Социология контрольная

Контрольная работа по «Социология»

Ответы для социалогии. Все варианты_пересохраненный.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

По дисциплине Социология

Студент 2 курса

гр. ЭПБ — 07сп АРМ

Скутин Николай Анатольевич

Екатеринбург 2009 г.

  1. Когда возникла наука социология?
  • в середине 19 века
  1. Кто ввел термин «социология»?
  • О. Конт
  1. Какие изменения и процессы в обществе явились социальными предпосылками возникновения социологии?
  • накопление знаний об обществе, дифференциация гуманитарного знания
  • развитие капитализма после буржуазных революций,
  • классовыеконфликты между трудом и капиталом в 30-40 гг. XIX века
  1. В чем проявилось влияние естествознания на формирование социологии?
  • естествознание дало образец научных методов сбора информации
  1. В чем сущность закона 3-х стадий О. Конта?
  • развитие человечества и интеллектуальное развитие отдельного человека проходят в своем развитии 3 стадии — теологическую, метафизическую и позитивную
  1. Как О. Конт хотел первоначально назвать социологию?
  • социальной физикой
  1. Какое место О. Конт отводил социологии в системе наук?
  • высшее, т.к. общество наиболее сложный объект изучения науки, а социология изучает именно его
  1. Как О. Конт сформулировал социальную, прикладную цель социологии?
  • прогресс и порядок
  1. Каково содержание фразы в развитии социологии, которую американский исследователь Мартин Элброу, навал «универсализмом»?
  • стремление понять процессы общественной жизни как всеобщие, аналогичные универсальным законам природы

10. Кто ввел в социологию понятие « социальный факт»?

11. Что из ниже перечисленного не относиться к социальным фактам?

  • численность населения страны
  • уровень самоубийств в обществе
  1. Выберите наиболее правильное, полное определение эмпирической социологии.
  • сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, их последующее обобщение, формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни
  1. Как точнее охарактеризовать закономерности, изучаемые социологией?
  • закономерности, складывающие как средние, результирующие из действий множества разнонаправленных процессов
  1. По какому принципу выделены в структуре социологии такие части, как микросоциология, мегасоциология, макросоциология?
  • по уровню изучения общества
  1. Какая часть социологии выделена не по предмету изучения?
  • прикладная социология
  1. Почему объективное знание об обществе в социологии получить труднее, чем знание о природе в естественных науках?
  • потому что законы природы известны давно, а законы общества изучаются недавно
  1. Какое из ниже перечисленных определений, по Вашему мнению, наиболее полно и точно характеризует предмет социологии как науки?
  • социология – это наука о массовых, типичных формах поведения людей как представителей социальных общностей, о закономерностях функционирования и развития общества как единой системы
  1. Что относиться к познавательной функции социологии?
  • получение научных представлений о сущности и содержании социальных явлений, исследование связей, характера и закономерностей явлений
  1. Личность в социологическом понимании – это:
  • социальные качества индивида, приобретаемые им в обществе
  1. Обладает ли социология «монополией» на изучение личности?
  • нет, т.к. личность изучают и другие науки

21. Процесс становления личности в обществе называется

  • социализацией
  1. Социализация означает:
  • усвоение индивидом социальных норм, правил и образцов поведения, отражающих накоплений прошлый опыт, культуру
  1. Важна ли социализация для общества?
  • да, т.к. она обеспечивает его целостность
  1. Социализация личности – это процесс, который
  • осуществляется в течение всей жизни человека
  1. Социализация личности осуществляется более интенсивно
  • в детстве и юности
  1. Являются ли понятия «социализация» и «воспитание» синонимами?
  • нет
  1. Правильно ли сказать: социализация общества?
  • нет
  1. Можно ли использовать слова «адаптация» и «социализация» как взаимозаменяемые?
  • нет
  1. Можно ли быть успешно социализированным, но плохо воспитанным?
  • да
  1. Можно ли быть хорошо воспитанным, но плохо социализированным?
  • нет
  1. Являются ли «группы равных» средством социализации?
  • да
  1. Процесс, при котором индивид утрачивает усвоенные им прежде ценности и нормы, называется
  • ресоциализацией
  1. Освоение индивидом социальных ролей осуществляется в процессе
  • социализации
  1. Социальная роль – это
  • определенный способ поведения индивида в обществе, соответствующий социальным ожиданиям
  1. Социальные роли бывают:
  • врожденными и приобретенными
  1. Гендерная роль зависит от
  • культуры общества
  1. Ролевой набор личности является результатом процесса
  • социализации
  1. Выберите понятие, наиболее широкое по объему:
  • социализация
  1. Может ли быть ролевой конфликт между группами людей?
  • нет

