Проверочная работа по теме: «Труд» 5 класс

Контрольная работа «Человек среди людей»

А3. Позитивные чувства в отношениях между людьми чаще всего вызывают:

1) отрицание 2) антипатию

3) негатив 4) симпатию

А4. Правила, по которым живет группа:

1) законы 2) моральные нормы

3) правовые нормы 4) групповые нормы

А5. Верны ли следующие суждения о целях общения?

А. В ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами.

Б. Целью общения часто является само общение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба не верны

А6. Верны ли суждения о поведении участников конфликтной ситуации:

А. Избегание конфликта является одним из вариантов поведения в конфликтной ситуации.

Б. В конфликтной ситуации одна из сторон может идти на уступки, стремясь сгладить противоречия.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

А7. К какой социальной группе человек принадлежит с момента рождения:

1) к семье 2) к классу

3) к коллективу 4) к группе детского сада

А8. Быть лидером – значит:

1) быть членом группы 2) брать на себя руководство группой

3) знать всех членов группы 4) выполнять групповые нормы

А9. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её:

1) сотрудничество 2) избегание

3) приспособление 4) компромисс

А10. Деловое общение характеризуется:

1) соблюдением этикета 2) выражение эмоций

3) дружеским тоном общения 4) неформальным поведением

Часть II .

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Установите соответствие между видами отношений и их примерами к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ОТНОШЕНИЙ

А) отношение директора школы и учителя 1) деловые (официальные)

Б) отношение между братьями 2) личные

В) обращение солдата к командиру Ответ:

Свежие документы: Рабочая программа по русскому языку (8кл.) для индивидуального обучения по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского

Г) обращение адвоката к семье

Д) разговор друзей на улице

В2. Определите термин по определению и запишите его.

1) Немногочисленная по составу группа, члены которой объединены определённым видом деятельности и находятся в непосредственном личном общении.

2) Столкновение противоположных целей, позиции, взглядов субъектов взаимодействия.

3) Различные способы наказания и поощрения, способствующие соблюдению групповых норм.

В3. Выберите верные утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) В ходе контактов с другими людьми складываются межличностные отношения.

2) Под общением понимают только обмен информацией.

3) Отличительная особенность межличностных отношений – их односторонний характер.

4) Общаясь человек стремиться к взаимопониманию, получает возможность проявить себя, обретает друзей, добивается признания окружающих.

5) Санкции охраняют групповые нормы.

Контрольная работа по теме: «Человек среди людей».

Часть I . При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Деловые отношения определяются:

1) требованиями начальника к подчинённому

2) взаимодействием и отношениями между людьми

3) официальными предписаниями, правилами или инструкциями

4) взаимным уважением

А2. Какой пример не характеризует общение:

1) обмен информацией 2) обмен впечатлениями о спектакле

3) обмен книгами 4) обмен смс сообщениями

А3. Что является самым высоким уровнем межличностных отношений?

1) знакомство 2) приятельство 3) дружба 4) товарищество

А4. Верно ли следующие суждения о поощрениях и наказаниях?

А. Поощрения и наказания должны быть формально оформлены.

Б. За нарушение правил человека могут исключить из группы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба не верны

А5. Верны ли суждения о способах разрешения конфликта:

А. Разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки.

Б. Лучшим способом разрешения конфликта является подчинение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба не верны

А6. Соглашение между сторонами на основе взаимных уступок – это:

1) компромисс 2) конфликт 3) инцидент 4) избегание

А7. Негативные чувства в отношениях между людьми чаще всего вызывают:

1) отрицание 2) антипатию 3) негатив 4) симпатию

А8. Примером неречевого общения может служить:

1) письмо другу 2) улыбка при встрече друзей

3) беседа с приятелем 4) разговор пассажиров в автобусе

А9. Какое качество особенно ценится в общении:

1) умение интересно рассказывать 2) умение слушать

3) умение сопровождать рассказ мимикой 4) умение рассмешить

А10. Что необходимо для перехода конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие?

1) инцидент 2) перерыв в общении

3) стереотип 4) план решения конфликта

Часть II .

