Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс

Итоговая контрольная работа по обществознанию, 10 класс

Назначение итоговой контрольной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 10 класса по предмету «Обществознание».

Задания для итоговой контрольной работы составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта образования в области предмета «Обществознание» с ориентацией на демонстрационные варианты экзамена в новой форме по обществознанию за прошлые годы, опубликованные в открытой печати и помещённые в сети Интернет. Задания итоговой контрольной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 10 классе, включают в себя материал содержательных линий «Общество», «Общество и человек», «Духовная жизнь общества», «Экономика», «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Право как особая система норм»

Первая часть работы (часть А) включает задания базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных вариантов. Они сформулированы как в виде предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде ситуации, иллюстрирующей то или иное понятие, которое необходимо найти в предложенном списке ответов.

Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом.

Вторая часть итоговой контрольной работы состоит из заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр и букв, терминов. В данной части представлены задания следующих типов:

-записать слово, пропущенное в тексте, обозначающее термин, определить который надо по признакам, данным в задании;

— установить соответствие между понятием и примером. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать в таблицу выбранные цифры;

— из приведённых в списке характеристик выбрать лишнюю и выписать номер этой характеристики в строку ответа;

Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются по 1 баллу.

Задание В3 оценивается следующим образом: 5 баллов – нет ошибок, 3 балла – допущена одна ошибка, 1 балл – допущены две ошибки, 0 баллов-3 или более ошибок.

Третья часть работы состоит из написания эссе по теме предложенного высказывания. Отвечая на него, требуется использовать знания, полученные при изучении курса обществознания, факты общественной жизни и личный опыт

Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс

Цель – оценить уровень подготовки учащихся по обществознанию, уровень освоения крупных содержательных разделов курса обществознания за три четверти. УМК 1.Программа по обществознанию, Л.Н.Боголюбов, Москва, Просвещение 2011г 2.Учебник Обществознание, Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва, Просвещение, 2016г Продолжительность контрольной работы На выполнение письменной контрольной работы отводится один урок Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом Критерии оценивания: За верное выполнение заданий группы «А» с записью ответа в виде одной буквы, соответствующей номеру правильного ответа, во всех работах выставляется 1 балл. Каждое из этих заданий считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание с кратким ответом группы «В» в виде последовательности цифр считается выполненным верно, если верно указаны последовательность цифр, или соответствие между буквами и цифрами ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две или более ошибки или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Задания с развернутым ответом группы «С» за правильный, в соответствии с требованиями — 3 балла.

