Контрольная работа по русскому языкутест (русский язык, 6 класс) на тему

В архиве опубликованы:
— описание ВПР по русскому языку, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.
— образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
— ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы.

Рабочие материалы.

Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для птиц. В лицо бьёт сердитый ветер. Мальчики положили на старые пни семена. На ветках деревьев они развесили сухую рябину.
Подлетела стайка синиц. А вот и пища!

Грамматические задания

1. Из четвёртого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.

2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Вариант 2

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замёрзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.

Грамматическое задание

1. Выписать из текста три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова. Рядом записать проверочные слова.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Вариант 1

Солнце село. На голубом небе показалась луна, полная, большая, яркая. Хрипло залаял цепной пёс. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улёгся в своей конуре. Был славный мороз. Здорово кусался ветер.
К утру все оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.

Вариант 2

С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Обучающее изложение по вопросам

Случай на катке

Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика.
Витя выбежал на лёд на коньках. Тонкий лёд затрещал. Витя провалился в воду и закричал.
На крик прибежал дядя Фёдор. Он бросил мальчику верёвку. Витя ухватился за неё и вылез из воды.

Прочитай текст. Найди в тексте слова, которыми можно ответить на вопросы.

Вопросы

1. Какой стоял денёк?
2. Что делали мальчики?
3. Что делали девочки?
4. Куда выбежал Витя на коньках?
5. Что произошло с тонким льдом?
6. Что случилось с Витей?
7. Кто прибежал на крик?
8. Что он бросил мальчику?
9. Как Витя вылез из воды?

1. Какая была погода?
2. Где играли дети?
3. Чем они были заняты?
4. Что случилось с Витей?
5. Кто спас Витю?

II. Закончить текст

По двору важно ходил петух. Тёплое солнышко согрело двор. С листочков скатывались капельки росы. Цветы подняли головки. На крыльцо вышел кот Васька. Вдруг петух за-ку-ка-ре-кал.

III. Составить и записать небольшой рассказ на заданную тему

зима, снег, деревья, земля, дятел, следы

3 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Вариант 1

Завыл ветер. Вечером небо затянуло тяжёлыми, низкими тучами. Ночью началось ненастье. Летели снежные хлопья. Метелью занесло дорожки. В десять часов мы выглянули из окна. На снегу видны вороньи и заячьи следы. На крыльце намело гигантский сугроб. По скользким ступенькам надо ходить аккуратно. Карниз увешан опасными сосульками.

Грамматические задания

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Выделенные слова разобрать по составу.

Вариант 2

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Грамматические задания

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Найти и записать два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Вариант 1

Списать текст. Найти в тексте слова, где пишется буква, обозначающая непроизносимый согласный. Подчеркнуть эту букву.

Поздней осенью в нашей местности погода часто бывает ненастной. Словно осень тяжело переживает свой проигрыш зиме. По небесному своду клочьями летят облака. Льёт дождь. Солнце похоже на пожелтевший от дождя футбольный мяч. Деревья качаются и скрипят от резких порывов яростного ветра.

Вариант 2

Стояли последние дни поздней осени. Всю ночь шёл дождь, гудел и свистел ветер. К утру резко похолодало. Я выглянул в окно. Облака летели низко над землёй. Вскоре из них посыпалась колючая крупа. Она была твёрдая, как песок. Резко била по стёклам. На крыше нашей бани быстро образовался толстый снежный бугор. Мы хотели выйти на балкон, но дверь открыть не смогли. Снег завалил её. По узкой тропке мы прошли к тёте Зое и взяли у неё лопату.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Работа над текстом

Изменить текст – записать рассказ не о маленьком котёнке, а о большом жирном коте. Определить, какие суффиксы в словах помогут в этом.

У крыльца сидит маленький котёнок. Мы назвали его Мурзик. Котёнок серенький, хвостик пушистый, на груди белый галстук. Котик глазки зажмурил, спинку выгнул, усиками шевелит. Он острые коготки в лапки спрятал и сладко мурлыкал, малышей забавляя. Мы любим с ним играть.

