Тестовая контрольная работа по русскому языку «Сложное предложение»

Контрольная работа по русскому языку «Сложное предложение».

Контрольная работа представляет собой лист с печатным текстом (отрывок из романа «Сожжённая карта» Кобо Абэ в переводе В.Гривнина), заранее подготовленным для анализа учащимися.
Предлагается, кроме орфографического и пунктуационного анализа, 4 варианта деятельности учащихся разной тематики и уровня сложности.
К работе прилагается лист правильных ответов и краткие методические рекомендации.
Работу можно использовать как в качестве контрольной, так и обучающей.

Целевая аудитория: для 9 класса

Автор: Евладенко Игорь Николаевич.
Место работы: КГУ «Мироновская средняя школа»
Добавил: Quasis

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2022 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Тестовая контрольная работа по русскому языку «Сложное предложение»

Контрольная работа поможет осуществить проверку знаний учащихся 11 класса по теме «Сложное предложение».

Описание разработки

А1. В каком варианте правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда я учился в школе (1) а потом в университете (2) мне казалось (3) что моя «взрослая жизнь» будет в какой – то совершенно иной обстановке (4) и меня будут окружать совсем иные люди.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

А2. Как объяснить постановку двоеточия в предложении?

Люди мечтают о разных вещах: кто о деньгах, кто о славе, кто о власти, кто о любви.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.

А3. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

1) Дети стали большими ( ) и им надо серьёзно учиться.

2) Вдруг потемнело ( ) набежала на солнце туча.

3) Странный случай произошёл ( ) в дороге совершенно поиздержался.

4) Печален я ( ) со мною друга нет.

А4. В каком варианте правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования(1) или даже мелкие подтасовки фактов (2) и научная истина оттесняется на второй план (3) наука перестаёт существовать (4) а сам учёный рано или поздно перестаёт быть учёным.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3, 4

А5. Как объяснить постановку двоеточия в предложении?

Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими.

1) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) обобщающее слово стоит перед однородными членами.

4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.

А6. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

1) Утро было чудесным ( ) умытый лес улыбался, пели птицы.

2) Со мною вот что происходит ( ) ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те.

3) Шестнадцать лет служу ( ) такого со мной не бывало.

4) Я знаю ( ) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Прочитайте фрагмент книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» и выполните задания А7, В1, В2.

(1) Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

(2) Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. (3) Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслонённую красоту» обогащает человека духовно.

(4) Заметить красоту в природе, в посёлке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в котором живёт человек.

(5) Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям.

(6) Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового.

(7) Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…

(8) А жизнь бесконечно глубока.

(9) Мы всегда встречаемся с чем – то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

А7. Укажите верную характеристику седьмого предложения текста.

1) сложное бессоюзное 2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое 4) простое осложнённое

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Контрольная (тестовая) работа по теме «Сложное предложение»

А1. В каком варианте правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда я учился в школе (1) а потом в университете (2) мне казалось (3) что моя «взрослая жизнь» будет в какой – то совершенно иной обстановке (4) и меня будут окружать совсем иные люди.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

А2. Как объяснить постановку двоеточия в предложении?

Люди мечтают о разных вещах: кто о деньгах, кто о славе, кто о власти, кто о любви.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.

А3. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

Дети стали большими ( ) и им надо серьёзно учиться.

Вдруг потемнело ( ) набежала на солнце туча.

Странный случай произошёл ( ) в дороге совершенно поиздержался.

Печален я ( ) со мною друга нет.

А4. В каком варианте правильно указаны цифры, на месте которых в предложении

должны стоять запятые?

Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования(1) или даже мелкие подтасовки фактов (2) и научная истина оттесняется на второй план (3) наука перестаёт существовать (4) а сам учёный рано или поздно перестаёт быть учёным.

1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3, 4

А5. Как объяснить постановку двоеточия в предложении?

Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно:

никак не назвал души умершими, а только несуществующими.

1) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о

чём говорится в первой части.

2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает

содержание того, о чём говорится в первой части.

3) обобщающее слово стоит перед однородными членами.

4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения

того, о чём говорится в первой части.

А6. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

1) Утро было чудесным ( ) умытый лес улыбался, пели птицы.

2) Со мною вот что происходит ( ) ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в

праздной суете разнообразные не те.

