Президентский контроль в сфере государственного управления

Контроль же за исполнением федерального бюджета относится к совместному ведению Совета Федерации и Государственной думы, для чего они образуют Счетную палату как орган финансового контроля (ст. 101 Конституции РФ).

§ 2. Контрольные полномочия Президента рф

Президент РФ, как глава государства, наделен Конституцией РФ значительными контрольными полномочиями в сфере реализации исполнительной власти. Их осуществление связывается с решением важнейших вопросов формирования федеральных органов исполнительной власти. Это утверждение структуры таких ор­ганов по представлению Председателя Правительства, а также назначение на должности заместителей Председателя и федеральных министров.

Президент осуществляет контроль за соответствием законам и своим указам правовых актов Правительства и других федеральных органов исполнительной власти. Неправомерные акты этих органов он вправе отменять. В отношении правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ его полномочия ограничены правом приостановления их действия.

В составе Администрации Президента есть специальное структурное подразделение с контрольными функциями и полномочия­ми. Это Главное контрольное управление, основные задачи которо­го связаны с осуществлением систематического контроля и про­верки деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по исполнению законов, указов и распоряжений Президента. По результатам кон­троля вносятся предложения о привлечении виновных в неиспол­нении или ненадлежащем исполнении названных актов должност­ных лиц.

Определенные контрольные функции осуществляет также Главное государственно-правовое управление в основном в процес­се подготовки законопроектов, проектов нормативных указов Пре­зидента РФ.

В регионах контроль за исполнением федеральных законов и указов Президента возложен на полномочных представителей Президента.

В частности, они вносят Президенту предложения о приоста­новлении действия правовых актов органов исполнительной влас­ти субъектов РФ.

К формам президентского контроля следует также отнести его полномочия по наложению дисциплинарных взысканий на феде­ральных министров.

Контрольные полномочия на уровне субъектов РФ осуществля­ют главы исполнительной власти (президенты, председатели пра­вительств, главы администраций).

§ 3. Контроль органов исполнительной власти

Контроль, являясь одной из основных функций управленчес­кой деятельности, проявляется в различных формах в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами. При этом осо­бенности контроля зависят от характера компетенции того или иного исполнительного органа и ее масштабности.

С этих позиций можно выделить контроль органов общей, меж­отраслевой и отраслевой компетенции. В первом случае имеется в виду распространение контрольных функций и соответствующих им полномочий на всю систему исполнительной власти (на уровне РФ или ее субъектов). В иных вариантах контрольные полномочия ограничиваются рамками порученной данному органу сферы дея­тельности. Соответственно возможно выделение ведомственного и надведомственного контроля. В основе различия между ними по­ложен фактор непосредственной подчиненности (подведомствен­ности) либо ее отсутствия.

Так, примером ведомственного контроля могут служить функ­ции Министерства путей сообщения РФ, осуществляемые им в от­ношении находящихся в его непосредственном подчинении желез­ных дорог, их отделений и линейных предприятий, а также про­мышленных, торговых, строительных и снабженческих предпри­ятий.

Подведомственный контроль (иногда его называют вневедом­ственным) осуществляется в отношении таких органов, предпри­ятий и учреждений, которые организационно (ведомственно) не подчинены контролирующему органу. Как правило, контрольны­ми полномочиями такого рода наделяются исполнительные орга­ны с межотраслевой компетенцией (чаще всего – государственные комитеты). Они вправе контролировать работу по вопросам своей компетенции других исполнительных органов, а также предпри­ятий и учреждений независимо от их ведомственной подчиненнос­ти (принадлежности) и формы собственности. Например, государ­ственный контроль за соблюдением финансово-бюджетной дис­циплины со стороны Министерства финансов РФ.

Следует учитывать, что такое разграничение вариантов кон­трольной деятельности во многом условно. Объясняется это тем, что в настоящее время для всех органов исполнительной власти характерно осуществление контрольных функций как ведомст­венного, так и надведомственного характера. Например, Минис­терство здравоохранения РФ контролирует деятельность подве­домственных предприятий и учреждений, а также осуществляет надведомственный контроль по вопросам соблюдения санитарно-противоэпидемических правил.

