Контрольная работа по педагогике

организационно-управленческий компонент педагогической системы.

Контрольная работа по «Педагогике»

Педаго́гика (др.-греч. παιδαγω γική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду ) — наука о воспитании и обучении человека.

1. Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества — воспитание. Поэтому педагогику можно назвать нау­кой о воспитании.

2. Объектом исследования в педагогике является «человек, развивающийся в результате воспитательных отношений»

3. Педагогика — это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные от­ношения возникают «в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением».

Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать че­ловека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным.

4. Педагогика изучает следующие проблемы:

• изучение сущности и закономерностей развития и формирования лично­сти и их влияния на воспитание;

• определение целей восприятия;

• разработка содержания воспитания;

• исследование и разработка методов воспитания.

5. Основные категории педагогики:

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий для усво­ения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью вос­питания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду.

Развитие — это объективный процесс изменения духовных и физических

Образование — это система внешних условий, специально организуемая

обществом для развития человека.

Обучение — процесс передачи знаний от педагога ученику.

Система педагогических наук (отрасли и разделы)

Развиваясь, любая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет внутри себя научную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

1. Общая педагогика – это базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В нее включены следующие разделы:

1) введение в педагогическую деятельность (изучает сущность профессиональной педагогической деятельности, ее проблемы, задачи, характерные особенности);

2) общие основы педагогики (изучает категориальный аппарат педагогики, педагогические законы и основные, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых, педагогические закономерности, правила и принципы);

3) теория воспитания (изучает специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитательной работы);

4) дидактика (исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий безотносительно к отдельной дисциплине);

5) теория управления образовательными системами (изучает проблематику общей организации учебных заведений и их систем);

6) методология педагогики (изучает методы, методику и технику педагогического исследования);

7) философия и история образования (изучает развитие педагогических идей и развитие воспитания, образования, обучения в различные исторические эпохи).

2. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают:

1) перинатальную педагогику (раздел возрастной педагогики, находящийся на пути своего становления и развития, изучающий закономерности обучения и воспитания детей до их рождения);

2) ясельную педагогику (изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста);

3) дошкольную педагогику (рассматривает закономерности развития, формирования личности детей дошкольного возраста. К отраслям дошкольной педагогики относятся дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты предшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию);

4) педагогику средней школы (разрабатывает теоретические и практические основы, принципы, методы, формы и средства обучения и воспитания детей школьного возраста. Педагогика школы имеет в своем составе: педагогику младшего школьного возраста, педагогику среднего школьного возраста, педагогику старшего школьного возраста);

5) педагогику профессионально- технического образования (изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. В настоящее время в связи с кризисом профессионально-технического образования в России опыт данной отрасли наук не получает должного развития);

6) педагогику среднего специального образования (разрабатывает теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования);

7) педагогика высшей школы (изучает закономерности образования, воспитания и развития будущих специалистов высшей квалификации);

8) андрогогика (разрабатывает теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей);

9) педагогика третьего возраста (разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста).

3. Специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования людей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Специальная педагогика имеет и другие названия: дефектология, коррекционная педагогика. В ее состав входят следующие разделы:

1) сурдопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых. Состоит из ряда научных дисциплин: теории сурдопедагогики, истории сурдопедагогики, методики обучения произношению и чтению с губ, с лица, акупедии и т. д.);

2) тифлопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей. В ее задачи входят: разработка всестороннего развития слепых и слабовидящих детей, преодоления у них полной или частичной утраты зрения, вооружение общеобразовательными знаниями, умениями и навыками, подготовка к участию в общественной жизни и практической трудовой деятельности);

3) олигофренопедагогика ( разрабатывает закономерности воспитания и образования умственно отсталых людей. Ее содержанием являются: учение о сущности умственной отсталости у детей, о путях и средствах педагогического и психологического изучения особенностей аномального ребенка; теория обучения умственно отсталого ребенка; научное обоснование содержания обучения умственно отсталых детей во вспомогательной школе и т. д.);

4) логопедия (изучает вопросы воспитания и образования людей с расстройствами речи, исследует проявления и природу недостатков речи, причины и механизмы отклонений в развитии речи, разрабатывает принципы и методы их преодоления).

4. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области выделяют следующие ее разделы:

1) производственная педагогика (изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание на новые профессии. Необходимость разработок в данной области педагогического знания предопределяется объективными законами развития как материального, так и духовного производства. Наука обеспечивает теоретическими обоснованиями и разработкой дидактических средств сеть институтов, центров, курсов переподготовки кадров, повышения их квалификации);

2) военная педагогика (выявляет закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов в военных учебных заведениях и частях вооруженных сил, где осваиваются воинские специальности. Элементы военной педагогики встречаются в общеобразовательных школах и в системе вузовского образования);

3) медицинская педагогика (выявляет закономерности, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания медицинского персонала в учреждениях здравоохранения).

Выделяют также такие разделы профессиональной педагогики, как инженерная и спортивная пе дагогика.

5. Социальная педагогика изучает закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации, содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.

6. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Представляет собой интегрированную медико-педагогическую науку.

7. Гендерная педагогика исследует совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям комфортно чувствовать себя в школе и успешно решать проблемы социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.

8. Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания, пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. Цель этнопедагогики – учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональное государство столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания.

9. Семейная педагогика разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье.

10. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

11. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении. Другое название исправительно-трудовой педагогики – пенитенциарная педагогика, или педагогика пенитенциарных учреждений. Существуют детская и взрослая отрасли данной науки.

12. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам, накапливают технологический инструментарий.

Источниками развития педагогики являются:

1) многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

2) философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

3) текущая мировая и отечественная практика воспитания;

4) данные специально организованных педагогических исследований;

5) опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

2. История развития педагогики

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни. В наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460– 370 до н. э.) писал: «Природа и воспитание подобны. А именно – воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу. Хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы».

Контрольная работа по педагогике

Мы приступаем к изучению необычной науки. В чем же ее необычность? Во-первых, это наука чрезвычайно сложная, может быть , самая сложная из всех известных наук. Во- вторых, наука очень противоречивая, неоднозначная, диалектическая. В – третьих, наша наука необъятная. Эвересты педагогических книг уже написаны , а необходимость изучать проблемы воспитания осталась. Наконец, педагогика очень интересная наука. Интересна она не только предметом изучения, но и историей развития, с ее не только прозрениями и открытиями, но и драмами человеческих судеб, бесчисленными ошибками, тупиками, заблуждениями.

Свое название педагогика получила от греческих слов « пайдос» — дитя и «аго»- вести».Педагогом в древней Греции называли раба , который в буквальном смысле брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в школе нередко другой раб , только ученый. Постепенно слово « педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства « вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать , направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Основные категории педагогики

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщение, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучении , образование .

Воспитание –целенаправленный и организованный процесс формирование личности. Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать , пока существует общество. В социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний , взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В педагогическом смысле воспитание- это специально организованное ,целенаправленное и управляемое воздействие коллектива , воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств , осуществляемое в учебно- воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

Следующая основная категория педагогики- обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействие учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрение , развитие умственных сил, потенциальных возможностей обучаемых , закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Умения- готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки- компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий. Доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Образование -результат обучения. В буквальном смысле оно обозначает формирование образов, законченных представлений, об изучаемых

предметах . Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образованным принято считать человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и , кроме того , привык логически , выделяя причины и следствия, мыслить. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается»- большая доля истины.

Цели воспитания- это то, к чему стремится воспитание, будущее , на достижения которого направляются его усилия. Любое воспитание – от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ- всегда целенаправленно; бесцельного , ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

Выделяют общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая , когда она выступает как общая, когда она выражает качества. Которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная , когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

Как появляются цели воспитания? В их формировании находят отражение многие объективные причины. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижение философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства.

История педагогики – это длинная цепь зарождения , осуществления и отмирание целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально- абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы , имеют конкретно- исторический характер. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения выполнению определенных общественных

функций. Многие воспитательные системы терпели крах именно потому , что опережали свое время, принимали желаемое за действительное, не учитывали реальностей жизни, надеясь воспитанием преобразовать жизнь людей.

Потребности общества определяются способом производства- уровнем развития производственных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества.

История насчитывает пять общественно- экономических формаций , определяемых различными типами производственных отношений между людьми: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, посткапиталистическая.

