Контрольная работа Информационное моделирование план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Контрольная работа «Моделирование и формализация»

Контрольная работа разработана в 2 вариантах по теме «Моделирование и формализация» для 9 класса. Каждый вариант содержит 15 заданий разного уровня сложности. А так же в контрольную работу включены задания из Основного Государственного Экзамена по информатики для 9 класса. .

Контрольная работа на тему «Моделирование и формализация» Вариант 1. 1. Какие из приведённых ниже определений понятия «модель» верные? а) модель ­ это некоторое вспомогательное средство, объект, который в определённой ситуации заменяет другой объект. б) Модель ­ это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования. в) Модель ­ это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого ­ по определённым параметрам ­ подобно функционированию реального объекта. г) Модель некоторого объекта ­ это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект. 2. Верно ли, что моделирование ­ всегда целенаправленная деятельность? а) Нет б) Да 3. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка. Если материальная модель объекта ­ это его физическое подобие, то информационная модель объекта ­ это его. а) описание б) точное воспроизведение в) схематическое представление г) преобразование 4. Вставьте пропущенные слова, выбрав их из предложенного ниже списка. Компьютерная модель ­ это … модель, выполненная с помощью компьютерных ….. а) информационная б) схематичная в) электронная г) устройств д) технологий е) сетей 5. Какие из утверждений верны? а) Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определённой целью, называется моделью. б) Модель обладает всеми признаками объекта­оригинала. в) Модель имеет существенные признаки объекта­оригинала. г) Модель содержит меньше информации, чем объект оригинал. д) Модель содержит столько же информации, что и объект­оригинал. е) Можно создавать и использовать разные модели объекта. ж) Можно создавать и использовать единственную модель объекта. з) Можно создавать и использовать только натурные модели объекта. 6. Могут ли у разных объектов быть одинаковыми модели? а) Нет. б) Да. в) Да, но только для конструктивных (искусственных, созданных людьми) объектов. 7. Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей? а) Нет, без моделей никогда не обойтись. б) Да, иногда, например, генетическая информация. в) Да, чаще всего знания передаются без использования каких ­ либо моделей. 8. Определите, какие из перечисленных моделей материальные (физические, натурные), а какие информационные. Укажите номера материальных моделей. а) Макет декорационного оформления театральной постановки. б) Оглавление книги. в) Эскизы костюмов к театральному спектаклю. г) Географический атлас. д) Объёмная модель молекулы воды. е) Макет скелета человека. ж) Уравнение химической реакции, например CO2 + 2 NaOH = Na2CO3 +H2O з) Формула определения площади квадрата со стороной h: S = h2 и) Расписание движения поездов к) Игрушечный паровоз л) Схема метрополитена. 9. Какие из приведённых ниже моделей являются динамическими? а) Карта местности. б) Дружеский шарж. в) Программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея. г) План сочинения. д) График изменения температуры воздуха в течение дня. 10. Установите соответствие модели и типа модели (цифра – буква). Тип модели а) Физическая (натурная) б) Информационная образная в) Информационная знаковая г) информационная смешанная Модель 1) Закон Ньютона 2) Игрушечный автомобиль 3) Объёмная модель куба 4) Чертёж развёртки куба 5) Программа на языке программирования 6) Радиоуправляемая модель самолёта 7) Бесконечность 8) Муляж яблока 9) График зависимости расстояния от времени 10) Блок­схема алгоритма 11(ОГЭ). Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость кото­ рых (в километрах) приведена в таблице: Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице. 12(ОГЭ). На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существу­ ет различных путей из города А в город К? 13(ОГЭ). Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»: Пункт назначения Категория поезда Время в пути Махачкала Махачкала Мурманск Мурманск Мурманск Мурманск Назрань Нальчик Нерюнгри Нерюнгри Нижневартовск Нижний Тагил 39:25 53:53 35:32 32:50 37:52 37:16 40:23 34:55 125:41 125:41 52:33 31:36 Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию пассажирский пассажирский пассажирский скорый скорый скорый скорый скорый скорый скорый скорый фирменный Вокзал Павелецкий Курский Ленинградский Ленинградский Ленинградский Ленинградский Павелецкий Казанский Казанский Павелецкий Казанский Ярославский (Категория поезда = «скорый») И (Время в пути < 60:00)? 14(ОГЭ). У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера: 1. раздели на 2 2. вычти 3 Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 3. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 34 числа 1, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. 15. Корнев, Добрин, Макеев и Скобелев – жители нашего района. Их профессии – токарь, врач, полицейский и инженер. Корнев и Добрин – соседи и на работу всегда ездят вместе. Добрин старше Макеева. Корнев регулярно обыгрывает Скобелева в пинг­понг. Токарь на работу всегда ходит пешком. Полицейский не живет рядом с врачом. Инженер и полицейский встречались только один раз, когда полицейский оштрафовал инженера за переход улицы в неположенном месте. полицейский старше врача и инженера. Определите, кто чем занимается. Контрольная работа на тему «Моделирование и формализация» Вариант 2. 