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Установите соответствие между вариантами исхода конфликта и их примерами к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

А) брат с сестрой смогли договориться о взаимной 1) подчинение

помощи в выполнении домашнего задания 2) компромисс

Б) ученик старшей школы отобрал мяч у младшего 3) прерывание конфликтных действий

школьника на прогулке 4) интеграция

В) в ходе спора братья разделили между собой Ответ:

выполнение домашних обязанностей

Г) столкнувшись с грубостью ученик перестал

посещать спортивную секцию

В2. Определите термин по определению и запишите его.

1) Организованная устойчивая общность людей, объединённых общими интересами, значимыми целями совместной деятельностью и определённой внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение групповых целей.

2) Правила, по которым живёт группа.

3) Процесс взаимодействия между людьми.

В3. Выберите верные утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Конфликт – это осознанное столкновение двух и более людей.

2) Культура общения строится на уважении к человеку, признании за ним права на собственное мнение.

Проверочная работа по теме: «Труд» 5 класс

1. Что из перечисленного отличает деятельность человека от животного?

Способность к творчеству 2. Забота о потомстве

3. Жизнь в группе 4. Биологические потребности

2. Художник, работающий по шаблону, без выдумки и фантазии:

Мастер 2. Гений 3. Ремесленник 4. Живописец

3 . Признаком творчества является:

Стандарт 2. Трафарет 3. Копирование 4. Новизна

4. Продукт труда, выставленный на продажу:

Заработная плата 2. Товар 3. Земля 4. Премия

5. Верно ли, что:

А. Научный труд немыслим без творчества.

Б. Искусство требует от человека умения творить, создавать произведения, поражающие своей красотой?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа

6 . Верны ли суждения о выборе профессии?

А. Для правильного выбора профессии достаточно только знать, что она престижна.

Б. Материальное вознаграждение должно быть главным при выборе профессии.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа

7. Верно ли, что:

А. Работа парикмахера называется услугой.

Б. Труд учёного оценивается по количеству сделанного ?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа

8 . Верно ли, что:

А. Труд можно разделить на простой и сложный.

Б. Источником богатства на земле является только труд человека?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа

9. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«бедность». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

Минимальная оплата труда. 2. Прожиточный минимум. 3. Простой труд.

4. Отсутствие квалификации. 5. Недостаток средств. 6. Благотворитель.

10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов больше, чем вам потребуется.

(1)____ — деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. (2)____ ремесленника обычно ручной, без использования сложных машин и механизмов (таким был труд Левши, подковавшего блоху без всяких приспособлений). Предметы, сделанные (3)___, отличаются высочайшим (4)___ , индивидуальностью, красотой. Среди этих изделий встречаются такие, которые могут поразить человека своим неповторимым образом, подчас неуловимыми чертами отличающими руку (5)___ от руки пусть талантливого, но ремесленника.

А. ремесленник Б. ремесло В. талант Г. мастер Д. красота Е. качество Ж. работник

З. труд И. творец

11. Какая черта необходима людям творческих профессий7

Фантазия 2. Коллективизм 3. Практичность 4. Планирование

12. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«благотворительность». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

Что такое контрольная работа

Когда на горизонте начинает маячить сессия, студенты сразу вспоминают о контрольных работах. Чаще всего такая форма контроля и обучения применяется на заочном отделении. А вот если контрольную работу необходимо написать на дневном отделении, то тут поможет только тщательная подготовка и доля везения.

Что такое контрольная работа и с чем её едят

Контрольная работа – часть обучающего процесса, которая является формой проверки знаний учащегося.

Виды контрольных работ:

  • аудиторные и домашние;
  • экзаменационные и текущие.

Варианты заданий:

  1. Решение задач;
  2. Написание реферата;
  3. Ответ на вопросы;
  4. Тест;
  5. Составление таблиц;
  6. Чертёж;
  7. Выполнение упражнений;
  8. Рисование графиков.

Контрольная работа может включать в себя как одно задание, так и комбинацию из нескольких вариантов. Для написания теоретических заданий требуется изучение литературных источников, для решения прикладных задач необходимо ознакомиться с формулами и основными аспектами работы.

