Сайт учителя русского языка и литературы Федотовой Ольги.>

Переводная контрольная русскому

В качестве переводной итоговой контрольной работы по русскому языку для 6 класса предлагаем провести тестирование.

Разработаны два варианта, включающие темы по лексике, фразеологии, словообразованию, орфографии, морфологии, культуре речи. Среди частей речи особым образом выделяем имена прилагательные и числительные, местоимения и причастия.

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

1. Прочитайте предложение. Найдите и выпишите фразеологизм. Замените его одним словом.

Отечеством зовём мы Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

2. Установите соответствия между словами.

а) латы
б) ланиты
в) Интернет

1. неологизм
2. архаизм
3. историзм

3. Все ли слова являются синонимами? Подчеркните лишние слова.
Хитрить, лукавить, хвалить, лицемерить, обманывать, хвастаться, притворяться.

4. Запишите антонимы к слову «хвалить».

5. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Сг..рела, ц..ферблат, пр..увеличиить, пеш..ход, лекц..я, соприк..саться, в плам..ни, о врем..ни, скворч..нок, разве..чик, платоч..к, ш..рстка, францу..кий, безветре..ый, серебр..ый, восем..сот, команд..вать, завис..ть, пове..л, накле..нный, слыш..мый.

6. Слитно, раздельно, через дефис?

Ни(с)чем, ничуть (не)сложный, кое(у)кого, (передо)мной, (не)был, (не)кому, (не)большая речка, (не)навидит, (у)кого(то), (не)лёгкий, а трудный.

7. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

Сыграть, вершина, побелить, подснежник, плащ-палатка, неверный, кавказский.

8. Запишите правильно форму слова.

Кашне красив. . Тбилиси солнечн. . АТС заработал. . ЧП произошл. . Кенгуру шустр. . ТЮЗ объявил. набор.

9. Подчеркните числительные, определите их разряд.

Третий, тридцатилетний, тройной, три, одна восьмая, тройка, тридцать, тысяча одиннадцатый, втроем, трое.

10. Запишите числительное 347 словами: сначала как количественное, а потом как порядковое в Им. п. и в Тв.п.

11. Исправьте ошибку в морфологической характеристике числительного, запишите это числительное словами.

Глубина озера Байкал — 1620 метров.

1) количественное,
2) составное,
3) употреблено в Им.п,
4) в предложении является дополнением.

12. Анализ текста.

(1)Мне под..рили оловя..ых солдат..ков. (2)Я д..вно м..чтал о них и т..перь испыт..вал (не)слыха..ое бл..женство. (3)Обрад..ва..ый подарком я бл..год..рил св..его дядю который улыбался. (4)Со св..им с..кровищ..м я уселся в б..льшое кожа..ое кресло и прин..лся команд..вать войском уже ра..тавле..ым на шахм..тной д..ске.

1) Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

2) Расставьте пропущенные знаки препинания и графически их объясните.

3) Выпишите все местоимения из текста, определите их разряды, поставьте в начальную форму.

4) Выпишите относительные прилагательные в составе словосочетаний.

5) Составьте схему сложного предложения.

6) Выпишите составное глагольное сказуемое.

7) Образуйте все возможные причастия от глагола «подарили».

8) Определите тип текста.

Итоговая контрольная работа

Вариант 2

1. Прочитайте предложение. Найдите и выпишите фразеологизм. Замените его одним словом.

В мгновение ока все были около отца.

2. Установите соответствия между словами.

а) ямщик
б) абсурд
в) уста

1) архаизм
2) историзм
3) неологизм

3. Найдите и выпишите пары антонимов.

Правдивый, трусость, жизнерадостный, праздничный, лживый, нерешительный, мужество, будничный.

4. Запишите синонимы к слову «жизнерадостный».

5. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

З..рница, смаз..ик, кожа..ый, кавка..кий, опазд..вать, пощ..чина, ноч..вка, на стрем..ни, конституц..я, накле..ть, были..ый, вид..мый, выр..ще..ый, камыш..м, карандаш..к, колон..а, потеря..ый, пр..кл..нятться перед т..лантом, дыш..щий, ц..линдр.

6. Слитно, раздельно, через дефис?