Контрольные функции и полномочия Правительства РФ наи­более полно выражают сущность общего контроля. Как высшее звено системы исполнительной власти в стране, оно в пределах своей компетенции организует исполнение Конституции, феде­ральных законов, указов Президента и осуществляет системати­ческий контроль за их исполнением федеральными органами ис­полнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодатель­ства (ст. 4 Закона о нем). В числе общих полномочий Правительст­ва – обеспечение единства системы исполнительной власти, на­правление и контроль деятельности ее органов. В качестве одного из частных проявлений его контрольных полномочий можно на­звать государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурно­го сотрудничества.

Правительство РФ обеспечивает исполнение своих постановле­ний и распоряжений, а также соблюдение федеральными органа­ми исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ; в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между названными органами; вносит пред­ложения Президенту РФ о приостановлении действия актов орга­нов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоре­чия федеральным законам или нарушения прав и свобод граждан.

При этом Правительство руководствуется положениями ст. 76 Конституции РФ, в соответствии с которыми правовые акты субъ­ектов РФ, включая и акты их органов исполнительной власти, не могут противоречить не только федеральным законам, но и актам федеральных органов исполнительной власти. При противоречии действует правовой акт федерального значения.

Необходимость правительственного контроля вытекает также из того, что ст. 114 Конституции РФ возлагает на Правительство обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление мер по обеспечению оборо­ны, государственной безопасности, внешней политики; осущест­вление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступ­ностью. Осуществляя данные и другие полномочия, Правительст­во вправе отменять или приостанавливать правовые акты федеральных органов исполнительной власти; заслушивать на заседа­ниях либо на заседаниях своего Президиума отчетные доклады руководителей федеральных органов исполнительной власти; от­менять правовые акты органов исполнительной власти территори­альных субъектов РФ (края, области и т.п.). В меньшей степени такие полномочия могут быть адресованы исполнительным орга­нам субъектов РФ, построенным по национальному признаку (республики) – Правительство не может отменить их.

В субъектах РФ контрольные функции и полномочия общего характера осуществляют органы исполнительной власти общей компетенции. Это либо аппарат президентов республик или иных по наименованию глав исполнительной власти, либо администра­ции, представленные губернаторами, правительствами, мэриями и т.п. Они контролируют деятельность как подведомственных им органов отраслевой и межотраслевой компетенции, так и предпри­ятий, учреждений федерального подчинения, действующих на их территории.

Контроль отраслевых и межотраслевых федеральных органов исполнительной власти. Его организационно-правовые формы многообразны. Главное заключается в том, что государственно-уп­равленческая деятельность, находящая свое выражение в осу­ществлении непосредственного управления или государственного регулирования, непременно связана с контролем или надзором.

Аналогичная картина наблюдается в системе исполнительной власти на уровне субъектов РФ.

Президентский контроль в сфере государственного управления

Непосредственный контроль Президента РФ осуществляется, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должность заместителей Председателя, министров, руководителей федеральных служб, высшее командование Вооруженных сил и других руководителей федеральных органов исполнительной власти. В дальнейшем эти и другие руководители регулярно отчитываются перед Президентом РФ при их личных встречах с ним и представлении отчетов о деятельности подчиненных им министерств и ведомств.

Президент вправе не только присутствовать, но и председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет ему непосредственно контролировать правильность и необходимость решений Правительством по важнейшим вопросам управления страной. Кроме того, Президент РФ вправе отменять постановления или распоряжения Правительства, если они противоречат Конституции РФ, а также принимать решения об отставке самого правительства РФ. [1]

Одним из правовых способов реализации главой государства контроля в законодательном процессе является право отлагательного «вето» в отношении федеральных законов.

Существенную роль в осуществлении президентского контроля играет Администрация Президента РФ которая действует на основе Положения о

ней, утвержденного Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 (в ред. от 03.12.2013). В пределах своих полномочий Администрация также осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений президента РФ.

Что касается других президентских структур, то помощь Президенту в подборе и расстановке кадров оказывает Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам, а также Управление Президента РФ по вопросам государственной службы, которые готовят предложения по подбору и назначению лиц на ведущие должности в системе органов исполнительной власти.

Контрольное управление Президента РФ

Важным звеном в системе Администрации Президента РФ, активно осуществляющим контрольные полномочия, является Контрольное управление Президента Российской Федерации. Это управление является структурным подразделением Администрации Президента РФ. Контрольное управление Президента действует с первых дней существования Администрации Президента, учрежденной 19 июля 1991 г. Приоритеты в деятельности Контрольного управления определяются Президентом и Руководителем его Администрации.

Контрольное управление Президента РФ на данный момент действует на основании Указа Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации».

Основными задачами Контрольного управления Президента РФ являются:

— контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;

контроль за реализацией общенациональных проектов;

— контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

— контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов Президента Российской Федерации;

информирование Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Основными функциями Контрольного управления Президента РФ являются:

организация и проведение проверок и иных мероприятий по контролю;

— рассмотрение докладов об исполнении поручений Президента Российской Федерации и подготовка предложений о снятии с контроля или продлении сроков исполнения этих поручений;

осуществление контроля деятельности самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации контроля за исполнением сметы Администрации Президента Российской Федерации;

осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации координации деятельности по вопросам контроля полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, а также осуществление методического руководства этой деятельностью;

участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений;

участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

изучение опыта работы контролирующих органов зарубежных стран.

Контрольное управление Президента РФ для осуществления своих задач и функций имеет право:

создавать комиссии с привлечением в установленном порядке работников аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов;

направлять работников Управления на заседания Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

вносить в установленном порядке предложения Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;

вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;

направлять в органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях;

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;

пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Работники Контрольного управления Президента РФ при проведении проверок и иных мероприятий по контролю имеют право прохода во все здания, занимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Работникам Контрольного управления Президента РФ гарантируется государственная защита в соответствии с ФЗ от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. от 3.02.2014).

Контрольное управления Президента РФ при реализации своих функций взаимодействует с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, контролирующими органами зарубежных стран. [2]

Информационное, документационное, правовое, материально-техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации.

Руководство деятельностью Контрольного управления Президента РФ осуществляет помощник Президента Российской Федерации — начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

Начальник Контрольного управления Президента РФ:

распределяет должностные обязанности между заместителями начальника Управления, референтами и начальниками департаментов;

принимает решения о снятии с контроля или продлении сроков исполнения поручений Президента Российской Федерации;

вносит предложения о заключении от имени Администрации Президента Российской Федерации договоров с научно-исследовательскими организациями и специалистами на проведение работ по вопросам, находящимся в ведении Контрольного управления Президента РФ;

издает распоряжения по вопросам работы Контрольного управления Президента РФ.

Начальник Контрольного управления Президента РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление. Заместители начальника Контрольного управления Президента РФ, референты, начальники департаментов несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с утверждаемым начальником Управления распределением должностных обязанностей.

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации «в сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным статусом как главы государства, гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому речь идет о его конституционных контрольных полномочиях» Д.Н. Бахрах. Административное право России. — М., 2000. — С. 165.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

  • а) непосредственный контроль Президента Российской Федерации;
  • б) президентский контроль через соответствующие президентские структуры.

Непосредственный контроль Президент Российской Федерации осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне. Например, по представлению Председателя Правительства Российской Федерации он назначает на должность министров, отдельных председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб и других органов федеральной исполнительной власти; назначает представителей России в иностранных государствах, высшее командование Вооруженных Сил и др. К примеру, не так давно президент Владимир Путин назначил главой Министерства обороны Сергея Шойгу вместо скандально уволенного Анатолия Сердюкова, тем самым реализовав свои контрольные полномочия

Президент Российской Федерации, решая вопросы о назначении на должность, одновременно контролирует деятельность должностных лиц, осуществляющих подбор кандидатур на соответствующие должности.

