Контрольная работа по русскому языку в 10 классе в формате ЕГЭ 1 вариант с ответами

1.Добрые, талантливые люди всегда оказываются там, где нужна их помощь.

Русский 10 класс Итоговая работа

Итоговая контрольная работа (экзамен) по русскому языку в 10 классе с ответами. Цитаты из пособия «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 10 класс / Сост. Н.В. Егорова — М.:ВАКО» использованы в учебных и информационных целях. Диагностическая работа позволяет определить уровень усвоения учащимися предметного содержания всего курса. Русский 10 класс Итоговая работа. Ответы адресованы родителям.

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) включают задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (умение проводить лингвистический анализ языковых явлений), языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его лексикой и грамматикой, соблюдение языковых норм), коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь в письменной форме, а также обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе). Данную работу можно использовать с любыми учебниками русского языка для 10 класса, которые соответствуют программе общеобразовательных учреждений по русскому языку и включены в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ к использованию в школе.

Русский язык 10 класс
Итоговая контрольная работа. Вариант 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) дОсуг; 2) облЕгчить; 3) кухОнный; 4) принЯть.

А2. В каком предложении вместо слова ЧЕРЕПАХОВЫЙ нужно употребить ЧЕРЕПАШИЙ?
1) ЧЕРЕПАХОВЫЙ — очень редкий окрас, который встречается у кошек.
2) В некоторых провинциях Китая ЧЕРЕПАХОВЫЙ суп — это традиционное блюдо.
3) Подготовка к отопительному сезону идёт ЧЕРЕПАХОВЫМИ шагами.
4) Волосы танцовщицы были заколоты красивым ЧЕРЕПАХОВЫМ гребнем.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) двести граммов; 2) самый величайший; 3) пятисот семидесяти; 4) поезжайте.

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Отыграв первый тайм, …
1) …он закончился со счётом 1:1.
2) …футболисты отправились в раздевалку.
3) …зрители были разочарованы.
4) …народу на стадионе поубавилось.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы).
1) Даррелл с детства интересовался и наблюдал за животными.
2) Вам надлежит оплатить счёт в течение двух недель.
3) Поиски моряков продолжались несколько суток, вопреки сложным погодным условиям.
4) Вдохновенное исполнение пианистом бетховенских сонат покорило публику.

Прочитайте текст и выполните задания A6–A11.

(1)… (2)3десь всегда было много народа – на площади велась бойкая торговля, оглашались царские указы. (3)… жизнь кипела вовсю. (4)В XVI веке площадь называли Троицкой, по имени церкви Святой Троицы, которая раньше на ней находилась. (5)А Красной она стала зваться уже в XVII веке. (6)На древнерусском языке это означало «красивая».

А6. Какое из приведённых предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Каждый, кто впервые попадает в Москву, идёт на Красную площадь.
2) Главная площадь Москвы очень красива.
3) Красная площадь появилась у стен Московского Кремля много веков назад.
4) На облик Красной площади сильно повлияли годы советской власти.

А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?
1) Видимо; 2) Словом; 3) Разумеется; 4) Прежде всего.

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или в одной из частей предложения) текста?
1) было много (предложение 2);
2) называли (предложение 4);
3) находилась (предложение 4);
4) она стала (предложение 5).

А9. Укажите верную характеристику второго предложения текста.
1) сложное бессоюзное; 2) сложносочинённое; 3) сложноподчинённое; 4) простое осложнённое.

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова УЖЕ в пятом предложении.
1) союз; 2) частица; 3) предлог; 4) прилагательное

A11. Укажите значение слова КИПЕЛА в третьем предложении текста.
1) беспорядочно двигалась в разных направлениях;
2) была охвачена каким-либо чувством;
3) пенилась, искрилась;
4) протекала очень оживлённо, бурно.

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Каме(1)ые сосуды имеют форму свяще(2)ых животных, искусно изображё(3)ых, или же украше(4)ы замечательными рельефными сценами.
1) 1,2,3,4; 2) 1,3,4; 3) 2,3; 4) 1,2,3.

