Управление проектами — контрольная работа

2. Самое раннее возможное окончание операции (РО) предшествующей операции становится временем самого раннего возможного начала последующей операции (РН).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА И КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Проектирование систем электроснабжения: Программа, методические указания и задания на контрольную работу и курсовой проект / Сост.: Н.В.Роженцова, Э.Г.Сибгатуллин. — Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2008, – 76 с.

Приведены общие рекомендации по работе над курсом, программа дисциплины, методические указания по изучению курса «Проектирование систем электроснабжения», варианты курсового проекта.

Предназначены для студентов-заочников специальности 140610.65

© Казанский государственный энергетический университет, 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие методические указания являются пособием по изучению курса «Проектирование систем электроснабжения». В методических указаниях изложены основные вопросы, подлежащие изучению по данному курсу, даны положения и рекомендации, необходимые студенту.

Целью курсового проекта является закрепление и углубление знаний, полученных студентом при изучении курса «Проектирование систем электроснабжения».

Самостоятельная работа студента по проектированию служит хорошей подготовкой к выполнению дипломного проекта, закрепляет навыки инженерного проектирования.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД КУРСОМ

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ»

Работа студента над курсом «Проектирование систем электроснабжения» слагается из следующих элементов: самостоятельное изучение разделов и тем курса по учебникам и учебным пособиям с последующей самопроверкой и выполнением курсового проекта; индивидуальные консультации (очные и письменные); посещение лекций; сдача зачета; сдача экзамена по всему курсу.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Начинать изучение курса необходимо с рассмотрения его содержания по программе, затем приступить к рассмотрению отдельных тем. Сначала знакомятся с содержанием вопросов данной темы, их последовательностью, а затем уже приступают к изучению содержания темы. При первом чтении необходимо получить общее представление об излагаемых вопросах. При повторном чтении необходимо параллельно вести конспект, в который заносить все основные понятия, впервые встретившиеся термины с кратким пояснением их сущности. По возможности старайтесь систематизировать материал, представляйте его в виде блок-схем, таблиц – это облегчает запоминание материала и позволяет легко восстановить его в памяти при повторном обращении. Не старайтесь конспектировать отдельные факты и цифры, их всегда можно отыскать в соответствующих справочниках. Вникайте в сущность того или иного вопроса – это способствует более глубокому и прочному усвоению материала.

КОНСУЛЬТАЦИИ

При возникновении затруднений при изучении теоретической части курса, поиске ответов на вопросы для самопроверки или выполнении курсового проекта следует обращаться за письменной или устной консультацией к преподавателю в университет. При этом необходимо точно указать вопрос, вызывающий затруднение, место в учебнике, где он разбирается.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА И КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

В процессе изучения курса «Проектирование систем электроснабжения» студент должен выполнить контрольную работу и курсовой проект. Контрольную работу и курсовой проект необходимо выполнять по мере изучения соответствующих тем курса. Неудача при выполнении контрольной работы и проекта показывает, что тема недостаточно проработана. Необходимо вернуться к рассмотрению основных положений этой темы.

Контрольная работа и курсовой проект должны выполняться самостоятельно, так как они являются формой методической помощи студентам при изучении курса. Преподаватель – рецензент указывает студенту на недостатки в усвоении им материала, что позволяет устранить их к зачету и экзамену.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Для более прочного усвоения теоретического материала в период установочной или лабораторно-экзаменационной сессии для студентов проводятся практические занятия, на которых решаются задачи по основным разделам пройденного курса.

ЛЕКЦИИ

В период установочной или экзаменационной сессии студентам читаются лекции обзорного характера, на которых проводится обзор наиболее важных тем и разделов курса, а также рассматриваются вопросы, недостаточно полно или точно освещенные в учебной литературе или вызывающие затруднения у большого числа студентов.

ЗАЧЕТ

Студенты сдают зачет после выполнения курсового проекта и практи-

ческих работ. При сдаче зачета студент представляет отчет о выполнении работ, предусмотренных планом. Для сдачи зачета необходимо ответить на контрольные вопросы.

ЭКЗАМЕН

К сдаче экзамена допускаются студенты, имеющие зачтенный курсовой проект.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ДС.4

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Семе- стрыЭкза- меныКонт- роль- ные работыКурсо- вой проектЧасы учебных занятийСамос-тоятель-ные работы
ВсегоЛекцииПрак- тикаЛабора- торные работы

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Классификация приемников электроэнергии и их общие характеристики. Характерные приемники электроэнергии: силовые общепромышленные установки; электрические осветительные установки; преобразовательные установки; электродвигатели производственных механизмов; электрические печи и электротермические установки; электросварочное оборудование. Основные электроприемники жилых и общественных зданий.

