Сайт учителя русского языка и литературы Федотовой Ольги.>

Переводная контрольная работа по русскому языку как этап подготовки к ГИА

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. В нашем образовательном учреждении одной из форм подготовки к ГИА – 9, закреплённых локальным актом школы, является переводная контрольная работа в формате ОГЭ, которую выполняют учащиеся с пятого по восьмой класс.

Цель переводной контрольной работы — определить соответствие полученных учащимися знаний требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Каждый ученик и его родители (законные представители) (а не только учитель!) должен, по нашему мнению, понимать ответственность за подготовку к государственной итоговой аттестации, определяющей будущее выпускника.

Остановлюсь на этапах «создания» переводной контрольной работы по русскому языку. На подготовительном этапе каждому учителю необходимо изучить кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ по русскому языку. Затем ознакомиться с демонстрационным вариантом КИМов для проведения ОГЭ по русскому языку. Сравнительный анализ этих документов позволит педагогу не только ознакомиться с перечнем элементов содержания, проверяемых на ОГЭ по русскому языку, но и познакомиться с заданиями, используемыми в процедуре оценки качества основного образования по русскому языку. Полный спектр лингвистических задач учитель получит после работы с открытым банком заданий по русскому языку.

Следующим этапом деятельности педагога станет непосредственное «создание» переводной контрольной работы. Для этого весь изучаемый материал в конкретном классе необходимо рассматривать сквозь призму заданий ОГЭ, тщательно отбирая разные варианты заданий из открытого банка и включая их в качестве лингвистических задач в канву урока. Таким образом, из года в год учитель способствует достижению своими учениками уровня подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.

Самым важным этапом считаем анализ переводной контрольной работы, который позволяет, во-первых, выявить «проблемные» места каждого учащегося и вовремя скорректировать знания школьников;во-вторых, показывает степень готовности ученика к государственной итоговой аттестации; в-третьих, облегчает общение с родителями учащихся, имеющих проблемы в обучении.

Контрольная переводная работа по русскому языку

Внимательно прочитайте текст и выполните задания.

(1) Михаська перемахнул через борт грузовика, и каблуки звонко цокнули об асфальт. (2) Все! (3) Лето позади, и скоро в школу.

-(4) Ну ладно, — сказал ему Сашка, — до завтра!

(5) Михаська тряхнул головой и хлопнул Сашку по плечу. (6) Да, скоро в школу, немного осталось, каждый денек на вес золота. (7) Вот завтра они и собрались порыбалить. (8) Михаська представил, как стоят они, закатав штанины, по колено в воде и поплавки мельтешат, пляшут, сливаются с колеблющейся водой.

— (9)Не опаздывай! — сказал Сашка. – (10) Мух я наловлю.

(11) Сашка побежал через дорогу. (12) Михаська посмотрел ему вслед и улыбнулся: «Все-таки трудяга этот Сашка!» (13) Даже в День Победы всем дела нашел. (14) Михаська вспомнил, как это было. (15) В тот день, когда все уже наорались, наговорились, натолкались на радостях, в класс пришла Юлия Николаевна, в шелковом платье с белым воротничком, с двумя орденами Ленина, и спросила, как они собираются отметить такой день. (16) Ребята запереглядывались, все даже растерялись немного — никто об этом не думал, все с ума прямо посходили от счастья. (17) И вдруг Сашка Свиридов сказал, что надо посадить деревья возле бетонной дороги, которая идет на Москву. (18) Когда они ехали сюда в эвакуацию, дорога была совсем голая, ни одного деревца.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему героям захотелось порыбалить?»

1) Михаська тряхнул головой и хлопнул Сашку по плечу.

2) Да, скоро в школу, немного осталось, каждый денек на вес золота.

3) Вот завтра они и собрались порыбалить.

4) Михаська вспомнил, как это было.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет:

1) Михаська тряхнул головой и хлопнул Сашку по плечу.

2) Лето позади, и скоро в школу.

3) Даже в День Победы всем дела нашел.