II. Изложение текста по коллективно составленному плану

Под старой елью устроила своё жильё лиса. В норе находились малыши. Лиса была осторожна. Вблизи норы она долго петляла, запутывала следы.
Лисята были очень смешные и очень податливые. Они всё время старались выбраться из норы. Малыши любили играть на зелёной полянке. Возвращалась мать. Лисята затихали. Лиса брала каждого лисёнка и тащила в нору.
Вскоре все лисята были снова в норе. Мать успокаивалась.

Примерный план

1. Нора под елью.
2. Беспокойные малыши.
3. Все дома.

Опорные слова: устроила, вблизи, запутывала, выбраться, притихали, за шиворот, вскоре, снова, успокаивалась.

III. Сочинение

Выбрать заголовок, к которому можно составить и записать текст.

Птицы зимой в лесу.
Сказочный лес.
Интересно зимой в лесу.

4 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Вариант 1

Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.

Слова для справок: медленно, остановиться, здесь.

Грамматические задания

1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении. (Они украсили дорожку. )

Вариант 2

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком Севере.

Грамматические задания

1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении. (Птицы облепили. )

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Вариант 1

Мишка очень любил ходить в лес с дедушкой. Мишка чувствовал в лесу себя так, словно бы его обнимал кто-то большой и ласковый. Дубы добродушно улыбались. Осины радостно хлопали ладошками, приветствуя старых знакомых. Ближе к осени на узкую лесную дорогу высовывались тонкие и цепкие руки ежевики с пригоршнями спелых ягод: нате, добрые люди, угощайтесь! Мальчик давно заметил, что при дедушке лес делался светлее, радостнее. А дед шёл и мурлыкал песенку.

Вариант 2

Задание. Прочитать. Выделить предложения. Разделить текст на законченные части. Новую часть писать с красной строки.

Хороша ель зимой тяжёлые шапки чистого снега висят на её раскидистых ветках-лапах высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек на опушке елового леса растёт зелёный молодняк у людей ель пользуется особенной любовью в новогодние зимние дни они устраивают для детей праздничные ёлки особенно хороша ель в лесу, на свободе в зимние звёздные и лунные ночи блестит на её ветвях снег сказочным кажется дерево при лунном свете.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Обучающее изложение

Ранним утром Марина проснулась, посмотрела в окно и ахнула. Утро было солнечное, морозное. Ветвистые деревья были покрыты мохнатым инеем. Такие узоры рисует мороз на окнах. Дворовый каток был похож на зеркальное блюдце.
После завтрака Марина накинула пуховый платок, надела свою белую шубку и выбежала во двор.
Братья принесли ей новенькие коньки. Через пять минут Марина скользила по блестящему гладкому льду. Ноги подвёртывались. Но братья взяли Марину под руки.
Колкий ветер бил в лицо. Захватывало дух, но было весело.

Дописать недостающие пункты плана.

1. .
2. Марина бежит во двор.
3. .
4. Марине весело.

Рассказать по плану. Подготовиться к записи изложения.

Слова для справок: мохнатым инеем, по блестящему (льду), подвёртывались, захватывало дух.

Записать изложение по плану.

II. Сочинение

Будут ли разные сочинения по теме: «Красиво зимой в лесу», «Интересно зимой в лесу»?

Написать сочинение на одну из тем. Подумать, о чём надо писать по первой теме, о чём – по второй.

III. Свободный диктант

1. Бегал ночью зайчик по полю от голодного волка да от хитрой лисы. Попал в яму и вывихнул себе лапку. Пополз он к лесу, чтобы укрыться в нём.
2. Увидел зайчика филин ушастый и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайке, дрожит от страха. Вдруг увидел он ёлочку и забился в снег под её колючие иголки.
3. Кружился филин под ёлкой, но ничего не мог сделать зайке. Вскоре хромой зайка выздоровел.

Контрольная работа по русскому языку
тест (русский язык, 6 класс) на тему

2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) тр…нированный, пол…жить

2) отв…нтить, посв…щать

3) в…негрет, л…теть

3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) распр…деление, пр…образование

2) …десь, бе…словесный

3) прип…рошить, отр…стать

4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?

1) нет задач…, моеш…, блин…чик

2) пишеш……, плющ…, читает…ся

3) пригож…, прос…ба, помощ…ник

4) улыбаеш…ся, л…ют, почтал…он

5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?

