Проверочная работа, 8 класс. Сфера духовной культуры

Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры», обществознание, 8 класс

В заданиях этой части выберите только один правильный ответ.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов.

1. Что отличает науку от других областей духовной культуры?

1) воспитательное воздействие на личность

2) теоретическое объяснение явлений природы и общества

3) использование художественных образов

4) обращение к сверхъестественным силам

2. Павел учит­ся на вто­ром курсе уни­вер­си­те­та. Он иг­ра­ет в сту­ден­че­ском те­ат­ре, не­ред­ко вы­сту­па­ет в со­ста­ве бас­кет­боль­ной ко­ман­ды сво­е­го фа­куль­те­та. На какой сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния на­хо­дит­ся Павел?

1) сред­нее про­фес­си­о­наль­ное 2) выс­шее про­фес­си­о­наль­ное

3) ос­нов­ное общее 4) сред­нее общее

3. Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

1) мировоззрение 2) искусство 3) наука 4) мораль

4. К гуманитарным наукам относится

1) история 2) биология 3) физика 4) математика

5. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

1) науки 2) искусства 3) религии 4) познания

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ре­ли­гии?

А. Ре­ли­гия пред­по­ла­га­ет воз­мож­ность об­ще­ния че­ло­ве­ка с Богом.

Б. В со­вре­мен­ном мире со­хра­ня­ет­ся раз­но­об­ра­зие ре­ли­ги­оз­ных ве­ро­ва­ний и куль­тов.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о мо­ра­ли?

А . Нормы мо­ра­ли су­ще­ству­ют толь­ко в пись­мен­ной форме.

Б . Нормы мо­ра­ли уста­нав­ли­ва­ют­ся го­су­дар­ством.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

8. К духовной сфере общества относятся отношения между

1) режиссером кинофильма и актерами

2) зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра

3) зрителем кинотеатра и охранником кинозала

4) директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт

9. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.

1) элитарная 2) народная 3) доминирующая 4) массовая

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о культуре?

А . Куль­ту­ру можно рас­смат­ри­вать как уро­вень вос­пи­тан­но­сти от­дель­ной личности.

Б. Куль­ту­ра стала для че­ло­ве­ка вто­рой природой.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

Часть II .

11. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между об­ла­стью куль­ту­ры и ее при­зна­ка­ми: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца — 2 б.

ОБ­ЛА­СТИ КУЛЬ­ТУ­РЫ

А) вера в по­ту­сто­рон­ний мир

Б) плю­ра­лизм мне­ний

В) со­блю­де­ние опре­де­лен­но­го ри­ту­а­ла

Г) от­ра­же­ние лич­ной по­зи­ции ав­то­ра в про­из­ве­де­нии

Д) воспитание эстетического вкуса

12 . На уроке учи­тель рас­ска­зы­вал о том, что в мире су­ще­ству­ет мно­же­ство раз­лич­ных ре­ли­ги­оз­ных верований. Срав­ни­те ми­ро­вые и на­ци­о­наль­ные (национально-государственные) религии. Выберите и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт отличия:- 1 балл

1) неотъемлемая часть куль­ту­ры од­но­го народа

2) наличие культа, обрядов, ре­ли­ги­оз­ных традиций

3) распространение на всех континентах, в боль­шин­стве стран мира

4) вера в сверхъ­есте­ствен­ные силы

черты сходства

черты отличия

13. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице. – 1 балл

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМА ДУХОВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни

Целенаправленный процесс обучения и воспитания

14. Какие два из пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тий ис­поль­зу­ют­ся в первую оче­редь при опи­са­нии ду­хов­ной сферы об­ще­ства? – 1 балл

Жиз­нен­ные ори­ен­ти­ры; без­ра­бо­ти­ца; бан­ков­ский кре­дит; ав­то­ри­та­ризм; об­ра­зо­ва­ние.

Прочитайте текст и выполните задания 15- 16

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(По Д. С. Лихачёву)

15 . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них — 2 б.

16 . Какие формы от­ды­ха и раз­вле­че­ний автор ре­ко­мен­ду­ет молодым? При­ве­ди­те два при­ме­ра таких форм; в каж­дом слу­чае покажите, какие ка­че­ства раз­ви­ва­ет дан­ная форма. — 2 б.

Критерии оценки:

20 –18 баллов – оценка «5»

17 – 14 баллов – оценка «4»

13 – 9 баллов – оценка «3»

менее 9 баллов – оценка «2»

Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры».

Часть I .

В заданиях этой части выберите только один правильный ответ.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов.

1. Осо­бен­ность на­уч­но­го зна­ния со­сто­ит в том, что оно:

1) на­прав­ле­но на со­зда­ние ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей

2) ос­но­ва­но на ху­до­же­ствен­ных об­ра­зах

3) все­гда при­ме­ня­ет­ся в ре­аль­ной жизни

4) стре­мит­ся к объ­ек­тив­но­сти

2. По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) дополнительное образование

3. Опи­са­ние, объ­яс­не­ние и пред­ска­за­ние про­цес­сов дей­стви­тель­но­сти яв­ля­ет­ся не­по­сред­ствен­ной целью:

1) науки 2) ис­кус­ства 3) мо­ра­ли 4) об­ра­зо­ва­ния

4. Что относится к точным наукам?