Ни(на)кого, (не)решительный человек, (ни)сколько (не)интересный, кое(с)кем, (со)мной, какой(то), (не)годует, (не)знаю, (кое)кому, (ни)кому.

7. Выпишите слова, образованные приставочным способом.

Беззвучный, шкаф-купе, посмотреть, ненадёжный, подбородок, перепрыгнуть, морской.

8. Запишите правильно форму слова.

Горяч. кофе. Весёл. колибри. Жарк. Сухуми. МВД издал. указ. ЮЗГУ участвовал. в конкурсе. Красив. тюль.

9. Подчеркните числительные, определите их разряд.

Обе, двойной, двойка, двадцать два, второсортный, удвоить, дважды, второй, двое, одна вторая.

10. Запишите числительное 468 словами: сначала как количественное, а потом как порядковое в Им. п. и в Тв.п.

11. Исправьте ошибку в морфологической характеристике числительного, запишите это числительное словами.

Атмосфера на Венере была открыта великим русским учёным М.В. Ломоносовым в 1761 году.

1) количественное,
2) составное,
3) употреблено в П.п,
4) в предложении является обстоятельством.

12. Анализ текста.

(1)Наше слово (не)просто слово. (2)Произн..сите его и оно заж..вёт о..дельной ж..знью. (3)Оно потян..т (за)собой, как снежн..я л..вина, цепь п..ступков которую ты уже (не)властен р..зорвать. (4)Воздух которым мы дыш..м соткан из слов. (5)И за кажд..е яд..вит..е слово мы ра..плач..ваемся кусоч..ком св..их лё..ких.

1) Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

2) Расставьте пропущенные знаки препинания и графически их объясните.

3) Выпишите все местоимения из текста, определите их разряды, поставьте в начальную форму.

4) Выпишите краткое прилагательное. Каким членом предложения оно является? Образуйте его полную форму.

Каталог статей

1. В каком слове при постановке ударения допущена ОШИБКА?

1) (они) прАвы 3) начАвшийся 2) добелА 4) бАлуясь

2. Какое из выделенных слов образовано приставочным способом?

1) ПРИШИЛА пуговицу 3) НАГЛОТАВШИЙСЯ воды

2) идти ПРИПЛЯСЫВАЯ 4) обойти СПРАВА

3. Установите соответствие между выделенным в предложении словом и частью речи: определите, к какой части речи относится выделенное слово в каждом предложении.

А) Имение, принадлежащее семье Андреевых, уже ВЫСТАВЛЕНО на продажу.

Б) Полотно было ВЕЛИКОЛЕПНО, художнику удалось передать всю красоту утра.

В) Слышно было, как пчёлы РАСТРЕВОЖЕННО гудят внутри улья.

1) наречие 2) прилагательное 3) причастие 4) категория состояния

4. В характеристике какого из выделенных слов допущена ОШИБКА?

1) СОСЛЕПУ (угодил в сугроб) — наречие со значением причины.

2) ИЗЪЯТЫЕ (из обращения монеты) — страдательное причастие настоящего времени.

3) БОЛЬШЕ ВСЕХ (переживала бабушка) — наречие в превосходной степени.

4) ПОДТАИВАЯ, (мартовский снег темнел и оседал) — деепричастие несоверш. вида.

5. В каком случае при образовании слова (формы слова) допущена ОШИБКА?

1) так работать УДОБНЕЕ ВСЕГО 2) ПРИВЛЕКАЕМЫЙ к сотрудничеству

3) передвигаться БОЛЕЕ БЫСТРЕЕ 4) ОКАЗАВШИЙСЯ в ловушке

6. В каком предложении при употреблении причастного (деепричастного)оборота допущена ОШИБКА?

1) Вернувшись с прогулки, мы сели пить чай с баранками.

2) Выставка, открывшаяся сегодня в Доме художника, посвящена европейской живописи начала ХХ века.

3) Тиха и торжественна земля, покрытая первым снегом.

4) Ожидая результатов экзамена, у Ольги даже повысилась температура.

7. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) отаплива…мый, (чуть) слыш…мый 2) (глубоко) дыш…щий, плач…щий

3) успоко…нный, неча…нный 4) остав…вший, повер…вший

8. В каком предложении в слове на месте пропуска пишется НН?

