) вакуоли с клеточным соком

6) лейкопласты и хлоропласты

В2. Цитоплазма в клетке выполняет функции:

внутренней среды, в которой расположены органоиды

взаимосвязи процессов обмена веществ

окисления органических веществ до неорганических

осуществления связи между органоидами клетки

синтеза молекул АТФ

В3. Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом

Характеристика мутации Тип мутации

1) включение двух лишних нуклеотидов А — хромосомная

в молекулу ДНК Б – генная

2) кратное увеличение числа хромосом в В — геномная

3) нарушение последовательности аминокислот в белке

4) поворот участка хромосомы на 180 градусов

5) уменьшение числа хромосом в соматической клетке

6) обмен участками негомологичных хромосом

В4. Постройте последовательность реакций трансляции:

А) Присоединение аминокислоты к тРНК

Б) Окончание синтеза белка

В) Соединение кодона с антикодоном

Г) Начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме

Д) Удлинение полипептидной цепи

Е) Присоединение иРНК к рибосоме

Часть 3.

С1.Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.

С4. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность А-А-Г-Т-Г-А-Ц. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями. Объясните полученные результаты.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 10 КЛАСС. 2 вариант

Часть 1.

А1. Строение и функции органоидов клетки изучает наука:

селекция 2)цитология 3) генетика 4)систематика

А2. Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых, сформулировали

1) закон зародышевого сходства 2) хромосомную теорию наследственности

3) клеточную теорию 4) закон гомологических рядов

А3. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза этого белка?

300 2) 600 3) 900 4) 1500

А4. Значение митоза состоит в увеличении числа:

1)хромосом в половых клетках 2)молекул ДНК в дочерних клетках 3)хромосом в соматических клетках

4) клеток с набором хромосом, равным материнской клетке

А5. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

Вирусы 2)Бактерии 3)Лишайники 4)грибы

А6. Коньюгация и обмен участками гомологичных хромосом происходит в

1) профазе 1 мейоза 2) профазе митоза

3) метафазе 2 мейоза 4) профазе 2 мейоза

А7. Второй закон Г. Менделя называется законом

1) расщепления 2) единообразия 3) сцепленного наследования 4) независимого наследования

А8. Тип наследования признака в ряду поколений изучает метод:

близнецовый 2)генеалогический 3)цитологический 4) популяционный

А9. У детей развивается рахит при недостатке:

марганца и железа 2)кальция и фосфора 3) меди и цинка 4)Серы и азота

А10. Появление у потомков признаков, отличных от родительских, происходит в результате:

Бесполого размножения 2)Партеногенеза 3)Почкования 4)Полового размножения

А11. Хлоропласты имеются в клетках

корня капусты 2) гриба-трутовика 3) листа красного перца

4) древесины стебля липы

А12. Чем отличается растительная клетка от животной клетки?

1) комплексом Гольджи 2) вакуолями с клеточным соком 3) митохондриями

4) эндоплазматической сетью

А13. Рибонуклеиновые кислоты(РНК) в клетке участвуют в

1) регуляции обмена веществ 2) образовании углеводов 3) хранении наследственной информации

4) биосинтезе белка

А14. В основе бесполого размножения животных лежит процесс

1) мейоза 2) митоза 3) гаметогенеза 4) оплодотворения

А15. Автотрофные организмы в качестве источника углерода используют

1) глюкозу 2) крахмал 3) глицерин 4) углекислый газ

А16. Особь с генотипом АаВв при независимом наследовании признаков образует гаметы

1) АВ, ав 2) Аа, Вв 3) АВ,Ав,аВ.ав 4) Аа,АА, Вв,вв

А17. В основе образования двух хроматид в одной хромосоме лежит процесс

1) сборки белка 2) синтез РНК 3) трансляция 4) самоудвоение ДНК

А18. Хромосомный набор в соматических клетках у женщины состоит из

1) 44 аутосом и двух Х-хромосом 2) 44 аутосом и двух Y-хромосом

3) 44 аутосом и X- и Y-хромосом 4) 22 пар аутосом и X- и Y-хромосом

А19. Структура какого вещества клетки изменяется при воздействии мутагенного фактора?