1. Определите, какие из перечисленных моделей материальные (физические, натурные), а какие информационные. Укажите номера информационных моделей. а) Оглавление книги. б) Макет декорационного оформления театральной постановки. в) Эскизы костюмов к театральному спектаклю. г) Атлас по истории. д) Объёмная модель молекулы соляной кислоты. е) Игрушечный паровоз. ж) Уравнение химической реакции, например CO2 + 2 NaOH = Na2CO3 +H2O з) Формула определения площади круга. и) Расписание движения пригородных автобусов. к) Макет скелета человека. л) Схема метрополитена. 2. Генеалогическое дерево семьи является: а) табличной информационной моделью; в) сетевой информационной моделью; б) иерархической информационной моделью; г) словесной информационной моделью. 3.Какие из утверждений ложные? а) Можно создавать и использовать только натурные модели объекта. б) Модель обладает всеми признаками объекта­оригинала. в) Можно создавать и использовать единственную модель объекта. г) Модель содержит меньше информации, чем объект оригинал. д) Модель содержит столько же информации, что и объект­оригинал. е) Можно создавать и использовать разные модели объекта. ж) Модель имеет существенные признаки объекта­оригинала. з) Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определённой целью, называется моделью. 4. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты объект моделирования а) конвекция воздуха в комнате; в) комната; г) температура. б) исследование температурного режима комнаты; 5. Процесс построения моделей называется: а) моделирование; б) конструирование; в) экспериментирование; г) проектирование. 6. Установите соответствие между моделью и типом модели (буква – цифра) Тип модели а) Информационная знаковая б) Информационная смешанная в) Физическая (натурная) г) Информационная образная Модель 1) Радиоуправляемая модель корабля 2) Игрушечный автомобиль 3) Блок­схема циклического алгоритма 4) Чертёж развёртки пирамиды 5) Программа на языке программирования 6) Закон Ома 7) Карта города 8) Муляж яблока 9) График зависимости расстояния от скорости 10) Объёмная модель пирамиды 7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в «объект – модель»: а) компьютер – данные; б) компьютер – его функциональная схема; в) компьютер – программа; г) клавиатура – микрофон; д) река – Днепр; е) болт – чертеж болта ж) мелодия – нотная запись мелодии. 8. Важным признаком системы является а) целостное функционирование; параметров. б) предметная направленность; в) наличие входных 9. Какие из приведённых ниже моделей являются статическими? а) Карта местности. б) блок­схема алгоритма. в) Программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея. г) План сочинения. д) График изменения температуры воздуха в течение дня. е) Развитие популяций животных. 10.Какие из приведённых ниже определений понятия «модель» ложные? а) модель ­ это некоторое вспомогательное средство, объект, который в определённой ситуации заменяет другой объект. б) Модель ­ это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования. в) Модель ­ это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого ­ по определённым параметрам ­ подобно функционированию реального объекта. г) Модель некоторого объекта ­ это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект. 11(ОГЭ). Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость кото­ рых (в километрах) приведена в таблице: Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице. 12(ОГЭ). На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существу­ ет различных путей из города А в город К? 13(ОГЭ). Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»: пассажирский скорый фирменный пассажирский Пункт назначения Категория поезда Время в пути Грозный Димитровград Донецк Душанбе Екатеринбург Екатеринбург Земетчино Ивано­Франковск Ижевск Ижевск Камышин Киев 43:08 18:22 17:26 78:17 28:55 25:21 34:57 51:57 16:55 16:55 24:47 13:40 Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию пассажирский фирменный скорый фирменный скорый скорый скорый пассажирский Вокзал Казанский Казанский Курский Казанский Ярославский Казанский Казанский Киевский Казанский Казанский Павелецкий Киевский (Категория поезда = «скорый») И (Время в пути < 27:00)? 14(ОГЭ). У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера: 1. раздели на 2 2. вычти 3 Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 3. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 76 числа 5, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. 15. Корнев, Добрин, Макеев и Скобелев – жители нашего района. Их профессии – токарь, врач, полицейский и инженер. Корнев и Добрин – соседи и на работу всегда ездят вместе. Добрин старше Макеева. Корнев регулярно обыгрывает Скобелева в пинг­понг. Токарь на работу всегда ходит пешком. Полицейский не живет рядом с врачом. Инженер и полицейский встречались только один раз, когда полицейский оштрафовал инженера за переход улицы в неположенном месте. полицейский старше врача и инженера. Определите, кто чем занимается.