1) На ужин мы приготовили жаре…ую картошку.

2) Была образова…а даже специальная комиссия, которая два месяца проверяла документы.

3) Колонны войск организова…о двигались к местам расположения.

4) Подали тушё…ую утку с соусом.

9. В каком ряду в обоих случаях НЕ со словом пишется слитно?

1) (не)опубликованный в журнале, (не)громко напевал

2) вёл себя (не)учтиво, (не)закрытая дверь

3) досадная (не)брежность, (не)взяв с собой

4) (не)справедливое наказание, песни (не)спеты

10. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1) Она едва успела переписать (НА)БЕЛО сочинение, как прозвенел звонок.

2) Я раздумывал о том, ЧТО(БЫ) ещё важного успеть сделать до поездки.

3) (В)ТЕЧЕНИЕ пяти дней не утихал шторм.

4) Третий день подряд (ПО)ПРЕЖНЕМУ дул муссонный ветер.

11. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква?

1) туш…ная говядина, послать за врач… 2) фасолевый струч…к, он не лж…т

3) факел зажж…н, громкий ш…пот 4) подч…ркивать, пятач…к

12. В каком предложении на месте пропуска пишется буква И?

1) Выступающий не мог н… коснуться последних политических событий в стране.

2) Чтобы н… заблудиться в лесу, я всегда брал с собой компас.

3) Как н… пытался Бортников скопить денег на поездку в Забайкалье, достаточной суммы не выходило.

4) Чего он только н… предпринимал для решения своего вопроса!

13. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые (знаки

препинания не расставлены)?

Шлюпка (1) покачиваясь на волнах (2) медленно двигалась вдоль подножия (3) возносившейся в небо (4) скалы.

1) 1, 2 — выделяется запятыми деепричастный оборот 3, 4 — выделяется запятыми причастный оборот

2) 1, 2 — выделяется запятыми деепричастный оборот 3, 4 — причастный оборот не выделяется запятыми

3) 1, 2, 3, 4 — выделяются запятыми два причастных оборота

4) 1, 2 — выделяется запятыми деепричастный оборот 3 — выделяется запятой причастный оборот

(1)Самой древней системой письма считается письменность Древнего Египта, возникшая в конце четвёртого тысячелетия до новой эры. (2)Однако данные археологии не раз ставили этот, казалось бы, установленный наукой факт под сомнение.

(3)Например, в 1961 году румынскими археологами близ села Тэртэрия были обнаружены три необожжённые глиняные таблички. (4)Они были найдены в древнем захоронении вместе с обгоревшим скелетом взрослого мужчины, костями животных и фигурками из глины.

(5)Две таблички прямоугольные, одна круглая, причём в двух из них просверлены отверстия. (6)Диаметр круглой таблички не превышает 6 см, остальные таблички ещё меньше. (7)На одну сторону табличек нанесены изображения животных, ветки дерева и ряд абстрактных символов. (8)Радиоуглеродный анализ человеческого скелета и найденных в одном слое с табличками костей животных указал на их возраст − 5500 г. до

(9)Тэртэрийские надписи стали археологической сенсацией после того, как авторитетный археолог Мария Гимбутас, изучавшая культуру доиндоевропейской Европы, рискнула объявить нанесённые на таблички знаки древнейшей в мире формой письменности.

(10)Значение символов, изображённых на табличках, учёными пока не определено. (11)Но если это не ритуальные рисунки, а элементы пиктографического письма, то, не боясь сенсационных выводов, придётся признать, что письменность появилась на две тысячи лет раньше, чем считалось до сих пор.

14. Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?

1) Учёные до сих пор не смогли расшифровать содержание надписей на тэртэрийских табличках.

2) Пока учёные не могут уверенно говорить о том, являются ли тэртэрийские надписи знаками древней письменности.

3) Если тэртэрийские надписи − знаки древнего письма, учёным придётся пересмотреть свои взгляды на историю письменности.