4) Когда они ехали сюда в эвакуацию, дорога была совсем голая, ни одного деревца.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм:

1) Да, скоро в школу, немного осталось, каждый денек на вес золота.

2) — Не опаздывай! — сказал Сашка. – Мух я наловлю.

3) Вот завтра они и собрались порыбалить.

4) Когда они ехали сюда в эвакуацию, дорога была совсем голая, ни одного деревца.

4. Из предложений 15 – 16 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

5. Из предложений 11 – 15 выпишите слово, в котором правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости-глухости последующего согласного звука.

6. Из предложений 16 – 18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н, пишется НН».

7. Замените разговорное слово «мельтешат» из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

8. Выпишите грамматическую основу из предложения 5.

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой .

10. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с бессоюзной связью. Запишите номер этого предложения.

1. «Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 368 с.»

Каталог статей

1. В каком слове при постановке ударения допущена ОШИБКА?

1) (они) прАвы 3) начАвшийся 2) добелА 4) бАлуясь

2. Какое из выделенных слов образовано приставочным способом?

1) ПРИШИЛА пуговицу 3) НАГЛОТАВШИЙСЯ воды

2) идти ПРИПЛЯСЫВАЯ 4) обойти СПРАВА

3. Установите соответствие между выделенным в предложении словом и частью речи: определите, к какой части речи относится выделенное слово в каждом предложении.

А) Имение, принадлежащее семье Андреевых, уже ВЫСТАВЛЕНО на продажу.

Б) Полотно было ВЕЛИКОЛЕПНО, художнику удалось передать всю красоту утра.

В) Слышно было, как пчёлы РАСТРЕВОЖЕННО гудят внутри улья.

1) наречие 2) прилагательное 3) причастие 4) категория состояния

4. В характеристике какого из выделенных слов допущена ОШИБКА?

1) СОСЛЕПУ (угодил в сугроб) — наречие со значением причины.

2) ИЗЪЯТЫЕ (из обращения монеты) — страдательное причастие настоящего времени.

3) БОЛЬШЕ ВСЕХ (переживала бабушка) — наречие в превосходной степени.

4) ПОДТАИВАЯ, (мартовский снег темнел и оседал) — деепричастие несоверш. вида.

5. В каком случае при образовании слова (формы слова) допущена ОШИБКА?

1) так работать УДОБНЕЕ ВСЕГО 2) ПРИВЛЕКАЕМЫЙ к сотрудничеству

3) передвигаться БОЛЕЕ БЫСТРЕЕ 4) ОКАЗАВШИЙСЯ в ловушке

6. В каком предложении при употреблении причастного (деепричастного)оборота допущена ОШИБКА?

1) Вернувшись с прогулки, мы сели пить чай с баранками.

2) Выставка, открывшаяся сегодня в Доме художника, посвящена европейской живописи начала ХХ века.

3) Тиха и торжественна земля, покрытая первым снегом.

4) Ожидая результатов экзамена, у Ольги даже повысилась температура.

7. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) отаплива…мый, (чуть) слыш…мый 2) (глубоко) дыш…щий, плач…щий

3) успоко…нный, неча…нный 4) остав…вший, повер…вший

8. В каком предложении в слове на месте пропуска пишется НН?

1) На ужин мы приготовили жаре…ую картошку.

2) Была образова…а даже специальная комиссия, которая два месяца проверяла документы.

3) Колонны войск организова…о двигались к местам расположения.

4) Подали тушё…ую утку с соусом.

9. В каком ряду в обоих случаях НЕ со словом пишется слитно?

1) (не)опубликованный в журнале, (не)громко напевал

2) вёл себя (не)учтиво, (не)закрытая дверь

3) досадная (не)брежность, (не)взяв с собой

4) (не)справедливое наказание, песни (не)спеты

10. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1) Она едва успела переписать (НА)БЕЛО сочинение, как прозвенел звонок.

2) Я раздумывал о том, ЧТО(БЫ) ещё важного успеть сделать до поездки.

