48. Контрольный орган муниципального образования: понятие, порядок формирования, функции

■ проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить пред­ложения о ее проведении;

Контрольный орган муниципального образования

Законодательством России предусматривается создание в муниципальных образованиях специальных контрольных органов, осуществляющих контроль за исполнением местного бюджета, порядком его подготовки и рассмотрения и за соблюдением установленного порядка управления и рас­поряжения муниципальной собственностью.

Статьей 38 Федерального закона «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в РФ» регламентировано, что контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установлен­ного порядка подготовки и рассмотрения проекта мест­ного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка уп­равления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Наименование конт­рольного органа определяется на местном уровне.

Наличие таких органов не является обязательным, но целесообразность их создания, особенно в крупных муниципальных образованиях, не вызывает сомнений. Поэтому в настоящее время такие органы во многих муниципальных образованиях уже созданы. Например, в соответствии со ст. 18 Устава г. Саратова городской Думой создается контрольно-счетная палата для осу­ществления контроля за исполнением бюджета горо­да, пользованием и распоряжением муниципальной соб­ственностью. Она действует на основании Положения о контрольно-счетной палате, утверждаемого городс­кой Думой. В соответствии с указанным Положением контрольно-счетная палата контролирует эффектив­ности и целесообразность расходов муниципальных де­нежных средств, использования иных видов муници­пальной собственности; определяет эффективность и це­лесообразность расходования муниципальных финан­совых средств и использования муниципальной собственности в результате решений, принимаемых органами местного самоуправления; контролирует за­конность и своевременность движения городских бюд­жетных средств; организует и осуществляет контроль хозяйственно-финансовой деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций с точки зре­ния целевого и эффективного использования муници­пальной собственности; организует и проводит конт­роль (проверки) производственно-финансовой деятельности иных экономических субъектов, получающих средства из городского бюджета либо пользующихся налоговыми и иными льготами и преимуществами, пред­ставленными органами городского самоуправления. Председатель Контрольно-счетной палаты избирается на должность из числа депутатов городской Думы и освобождается от нее решением городской Думы.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии уставом муниципального образования. Исходя из зако­нодательства очевидно, что формированием контрольно­го органа не может заниматься местная администрация, поскольку контроль в первую очередь должен осуществляться именно за ее деятельностью по исполнению местного бюджета и распоряжению муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления и должностные лица уместного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по во­просам, относящимся к их компетенции.

Законодатель установил гарантии гласности в деятельности контрольного органа, в частности результаты про­верок, осуществляемых этим органом, подлежат опубли­кованию (обнародованию). Порядок и сроки опублико­вания (обнародования) результатов проверок контрольно­го органа должны определяться на местном уровне представительным органом муниципального образования.

6. Избирательная комиссия муниципального образования

Согласно Федеральному закону «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в РФ» (ст.39) избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуп­равления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образова­ния является муниципальным органом, который не вхо­дит в структуру органов местного самоуправления. Она обладает статусом юридического лица.

Порядок формирования и полномочия избиратель­ных комиссий муниципальных образований устанавли­ваются федеральным законом и принимаемым в соответ­ствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Федеральным законом «Об обеспечении конституци­онных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» установлены система избирательных комиссий, принци­пы деятельности данного органа, статус членов этого органа и иные положения, связанные с организацией и деятельностью избирательных комиссий муниципальных образований.

Для подготовки и проведения выборов депутатов пред­ставительных органов местного самоуправления и вы­борных должностных лиц местного самоуправления в зависимости от численности населения муниципального образования могут образовываться следующие избира­тельные комиссии:

• избирательная комиссия муниципального образо­вания;

• окружные избирательные комиссии;

• территориальные избирательные комиссии;

• участковые избирательные комиссии.

При этом законом регламентировано, что образова­ние избирательной комиссии муниципального образова­ния обязательно.

Решения избирательных комиссий, принятые в пре­делах их полномочий, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц, а так­же нижестоящих избирательных комиссий.

