Контрольные и проверочные работы по русскому языку 2 класс

Решебник проверочные и контрольные работы по Русскому языку для 2 класса Максимова Т.Н.

Если родители школьников видят что их детям крайне тяжело дается изучение этого предмета то им стоит обратить их внимание на «ГДЗ по русскому языку за 2 класс Максимова (ВАКО) Проверочные и контрольные работы». Данная книга прекрасно справится с ролью карманного репетитора и будет всегда находиться рядом. Она подскажет правильное решение той или иной проблемы.

Значение курса русского языка

Дети начинают изучать эту важную дисциплину чуть ли не с первого дня в школе. За все это время они многое узнали и научились кое-чему. Но не время расслабляться. Впереди ждут новые испытания. На второй ступени изучения этого предмета внимание учащихся начальных классов будет сосредоточено на следующих весьма сложных темах:

  1. Звуки и буквы.
  2. Однокоренные слова.
  3. Главные члены предложения.
  4. Письмо. Орфография.
  5. Косвенная речь.
  6. Имена собственные.

Если ребята будут теряться во время ответа с места или у доски, то первым делом им необходимо избавиться от всех страхов. Поможет вернуть уверенность в собственных силах этот превосходный сборник уже решенных упражнений.

ГДЗ — качественное пособие по русскому языку за 2 класс Максимова проверочные и контрольные работы

Справочник с верными ответами и ключами к заданиям из учебника недаром входит в комплекс вспомогательной литературы. Он полностью соответствует нынешней школьной программе, современной методике обучения, требованиям государственного образовательного стандарта и тетради для контрольных и проверочных работ. Эффективность представленного справочника заключается в том, что благодаря ему ребятам не только удастся без труда выполнить заданные на дом номера. Они еще смогут как следует подготовиться к абсолютно любой проверке в классе. И этот процесс не вызовет у них панику или стресс.

Решебник для всех пользователей

«ГДЗ по русскому языку за 2 класс Максимова Т. Н. (ВАКО) Проверочные и контрольные работы» предназначено не только для школьников. С материалами представленными в сборнике готовых домашних заданий могут ознакомиться родители учащихся профессиональные педагоги практиканты репетиторы студенты педагогических вузов. Папам мамам и другим родственникам учащихся начальных классов пособие находящееся в онлайн-доступе поможет с легкостью проверить готовность ребят к урокам. Преподаватели благодаря ему сделают свои занятия более эффективными и занимательными. А студенты в свою очередь вспомнят все то что когда-то сами проходили в школе.

ГДЗ к учебнику по русскому языку за 2 класс Канакина В.П. можно скачать здесь.

ГДЗ к рабочей тетради по русскому языку за 2 класс Канакина В.П. можно скачать здесь.

ГДЗ к контрольно-измерительным материалам по русскому языку за 2 класс Курлыгина О.Е. можно скачать здесь.

ГДЗ к проверочным работам по русскому языку за 2 класс Канакина В.П. можно скачать здесь.

ГДЗ к тетради учебных достижений по русскому языку за 2 класс Канакина В.П. можно скачать здесь.

ГДЗ к рабочей тетради по русскому языку за 2 класс Тихомирова Е.М. можно скачать здесь.

ГДЗ к проверочным работам по русскому языку за 2 класс Тихомирова Е.М. можно скачать здесь.

ГДЗ к страницам

Упс! Какое-то из ваших приложений или расширений браузера ломает код сайта. Пожалуйста, выключите их и перезагрузите страницу.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 2 класс

Проверочные диктанты и контрольные списывания 2 класс по темам.

Содержимое разработки

1. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ по темам: « «Речь», «Гласные звуки и буквы», «Согласные звуки и буквы».

Солнце сильно грело землю. День был жаркий. Ребята пошли в лес. Девочки стали рвать ягоды и петь песни. Мальчики играли в жмурки. Всем было весело.

Грамматическое задание.

В первом предложении подчеркнуть буквы, которые обозначают согласные звуки.

Выписать гласные буквы из второго предложения.

Выписать из текста односложные слова.

2. ДИКТАНТЫ по теме «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн».

Сережа и Полина зашли в чащу леса. Там цвели ландыши. Хороши эти чудесные цветочки! Они похожи на маленькие чашечки. Ландыши любят расти в глуши.

Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. У воды шумят камыши. Волны тихо плещут у берега. Боря Чайкин закинул удочки. Попались две большие щуки. Хорошие рыбы!