4) В 1961 году археологами были обнаружены три глиняные таблички с нанесёнными на них изображениями и символами.__

15. Установите соответствие между фрагментами текста и типами речи: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТА ТИПЫ РЕЧИ

А) предложения 5–7 Б) предложения 10–11

1) повествование 2) рассуждение 3) описание

16. В предложениях 3–4 найдите слово – антоним к прилагательному НОВЫЙ.

Напишите это слово.

17. Среди предложений 2–6 найдите все сложные предложения. Напишите номера этих предложений.

18. Каким членом предложения является выделенный фрагмент?

Но если это не ритуальные рисунки, а элементы пиктографического

письма, то, НЕ БОЯСЬ СЕНСАЦИОННЫХ ВЫВОДОВ, придётся признать, что письменность появилась на две тысячи лет раньше, чем считалось до сих пор.

19. Среди предложений 5–8 найдите предложение с причастным оборотом.

Напишите номер этого предложения.

Задания 20 и 21 выполняются на основе представленного ниже текста. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Перепишите текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Раскройте скобки.

Высокие горы т..нут..ся цепью (в)доль берега(4). В проливе между островом и бер..гом видне..т..ся (не)сколько низких островков покрытых р..стит..льностью. Течение попутное и мы хорошо продвигa..мся (в)перёд. Чaсу во втором корвет «Витязь» (нa)столько пр..близ..лся к берегу Новой Гвинеи что можно было вид..ть хaрaктерные черты этой стрaны. Нa в..ршинaх гор л..жaли (не)движ..мые густые мaссы обл..ков (не)позволявшие

рaзл..чaть верхние их оч..ртaния. По скaтaм гор п..стрел густой лес который своим цветом очень отл..чался от береговой пол..сы (светло)зелё..ого цветa. Побережье подн..малось уступaми на высоту пр..близит..льно (четырёх)сот метров и предст..вляло с..бой (не)обыкнове..о живописный вид. (Много)числе..ые ущелья и оврaги нaполне..ые густой колыш. щ..йся(3) зеленью перес..кaли эти уступы и соед..няли верхний лес с пр..брежным

узким поясом р..стительности. В иных местaх береговaя пол..сa ст..новилaсь бол..е широкой горы отступaли (в)глубь стрaны а узкие уступы пр..бл..жaясь(2) к морю пр..врaщaлись в обширные поляны окaймлё..ые тёмною зеленью(1).

Переводная контрольная по русскому языку для 10 класса

Экзаменационный материал для промежуточной аттестации по русскому языку в 10 классе составлен на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»/ А.И.Власенкова // Программно-методические материалы. Русский язык.10-11 классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова.-М.: Дрофа, 2007; учебника Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. — М., «Просвещение», 2007., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2010-2011 учебном году.

В соответствии с переходом на итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, экзаменационная работа представляет собой тестирование и состоит из 18 вопросов части А (учащимся предлагаются варианты ответов) и двух вопросов части В (учащиеся должны кратко записать ответ на поставленный вопрос).

Общее содержание экзаменационного материала направлено на проверку знаний учащихся по фонетике, орфоэпии, лексике, словообразованию, морфологии; орфографической, пунктуационной и речевой грамотности. Кроме того, — на проверку умений и навыков работы с микротекстом.

Вопросы тестов направлены на проверку следующих знаний, умений и навыков учащихся:

А1. Фонетика. Фонетический анализ слова

А2. Орфоэпия. Правила постановки ударений

А3. Употребление паронимов

А4. Грамматика. Форма слова

А5. – А9 Работа с микротекстом:

А5, А6. Построение текста

А7. Характеристика предложения текста (структура предложения)

А8. Морфология. Части речи

А9. Лексическое значение слова

А10. Морфемика

А11. –Н/-НН- в суффиксах различных частей речи

А12. Безударная гласная в корне

А13. Правописание приставок

А14. Е-И в окончаниях глаголов и глагольных формах

А15. О-Е после шипящих

А16. Правописание НЕ со словами различных частей речи

А17. Слитное и раздельное написание служебных и самостоятельных частей речи

А18. Лексические и синтаксические средства выразительности

В1. Словообразование. Способы образования слов

В2. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом

На тестирование учащимся отводится 45 минут. Работа оценивается по следующим критериям: