Контрольные работы по русскому языкуматериал по русскому языку по теме

3. Составьте и запишите три предложения о весне:

Контрольные работы по русскому языку

Иностранцы, изучающие русский язык, никак не могут понять, почему по-русски нужно говорить видеть кого (что), смотреть на кого (на что), а любоваться кем (чем). Никакие объяснения тут не помогут — придется просто выучить наизусть, какую форму существительного «любит» каждый из этих близких по смыслу глаголов. Синтаксическая связь, при которой главное слово требует от зависимого какой-то одной конкретной формы называется управлением. При управлении, как бы не менялась форма главного слова, зависимое, как стойкий оловянный солдатик, остается неизменным: вижу кошку, видят кошку, видел кошку, видела бы кошку.

Способность слова управлять количеством его потенциальных «подчиненных» и форма, которой потребует от них «начальник», тесно связаны с лексическим значением управляющего слова. А там, где царит лексика, не возможны универсальные схемы; какой именно окажется модель управления данного слова, приходится просто помнить. И все мы, носители языка, храним в памяти эту информацию. Если же возникают сомнения, как правильно сказать: свет лампы или свет от лампы, — нужно обратиться к словарю.

Языкознание: Энциклопедический словарь.

Вариант 2. Диктант.

Замерли от холода все пауки. Сети их сбило ветром и дождем. Но самые лучшие сети, на которые пауки не пожалели своего лучшего материала, остались невредимыми в дни осеннего ненастья и продолжали ловить все, что только способно было двигаться в воздухе. Летали теперь только листья, и так попался в паутину нарядный, багровый, с каплями росы осиновый лист. На мгновенье выглянуло солнце, сверкнули алмазами капли росы на листе. Это напоминало, что в эту осень мне, старому охотнику, непременно нужно познакомиться с жизнью глухарей в то время, когда их самым большим лакомством становится осиновый лист.

Наконец я нашел их возле маленькой вырубки в большом лесу. Я крался очень осторожно по дорожке от осины к осине. Шел маленький дождь и дул легкий ветер; листья осины трепетали, шелестели, капли тоже всюду стучали, и оттого невозможно было расслышать звук срываемых глухарями листков. Вдруг на вырубке у молодого осинника появился глухарь и сел на крайнюю осину. Я долго следил за тем, как он часто щиплет листья и быстро их проглатывает. Случалось, когда ветер дунет порывом и вдруг смолкнет до меня долетал звук отрыва или разрыва листа глухарем. Днем все глухари гуляли по вырубке, может быть, ловили каких-нибудь насекомых, глотали необходимые им камушки, а на ночь поднимались на осины, чтобы перед сном полакомиться своим любимым листом.

Контрольная работа № 2

по теме «Фонетика и графика. Орфография и орфоэпия»

Контрольная работа, включающая фонетический разбор

Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. К великому ее удивлению, столяр, вместо того чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. Видя, что хозяин не протестует, Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар.

Когда она опомнилась, музыка уже не играла и полка не было. Она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но столяра уже там не было. Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью, так что ничего нельзя было разобрать.

Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах показались огни.

Грамматическое задание

1. Выполнит фонетический разбор слов шел, расстриавала, протестует (1 вариант), словчто, испугаться, удивлению (2 вариант).

2. Графически обозначить в тексте безударные проверяемые гласные.

Контрольная работа № 3 по теме «Лексика и фразеология»

Воспоминание о Крыме

Несколько лет назад мне пришлось плыть зимой на теплоходе из Батуми на север. После Туапсе теплоход ушел в открытое море, чтобы обойти ледяной шторм, бушевавший у берегов Новороссийска. Все же шторм захватил нас крылом. Волчьим воем пели снасти. Лицо резала колючая снежная крупа. Ветер стремительно проносил над мачтами черные тучи. Они казались обрывками тьмы.

На рассвете я проснулся от тишины. Монотонно гудела машина. Я вышел на палубу. Шторм стих. В необыкновенной ясности всходило солнце.

Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали из моря очертания желтых гор, освещенных низкими, но яркими лучами. Это был Крым, но я не сразу узнал его. Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве.

Впервые я увидел из морской дали весь Крым, весь торжественный разворот его берегов. Впервые я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара. И, может быть, то чувство, которое испытали в это утро и я, и мои спутники, глядя на выступавшие из шумящих волн берега, было сродни ощущению людей, впервые открывших новые страны. Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры.

Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Ай-Петри, и над ними, как дым, струились к зениту и таяли облака. А море несло к подножию каменных мысов розоватую утреннюю пену и шумело сонно и заунывно — так же, как сотни и тысячи лет.

Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья, жизненной полноты, настраивает все наше существо на необыкновенное простое и плодотворное лирическое звучание. Таков Крым. Поэтому он стал, как говорили в старину, «источником вдохновения» для многих писателей и поэтов, художников и музыкантов. Прелесть крымской земли раскрывается для иных медлительно, исподволь, но завладевает надолго, навсегда. И каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и легкую печаль, какую вызывают воспоминания о детстве, и надежду еще раз увидеть эту «полуденную землю».

Крым оставил глубокий след в нашем искусстве. Достаточно вспомнить имена Пушкина, Мицкевича, Чехова, Куприна, Грина, художников — Кончаловского, Дейнеки. Этот список людей, полюбивших Крым и обязанных ему многими откровениями в своем творчестве и многими радостями, можно длить без конца, как и список вещей, написанных о Крыме.

Что такое вдохновение? Это полнота сил, располагающая к наилучшему восприятию впечатлений и передаче их другим. Таково, в общих чертах, пушкинское определение. Эту полноту сил, это вдохновение Крым дарит нам щедро во всем. Дарит не только в широких пейзажах, покрытых солнечной желтой дымкой, но и в каждой, даже незначительной вещи: в цветке миндаля, в стрельчатом освещении сосновых лесов, в куске разбитой черепицы, в колючем ржавом дубняке, в запахе водорослей, намытых прибоем. Во всем: в весенних туманах и прогретой солнцем каменистой земле, в самом воздухе этого чудесного уголка нашей страны. По К. Паустовскому

Контрольная работа № 4 по теме «Лексика и фразеология»

Диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Осенний сад.

С конца сентября сады пустели, погода круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над свинцовыми тучами жидкое небо голубое, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых облаков. Ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро. Погасал солнечный блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. Сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурею и темнотою.

Из такой трепки сад выходил совсем обнаженным, засыпанным мокрыми красными листьями и какими-то притихшими, смирившимися. Но зато как красив был он, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени! Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. (По И. Бунину)

Лексико — грамматические задания.

1. Определите тип текста, обоснуйте свой ответ.

2. Какие средства выразительности использует автор, описывая осенний сад.

3. Подчеркните однородные члены как члены предложения.

Контрольная работа № 5 по теме «Состав слова и словообразование»

Во время одной из записей рассказа о блокадных днях Ленинграда возник разговор, поразивший нас. Рассказывала женщина, слушали её дочь, зять, внуки.

Та запись, о которой идёт речь, была нелёгкой, рассказ был тяжёлым, и, видимо, младшим все эти подробности о бедах их семьи были неизвестны. Они слушали внимательно, напряжённо. Первым не выдержал зять. Он воскликнул:

— Зачем, ну зачем нужны были такие страдания? Сдать надо было город. Избежать всего этого. Для чего людей было губить?

Так просто, естественно вырвалось у него, с досадой на нелепость, на странность того, минувшего. Поначалу мы не совсем поняли, что он имел в виду. Ему было лет тридцать пять, казалось, он не мог не знать. Потом мы сообразили, что мог, то есть, вероятно, он где – то когда – то слыхал, читал о планах фюрера уничтожить, выжечь, истребить, но ныне всё это стало выглядеть настолько безумным, фантастичным, что наверняка потеряло реальность.