Контрольная работа «Информационное моделирование»
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Модель по сравнению с моделируемым объектом содержит:

столько же информации

Табличная информационная модель представляет собой.

описание объектов или их свойств по уровням, причем элементы нижнего уровня входят в состав элементов более высокого уровня.

модель, построенную с использованием математических понятий и формул.

описание объектов или их свойств в виде совокупности значений, размещаемых в ячейках прямоугольной таблицы.

набор рисунков, карт, чертежей, схем, графиков, диаграмм.

Файловая структура персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана.

табличной информационной моделью.

графической информационной моделью.

Выберите пример модели, являющейся материальной.

генеалогическое дерево семьи Пушкиных

график зависимости высоты полета тела, брошенного под углом к горизонту от времени.

формула для вычисления объема куба: V=а 3

Какие пары объектов находятся в отношении «объект — модель»?

компьютер — его функциональная схема

Пары объектов, которые не находятся в отношении «объект – модель»:

компьютер – его фотография

компьютер – его функциональная схема

компьютер – его процессор

компьютер – его рисунок

компьютер – его техническое описание

Определите, какие из перечисленных моделей материальные (физические, натурные), а какие информационные. Укажите номера материальных моделей.

Макет декорационного оформления театральной постановки.

Эскизы костюмов к театральному спектаклю.

Объёмная модель молекулы воды.

Уравнение химической реакции, например CO2 + 2 NaOH = Na2CO3 +H2O

Макет скелета человека.

Формула определения площади квадрата со стороной h: S = h2

Расписание движения поездов.

Процесс опознания реального объекта компьютером

Процесс создания и использования моделей

Выделение одного существенного признака реального объекта

Выделение нескольких (двух, трёх) существенных признаков реального объекта.

В рамках предмета «Природоведение» учащиеся ежедневно замеряют утреннюю и вечернюю температуру и строят графики изменения температуры. Какой тип модели (с точки зрения временного фактора) представляет подобный график?

Могут ли у разных объектов быть одинаковыми модели?

Да, но только для конструктивных (искусственных, созданных людьми) объектов.

Расположение мебели в квартире наиболее адекватно может быть описано в виде.

графической информационной модели.

табличной информационной модели.

К числу математических моделей относится.

учебник по информатике.

постановление Министерства образования и науки РФ.

формула нахождения скорости движения

макет нового микрорайона.

Месторасположение полезных ископаемых представляет собой.

табличную информационную модель.

графическую информационную модель.

Выберите пример модели, являющейся информационной.

макет декоративного оформления театральной постановки

расписание движения поездов

уравнение химической реакции

Какой вид модели представлен на рисунке?

Выберите параметры объекта «ученик», необходимые для создания информационной модели ученика, представленной в школьном журнале.

Укажите верный ответ.

Определите площадь стен помещения 4 по чертежу, если высота помещения – 3 метра. Ответ запишите в виде ____ м 2

Учитель на уроке рассказывает о гибели динозавров. К какому виду моделей (по способу представления) можно отнести его рассказ?

На уроке математики рассчитывается скорость автомобиля на различных отрезках пути. Что является объектом исследования?

процесс управления автомобилем

процесс движения автомобиля

параметры объекта «автомобиль»

Компьютерное имитационное моделирование ядерного взрыва позволяет:

экспериментально проверить влияние высокой температуры и облучения на природные объекты;

уменьшить стоимость исследований и обеспечить безопасность людей;

получить достоверные данные о влиянии взрыва на здоровье людей.

Словесное описание – это распространенная модель:

Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания?

Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного списка.

Компьютерная модель – это …. модель, выполненная с помощью компьютерных технологий.