Грамматическое задание.

Подчеркнуть в словах гласные после шипящих.

Выписать слова с сочетанием ЧК; указать количество слогов.

3. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ за 1 четверть.

Пятый час. Идут с работы мама и папа. Юля ставит на стол чайную посуду. Леня принёс свежие булки. Все будут пить душистый чай. Хорошо!

Грамматическое задание.

В третьем предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

подчеркнуть сочетания ЖИ, ШИ, ЧА.

Выписать слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Из пятого предложения выписать односложные слова.

4. ДИКТАНТ по темам «Правописание букв, обозначающих мягкость согласных звуков», «Раздельное написание слов и предлогов», «Знаки препинания в конце предложения».

Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки катят снежный ком. Они лепят зайца. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Яша сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно.

Грамматическое задание.

Во втором предложении найти и подчеркнуть главные члены предложения.

В третьем предложении подчеркнуть буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Разделить слова для переноса: крыльцо, Игорь, девочки, зайца.

5. ДИКТАНТ по теме «Правописание слов с безударными гласными».

Зима. Мороз. С неба летят пушистые снежинки. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Настали ясные деньки. Детвора идёт бегать на лыжах и на коньках. Хорошо зимой!

Грамматическое задание.

Выпишите из текста 2 слова с безударными гласными, подчеркните, подберите проверочные слова.

В третьем предложении подчеркните главные члены.

Выпишите слова, которые нельзя переносить.

6. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ за вторую четверть.

Декабрь. Скоро Новый год. Ночью была вьюга. Сильный мороз. На реке лёд.

В комнату внесли большую ёлку. Ребята сами делают игрушки. Вот на лесной красавице хлопушки, бусы, бумажные цепи, кольца. Мальчики вешают звёздочки. Нарядная ёлка!

Грамматическое задание.

Выпишите из текста два слова с мягким знаком. Первое слово с разделительным мягким знаком, во втором слове мягкий знак – показатель мягкости.

Подчеркните главные члены в седьмом предложении.

Используя слова каждой строчки, составьте предложения. Дайте название рассказу.

пушистый, накрыл, деревья, снег

снегу, много, следов, видно, на

ночью, вот, проскакал, хорёк

следы, медвежьи, к, берлоге, ведут

полянке, оставлены, на, следы, заячьи

7. ДИКТАНТ по темам «Употребление заглавной буквы», «Написание слов с безударными гласными», «Правописание слов с разделительным мягким знаком».

Павлик и Юра – братья. Они живут в селе Нива. Днём мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал щуку.

Грамматическое задание.

Выписать из текста три слова, которые пишутся с заглавной буквы.

В третьем предложении подчеркнуть главные члены.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по темам «Предложение» и «Части речи».

Аня Соколова и толя Суботин ходили в лес Харашо зимой в лису! Вот слиды птиц. На уроке русского языка рибята напишут расказ.

Составьте предложения. Подчеркните главные члены.

лесную, полянку, солнце, пригрело, весной

бегут, весело, по, ручьи, полям

из, медведь, выбрался, берлоги

в, звонко, поют, лесу, птицы

Раздели слова в два столбика (кто?, что?).

Рак, село, ягода, ворона, Иван, дождь, поляна, лисица.

Выпиши слова, обозначающие действие предметов.

Бежит, весна, белеет, беленький, вьют, улица, рисует, тает.

Напиши признаки предметов.

6. Раздели текст на предложения. Запиши.

Дни стали короче солнце светит мало часто идёт дождь всюду сырость птицы летят в тёплые края.

В последнем предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

8. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (за 3 четверть) по темам «»Предлоги», «Парные согласные и безударные гласные».

Весна идёт по стране. В лесу и на полях стало тепло. Светит яркое солнышко. Весело кричат грачи. Шумно бурлит река. Плывёт лёд. Вода вышла из берегов. Деревья стоят в воде.

Заяц сидит на пеньке. Он промок и дрожит.

Грамматическое задание.

Разобрать по членам предложения шестое и седьмое предложение.

Выписать слово из двух слогов с проверяемой безударной гласной.

9. ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «Правописание слов с безударными гласными и парными согласными».

Настали чудные деньки. Журчат ручьи. У крыльца пушистая травка. В сад вернулись скворцы. Школьники идут гулять в рощу. Там птички вьют гнёзда. На лужайках много цветов. Дети рады теплу и весне. За ребятами бежит собака Белка.