3) (В)ТЕЧЕНИЕ пяти дней не утихал шторм.

4) Третий день подряд (ПО)ПРЕЖНЕМУ дул муссонный ветер.

11. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква?

1) туш…ная говядина, послать за врач… 2) фасолевый струч…к, он не лж…т

3) факел зажж…н, громкий ш…пот 4) подч…ркивать, пятач…к

12. В каком предложении на месте пропуска пишется буква И?

1) Выступающий не мог н… коснуться последних политических событий в стране.

2) Чтобы н… заблудиться в лесу, я всегда брал с собой компас.

3) Как н… пытался Бортников скопить денег на поездку в Забайкалье, достаточной суммы не выходило.

4) Чего он только н… предпринимал для решения своего вопроса!

13. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые (знаки

препинания не расставлены)?

Шлюпка (1) покачиваясь на волнах (2) медленно двигалась вдоль подножия (3) возносившейся в небо (4) скалы.

1) 1, 2 — выделяется запятыми деепричастный оборот 3, 4 — выделяется запятыми причастный оборот

2) 1, 2 — выделяется запятыми деепричастный оборот 3, 4 — причастный оборот не выделяется запятыми

3) 1, 2, 3, 4 — выделяются запятыми два причастных оборота

4) 1, 2 — выделяется запятыми деепричастный оборот 3 — выделяется запятой причастный оборот

(1)Самой древней системой письма считается письменность Древнего Египта, возникшая в конце четвёртого тысячелетия до новой эры. (2)Однако данные археологии не раз ставили этот, казалось бы, установленный наукой факт под сомнение.

(3)Например, в 1961 году румынскими археологами близ села Тэртэрия были обнаружены три необожжённые глиняные таблички. (4)Они были найдены в древнем захоронении вместе с обгоревшим скелетом взрослого мужчины, костями животных и фигурками из глины.

(5)Две таблички прямоугольные, одна круглая, причём в двух из них просверлены отверстия. (6)Диаметр круглой таблички не превышает 6 см, остальные таблички ещё меньше. (7)На одну сторону табличек нанесены изображения животных, ветки дерева и ряд абстрактных символов. (8)Радиоуглеродный анализ человеческого скелета и найденных в одном слое с табличками костей животных указал на их возраст − 5500 г. до

(9)Тэртэрийские надписи стали археологической сенсацией после того, как авторитетный археолог Мария Гимбутас, изучавшая культуру доиндоевропейской Европы, рискнула объявить нанесённые на таблички знаки древнейшей в мире формой письменности.

(10)Значение символов, изображённых на табличках, учёными пока не определено. (11)Но если это не ритуальные рисунки, а элементы пиктографического письма, то, не боясь сенсационных выводов, придётся признать, что письменность появилась на две тысячи лет раньше, чем считалось до сих пор.

14. Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?

1) Учёные до сих пор не смогли расшифровать содержание надписей на тэртэрийских табличках.

2) Пока учёные не могут уверенно говорить о том, являются ли тэртэрийские надписи знаками древней письменности.

3) Если тэртэрийские надписи − знаки древнего письма, учёным придётся пересмотреть свои взгляды на историю письменности.

4) В 1961 году археологами были обнаружены три глиняные таблички с нанесёнными на них изображениями и символами.__

15. Установите соответствие между фрагментами текста и типами речи: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТА ТИПЫ РЕЧИ

А) предложения 5–7 Б) предложения 10–11

1) повествование 2) рассуждение 3) описание

16. В предложениях 3–4 найдите слово – антоним к прилагательному НОВЫЙ.

Напишите это слово.

17. Среди предложений 2–6 найдите все сложные предложения. Напишите номера этих предложений.

18. Каким членом предложения является выделенный фрагмент?

Но если это не ритуальные рисунки, а элементы пиктографического

письма, то, НЕ БОЯСЬ СЕНСАЦИОННЫХ ВЫВОДОВ, придётся признать, что письменность появилась на две тысячи лет раньше, чем считалось до сих пор.