Деятельность избирательных комиссий осуществля­ется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом реша­ющего голоса.

Подготовка и проведение выборов избирательными Комиссиями осуществляются открыто и гласно.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам либо принятое избирательной комиссией с превышением полномочий, подлежит отмене Вышестоящей избирательной комиссией иди судом.

В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и также родственники кандидатов, лица, находящиеся у ах в непосредственном подчинении.

В состав избирательных комиссий могут входить члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, направленные кандидатами, избирателями, избирательными объединениями и общественными объединениями.

Избирательная комиссия муниципального образования в составе не менее семи членов комиссии формируется представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии главой муниципального образования или органом (должностным лицом) местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования либо решением .суда, из числа лиц, предложенных органами местного самоуправления, общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы или жительства, не позднее чем за 75 дней до дня выборов и утверждается указанным органом местного самоуправления. В случае отсутствия управомочных органов местного самоуправления указанные действия осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложено исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов.

Председатель» заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии муниципального образования избираются членами комиссии тайным голосованием на первом заседании комиссии.

Избирательная комиссия муниципального образования:

1) регистрирует кандидатов, выдвинутых избиратель­ными объединениями и избирателями по избирательно­му округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования;

2) регистрирует доверенных лиц кандидатов, выдви­нутых избирательными объединениями и избирателями по избирательному округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования, выдает им удостоверения установленного образца;

3) дает разъяснения о порядке применения настоящего Положения и обеспечивает его единообразное применение;

4) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий и принимает решения по жалобам (заявлениям);

5) в случаях, предусмотренных законом, издает инст­рукции и иные акты по вопросам организации выборов;

6) осуществляет контроль законности проведения вы­боров;

7) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных докумен­тов, порядок их хранения и образцы печатей избира­тельных комиссий;

8) распределяет выделенные средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое исполь­зование;

9) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;

10) устанавливает результаты голосования по изби­рательному округу, границы которого совпадают с гра­ницами муниципального образования, а также в целом по муниципальному образованию и публикует их, в печа­ти, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архив муници­пального образования;

11) составляет списки лиц, избранных депутатами представительного органа местного самоуправления, оп­ределяет кандидата, избранного должностным лицом ме­стного самоуправления;

12) организует повторные выборы депутатов предста­тельных органов местного самоуправления;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Что касается окружной избирательной комиссии, то она образуется в каждом одномандатном округе по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления, если число избирателей в округе превышает 10 тысяч человек. При проведении выборов должностного лица местного самоуправления, а также при образовании одного многомандатного округа для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления в соответствии со статьей 4 настоящего Положения окружные избирательные комиссии не создаются.

Если окружные избирательные комиссии не образованы, их полномочия осуществляет избирательная комиссии муниципального образования.

Территориальные избирательные комиссии могут образовываться при выборах должностных лиц местного самоуправления по одному одномандатному округу, а также при образовании многомандатных округов для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, если количество избирателей в округе превышает 100 тысяч человек. Если одновременно проводятся выборы должностного лица местного самоуправления и депутатов представительного органа местного самоуправления по одномандатным округам, территориальные избирательные комиссии не образуются, а их полномочия выполняют окружные избирательные комиссии.

Участковые избирательные комиссии создаются на каждом избирательном участке. Они формируются окружной или территориальной избирательной комиссией числа лиц, предложенных органами местного самоуправления муниципального образования, общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства, не позднее чем за 45 дней до дня выборов в составе не менее семи членов.

Решения избирательной комиссии муниципального образования в пределах ее полномочий являются обяза­тельными для исполнения окружными, территориаль­ными и участковыми избирательными комиссиями.

Следует иметь в виду, что» решения и действия (без­действие) избирательной комиссии муниципального об­разования в ходе выборов могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном федеральными законами и за­конами субъектов РФ. Решения и действия (бездействие) окружных, территориальных и участковых избиратель­ных комиссий могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального образования или в суд.

Избирательные комиссии в пределах своих полномо­чий рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных ко­миссий и принимают по ним решения не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня и менее до дня выборов и в день выборов — немедленно.

Суды рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий в ходе выборов и принимают по ним решения не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня и менее до дня выборов и в день выборов — немедленно.

48. Контрольный орган муниципального образования: понятие, порядок формирования, функции

ФЗ 2003 года не рассматривает контрольный орган МО в качестве структурного подразделения представительного органа МО, признавая за ним статус самостоятельного органа МО в структуре органов МСУ (закон не относит контрольный орган к числу обязательных органов, формируемых МО в соответствии с его требованиями).

Контрольный орган МО образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении; соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В уставах МО, предусматривающих создание контрольного органа, также содержатся нормы, определяющие его статус, его место в структуре органов МСУ.

Контрольный орган МО может именоваться контрольно-счетной палатой, ревизионной комиссией (наименование определяется в уставе МО); может формироваться на муниципальных выборах или представительным органом.

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом МО, подлежат опубликованию (органы и должностные лица МСУ обязаны представлять в контрольный орган МО по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их ведению).

Контрольный орган МО может иметь статус юридического лица (в рамках возложенных на него задач он обладает организационной и функциональной самостоятельностью; финансовое обеспечение его деятельности гарантируется закреплением его расходов в бюджете МО).

Контрольный орган МО формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

49. Муниципальные нормативные правовое акты (мпа): понятие, виды, порядок принятия, вступления в силу и отмены

Статья 7 ФЗ от 06.10.2003

МПА – документально оформленное решение, выражающее волю населения МО, органов и должностных лиц МСУ по вопросам местного значения, вопросам осуществления переданных органам МСУ отдельных государственных полномочий или по вопросам организации деятельности органов МСУ.

1) представляют собой документально оформленное решение, внешнее выражение воли населения МО, органов и должностных лиц МСУ;

2) одно из средств осуществления народом своей власти, обеспечивающее самостоятельное решение МО вопросов;

3) принимаются непосредственно населением (на местном референдуме, сходе граждан), органами и должностными лицами МСУ;

4) обязательны для исполнения на территории МО;

5) за неисполнение МПА граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов МСУ несут ответственность в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ;

6) устанавливают либо изменяют общеобязательные правила или имеют индивидуальный характер и являются одним из важных элементов механизма правового регулирования общественных отношений;

7) виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу МПА определяются уставом МО в соответствии с ФЗ 2003;

8) не должны противоречить КРФ, ФЗ, иным НПА РФ, конституциям (уставам), законам и иным НПА субъектов РФ;

9) могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами МСУ, принявшими соответствующий МПА, судом (в части, регулирующей осуществление органами МСУ отдельных государственных полномочий – уполномоченным органом государственной власти).

В систему МПА входят:

1) устав МО (принимается представительным органом МО квалифицированным большинством в 2/3 голосов и подлежит государственной регистрации; имеет прямое действие и применяется на всей территории МО);

2) правовые акты, принятые на местном референдум (сходе) граждан (являются актами высшей юридической силы, имеют прямое действие и применяются на всей территории МО), нормативные и иные правовые акты представительного органа МО;

3) правовые акты главы МО, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов МСУ и должностных лиц МСУ, предусмотренных уставом МО.

Классификация МПА:

1) по юридической силе (устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в систему МПА);

2) в зависимости от субъекта, принявшего МПА (акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); органами и должностными лицами МСУ);

3) в зависимости от юридического содержания (нормативные акты (устанавливают, изменяют или отменяют общие правила поведения (нормы права)); индивидуальные акты (необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительно-распорядительной и контрольной муниципальной деятельности));

4) в зависимости от характера вопросов, по которым принимаются МПА (местного значения; осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ; организации работы органов МСУ);

5) акты, проекты которых должны быть вынесены на публичные слушания (обсуждение) и акты, к проектам которых указанные требования не предъявляются (на публичные слушания выносятся проект устава МО, проект МПА о внесении изменений и дополнений в устав; проект местного бюджета).