В области осуществления кадровой политики, в контроле за подбором и расстановкой кадров ему оказывает помощь Совет по кадровой политике при Президенте Российской Федерации. Одна из основных задач Совета — «подготовка предложений Президенту Российской Федерации по подбору и расстановке кадров на ведущие должности в системе исполнительной власти, а также Администрации Президента Российской Федерации» Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 23. Ст.2108.. Значительные задачи в этой области выполняет также Главное управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, одной из основных функций которого является «обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по определению им основных направлений государственной кадровой политики, а также по решению кадровых вопросов, относящихся к ведению Президента Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5913..

В соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской федерации вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений Правительством Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Осуществляя контроль за деятельностью Правительства Российской Федерации, Президент Российской федерации имеет право, в частности, отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции Российской Федерации, принимать решения об отставке Правительства Российской Федерации. Так было, например, на «закрытом» заседании правительства в Калмыкии когда Путин пригрозил распустить кабинет министров в апреле этого года, сославшись на его неэффективную работу.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ему подчинен и подотчетен ряд федеральных органов исполнительной власти (например, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и др.). Его контрольные полномочия в отношении этих органов закреплены в нормативных актах, регулирующих их деятельность.

Значительную роль в осуществлении президентского контроля играет Администрация Президента Российской Федерации. В соответствии с Положением об Администрации Президента Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 41. Ст. 4682., утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 года, она осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской федерации.

Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации осуществляет Главное контрольное управление Президента Российской Федерации. Положение о нем утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 1996 года Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 12. Ст. 1066..

В соответствии с названным Положением Главное контрольное управление осуществляет контроль и проверку исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации. На него возложен контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации руководителя Администрации Президента Российской Федерации, а также контроль за деятельностью подразделений Администрации Президента Российской Федерации.

Для реализации своих задач и функций «Главное контрольное управление вправе создавать комиссии, к работе которых могут привлекаться представители правоохранительных, контролирующих органов, специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» Козлов Ю.М. Административное право. — М.,1999. — С. 178.. Такие комиссии образуются для проведения проверок и принятия в ходе их соответствующих мер по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению. Так реализуя свои контрольные полномочия, Главное контрольное управление президента Российской Федерации проверило деятельность федеральных и местных органов исполнительной власти Российской Федерации по выполнению законодательства в сфере здравоохранения и перехода к обязательному медицинскому страхованию в январе 2003 года и выявило его неэффективность.

Формой контроля является также направление должностных лиц данного Управления на заседания Правительства Российской Федерации, его Президиума, коллегий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на совещания, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В процессе проведения проверок Главное контрольное управление имеет право требовать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, от организаций необходимые документы, объяснения и другую информацию; вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации.

При обнаружении нарушений «Управление вправе ставить перед соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих, виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей, в том числе о временном отстранении таких лиц от исполнения должностных обязанностей» Президент-правительство-исполнительная власть: российская модель / Под ред. Шаблинского И. Г.- М., 1997. — С. 89.

По результатам проверок Управление направляет предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такие предписания подлежат безотлагательному рассмотрению и не позднее чем в месячный или иной, установленный в предписании срок, должны быть приняты меры по устранению выявленных нарушений, о чем сообщается в Главное контрольное управление.

В необходимых случаях Управление направляет материалы проверок в органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности для принятия соответствующих мер.

По итогам проверок оно готовит информацию и предложения Президенту Российской Федерации о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверок.

При осуществлении своих функций и полномочий Главное контрольное управление тесно взаимодействует с различными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется также через институт полномочных представителей Президента Российской федерации в регионах Российской Федерации. Их правовой статус закреплен в Положении о полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 года.