Крахмала 2) ДНК 3)Транспортной РНК 4)Рибосомной РНК

А20. На каком этапе энергетического обмена синтезируются 2 молекулы АТФ

1) гликолиза 2) подготовительного 3) кислородного 4) поступления веществ в клетку

Часть 2. В заданиях В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6.

В1. Каковы строение и функции соматических клеток животных?

1) имеет двойной набор хромосом

2) не имеет клеточного ядра

3) при делении образуют клетки, идентичные материнской

4) участвуют в половом размножении организмов

5) делятся митозом

6) формируются в организме путем мейоза

В2. Какие общие свойства характерны для митохондрий и пластид?

не делятся в течение жизни клетки

имеют собственный генетический материал

имеют двойную мембрану

участвуют в синтезе АТФ

В3.Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых характерны эти особенности.

ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

использование энергии солнечного света
для синтеза АТФ

использование энергии, заключенной в пище для синтеза АТФ

использование только готовых органических веществ

синтез органических веществ из неорганических

выделение кислорода в процессе обмена веществ

В4Установите правильную последовательность этапов эмбрионального развития:

Часть 3.

С1. В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему.

С2. Фрагмент и-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: А-У-А-Ц-Ц-Ц-У-Г-У-А-Г-Ц. Определите последовательность нуклеотидов на кодирующей цепи ДНК, число кодонов и-РНК и число молекул т-РНК, участвующих в биосинтезе данного полипептида.

Итоговая контрольная работа по биологии 10 класс

4.пластид,вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки.

6.Клетки прокариот, в отличие от клеток эукариот

1.не имеют плазматической мембраны 2.не имеют оформленного ядра

3.состоят из более простых органических веществ 4.содержат цитоплазму

7.Гаметы- специализированные клетки, с помощью которых осуществляется

1.половое размножение 2.вегетативное размножение

3.проростание семян 4.рост вегетативных органов

8.Жиры как и глюкоза, выполняют в клетке функцию

1.строительную 2.информационную 3.каталитическую 4.энергетическую

9.Наследственная информация в клетках организмов заключена в

1рРНК 2.тРНК 3.белках 4.генах

10. Рибонуклеиновые кислоты в клетках участвуют в

1.хранении наследственной информации 2.биосинтезе белков

3. биосинтезе углеводов 4. регуляции обмена жиров

11.К основным свойствам плазматической мембраны относят

1.непроницаемость 3.избирательную проницаемость

2.сократимость 4. возбудимость и проводимость

12.В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы

1.глюкозы до пировиноградной кислоты 2.белка до аминокислот

3.крахмала до глюкозы 4.пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

13.Фотосинтез, в отличие от биосинтеза белка, происходит в клетках

1.Любого организма 2.Содержащих хлоропласты

3.Простейших животных 4.Плесневых грибов

14.Какой триплет на ДНК соответствует антикодону ААУ на транспортной РНК

1.ТТА 2.ААТ 3.ААА 4.ТТТ

15.В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает сходный с материнским набор хромосом ,благодаря тому, что

1.В профазе происходит спирализация хромосом

2.Происходит деспирализация хромосом

3.В интерфазе ДНК самоудваивается, из каждой хромосомы образуется две хроматиды

4.Каждая клетка содержит по две гомологичные хромосомы

16.В какую фазу деления клетки происходит расхождение хромосом

1.В профазу 2.В метафазу 3.В анафазу 4.В телофазу

1.Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК

А)Раскручивание спирали молекулы

Б) Воздействие ферментов на молекулу

В) Отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г) Присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д)Образование двух молекул ДНК из одной