1) р…сти, р…списание, предл…гать

2) обд…раю, выр…сли, зап…рать

3) выт…реть, м…ролюбивый, бл…стеть

4) зап…реть, насл…диться, под…рить

6. В каком слове пропущена непроизносимая согласная?

1) блес…нул 2) чес….ный 3) словес…ный 4) ужас…ный

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква о ?

1) душ…й, плеч…м, ключ…м

2) ш…л, под луч…м, камыш…м

3) чертеж…м, ш…лк, лапш…й

4) овц…й, отсеч…м, кольц…м

8. Укажите существительное с окончанием – е ?

1) отдыхать в санатори…

2) бегать по дорожк…

3) прийти к акаци…

4) прочитать в объявлени…

9. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ( ё ) ?

1) свеж…го хлеба, крепким кирпич…м, береж…т

2) с чуж…м пальто, осенн…е солнце, сердц… болит

3) пригож…му малышу, ситц…вое платье, ключ…го кустарника

4) круглолиц…му мальчику, в хорош…м настроении, сургуч…м

10. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?

2) слышит…ся, улыбает…ся

3) стереч…, смеёт…ся

4) береч…ся, записат…ся

11. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ?

1) заб…ру, зам…р, отт…рает

2) обт…реть, расст…лил, выт…рла

3) отп…реть, соб…ратели, бл…стеть

4) заж…гают, зад…рать, отп…раюсь

12. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ?

1) пиш…шь, завис…л, строч…ли

2) кле…ть, терп…шь, отмет…лся

3) наде…мся, ненавид…ли, водолаз всплыва…т

4) чита…м, ка…лся, выйд…шь

13. В каком глаголе пишется окончание – ют ?

1) они терп…т 3) они бре…т

2) они дыш…т 4) они гон…т

14. В каком предложении союз « и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).

1) В долине пар белеет тонкий и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

2) Мы приготовили санки и пошли кататься с горы.

3) Началась метель и снежинки закружились в хороводе.

4) Все жаловались на холод и дождь стучал в окна.

15. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Автобус остановился, и все вышли на остановке.

2) В саду у бабушки росли разные цветы астры, тюльпаны и даже розы.

3) Ты обязательно напиши письмо.

4) Лось выскочил на дорогу и пошел по направлению к деревне.

16. Найди ошибку в характеристике предложения.

Мы пошли туда, где росла на опушке ароматная земляника.

3) состоит из двух простых предложений

4) грамматическая основа первого предложения – мы пошли; второго – росла на опушке

17. В каком примере « не» пишется слитно?

1) Я (не)хотела идти домой.

2) Мы (не)могли проехать туда, где были заросли малины.

3) Он (не)писал статью в газету.

4) Мама (не)годовала потому, что я разбил чашку.

18. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст?

А. При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога

Б. Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где – то на берегу.

В. Огромная голова лося возвышалась над камышом .

Г. Лось был немолодой.

1) А, Б, В, Г 2) Б, Г, В, А 3) А, В, Г, Б 4) В, А, Г, Б

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Хороши снежные зимы в России! 2) Переливаются на солнце глубокие сугробы, скрылись поло льдом большие реки и маленькие речонки . 3) Припорошили зима землю снежной шубкой. 4) От дыхает земля, набирает силу.

19. Определите стиль речи данного отрывка.

1) научный 3) художественный

2) публицистический 4) разговорный

20. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3-го предложения.

21. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

Учени… 6 «___» класса МОУ СОШ __________________________________

Фамилия имя _____________________________________________________

  1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) плывёшь 2) сельдь 3) лечиться 4) оцепить

2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

2) нас…лить, зал…жить

3) раскр…шить, нас…рить

4) прил…жу, перел…мить

3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) пост…рать, оп…реться

2) пр…красный, пр…сесть

3) ро…пись, и…бежать

4) зап…рать, обж…гать

4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?

1) скрипуч…, косич…ка, павил…он

2) стереч…, задач…, матер…ю

3) успел укрыт…ся, руж…ё, появиш…ся

4) прос…ба, могуч…, отреж…

5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?