РАЗДЕЛ I. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ

Графики электрических нагрузок и показатели, характеризующие приемники электроэнергии: коэффициент использования; коэффициент включения; коэффициент загрузки; коэффициент формы; коэффициент максимума; коэффициент заполнения графиков нагрузки; коэффициент спроса; коэффициент разновременности максимумов активных нагрузок; математическое описание электрических нагрузок.

РАЗДЕЛ II. РАСЧЕТНЫЕ НАГРУЗКИ И МЕТОДЫ ИХ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Классификация методов расчета электрических нагрузок. Основные методы расчета электрических нагрузок: метод коэффициента спроса; статистический метод; определение расчетной нагрузки по средней мощности и коэффициенту формы; метод упорядоченных диаграмм. Вспомогательные методы расчета электрических нагрузок: метод удельной нагрузки на единицу производственной площади. Определение расчетных нагрузок с учетом однофазных приемников. Определение пиковых нагрузок. Определение расчетных нагрузок на различных ступенях системы электроснабжения. Расчетные электрические нагрузки жилых и общественных зданий.

РАЗДЕЛ III. ПОДСТАНЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Назначение и схемы электрических соединений подстанций промышленных предприятий. Конструктивное выполнение подстанций. Выбор числа и мощности трансформаторов и типа подстанций. Определение основных параметров трансформаторов. Параллельная работа трансформаторов. Электрические сети жилых зданий. Электрические сети общественных зданий.

РАЗДЕЛ IV. ЦЕХОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ

Классификация производственных помещений по характеру микроклимата. Схемы цеховых электрических сетей: магистральные, радиальные и смешанные схемы. Конструктивное исполнение цеховых электрических сетей. Конструктивное исполнение, схемы и расчет троллейных сетей. Выбор комплектных шинопроводов, распределительных шкафов и пунктов. Понятие о реактивной мощности, ее источниках и приемниках. Средства компенсации реактивной мощности. Способы уменьшения потребления реактивной мощности. Выбор мощности и размещения компенсирующих устройств.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. Обзорная лекция по разделу «Электрические нагрузки»(2 часа).

Лекция 2.Обзорная лекция по разделу «Расчетные нагрузки и методы их определения» (2 часа).

Лекция 3. Обзорная лекция по разделу «Подстанции промышленных предприятий» (2 часа).

Лекция 4. Обзорная лекция по разделу «Цеховые электрические сети»(4 часа).

Лекция 5. Обзорная лекция по разделу «Защита цеховых электрических сетей» (2 часа).

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семестр

Занятие 1.Практическое занятие по разделам: «Расчетные нагрузки и методы их определения», «Цеховые электрические сети» (2 часа).

Семестр

Занятие 1.Практическое занятие по разделу «Цеховые электрические сети» ( 2 часа).

Занятие 2.Практическое занятие по разделу «Защита цеховых электрических сетей» (2 часа).

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторная работа 1.Компенсация реактивной мощности (4 часа).

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Нормативные устройства и эксплуатация электрических установок. – Нормативно-технический сборник. – Барнаул, 2002. – 976 с.

2. Кудрин Б.И. Электроснабжение промышленных предприятий. М.: Инермет инжиниринг, 2005.

3. Быстрицкий Г.Ф. Выбор и эксплуатация силовых трансформаторов. – учеб.пособие. М.: Академия, 2003.

4. Справочная книга электрика/ Под ред. В.И. Григорьева. – М.: Колос, 2004. – 746.

Дополнительная

5. Федоров А.А., Старкова Л.Е.. Учебное пособие для курсового и дипломного проектирования по электроснабжению промышленных предприятий. М: Энергоатомиздат, 1987. – 368 с.

6. Справочник по электроснабжению и электрооборудованию: В 2 т. Т. 1. Электроснабжение / Под общ. ред. А.А. Федорова. — М.: Энергоатомиздат, 1986. – 568 с.

7. Коновалова Л.Л., Рожкова Л.Д. Электроснабжение промышленных предприятий и установок: — М.: Энергоатомиздат, 1989. – 528 с.