Сложность контрольной работы зависит не только от дисциплины, но и от требований преподавателя. В его силах упростить структуру и содержание, или усложнить, добавив решение задач или чертёж. Не стоит радоваться, если для допуска к зачёту или экзамену по сложной технической дисциплине нужно будет написать реферат. Поскольку в этом случае вы рискуете ничему не научиться в процессе выполнения работы. Самый лучший вариант – это подробные методические рекомендации, следуя которым можно легко справиться с работой самостоятельно.

Особенности аудиторных контрольных работ

Когда контрольная работа используется в качестве формы контроля, действует несколько правил:

  1. Работа выполняется в аудитории и чётко ограничена во времени.
  2. Студентам запрещено пользоваться любыми материалами (конспектами, книгами, подсказками) кроме своей головы.
  3. Проверка происходит по конкретным темам.

Задача студента – подготовиться по имеющимся конспектам и учебникам. Хотя, если контрольная нагрянула неожиданно – остаётся надеяться только на студенческую смекалку.

Зачем нужна контрольная работа?

Анализируя выполненные контрольные работы, преподаватель получает представление об общем уровне подготовки группы и об уровне знаний каждого учащегося. После этого он сможет сделать вывод об эффективности своей работы, о необходимости проведения дополнительных занятий по какой-либо теме, о качестве заданий.

Для студентов же контрольная работа становится пропуском на экзамен или зачёт. Также некоторые преподаватели практикуют выставление на её основе оценок «автоматом». Причем можно отказаться, если оценка оказывается ниже ожидаемой и сдавать экзамен на общих основаниях.

Некоторые преподаватели предлагают всякие приятные бонусы: ответ только на 1 вопрос из 2, дополнительный балл к отметке, возможность самому выбрать билет. Вариантов много, но чтобы их получить придётся постараться. Обычно на вводных занятиях каждый преподаватель сообщает о том, что и как нужно сделать в контрольной работе, чтобы получить преимущество.

Если же никаких «плюшек» не было обещано, выполняя контрольную работу можно получить полезные навыки, усвоить новую информацию и оценить свои знания. Так что польза получается в любом случае, если действовать самостоятельно.

Выбор темы работы и стандартная структура

Если в качестве контрольной работы предлагается выполнить реферат, перед студентом встаёт проблема выбора темы. Сделать это можно 2 способами:

  1. Прогрессивный выбор. Зная тему будущей дипломной работы, можно в рамках изучаемой дисциплины подготовить некоторые вопросы.
  2. Формальный выбор. Из готового списка тем, предлагаемых преподавателем, студент выбирает интересную ему, или предлагает свою.

Иногда выбор осуществляется по порядковому номеру учащегося, но и в этом случае можно предложить свою тему. Обычно преподаватели стремятся поощрять инициативных студентов, и вашу тему скорее всего одобрят.

Структура контрольной работы строится по плану:

  1. Заглавие – тема работы.
  2. Оглавление – список основных разделов с указанием страниц.
  3. Введение – исследуемая проблема, её актуальность, используемые методы, цели и задачи работы.
  4. Основная часть – непосредственно сама контрольная работа (ответ на теоретические вопросы, решение задач, таблицы, схемы, чертежи).
  5. Заключение – подведение итогов, оценка выполнения целей, поставленных во введении, анализ полученных навыков.
  6. Список использованных источников – книги и статьи, которые использовались в работе.
  7. Приложения – всё, что не вошло в основную часть (рисунки, графики, словарь терминов, примеры и др.)

Обязательно контрольная работа должна содержать только основную часть, все остальные пункты добавляются в зависимости от конкретных требований к оформлению.

Оформление контрольной работы

Для аудиторных работ – достаточно листочка с ответами или решениями, написанными от руки. Домашние контрольные работы, которые требуется выполнить в тетради, практически не требуют специального оформления.

Сложнее оформлять работы в печатной форме и чертежи. Прежде чем отправлять готовый файл на печать, необходимо тщательно изучить требования к оформлению. Иначе, велика вероятность возврата на доработку или получения заниженной оценки, потому что некоторые преподаватели требуют точного следования всем инструкциям. Подробнее про оформление контрольной работы здесь.

