Сайт учителя начальных классов

Грамматические задания:
1. Подчеркните основу в первом предложении.
2. Разделите для переноса слова второго предложения.

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 2 класс

Проверочные диктанты и контрольные списывания 2 класс по темам.

Содержимое разработки

1. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ по темам: « «Речь», «Гласные звуки и буквы», «Согласные звуки и буквы».

Солнце сильно грело землю. День был жаркий. Ребята пошли в лес. Девочки стали рвать ягоды и петь песни. Мальчики играли в жмурки. Всем было весело.

Грамматическое задание.

В первом предложении подчеркнуть буквы, которые обозначают согласные звуки.

Выписать гласные буквы из второго предложения.

Выписать из текста односложные слова.

2. ДИКТАНТЫ по теме «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн».

Сережа и Полина зашли в чащу леса. Там цвели ландыши. Хороши эти чудесные цветочки! Они похожи на маленькие чашечки. Ландыши любят расти в глуши.

Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. У воды шумят камыши. Волны тихо плещут у берега. Боря Чайкин закинул удочки. Попались две большие щуки. Хорошие рыбы!

Грамматическое задание.

Подчеркнуть в словах гласные после шипящих.

Выписать слова с сочетанием ЧК; указать количество слогов.

3. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ за 1 четверть.

Пятый час. Идут с работы мама и папа. Юля ставит на стол чайную посуду. Леня принёс свежие булки. Все будут пить душистый чай. Хорошо!

Грамматическое задание.

В третьем предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

подчеркнуть сочетания ЖИ, ШИ, ЧА.

Выписать слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Из пятого предложения выписать односложные слова.

4. ДИКТАНТ по темам «Правописание букв, обозначающих мягкость согласных звуков», «Раздельное написание слов и предлогов», «Знаки препинания в конце предложения».

Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки катят снежный ком. Они лепят зайца. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Яша сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно.

Грамматическое задание.

Во втором предложении найти и подчеркнуть главные члены предложения.

В третьем предложении подчеркнуть буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Разделить слова для переноса: крыльцо, Игорь, девочки, зайца.

5. ДИКТАНТ по теме «Правописание слов с безударными гласными».

Зима. Мороз. С неба летят пушистые снежинки. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Настали ясные деньки. Детвора идёт бегать на лыжах и на коньках. Хорошо зимой!

Грамматическое задание.

Выпишите из текста 2 слова с безударными гласными, подчеркните, подберите проверочные слова.

В третьем предложении подчеркните главные члены.

Выпишите слова, которые нельзя переносить.

6. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ за вторую четверть.

Декабрь. Скоро Новый год. Ночью была вьюга. Сильный мороз. На реке лёд.

В комнату внесли большую ёлку. Ребята сами делают игрушки. Вот на лесной красавице хлопушки, бусы, бумажные цепи, кольца. Мальчики вешают звёздочки. Нарядная ёлка!

Грамматическое задание.

Выпишите из текста два слова с мягким знаком. Первое слово с разделительным мягким знаком, во втором слове мягкий знак – показатель мягкости.

Подчеркните главные члены в седьмом предложении.

Используя слова каждой строчки, составьте предложения. Дайте название рассказу.

пушистый, накрыл, деревья, снег

снегу, много, следов, видно, на

ночью, вот, проскакал, хорёк

следы, медвежьи, к, берлоге, ведут

полянке, оставлены, на, следы, заячьи

7. ДИКТАНТ по темам «Употребление заглавной буквы», «Написание слов с безударными гласными», «Правописание слов с разделительным мягким знаком».

Павлик и Юра – братья. Они живут в селе Нива. Днём мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал щуку.

Грамматическое задание.

Выписать из текста три слова, которые пишутся с заглавной буквы.

В третьем предложении подчеркнуть главные члены.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по темам «Предложение» и «Части речи».

Аня Соколова и толя Суботин ходили в лес Харашо зимой в лису! Вот слиды птиц. На уроке русского языка рибята напишут расказ.

Составьте предложения. Подчеркните главные члены.

лесную, полянку, солнце, пригрело, весной

бегут, весело, по, ручьи, полям

из, медведь, выбрался, берлоги

в, звонко, поют, лесу, птицы

Раздели слова в два столбика (кто?, что?).

Рак, село, ягода, ворона, Иван, дождь, поляна, лисица.

Выпиши слова, обозначающие действие предметов.

Бежит, весна, белеет, беленький, вьют, улица, рисует, тает.

Напиши признаки предметов.

6. Раздели текст на предложения. Запиши.

