Контрольная работа по русскому языку,9класстест по русскому языку (9 класс) на тему

РДР по русскому языку 9 класс Санкт — Петербург 17.10.2019 Вариант 2. Региональная диагностическая работа по русскому языку 9 класс 78 регион. скачать 1)4 2)3 3)растворяются 4)4 5)34 6)переход под землёй 7)256789 8)2 9)4 10)3 11)24 12)2 Смотрите также: РДР по русскому языку 9 класс Санкт — Петербург 17.10.2019 Вариант 1

Диктанты 9 класс

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

9 класс 1 четверть

Тучу передернуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. И дождь, подчиняясь грому, начал временами идти сильнее и широко шуметь по листве, потом останавливался. Вскоре сквозь тучи пробилось солнце. Старый пушкинский парк в Михайловском и крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой. Стройная радуга зажглась нал пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, окруженная космами пепельных туч. Радуга была похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли. С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными волосами, слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам. Здесь чудесные слова переполняли его, стесняли его душу и, наконец, слагались по огрызком гусиного пера в звенящие строфы.

  1. Озаглавьте текст;
  2. Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения;
  3. Выполните синтаксический разбор предложения:
    1 вариант – 2 предложение 3 абзаца;
    2 вариант – 3 предложение 3 абзаца.

9 класс 2 четверть

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова. Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.

  1. Определите стиль и тип речи данного текста;
  2. Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы.
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.

9 класс 3 четверть

Приближение грозы Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки. Невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы ее. Все мое внимание было устремлено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, которые собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча быстро двигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и седые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

  1. Определите стиль и тип речи данного текста
  2. Выпишите из текста 1 СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия .

Итоговые диктанты за 9 класс

Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, как ни оригинальна его форма, но почему – то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии. Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный, в виде фонаря или кубка, цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами, которые утверждали, что с красотой этого растения не могут сравниться ни кипарис, ни даже сама роза. Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов. В Европу тюльпан попал лишь в шестнадцатом веке.

  1. Озаглавьте текст;
  2. Выполните графический разбор 3 предложения 2 абзаца, составьте схему. Определите вид подчинения придаточных.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Контрольная работа по русскому языку,9класс
тест по русскому языку (9 класс) на тему

А 3. Какое из слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

1) растительность 1) пригородный

2) прочитанный 2) рассмотрел

3) беспокойный 3) негромко

А 4. В каком предложении выделенное слово не является союзом?

1) Я знаю, что придумал ты. 1) Мы в мир пришли, чтоб радоваться

2 ) Коль спросишь, отвечу. 2) Деревня, в которой мы остановились,

была удивительной. 3) Когда совсем рассвело, мы 3) Мне нужно увидеться с ним, потому

продолжили путь. что многое хотелось бы обсудить.

А 5 . В каком ряду во всех словах есть корни с чередующимися гласными?

1) загорелый, горевать, угарный 1) выберу, беретик, собирать

2) сравнивать, подровнять, равнение 2) маковый, обмакнуть, непромокаемый

3) росистый, выросли, подрастать 3) скачок, выскочил, скакать

А 6. Укажите верный вариант написания слов.

1) необдума…о нн н нн 1) серебря…ый н н нн

2) песча…ый н нн н 2) увере…ость нн нн н

3) копчё…ый н н нн 3) выполне…а н н нн

А 7 . Какие из слов связаны способом

1) привольно дышится 1) на огромном расстоянии

2) из-за чернеющих вершин 2) виднеющийся вдалеке

3) войти в гостиную 3) выписываешь газеты

А 8 . Какое из предложений является сложным? Знаки препинания не расставлены.

1) Пугачёв подал знак и меня 1) Солнце садилось где-то далеко и покрывая

тотчас развязали и оставили. багрянцем полнеба тонуло в синеве леса.