Причины проблем с контрольной работой

  1. Содержание плагиата. Не следует бездумно копировать готовые рефераты и курсовые.
  2. 50% заимствованного текста. Информация должна быть проанализирована и переработана, а не скопирована из источника.
  3. Отсутствие некоторых частей работы.
  4. Отсутствие ссылок на используемые источники.
  5. Неправильное оформление или нарушение требований к заглавию.

Секреты правильного решения

  1. Соблюдение всех требований и пожеланий преподавателя.
  2. Использование конспекта и рекомендованной литературы.
  3. Поиск примеров и анализ информации.
  4. Консультации у преподавателя.

Контрольная работа практически всегда выполняется по нескольким вариантам, поэтому поиск выполненных работ редко даёт результаты. Если же время поджимает или задание оказалось слишком сложным – лучше заказать работу у профессионалов. Только обязательно потом изучите решение. А самое главное – любая контрольная работа помогает вам повысить уровень своей квалификации.

Контрольная работа по «Основы организации труда»

В условиях рыночных отношений значение организации труда возрастает. Это объясняется тем, что при возрождаемой конкуренции все большее значение приобретает результативность труда, все заметнее сказываются на итогах деятельности как потери, понесенные вследствие упущений, так и выигрыш, полученный от реализации резервов предприятия и роста производительности труда. По мере технического совершенствования производства возрастает цена единицы рабочего времени, а его экономия достигается за счет более совершенной организации труда.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Контр. раб. по орг. труда.docx

Федеральное Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ВятГУ»)

по дисциплине «Основы организации труда»

Выполнила: студентка Адекова Мария Андреевна

Проверила: ________ Блесткина Т.В.

  1. Введение………………………………………………………… ……………………….3
  2. Научная организация труда…………………………………………………….4
  3. Сущность и содержание организации труда…………………………..9
  4. Задачи и направления организации труда…………………………….15
  5. Заключение…………………………………………………… ……………………….19
  6. Список литературы…………………………………………………… …………..20

Организация труда — это постоянно действующий фактор эффективности любой деятельности вообще и производства в частности. Во все времена и во всех сферах функционирования человека лучше организованный труд при равной его технико-технологической оснащенности обеспечивал достижение более высоких результатов.

В условиях рыночных отношений значение организации труда возрастает. Это объясняется тем, что при возрождаемой конкуренции все большее значение приобретает результативность труда, все заметнее сказываются на итогах деятельности как потери, понесенные вследствие упущений, так и выигрыш, полученный от реализации резервов предприятия и роста производительности труда. По мере технического совершенствования производства возрастает цена единицы рабочего времени, а его экономия достигается за счет более совершенной организации труда.

Высокая организация труда и научно обоснованные нормы затрат труда являются непременным условием эффективной деятельности. Следовательно, проблемы организации труда необходимо глубоко изучать и настойчиво разрешать их как в науке, так и на практике.

Научная организация труда

Организация труда опирается на познание и использование ряда точных наук, их законов, методов и принципов. Математические методы (теория вероятности, метод обратных связей, метод наименьших квадратов, графоаналитический метод и др.) нашли широкое применение при разработке нормативных материалов, используемых при расчете норм труда, в методиках изучения затрат рабочего времени, при оптимизации организации рабочих мест или определении численности работающих. Кроме того, режимы резания, используемые для расчета основного времени, разработаны на основе исследований в области физики твердого тела, теории пластической деформации, сопротивления материалов, металловедения и технологии металлов.

Другой характерной чертой организации труда является широкое использование аналитического метода исследования в решении организационных вопросов и расчетах норм затрат труда. Глубокая дифференциация сложных явлений на простые и простейшие, всестороннее исследование последних и, наконец, проектирование их рациональной структуры и последовательности, то есть синтез сложного явления, позволяет находить наиболее оптимальные варианты по всем направлениям организации труда.