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) прик..сновение, р..стительность, тр..ллейбус
2) в..твистый, г..рючий, прил..жение
З) ц..ничный, м..лосердие, изд..лека
4) к..нтракт, з..рница, расст..лать

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) под..грать, без..нициативный, дез..информация
2) двух..ярусный, вол..ер, с..ездить
3) бе..человечный, ни..вергать, ра..ценки
4) пр..ятный, пр..уныть, пр..клеить

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) ускор..шь, выуч..н
2) постел..шь, почита..мый
3) отража..шь, посе..вший
4) раскол..м, услыш..вший

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
A. заманчивый; Б. эмал..вый B. коч..вой Г. Приветливый
1) А, Б; 2) Б, В, Г; 3) А, Б, Г; 4) А, Г.

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Комната была (не)большой, но уютной и чистой.
2) В углу валялись (не)убранные с вечера лыжные ботинки.
3) Четверть населения Земли (не)доедает.
4) (Не)которые люди обладают удивительными способностями.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) ХОТЕЛОСЬ(БЫ) надеяться, что работа будет выполнена (В)СРОК.
2) (ПО)ТОМУ, как ты себя ведёшь, кажется, БУД(ТО) ты сильно расстроен.
3) (В)СЛЕДСТВИЕ сильного тумана движение судов по реке приостановлено, воздушный транспорт ТАК(ЖЕ) бездействует.
4) ЧТО(БЫ) я ни делал, (С)РАЗУ ничего не получалось.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Резко потеплело () и снег быстро начал таять.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Осторожно пробираясь (1) вдоль заросшего тростником (2) берега и (3) стараясь не шуметь (4) тигр приближался к добыче.
1) 1,2,3,4; 2) 1,3,4; 3) 1,2; 4) 4.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Крит (1) по-видимому (2) был населён уже в VI тысячелетии до новой эры. Первые обитатели острова (3) возможно (4) были из Малой Азии.
1) 1,3; 2) 1,2,3,4; 3) 1,2; 4) 3,4.

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Врач выступил по радио и посоветовал сделать прививки от гриппа и избегать контактов с больными.
2) Питер не только хорошо понимает но и говорит по-русски.
3) О землетрясении в Японии сообщили по радио и по телевидению и в других средствах массовой информации.
4) Вечерами бабушка читала вслух какую-нибудь книгу либо вязала либо рассказывала сказки.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Витамины (1) содержание (2) которых (3) особенно велико в свежих овощах и фруктах (4) необходимы организму человека.
1) 1,2,3,4; 2) 1,3,4; 3) 1,4; 4) 3,4.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Загорелся зелёный (1) и тут же машина рванула с места (2) едва не сбив пешехода (3) который (4) если бы не оказался столь проворным (5) мог попасть под колёса.
1) 1,2,3,4,5; 2) 2,3,4; 3) 2,3,4,5; 4) 2,3,5.

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Среди многих поступков, которые я совершил в жизни, более всего памятен мне один.
2) Рахманинов, который болезненно ненавидел рекламу и всякую шумиху вокруг своего имени, скрывался от фотографов и журналистов.
3) От результата матча, который будет известен уже вечером, зависит, останется ли команда в премьер-лиге.
4) Письмо, которое было прислано по электронной почте, я распечатал и сохранил.

А27. Прочитайте текст.
Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер. Она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлённое ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных героев вместо реализации собственных устремлений, неприятие социальной действительности вместо её переустройства и совершенствования.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Участие в приключениях экранных героев порой заменяет молодым реальную жизнь.
2) Желая самоутвердиться, молодые люди подражают отношениям взрослых.
3) В отношениях взрослых действует система господства и доминирования сильных личностей.
4) Молодёжная субкультура подменяет истинные ценности мнимыми.

Прочитайте текст и выполните задания А28–А30, В1–В8, C1.