ВВЕДЕНИЕ

Литература: [1], гл.1;

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение основной задачи курса «Проектирование систем электроснабжения».

2. Что называется системой электроснабжения (СЭС)?

3. Каковы основные вопросы, решаемые при проектировании СЭС?

4. Дайте классификацию приёмников электроэнергии по уровню напряжения.

5. Дайте классификацию приёмников электроэнергии по режиму работы.

6. Назовите категории приёмников электроэнергии по степени бесперебойности в электроснабжении.

7. Что называется независимым источником питания?

8. Дайте классификацию приёмников электроэнергии по равномерности загрузки фаз.

9. Назовите характерные приёмники электроэнергии на промышленных предприятиях.

10. Назовите характерные приёмники электроэнергии жилых зданий.

11. Назовите характерные приёмники электроэнергии общественных зданий.

РАЗДЕЛ 1

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ

Литература: [2], гл.3;

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные и вспомогательные методы определения расчетных нагрузок.

2. Что является показателем графиков электрических нагрузок?

3. Что характеризует коэффициент использования? Дайте определение.

4. Что характеризует коэффициент включения? Дайте определение.

5. Что характеризует коэффициент загрузки? Дайте определение.

6. Что характеризует коэффициент формы? Дайте определение.

7. Что характеризует коэффициент максимума? Дайте определение.

8. Что характеризует коэффициент заполнения графиков нагрузки? Дайте определение.

9. Что характеризует коэффициент спроса? Дайте определение.

10. Что характеризует коэффициент разновременности максимумом активных нагрузок? Дайте определение.

11. Как определяют среднюю нагрузку?

12. Какие нагрузки относятся к пиковым?

13. Изложите порядок расчета суточного и месячного плана потребления электроэнергии.

14. Как определяется заявленная потребителем активная мощность?

15. Что понимают под потребителями-регуляторами?

РАЗДЕЛ 2

РАСЧЕТНЫЕ НАГРУЗКИ И МЕТОДЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Литература: [2], гл.3;

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные и вспомогательные методы определения расчётных нагрузок.

2. От чего зависит использование того или иного метода расчёта электрических нагрузок?

3. Назовите основные положения, влияющие на величину расчётных нагрузок.

4. Как определяются активная и реактивная мощности методом коэффициента спроса?

5. Перечислите основные пункты расчёта электрических нагрузок методом коэффициента максимума.

6. Назовите общие рекомендации по выбору метода определения расчётных нагрузок.

7. Как определяются номинальная мощность и ток приёмника для продолжительного и повторно-кратковременного режимов?

8. Изложите суть метода упорядоченных диаграмм.

РАЗДЕЛ 3

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные элементы схем электроснабжения.

2. Какие схемы называют схемами внутреннего электроснабжения?

3. Из каких основных конструктивных элементов состоит трансформаторная подстанция?

4. Как осуществляется выбор числа и мощности трансформаторов и типа подстанций?

5. Как нормируется допустимая аварийная перегрузка трансформаторов?

РАЗДЕЛ 4

ЦЕХОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ

Литература: [2], гл. 7, 13;

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику радиальным, магистральным и смешанным схемам электроснабжения.

2. Назовите условия выбора троллеев.

3. В каких случаях целесообразно применение шинопроводов?

4. Назовите условия выбора шинопроводов.

5. Как производится выбор распределительных шкафов и пунктов?

6. Объясните процесс потребления реактивной мощности.

7. В чём отличие текущего и общего коэффициентов мощности?

8. Каковы наиболее характерные средства компенсации реактивной мощности?

9. Как определяются дополнительные потери активной мощности при передаче реактивной мощности СД «на сторону»?

10. Каковы способы снижения потребления реактивной мощности?

11. Что является основной причиной потребления реактивной мощности преобразователями?

12. Где рекомендуется устанавливать компенсирующие устройства?

13. Как определяется мощность КУ при различном способе соединения конденсаторов?

РАЗДЕЛ 5

Вопросы для самопроверки

1. По каким основным техническим параметрам выбирают автоматические выключатели?

2. Какие автоматические выключатели по исполнению Вам известны? Их отличительная особенность и назначение.

3. Как выбирается номинальная уставка на ток срабатывания теплового расцепителя выключателя?

4. Что такое селективность выключателей по току? Как она реализуется в радиальной схеме электроснабжения потребителей?

5. Назовите условия выбора предохранителей.