Грамматическое задание.

В первом и в четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

Выписать два слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Перед словом написать проверочное слово. Написать ещё одно слово на то же правило.

Выписать слово с парным согласным в корне. Перед словом написать проверочное слово. Написать ещё одно слово на то же правило.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом чистые и пушистые. Искали малыши корм. Щипали утята травку.

Нашли проказники большую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из трубы грязные. Стала утка-мать отмывать детей в речке.

— О чём текст? Озаглавь текст. Спиши.

Грамматическое задание.

Подчеркни слова, которые по-разному называют утят.

Найди в тексте два слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, выпиши. Придумай на это правило ещё два слова, запиши их.

Найди два слова с мягким знаком-показателем мягкости, выпиши. Подбери ещё три слова на это правило, запиши их.

Выпиши первое предложение. Выдели в нём главные члены предложения. Определи части речи в этом предложении.

Раздели слова для переноса: пушистые, речка, утята, корм, гуськом.

Сделай звуко-буквенный анализ слова утята.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

Цель: проверить навыки правописания гласных после шипящих, безударных гласных, звонких и глухих согласных, разделительного мягкого знака, ь – показателя мягкости, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами.

Запиши однокоренные слова группами.

Снег, цветник, звонкий, снеговик, садик, звон, рассада, садовник, цветной, звонить, сад, цветёт, снежок, цветок, снежинка, цвет, звонок, посадить, снегурочка, звоночек.

Запиши текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Пришла (… ) в..сна. На (….) р..ке растаял лёд. (…) В..да (…) зат..пила (…) б..рега.

В (…) с..сновом (…) б..ру (…) з..мля ещё покрыта снегом. Но скоро (…) заз..ленеют (…) д..ревья. На лугах (…) зап..стреют (…) цв..ты.

3. Подбери названия (имена собственные) следующим предметам и запиши.

Собака …, корова …, кот …, река …, улица …, город …, деревня ….

Раздели слова в две группы: в первую – с разделительным мягким знаком, во вторую – со смягчающим мягким знаком.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница, льёт, крыльцо, счастье, сильный, пальцы.

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. устно подбери проверочные слова.

Зима началась лё..кими м..ро..цами. Принарядила она дере..ца и кусты в белые шу..ки. На каждый сугро.. надела ша..ку. Под сне.. на ночь спрятала ря..чика. А м..две..ь уже с осени зале.. в берлогу.

Запиши пословицы, вставь пропущенные буквы.

Ш..ла в мешке не утаишь.

Ч..жая душа – потёмки.

Сам погибай – а т..варищ.. выруч..й.

10. КОНТРОЛЬНЫЙ ГОДОВОЙ ДИКТАНТ ЗА 2 КЛАСС.

Варианты текстов для диктанта.

Настали чудные деньки. Журчат ручьи. У крыльца пушистая травка. В сад вернулись скворцы. Школьники идут гулять в рощу. Там птички вьют гнёзда. На лужайках много цветов. Дети рады теплу весне. За ребятами бежит собака Белка.

Скоро зацветёт школьный сад. В ветвях деревьев будут строить свои гнёзда птицы. В гнёздах запищат маленькие птенчики. Будут птицы кормить их мошками, жирными гусеницами. Много вредных насекомых поедят наши друзья. Сад станет зелёным и красивым.

Кончился учебный год. Ребята поедут в деревню на дачу. Они будут ходить за грибами и ягодами. Анна Воробьёва едет на Волгу. Слава Ильин полетит самолётом на озеро Байкал.

Детей ждут походы, дороги, широкий простор. Осенью они приедут в родной город Москву.

Грамматическое задание.

В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения и определить части речи.

Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

Контрольные и проверочные работы для 2 класса

Мама дала Грише денег на покупку хлеба. Он потратил 25 рублей на хлеб, и у него осталось 15 рублей. Сколько денег дала мама Грише?

В бочке было 54л кваса. Часть кваса перелили в бидон, и в бочке осталось 24л кваса. Сколько литров кваса перелили в бидон?

Миша прыгнул в длину на 1м 4дм, а его брат на 10дм. На сколько один мальчик прыгнул дальше, чем другой?

Овца живет 15лет, а заяц 10лет. На сколько лет овца живет дольше зайца?