А28. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
1) Автор текста жил в семье Житковых.
2) В круг интересов семьи Житковых входили литература, наука.
3) Борис Житков был писателем.
4) Родители Бориса баловали своего сына.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Предложение 2 объясняет суждение, высказанное в предложении 1.
2) В предложении 4 представлено описание.
3) В предложениях 9—11 представлено повествование.
4) В предложениях 12—13 представлено рассуждение.

А30. Какое предложение содержит фразеологизм?
1) 1; 2) 6; 3) 9; 4) 10.

При выполнении заданий этой части (В1–В8) запишите ответ после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1–В3 запишите словами.

В1. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2. Из предложений 4, 5 выпишите отглагольные прилагательные.

В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании УДИВЛЯЛИ МЕНЯ (предложение 9).

Ответы к заданиям В4–В7 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 4–7 найдите простое односоставное определённо-личное. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 1–6 найдите простое предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 10–14 найдите сложные предложения, в состав которых входят придаточные определительные. Напишите номера этих сложных предложений.

В7. Среди предложений 1–6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, местоимения и слов одной тематической группы. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
С помощью синтаксических средств выразительности, таких как ______ (предложения 2, 5), автор выпукло обрисовывает радушие семьи Житковых. Создать в небольшом тексте широкую картину жизни семьи помогают ______ (предложения 2–6, 12). Среди лексических средств выразительности можно отметить _____ (предложения 1,9), а также _____ (предложения 7, 8), которые передают чувства и впечатления автора текста. Тропы, например ______ (предложения 2, 3, 5), придают тексту эмоциональность и яркость.
Список терминов: 1) антитеза; 2) эпитеты; 3) гипербола; 4) ряды однородных членов; 5) анафора; 6) олицетворения; 7) парцелляция; 8) однокоренные слова; 9) синонимы.

Для ответа к заданию этой части используйте чистый лист.
Запишите сначала номер задания (С1), а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ на контрольную работу

Ответы на Вариант 1

Ответы на Вариант 2

Вы смотрели: Итоговая контрольная работа (экзамен) по русскому языку в 10 классе с ответами. Цитаты из пособия «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 10 класс / Сост. Н.В. Егорова — М.:ВАКО» использованы в учебных и информационных целях. Диагностическая работа позволяет определить уровень усвоения учащимися предметного содержания всего курса. Русский 10 класс Итоговая работа. Ответы адресованы родителям.

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе в формате ЕГЭ 1 вариант с ответами

Контрольная работа состоит из 2 частей: первая часть содержит 24 задания, вторая часть – 1 задание (необходимо сформулировать проблему и позицию автора).

На выполнение данной работы отводится 110 минут.

Ответами к заданиям 1-24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. Ответ запишите в бланк ответов №1, следуя инструкции заполнения бланка ответов №1.

Бланк заполняется яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1 . В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений.

1) Важнейшая функция фразеологизмов – выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.
2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.
3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.
5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

№2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1) Наоборот, 2) Поэтому
3) Однако 4) Вероятно, 5) Например,

№3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЧЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен.
1) только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь — один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).
2) только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. «Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» Пушкин (о русском крестьянине).
3) только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» Максим Горький. Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.
4) только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.
5) мн. в том же знач., что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин. «Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов. «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин. «Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин. «Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов. «Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» Максим Горький. Дружеские речи.
6) только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). «В то время, о котором идет наша речь.» А. Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет идти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.
7) только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе.
8) Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов» Салтыков-Щедрин. Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.
9) только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.
❖ Часть речи (грам.) — грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли.

№4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

откУпорть пАмятуя шассИ газопровОд плАто

№5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

АСТМАТИЧЕСКИЙ приступ больного купирован с помощью ингалятора.

Беззаботность и БРОДЯЖИЙ дух у Стоцкого были в крови, так как передались от предков-цыган.

Эксперт согласился с тем, что рисунок был ЭСТЕТИЧЕСКИМ и изысканным.

Принципом философской школы был ВОИНСТВУЮЩИЙ гуманизм.