40. Ролевой конфликт – это:

  • конфликт внутри личности

41. Социальный статус – это:

  • положение человека в обществе, определяемое его принадлежностью к тому или иному социальному слою
  1. Статусные роли
  • возможно и то, и другое
  1. Термин «социальный контроль» был введен в социологию
  • Г. Тардом
  1. Как связаны между собой механизм социального контроля и процесс социализации?
  • они отражают две стороны одного целого
  1. Элементами социального контроля являются:
  • социальные нормы и социальные санкции
  1. Социальные нормы – это:
  • требования, предъявляемые обществом к индивиду
  1. Откуда возникают социальные нормы?
  • из культуры, они отражают накопленный опыт
  1. Социальные санкции – это:
  • и то, и другое вместе
  1. Социальный контроль выполняет в обществе функции:
  • сохранения целостности общества и социальной селекции
  1. Можно ли избежать социального контроля?
  • нет
  1. Отметьте, на какие профессии возложены функции социального контроля (отметьте 3 правильных варианта):
  • государственного чиновника
  • школьного учителя
  • судьи
  1. Можете ли Вы осуществлять социальный контроль?
  • Да
  1. Социальная норма перестает действовать как норма и превращается в призыв, когда
  • за ее невыполнение не применяются негативные санкции
  1. Определите тип социальной санкции: получение диплома
  • формальная позитивная
  1. Определите тип социальной санкции – увольнение с работы:
  • формальная негативная
  1. Определите тип социальной санкции – комплимент
  • неформальная позитивная

57. Выберите самое полное, точное определение. Девиантное поведение – это:

Оглавление

Социология изучает специфику социальных явлений, опираясь на социальные факты, опытно-экспериментальные, статистико-математические методы анализа. Возникновение социологии как науки стало отражением реальной потребности более глубокого понимания и анализа роли и места человека в жизни общества, его социального положения, взаимодействия с другими людьми, а также отношения различных социальных общностей. Период конца XIX — начала XX в. в истории социологии получил название «классического». В это время творили великие ученые, сформировавшие облик социологии как науки и во многом предопределившие ее дальнейшее развитие.

Каждый из ученых, указанных в таблице, внес существенный вклад в социологию. В чем конкретно заключается этот вклад? Какие важные для социологии понятия находились в центре его теоретических концепций? Свои ответы внесите в соответствующие ячейки таблицы.

Ученый, годы жизни

Ключевые понятия концепции

Основной вклад в социологию

М.Вебер(21 апреля 1864 -14 июня 1920)

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл,

Эконом.факторы важны в образовании классов. Ввел критерий статуса и принадлежности. Внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма.

Т.Парсонс( 13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс — 6 мая 1979, Мюнхен)

Личность предстает как система ролей. Понимание соц.действия как единства трех подсистем.Его тезис, что современный тип общества возникает только на Западе.

Социологическая концепция.Ролевая теория личности. Создатель современной теории социального действия.