При первобытнообщинном строе классового деления не было. Все дети получали трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды: воспитание было призвано обеспечивать существование людей. Его цель- вооружать человека опытом выживания, т.е. знаниями и умениями , необходимыми в суровой повседневной жизни. Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим , способ производства и цель воспитания находятся между собой в согласии.

При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией государства. Появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам, они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои государства. Воспитание ( если можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. Детей приучали к смирению и покорности.

При феодализме основные классы – феодалы и крепостные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов – рыцарское воспитание , а для детей крестьян- трудовое, В « школе» под открытым небом. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают

«рыцарскими добродетелями», вторые в подавляющем большинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер производственных отношений не требует от низших слоев населения ни общей, ни специальной подготовки.

Капиталистический строй характеризуется наличием двух основных классов- буржуазии и пролетариата. Характер развития производства , для которого требуется уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, направлять развитие экономики. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений.

Посткапиталистический строй ( рыночный, демократический и т.д.)-это развитый капиталистический строй, характеризуется более высоким уровнем развития производственных и общественных отношений. При всем многообразии всех посткапиталистических форм и отношений, существующих в мире , общая зависимость целей воспитания от способа производства сохраняется. Цель и характер воспитания соответствует уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой Поражает не только число целей воспитания, сколько разнообразие подходов, концепций, взглядов и мнений, послуживших основанием для тех или иных формулировок целей. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью- по этому вопросу их мнение расходились. Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности ( выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты .

Английский философ и педагог Дж. Локк считал, что главная чель воспитания – сформировать джентельмена — человека, « умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».

Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспитание необходимо человеку потому, замечает он, что тот появляется на свет беспомощным и слабым. Задача воспитания- создать человека. « Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим- не судьей, не солдатом, не священником; он будет прежде всего человеком, как бы судьба ни перемещала его с места, на место, он всегда будет на своем месте».

Русские социал — демократы предложили миру свое видение целей воспитания. В.Г. Белинский в 40-х годах 19 века писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом. А, И, Герцен был убежден в том, что цель воспитания- подготовка свободной, деятельной, гуманной всесторонне развитой личности. Борящейся с общественным злом. Н.Г. Чернышевский ставит перед воспитанием благородную цель- подготовить человека идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма , под которым он понимал своеобразное сочетание личного с общественным.

Традиционными составляющими частями воспитания называют умственное, физическое ,трудовое , нравственное , эстетическое . Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. Оно предполагает глубокое пониманий явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним; умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.

Задачи умственного воспитания следующие:

— усвоение определенного объема научных знаний;

— формирование научного мировоззрения;

— развитие умственных сил, способностей и дарований;

— развитие познавательных интересов;

— формирование познавательной активности;

— развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.

Физическое воспитание- неотъемлемая почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого поколения , способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания следующие:

— укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

— повышение умственной и физической работоспособности;

-развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

-обучение новым видам движений;

— развитие основных двигательных качеств ( силы, ловкости, выносливости,и других);

— формирование гигиенических навыков;

— воспитание нравственных качеств( смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

— формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;

-развитие стремление быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и другим.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура- обязательный предмет в школе. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решать задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание- трудно себе представить современного воспитанного человека , не умеющего много и плодотворно трудиться,не владеющего знаниями об окружающем его производстве, применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания – важный проверенный веками принцип формирования всесторонне развитой и гармоничной личности. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования.

Нравственное воспитание. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющее его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность- это внутренняя мораль , мораль не показная, не для других, для себя. Нравственное воспитание решает такие задачи,как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, , непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества – честность, долг, справедливость,порядочность, честь, совесть, ответственность, достоинство, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Среди нравственных качеств , рожденных современным развитием общества , выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике. Законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Цели и задачи воспитания в современной педагогике

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:
-общественная направленность воспитания;
-связь воспитания с жизнью, трудом;
-опора на положительное в воспитании;
-гуманизация воспитания;
-личностный подход;
-единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания .
Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.
Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания есть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.
Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:
-прагматической;
-гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала ХХ в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенный в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободы выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл.2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения это цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В законе РФ «об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст.9, п.2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помощью формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:
-формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
-гармоническое развитие личности, ее нравстаенных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
-овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
-формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
-развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
-обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успеха воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные действия или сопротивляться им – от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание – это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Их них на первом месте – педагоги».