1) вып…чка, заб…раться, выг…рать

2) прим…рение, разв…рить, выкр…шена

3) тр. стинка, ск…зать, выст…рпеть

4) р…сток, заг…р, прик…саться

6. В каком слове пропущена непроизносимая согласная?

1) извес…ный 2) ужас…ный 3) соглас…ный 4) опас…ный

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква е или ё ?

1) уч..ный, ключ…м, стереж…м

2) саранч…й, ш…фёр, над плащ…м

3) печ…нка, зеркальц…м, над страниц…й

4) с карандаш…м, плеч…м, нож…м

8. Укажите существительное с окончанием – е ?

1) стоять возле акаци …

2) возле коллекци…

3) пройти по дорог…

9. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ( ё ) ?

1) свинц…вый, нож…вый, с товарищ…м

2) с лучш…м учеником, хорош…го, с ключ…м

3) щ. голять, стереж…т, в больш…м автомобиле

4) о хорош…м дне, с полотенц…м, круглолиц…ю девицей

10. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?

1) крадёт…ся, улыбат…ся

3) опасает…ся, подстрич…

4) копат…ся, учит…ся

11. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ?

1) ст…лить, бл…стательный, подж…гать

2) ж…чь, выд…рал, зап…рал

3) бл…стят, оп…рся, изм…рять

4) прим…рение, заб…ру, вы…реть

12. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ?

1) верт…шь, терп…шь, посе…шь

2) слыш…шь, увид…шь, ед…м

3) пиш…шь, накле…м, собака куса…т

4) обид…т, раскрас…т, прикле…ть

13. В каком глаголе пишется окончание –ют ?

1) они повес…т 3) они просмотр…т

2) они стел…т 4) они бормоч…т

14. В каком предложении союз « и » связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).

1) С вечера подул сильный ветер и началась гроза.

2) Падает снег и деревья укрываются пушистым одеялом.

3) Вот прилетела большая сова и подала голос.

4) В домах горел свет и веселились люди.

15. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) С сосны упала шишка и покатилась по земле.

2) Вы знали о случившемся?

3) В тайге обитают ценные звери, соболь, песец, норка.

4) Я забросил удочку и увидел, что рыба клюёт.

16. Найди ошибку в характеристике предложения.

Бабушка испекла пирог и поставила его на стол, чтобы он остыл.

3) состоит из двух предложений, связанных при помощи интонации

4) грамматическая основа первого предложения – бабушка испекла и поставила,; второго – он остыл.

17. В каком примере «не» пишется слитно?

1) Я (не)мог купить новый автомобиль.

2) Все старались говорить тихо, потому что мне (не)здоровилось.

3) Спортсмены (не) будут участвовать в соревнованиях.

4) Ему (не)нравится, когда кто – то разговаривает громко.

18. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст?

А. Это вставал во весь рост отдохнувший лось.

Б. Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.

В. Человек свистнул, и лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес.

Г. Когда занялась заря, охотника разбудил всплеск.

1) А, Б, В, Г 2) В, А, Г, Б 3) Г, Б, А, В 4) Б, Г, А, В

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Вот простучал по сухому дереву дятел . 2) По всему лесу слышна дробь лесного барабанщика . 3) С шумом про летит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь . 4) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. 5) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.

19. Определите стиль речи данного отрывка.

1) научный 3) художественный

2) публицистический 4) разговорный

20. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3 — го предложения.

21. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.

Контрольная работа по русскому языку

Задания и методические рекомендации по выполнению контрольных работ по курсу «Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования

Задания и методические рекомендации по выполнению контрольных работ по курсу «Русский язык и культура речи» предназначены для студентов-заочников всех специальностей, изучающих данный курс в соответствии с учебными планами.

Цель заданий – закрепление ранее полученных знаний по данной дисциплине, их дальнейшее развитие и углубление; формирование и совершенствование навыков деловой коммуникации в образовательной и профессиональной сферах.