2) Командир внимательным взглядом 2) Солнце лучистое и огнистое то появлялось

окинул всю эту сияющую красоту и из-за туч то исчезало вновь.

не почувствовал её.

3) Осенью здесь по словам местных 3)Мне грустно и легко печаль моя светла…

жителей совсем уныло.

А 9. В каком ряду все союзы являются

1) что, да, ни — ни 1) если, как так и, когда

2) зато, да, однако 2) оттого что, словно, ввиду того что

3) однако, либо, в то время как 3) как будто, или, не то не то

А 10. Укажите сложное предложение, между частями которого не ставится запятая. Знаки препинания не расставлены.

1) Мы решили во что бы то ни стало 1) На поляне ярко пестрели цветы и благоухали

достать билеты на концерт и нам травы.

2)Летом полянки щедро раскрашены 2) Полосы света проникали в гущу трав и

пёстрыми цветами и чистый воздух кустарников и на одно мгновение берега

неподвижно стоит над землёй. вспыхивали сотнями красок.

3) Сердито бился дождь в окно и 3) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне

ветер дул протяжно воя. дышит ароматом.

А 11 . На месте каких цифр в предложении должны быть поставлены запятые?

Явившись к полковому командиру (1) Вспоминаю (1) как лет (2) кажется (3) пять

и (2) получив назначение в прежний назад (4) мы с товарищем (5) приехавшим ко

эскадрон (3) Ростов испытал сознание мне в гости (6) долго шли по берегу моря.

того (4) что ему здесь хорошо (5)

А 12. Определите тип сложного предложения.

Всё моё внимание было обращено В то время как мой товарищ остановился,

на верстовые столбы, которые я мелькнула перед моими глазами чья-то тень.

1) сложносочинённое 1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое 2) сложноподчинённое

3) бессоюзное 3) бессоюзное

Часть 2. 1 вариант.

Внимательно прочитай те текст и выполните задания В 1 – В 7 .

Молодость – вся жизнь.

(1) Когда я учился в школе и в университете мне казалось, что взрослая жизнь будет совершенно иной и меня будут окружать совсем другие люди. (2) Но всё получилось иначе. (3) Круг знакомых возрос необычайно, но друзья молодости оказались самыми верными. (4) Подлинные друзья те, что приобретаются в молодости. (5) Об этом следует помнить. (6) Надо беречь друзей, ибо настоящая дружба помогает и в горе и в радости. (7) Горе человеку, если он один.

(8) Берегите молодость до глубокой старости. (9) Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы. (10) Привычки, воспитанные в молодости сохраняются на всю жизнь. (11) Навыки в труде – тоже. (12) Хорошие навыки облегчат жизнь, зато с дурными жить сложно.

(13) И ещё. (14) Есть русская пословица, которая учит беречь честь смолоду. (15) В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости: хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

В 1 . Сформулируйте основную мысль данного текста.

В 2. Из предложения 1 выпишите через запятую все грамматические основы.

В 3 . Найдите в тексте сложноподчинённое (ые) предложение (ия) и выпишите его (их) номер (а).

В 4 . Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью.

В 5 . Найдите в тексте сложные предложения, предикативные части которых связаны с помощью подчинительных союзов или союзных слов. Укажите их номера.

В 6 . Определите вид придаточного в предложении 4.

В 7 . Сколько запятых пропущено в тексте?

Часть 3. 1 вариант.

Напишите небольшое сочинение – рассуждение (50 – 70 слов). Объясните, как вы понимаете смысл заглавия текста.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Часть 2. 2 вариант.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания В 1 – В 7.

  1. Журавли – это совсем особые птицы. (2) У них удивительное чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком. (3) Журавли не только умны, они красивы. (4) Их удивительный голос грустен, мелодичен и торжественен одновременно, а «продуманная» гамма окраски поражает взор. (5) Возможно потому журавли и вызывают у людей особую любовь.