1) математика 2) экология 3) биология 4) история

5. К объектам материальной культуры относится (-ятся):

1) паровая машина 2) правила поведения в кино

3) ритуал смены воинского караула 4) миф о подвигах Геракла

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ре­ли­гии?

А . Ре­ли­гия тре­бу­ет от ве­ру­ю­щих со­блю­де­ния опре­делённых пра­вил.

Б. Ре­ли­гия ока­зы­ва­ет вли­я­ние на от­но­ше­ние ве­ру­ю­ще­го к окру­жа­ю­ще­му миру.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о мо­ра­ли?

А . Вы­пол­не­ние норм мо­ра­ли яв­ля­ет­ся сво­бод­ным вы­бо­ром че­ло­ве­ка.

Б . Нормы мо­ра­ли опи­ра­ют­ся на пред­став­ле­ния людей о добре и зле.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8 . Право че­ло­ве­ка ис­по­ве­до­вать любую ре­ли­гию или быть атеистом, рас­про­стра­нять ре­ли­ги­оз­ные или ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния называется

1) суверенитетом 2) свободой совести

3) свободой слова 4) гуманизмом

9. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

1) элитарной 2) народной 3) поп-культуре 4) массовой культуре

10. Верны ли суж­де­ния об ис­кус­стве?

А . Любой вид де­я­тель­но­сти можно услов­но на­зы­вать ис­кус­ством, если ис­пол­ни­тель вкла­ды­ва­ет свои чув­ства в новой ори­ги­наль­ной и зна­чи­мой форме.

Б . Ху­до­же­ствен­ный образ может нести на себе от­пе­ча­ток опре­делённых ис­то­ри­че­ских усло­вий.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть II .

11. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. — 2 б.

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А) точность и достоверность знаний

Б) использование художественных образов

В) воспитание эстетического вкуса

Г) направленность на поиск объективной истины

Д) отражение личной позиции автора в произведении

12 . В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства ре­ли­гии и мо­ра­ли и от­ли­чия ре­ли­гии от мо­ра­ли. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:- 1 балл

1) ос­но­вы­ва­ет­ся на вере в сверхъ­есте­ствен­ное

2) яв­ля­ет­ся об­ла­стью ду­хов­ной куль­ту­ры

3) вли­я­ет на нормы по­ве­де­ния людей

4) ис­поль­зу­ет куль­ты и ри­ту­а­лы

черты сходства

черты отличия

13. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице. – 1 балл

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМА ДУХОВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Форма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей

Форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов

14. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? – 2 балла

Жизненные ориентиры; факторы производства; гражданское общество; выборы; образование.

Прочитайте текст и выполните задания 15-16

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.

Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.

Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования — это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.

(по материалам интернет-издания)

15 . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них — 2 б.

16. Какие два от­ли­чия со­вре­мен­ной школы от дру­гих форм обу­че­ния на­зва­ны в тексте? Ис­поль­зуя текст и зна­ния курса, объ­яс­ни­те смысл фразы: «Школа вы­пол­ня­ет “заказ” общества». — 2 б.

Проверочная работа, 8 класс. Сфера духовной культуры

6.Найдите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности:

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

А. обоснованность предположений 1. Искусство

Б. образное отражение реальности 2. Наука

В. Стремление к достоверности

7. В приведенном списке указаны черты сходства материальной и духовной культуры и их отличия. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт отличия.

1. формирование идей, образов

2. получение различного рода ценностей

3. результат деятельности человека

4. создание вещей

8. Дайте определение понятию «религия», ее классификацию.

9. Почему в условиях информационного общества возрастает значимость образования?

10. В чем заключаются особенности научного познания?

Проверочная работа по обществознанию

Тема «Сфера духовной культуры»

Выдвижении научных гипотез

Обобщении данных, полученных экспериментальным путем

Накоплении жизненного опыта

Полное (среднее) общее

Причина и следствие поступка

Истина и познание

Чувства и разум

Совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом

Отсутствие объекта познания

Наличие субъектно-объектного контакта

Стремление к объяснению фактов и процессов

Обращение к сверхъестественным силам

Оценка фактов с позиции добра и зла

6.Установите соответствие между категорией морали и ее определением:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИЯ МОРАЛИ

А. осознание человеком своего значения 1. Честь

и признание этого значения обществом

Б. способность личности к моральному 2. Долг

В. Совокупность объективно необходимых 3. Совесть

7. В приведенном ниже списке указаны черты сходства науки и религии и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт отличия.

Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры», 8 класс, обществознание
материал по обществознанию (8 класс) на тему

Контрольная работа проводится после изучения темы «Сфера духовной культуры» на уроках обществознания в 8 классе. Авторы учебника Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова. Задания предусматривают выполнение тестов, заполнение кластера, соотнесениефактов, работу с определениями. Цель — проверить усвоение программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota_po_teme.docx 20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры», 8 кл,, обществознание

  1. Заполни схему «Структура духовной сферы»

2.Объясни: культура внешняя, культура внутренняя.

3. С каким продолжением фразы вы согласны?

Простые нормы нравственности – это:

А) общеизвестные и признаваемые всеми правила поведения;

Б) нормы, которые всегда существовали в обществе людей неизменными.

1) верно только а) 2) только б) 3) а) и б) 4) оба неверны.

4. С каким высказыванием вы согласны?

А) Нравственные качества человека проявляются в связи с его намерениями;

Б) Нравственные качества человека проявляются в связи с его поступками, действиями.

1) верно только а) 2) только б) 3) а) и б)

5. Особые духовные правила, регулирующие поведение людей в обществе, отношение к другим людям и самому себе с позиций добра и зла – это ______________ .

6.»Не делай другому того, чего себе не желаешь» сказал:

А) Иисус Христос б) Конфуций в) Сократ

7.К общечеловеческим духовным ценностям относятся: ________, _________,_______.

1. Объективные обязанности, которые необходимо выполнять в жизни.

2. Превращение требований морали в личную задачу.

А. Долг моральный Б. Долг общественный

9. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

10. А)Процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре …-это __________

Б)Сфера духовной деятельности, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке – это _____

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы,контрольные работы и тесты по духовному краеведению Подмосковья.

Вопросы,контрольные работы и тесты по духовному краеведению Подмосковьядля проверки изученного материала.

Контрольная работа по теме «Личность подростка» 7 класс обществознание учебник Кравченко

контрольная работа по Главе 1 «Личность подростка» обобщает изученный материал учебника Обществознания 7 класса авт. Кравченко А.И.

Самостоятельная работа по теме «Сфера», 11 класс

Проверочная работа на весь урок.

контрольная работа за первое полугодие в 6 классе по обществознанию по учебнику В.В. Барабанов, И.П. Насонова, М.: Вентана-Граф, 2014г

контрольная работа за первое полугодие в 6 классе по обществознанию по учебнику В.В. Барабанов, И.П. Насонова, М.: Вентана-Граф, 2014г.

Контрольная работа по теме :»Сфера духовной культуры» 8 класс

Б). Нормы, которые всегда существовали в обществе людей, неизменны.

1. верно только А

2. верно только Б.

3.Татьяна преподаёт историю в школе и заканчивает педагогический университет. Она готовится к сдаче государственных экзаменов и защите дипломной работы. На какой ступени образования находится Татьяна?

1.полное (среднее) общее

3. высшее профессиональное

4. начальное профессиональное.

4. Принцип: «В обществе думай в первую очередь, не о своей выгоде, а о благе другого человека» — относится к сфере:

5. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А). Обоснованность и доказательство выводов 1. Наука

Б). Регулирование поведения людей с позиции добра и зла 2.Мораль

В). Опора на общественное мнение 3. Искусство

Г). Получение достоверных знаний о природе и обществе

Д). Образное отражение действительности

Запишите в таблицу выбранные цифры.

6.Заполни пропуски в тексте, используя следующие слова и словосочетания:

А) специальный язык; Б) научные учреждения; В). культура; Г) Научные революции; Д) система; Е), гуманитарные; Ж) научное производство; З). научное сообщество.

Наука как _____________________________ включает ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом; __________________________, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научного исследования, понятийный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму имеющихся знаний, выступающих в качестве предпосылки, средства и результата ___________________________. Современное научное знание представлено совокупностью точных, естественных, _______________________ и социальных дисциплин. Научное знание отличает объективность, системность, логичность, использование ______________________, теоретичность. Наука как самоорганизующаяся система наиболее активно развивается в периоды __________________________________________.

Наука является частью мировой и национальной ______________________.

В пространстве культуры она наиболее тесно взаимодействует с техникой, философией, религией.

Современная наука активно взаимодействует с социально- политическими институтами, происходит формирование мирового ___________________________.

7. Прочтите текст и выполните задания к нему.

«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти.

Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдаёт сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зёрна. Так от поколения к поколению передаётся жизнь – медленно, как растёт дерево, — а с нею передаётся и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы , из того теста, из которого слеплены звёзды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы — люди – и поднимались всё выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, — скромный запас преданий, понятий и верований, всё что отличает Ньютона и Шекспира то первобытного дикаря».

(Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей. Военный лётчик. Письмо заложнику. – М., 1977. С. 158 – 160.)

§ 1. Озаглавьте данный текст.

§ 2. Что, мнению автора, отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря?

§ 3. Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»?

§ 4. В чём автор видит роль человека на земле? Что, по мнению автора, даёт смысл жизни, и смерти? Разделяете ли вы точку зрения автора? Объясните свою позицию.