Маленькое ГРОЗОВОЕ облако превратилось в зловещую тучу.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в СТА СЕМИДЕСЯТИ ВОСЬМИ томах

не МАШИТЕ руками

№7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения

с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

Г) нарушение связи между подлежащим

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Департамент образования правительства Москвы наметил совещание, посвящённого новому учебному году, на 28 августа.

2) Тот, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, имеют шанс поступить в лучшие столичные вузы.

3) Прообраз светофора придумали за несколько десятилетий до появления автомобилей серийного производства.
4) Листая страницы великих произведений русской литературы, понимаешь, что насколько важное место занимает среди них роман Л. Н. Толстого «Война и мир».

5) Однажды королю франков привезли в подарок резной слоновий бивень, и Карл был поражен, узнав, что это зуб огромного животного.

6) В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписанию.

7) В районной газете «Искре» напечатана статья о нашей школе.

8) Чтобы не бить крыльями по земле, мотыльки сначала подпрыгивают, а уж потом начинали махать крыльями.

9) А. П. Чехов вспоминал о том, что он и его сестры знали французский, немецкий и английский языки.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пок..рать заг..релый водор..сли к..саться к..мпаньон

№9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

глянц..вый уживч..вый настра..вать

№11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

наследу..мый задерж..шься лопоч..т

№12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Работать планировали в (не)исследованной местности.

Пришлось подписать (не)выгодный контракт.

Семён Ростиславович казался (не)довольным.

Вокруг тянулись (не)скончаемые виноградники.

(Не)дождавшиеся ужина путешественники легли спать.

№13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Наши деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и согласии.

Иной писатель кажется великаном, (ПО)ТОМУ что стоит (В)РОВЕНЬ с читателем.

К родителям относись ТАК(ЖЕ), как ты желал бы, ЧТО(БЫ) твои собственные дети относились к тебе.

(НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.

(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

№14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Точё(1)ый силуэт изображё(2)ой на картине девушки особе(3)о выделяется на фоне белё(4)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.

№15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

3) На улице весь декабрь то снег то дождь.

4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

5) Солнце пригревало совсем по-летнему и вернувшиеся из тёплых краёв скворцы начали вить гнезда.

№16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат(3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

№17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Каменистая дорога (1) вдоль (2) которой (3) стоят косматые старые березы (4) бесконечной полосой тянется за горизонт.

№19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 24.

(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.

(6)Но, как выяснилось, одно дело – читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое – жить ею в реальности.

(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал – мы решили, что это разбойники-грабители. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:

(20)– Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось…

(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени – моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, – пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке… (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз – и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё… (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (33)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями, умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…

(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (36)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса…

(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече.

(45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

* Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) – российский писатель, публицист.

20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера предложений.

1) Через несколько дней «индейской» жизни мальчики пали духом, потому что, оставшись одни, без присмотра взрослых, вынуждены были самостоятельно добывать себе пищу.

2) Старик сообщил, что на берегу этой речки раньше была большая деревня, но потом, когда река обмелела, люди разъехались кто куда.

3) Спустя много лет ничто не напоминало о том, что прежде на берегу речки Сисявы жили люди.

4) После разговора со стариком герой-рассказчик понял, что есть только один способ противостоять страшной неизбежности – радоваться каждой минуте жизни.

5) Герой-рассказчик решил, что нужно всем рассказать о встрече.

№21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера предложений.

1) Предложение 8 объясняет содержание предложения 7.

2) В предложениях 11 – 12 содержится повествование.

3) В предложении 14 представлено описание действий персонажа.

4) В предложении 45 представлено повествование.

5) В предложениях 2 — 3 представлено рассуждение.

№22. Из предложений 12 – 16 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 9 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство – А__________ («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»), с помощью которого передаётся добродушный юмор автора. В финальной части речевой строй текста меняется. Б__________ («печальный ковыль», «бездонной пропасти») придают раздумьям героя-рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп – В__________ (в предложении 28) – помогает создать образ безжалостного времени. Синтаксическое средство – Г__________ (предложение 36) – отражает глубину чувств юноши».