(6) Но ещё одно – печальное — обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц. (7) На планете, где мы живём, никто из диких животных не находится сейчас в таком критическом положении, как журавли. (8) Хочется напомнить, что почти половина всех видов журавлей нашей планеты включена в Красную книгу как исчезающие виды. (9) И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на планете – вопрос только времени. (10) Эти необыкновенные птицы обречены, если конечно, человек не придёт им на помощь.

(11)А ведь кое-где до сих пор охотятся на журавлей! (12) Мне непонятна психология охотников радующихся выстрелу по журавлю. (13) Я не говорю уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жёстко и сухо, почти несъедобно… (14) Нет, мне этого не понять и не почувствовать. (15) Я придерживаюсь точки зрения японцев, индийцев и наших русских крестьян, которые считают, что убить журавля – большой грех.

В 1. Сформулируйте основную мысль этого текста.

В 2. Из предложения 15 выпишите через запятую грамматические основы.

В 3. Найдите в тексте сложноподчинённое (ые) предложение (ия) и выпишите его (их) номер (а).

В 4. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью.

В 5. Найдите в тексте сложные предложения, предикативные части которых связаны с помощью подчинительных союзов или союзных слов.

В 6. Определите вид придаточного в предложении 7.

В 7. Сколько запятых пропущено в тексте?

Часть 3. 2 вариант.

Напишите небольшое сочинение – рассуждение (50 – 70 слов ). Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «…убить журавля – большой грех».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Русский язык контрольная 9 класс

Контрольная работа N 1.
Диктант с грамматическим заданием

Контрольная работа N 2.
Изложение по тексту упражнения № 85.

Контрольная работа N 3.
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Контрольная работа N 4.
Сочинение в жанре эссе (рассуждение-размышление)

Контрольная работа N 5.
Изложение «Чистые Пруды».

Контрольная работа N 7.
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Контрольная работа N 8.
Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Ц е л ь: контроль усвоения пройденного в 5-8 классах.

Грей несколько раз *приходил смотреть на эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постоянно укладывалось огромное море, зовущее его вперед. Он сжился с ним, роясь в библиотеке, выискивая и жадно читая те книги, за золотой дверью которых **открывалось синее сияние океана. Там, сея за кормой пену, двигались корабли. Часть их теряла паруса, мачты и, захлебываясь волной, опускалась в тьму пучин, где сияли фосфорические глаза рыб. *Другие, *схваченные бурунами, бились о рифы, потому что утихающее волнение *грозно шатало корпус. Корабль, обезлюдевший, с **порванными снастями, переживал долгую агонию, пока новый шторм не разносил его в щепки. *Третьи грузились в одном порту и, к радости всей команды, благополучно выгружались в другом. Экипаж, потом **сидя за трактирным столом, воспевал плавание капитана.

Были там еще корабли – пираты, с черным флагом и страшной, размахивающей ножами командой. Были корабли – призраки, сияющие светом синего озарения, корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы, растения и животных, корабли открытий и корабли приключений.

(По А. Грину) (166 слов).

Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я.

1. Найти в тексте слова, интересные для фонетического и орфоэпического анализа. Графически объясните, чем они интересны.

2. В предложении, помеченном *, надпишите части речи.

3. Разберите по составу слова, помеченные*.

4. Сделайте синтаксический разбор предложения: «В маленьком мальчике…», «Экипаж, потом…».

Изложение по тексту упражнения № 85

Ц е л ь: формирование умения излагать текст, сохраняя его стилистические особенности.

Текст для изложения,
рекомендации по проведению изложения

Эта контрольная работа предполагает проверку речевых навыков.
Её можно провести по тексту упражнения № 85, как рекомендуется в методическом пособии.

Слушание происходит целенаправленно и предполагает два вида восприятия текста: глобальное, то есть восприятие в целом, когда важно понять, о чём идёт речь, какова основная мысль, что главное в позиции автора. И детальное, то есть осознание основных смысловых блоков (микротем) текста с большим или меньшим набором деталей в зависимости от установки на вид пересказа — подробный, выборочный, сжатый.