Л.Козер(27ноября 1913 г- 2003)

Причины конфликтов.(власть). Виды конфликтов.Негативные и позитивные последствия конфликтов. Функции конфликтов.(конструктивные и разрушительные)

Теория конфликта.Книги «Функция социального конфликта»и «Мастера социологической мысли»

П. Бурдье( 1930-2002)

идеи его теоретической концепции — социальное пространство, поле, культурный и социальный капитал. культурный и социальный капиталы , символический капитал. Общество — это не столько структура, сколько итог активных действий «агентов», или «акторов» процесса.

«Социология Алжира» возглавил центр Европейской социологии. Автор 35 книг и нескольких сотен статей, Б. исследовал социальное воспроизводство, систему образования, государство, власть и политику, литературу, и др

Заполните таблицу.

Европейская социологическая мысль классического периода

Социологическая парадигма

Ключевые фигуры

Основные положения теории

Парадигма социального конфликта

Георг Зиммель, Р. Дарендорфом , Л.Козер, К. Боулдинг, М. Крозье, А.Турэн, Ю. Гальтунг..

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни. Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества. Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена

Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон.

Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями. Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер. Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Неомарксистская парадигма.

Представители франкфуртской школы М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г.Маркуз, Ю. Хабермас.

Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Представители американских социологических школ Дж. Мид, Г. Блумер, Т. Шибутани,

Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Заключение

Социология довольно быстро вошла в научную жизнь, а социологи стали изучать все более сложные вопросы, характеризующие поведение человека, его отношение и реакцию на происходящие в обществе процессы. В начале XXI в. социология утвердила себя как самостоятельная, хорошо разработанная и жизненно важная дисциплина в ряду общественных наук. Таким образом, современная социология — это наука, которая изучает исторически определенные социальные системы, структуры, элементы и условия их существования, а также социальные процессы, механизмы действия и формы их проявления в деятельности личностей, больших и малых социальных групп.

Контрольная работа по социологии

Проверил: Канд. соц. наук, доцент кафедры социологии и психологии Новикова Е.С.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Сущность социального конфликта

Этапы развития

Возможности разрешения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие — будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения. Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который в конце концов получает какое-то разрешение.

Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

Как выйти из сложившейся ситуации?

Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается.

Взаимоотношения в организации. Конфликты методы их разрешения

. организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным . поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. В организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал .

1. Сущность социального конфликта

Проблемы социального конфликта до недавнего времени анализировались в основном в зарубежной социологии. Анализ таких проблем в отечественной литературе чаще всего сводился к критике. Сейчас наблюдается объективное отношение и более глубокое внимание к ним.

Все социальные явления, события, а также социальные общности (семью, классы, социальные слои, политические партии) можно рассматривать с позиций конфликта, результатом которого могут быть как борьба и разногласия, так и сплоченность и солидарность людей. В этом — двойственная природа конфликта, выражающая его разрушительное и созидательное начало, и одновременно — та двоякая роль, которую он играет в развитии общества. Социальный конфликт может быть фактором разрушения общества, а может стать своеобразным двигателем его развития.

В зарубежной социологии социальные конфликты классифицируются по вертикальным и горизонтальным уровням.

Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты конфликта (т. е. взаимодействующие стороны).

Выделяются четыре уровня: конфликт между отдельными личностями (ролевые конфликты); конфликт между личностью и обществом; конфликт между социальными группами; межнациональный и межгосударственный конфликты наиболее крупных социальных общностей, целых обществ. На этом уровне анализ конфликтов переходит из области социологии в сферу политологии.

Основанием же классификации по горизонтальным уровням являются цели конфликтующих сторон, которых они пытались достичь в процессе взаимодействия, но не смогли, в результате чего возник предмет конфликта.

По горизонтальным уровням можно выделить три типа конфликтов:

— конфликты в сфере труда и распределения. Их причинами служат отношения по поводу труда и распределения, которые обычно складываются в процессе совместной деятельности людей и их общения;

— конфликты в сфере власти и в политической структуре общества.
Причиной служат отношения по поводу власти;

— конфликты в сфере культуры. Причиной могут служить столкновения представителей различных культур, уровней развития отдельных наций и народов.

Рассмотрим каждую группу конфликтов более подробно

1. Конфликт между отдельными личностями. В основе этого конфликта находятся такие противоречия, которые возникают между отдельными людьми. Источники и средства разрешения такого конфликта связаны с общением между людьми.

2. Конфликт между личностью и обществом. Он затрагивает производство, распределение товаров и услуг, контроль за поведением людей, необходимый для поддержания целостности общества. Может выражаться в отношении человека к своей деятельности, к труду и приводить к отчуждению от них.

Конфликты этой группы связаны с социальным, экономическим и политическим аспектами жизни общества, с эмоциональными отношениями людей, построенными на выполнении ролевых предписаний. Именно здесь проявляются несовершенство адаптации человека к группе, неумение правильно построить взаимоотношения в семье, на работе, с друзьями. Все это становится причинами конфликтов.

3. Конфликт между социальными общностями, группами и слоями.
Конфликтная ситуация заключается в противоборстве групп, преследующих несовместимые цели. Источником противоположных интересов этих групп являются общественные потребности, поэтому возникновение конфликтов прямо связано с возможностью удовлетворения этих потребностей.

1. Конфликт в обществе — это:

. г) причина конфликта; д) этап развития конфликта. 18.Причина конфликта — это а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия; б)стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт; *в) явления, . *г). Функция развития общества. д). Функция изменения отношений власти. е). Разрушительно-политическая функция. 29. Перечислите деструктивные функции конфликта а). Функция разрядки сложившейся .

В концепциях зарубежных социологов важное значение приобретает аспект политической власти как один из часто встречающихся предметов конфликта. Так, Р. Дарендорф полагает, что власть лежит в основе социальной структуры, а главными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление. Основной источник конфликта — власть одних групп людей над другими. Если власть сосредоточена в руках немногих, а остальные не могут ее получить, но при этом люди могут объединяться в политические группы, то политический конфликт обостряется.

Непрерывные изменения в общественной системе служат источником конфликта между организационными структурами и между людьми. На это обращают внимание французские социологи, изучающие общественное мнение с помощью анализа социальных конфликтов математическими, этнологическими и социо-психологическими методами. Вместе с тем сам конфликт может воздействовать на изменение в общественной системе.

Конфликты на межнациональном и межгосударственном уровне. Они могут иметь такие проявления, как:

— аномия — разрушение культурного единства из-за отсутствия четких социальных норм. Причины анемии — ослабление влияния религии и политики, растущее значение торгово-промышленного класса, что вызывает распад когда- то прочной системы нравственных ценностей;

— культурное запаздывание. Оно происходит, когда изменения материальной сферы производства опережают возможности нематериальной культуры (обычаи, философские системы, законы и формы правления).

В результате возникает постоянное несоответствие материальной и нематериальной культуры, что порождает множество социальных проблем;

— господство чужой культуры, которое имело место в доиндустриальных обществах, колонизированных европейскими нациями. Когда европейские ценности наложились на местные, то результатом явилось неестественное и чреватое конфликтами смешение двух культур;

— социальные конфликты на международном уровне. Специалист в этой области Л. Крисберг считает, что конфликты такого рода — это сложное явление, включающее множество спорных вопросов и сторон.

Этапы развития

Конечно, все социальные конфликты нельзя подогнать под единую универсальную схему. Есть конфликты типа схватки, где можно рассчитывать только на победу, конфликты типа дебатов, где возможны споры, маневры, обе стороны могут рассчитывать на компромисс. Есть конфликты типа игры, где стороны действуют в рамках одних правил и т.д.

После типологии социальных конфликтов следует рассмотреть стадии, фазы конфликта, что дает основу для поиска способов регулирования.

Зарождение конфликта — латентная стадия, часто даже незаметная для внешнего наблюдателя. Действия развиваются на социально-психологическом уровне — разговоры на кухне, в курилках, раздевалках. Развитие этой фазы можно отслеживать по некоторым косвенным признакам (рост числа увольнений, прогулов).

Методы избежания конфликтов

. видом, хорошей одеждой, воспитанностью и чьё социальное происхождение совпало с социальным происхождением учителя. Перейдем к рассмотрению причин школьных конфликтов. При всем их разнообразии, можно прийти . ребенка, формируя отношение к нему со стороны других людей (учителей и сверстников); — учитель стремится сохранить свой социальный статус, руководствуясь своим представлением о том, .

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Социальное напряжение, эмоциональное раздражение накапливаются в течение какого-то времени, и предконфликтная стадия может быть растянутой.

Характерной особенностью социального конфликта является наличие объекта конфликта, обладание которым связано с фрустрацией субъектов, втягиваемых в социальный конфликт.

Предконфликтная стадия — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсные возможности. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на противоположную сторону; информация; власть; связи; союзники, на поддержку которых можно рассчитывать.

Первоначально участники конфликта ищут пути достижения целей без воздействия на соперничающую сторону. Когда такие попытки оказываются тщетными, индивид, коллектив, социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его вины, степень возможного противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

Бывают ситуации, когда причина фрустрации скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для социального конфликта, который не имеет отношения к блокированию потребности, то есть происходит ложная идентификация. Иногда ложная идентификация создается искусственно с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации, социального напряжения. В сложнейшем переплетении социальной жизни опытные политики довольно часто выпускают пар социального напряжения, создавая ложные объекты фрустрации. Например, руководитель предприятия, не умея разумно распорядиться финансовыми ресурсами, объясняет невыплату заработной платы действиями центрального правительства.

Предконфликтная стадия характеризуется также выработкой каждой из конфликтующих сторон сценария или даже нескольких сценариев своих действий, выбором способов воздействия на противоборствующую сторону. Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес для управленцев, социологов, поскольку при правильном выборе стратегии, способов воздействия на участников можно тушить возникающие конфликты или, наоборот, их раздувать, используя определенные политические или иные цели.

Инициирующей является стадия, на которой происходит событие, играющее роль спускового крючка. Оно заставляет стороны начать действовать открыто и активно. Это могут быть словесные прения, митинги, депутации, голодовки, пикеты, экономические санкции и даже физическое воздействие и т.п. Иногда действия участников конфликта могут носить и скрытый характер, когда соперники пытаются обмануть, запугать друг друга.
По своему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные, хотя на практике трудно отделить одно от другого. Когда конфликт протекает в рациональной форме, то его участники не переходят на личностный уровень, не стремятся формировать в своем сознании образ врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на долю истины, умение войти в его положение — характерные признаки рациональных по своему характеру конфликтов.

Однако чаще всего в ходе конфликтных взаимодействий агрессия его участников переносится с причины конфликта на личности, формируется неприязнь и даже ненависть к соперникам. Так, во время межнациональных конфликтов создается образ чужой нации, как правило, некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками, причем этот образ распространяется на всю нацию без исключения.

Социальная и биологическая основы материнства

. них творческого начала. Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную . неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой. Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает .

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в большинстве случаев они трудно управляемы, поэтому желание некоторых руководителей в своих целях искусственно вызывать конфликт для разрешения конфликтной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать до определенного предела.

Пиковая стадия — критическая точка конфликта, этап, когда взаимодействия между конфликтующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Важно уметь определить прохождение этой точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. И в то же время вмешательство в конфликт на пиковой точке бесполезно и даже опасно.

· После прохождения критической точки возможно несколько сценариев развития конфликта:

o разрушение ядра забастовки и переход к угасанию конфликта, но возможны формирование нового ядра и новая эскалация;

o достижение компромисса как результат переговоров;

o эскалирующий вариант превращения забастовки в трагическую,

o тупиковую по своему содержанию, когда требуется поиск альтернатив, новых позиций конфликтующих сторон. В ином варианте — голодовки, погромы, действия боевиков, разрушение оборудования.

Угасание конфликта связано либо с исчерпанием ресурсов одной из сторон, либо с достижением соглашения. Если конфликт — силовое взаимодействие, то участие в конфликте требует наличия некоторой силы, способа воздействия на соперника, противоборствующую сторону.

Под силой понимается потенциал социальной группы, которая своим действием или угрозой действия может заставить другую социальную группу уступить, удовлетворить требования.

· Среди основных источников такой силы можно выделить:

o формальную власть;

o контроль над дефицитными ресурсами (финансы, контроль над информацией, процессами принятия решений, контроль над технологией).

Положение авиадиспетчеров в гражданской авиации, шахтеров, энергетиков в зимний отопительный период и т.п.

Потенциал отдельной социальной группы складывается из личностного, социального потенциала, финансовых ресурсов, экономического потенциала, технологического потенциала, ресурсов времени и некоторых других факторов.

К внешним ресурсам конфликтующих сторон можно отнести: природную среду (позиции теплоэнергетиков на Крайнем Севере), связи со средствами массовой информации, политические (суд, правоохранительные органы), возможные союзники и т.п. Естественно, что внешние ресурсы могут работать на одну из сторон конфликта, и тогда последняя получает преимущество.

Конечно, каждой из сторон конфликта двигают определенные социальные интересы, которые выражаются в целях, потребностях, политике. Интересы могут быть действительными, реальными и неадекватными — завышенными, гипотетическими (надуманными), транслированными, то есть не являющимися интересами данной группы, а представляющими интересы других социальных групп.

Интересы социальной группы выражаются во время конфликта в определенных требованиях. Это могут быть требования о выплате задолженности по зарплате или ее повышении, споры о границах ответственности, вопросы занятости и перемещений по работе, акции в поддержку других коллективов или социальных групп. Кроме того, конфликтная ситуация вбирает в себя всю совокупность условий и причин, предшествующих ему. В конфликте разряжаются накопившиеся в социальной организации противоречия, они сравнимы с разрядом молнии, который вбирает в себя всю накопленную энергию.

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

. процедуры при помощи которых, поведение приводится к норме социальной группы. Социальная санкция – мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. 10 Виды санкций. Негативные – направленные . выработанный в данном обществе для выполнения определенной объективной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Социальный статус – это совокупность прав и обязанностей .

Конечно, все социальные конфликты нельзя подогнать под единую универсальную схему. Есть конфликты типа схватки, где можно рассчитывать только на… После типологии социальных конфликтов следует рассмотреть стадии, фазы… Зарождение конфликта — латентная стадия, часто даже незаметная для внешнего наблюдателя. Действия развиваются на…

Возможности разрешения

Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания. П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.

Наилучший способ регулирования социального конфликта — его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.

В производственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.

В условиях нарастания социальной напряженности знание ее индикаторов позволяет умело не давать повода для инцидента, с которого начинается конфликт. В качестве инцидента могут выступать такие обстоятельства, как резкое изменение внешней ситуации, провоцирующие действия одной из конфликтующих сторон, возникновение спорных ситуаций. Чаще всего в качестве инцидента выступают непродуманные действия администрации, связанные с нововведениями, неудачными кадровыми решениями.

· До инцидента руководство может занимать разные позиции:

o не чувствовать напряженности, реагировать в обычном стиле, тем самым приближая конфликт;

o осознавать ситуацию, но отвечать неадекватно;

o занимать позицию невмешательства.

· После инцидента, с которого начинается социальный конфликт, возможны различные варианты поведения:

o растерянность и бездействие (страусиная политика);

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

. в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека); социолого-ориентированные(объект социальной работы — система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; .

o агрессивная позиция;

o солидарность и даже руководство забастовкой;

o подачки бастующим;

o воздействие через неформальных лидеров.

Главное заключается в том, потерян или нет со стороны администрации контроль за развитием событий. В активной, пиковой стадии конфликта происходят дифференциация и интеграция участников конфликта вокруг выдвинутых требований.

Это касается и лидеров, и рядовых участников конфликта. Конфликт — это почти всегда борьба лидеров противоборствующих сторон. Побеждает тот, кто сильнее и умнее. Здесь противоборствуют две тенденции. С одной стороны, стремление разрушить забастовку любыми способами. Носителями этой линии выступают администрация, часто — профсоюзные структуры. С другой стороны, стремление лидеров конфликта с большей результативностью реализовать поставленные цели, задачи. Зачастую это создание особых органов управления вне традиционных структур, например забастовочных комитетов. У нас пока мало лидеров рабочего движения — это неизбежный результат тоталитарной системы.

Для управления социальным конфликтом чрезвычайно важно умение вести переговоры, ведь в конечном счете обе конфликтующие стороны заинтересованы в достижении компромисса.

· В процессе ведения переговоров можно выделить:

o подготовительную фазу, первоначальный выбор позиции;

o поисковую фазу;

o финальную фазу.

Западные социологи разработали несколько принципов, которые помогают лидерам вести переговоры в процессе разрешения социального конфликта.

· Важнейшие среди них:

o переговоры начинаются с конструктивного определения проблемы;

o участвующие стороны должны понимать друг друга;

o долговременные решения базируются на интересах, а не позициях;

o переговоры должны быть гибкими.

Кроме того, существует несколько правил ведения переговоров при разрешении социального конфликта.

Правило выслушивания. Надо внимательно выслушивать всех во время переговоров. Не прерывать выступающих ни при каких обстоятельствах ни репликами, ни восклицаниями.

Правило равенства. При любом раскладе сил, при любой иерархии на переговорах стороны размещаются так, чтобы подчеркнуть равенство. Никакой власти должности, только власть авторитета.

Очень важны умение излагать аргументировано, в меру эмоционально свою точку зрения; свободно раскрепощено себя вести. Разумеется, не доходя до краснобайства, беспечности, шапкозакидательства.

Процедурное правило. Необходимо соблюдать порядок работы, регламент, очередность сообщений, привлечение консультантов, юристов.

Правило безоценочных суждений. Следует отказаться от слов, несущих негативный, отрицательный оттенок по отношению к оппоненту.

Правило переговорного помещения. Переговоры вести не в кабинете начальника. Необходимо относительно нейтральное, специально оборудованное помещение.

Для нашего общества характерно нарастание конфликтности. Миграция русскоязычного населения, инфляция, рост безработицы — все это обещает нам нелегкое и конфликтное будущее. Важно накапливать опыт цивилизованного решения социальных конфликтов. Умение управлять ситуацией, находить компромиссы — необходимое качество для социолога, менеджера, социального работника, тем более руководителя, политического или общественного деятеля.

Итоги конфликта определяются по многим параметрам. Течение и разрешение локального конфликта чаще всего не влияет на жизнь большинства населения. Глобальные, национальные и межнациональные конфликты отражаются на судьбах миллионов людей, уничтожают культурные ценности и производственные мощности, уносят жизни. Между этими крайними формами конфликта много других вариантов.

Переговоры в ситуации конфликта. Модели ведения переговоров

. средство завершения конфликта, когда оппоненты исчерпали возможности силового разрешения противоречия. 2. Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции Стороны приходят к пониманию необходимости переговоров тогда, . общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся. В историческом плане развитие переговоров шло по трем направлениям: .

Социальный конфликт — сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т. е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует: разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей.

Вместе с тем необходимо учитывать, что никакое общество никогда не бывает по всем показателям только конфликтным. В любом обществе, даже находящемся в состоянии войны, наблюдается не только конфликт, но и согласие.

Консенсусологическое направление в социологии развивалось такими известными социологами, как О. Конт, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, П. Сорокин, Н. Михайловский, М. Ковалевский и др. Хотя следует отметить, что в классической социологии одними авторами абсолютизировалась роль конфликтов в развитии общества, другими — роль согласия. В современной российской социологии наблюдается крен в сторону развития конфликтологии при недостаточном внимании к социальному согласию. В 2000г. в Тюменском государственном университете была защищена докторская диссертация, посвященная исследованию социального согласия в трансформирующемся обществе. Таким образом, начато развитие нового направления в современной российской социологии — консенсусологии — и сделана попытка преодолеть крайности, присущие классической социологии.

В развитии социального согласия можно выделять этапы, формы, исследовать протяженность и длительность. Принципиально важно различать ценностное и функционально-целевое согласие. Ценностное согласие — это характеристика состояния и взаимодействия между находящимися в единстве социальными субъектами, ориентирующимися на близкие, совпадающие ценности. Функционально-целевое согласие — это характеристика взаимосвязи между находящимися в единстве социальными субъектами, имеющими общие потребности, интересы и цели, а также общие представления о способах их достижения, закрепленные в правовых нормах. Функционально-целевое согласие — это всегда согласие социальных субъектов, преследующих определенную цель.

Социальное согласие имеет многофакторную детерминацию. Его возникновение и развитие зависят от многих условий и факторов, социально-экономического, социально-политического, общественного и духовного характера.

Согласие и конфликт — неотъемлемые черты социальной реальности. В каждый отдельный период своего существования общество характеризуется различной степенью проявленности согласия или конфликта между социальными субъектами, особенностями их взаимопроникновения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты — происходят в обществе переходного состояния.Современный кризис российского общества является одним из самых глубоких и продолжительных в нашей истории. Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества. Наиболее опасными являются конфликты в политической сфере, особенно в сфере власти, социально — экономических и межнациональных отношений.Понимание их природы, причин возникновения и развития поможет выработать правила поведения и пути урегулирования к обоюдному согласию противоборствующих сторон.Целостность Российского государства, стабильность в обществе приобретают приоритетное значение в способах регулирования конфликтов.

1.1. Предмет и задачи курса социологии

. классификацию. Основной и главной действительностью, по Конту, из котор должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое в его целостности. в) Основные труды О. Конта: 1. «Курс . результ нормальн функционирования различ частей образуется устойчивое единое общ-во. 2. Теория социального конфликта. Основу составляет положение К. Маркса: а) люди разделены на классы в соответствии .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.2. Кравченко А.И. «Социология» М. 20083. «Социология» А.А. Радугин., К.А. Радугин «Центр»., М., 1997..4. «Социология конфликта» А.Г. Здравомыслов АО «Аспект пресс»., М., 19945. Найденова Л.И. Социологические теории конфликтов и их разрешения.// Социально-политический журнал, №12, 1994. Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания. П. Сорокин справедливо указывал на связь… В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на… Наилучший способ регулирования социального конфликта — его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать…

Примеры похожих учебных работ

Тема 12. Социальные конфликты. Тема 1. Социология, ее место и роль в науке и обществе

. структура культуры в социологии? Тема 5. Социальная структура общества; сущность, основные элементы, динамика. 1. Что такое социальная структура общества? 2. Раскройте суть следующих видов социальной структуры общества: идеальная, нормативная, .

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

. социологию. [45]. В рамках анализа влияния психики человека на социальную организацию моя модель мотивации позволяет лучше понимать общество. . Психическая жизнь — конфликт желаний. Конфликт это ситуация, . потому, что обе стороны могут мешать процессу, .

1.1. Предмет и задачи курса социологии

. 1.2. Отношение социологии к социальным и гуманитарным . 2. Теория социального конфликта. Основу составляет . исходить исследователь социологии, является общество, взятое в . стороны, религия и философия, которые раньше успешно занимались решением социальных .

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

. дивергенции — конфликта). В-пятых, социология изучает социальные изменения (развитие общества). И, наконец, предметом социологии выступает все общество в целом, общество как система. 2. Структура социологии Современная социология — сложная, внутренне .

Социальная работа как наука

. тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его . а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные. Явление .

1.Социология г. Спенсера

. и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной — неорганические, органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать, прежде всего, .