2.Установите соответствие между признаком нуклеиновой кислоты и ее видом

Признак нуклеиновой кислоты

Вид нуклеиновой кислоты

А) Состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль

Б) Состоит из одной полинуклеотидной неспирализованной цепи

В) Передает наследственную информацию из ядра к рибосоме

Г) Является хранителем наследственной информации

Д) Состоит из нуклеотидов: АТГЦ

Е) Состоит из нуклеотидов: АУГЦ

1.Процесс фотосинтеза протекает в листьях в листьях растений. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

2.Фрагмент цепи ДНК имеет следующее последовательность нуклеотидов: ТТАЦАГГТГТАТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

Вопросы для контрольного среза по биологии 10 класс

Вариант 2

1.Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука

1.Генетика 2.Систематика 3.Физиология 4.Экология

2.Живое от неживого отличается способностью

1.Изменять свойства объекта под воздействием среды

2.Участвовать в круговороте веществ

3.Востпроизводить себе подобных

4.Изменять размеры объекта под воздействием среды

3.Роль рибосом в процессе биосинтеза белка изучают на уровне организации живого

1.Организменном 2.Тканевом 3.Молекулярном 4.Популяционном

4.О единстве органического мира свидетельствует

2.Клеточное строение организмов

3.Взаимосвязь организмов и среды

4.Приспособленность организмов к среде

5.В клетках растений, в отличие от клеток человека, животных, грибов происходит

1.Выделение 2.Питание 3.Дыхание 4.Фотосинтез

6.Клетки животных относят к группе эукариотных, так как они имеют

1.Хлоропласты 2.Плазматическую мембрану

3.Оболочку 3.Ядро, отделенное от цитоплазмы оболочкой

7.В клетках каких организмов ядерное вещество расположено в цитоплазме и не отделено от нее оболочкой

1.Низших растений 2.Бактерий и синезеленых

3.Одноклеточных животных 4.Плесневых грибов и дрожжей

8.В состав ферментов входят

1.Нуклеиновые кислоты 2.Белки

3.Молекулы АТФ 4.Углеводы

9.Программа о первичной структуре молекул белка зашифрована в молекулах

1.тРНК 2.ДНК 3.Липидов 4.Полисахаридов

10. Молекулы РНК, в отличие от ДНК, содержат азотистое основание

1.Аденин 2.Гуанин 3.Урацил 4.Цитозин

11.Главным структурным компонентом ядра являются

1.Хромосомы 2.Рибосомы 3.Митохондрии 4.Хлороплсты

12.Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза

1.Энергией, заключенной в молекулах АТФ 2.Органическими веществами

3.Ферментами 4.Минеральными веществами

13.Какие процессы происходят при фотосинтезе

1.Синтез углеводов и выделение кислорода 2.Испарение воды и поглощение кислорода

3.Газообмен и синтез липидов 4. Выделение углекислого газа и синтез белков

14.Какой триплет в молекуле иРНК соответствует кодовому триплету ААТ в молекуле ДНК

1.УУА 2.ТТА 3.ГГЦ 4.ЦЦА

15.В результате какого процесса образуются новые соматические клетки в многоклеточном организме животного

1.Мейоза 2.Митоза 3.Овогенеза 4.Сперматогенеза

16.В результате митоза

1.Образуются гамены 2.Проявляется комбинативная изменчивость

3.Происходит рост организма 4.Объединяются гены материнского и отцовского организмов

1.Установите последовательность процессов биосинтеза белка в клетке

А. Синтез иРНК на ДНК

Б. Присоединение аминокислоты к тРНК и ее доставка к рибосоме

В. Перемещение иРНК из ядра к рибосоме

Г. Нанизывание рибосом на иРНК

Д. Присоединение двух молекул тРНК с аминокислотами к иРНК

Е. Взаимодействие аминокислот, присоединенных к иРНК, образование пептидной связи

2.Установите соответствие между признаком строения молекулы белка и ее структурой