Дни стали короче солнце светит мало часто идёт дождь всюду сырость птицы летят в тёплые края.

В последнем предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

8. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (за 3 четверть) по темам «»Предлоги», «Парные согласные и безударные гласные».

Весна идёт по стране. В лесу и на полях стало тепло. Светит яркое солнышко. Весело кричат грачи. Шумно бурлит река. Плывёт лёд. Вода вышла из берегов. Деревья стоят в воде.

Заяц сидит на пеньке. Он промок и дрожит.

Грамматическое задание.

Разобрать по членам предложения шестое и седьмое предложение.

Выписать слово из двух слогов с проверяемой безударной гласной.

9. ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «Правописание слов с безударными гласными и парными согласными».

Настали чудные деньки. Журчат ручьи. У крыльца пушистая травка. В сад вернулись скворцы. Школьники идут гулять в рощу. Там птички вьют гнёзда. На лужайках много цветов. Дети рады теплу и весне. За ребятами бежит собака Белка.

Грамматическое задание.

В первом и в четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

Выписать два слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Перед словом написать проверочное слово. Написать ещё одно слово на то же правило.

Выписать слово с парным согласным в корне. Перед словом написать проверочное слово. Написать ещё одно слово на то же правило.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом чистые и пушистые. Искали малыши корм. Щипали утята травку.

Нашли проказники большую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из трубы грязные. Стала утка-мать отмывать детей в речке.

— О чём текст? Озаглавь текст. Спиши.

Грамматическое задание.

Подчеркни слова, которые по-разному называют утят.

Найди в тексте два слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, выпиши. Придумай на это правило ещё два слова, запиши их.

Найди два слова с мягким знаком-показателем мягкости, выпиши. Подбери ещё три слова на это правило, запиши их.

Выпиши первое предложение. Выдели в нём главные члены предложения. Определи части речи в этом предложении.

Раздели слова для переноса: пушистые, речка, утята, корм, гуськом.

Сделай звуко-буквенный анализ слова утята.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

Цель: проверить навыки правописания гласных после шипящих, безударных гласных, звонких и глухих согласных, разделительного мягкого знака, ь – показателя мягкости, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами.

Запиши однокоренные слова группами.

Снег, цветник, звонкий, снеговик, садик, звон, рассада, садовник, цветной, звонить, сад, цветёт, снежок, цветок, снежинка, цвет, звонок, посадить, снегурочка, звоночек.

Запиши текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Пришла (… ) в..сна. На (….) р..ке растаял лёд. (…) В..да (…) зат..пила (…) б..рега.

В (…) с..сновом (…) б..ру (…) з..мля ещё покрыта снегом. Но скоро (…) заз..ленеют (…) д..ревья. На лугах (…) зап..стреют (…) цв..ты.

3. Подбери названия (имена собственные) следующим предметам и запиши.

Собака …, корова …, кот …, река …, улица …, город …, деревня ….

Раздели слова в две группы: в первую – с разделительным мягким знаком, во вторую – со смягчающим мягким знаком.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница, льёт, крыльцо, счастье, сильный, пальцы.

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. устно подбери проверочные слова.

Зима началась лё..кими м..ро..цами. Принарядила она дере..ца и кусты в белые шу..ки. На каждый сугро.. надела ша..ку. Под сне.. на ночь спрятала ря..чика. А м..две..ь уже с осени зале.. в берлогу.

Запиши пословицы, вставь пропущенные буквы.

Ш..ла в мешке не утаишь.

Ч..жая душа – потёмки.

Сам погибай – а т..варищ.. выруч..й.

10. КОНТРОЛЬНЫЙ ГОДОВОЙ ДИКТАНТ ЗА 2 КЛАСС.

Варианты текстов для диктанта.

Настали чудные деньки. Журчат ручьи. У крыльца пушистая травка. В сад вернулись скворцы. Школьники идут гулять в рощу. Там птички вьют гнёзда. На лужайках много цветов. Дети рады теплу весне. За ребятами бежит собака Белка.

Скоро зацветёт школьный сад. В ветвях деревьев будут строить свои гнёзда птицы. В гнёздах запищат маленькие птенчики. Будут птицы кормить их мошками, жирными гусеницами. Много вредных насекомых поедят наши друзья. Сад станет зелёным и красивым.

Кончился учебный год. Ребята поедут в деревню на дачу. Они будут ходить за грибами и ягодами. Анна Воробьёва едет на Волгу. Слава Ильин полетит самолётом на озеро Байкал.

Детей ждут походы, дороги, широкий простор. Осенью они приедут в родной город Москву.

Грамматическое задание.

В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения и определить части речи.

Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

Демьяновой Елены Юрьевны

Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Учитель читает текст, делая паузы между предложениями.

Инструкция предъявляется по этапам выполнения:

1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения.
2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.
3. Запиши имена собственные. Подчеркни в них буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
4. Напиши цифрой, сколько слогов в слове дочка.

Работа 2
Пришла зима река скована льдом поля и луга покрыты белым ковром в лесу тишина стучит только дятел по стволу он ищет корм под корой вот белка она несет из своей кладовой сухие грибы. (33 слова)

Порядок работы. Текст читает учитель, делая паузы между предложениями.

Инструкция предъявляется по этапам выполнения:

1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения.
2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.
3. Запиши третье предложение. Подчеркни слово, употребленное в переносном значении.
4. В этом же предложении поставь над словами знак ударения.

● На применение правил правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн

Жить, шить, чайка, пища, шучу, тащу, хищник, печка, печник.

Порядок работы. Слова диктуются.

1. Запиши слова.
2. Подчеркни слова, в которых слышится, но не пишется буква ы.
3. Подчеркни сочетания, в которых не пишется ь.

Предупредить: хищнИк, тАщу.

● На выявление умения составить словосочетание

Дерево (какое?) .
Ветки (какие?) .
Мох (какой?) .
Тропинка (какая?) .

Порядок работы. На доске заранее написан материал и первый пункт инструкции.

1. Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания.
2. Подчеркни слово, над которым не нужно ставить знак ударения.
3. Раздели для переноса слова дерево, тропинка.

● На составление предложений по вопросам

Куда? что сделала? какая? кто?

Сорока, на забор, красивая, села.

Как? что сделал? какой? кто? откуда?

Бобик, маленький, из-под крыльца, залаял, звонко.

Порядок работы. Вопросы и слова написаны на доске.

1. Составь предложения по вопросам.
2. Подчеркни главные члены предложения.

У Веры был чиж. Чиж жил в клетке. Он не пел. Почему чиж не поет? Вера выпустила чижа на волю. В саду он стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу. (38 слов)

Слова для справок (записываются на доске): клеткЕ, пОчЕму, не пОет, выпустИла, лЕтал, пОтом.

Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Слова для справок записывает на доске.
После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель для вторичной проверки. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

1. Подчеркни вопросительное предложение.
2. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков.
3. Придумай и запиши заголовок к тексту.

Контрольные работы
(2 класс, второе полугодие)

● На выявление умения определять границы предложения

Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму. (51 слово)

Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Текст читает учитель.

Инструкция предъявляется по этапам выполнения:

1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения.
2. Спиши, расставляя знаки препинания.
3. Подчеркни орфограммы в именах собственных.
4. Напиши слово трава и подчеркни букву, обозначающую безударный гласный звук. Подбери и запиши проверочное слово.

● На выявление умения находить части речи

1. Кто повел ребят весной в парк на экскурсию?
2. Что можно увидеть в парке?

Порядок работы. Вопросы написаны на доске заранее. Учитель читает вопросы.

1. Запиши полные ответы на вопросы. (Учитель поясняет, что в ответе на первый вопрос необходимо указать любое имя и отчество.)
2. В первом ответе подчеркни глагол двумя чертами. Во втором ответе подчеркни имена существительные одной чертой.

Контрольные работы по итогам года

Пришла весна. Журчат ручьи. Стайка воробьев подлетела к дому и клюет хлебные крошки. За воробьями следит рыжий пушистый кот. Но быстрые птички улетели. Митя зовет Барсика домой. (27 слов)

Слова для справок (записываются на доске): прИшла, кроШки, БарсИка, воробьеВ.

Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям.

После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

1. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные в четвертом предложении.
2. Обведи кружочком предлоги.

Весной в лесу снег стал таять. Вот под сосной закачался сугроб. Это вылез медведь из своей берлоги. Он зевнул и зашагал в чащу леса. Какой он худой! Осенью медведь лег в берлогу и заснул на всю зиму. Шумела метель. Дул ледяной ветер. Медведь крепко спал. (45 слов)

Слова для справок (записываются на доске): таЯть, зАкачался, бЕрлогИ, мЕтель.

Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям.

После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

Грамматическое задание. Подчеркни орфограмму в корне слова зашагал. Подбери и запиши проверочное слово.

● На группировку существительных по единственному и множественному числу, а затем — по обозначению парных согласных

Задание направлено на выявление умения рассматривать ряд слов с одной и той же точки зрения и способности к переключению на другую точку зрения.