Как называется табличная информационная модель, отражающая качественный характер связей между объектами (есть дорога – нет дороги, посещает – не посещает и т.д.):

Контрольная работа «Информационное моделирование»

Определите площадь стен помещения 5 по чертежу, если высота помещения – 3 метра. Ответ запишите в виде ____ м 2

Как называется табличная информационная модель, отражающая качественный характер связей между объектами (нет тетради — есть тетрадь, ходит – не ходит и т.д.):

Отметьте пропущенное слово: «Атлас автомобильных дорог является примером … модели» информационная

Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания?

Словесное описание – это распространенная модель:

Компьютерное имитационное моделирование ядерного взрыва позволяет:

экспериментально проверить влияние высокой температуры и облучения на природные объекты;

уменьшить стоимость исследований и обеспечить безопасность людей;

получить достоверные данные о влиянии взрыва на здоровье людей.

Учитель на уроке рассказывает о возникновении Солнечной системы. К какому виду моделей (по способу представления) можно отнести его рассказ?

На уроке математики рассчитывается скорость поезда на различных отрезках пути. Что является объектом исследования?

процесс управления поездом

процесс движения поезда

параметры объекта «поезд»

Выберите параметры объекта «ученик», необходимые для создания информационной модели ученика, представленной в школьном журнале.

Укажите верный ответ.

При изучении объекта реальной действительности можно создать …

одну модель, отражающую множество признаков объекта

вопрос не имеет смысла

множество моделей, каждая из которых отражает те или иные существенные признаки объекта

Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит …»

столько же информации

Табличная информационная модель представляет собой.

описание объектов или их свойств по уровням, причем элементы нижнего уровня входят в состав элементов более высокого уровня.

модель, построенную с использованием математических понятий и формул.

описание объектов или их свойств в виде совокупности значений, размещаемых в ячейках прямоугольной таблицы.

набор рисунков, карт, чертежей, схем, графиков, диаграмм.

Файловая структура персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана.

табличной информационной моделью.

графической информационной моделью.

Выберите примеры моделей, являющейся материальной.

график зависимости высоты полета тела, брошенного под углом к горизонту от времени.

формула для вычисления объема куба: V=а 3

Какие пары объектов находятся в отношении «объект — модель»?

болт – чертеж болта

Пары объектов, которые не находятся в отношении «объект – модель»:

автомобиль – техническое описание автомобиля

город – путеводитель по городу

Могут ли у разных объектов быть одинаковыми модели?

Да, но только для конструктивных (искусственных, созданных людьми) объектов.

Определите, какие из перечисленных моделей материальные (физические, натурные), а какие информационные. Укажите номера информационных моделей.

Макет декорационного оформления театральной постановки.

Эскизы костюмов к театральному спектаклю.

Объёмная модель молекулы воды.

Уравнение химической реакции, например CO2 + 2 NaOH = Na2CO3 +H2O

Макет скелета человека.

Формула определения площади квадрата со стороной h: S = h2

Расписание движения поездов.

Процесс опознания реального объекта компьютером

Процесс создания и использования моделей

Выделение одного существенного признака реального объекта

Выделение нескольких (двух, трёх) существенных признаков реального объекта.

В рамках предмета «Природоведение» учащиеся ежедневно замеряют утреннюю и вечернюю температуру и строят графики изменения температуры. Какой тип модели (с точки зрения временного фактора) представляет подобный график?

Расположение мебели в квартире наиболее адекватно может быть описано в виде.

Моделирование контрольная работа

. Контрольная работа по теме “Моделирование и формализация”

1.Составьте ответ по теме “Модели и способы их составления”, последовательно отвечая на вопросы.

1. Что такое модель объекта?

2. С какими моделями вы встречаетесь в повседневной жизни?

3. Что такое информационная модель?

4. Может ли один объект описываться с помощью различных информационных моделей? Если да, то чем они будут отличаться?

5. Составьте информационную модель объекта “автомобиль” с целью характеристики его для пассажиров. Как изменится эта модель, если цель — характеристика автомобиля как технического устройства?

6. Можно ли стратегическую компьютерную игру назвать игровой моделью? Если можно, то почему?

2. Составить математическую модель задачи:

Определить время встречи двух пешеходов, идущих на встречу друг другу.

1. Составьте ответ по теме “Классификация объектов”, последовательно отвечая на вопросы.

1. Что такое классификация объектов? Для чего необходимо классифицировать объекты?

2. Приведите пример классификации объектов по общим свойствам.

3. Что такое принцип наследования?