Время, минувшие десятилетия незаметно упрощают прошлое, мы разгадываем его как бы сквозь нынешние нормы права и этики. В западной литературе мы встретились с рассуждением уже иным, где не было недоумения, не было ни боли, ни искренности, а сквозило скорее самооправданием капитулянтов. Там сочувственным тоном вопрошают: нужны ли были такие муки безмерные, страдания и жертвы подобные? Оправданы ли они военными и прочими выигрышами? Человечно ли это по отношению к своему населению? Вот Париж объявили же открытым городом… И другие столицы, капитулировав, уцелели. А потом фашизму сломали хребет, он всё равно был побеждён – в свой срок…

Мотив такой звучит напрямую или скрыто в работах, книгах, статьях некоторых западных авторов. Как же это цинично и неблагодарно! Если бы они честно хотя бы собственную логику доводили до конца: а не потому ли сегодня человечество наслаждается красотами и историческими ценностями Парижа и Праги, Афин и Будапешта, да и многими иными сокровищами культуры, и не потому ли существует наша европейская цивилизация с её университетами, библиотеками, что кто–то себя жалел меньше, чем другие, кто-то свои города, свои столицы защищал до последнего в смертном бою, спасая завтрашний день всех людей? И Париж для французов, да и для человечества спасён был здесь – в пылающем Сталинграде, в Ленинграде, день и ночь обстреливаемом, спасён был под Москвой… Той самой мукой и стойкостью спасён был, о которых повествуют ленинградцы.

Когда европейские столицы объявили очередной открытый город, была, оставалась тайная надежда: у Гитлера впереди ещё Советский Союз. И Париж это знал. А вот Москва, Ленинград, Сталинград знали, что они, может быть, последняя надежда планеты… Москва и Ленинград обрекались фашистами на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться широко то, о чём говорит Гитлер: Разгромить русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.

Но подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения. Нет, тут было другое: простое и непреложное желание защитить свой образ жизни. Мы не рабы, рабы не мы, мы должны были схватиться с фашизмом, стать на его пути, отстоять свободу, достоинство людей.

Вот в чём оправдание и смысл подвига Ленинграда, вот от чего ленинградцы и все наши люди спасали себя и человечество, от каких жертв и мук, ради чего шли на любые страдания, мучения, даже не помыслив об «открытых» городах. Чтобы оценить это, надо ощутить меру испытаний, вынесенных нашим народом.

Сегодня новым поколениям, наверное, как раз и нужно как можно полнее, подробнее узнать, ощутить, что было до них. Надо же им знать, чем всё оплачено, надо знать о тех, кто сумел выстоять, об этих людях, не имевших оружия, которые могли лишь стойкостью своей что-то сказать миру. (41) надо знать, какой бывает война, какое это благо – мир… (А. Адамович, Д. Гранин)

Контрольная работа № 6 по теме «Морфология и орфография».

Диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Таинственный дом.

Старуха брела не очень-то скоро, и прошел час, пока они добрались до какой-то дальней улицы на окраине города и остановились перед маленьким полуразвалившимся домиком.

Старуха вынула из кармана какой-то ржавый крючок, ловко всунула его в дырочку в двери, и вдруг дверь распахнулась с шумом настежь. Якоб вошел и застыл на месте от удивления. Все в доме: потолки и стены, кресла и столы — было из черного дерева, украшенного золотом и драгоценными камнями, а пол был стеклянный.

Старуха приложила к губам маленький серебряный свисток и как-то по-особенному, раскатисто, свистнула. И сейчас же по лестнице сбежали вниз морские свинки, необыкновенные, которые ходили на двух лапах. Они принесли две скорлупки на кожаной подкладке и ловко надели старухе на ноги.

1. Определите стиль, тип текста. Обоснуйте свой ответ.

2. Подчеркните орфограммы, изученные по теме «Морфология и орфография».

3. Выполните морфологический разбор слов «какой-то» (улицы) и «черного» (дерева) — 1 вариант; «как-то» и «драгоценными» (камнями) — 2 вариант.