Сад, сады, лист, листы, дождь, дожди, плот, плоты, мост, мосты, шаг, шаги.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

1. Прочитай слова.
2. Распредели слова на две группы и запиши каждую группу слов в отдельный столбик. Напиши под столбиками, чем похожи слова в каждой группе.
3. Слова какой группы можно еще распределить на две равные группы? Раздели и напиши под столбиками, чем похожи слова в группах.

Варианты обоснования группировки слов: по единственному или множественному числу существительных; по месту ударения в слове; с ударными или безударными гласными в корне; проверочные или проверяемые слова.

Приемлемо любое из этих обоснований.

Обоснование группировки во второй части задания (при перегруппировке существительных в единственном числе) предполагает указание на обозначение парных согласных звуков разными буквами на конце слов.

Но возможен выбор учащимися для другой группировки существительных во множественном числе — по окончаниям (сады, дожди). Однако в этом случае получатся неравные группы, что не соответствует условию.

Уровни выполнения работы

4-й уровень — выделены правильно и объяснены по две группы в первой и второй частях задания. Ответы этого уровня свидетельствуют о высокой степени развития мышления, подвижности мыслительных процессов, об осознанности своих действий (применительно к данной сложности задания и рассматриваемым мыслительным операциям).

3-й уровень — выделены правильно в первой части задания две группы в полном объеме и объяснены. На этом уровне проявлена способность к рассмотрению объектов под одним углом зрения и имеет место осознание своих действий, а значит, и большая продвинутость в мышлении. Однако вторая группировка не осуществлена, и, следовательно, не проявилась способность к переключению на другой аспект рассмотрения.

2-й уровень — выделены правильно две группы, но группы неполные. Ученик уже может проанализировать предложенный материал, но не распространяет рассмотрение по общему признаку на все слова и не дает объяснения произведенной группировке. Это свидетельствует о том, что пока проявляется интуитивный подход к решению, ребенок еще не осознает ход своих мыслей.

1-й уровень — ученик не приступил к выполнению задания или предпринял неправильные попытки (слова переписаны попарно или переписаны в произвольном порядке). Этот уровень свидетельствует о том, что ученик не может выбрать какой-либо признак и рассматривать слова по этому признаку.

1—3-й уровни данного задания подразделяются на два подуровня:

1) найденное решение ученик не может объяснить; это свидетельствует о неотчетливом осознании своих мысленных действий;

2) найденное решение ученик может объяснить; здесь проявляется отчетливое осознание своих мысленных действий, а значит, и более развитое мышление.

Схема анализа контрольных работ
(2 класс, первое полугодие)

Выделили не все предложения.

Выделили не все имена собственные.

Подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Не выделили слоги.

Не выделили слово в переносном значении.

Не над всеми словами поставили знак ударения.

Работа 3 (диктант)

Подчеркнули не все орфограммы.

Составили не все словосочетания.

Не подчеркнули слово мох.

Не разделили слова для переноса.

Неправильный порядок слов в предложениях.

Не нашли подлежащее.

Не нашли сказуемое.

Не нашли главные члены предложения.

Работа 6 (диктант)

Не подчеркнули вопросительное предложение.

Подчеркнули не все слова с расхождением количества букв звуков.

Не придумали заголовок к тексту.

Ошибки, допущенные в диктанте

1. Пропуск, замена, перестановка букв.
2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
3. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных.
4. Гласные после шипящих.
5. Большая буква в именах собственных.
6. Разделительный мягкий знак.
7. Родовые окончания прилагательных.

Схема анализа контрольных работ
(2 класс, второе полугодие)

Выделили не все предложения.

Подчеркнули не все орфограммы в именах собственных.

Не обозначили безударный гласный.

Не подобрали проверочное слово.

Не ответили на первый вопрос.

Не ответили на второй вопрос.

Не подчеркнули глагол.

Не подчеркнули существительное.

Работа 3 (диктант)

Не подчеркнули прилагательные.

Нашли не все предлоги.

Работа 4 (диктант)

Не подчеркнули орфограмму в корне слова.

Не подобрали проверочное слово.

Ошибки, допущенные в диктанте

1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
2. Непроверяемые написания в корне слова.
3. Парные согласные на конце слова.
4. Гласные после шипящих.
5. Разделительный мягкий знак.
6. Предлоги.
7. Родовые окончания прилагательных.
8. Большая буква в именах собственных.
9. Перенос слов.
10. Пропуск, замена, перестановка букв.
11. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных.