Государственно-контрольное правоотношение: понятие и структура

Контрольная работа по темам: «Понятие правоотношения» и «Правовая ответственность».

Тема: Контрольная работа по темам: «Понятие правоотношения» и «Правовая ответственность».

Тип урока: контрольный

Форма урока: контрольная работа

Цель урока: определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся.

1. Предметные: проверить уровень освоения знаний учащимися по темам «Понятие правоотношения» и «Правовая ответственность».

2. Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

3. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, учебной деятельности в целом.

Оборудование: текст контрольной работы.

1. Приветствие учащихся.

2. Оглашается тема урока.

1. Приветствие учителя.

Поверка домашнего задания

Собирает тетради учащихся для проверки домашнего задания (эссе).

Раздаёт тексты контрольной работы, отвечает на организационные вопросы

Выполняют контрольную работу

Отвечает на вопросы учащихся о контрольной работе

Задают интересующие их вопросы из текста контрольной работы

Текст контрольной работы

Выберите один правильный вариант ответа

1. Нормы права регулируют:

а) чувства человека;

б) намерения человека;

в) убеждения человека;

г) поведение человека;

д) эмоции человека.

2. Как называется общественное отношение, урегулированное нормами права?

б) юридический состав;

в) правоотношение;

г) юридический акт;

3. Основанием для разграничения правонарушений на преступления и проступки является:

а) определение закона;

б) количество совершаемых правонарушений;

в) общественный вред правонарушения;

г) подобное разграничение может быть сделано только судом;

д) моральная составляющая правонарушения.

Открытый тест: расшифруйте понятия

1. Правоотношение — ……… это социальное отношение, регулируемое нормами права.

2. Правонарушение — ………. это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

3. Юридическая ответственность — ……….. это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

4. Правоспособность — ……. это возможность иметь права и нести обязанности.

5. Дееспособность — …… это способность своими действиями приобретать права и нести обязанности.

Открытый тест: решите правовые задачи

1. 32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности? Правоспособности?

Нет, не могут, так как недееспособным является человек, не достигший 18 лет, либо признанный недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. Правоспособность не может быть ограничена вообще ничем.

2. Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего возраста и работает по трудовому договору в учреждении?

Нет, не может быть проведена, так как гражданин не достиг 16-летнего возраста

3. Кража 8 кг золота работником с золотоперерабатывающего предприятия. Будет ли данная ситуация являться правонарушением (объясните, используя признаки правонарушения)? Если да, то к какому виду относится? Какой вид ответственности последует за данное правонарушение?

Да, в данном случае имеет место быть правонарушение. Признаки: действие, виновное поведение, нарушение норм закона, общественная опасность, влечет за собой применение мер государственного принуждения. Вид – преступление (крупный размер). Ответственность: уголовная и дисциплинарная (увольнение).

4. Иванов Иван Иванович приобрел у Петрова Петра Петровича телефон стоимостью 10 тыс рублей. Является ли данная ситуация правоотношением? Если да, выделите субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности.

Да, это правоотношение. Субъекты (участники): Петров и Иванов. Объект: телефон, стоимостью 10 тыс. рублей. Субъективное право: у Иванова – приобрести, пользоваться и распоряжаться телефоном; у Петрова – продать телефон и получить денежную сумму. Юридические обязанности: у Иванова – заплатить; у Петрова – продать.

Открытый тест: определите виды юридической ответственности

1. Сергей совершил кражу 15 тыс. рублей из ларька.

2. Эстрадная исполнительница Мария Ропару исполнила песню Анны Лугачевой на своем концерте.

3. Антон Лавров пришел пьяным на рабочее место.

4. Виктор Алексеев сел за руль машины жены, не имея права на управление автомобилем, чтобы забрать дочь из школы.

Государственно-контрольное правоотношение: понятие и структура

Понятие государственно-контрольного правоотношения и особенности его возникновения

В теории права правоотношение — это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством. Правоотношение характеризуется рядом признаков:

Правоотношение есть отношение общественное, т. е. такое отношение, которое возникает в обществе между людьми. Не может быть правового отношения между человеком и животным, человеком и вещью. Правоотношение может возникнуть только по поводу этих объектов.

Правоотношение — это общественное отношение, которое возникает на основе норм права и регулируется ими. Правовая норма устанавливает условия и юридическое содержание правоотношения. Без права, его норм нет и правоотношений.