Мой друг
(по тексту Ф. Искандера)

Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.

Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.

Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.

Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.

Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.

«А что вы удивляетесь?- сказал мой друг. Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».

Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках — а одалживал он направо и налево. Особенно много рассказывал он о своём профсоюзном боссе.

Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.

Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.

Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофёра за то, что тот впускает людей в переполненный транспорт. «Классический пример разорванности сознания», — хохоча заключил он свой рассказ.

Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве 20 века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.

Как же я любил его в эти часы! «Нет, — думал я, — не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»

Структура и содержание контрольной работы
Контрольная работа состоит из подробного изложения. Первый раз исходный текст для подробного изложения читается учителем. Текст разбирается под руководством учителя, составляется план, пересказ по плану учащимися, написание. Данная работа выполняется в тетрадях для контрольных работ.

Во время контрольной работы разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Перечень элементов содержания:
• слушать и понимать текст, понимая тему и основную мысль, логику изложения, ведущий тип речи (рассказ, описание, раздумье), стиль речи, особенности авторского стиля;

• запоминать конкретные факты, последовательность изложения материала;

• понимать взаимообусловленность микротем, индивидуальный стиль автора (в том случае, если предлагается текст художественного или публицистического стиля); воссоздавать услышанное в изложении (с учетом вида изложения: подробного или краткого) и особенностей типа и стиля речи;

• оформлять текст в виде автономного высказывания (наличие начала и концовки);

• совершенствовать изложение согласно задаче первичного текста, темы, основной мысли, типа и стиля речи.

Система оценивания изложения
Изложение оценивается двумя оценками (за содержание и грамотность) по специально разработанным критериям – по пятибалльной системе

Диктант
с грамматико-орфографическими заданиями

Ц е л ь: контроль усвоения темы

Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношения с головой выдавало мое ангарское происхождение. Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.

«Нет, придется с тобой заниматься отдельно», — сказала она. Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный мой язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжелыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда – то лететь.

Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, по-видимому, не считала нашу программу выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку. Впрочем, лямку ли? Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободное минуты без всякого принуждения лез в cловарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превращалось в удовольствие.

(По В. Распутину) (151 слово).

Грамматическое задание

1) Сделать синтаксический разбор любого ССП (их в тексте 5).

2) Найти в тексте слова, интересные для фонетического, морфемного разбора, и произвести эти разборы.
Или предложить для фонетического разбора слова легко, меня, мое, бессильно, язык, для морфемного-ладилось, по-видимому, как-то, постепенно, заглядывая.

3) Объяснить графически знаки препинания во 2-м и 3-м абзацах.

4) Найти предложение, соответствующее характеристике: это сложное предложение, состоящее из двух частей с соединительным союзом. Первое предложение — простое, двусоставное, распространенное, второе — двусоставное, распространенное, осложненно однородными сказуемыми и обстоятельством, выраженным деепричастием. (Постепенно я стал…)

5) Сосчитать количество сложносочиненных предложений, проверить знаки препинания в них (5).

Сочинение в жанре эссе
(рассуждение-размышление)

Ц е л ь: формирование умения писать сочинение в жаре эссе

Темы для сочинения-миниатюры

1. О времени и о себе.
2. Смысл творчества.
3. Музыка в моей жизни.
4. Красота и красивость.

Изложение
«Чистые пруды»

Ц е л ь: научить писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия текста.

Готовя учащихся к сжатому изложению, следует напомнить приемы сжатия текста:

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА:

1. Исключение подробностей и деталей (необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали).

2. Обобщение конкретных, единичных явлений (сначала вычленяем единичные существенные факты — несущественные исключаем, затем объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст).

Изложение «Чистые пруды»
( по Ю.М.Нагибину)

Чистые пруды. Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна.

Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом окоеме пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики, верности — двухцветное сродство иван-да-марьи. Мы ловили тут рыбу, и бывало, на крючке извивалась не просто черная пиявка, а настоящая серебряная плотичка. И это было чудом — поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся плоскодонке, а смелые броски со свай в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой, а потаенная жизнь всяких жуков-плавунцов, стрекоз, рачков, открывавшаяся на воде, — это было несметным богатством для городских мальчишек: многие и летом оставались в Москве.

Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной, мраморной, листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки, жившие на бульваре, отказывали нам, обитателям ближних переулков, в высоком звании «Чистопрудных». Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано право ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости. Смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным берегам, беспощадно карались. Чистопрудные пытались создать вокруг своих владений мертвую зону. Мы не только не могли приблизиться к пруду, но и просто пересечь бульвар на пути в школу было сопряжено с немалым риском. Разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка — обычная расплата за дерзость. И все же никто из нас не изменил привычному маршруту, никто не смирился с жестким произволом чистопрудных захватчиков. Это требовало характера и воли: ведь достаточно было сделать маленький крюк, чтобы избежать опасности. Но даже самые слабые из нас не делали уступки страху.

Мы выступили против чистопрудных единым фронтом. Ребята Телеграфного, Мыльникова, поддержанные дружественными соседями с Потаповского, Сверчкова, Златоустинского переулков, наголову разбили Чистопрудных в решительной битве возле кинотеатра «Колизей». Отныне пруд и аллеи бульвара стали достоянием всех мальчишек округи, а от былой вражды не осталось со временем и следа. Смотрели твои окна на бульвар или в тишину прилегающих переулков, ты равно считался чистопрудным со всеми высокими правами, какое давало это звание.

(382 слова) (По Ю. М. Нагибину)

Рецензия

Ц е л ь: формирование умения писать рецензию; закрепление умения использовать в рецензии стандартные выражения как средства связи частей текста.

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы — так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас. (2)Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба — награда человеку редкая и драгоценная. (3)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь — любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. (8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул.

Ответьте на вопросы.

1. Какой вопрос остался вне поля зрения автора?

а) Что определяет характер человека? б) Каково соотношение добра и зла в мире? в) Что такое дружба? г) Что такое коллектив?

2. Какое утверждение противоречит позиции автора?

а) На формирование человека влияет прежде всего коллектив, а потом уже семья и друзья, б) На свете добрых людей больше, чем злых, в) Дружба не даётся даром, её нужно заслужить, г) В каждом человеке есть индивидуальные черты, присущие только ему.

3. Определите стиль и тип речи.

а) Разговорный, повествование, б) Публицистический, рассуждение-размышление, в) Художественный, описание, г) Научный, рассуждение-размышление.

4. В каком значении используется слово «крайний» (предложение 3)?

а) Являющийся наиболее непримиримым, решительным, радикальным, б) Исключительный, чрезвычайный, в) Находящийся на краю, с края, г) Наиболее отдалённый, конечный.

5. Какое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора и указательного местоимения?

а) 6; б) 2; в) 3; г) 7.

6. В каком предложении автор использует метафору и сравнительный оборот?

Речевой анализ текста.
Ответ из одного слова.

1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово «неряшливо» (предложение 7).

2. Из предложения 7 выпишите подчинительный союз.

3. Из предложения 1 выпишите слово с орфограммой «Чередующаяся гласная в корне».

4. Назовите тип подчинительной связи, который используется в словосочетании «стыдно перед ними» (предложение 7).

5. Среди предложений 4-9 найдите сложные предложения, состоящие из двух частей, одно из которых — односоставное предложение. Запишите номер.

6. Напишите номер предложения, в котором тире — авторский знак препинания.

7. Во втором абзаце (предложения 2-7) найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите его номер.

8. Найдите и запишите номер сложноподчинённого предложения с придаточным причины.