Задачи задания — способствовать повышению общей культуры речевого общения, уровня орфографической, орфоэпической, пунктуационной и стилистической грамотности, совершенствованию навыков и умений в сфере деловой и учебно-научной речи, в овладении стилистическим разнообразием русского языка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению заданий на контрольные работы по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» является обязательным требованием при обучении. Выполнение контрольных заданий – необходимое условие для допуска студента к зачетной сессии. Работа выполняется в электронном варианте, титульный лист оформляется согласно образцу. При оформлении отдельных заданий нужно указать литературу, используемую при подготовке, а также словари и справочники. Каждое задание соответствует теме курса и является контрольно-закрепляющей частью дисциплины. Сроки сдачи контрольной работы должны соответствовать общим требованиям университета. Студент, не сдавший контрольную работу в установленное время, к зачетной сессии не допускается. Итогом выполнения контрольной работы является ее защита на зачетной сессии. Если контрольная работа не имеет замечаний, то студент получает допуск к защите, в противном случае необходимо сделать работу над ошибками. При подготовке к выполнению контрольной работы необходимо:

1. Внимательно прочитать задание и определить тему.

2. Подготовить рекомендованную литературу.

3. Проанализировать учебный материал.

4. При написании сочинения-рассуждения необходимо следовать структурному содержанию (введение, основная часть с элементами цитат и рассуждений, заключение с выводами по теме сочинения).

5. Каждое новое задание начинать с новой страницы.

6. Обязательное использование соответствующих тематике задания словарей и справочников с указанием авторов и года издания.

7. Необходимо написать список литературы, использованной при подготовке контрольных заданий, с указанием года издания учебника и автора.

8. Консультации преподавателя проводятся согласно утвержденному графику.

9. Допускается проверка преподавателем электронной версии контрольной работы студента через систему дистанционного обучения.

10. Количество контрольных работ, выполняемых вами в ходе изучения данной дисциплины, устанавливается учебным планом РОАТ.

11. В данном пособии контрольная работа предлагается в десяти вариантах. Контрольные задания студенты могут использовать для самостоятельной работы с целью повышения уровня собственной грамотности и культуры речи, для подготовки к зачёту.

12. Каждый студент выполняет свой вариант контрольной работы, который соответствует последней цифре зачетной книжки (нулю соответствует вариант 10). На первом, титульном, листе, обязательно указать:

• Фамилию, имя, отчество студента

• Специальность, по которой он обучается (например, 190700.62 Технология транспортных процессов)

• Наименование дисциплины, номер варианта контрольной работы (например, «Русский язык и культура речи», контрольная работа №1, вариант 3)

• Учебный год (например, 2015/2016 учебный год).

13. Контрольная работа выполняется в MS Word, сохраняется в формате «Документ Word 97-2003» (т.е. у файла должно быть расширение .doc).

14. При выполнении контрольной работы необходимо задать следующие параметры: формат страницы – А4 (210х297 мм), при этом левое поле должно быть – 30 мм, верхнее и нижнее поле должны быть 20 мм, а правое поле – 15 мм, ориентация страниц – книжная, шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14 pt, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание текста – по ширине, красная строка – 1,25.

15. Рекомендуется использование словарей (орфографических, орфоэпических, фразеологических и т.п.) и других справочных пособий, основной и дополнительной литературы к данному курсу; интернет-ресурсов: www.gramota.ru, материалов электронной библиотеки.

16. Выполненные контрольные работы необходимо направить для проверки. Сроки сдачи контрольных работ устанавливаются преподавателем по согласованию с факультетом, в соответствии с графиком сессий, но не позднее, чем за 10 календарных дней до начала сессии. Работа проверяется преподавателем в течение десяти дней.

17. В случае, если контрольная работа выполнена не по варианту, либо с нарушением указаний, изложенных в данном пособии, она возвращается студенту без проверки, для дальнейшей доработки. В этом случае студент до зачёта не допускается.

18. Необходимо внимательно читать объём требований к каждому заданию контрольной работы. Не допускается сокращение заданий студентом по своему усмотрению, частичное выполнение или изменение сути задания. Задания на контрольную работу выполняются в полном объёме, изложенном в данных методических указаниях.

ИСПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ РЕЦЕНЗИИ

1. При получении от преподавателя проверенной контрольной работы необходимо прочитать рецензию, ознакомиться с замечаниями и проанализировать допущенные ошибки.

2. Руководствуясь указаниями и замечаниями, необходимо ещё раз проработать учебный материал. Все предложения (слова, словосочетания), в которых были допущены ошибки, варианты тестов, на которые дан неправильный ответ.