Правоотношение представляет собой связь субъектов права взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают в соответствии с требованиями норм права.

Правоотношение имеет сознательно-волевой характер. С одной стороны, оно возникает на основе норм права, в которых закрепляется воля государства; с другой — значительная часть правовых отношений возникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права.

Правоотношение представляет собой средство конкретизации правовых норм применительно к определенным лицам — участникам правоотношения.

Правоотношение гарантируется государством и в необходимых случаях охраняется его принудительной силой.

Государственно-контрольные правоотношения представляют собой правовую связь между контролирующим и подконтрольным субъектами в целях создания наиболее благоприятных условий для реализации нормативно-правовых предписаний в поведении, деятельности подконтрольных субъектов, обеспечения эффективности правового регулирования, восстановления состояния законности и правопорядка в случае их нарушения Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 135.. Как и все виды финансовых правоотношений, контрольные правоотношения обладают всеми общими признаками данной группы правовых отношений Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М., 2003. С. 33, 34..

Во-первых, отношения по государственному контролю возникают и развиваются в рамках административно-управленческой деятельности государства. Контроль как неотъемлемая часть любого управленческого процесса имманентно присущ деятельности государства. Например, финансовый контроль способствует соблюдению финансового законодательства, создает предпосылки для повышения уровня финансовой дисциплины, нацелен на обеспечение эффективного управления финансовой системой. Отсутствие финансового контроля в процессе формирования, перераспределения и использования государственных централизованных и децентрализованных фондов денежных средств не позволит государству достичь целей финансовой деятельности.

Во-вторых, контрольное правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем характеризуется как публично-правовое отношение. Любой государственный контроль, имеет своей целью защиту общественных интересов. В рамках финансовой деятельности это проявляется особенно отчетливо. Аккумулирование, перераспределение и расходование денежных средств из государственных централизованных и децентрализованных фондов осуществляется исключительно в публичных целях — «покрытие публичных затрат, т.е. таких затрат, которые обеспечивают реализацию коллективных интересов» Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 12..

Следовательно, все общество заинтересовано в том, чтобы эти процессы (формирование, распределение и использование фондов денежных средств) проходили в строгом соответствии с законодательством, в связи с чем контроль над финансовыми операциями в государственных денежных фондах осуществляется в интересах не только государства как аппарата управления, но и всего общества, которое участвует не только в формировании этих фондов, но и в их расходовании. Обеспечить общество информацией о законности финансовых операций в государственных денежных фондах — задача и назначение государственного финансового контроля.

В-третьих, контрольное правоотношение является властеотношением, в котором одной из сторон всегда выступает государство в лице его компетентных органов Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М., 2004. С. 94.. Всякий социальный контроль, любой из его видов есть атрибут власти, важнейшее ее проявление. Контрольным отношениями всегда присущ властно-волевой момент. Каждый субъект контроля обеспечивается соответствующими властными полномочиями, необходимыми для выполнения целей, поставленных перед контролем Грачева Е.Ю. Указ. соч.. Отношения в сфере государственного контроля всегда связаны с реализацией государством властных полномочий посредством действий уполномоченных государственных органов. Властные полномочия контролирующих органов выражаются в том, что в пределах отведенной им компетенции они вправе по собственному усмотрению проверять работу подконтрольных объектов, независимо от их желания определять вопросы, по которым необходима проверка, принимать в пределах своей компетенции меры к устранению выявленных недостатков Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981. С. 183.. При этом одним из вариантов развития контрольного правоотношения является возможность применения мер государственного принуждения за нарушение норм законодательства.

В отдельных случаях существуют специальные признаки некоторых направлений правоотношений в сфере государственного контроля.

Например, контрольные правоотношения при реализации финансового контроля государства — всегда экономические отношение. На первый взгляд отношения по финансовому контролю не обладают данной чертой. Однако в отечественной литературе по финансовому праву справедливо отмечается, что финансовая деятельность государства не ограничивается только финансовыми отношениями, а включает в себя и не финансовые (с экономической точки зрения) отношения. Последние также определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения. К таковым традиционно относятся отношения по финансовому контролю Карасева М.В. Указ. соч. С. 87..