Контрольная работа № 7 по теме «Речь. Функциональные стили речи»

Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем. Объем работы должен составлять не менее 150 слов. Высказывая свою точку зрения, постарайтесь аргументировать ее литературными примерами.

1. Русский язык в жизни человека.

3. Красота и мудрость наших пословиц.

4. Самая большая надежда России это ее женщины, они станут незаменимы в трудные минуты испытаний. (Ф.М. Достоевский)

5. Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает ее своим отечеством. (А. Деникин)

Итоговая контрольная работа.

Вариант 1
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) красИвее 2) Агент 3) нАчав 4) тортЫ
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Обработав статистические данные,
1) учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
2) была выявлена интересная закономерность развития языка.
3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.
4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?
Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером – Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой ещё в полной мере не осозна(3)ы.
1)1 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причаст­ным оборотом?
1) Между муравьями разных семейств иногда воз­никает война, которая длится несколько дней.
2) У нас были карточки журналистов, которы­ми нас снабдило местное министерство.
3) Изысканным блюдом китайской кухни зна­чатся яйца, которые пролежали в земле до почернения.
4) Австралийский коала, который напоминает медвежонка, кормится листьями эвкалиптов.
6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный
2) вл..стелин, пок..рать, укр..титель

3) пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать
4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон
7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) дыш..шь, обид..вший
2) эконом..шь, замасл..нный
3) дремл..шь, приемл..мый
4) реж..шь, прикле..вший
8. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. фасол..вый Б. отрасл..вой В. настойч..вость Г. догадл..вый
1) А, Б 2) А, Б, В 3) А, В, Г 4) В, Г
9. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Эпитет – образное, (не)обычное определение.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
4) (Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках.
10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.
2) Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.
3) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
4) Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) прибылА
2) кровотОчащий
3) пролИла
4) порвАла
2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая растения средней полосы,
1) у меня появился интерес к этой проблеме.
2) некоторые из них используются для озеленения участков.
3) они были собраны в гербарий.
4) обратите внимание на их отличие от растений других зон.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Согласно правилам вводные слова выделяются на письме запятыми.
2) Жители этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.
3) Ввиду сложности маршрута решено было не включать в туристическую группу маленьких детей.
4) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.
4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Даниэль Дефо (1660—1731) — английский писатель, роман которого знает весь мир.
2) На краю Мещёрских лесов, недалеко от Рязани, лежит село Солотча, которое прославилось своими реками и сосновыми борами.
3) Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и клёнах, которые покрыл мох.
4) И сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на некоторые народные приметы, которые дают довольно точный прогноз.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.
1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 3, 4
6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) нагр_вать, стр_мление, соч_тающий
2) под_рить, хв_стун, просл_вляя
3) переб_рёшь, к_варный, ст_рона
4) об_яние, прик_снуться, л_скающий
7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква У?
1) на стро…щемся объекте, грохоч..щий самолёт
2) шепч…щие листья, завис..щий от меня
3) движ..тся сани, блещ..щий залив
4) листья держ..тся, трепещ..щие флаги
8. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. неулыбч_вый
Б. расклан_ться

В. сирен_вый
Г. подмарг_вать
1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, Г
9. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)чего было надеяться на чудо, поэтому мы так упорно готовились к предстоящим соревнованиям.
2) Эта задача так и (не)решена учениками.
3) (Не)яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
4) А кругом на полях (не)пробудная тишь.
10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ИЗ)ДАЛЕКА, всё КАК(БЫ) пригибая на своём пути, покатили гром.
2) Цветущая сирень распространяла (ВО)КРУГ свой (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ аромат.
3) Мы так часто ищем смысл жизни, забывая о близких людях! (ПО)ЭТОМУ ТАК(ЖЕ), как и смысла в жизни, не находим взаимопонимания.
4) Бывают любимые женщины, чьи глаза воздействуют на нас (В)ПРЯМУЮ, а позже, КАК(ТО) неожиданно.