4. Объясните на примере классификации объектов с общим названием “компьютерная программа”.

5. По каким признакам можно классифицировать модели?

6. По какому признаку модели делятся на статические и динамические?

2. Составить математическую модель задачи:

Определите время, когда один пешеход догонит другого.

1. Ответы на вопросы

1.1. Модель – это образ, изучающий некоторые существенные стороны объекта, явления или процесса

1.2. В повседневной жизни человек встречается с материальными и информационными моделями.

1.3. Информационные модели дают описание объектов на одном из языков кодирования (разговорном, графическом, научном и т.д.).

1.4. Один и тот же объект может иметь множество моделей, все зависит от того, какие свойства объекта подлежат изучению. Например, один и тот же объект человек в физике рассматривается как материальная точка, в биологии – как система, стремящаяся к самосохранению и т.д.

1.5. При составлении информационной модели автомобиля с целью описания удобств для пассажиров необходимо указать: грузовой это автомобиль или легковой, вместимость (сколько человек), сколько дверей, наличие и размер багажника, размер салона, обивка, форма, мягкость сидений, наличие кондиционера, музыки и т.д. Если характеризовать автомобиль, как техническое устройство, то указывается вес, размер, грузоподъемность, максимальная скорость, расход топлива и т.д.

1.6. Стратегическая компьютерная игра отображает информационные процессы, протекающие в жизни. Например, военные стратегии описывают устройства государственного строя в целом и его армии в частности, финансовые стратегии описывают различные экономические и социальные законы. Следовательно, стратегическую компьютерную игру можно рассматривать как информационную модель того информационного процесса, который она описывает.

2. Математическая модель задачи

L – начальное расстояние

v1 – скорость первого пешехода

v2 – скорость второго пешехода

Результат: t – время движения

1. Ответы на вопросы

1.1. Среди многообразия объектов окружающего миры мы стараемся выделить группы объектов, обладающих общими свойствами. Класс – это группа объектов, обладающая общими свойствами. Объекты, входящие в класс называются экземплярами класса. Объекты одного класса отличаются друг от друга некоторыми особенными свойствами. Классификация – это распределение объектов на классы и подклассы на основании общих свойств.

1.2. Пример классификации по общим свойствам — объект литература по содержанию можно разделить на три больших класса: научная литература, художественная литература, публицистическая литература.

1.3. В иерархической структуре объекты распределены по уровням, где экземпляр нижнего уровня называемый классом-потомком и входит в состав экземпляра более высокого уровня, называемого классом-родителем. Важнейшим свойством классов является наследование – каждый класс-потомок наследует все свойства класса-родителя.

1.4. Любая компьютерная программа это алгоритм, записанный на языке понятном компьютеру. Программы делятся на системные и прикладные. Они выполняют разные функции, но все написаны на языке, понятном компьютеру — это и есть свойство, наследуемое каждым классом-потомком (системными и прикладными программами) от класса родителя – компьютерной программы.

1.5. Модели можно классифицировать по любому существенному признаку.

1.6. Модели, описывающие систему в определенный момент времени, относятся к статистическим информационным моделям. Модели, описывающие процессы изменения и развития системы, относятся к динамическим информационным моделям.

Контрольная работа по теме: «Моделирование и формализация»

Цель: проверить уровень усвоения материала учащимися по теме: «Моделирование и формализация».

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме: «Моделирование и формализация»»

План – конспект урока по информатике в 11 классе на тему:

Контрольная работа «Моделирование и формализация»

Цель: проверить уровень усвоения материала учащимися по теме: «Моделирование и формализация».

Выполнение контрольной работы по вариантам

Что называется моделированием?

Дайте определение модели

Может ли объект иметь несколько моделей? Приведите пример.

Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Если да, приведите пример.

В чем разница между статическими и динамическими информационными моделями?

Какие существуют типы информационных моделей?

Каковы основные типы алгоритмических структур?

Что такое формализация? Приведите примеры формальных моделей.

Какие бывают модели? Приведите примеры материальных и информационных моделей.

Перечислите основные этапы разработки и исследования моделей

Изобразите схему информационной модели системы управления без обратной связи

Изобразите схему информационной модели системы управления без обратной связи

Практическое задание. Провести компьютерный эксперимент с интерактивной физической моделью, размещенной в Интернете.

Практическое задание.

Провести компьютерный эксперимент с интерактивной математической моделью, размещенной в Интернете.