Кроме того, контрольно-финансовые правоотношения всегда имущественные. И здесь опять-таки подчеркивается неоднородность финансовых правоотношений, среди которых выделяются так называемые организационные, или процессуальные (процедурные), правоотношения, не опосредующие процесс перехода денежных средств от одних субъектов к другим Ангелов А.С. Финансовое право НР България. София, 1967. С. 107, 108; Костов М. Финансови правни отношения. София, 1979. С. 136, 137; Советское финансовое право. М., 1987. С. 73.. В число последних включаются те, которые направлены на организацию, планирование, которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля над их использованием. То, что организационные правоотношения непосредственно не обслуживают движение денежных средств, не отрицает характеристики их как имущественных, так как организационные отношения конечной целью имеют движение денежных средств Советское финансовое право. М., 1982. С. 48..

Помимо названных признаков, контрольные правоотношения часто характеризуются так называемой вторичностью, производностью. Данная особенность проявляется в том, что отношения по финансовому контролю развиваются в рамках сложных финансовых правоотношений.

Стоит подчеркнуть, что в науке высказывается мнение о том, что все контрольные финансовые правоотношения являются производными, вторичными. Болгарский ученый С.И. Кучев, исследуя систему финансового контроля, подчеркивал, что правоотношения по финансовому контролю являются вторичными, производными от первичных финансовых правоотношений, т.е. отношений по формированию, распределению и использованию общественного продукта и национального дохода Кучев С.И. Систематика на финансовия контрол. София, 1974. С. 15-26, 274..

Однако такое утверждение, по нашему мнению, справедливо только по отношению к бюджетным и налоговым контрольным правоотношениям. Действительно, отношения по бюджетному контролю возникают на основе других бюджетных правоотношений, например, правоотношений по бюджетному финансированию, где содержание основного правоотношения заключается в обязанности финансирования из бюджета каких-либо расходов государства, а контрольное правоотношение возникает как производное, или вторичное, основанное на отношении по выделению денежных средств из бюджетного фонда. Его содержание заключается в проверке обоснованности выделения указанных средств распорядителем бюджетных средств и в целевом их использовании бюджетополучателем. Данное контрольное правоотношение неразрывно связано с отношением по бюджетному финансированию и без него не возникает.

Аналогичное возможно и с налоговыми правоотношениями. Отношения по уплате налога заключаются в обязанности налогоплательщика уплатить налог и праве уполномоченного государственного органа требовать этой уплаты в установленные законодательством сроки и в определенных размерах. Правоотношения по налоговому контролю возникают не самостоятельно, а на основе отношения по уплате налога, без которого их существование невозможно.

Однако вторичность контрольных правоотношений в рамках финансового права не распространяется на контрольные правоотношения в сфере денежного обращения. Контроль над соблюдением законодательства о денежном обращении — соблюдение правил наличных и безналичных расчетов, соблюдение правил совершения валютных операций и законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем — имеет самостоятельное значение, и правоотношения по данному виду финансового контроля возникают как основные правоотношения, не обусловленные существованием какого-либо другого финансового правоотношения.

Для возникновения, скажем, правоотношения по контролю над соблюдением правил ведения кассовых операций и порядка работы с денежной наличностью не требуется никаких предшествующих контрольным финансовых правоотношений. Более того, отношения между банком и юридическим лицом по банковскому обслуживанию имеют частно-правовую природу, однако именно договор банковского обслуживания предопределяет наличие контрольных полномочий публичного характера у коммерческого банка по отношению к своему клиенту — хозяйствующему субъекту. Обслуживающий банк в силу законодательных предписаний автоматически будет осуществлять контроль над соблюдением его клиентом правил обращения наличных денежных средств (полнота оприходования наличных денежных средств, своевременная сдача наличности сверх установленных лимитов и пр.). Или, например, контроль над платежностью и подлинностью наличной национальной валюты также будет осуществляться коммерческим банком автоматически при приеме (независимо от юридического основания) наличных денежных средств в кассу банка. При этом никаких иных финансово-правовых отношений между банком и плательщиком не существует.

То же самое справедливо и в отношении валютного контроля: проверка банком соблюдения клиентом правил проведения валютных операций не обусловлена никакими финансово-правовыми отношениями по формированию, распределению или использованию государственных фондов денежных средств. Это так называемый контроль в чистом виде, как надзор за соблюдением законодательства. Предпосылкой возникновения этих правоотношений является исключительно наличие специальных нормативно установленных правил в сфере денежного обращения и вовлеченность частных или государственных хозяйствующих субъектов в денежный оборот.

Государственно-контрольные правоотношения всегда имеют регулятивный характер. Теория права относит к регулятивным те правоотношения, которые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005. С. 498.. Для контрольных правоотношений, в том числе, в сфере денежного обращения справедлива только вторая часть приведенной дефиниции. Иными словами, данные правоотношения связаны с реализацией установленных позитивных прав и обязанностей. Например, такие правоотношения существуют между Центральным банком РФ и коммерческим банком по поводу контроля над соблюдением порядка ведения кассовых операций кредитными организациями.

Правоотношения. Контрольная работа По дисциплине Правоведение

Нормы права и нормативные акты, в которых они зафиксированы, не принесут желаемого результата, если не будут действовать. Одним из главных средств претворения норм права в жизнь являются правоотношения.

Право выступает мощным организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни. Категория «правоотношение» позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. В рамках правоотношений жизнедеятельность общества приобретает цивилизованный, стабильный и предсказуемый характер.

Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, т.е. становятся правовыми отношениями.

Проблема правоотношений достаточно актуальна. Это объясняется тем, что уровень межличностных отношений зачастую очень низок. Государству своим воздействием необходимо поднимать уровень общественных отношений любыми законными и допустимыми средствами, будь то правовая пропаганда, правовое воспитание детей в школе, в семье и т.д. Прежде всего, необходимо поднять уровень правосознания и правовой культуры, это ключевой момент, а вслед за этим культурный уровень межличностных отношений, а вслед за ними и правовых, начнет подниматься сам собой.

Целью контрольной работы является изучение сути правовых отношений. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: изучить понятие правоотношений, проанализировать содержание правоотношений, исследовать различные классификации правоотношений.
В работе использованы труды таких авторов, как Алексеев С.С., Малеина М.Н., Пьянов Н.А., и др.

1. Понятие, содержание и классификация правоотношений

1.1 Понятие правоотношений

Правоотношения — охраняемые государством общественные отношения, возникающие вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей участников. [2, с. 59]

  • это общественные отношения, т.е. возникают только между людьми или группами людей;
  • они носят волевой характер, т.е. возникают, изменяются, прекращаются в результате осознанного, волевого поведения людей;
  • носят определенный характер, т.е. круг участников правовых отношений и их поведение строго определены;
  • урегулированы нормами права, т.е. предусмотрены все элементы правовых отношений, в том числе основания возникновения, круг участников;
  • участники правовых отношений обладают взаимными правами и обязанностями, т.е. праву одного участника правовых отношений всегда соответствует обязанность другого, и наоборот;
  • выгодны государству, либо им допускаются, но в любом случае им охраняются.
  1. наличие нормы права,
  2. правосубъектность будущих участников правоотношения, т.е. их правоспособность, дееспособность и деликтоспособность,
  3. наличие юридического факта.
  1. Субъекты правоотношений (участники правоотношений, обладающие субъективными правами и обязанностями):
  • физические лица,
  • юридические лица
  • организации (или коллективные субъекты),
  • государство,
  • социальные общности — народ, нации, население.

Каждый человек обладает правовым статусом, который включает общие для всех физических лиц права, свободы, обязанности, предусмотренные Конституцией и международными актами. Физические лица — это индивидуальные субъекты, то есть граждане государства, иностранцы, лица с гражданством.

Особый круг субъектов-организаций составляют юридические лица — это организации, осуществляющие хозяйственную деятельность, они имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечают по своим обязательства этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, могут выступать истцом и ответчиком в суде.

Субъектами правоотношений выступают и органы государства. Государство — это субъект политический, властный, суверенный, оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правового отношения и выставляет в качестве субъекта международные права. Государство в целом — субъект права, выступающий в международном, конституционно-правовом, уголовно-правовом и гражданско-правовом отношениях.

Общественные организации также могут быть субъектами правоотношений, если они зарегистрированы в установленном законом порядке. Их правоспособность и дееспособность определяются целями и задачами данной организации.

К социальным общностям — субъектам правоотношений относится народ, население, нации. Народ выступает субъектом правоотношений, возникающих в связи с проведением референдума; население муниципальных

образований – местных референдумов.

Чтобы быть участником правоотношений, нужно обладать правосубъектностью, которая включает в себя три понятия: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Правоспособность — способность лица быть носителем (иметь) права и соответствующие обязанности, закрепленных в нормах права. Закон наделяет правоспособностью всех физических лиц, независимо от возраста и состояния психического здоровья. Правоспособность граждан в большинстве случаем возникает с момента рождения и прекращается только со смертью. Правоспособность организаций возникает с момента их регистрации в порядке, предусмотренным законом. Например, родившийся ребёнок потенциально может стать президентом страны, но это ещё не означает, что он им действительно будет. [4, с. 109]

Чтобы стать полноправным участником правоотношений, необходимо не только иметь права, но и быть способным их осуществлять. Поэтому другим потенциальным свойством, которым должна обладать личность, является дееспособность.

Дееспособность — способность лица самостоятельно, осознанно и целенаправленно осуществлять свои права и обязанности, а также способность предвидеть и оценивать последствия своих действий. По роccийскому законодательству дееспособность граждан возникает по достижении ими определенного возраста и зависит от состояния психического здоровья. Полная дееспособность наступает, как правило, с 18 лет. Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) обладают неполной дееспособностью: они вправе совершать определённые юридически значимые действия, в остальных случаях для признания их сделок действительными требуется письменное согласие или одобрение родителей. Малолетние (от 6 до 14 лет) имеют частичную дееспособность: дети вправе совершать только мелкие бытовые сделки, в других случаях их замещают родители либо законные представители. В отличие от правоспособности, которую никто не может отнять, дееспособность может прекращаться при признании судом гражданина недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Дееспособность также может быть ограничена: по решению суда ограничено дееспособными могут быть признаны алкоголики и наркоманы, которые не отдают отчёта в своих действиях либо не могут ими руководить. В таких случаях таким лицам назначаются попечители, а недееспособным — опекуны.

Более узким понятием по отношению к дееспособности является деликтоспособность — способность лица отвечать за совершенные им действия, а также нести ответственность за правонарушение (деликт) в установленном законом порядке. Деликтоспособность, как и дееспособность зависит от возраста и состояния психического здоровья. Ею не обладают недееспособные (по гражданским делам), невменяемые и малолетние (по административным и уголовным делам). [9, с. 106]

Различают два вида правосубъектности: общую и специальную. Общей правосубъектностью обладают граждане, достигшие 18-летнего возраста и не признанные судом недееспособными; они вправе вступать в любые гражданские правоотношения. Специальная правосубъектность необходима для участия в правоотношениях, требующих высоких профессиональных знаний и жизненного опыта. Например, судья должен иметь высшее юридическое образование и возраст не менее 25 лет.

Объекты правоотношений — это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правовая связь между субъектами права.

Виды объектов правоотношений:

– предметы материального мира;

– продукты духовного творчества;

– личные неимущественные блага;

– поведение участников правоотношений;

– результаты поведения участников правоотношений.

  1. она всегда связана только с правомерным поведением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т.е. воздержание от совершения противоправных действий. Только правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное — нарушает ее;
  2. в реализации права заинтересован главным образом тот субъект, который обладает субъективными правами;
  3. осуществляется в различных формах, что обусловлено разнообразием общественных отношений; спецификой содержания различных норм права; различием средств воздействия на поведение людей; положением субъектов в системе правового регулирования; многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов.

Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права. В данной форме реализуются главным образом запреты. Это пассивная форма действий, она протекает незаметно, не фиксирована и характерна для реализации норм уголовного, административного, налогового права.

Исполнение права предполагает активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы.

Использование права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы права: избирательное, право на жилище, на частную собственность и др. Нередко для реализации юридических норм требуется вмешательство государства. В этих случаях используется правоприменение.

1.2 Содержание правоотношений

Содержание правоотношений составляют субъективное право и юридическая обязанность.

Субъективное право — это предусмотренная в норме права мера возможного поведения.

  1. Субъективное право есть мера возможного поведения управомоченного лица. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), и его размер (продолжительность отпуска). Субъективное право всегда предполагает свободу выбора из возможных вариантов поведения. Поэтому иногда для обозначения субъективного права используется термин «свобода». Например, ч. 1 ст. 29 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».
  2. Содержание анализируемого нрава устанавливается на основе норм права, как правило, в соответствии с диспозицией регулятивной нормы.
  3. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии интереса стимул для осуществления субъективного права теряется.
  4. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. с. активными действиями обязанного лица.
  5. Субъективное право — сложное явление, включающее в себя ряд правомочии:
  • право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);
  • право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник веши может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.);
  • право требования от другой стороны исполнения обязанности, т. с. право на чужие действия (займодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей);
  • право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).
  1. Юридическая обязанность есть мера необходимого поведения обязанного лица. Мера означает вид и размер необходимого поведения. Например, обязанность вернуть долг в определенном соглашением размере, уплатить штраф в назначенной судом сумме. Обязанное лицо не имеет свободы выбора, оно должно действовать строго в соответствии с предписанием.
  2. Содержание обязанности устанавливается на основе норм права. При этом обязанность может определяться непосредственно законом (предусмотренная в сг. 57 Конституции РФ обязанность платить законно установленные налоги и сборы), соглашением сторон (например, обязанности покупателя и продавца по договору купли-продажи) или решением компетентного органа (например, обязанность отбыть наказание по приговору суда).
  3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны — отдельного лица или общества (государства) в целом.
  4. Соблюдение обязанности обеспечено возможностью государственного принуждения. Это означает, что если обязанность не выполняется лицом добровольно, то к такому лицу применяются меры государственного принуждения, обеспечивающие принудительное исполнение обязанности. В определенных законом случаях нарушитель обязанности несет также юридическую ответственность, представляющую собой дополнительную обязанность карательного характера.

Различают юридическое и фактическое содержание.

Юридическое содержание правоотношения — это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое — сами действия, в которых реализуются права и обязанности. [8, с. 215]

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. Как магнит не действует, когда нет одного из полюсов, так и правоотношение не существует, если нет или управомоченной, или обязанной стороны.

Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю, вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Различают два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (должник-кредитор, покупатель-продавец и т. п.), и абсолютные, когда обладатель субъективного права связан с неопределенным кругом обязанных лиц, со всяким и каждым, т. е. абсолютно со всеми. На последних возложена пассивная обязанность воздерживаться от нарушения субъективного права конкретного лица (например, собственника вещи).

1.3 Классификация правоотношений

  1. По характеру содержания правоотношения:
  • общерегулятивные;
  • регулятивные;
  • охранительные.

Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

  1. По выполняемым функциям:
  • регулятивные — служат результатом правомерного поведения субъектов. К ним относится большинство правоотношений
  • охранительные — возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и представляют собой реакцию государства на неправомерное поведение. Цель правоохранительных правоотношений — защита существующего правопорядка, наказание правонарушителя.
  1. По отраслям права:
  • конституционные,
  • административные,
  • трудовые,
  • семейные и другие;
  1. По характеру обязанностей в правоотношении:
  • Активные (в обязанности одной из сторон входит совершение положительных действий, а право другой стороны состоит в требовании исполнения этой обязанности)
  • Пассивные (обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных законом).
  1. По степени индивидуализации:
  • Относительные — в них определены все участники правовых отношений;
  • Абсолютные — в них определен только управомоченный субъект, все остальные участники являются обязанными, они не должны препятствовать осуществлению субъективных прав;
  1. В зависимости от принадлежности к стороне правовой системы:
  • материально-правовые (возникают на основе норм материального прав);
  • процессуальные (возникают на основе процессуальных норм, производных, вторичных от материальных правоотношений).
  • частноправовые — характеризуются равенством их участников
  • публично-правовые —характеризуются иерархичностью, это отношения власти-подчинения.
  1. В зависимости от количества участников:
  • простые — складываются между двумя субъектами;
  • сложные — между несколькими субъектами.
  1. В зависимости от продолжительности действия:
  • кратковременные
  • долговременные;
  1. По целям:
  • статические (закрепляющие определенный объем прав и обязанностей)
  • динамические (стимулирующие положительные изменения).

Заключение

На основании всего вышеизложенного можно заключить, что правоотношения это те же необходимые для существования людей общественные отношения, только получившие через законодателя и другие правотворческие органы свою юридическую оценку и тем самым взятые под охрану государства.

Ценность права заключается в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.

В процессе исторического развития человеческого общества, с развитием, совершенствованием средств производства жизненных благ, с изменением, совершенствованием форм собственности на средства производства, с развитием общественного сознания изменяются правоотношения между субъектами права тех или иных государственных образований. Меняющиеся правоотношения перерастают свою диалектическую форму — государственную власть, требуя качественных изменений этой формы. Что периодически и происходит, чаще — посредством революций, реже — посредством эволюционных социально-экономических преобразований. Об этом мы указывали ранее, право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера.

Обладая качествами общесоциального регулятора, правоотношения являются эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе, оказывают воздействие на участников правового общения.

Правоотношения составляют основную сферу общественной жизни. Везде, где существует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения — одна из главных проблем теории государства и права.