Подготовка, принятие и вступление в силу МПА регулируются уставом МО, регламентами органов МСУ, другими НПА МО в соответствии с требованиями, содержащимися в ВЗ и законах субъектов РФ (МПА не должны противоречить законам, иным нормативным актам РФ и субъектов РФ, должны быть изданы полномочными органами в пределах их компетенции, в форме и порядке, предусмотренных для их принятия).

Представительный орган МО принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Глава МО издает постановления и распоряжения (если он – председатель представительного органа, то издает их по вопросам организации деятельности данного органа; если он – глава местной администрации, то издает их по вопросам местного значения, по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий (постановления), распоряжения по вопросам организации работы местной администрации).

Иные должностные лица МСУ издают распоряжения и приказы.

Соблюдение процессуальных правил при подготовке и принятии МПА устанавливается: на кого возлагается выработка проектов решений; в каком порядке и какими методами они вырабатываются; с кем и каким образом должны быть предварительно обсуждены и согласованы; кто вправе вносить на рассмотрение правомочного органа проект правового акта.

Проекты МПА могут вноситься депутатами представительного органа МО; главой МО; иными выборными органами МСУ; главой местной администрации; органами ТОС; инициативными группами граждан; иными субъектами правотворческой инициативы (инициативная группа граждан не может превышать 3% от числа жителей МО, обладающих избирательным правом).

Порядок внесения проектов МПА, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются НПА органа МСУ или должностного лица МСУ (в регламентах представительных органов устанавливаются требования к проектам – проект должен пройти правовую, финансовую экспертизу, обсуждение в комиссиях, предоставляться с пояснительной запиской) (в некоторых случаях проект должен быть согласован с местной администрацией; возможно обсуждение проекта гражданами; некоторые проекты (местного бюджета, структуры администрации) вносятся главой местной администрации), некоторые (о местных налогах, о расходовании средств из местного бюджета) – только по инициативе главы местной администрации или при наличии его заключения).

Проекты главы местной администрации готовятся по заданию главы, его заместителей, по предложению руководителей структурных подразделений (в регламентах устанавливается порядок подготовки правовых актов главы местной администрации).

Решения представительного органа принимаются путем проведения голосования (решение считается принятым, если за него подано большинство голосов; если вопрос имеет несколько решений – альтернативное или рейтинговое голосование).

Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами осуществляется путем прямого волеизъявления населения МО, выраженного на местном референдуме (сходе граждан) (принятие решения требует, чтобы в референдуме приняло участие более половины внесенных в списки для голосования, и чтобы за принятие проголосовало более половины принявших участие в голосовании).

МПА вступают в силу в порядке, установленном уставом МО (исключение – НПА представительных органов МСУ о налогах и сборах – вступают в силу в соответствии с НК РФ).

МПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (порядок их опубликования устанавливается уставом МО).

МПА, принятые органами МСУ, подлежат обязательному исполнению на всей территории МО.

Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным (не нуждается в утверждении; подлежит регистрации в органе МСУ в порядке, установленном для регистрации НПА) (если для реализации указанного решения требуется издание МПА, орган МСУ или должностное лицо МСУ обязаны в течение 15 дней определить срок подготовки и принятия данного акта, срок не может превышать 3 месяцев).

МПА могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:

1) органами и должностными лицами МСУ, принявшими соответствующий МПА;

2) судом, который может признать МПА недействующим (утратившим юридическую силу) (в случае его противоречия КРФ, ФЗ, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу МО);

3) уполномоченными органами государственной власти (в части, регулирующей осуществление органами МСУ переданных им отдельных государственных полномочий).

В особом порядке может быть изменено или отменено решение, принятое на местном референдуме (данное решение также может быть признано недействительным в судебном порядке).

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соответствием МПА КРФ, ФЗ, конституции (уставу), законам субъектов РФ.

Органы и должностные лица МСУ, наделенные контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов и должностных лиц МСУ уставу и принятым в соответствии с ним НПА представительного органа МО.