Напишите сочинение-рецензию по данному тексту.

Выразите в нём своё отношение к одной из проблем, затронутых автором. Согласны ли вы с В. Астафьевым, что настоящая дружба бывает крепче, чем родственные отношения?
(Желательно, чтобы в работе учащиеся выразили своё отношение к некоторым проблемам:
характер человека складывается под влиянием среды, родителей, друзей; особенно сильно на формирование характера влияет настоящая дружба, в частности, её проявление в крайних ситуациях, в трудных обстоятельствах; дружбу надо заслужить, надо самому быть другом.)

Дополнительно: определите речевое оформление текста: отметьте 2-3 наиболее ярких языковых средства, позволивших автору точно и выразительно передать свои мысли. Приведите примеры из текста.

Диктант
с грамматико-орфографическими заданиями

Ц е л ь: контроль усвоения темы, сформированности навыка постановки знаков препинания, умения конструировать предложения по схемам, определять вид сложноподчинённого предложения.

Надвинулись сумерки, наступает Иванова ночь. Рыбаки сказывают, что в ту ночь вода подёргивается серебристым блеском, а бывалые люди говорят, что в лесах тогда деревья с места на место переходят и шумом ветвей меж собой беседы ведут. Тот, кто сорвёт в ту ночь огненный цвет папоротника, поймёт язык всякого дерева и всякой травы, понятны станут ему разговоры зверей и речи домашних животных. Тот цвет-огонь – дар Ярилы.

Немного часов остаётся до полуночи, когда на одно мгновение тот чудесный цветок распускается.

Страшно подходить к чудесному цвету, редко кто решится идти за ним в Иванову ночь. Такой смельчак разве в несколько десятков лет выищется, да и тот не добром кончает.

Духи мрака, духи хлада, искони враждебные солнцу-Яриле, жадно стерегут от людей его дар. Они срывают цвет-огонь, они напускают ужасы, страсти и напасти на смельчака, что пойдёт за ним в заветную Иванову ночь. Они увлекают его за собой в страну мрака, где уже не властен отец Ярило. Страшно поклоняться Яриле в лесу перед таинственным цветом-огнём, зато весело и радостно чествовать светлого Яра купальскими огнями.

(По П. Мельникову-Печерскому.) (169 слов.)

Диктант
с грамматико-орфографическими заданиями

Ц е л ь: контроль усвоения темы, сформированности навыка постановки знаков препинания, умения конструировать предложения по схемам, распознавать бессоюзные предложения в тексте.

Канун святок – день развлечений и гаданий, посиделок и вечеринок. Девушки с нетерпением ждали гаданий целый год. Поздним вечером, стоя у калитки, они узнавали у проходящего мужчины имя суженого. Или у кого-нибудь дома раскладывали на полу хлеб, уголь, золотые, серебряные и медные кольца, серьги, ставили воду. Приносили курицу или петуха, пускали на пол и смотрели, что слепая ночью, привыкшая без разбору клевать птица клюнет с пола. Курица воды напьется – быть мужу пьяницей, хлеб клюнет – жди мужа с достатком, примется за уголь – окажется бедняком.

Гадали и на лошадях: выводили из конюшен лошадей, подставляли под ноги оглоблю или жердь. Зацепит животное оглоблю – муж будет сердитым, ждет девушку тяжелая жизнь. Перешагнет лошадь, не зацепит – брак предстоит счастливый.

Обычай святочных гаданий и гуляний остается в России еще со времен язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили ее приоткрыть покрывало судьбы.

(Из календаря) (139 слов).

Задание:

Во втором абзаце найти бессоюзные сложные предложения, составить схемы, объяснить смысл.

Сжатое изложение

Ц е л ь: контроль сформированности умения писать сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия текста

На усмотрение учителя можно взять тексты из экзаменационных вариантов. См. страницу «Изложения. Типовые экзаменационные варианты».