19. Среди предложений 5–8 найдите предложение с причастным оборотом.

Напишите номер этого предложения.

Задания 20 и 21 выполняются на основе представленного ниже текста. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Перепишите текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Раскройте скобки.

Высокие горы т..нут..ся цепью (в)доль берега(4). В проливе между островом и бер..гом видне..т..ся (не)сколько низких островков покрытых р..стит..льностью. Течение попутное и мы хорошо продвигa..мся (в)перёд. Чaсу во втором корвет «Витязь» (нa)столько пр..близ..лся к берегу Новой Гвинеи что можно было вид..ть хaрaктерные черты этой стрaны. Нa в..ршинaх гор л..жaли (не)движ..мые густые мaссы обл..ков (не)позволявшие

рaзл..чaть верхние их оч..ртaния. По скaтaм гор п..стрел густой лес который своим цветом очень отл..чался от береговой пол..сы (светло)зелё..ого цветa. Побережье подн..малось уступaми на высоту пр..близит..льно (четырёх)сот метров и предст..вляло с..бой (не)обыкнове..о живописный вид. (Много)числе..ые ущелья и оврaги нaполне..ые густой колыш. щ..йся(3) зеленью перес..кaли эти уступы и соед..няли верхний лес с пр..брежным

узким поясом р..стительности. В иных местaх береговaя пол..сa ст..новилaсь бол..е широкой горы отступaли (в)глубь стрaны а узкие уступы пр..бл..жaясь(2) к морю пр..врaщaлись в обширные поляны окaймлё..ые тёмною зеленью(1).

Переводная контрольная работа по русскому языку

А2. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?

1) анахроничный 2) антагонистический 3) флегматичный 4) пессимистичный

А3.. В каком предложении вместо слова АБОНЕНТ нужно употребить АБОНЕМЕНТ?

1) АБОНЕНТЫ городской библиотеки приглашены на конференцию.

2) Ввиду изменения технических условий АБОНЕНТОВ телефонной сети стало больше на 20%.

3) Нам с трудом удалось достать АБОНЕНТ на цикл лекций знаменитого ученого.

4) АБОНЕНТУ нелегко получить ложу в драматическом театре.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) новая партия носок

2) этот проект лучше, чем предыдущий

3) положите документы в сейф

4) согласно приказу директора

А5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Приспособившись к местным условиям,

1) у меня не было желания никуда уезжать.

2) мне не хотелось никуда уезжать.

3) чувствовалось какое-то недовольство.

4) я чувствовал себя как дома.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Мы еле втиснулись в вагон.

2) Уделите внимание на здоровье.

3) Я откладываю книгу и иду спать.

4) Учитель вынужден был еще раз объяснить новый материал.

Прочитайте предложения и выполните задание А7-А10.

А. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин.

Б. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами.

В. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных.

Г. Знаменита своими игрушками деревня Филимоново, расположенная под Тулой.

А7. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) Б, В, А, Г 2) Г, А, Б, В 3) Г, Б, А, В 4) В, Г, А, Б

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

1) она тянется 2) филимоновские игрушки 3) больше похоже 4) знаменита

А9 . Укажите сложное бессоюзное предложение.

1) А 2) Б 3) В 4) Г

А10. В каком предложении есть причастие?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

А11 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) зап..реть, пласт..лин, увл..чение

2) насл..ждаться, з..рница, предпол..жение

3) пог..рельцы, гр..мадный, раст..лковать

4) сколь..кий, изморо..ь (иней), отвер..тие

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

A. Земля будет менят..ся с каждым веком.

  1. .По утрам мне хорошо работает..ся.
  2. .Я стал спускат..ся по отлогому склону горы.
  3. .Кто смерти не боит..ся, того и пуля сторонит..ся.

1) А, Г; 2) А, С; 3) В, Г; 4) А, В, Г

А13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) и..чезать, во..кликнуть, бе..вкусный

2) пр..бежать, пр..великий, пр..тензия

3) контр..гра, вз..мать, пр..дыдущий

4) сверх..естественный, суб..ект, раз..яренный

А14. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?