6. По каким условиям определяется сечение проводников?

7. Как определяется проверка сечения проводников по термической стойкости к токам короткого замыкания?

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Каждый студент выполняет вариант контрольной работы, обозначенный двумя последними цифрами его учебного шифра в зачетной книжке (первая цифра — номер задания, вторая цифра — номер варианта).

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

При выполнении контрольной работы необходимо строго придержи-ваться указанных ниже правил. Работа, выполненная без соблюдения этих правил, не зачитывается и возвращается студенту для переработки.

1. Контрольная работа должна быть выполнена в отдельной тетради в клетку чернилами любого цвета, кроме красного. Необходимо оставлять поля шириной 4–5 см для замечаний рецензента.

2. В заголовке работы на обложке тетради должны быть ясно написаны фамилия студента, его инициалы, учебный номер (шифр), название дисциплины; здесь же следует указать название учебного заведения, дату отсылки работы в институт и адрес студента. В конце работы следует проставить дату ее выполнения и расписаться.

3. Перед решением контрольной работы надо полностью выписать ее условие и исходные данные своего варианта.

4. Решение задачи следует излагать, подробно и аккуратно объясняя и мотивируя все действия по ходу решения и делая необходимые рисунки.

5. После получения незачтенной работы студент должен исправить все отмеченные рецензентом ошибки и недочеты и выполнить все рекомендации рецензента.

Если рецензент предлагает внести в решения задач те или иные исправления или дополнения и прислать их для повторной проверки, то это следует сделать в короткий срок.

В случае незачета работы и отсутствия прямого указания рецензента на то, что студент может ограничиться представлением исправленных решений отдельных задач, вся работа должна быть выполнена заново.

При высылаемых исправлениях должна обязательно находиться прорецензированная работа. Поэтому рекомендуется при выполнении контрольной работы оставлять в конце тетради несколько чистых листов для всех дополнений и исправлений в соответствии с указаниями рецензента. Вносить исправления в сам текст работы после её рецензирования запрещается.

КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ НА ТЕМУ: РАСЧЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ НАГРУЗОК РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКОГО ЦЕХА

(9 СЕМЕСТР)

Расчет электрических нагрузок цеха производится методом упорядоченных диаграмм. По этому методу расчетную активную нагрузку приемников электроэнергии на всех ступенях питающих и распределительных сетей (включая трансформаторы и преобразователи) определяют по средней мощности и коэффициенту максимума.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Для выполнения контрольной работы студенту выдается преподавателем индивидуальное задание.

Исходные данные для проектирования приведены в табл. 1.1 – 1.4.

Пояснительная записка расчетной части контрольной работы должна содержать разделы:

2. Характеристика приемников (режимы работы, категории потребителей).

3. Характеристика среды отделений цеха.

4. Требования к электроснабжению в соответствии со средой.

5. Определение расчетной мощности и нагрузок.

ТЕМАТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ,

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Для выполнения курсового проекта студенту выдается преподавателем индивидуальное задание.

Исходные данные для проектирования приведены в табл. 1.1 – 1.4.

Пояснительная записка расчетной части курсового проекта должна содержать разделы:

2. Характеристика приемников (режимы работы, категории потребителей).

3. Характеристика среды отделений цеха.

4. Требования к электроснабжению в соответствии со средой.

5. Определение расчетной мощности и нагрузок.

6. Определение месторасположения цеховой подстанции, ее типа, типа трансформаторов, их количество и мощность (ТЭР).

7. Выбор схемы электроснабжения цеха (не менее 2-х вариантов и ТЭР).

8. Обоснование напряжения распределения электроэнергии.

9. Расчет и выбор параметров схемы:

а) выбор сечений проводов и кабелей линий, питающих цеховую ТП, силовые распределительные пункты, приемники от силовых распределительных пунктов и шинопроводы;

б) выбор коммутационных аппаратов на всех ступенях схемы и проведение согласования выбранного сечения проводника и токорасцепителя автомата или тока плавкой вставки предохранителей.

10. Конструктивное исполнение схемы:

а) выбор способа прокладки кабелей и проводов цеховой сети;

б) выбор типа шинопроводов, если схема магистральная;

в) выбор типа силовых распределительных пунктов.

11. Выполнение требования в соответствии с ПУЭ о способах прокладки кабелей для взрывоопасных, пожароопасных, химически агрессивных и других сред.