3. Отрецензированные контрольные работы являются учебными документами, подлежащими хранению.

4. В ходе итогового зачёта по дисциплине преподаватель имеет право проводить опрос студента по материалу, вошедшему в его вариант контрольной работы.

При необходимости возможно обращение к преподавателю за методической помощью по электронной почте. При этом необходимо сообщить:

• Сведения о себе: фамилию, имя, специальность

• Какие разделы задания на контрольную работу вызывают затруднения

• Что неясно в формулировках заданий

• Какой литературы недостаёт при выполнении задания

• Внятно изложить суть затруднений, иметь под рукой бумагу и ручку для записи ответов преподавателя.

Контрольная работа по русскому языку

1. Определите произношение данных слов в соответствии с орфоэпической нормой. Например: академик: ака[д’е]мик. Используя толковый словарь, раскройте значение подчеркнутых слов.

Артезианский, артерия, бифштекс, брудершафт, водевиль, генетика, декан, Декарт, декольте, дефиниция, Ильинична, компьютер, конгресс, конденсатор, Лафонтен, менеджер, местный, неореализм, орхидея, пионер, поблекнуть, поздно, резюме, реквием, сеттер, синтез, скворечник, тент, фонетика, экспресс.

2. Поставьте ударение.

Апокалипсис, апостроф, бочковый, брала, брали, водопровод, гастрономия, домовая, договорный, заняла, заняли, знамение, изогнутый, коклюш, колледж, ломоть, мельком, мизантропия, наголо, одобрить, одобрит, поднялся, поднялась, премировать, разновозрастной, собралась, собрался, торты, усугубить, филантропия.

3. Расшифруйте аббревиатуры. К каждому сложносокращенному слову добавьте глагол прошедшего времени.

ГЭС, ОМОН, МКАД, КЗоТ, ЖСК.

4. Составьте с приведенными словами словосочетания «существительное + прилагательное», самостоятельно подобрав прилагательные соответствующего рода.

Бандероль, вуаль, какаду, леди, моль, салями, фрау, бьеннале, депо, коала, пюре, спагетти.

5. Образуйте формы множественного числа данных имен существительных.

Директор, обшлаг, бухгалтер, госпиталь, крем, очередь, столяр, ворох, инструктор, свитер, трюфель, якорь.

6. Составьте словосочетания с каждой из приведенных форм слов.

Корпусы – корпуса, ордеры – ордера, тормозы- тормоза.

7. Письменно просклоняйте числительные.

Семеро козлят, 493 года, столько людей.

8. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам.

Беспрецедентный, киллер, девальвация, легитимный, презентация.

9. Составьте словосочетания с синонимами и словами, данными в скобках.

Лечебный, лекарственный, целебный (источник, учреждение, сила, средство, грязи, растение); старый, старинный, древний (друг, язык, книга, режим, времена, квартира); тихий, беззвучный, безмолвный (голос, плач, городок, согласие, смех, тишина, жизнь); тайный, скрытый, секретный (насмешка, производство, желание, способ, угроза, сила, голосование).

10. Подберите слова-синонимы к следующим фразеологизмам.

Переливать из пустого в порожнее, медвежий угол, рукой подать.

11. Выделите ошибочные сочетания, которые образовались в результате смешения устойчивых выражений. Образец: играть значение = играть роль + иметь значение.

Одержать успехи, оказать внимание, потерпеть потери, поднять тост, защитить степень, быть в поле внимания, наращивать мастерство, тратить нервы, одержать первенство, уделить заботу, уповать на лаврах, выполнение мечты, производить воздействие, по гроб доски, припереть к горлу.

12. Внимательно прочитайте группу слов. Сформируйте их парами по принципу антонимии и запишите, вставив пропущенные буквы.

В…ликан, не…зримый, карлик, малый, не…значительный, ни…чтожный, жалкий, вера,верить, великий, верность, пр…дательство, величествен…ый, предан…ость, верный, в…месте,не…верие, верхний, сомневат…ся, нижний, верующий, веч…ный, измена, ошибочный,пр…ходящий, вздымат…ся, унылый, опускат…ся, видимый, отвращение, виноватый, правый,виновный, атеист, невиновный, порознь, весёлый, во…хищение.