1) кусты кол..тся, леч.. щийся у доктора

2) они крош..т хлеб, спе..щий виноград

3) малыши хохоч..т, колыш..щаяся листва

4) трепещ..щая рыба, они плохо слыш..т

А15. Укажите неверное объяснение орфограммы (О/Е после шипящих).

1) карандашОм – в окончании существительного, под ударением

2) ежОвый — в суффиксе прилагательного под ударением

3) ножОвка — в суффиксе отглагольного существительного

4) зажжЕнный — в суффиксе страдательного причастия

А16. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

С первым лучом солнца он уже был на ногах ( ) и с первым отходившим поездом уезжал на линию.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

А17. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Путники (1) измученные холодом (2) гонимые ледяным ветром (3) скоро добрались до какого-то (4) деревянного строения.

А18. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.

2) Лунный свет поблескивал не только на стеклах окон но и на глади реки.

3) Ночью ветер злится да стучит в окно.

4) Дай мне карандаш или ручку.

Прочитайте текст и выполните задание В2

(1)Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!» (2) Значит, на такого человека можно положиться – он выполнит свое обещание без напоминания.

(3) Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли. (4) Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или другую причину. (5) Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.

(6)Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большого значения, не замечая их и не прощая друг друга. (7) Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку.

(8) «В конце концов, не на этом строятся отношения между людьми», — думают некоторые. (9) И ошибаются. (10) Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным.

(11)Как же стать таким человеком?

(12) Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания.

(13) С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, а и то, что надо. (14) Не откладывать на завтра того, что можно сделать сегодня, сейчас.

В1. Из предложений 11 -12 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.

В2 . Из предложения 6 выпишите глагол в изъявительном наклонении.

В3 . Из предложения 13 выпишите словосочетание со связью согласование.

В4 . Среди предложений 1 – 2 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 8 -13 найдите предложения с вводной конструкцией. Напишите их номера.

Выполните задание С3

С3. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Комплексные тестовые задания

А1. В каком слове ударение на третьем слоге?

1) каталог 2) надогнутый 3) перворожденный 4) заваренный

А2. Какое из перечисленных слов имеет значение «строгий в выполнении всех требований, чрезвычайно точный и аккуратный»?

1) педантичный 2) исполнительный 3) педагогичный 4) пунктуальный

А3. В каком предложении вместо слова ФАКТ нужно употребить слово ФАКТОР?

1) В своих расчетах всегда необходимо учитывать ФАКТ времени.

2) ФАКТЫ говорят сами за себя.

3) ФАКТЫ – упрямая вещь.

4) Нужно изложить все имеющиеся у нас ФАКТЫ.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) много свободного времени

2) зерно охраняли двое милиционер

3) около шестисот человек

4) эффективные средства

А5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

1) у него не было желания идти дальше.

2) ему не удавалось заставить себя идти дальше.

3) им не хотелось отправляться дальше.

4) ребята отправились дальше.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Согласно приказу декана заведующая кафедрой уехала в командировку.

2) Планета Уран названа так в честь божества, олицетворяющего небо.

3) Летящий самолет среди плотного скопления облаков управляется опытным пилотом.

4)Хотя люди узнали об атомах еще от древнегреческого философа Демокрита, они открыли атомную энергию только в xx веке.

Прочитайте текст и выполните задания А7 — А10.

A. Каждой весной я уезжал охотиться на волховские широкие разливы.

Б. Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и невиданным чудесным зрелищем.

B. Найдя удобное местечко на каком-нибудь островке, окруженном водою, я устраивал шалаш, вытаскивал из воды и прятал в кустах лодку.

Г. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с далекого юга на север, стала кружить над разливом.

А7 . В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1)А,Г,В,Б 2) А, Г, Б, В 3)А,В, Б, Г 4)Г, Б, А, В

А8 . Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

1)Я был 2) Устраивал 3)Стая стала кружить 4)Уезжал охотиться

А9. Укажите простые предложения с обособленным определением

1) А, Г 2) Б, А 3) В,А 4) Г, В

А10 .В каком предложении нет причастия?