На одной полке 25 книг, на другой 35 книг, а в книжном шкафу столько, сколько на двух полках. Сколько книг в книжном шкафу?

Стул стоит 32 рубля, кресло 59 рублей, а диван столько, сколько стул и кресло вместе. Сколько стоит диван?

В бидоне было 30 литров молока. Утром из него взяли 15л молока, а вечером – еще 5л молока. Сколько литров молока осталось в бидоне?

У продавца в одном ящике 40кг яблок, а в другом ящике 10кг яблок. Он продал 2кг яблок. Сколько килограммов яблок осталось у продавца?

Садовник срезал 57 красных роз, а чайных роз на 24 меньше. Сколько всего роз срезал садовник?

У Славы было 5 легковых машинок и 4 грузовых. Ему подарили еще гоночные машинки, теперь у него 15 машинок. Сколько гоночных машинок подарили Славе?

На карусели каталось 16 детей. Потом пришли еще 4 мальчика, а 8 девочек ушли. Сколько детей стало на карусели?

У фермера было 57 серых кроликов, 30 белых кроликов и 10 черных кроликов. Сколько всего кроликов было у фермеров?

Журнал имеет ширину 25см. Он уже газеты на 16см. Какой ширины газета?

В вазе лежат 7 яблок и 6 груш, а в коробке столько конфет, сколько фруктов в вазе. Сколько конфет в коробке?

У карликового кита длина тела 6м, а у южного кита 18м. На сколько карликовый кит короче южного кита?

У человека 32 зуба, а у мыши 16 зубов. На сколько меньше зубов у мыши, чем у человека?

Когда пароход причалил к пристани, на берег сошли 43 пассажира, а 38 пассажиров остались на пароходе. Сколько пассажиров было на пароходе сначала?

Мама получила отпуск на 25 дней. Несколько дней она провела на даче, а оставшиеся 13 дней отдыхала в санатории. Сколько дней мама провела на даче?

Мама купила 1 десяток яиц и еще 3 яйца. Когда съели несколько яиц, то осталось 10 яиц. Сколько яиц съели?

У Маши было 4 куклы и 5 матрешек. Несколько игрушек она подарила подруге, а у нее осталось 6 игрушек. Сколько игрушек она подарила подруге?

На одной неделе рабочий работал 48 часов, на второй неделе на 6 часов меньше. Сколько всего часов работал рабочий в течение двух недель?

Папа ехал двое суток и 15 часов. Сколько часов ехал папа?

Пароход шел из одного порта в другой 42 часа. Сколько это суток и часов?

Пчеловод получил из трех ульев 72 кг меда. Из первого улья он получил 24 кг, из второго 30 кг. Сколько кг меда получил пчеловод из третьего улья?

Пчеловод получил из одного улья 25 кг меда, из другого на 7 кг больше. Сколько кг меда получил пчеловод из двух ульев вместе?

В ящике было 52 мандарина. Из них одному покупателю продали 15 мандаринов, другому покупателю продали 30 мандаринов. Сколько мандаринов осталось в ящике

Мама собрала в курятнике в понедельник 34 куриных яйца, во вторник — 25 яиц, в среду — 28 яиц. Сколько всего яиц собрала мама за три дня?

Пекарь продал до обеда 28 буханок хлеба из 63-х, а после обеда 17 буханок. Сколько буханок хлеба осталось?

У учителя было 100 ручек. Ученикам первого класса он дал 55 ручек, а ученикам второго класса на 17 ручек меньше. Сколько ручек осталось у учителя?

В школе 37 мальчиков, а девочек на 12 больше. Сколько всего учеников в школе?

Предварительный просмотр:

1 Решить задачу. 1 вариант

В одной бочке засолили 33 кг помидоров, а в другой на 7кг меньше. Сколько кг помидоров засолили

2. Решить задачу.

На аллее растет 37 кленов , лип на 16 больше, чем кленов, а берез на 12 меньше, чем лип. Сколько берез растет на аллее?

3. Реши примеры столбиком.

64+20 97-50 79-18 85-26

80+19 75+16 60-10 100-47

1. Решить задачу. 2 вариант

В озере плавали 18 лебедей, уток на 5 меньше, чем лебедей. А гусей столько, сколько лебедей и уток вместе. Сколько гусей плавало в озере?

2. Решить задачу.