Тема Контрольная работа за 1­3 четверти по обществознанию класс 10, II вариант Цель – оценить уровень подготовки учащихся по обществознанию, уровень освоения крупных содержательных разделов курса обществознания за три четверти. УМК 1.Программа по обществознанию, Л.Н.Боголюбов, Москва, Просвещение 2011г 2.Учебник Обществознание, Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва, Просвещение, 2016г Продолжительность контрольной работы На выполнение письменной контрольной работы отводится один урок Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом Критерии оценивания: За верное выполнение заданий группы «А» с записью ответа в виде одной буквы, соответствующей номеру правильного ответа, во всех работах выставляется 1 балл. Каждое из этих заданий считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание с кратким ответом группы «В» в виде последовательности цифр считается выполненным верно, если верно указаны последовательность цифр, или соответствие между буквами и цифрами ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две или более ошибки или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Задания с развернутым ответом группы «С» за правильный, в соответствии с требованиями ­ 3 балла. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5» Работа (баллы) 0­9 10­14 15­19 20­25 Часть А А1.Примером влияния природных факторов на развитие общества является 1) Возникновение первых очагов цивилизации в долинах рек 2) Создание древнейшего памятника писаного права –законов Хаммурапи 3) Строительство пирамид в Древнем Египте 4) Распад империи Карла Великого А2.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации? А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны А3.Общество как систему характеризует 1) наличие институтов и подсистем 2) независимость от условий среды 3) циклический характер развития 4) обособленность от природы А4. Верно ли следующее высказывание: «Деятельность, в отличие от поведения, всегда целенаправленна, активна, организованна, систематична, нацелена на создание определен­ ного продукта»? 1) верно 2) неверно 3) верно отчасти 4) указанные признаки всегда характерны для поведения А5..Система взглядов человека на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе 1) идеал 2) мировоззрение 3) убеждение 4) интеллект А6 . Художественные системы, ориентирующие человека на самопознание, формирование внутреннего мира, дающего ощущение духовной свободы, относятся к 1) элитарной культуре 2) массовой культуре 3) народной культуре 4) отдельным европейским культурам А7 .Элементы социального и культурного наследия, которые сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни нескольких поколений, называются 1) культурными ценностями 2) культурными традициями 3) элитарной культурой 4) массовой культурой А8. Наука — это: 1) Совокупность знаний об окружающем мире 2) Система исследований для получения новых знаний 3) Специфические организации и учреждения 4) Все вышеперечисленное А9. Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных норм, является то, что они 1) Устанавливаются государством 2) Складываются в течение жизни нескольких поколений 3) Регулируют отношения в сфере власти 4) Устанавливают справедливость А10. Под культурой в наиболее общем смысле понимается 1) Уровень воспитанности 2) Вся преобразовательная деятельность человека 3) Производство материальных ценностей 4) Художественное творчество Часть В В 1.Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) указание своей национальности 2) сохранение исторического и культурного наследия 3) участие в выборах органов власти 4) уплата налогов 5) свободное распоряжение своими способностями к труду Ответ: ______ В2.Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРАВООТНОШЕНИЯ А) гражданин был принят на работу в должности механика Б) суд установил опеку над несовершеннолетним В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск Д) гражданин был признан виновным и приговорен ОТРАСЛИ ПРАВА 1) трудовое право 2) семейное право 3) уголовное право к лишению свободы Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д В3. Запишите слово, пропущенное в схеме. Часть С С1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Характеристика общества как _____________(1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются_____________(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовные сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую_____________(3) общества, ________________(4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов_________________(5), а также управление совместной _______________(6) людей. А) целостность Б) система В) общество Г) социальное благо Д) сфера Е) производство Ж) культураЗ) социальный институт И) деятельность 1 2 3 4 5 6 С 2. Составьте развернутый план по теме «Деятельность человека, его многообразие» С 3. Решите задачу В суд обратилась с иском к бывшему мужу Михайлова о разделе имущества на сумму 30 тыс.400руб. Михайлова также просила увеличить ее долю в связи с тем, что с ней осталось проживать двое несовершеннолетних детей (8 и 14 лет). Кроме того, истица просила выделить ей из спорного имущества автомашину и гараж, так как дети нуждаются в летнем отдыхе и, имея автомашину, она смогла бы возить их за город. Михайлов признал частично и указал, что из совместно нажитого имущества, подлежащего разделу, должны быть исключены автомашина и гараж (общей стоимостью 20 тыс. 400 рублей), так как они были приобретены на полученные им авторские вознаграждения за опубликованные научные труды. Одновременно, Михайлов просил суд включить в опись имущества, подлежащего разделу, женские ювелирные украшения из золота и серебра, которые остались у истицы. Являются ли автомашина и гараж личным имуществом Михайлова? Подлежат ли разделу, как общее совместное имущество супругов, женские ювелирные украшения? Лист ответов А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 В1 _____________ В2 Ответ_______________________ В3 А Б В Г Д С1. ______________________________ С2. С3 Ответы А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 1 1 1 1 2 1 1 4 1 2 В1. ______________________ В2. А Б 1 2 В 3 Г Д 1 3 В3 духовная С1. 1 б 2 д 3 а 4 з 5 г 6 и С2. Примерный план развернутого ответа на тему: «Деятельность человека, ее многообразие» 1. Понятие деятельности. 2. Человек как биосоциальное существо. 3. Структура деятельности: а) субъект (кто осуществляет деятельность); б) объект (на что направлена деятельность); в) мотив (что побуждает к совершению деятельности); г) средства (с помощью чего осуществляется деятельность); д) цель (желаемый результат деятельности); е) результат (итог деятельности). 4. Основные виды деятельности: а) учение; б) общение; в) игра; г) труд. 5. Деятельность человека и ее преобразовательный характер. 6. Роль деятельности в жизни человека. С3. 1. В соответствии с п. 2 ст. 34 Семейного кодекса РФ к имуществу супругов, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов не только от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности, но и результатов интеллектуальной деятельности. Таким образом, автомашина и гараж являются общим имуществом супругов Михайловых. 2. Если будет установлено, что ювелирные украшения были приобретены Михайловой после заключения брака, то они также подлежат разделу. Если же будет установлено, что ювелирные украшения были приобретены ею до заключения брака, то они разделу не подлежат, так как будут являться собственностью Михайловой

Контрольная работа по обществознанию 10 класс
тест по обществознанию (10 класс) по теме

Контрольная работа по обществознанию 10 класс по теме «Общество и человек»(1 и 2 вариант) нацелена на проверку усвоения основного материала по первому разделу курса .

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota_obshchestvoznanie_10_klass.zip 39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа Обществознание 10 класс

Тема: Общество и человек

1. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек есть природный, биологический факт.

Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

1.Верно только А. 2. Верно только Б . 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

2. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность:

1. В трудовой деятельности 2. В нормальном теплообмене

3. В сохранении здоровья 4. В физической активности

3. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется:

1. Цель деятельности 2. Результат деятельности 3. Мотив деятельности 4. Потребность

4. Вид деятельности, характерный не только для людей:

1. Материально-производственная 2. Познавательная 3.Творческая 4. Игровая

5. Игровая деятельность является необходимой для человека, так как

1. Формирует логическое мышление 2. Отвлекает от повседневных дел

3. Формирует профессиональные навыки 4. Улучшает отношения с окружающими

6. Труд и общение как виды человеческой деятельности

1. Требуют обязательного наличия партнера/партнеров 2. Зависят от вербальной активности человека 3. Являются потребностями человека 4. Направлены на запланированный результат

7. В отличие от природы общество

1. Развивается закономерно 2. Имеет способность к развитию благодаря сознанию человека

3. Подвержено изменениям 4. Не развивается вообще

8. Философы-эмпирики так же, как и рационалисты

1. Считали возможным познание мира 2. Видели в чувственном опыте основу познания

3. Верили в существование врожденных моральных качеств 4. Считали логику основой истинных знаний

9. Верны ли следующие суждения:

А. Понятие «общество» охватывает все формы и способы взаимодействия людей.

Б. Понятие «общество» может быть применено для обозначения этапа развития человечества.

  1. Верно только А 3) Оба суждения верны
  2. Верно только Б 4) Оба суждения неверны

10. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека, называется :

1. С енсуализм 2. Э мпиризм 3. Р ационализм 4. А гностицизм

1. Установите соответствие

А. Человек , активно осваивающий и целенаправленно 1. Индивид

преобразующий природу, общество и самого себя

Б. Отдельно взятый представитель всего 2. Индивидуальность

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его 3. Личность

2. Установите соответствие.

Примеры Виды знаний

А. Если какая-то неприятность может произойти, 1. Житейское знание

то она обязательно произойдёт

Б. Находки берестяных грамот убедительно

свидетельствуют о высоком уровне грамотности 2. Научное знание

В. Древние рассказывают, что жили в Причерноморье 3. Мифологическое знание

племена воинственных амазонок, убивающих мужчин

Г. Каждый человек стремится к тому, чтобы достичь

своего уровня некомпетентности

Д. Целый ряд болезней имеет генетическую

3. Выберите из приведённого методы научного познания, относящиеся к группе теоретических.

1. Постановка эксперимента 2. Построение математической модели

3. Проведение наблюдений за объектом 4. Выдвижение гипотезы

5. Построение системы доказательств 6. Осуществление анализа полученных данных

4. Впишите недостающее слово

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Простейшим, самым доступным видом деятельности является _________ (1). Она носит условный _______(2) и реализует потребность ребёнка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является______ (3), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считается _____ (4). Он обеспечивает не только существование человеческого _______ (5), но является также условием его непрерывного _____ (6) .Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй — умственным».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

А. Культура Б. Характер В. Игра Г. Учение Д. Труд Е. Глобализация Ж. Развитие З. Общество

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удастся восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии — известный американский психолог Карл Роджерс — назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка -его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности.

[. ]из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

С1 Автор сравнивает общение с пищей. Укажите, ссылаясь на текст, два аспекта этого сравнения.

С2 Назовите стиль общения в семье, который автор считает благоприятным. Каково его основное содержание?

СЗ Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход.

С4 Удовлетворение какой потребности детей автор считает жизненно важной? Опираясь на знания курса и опыт, приведите два доказательства справедливости этого утверждения.

1 .Что из нижеприведенного характеризует постиндустриальное общество?

1) религиозный характер культуры 2) переход от натурального к товарному производству

3) завершение промышленного переворота 4) развитие информационных технологий

2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Забастовка авиадиспетчеров с требованием увеличить оплату труда иллюстрирует взаимосвязь экономической и социальной сфер общества.

Б. Принятие парламентом закона, запрещающего насилие над животными, иллюстрирует взаимосвязь духовной и социальной сфер общественной жизни.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. Олег выделялся среди ребят группы. По каждой проблеме у него была своя точка зрения, которую он умел отстаивать. Олег мог вести за собой других, постоянно придумывал что-то новое. Ответственность за результаты общей деятельности он обычно брал на себя. Такие качества отличают поведение

1) гражданина 2) индивида 3) личности 4) человека

4. В исследованиях, проводимых социологами, опросные листы и анкеты выступают:

1)объектами деятельности 2) субъектами деятельности

3) целями деятельности 4) средствами деятельности

5. К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится

1) активный характер 2) целенаправленность

3) целесообразность 4) наличие партнера

6. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1) система 2) весь материальный мир

3) формы и способы взаимодействия людей 4) этап исторического развития человечества

7. Под какой буквой дано наиболее правильное определение понятия социальный институт?

1. Устойчивая совокупность людей, коллективов, организаций, деятельность которых направлена на организацию общественной жизни в семье и государстве;

2. Совокупность людей, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определенных функций и строится на определенных нормах, правилах и пр.;

3. Устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на сохранение общественных функций и строится на основе определённых идеальных норм, правил, а также стандартов поведения

8. Что из перечисленного является важнейшим признаком понятия личность ?

1. Социальная роль; 2. Особенности темперамента; 3. Прямохождение; 4. Особенности внешности.

9. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

1. Постиндустриальному 2. Индустриальному 3. Традиционному 4. Информационному

10. Научное знание в отличие от иных видов человеческого знания

1. Предполагает непосредственное наблюдение 2. Не требует системы доказательств

3. Основано на иррациональной вере 4. Предполагает выдвижение и обоснование гипотез