Графическая часть курсового проекта состоит из:

1 лист – план цеха с расположением силового оборудования и схемой их питания (необходимо показать шинопроводы, РП-0,4 кВ, кабели, их типы и параметры).

2 лист – однолинейная схема электроснабжения цеха и расчетная схема.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАСЧЕТНОЙ

Задание 1. Рассчитать цеховую электрическую сеть.

Таблица 1.1. Исходные данные на проектирование по вариантам

№ по плану цехаНаименование отделения (участка) цеха и производственного оборудованияМодель или типУстановленная мощность в единице, кВтКоличество (по вариантам), штУчасток предельной сети (по вариантам)Освещение Отделения (участка) цеха ( по вариантам)
I. Механическое отделение
Токарно-винторезный станок1К6211,1251 и 91 и 6
Токарно-винторезный станок1Б614,625
Токарно-винторезный станок1А616П4,6
Токарно-винторезный станок15,125
Токарно-револьверный станок1П3265,475
Долбежный станок7А4203,8
Поперечно-строгальный станок7М3711,0
Универсально-фрезерный станок6В751,7

Продолжение табл. 1. 1

Универсально-фрезерный станок6Н816,3251 и 91 и 6
Горизонтально-фрезерный станок6М80Г3,525
Вертикально-фрезерный станок6М12П12,9252 и 10
Зубофрезерный станок5К3010,725
Универсальный зубофрезерный станок5K327,0
Кругло шлифовальный станок3A16419,45
Плоско шлифовальный станок12,65
Внутри шлифовальный станок3Б25010,225
Вертикально-сверлильный станок2А1252,925
Радиально-сверлильный станок2А556,925
Настольно-сверлильный станок2А1060,6
Координатно-расточный станок2А4506,52
Карусельный станок1531М33,28
Универсальный заточный станок1,25

Задание 2. Рассчитать цеховую электрическую сеть.

Таблица 1.2. Исходные данные на проектирование по вариантам

№ по плану цехаНаименование отделения (участка) цеха и производственного оборудованияМодель или типУстановленная мощность в единице, кВтКоличество (по вариантам), штУчасток предельной сети (по вариантам)Освещение отделения (участка) цеха (по вариантам)
I. Механическое отделение
Токарно-винторезный станок4 и 7
Токарно-винторезный станок1А6164,6
Токарно-винторезный станокТВ-320Г2,925
Токарно-винторезный станок1К62Б11,125
Настольно-сверлильный станокНС-12Б0,6
Горизонтально-расточный станок2620А18,95
Поперечно-строгальный станок7Б354,5
Универсально-фрезерный станок6М803,4
Координатно-расточный станок2А4302,25

Продолжение табл. 4.2

Копировально-фрезерный станок6441Б3,54 и 7
Плоско шлифовальный станокС-5412,8
Внутри шлифовальный станок3225БП7,525
Кругло шлифовальный станок3Б1519,585
Зубофрезерный станок10,55
Горизонтально-фрезерный станок6М82Г8,7
Настольно-резьбонарезной станокВС-110,6
Таль электрическаяТЭ-050,85
Кран мостовой электрический5m24,2
II. Электроремонтное отделение
Шкаф электрический сушильный0,63 и 8
Трансформатор сварочный для пайки медных проводовОС-5/0,5
Балансировочный станокДБ-41,7
Полуавтомат для рядовой многослойной намотки катушек (0,25-3 мм)ПР-160

Окончание табл. 1.2

Намоточный станок (0,5-6 мм)ТТ-202,83 и 8
Точильный станок двух строчный333А1,7
Ванна для пайки2,8
Обдирочно-шлифовальный станок2,8
Токарно-винторезный станок1К6211,125
Вертикально-сверлильный станок2Б1181,7
Таль электрическаяТЭ-0,50,85
III. Заготовительное отделение
Станок отрезной с дисковой пилой8Б668,825
Ножницы гильотинныеН-475
Пресс гидравлическийПВ-4744,5
Механическая ножовка872А1,7
Вальцы чисто правильные
Пресс одно-кривошипный двойного действияК460Б
Пресс фрикционныйФА-1224,5
Вертикально-сверлильный станок2А1252,8
Обдирочно-точильный станок3М6342,8
Вентилятор4,5

Задание 3. Рассчитать цеховую электрическую сеть.

Таблица 1.3.Исходные данные на проектирование по вариантам