Для ремонта школы купили 50 банок белой краски, синей на 12 меньше, чем белой, а коричневой на 15 банок больше, чем синей. Сколько банок коричневой краски было куплено?

3. Найди значения выражений.

64+30 39-20 60-4 63-37

80+18 35+16 40-20 100-62

1 Решить задачу. 1 вариант

В одной бочке засолили 33 кг помидоров, а в другой на 7кг меньше. Сколько кг помидоров засолили обеих бочках ?

2. Решить задачу.

На аллее растет 37 кленов , лип на 16 больше, чем кленов, а берез на 12 меньше, чем лип. Сколько берез растет на аллее?

3. Реши примеры столбиком.

64+20 97-50 79-18 85-26

80+19 75+16 60-10 100-47

1. Решить задачу. 2 вариант

В озере плавали 18 лебедей, уток на 5 меньше, чем лебедей. А гусей столько, сколько лебедей и уток вместе. Сколько гусей плавало в озере?

2. Решить задачу.

Для ремонта школы купили 50 банок белой краски, синей на 12 меньше, чем белой, а коричневой на 15 банок больше, чем синей. Сколько банок коричневой краски было куплено?

3. Найди значения выражений.

64+30 39-20 60-4 63-37

80+18 35+16 40-20 100-62

Предварительный просмотр:

1. Напиши предыдущее и последующее число.

2. Напиши пропущенные числа.

3. Напиши внизу число римскими цифрами.

4. Напиши внизу число арабскими цифрами.

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРЬ 1. Напиши, какой это месяц:

2. Напиши даты числами.

5 февраля — 5. II

3. Напиши даты словами.

КАЛЕНДАРЬ 1. Напиши, какой это месяц:

2. Напиши даты числами.

5 февраля — 5. II

3. Напиши даты словами.

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ НА ВРЕМЯ

ЗАДАНИЯ НА ВРЕМЯ

Предварительный просмотр:

ВРЕМЕНА ГОДА: год, месяц, неделя.

1. Вычисли. Какое слово получишь в ответе?

10 + 30 + 3 = . 77 = Л
40 + 30 + 5 = . 75 = A
50 + 20 + 7 = . 58 = Ь
30 + 20 + 5 = . 97 = Р
30 + 50 + 7 = .

10 + 20 + 3 = . 87 = Н
60 + 10 + 5 = . 33 = Д
30 + 60 + 7 = . 55 = E
40 + 10 + 8 = . 43 = K

2. Дни недели можем записать так: 3 марта- 03. 03; 31 декабря — 31.12.
Запиши числами: 13 апреля — . 24 марта — . 6 июня — . 2 мая — . 19 oктября — . 1 декабря — . .

3. Летние каникулы начались 1 июня и продолжались до 31 августа.
Сколько месяцев длились летние каникулы? .
Осень началась 22 сентября и продолжалась до 21 декабря.
Сколько месяцев и сколько дней длилась осень.

4. Сколько лет и сколько месяцев?
Например: 14 месяцев — 1 год и 2 месяца

15 месяцев- . 18 месяцев — .
13 месяцев -. 24 месяцев — .
17 месяцев — . 27 месяцев — .

Предварительный просмотр:

Большая стрелка измеряет минуты, она называется минутной стрелкой.
Часы показывают, что после 8 часов прошло 5 минут.
Можно сказать: 5 минут девятого или 8.05.

1. Было 3 часа. Отметь, сколько минут прошло после 3-х часов.

В 1 ЧАСЕ 60 МИНУТ

2. Отметь, сколько минут прошло после 7-ми.
3. Нарисуй минутную стрелку.

Предварительный просмотр:

Проверь работу, найди 6 ошибок, исправь их. Найди однокоренные слова, выдели в них корень.

Пришла зима. Ночью лужы затинуло льдом. Подул резкий ветер. Хлопьями падает снег. Он засыпает все дорожки, лижит шапками на сучьях берез и дубов.

Ребята побижали на улицу. Там они играли в снижки, липили снеговика.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Таблицы Русский язык 1 — 4 классы

Содержание Фонетический анализ слова. Состав слова. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Части речи. Имя существительное: — одушевлённые, неодушевлённые; — род; — род неизменяемых существительных: — число. вперёд

12. Глагол. — форма глагола; — начальная форма глагола; — личные формы глагола; — вид глагола; — лицо глагола; — число глагола; — спряжение глагола; — определение спряжения; — окончания личных форм глагола; — время глагола; — наклонение глагола: изъявительное, условное, повелительное . Содержание вперёд назад

13. Наречие. — связь наречия с частями речи; — признаки наречия; — правописание наречий. 14. Числительное. — состав числительных. 15. Правописание: — ь (мягкий знак) в числительных — ё после шипящих; — о после шипящих; — и после ц; — приставки без-, бес-, из-, ис -, раз-, рас-. Содержание назад

Фонетический анализ слова Ямка, [ й `] – согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный; [ а ] — гласный, ударный; «эм» — [ м ] – согласный, твёрдый, парный ( [ м ’] ), звонкий, непарный; «ка» — [ к ] – согласный, твёрдый, парный ( [ к ’] ), глухой, парный ( [ г ] ); «а» — [ а ] – гласный, безударный; ямка – 4 буквы, 5 звуков. ям-ка, [ й ` амка ] , 2 слога «я» содержание

Состав слова ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА ( служат для образова- ния новых слов ) ОКОНЧАНИЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ (служит для связи слов в предложении) СТОЛ НА СТОЛЕ КОРЕНЬ ПРИСТАВКА СУФФИКС ЗАМОРОЗК И ПРИШКОЛЬНЫЙ мороз школа содержание

Черёмуха цветёт в мае. Что? черёмуха — подлежащее (имя сущ.) Что делает? цветёт — сказуемое (глагол) Главные члены предложения КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ? Подлежащее Сказуемое содержание

О ком или о чём говорится в предложении. Кто? Что? В предложении выражено: Главные члены предложения П о д л е ж а щ е е именем существительным: местоимением: сочетанием слов: Ученик сел за парту . Он старательно выполняет задание . Юрий Клочков ученик третьего класса. содержание

С к а з у е м о е Главные члены предложения Действие предмета, его состояние, чувства. В предложении выражено: глаголом: именем прилагательным именем существительным краткой формой имени прилагательного содержание

Главные члены предложения С К А З У Е М О Е глагол Тюльпаны цветут в мае. Что делают? содержание 1. выражено глаголом

Главные члены предложения С К А З У Е М О Е В этом году зима холодная. (была) будет холодная. содержание 2. выражено прилагательным

Главные члены предложения С К А З У Е М О Е им. сущ. Мой брат студент. Есть? Был? Будет? содержание 3. выражено именем существительным

Главные члены предложения С К А З У Е М О Е кр. ф. прилаг. Цветы красивы. Каковы? содержание 4. выражено краткой формой имени прилагательного

Второстепенные члены предложения Где? Как? Когда? Зачем? Почему? Как долго? Какой? Чей? Какая? Чья? Какое? Чьё? Какие? Чьи? Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? дополнение определение обстоятельство содержание

Второстепенные члены предложения Где? Как? Когда? Зачем? Почему? Как долго? Какой? Чей? Какая? Чья? Какое? Чьё? Какие? Чьи? Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? дополнение определение обстоятельство содержание

Второстепенные члены предложения Признак предмета. Какой? Чей? Какая? Чья? Какое? Чьё? Какие? Чьи? именем прилагательным, именем существительным. Определение ~~~~~~~~~~~~~~~~~ Мы собирали грибы в еловом лесу. Лисья нора очень глубокая. ~~~~~~~ ~~~~~~~ содержание выражено

Второстепенные члены предложения На какой предмет или явление направлено действие. Дополнение именем существительным. Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Мы собирали грибы в еловом лесу. содержание выражено

Второстепенные члены предложения Как, когда, где, по какой причине совершается действие. Обстоятельство Где? Как? Когда? Зачем? Почему? Как долго? именем существительным, наречием. Мы собирали грибы в еловом лесу . содержание выражено

Ё после шипящих В корне слова чёлка, шёпот, жёлудь, ожёг(гл.), поджёг(гл.) 2. В окончаниях глаголов печёшь, течёт 3. В суффиксах печёный, лишённый, вооружён, затушёвывать — затушёвка, учёный – учёба, тушёный — тушёнка содержание

О после шипящих В окончаниях существительных и прилагательных свечой, чужой 2. В суффиксах существительных и прилагательных волчок, зайчонок, грошовый, ежовый 3. На конце наречий горячо, свежо, хорошо содержание

О после шипящих В словах – исключениях (под ударением) шов, шорох, крыжовник, капюшон, шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога, обжора, чокаться, чопорный, шорник, вечор, ожог(сущ.), поджог (сущ.), трущоба, трещотка. В корне иноязычных слов (без ударения) Жонглёр, шоколад, шоссе, жокей и т.д. содержание

И ПОСЛЕ Ц В корне слова: цирк, цифра, циркуль ИСКЛЮЧЕНИЯ Цыган, на цыпочках, цыплёнок, цып – цып, цыц, цыкнуть В словах на – ция : акация, секция, станция Ы ПОСЛЕ Ц 1. В окончании: ресницы, птенцы, скворцы 2. В суффиксах: лисицын (хвост), сестрицын содержание

ПРИСТАВКИ БЕЗ- ИЛИ БЕС- ИЗ- ИЛИ ИС- РАЗ- ИЛИ РАС БЕЗ- ИЗ- РАЗ- + ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ бездомный издать разбить БЕС- ИС- РАС- + ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ бесшумный испечь расписать содержание

ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Наречие Числительное Предлог Союз Частица Междометие содержание

Имя существительное предмет кто? что? род число, падеж скло- нение содержание

Имя существительное Одушевлённые Кто? Неодушевлённые Что? девочка, кошка, медведь дом, часы, машина содержание

Имя существительное РОД МУЖСКОЙ ЖЕНСКИЙ СРЕДНИЙ ОН ОНА ОНО тигр брат стол мышь сестра книга солнце дерево поле содержание

Новое пальто, вкусное какао Горячий кофе, розовый фламинго Имя существительное РОД неизменяемых имён существительных надо запоминать! М.р. – пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе. Ср.р. – пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню. содержание

Единственное Множественное Имя существительное ЧИСЛО Имена существительные изменяются по числам птица звезда яблоко птицы звёзды яблоки содержание

Имя существительное ЧИСЛО В русском языке есть имена существительные, которые употребляются часы, грабли, весы, ножницы, брюки, сливки, каникулы только в форме множественного числа: только в форме единственного числа: мёд, молоко, соль, ловкость, трусость содержание

Г Л А Г О Л Форма Вид Наклонение Спряжение Время Лицо Правописание содержание

Форма глагола говорить принести беречь Что делаю? (Я) Что делаешь? (ТЫ) Что делает? (ОН, ОНА, ОНО) Что делаем? (МЫ) Что делаете? (ВЫ) Что делают (ОНИ) Личная Начальная Что делать? (несовершенный вид) Что сделать? (совершенный вид) содержание

Начальная форма глагола Начальная форма образуется при помощи суффиксов — ть, -ти, -чь . Суффиксы — ть, -ти, -чь в основу глагола не включаются, так как они образуют не новое слово, а начальную форму. Купить, обедать, войти, беречь, лечь содержание

Личные формы глагола Слово личные образовано от слова лицо (сравни: личные местоимения). Следовательно, глагол в личной форме указывает на то, что эти формы связаны с лицом (говорящим, слушающим; с тем, о ком или о чём говорят) Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие: я говор ю ты говор ишь она говор ит мы говор им вы говор ите они говор ят содержание

Вид глагола несовершенный совершенный Вид глагола – это его обязательный , постоянный признак. Глаголы совершенного и несовершенного вида – это два разных слова с разными значениями. Сравни: Н.В. ЧИТАЕТ ДОЧИТЫВАЕТ С.В. ПРОЧИТАЛ ДОЧИТАЛ содержание

Лицо глагола Глаголы в форме 1-го лица указывают на то, что действие совершается говорящим. Я пишу письмо. Мы пишем письма. Глаголы в форме 2-го лица указывают на то, что действие совершает тот, к кому обращаются. Вечером ты поможешь маме. Летом вы поможете бабушке. Глаголы в форме 3-го лица обозначают действие, которое совершает тот, о ком (о чём) говорят. Он отвечает на вопрос. Они отвечают на вопросы. содержание

Число глагола Глаголы могут употребляться в форме единственного и в форме множественного числа. Ед. ч. 1-е лицо цвет у цвет ём Мн. ч. 2-е лицо цвет ёшь цвет ёте 3-е лицо цвет ёт цвет ут содержание

Спряжение глагола — изменение глагола по лицам, числам и система его личных окончаний. II спряжение Н.ф. — ИТЬ (кроме брить, стелить) + гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть и вертеть, и ещё дышать, смотреть I спряжение Все остальные глаголы. содержание

Как определить спряжение глагола Если окончание ударное, спряжение определить легко. 2. Если окончание безударное , образуй форму 3-го л. мн.ч. (в этой форме иногда ясно можно услышать окончание — — ут/ют, ат/ят ) или начальную форму. 3. Если в н.ф. глагол оканчивается на – ИТЬ (кроме брить, стелить), то это глагол II спр. 4. Если в н.ф. глагол не оканчивается на – ИТЬ , и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол I спряжения. содержание

2-е лицо мн.ч. мн.ч. ед.ч. ед.ч. 3-е лицо 1- е лицо II спр. I спр . -ю (-у) -ёшь -ёт -ём -у (-ю) -ит -им -ите -ят -ишь -ёте -ют Окончания личных форм глагола содержание

настоящее прошедшее будущее момент речи читал читаю буду читать содержание

изъявительное условное повелительное Н А К Л О Н Е Н И Е содержание

Изъявительное наклонение — действие происходит на самом деле. Мне подарили собаку. Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам. содержание

Условное наклонение о действии говорится как о желаемом, возможном. Подарили бы мне собаку. Глаголы в форме условного наклонения по временам не изменяются. Форма условного наклонения образуется при помощи слова в форме прошедшего времени и частицы бы . содержание

Глаголы в форме повелительного наклонения Не изменяются по временам. Форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего) времени при помощи суффикса — и : убери , сними Повелительное наклонение обозначает совет, просьбу, приказ. Подарите мне собаку! содержание

Н А Р Е Ч И Е — неизменяемая часть речи Где? Куда? Когда? Откуда? близко, сбоку налево, вверх сегодня, поздно издалека Как? Зачем? Почему? смело специально поневоле Наречие не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. содержание

Н А Р Е Ч И Е Наречие может быть связано с глаголом наречием существительным прилагательным содержание

Н А Р Е Ч И Е Как часть речи наречие обозначает признак действия (разговаривали как? долго) признак другого признака (интересный в какой степени? очень, быстро в какой мере? слишком) признак предмета (яйцо какое? всмятку) содержание

Мягкий знак на конце наречий после шипящих. После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак. Прочь, сплошь, невмочь, вскачь, настежь. И С К Л Ю Ч Е Н И Я: Уж, замуж, невтерпёж. содержание

Имя числительное — часть речи, которая называет количество предметов, порядковый номер при счёте . Количественные числительные – сколько ? Два, пять, шестнадцать . Порядковые числительные – Какой? Какая? Какое? Какие? Седьмой, девятый, пятнадцатый. содержание

Пятьдесят, семьдесят, семьсот Состав числительных Три, сорок, тринадцать, тридцать. или = простое Двадцать один, сто семьдесят восемь Несколько слов = составное = сложное содержание

5 — 19, 20, 30 — Правописание в числительных (мягкого знака) ь 50 — 80, 500 — 900 — ь ь Пять, тринадцать, восемнадцать, тридцать Пятьдесят, восемьдесят, пятьсот, девятьсот содержание

Ё после шипящих В корне слова чёлка, шёпот, жёлудь, ожёг(гл.), поджёг(гл.) 2. В окончаниях глаголов печёшь, течёт 3. В суффиксах печёный, лишённый, вооружён, затушёвывать — затушёвка, учёный – учёба, тушёный — тушёнка содержание

О после шипящих В окончаниях существительных и прилагательных свечой, чужой 2 . В суффиксах существительных и прилагательных волчок, зайчонок, грошовый, ежовый 3. На конце наречий горячо, свежо, хорошо содержание

О после шипящих 4. В словах – исключениях (под ударением) шов, шорох, крыжовник, капюшон, шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога, обжора, чокаться, чопорный, шорник, вечор, ожог(сущ.), поджог (сущ.), трущоба, трещотка. 5. В корне иноязычных слов (без ударения) Жонглёр, шоколад, шоссе, жокей … содержание

И ПОСЛЕ Ц В корне слова: ци рк, ци фра, ци ркуль ИСКЛЮЧЕНИЯ Цы ган, на цы почках, цы плёнок, цы п – цы п, цы ц, цы кнуть В словах на – ция : ака ци я, сек ци я, стан ци я Ы ПОСЛЕ Ц 1. В окончании: ресни цы , птен цы , сквор цы 2. В суффиксах: лиси цы н (хвост), сестри цы н содержание