Контрольные работы по юридической психологии

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Контрольная работа по дисциплине «Психология»

Методы исследования в возрастной психологии: наблюдение, эксперимент, метод опроса, анализ изучения продуктов деятельности детей, тестирование. «Продольные» и «поперечные» срезы.

Методические указания: выделить основные методы исследования в возрастной психологии, знать область их применения.
Терминологический тезаурус: анкетирование, беседа, дневниковые записи, метод изучения продуктов деятельности детей, метод продольных срезов (лонгитюдный метод), метод поперечных срезов, метод тестов, наблюдение.

  1. Охарактеризуйте основные методы возрастной психологии?
  2. Какова специфика применения метода тестирования в исследовании ребенка?
  1. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1999. – С. 48-61.
  2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 10-14.
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2000. – С. 25-31.
  4. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.18-29.
  1. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002.
  2. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
  3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
  4. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998. – С. 4-10.
  6. Миллер С. Психология развития: методы исследования / Пер.с англ.В.Белоусов. – СПб., 2002.
  7. Сапогова Е. Е. Психология развития человека:Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс,2001.
  8. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. – М.: Изд-во Моск.соц-психолог.института: Воронеж, 2003.

Блок-модуль 2. Основные теории психического развития
Тема. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности; генетическая психология: учение об интеллектуальном развитии ребенка
Психоаналитическая теория: неудачи адаптации в раннем детстве сказываются в течение всей жизни. Зигмунд Фрейд: стадии психосексуального развития. Подходы к психотерапии, разработанные А. Фрейд. Исследование «трудных детей» в работах Анны Фрейд и Мелани Клейн. Психоанализ М. Клейн. Роль раннего детского опыта в последующем развитии личности.

Эрик Эриксон: личность — результат разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития. 8 стадий психосоциального развития по Э.Эриксону. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже: умственное развитие – непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предшествующей и в свою очередь подготавливает последующую. Учение об эгоцентрической позиции ребенка. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Учение Ж. Пиаже о развитии операционального интеллекта. Стадии интеллектуального развития. Соотношение интеллекта с другими психическими функциями в концепции Ж. Пиаже.

Методические указания: ознакомиться с психоаналитическими теориями, эпигенетической и генетической теориями, овладеть системой понятий по данной теме.

  1. Раскройте основные положения психоаналитической теории?
  2. Каковы основные стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже?
  1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2000. – С.76-122, 162-215.
  2. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.29-55.
  1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
  2. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.
  3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
  4. Крайг Г. Психология развития. – С.-Пб., 2000.
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов. – М., 2003.
  6. Фрейд.А. Лекции по детскому психоанализу. – М., 2002.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С.-Пб., 2001.

Общение – акция коммуникации, деятельность, сопряженная с другими видами деятельности, творческая деятельность. Четыре формы общения: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное.

  1. Какую роль играет общение в психическом развитии ребенка?
  2. Какие четыре формы общения выделила Лисина М.И.?
  1. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 130-133.
  2. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.67-71.
  1. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002.
  2. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб, 2000.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб. – 1999.
  4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
  5. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
  6. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб, 2002.
  7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный цикл развития человека. – М., 2003.
  8. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. коммент.Шуаре Марта О. – М.:Изд-во Моск.ун-та, 1992.
  9. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.
  10. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей првых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.

Развитие познавательных процессов у дошкольников. Развитие восприятия, включение мышления в форме анализа и синтеза сенсорной информации в процесс восприятия. Переход от внешних действий к внутренним, умственным. Сенсорные эталоны и их роль в развитии восприятия ребенка. Совершенствование внимания, переход от непроизвольного внимания к произвольному под влиянием речи. Возникновение внутренней речи, использование ее как средства мышления. Этапы развития внутреннего плана действий как основы образного и словесно-логического мышления. Связь развития памяти с совершенствованием мышления ребенка. Особенности репродуктивного воображения, становление произвольности воображения, его соединение с памятью и мышлением. Совершенствование речи, переход от ситуативной к контекстной речи. Возникновение монолога.

  1. Раскройте этапы развития познавательных процессов и речи в дошкольном возрасте?
  2. Роль обучения в формировании произвольности психических процессов?
  1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1998. – С. 175-213.
  2. Мухина В.С. Детская психология. – М.,1999. – С. 272-326.
  3. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 80-104.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2000.-С. 281-320.
  5. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.257-297.
  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети 3-7 лет. – Ярославль. 2000.
  2. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб. – 1999.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996.
  5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
  6. Добсон Д. Непослушный ребенок. – М., 1992.
  7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.,1996.
  8. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997, 2003.
  9. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000.
  10. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет. – Ярославль. 2000.
  11. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб, 2000.
  12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998.
  13. Поддъяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. коммент.Шуаре Марта О. – М.:Изд-во Моск.ун-та, 1992.
  14. Симонова Л.Ф. Память: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000.
  15. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
  16. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.:Изд. центр «Академия»,1999.
  17. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.

Блок-модуль 5. Психическое развитие в подростковом возрасте
Тема. Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на процесс развития

Изменение жизненной социально-психологической ситуации развития: появление новых повышенных требований к интеллекту, поведению подростков со стороны взрослых.

  1. Раскрыть понятие социальной ситуации развития в подростковом возрасте?
  2. Каково влияние анатомо-физиологической перестройки организма на психическое развитие в подростковом возрасте?
  1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000. – С. 348-356, 396-420.
  2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. –С. 181-193.
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.- С. 338-361.
  1. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996.
  3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.
  4. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.
  5. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996.
  6. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб,2000.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. –М.,2003.
  8. Наш проблемный подросток / под ред. Л.А. Регуш; – С-Пб, 1999.
  9. Рахимов А.З. Словарь-справочник по нравологии. – Уфа, 2000.
  10. Сафин В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника – Уфа-90.

Блок-модуль 6. Психическое развитие в юношеском возрасте
Тема. Общая социально-психологическая характеристика юношеского возраста

Начало установления подлинной социально-психологической независимости во всех сферах, включая материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Осознание противоречий в жизни (между нормами морали, утверждаемыми людьми и их поступками, между идеалами и реальностью, между способностями и возможностями и т.д.).