А 11. В каком ряду во всех словах попущена одна и та же буква?

1) подл..нный, п..ссимизм, зан..мается

2) зерк..льце, оз..риться, проп..ганда

3) непром..каемый, безотл..гательно, отск..чила

4) очеви..цы, жу..кий, увя..щий

А12 . В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

А. Я вышел на воздух освежит..ся.

Б. Солнце только начало поднимат..ся.

В.Больной лечит..ся у опытного специалиста.

Г.В лесу легко дышит..ся.

1) А, Б 2) Б, Г 3) В, Г 4) Б, В, Г

А13 . В каком ряду во всех словах попущена одна и та же буква?

1) бе..чувственный, бе..денежье, и..девательство

2) пр..волжский, пр..терпеть. пр..горелый

3) сверх..зысканный, меж..институтский, под..тожить

4) исподлоб..я, п..едестал, вул..гарный

А14 . В каком ряду в обоих случаях пропущена буква А?

1) песни слыш..тся, маш..щая крыльями мельница

2) клокоч..щий поток, дома разруш..тся

3) машины задерж..тся, знач..щееся количество

4) хлопоч..щая у печки хозяйка, огни блещ..т

А15. Укажите неверное объяснение орфограммы (приставки ПРИ-, ПРЕ-).

1) прИкупить — доведение действия до конца

2) прЕградить — близка к приставке ПЕРЕ-

3) прИгородный — нахождение вблизи чего-либо

4) прИтормозить — неполнота действия

А16. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Изредка ему нравилось сюрпризом устроить для своей молодежи неожиданное развлечение ( ) и самому принять в нем участие.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

А17. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

На высоком узком крыльце мрачного дома были чугунные перила (1) украшенные замысловатым орнаментом (2) и (3) дверь (4) обитая железом.

А18. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Агроном осмотрел посевы пшеницы и гороха и что-то записал в блокнот.

2) Мост с виду хоть и прост но свойство чудное имеет.

3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.

4) Он пускал в ход как то так и другое и внушал людям страх который доходил до потери рассудка.

Прочитайте текст и выполните задания В2

(1) Когда я поступал в институт, я был, пожалуй, один из двух или трех ребят в классе, которые решили идти на гуманитарный факультет, и меня все очень жалели: «На что ты будешь жить?» (2) Преимущество технического образования было очевидно. (З) Потом в какой-то момент они приходили ко мне и говорили: «Ой, дураки мы дураки, ой ты нас всех обманул, смотри, вот у тебя время свободное». (4) Им показалось, что творческая профессия и вообще гуманитарная профессия имеет свои плюсы.

(5) Сейчас гуманитарные профессии просто в полном упадке. (6) Конечно, все устроится и опять, я думаю, часть гуманитарных профессий может стать престижной и популярной. (7) Вы понимаете, человечество так привычно изменяется в своих пристрастиях, что даже срок в полвека не дает нам сделать жесткий вывод. (8) Сейчас торгово-финансовые профессии вышли на первый план, и в выгодном положении те, кто хватко понимает, как можно просуществовать, продав, купив, поставив на определенный продукт.

(9) Для меня вообще чрезвычайно загадочен этот слой, который называется «новые русские». (10) Чем они берут и почему оболтус, казавшийся всем на протяжении четверти века ничтожеством во всех областях, вдруг воспарил и смотрит на всех сверху вниз? (11) Эти люди, с одной стороны, вызывают у меня какую-то такую улыбку, а с другой стороны, они мне абсолютно противопоказаны и страшны.

(Ю. Ряшенцев )

В1 .Из предложений 8 — 9 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

В2. Среди предложений 1 — 5 найдите такое, в котором употребляется повелительное наклонение глагола. Напишите номер этого предложения.

В3.Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В4 .Среди предложений 3 — 8 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

В5 .Среди предложений 5 — 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите его номер.

Выполните задания С3

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.