3) Шестнадцать лет служу ( ) такого со мной не бывало.

4) Я знаю ( ) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Прочитайте фрагмент книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» и выполните задания А7, В1, В2.

(1)Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

(2)Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. (3)Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслонённую красоту» обогащает человека духовно.

(4)Заметить красоту в природе, в посёлке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в котором живёт человек.

(5)Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. (6)Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. (7)Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… (8)А жизнь бесконечно глубока. (9)Мы всегда встречаемся с чем – то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

А7. Укажите верную характеристику седьмого предложения текста.

1) сложное бессоюзное 2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое 4) простое осложнённое

В1. Найдите сложное предложение с придаточным определительным. Запишите номер этого предложения.

В2. Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Запишите номер этого предложения.

Контрольная работа по теме «Сложное предложение»

по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП».

I вариант

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сусальной позолотой. (К. Паустовский.)

б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К. Паустовский.)

в) Деревья начинали желтеть снизу я видел осины красные внизу и со всем еще зеленые на верхушках. (К. Паустовский.)

г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.

2. Укажите ССП.

а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (А. Чехов.)

б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (М. Лермонтов.)

в) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там где мы рождаемся и живем. (В. Песков.)

г) То космонавты казались ему особенными то Алексей начинал видеть в них таких же летчиков-истребителей. (А. Семенихин.)

д) Все проходит да не все забывается. (И. Бунин.)

3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

а) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.

б) Мой товарищ говорил мало но я слушал его с большим интересом.

в) На покосе то комары то мошкара кружат.

г) На покосе то мошкара кружит то комары звенят и жалят.

д) Блеснул на востоке луч солнца и оживил природу.

4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он.

б) Было жарко дети просили пить.

в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя. (А. Первенцев.)

г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка студеной волною и беседка одетая сочной листвой наклонясь над лазурной ее глубиной отражается гладью речною. (С. Надсон.)

5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна. (К. Паустовский.)

б) Шаланда продвигалась сильными рывками поворачивая то вправо то влево. (В. Катаев.)

в) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла. (Ю. Трифонов.)

г) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко. (Г. Федосеев.)

6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясни те письменно постановку тире.

а) Еще взмах весла — и …

б) Мы вбегаем в комнату — и …

в) Орел камнем бросается с высоты — и …

7. Составьте и запишите предложения по данным схемам.

8. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.

В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А. Чехов.)

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М. Лермонтов.)

б) Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.

в) Дерево валят туда куда оно нагнулось. (Пословица.)

г) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин.)

2. Укажите ССП.

а) Лист сухой валится ночью ветер злится да стучит в окно. (А. Фет.)

б) Н. Г. Чернышевский например отмечал что «Грибоедов должен разделить с Пушкиным славу преобразования литературы».

в) Вдруг толпа раздалась в обе стороны и выходит Степан Парамонович молодой купец удалой боец. (М. Лермонтов.)

г) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик с плетнем да под окнами склонив свои тяжелые головы стояли спавшие подсолнухи. (А. Чехов.)

д) Челкаш всегда веселый и едкий был сегодня очевидно не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. (М. Горький.)

3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

а) Первая охотничья неудача расстроила меня но не истребила охотничьей страсти. (И. Соколов-Микитов.)

б) Опять явилось вдохновенье души безжизненной моей и превратило в песнопенье тоску развалину страстей. (М. Лермонтов.)

в) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М. Лермонтов.)

г) Мой друг не плачь перед разлукой и преждевременною мукой младое сердце не тревожь. (М. Лермонтов.)

д) Сумерки приближались и надо было торопиться. (В. Арсеньев.)

4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

а) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А. Куприн.)

б) И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М. Лермонтов.)

в) Сквозь редкую листву шумит Байкал в тумане и тянет влагою в осеннее окно. (А. Журавлев.)

г) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А. Пушкин.)

5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) По ночам подмора и звезды усеивали небо. (И. Бунин.)

б) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов.)

в) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою. (И. Бунин.)

г) Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом.

6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните письменно постановку тире.

а) Раздался шорох — и …

б) Четкий удар мячом — и …

в) Сучок хрустнул — и …

7. Составьте и запишите предложения по данным схемам.

8. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.

В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А. Чехов.)