Для успешного выполнения своих задач организация труда опирается на естественные науки и прежде всего физиологию, психологию труда и социологию. Это связано с тем, что в процессе любого труда обязательно происходит мобилизация физиологических и психологических функций, расход нервной и мышечной энергии. Функции человеческого организма ограничены. Они нормально выполняются при определенных условиях, если последние нарушаются, это приводит к утомляемости и возникновению патологических явлений. Следовательно, стремление к достижению наивысшей производительности труда может быть оправданно, если присутствует оптимальное соответствие содержания и организации труда физиологическим и психологическим требованиям.

Физиология и психология труда — науки о психофизиологических явлениях и их особенностях, возникающих в организме человека в процессе труда. Базой или теоретическим фундаментом для них служат общая физиология и общая психология. Речь прежде всего идет об основных нервных процессах — возбуждении и торможении, принципах рефлекса, доминанты и функциональной системы, законах временной связи, динамического стереотипа и т.д. Так как в процессе труда в активную трудовую деятельность вовлекается весь организм человека — мозг, мышцы, сосуды, сердце, легкие, почки, — физиология и психология труда изучают специфическую форму их функционирования и проявления во время трудовой деятельности.

Физиология и психология труда различают в каждом виде живого труда две его основные характеристики: с одной стороны, психофизиологическое содержание труда, а с другой — условия труда. Психофизиологическим содержанием труда называют работу органов чувств, логические операции мозга, рефлекторные мышечные движения и позотонические напряжения мускулатуры. Все это является естественной потребностью организма, неизбежным следствием его биологической организации — способности к деятельности.

С точки зрения рационального использования эти естественные отправления могут быть поставлены в благоприятные или неблагоприятные условия труда, представляющие собой все производственные факторы, от которых зависят и под влиянием которых складываются величина и длительность физической, нервно-психической и эмоциональной нагрузки работника. Различают санитарно-гигиенические, психофизиологические и эстетические факторы условий труда.

Психофизиологические изменения в организме человека в конечном итоге оказывают влияние на его работоспособность, ее динамику и производительность труда. В течение рабочей смены, недели, месяца, года работоспособность человека меняется в динамике и проходит три фазы — врабатываемость, устойчивое рабочее состояние и период убывающей работоспособности. Поддержание работоспособности на высоком уровне имеет большое практическое значение, так как это связано с сохранением здоровья работников и повышением производительности их труда. Психофизиология указывает направления практического решения этих задач в процессе организации труда на каждом рабочем месте. Речь идет о разработке и внедрении рациональных и менее утомительных приемов и движений, правильной организации рабочих мест, создании комфортных условий труда, проектировании таких режимов труда и отдыха, которые бы обеспечили наряду с высокой производительностью труда сохранение жизненных сил человека.

Эффективное выполнение приемов и методов труда во многом зависит от конструкции применяемого оборудования, приспособлений и инструментов, планировки рабочего места, правильной позы работающего. Поэтому при проектировании оборудования и организации трудовых процессов должны быть использованы научные методы и рекомендации физиологов и психологов.

Большое значение имеет и снижение отрицательных последствий монотонности труда, являющейся следствием его разделения. Монотонной называют такую работу, отрицательными признаками которой является однообразие рабочих действий, их многократное повторение и небольшая длительность. Она накладывает на функциональное состояние работника определенный отпечаток, что проявляется в утрате интереса к работе, вызывает гнетущее состояние и нервное истощение. Знание причин возникновения и методов устранения отрицательных последствий монотонности позволяет проектировать более содержательные операции, применять комплекс методов, снижающих отрицательные последствия этого явления.

Для правильной организации трудового процесса большое значение имеет оптимизация тяжести работы, ее темпа и ритма. Тяжесть труда — это многостороннее и сложное явление, которое можно характеризовать на основе различных показателей. Значительная физическая нагрузка, превышающая допустимые пределы, приводит к глубокому утомлению и патологическим изменениям в организме даже у здоровых и тренированных людей. Поэтому точное определение тяжести работы позволяет не только разработать систему мер защиты работающего и тем самым предотвратить появление профессиональных заболеваний, но и объективно устанавливать время выхода на пенсию и компенсации за неблагоприятные условия труда.

Существенное значение для правильной организации труда имеют темп и ритм выполняемой работы. Высокая степень интенсивности труда требует особого напряжения нервной системы. Поэтому работать в предельно быстром темпе можно лишь в течение сравнительно короткого отрезка времени, после чего необходим перерыв или переход на более замедленный темп.

От темпа работы следует отличать ритмичный и неритмичный характер труда. Одним из свойств центральной нервной системы человека является ее способность к усвоению определенного ритма деятельности. Если процесс труда ритмичен, легко вырабатывается автоматизм рабочих движений, что способствует экономии потребления мышечной энергии, а следовательно, благоприятно сказывается на здоровье работающих.

Таким образом, учет психофизиологических особенностей трудовой деятельности человека при решении вопросов разделения и кооперации труда, организации рабочих мест, проектировании рациональных приемов и методов труда, исследовании и проектировании состава операций и установлении норм труда позволяет создать наиболее оптимальные условия для работы.

Решение проблем кооперации и разделения труда, его нормирования также опирается на социологию труда — науку, исследующую взаимоотношения людей и социальных групп в производственных коллективах. Она помогает в решении вопросов обеспечения работникам содержательного труда, повышения его привлекательности за счет разнообразия производственных операций, перемены труда, насыщения его творческими элементами.

В решении задач, стоящих перед организацией труда, большую роль играет и такая научная дисциплина, как эргономика — область знаний о приспособлении к человеку средств производства. Эргономика (от греческого ergos — работа и nomos — закон) основывается на физиологии, анатомии, психологии и технических науках. Она использует наиболее важные положения и рекомендации этих дисциплин для выработки рекомендаций по совершенствованию организационных и психофизиологических условий труда при проектировании новой техники, приспосабливая ее к человеку.

Сущность и содержание организации труда

Современный уровень развития производительных сил, характеризующийся использованием сложной и разнообразной техники и технологии производства, большими масштабами выпуска продукции, многономенклатурной кооперацией, предполагает совместный труд большого количества людей. Такой труд немыслим без организации труда, выступающей как упорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом в едином производственном процессе. Во всех сферах человеческой деятельности и во все времена лучше организованный труд при прочих равных условиях обеспечивал достижение более высоких результатов.

Значение организации труда возрастает по мере развития рыночных отношений, способствующих возрождению конкуренции, при которой больший вес приобретает результативность труда, оказывающая решающее влияние на эффективность производства. Кроме того, по мере технического совершенствования производства возрастает цена единицы рабочего времени. Правильная организация труда способствует рациональному использованию оборудования и времени, работающих на нем, что повышает производительность труда, снижает себестоимость продукции, увеличивает рентабельность производства.

Уровень использования результатов НТП, под влиянием которого происходят коренные изменения в технике, технологии и организации производства, зависит от того, в какой степени обеспечены пропорциональность и взаимосвязь между совершенствованием техники и соответствующим изменением в организации труда. Несмотря на решающее влияние на эффективность производства глубоких качественных изменений в орудиях труда и технологиях, приводящих к количественным изменениям соотношения между живым и овеществленным трудом в пользу последнего, роль человека в производственном процессе повышается. Труд становится все более сложным и ответственным, а его несовершенная организация имеет все более серьезные отрицательные последствия.

Для выявления сущности организации труда важно четкое определение ее места в системе организации производства. В экономической литературе термин «организация труда» употребляется в самых разнообразных сочетаниях: «организация производства, труда и управления», «организация и управление трудом», «организация, нормирование и оплата труда» и др. Это результат различной смысловой трактовки данного понятия. В одном случае организация производства и организация труда рассматриваются как взаимосвязанные, но относительно самостоятельные направления, в другом — организация труда понимается как составная часть организации производства, которая связана с организацией управления предприятием.

Процесс производства представляет собой органическое соединение орудий, предметов труда и самого труда. Он включает в себя:

• конструкторско-технологическую подготовку производства, заключающуюся в разработке конструкции изделия, технологии его изготовления, подборе оборудования, технологической, организационной оснастки, приспособлений и инструмента;

• материальную подготовку производства, обеспечивающую снабжение рабочих мест необходимым сырьем, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом и т.д.;

• организационно-технологическую подготовку производства, обеспечивающую регламентацию функционирования средств производства, их пространственное размещение, последовательность осуществления технологических процессов, операций и работ;