Контрольная работа по литературе №7 класс

А) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи; Б) о двуличном полицейском;

Контрольные работы по литературе. 7 класс

Данные контрольные работы позволяют диагностировать уровень развития учебно — познавательной компетенции , владения основными УУД. Предложенные работы разнообразны по форме. Одна из форм проверки – тестирование, актуальная форма контроля качества знаний. Использование тестов не только адаптирует обучающихся к тестовой форме контроля, но и позволяет осуществить преемственность в обучении — вводить элементы ОГЭ и ЕГЭ. Разнообразие тестовых заданий положительно сказывается на выработке у учащихся аналитических умений.

Содержание контрольно – измерительных материалов определяется в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта ООП. К контрольным работам даются ответы, критерии оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы по литературе. 7 класс»

Контрольно –измерительные материалы по литературе. 7 класс

Вид контроля

Вводная контрольная работа

Литература 19 века

Методические рекомендации.

Данные контрольные работы позволяют диагностировать уровень развития учебно — познавательной компетенции , владения основными УУД. Предложенные работы разнообразны по форме. Одна из форм проверки – тестирование, актуальная форма контроля качества знаний. Использование тестов не только адаптирует обучающихся к тестовой форме контроля, но и позволяет осуществить преемственность в обучении — вводить элементы ОГЭ и ЕГЭ. Разнообразие тестовых заданий положительно сказывается на выработке у учащихся аналитических умений.

Содержание контрольно – измерительных материалов определяется в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта ООП. К контрольным работам даются ответы, критерии оценивания.

Время выполнения – 45 минут.

Контрольная работа №1 Вводная контрольная работа.

1.Соедини имена и фамилии писателей. Запиши правильный ответ полностью.

Михаил Юрьевич Астафьев

Антон Павлович Гоголь
Николай Алексеевич Лермонтов

Виктор Петрович Чехов
Владимир Галактионович Бунин
Иван Алексеевич Короленко

Михаил Михайлович Некрасов

Иван Сергеевич Пришвин

Николай Васильевич Тургенев

2. Напишите авторов к произведениям:

1) Баллада «Светлана» —

2) Роман «Дубровский» —

3) Повесть «Тарас Бульба» —

4) Рассказ «Певцы», «Бирюк» —

5) Повесть «Детство»-

6) Рассказ «В дурном обществе»-

7) Рассказ «Толстый и тонкий» —

8) Рассказ «Конь с розовой гривой» —

3.Нарисуйте схемы, позволяющие определить каждый из пяти стихотворных размеров: ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль.

4.Определите стихотворный размер, которым написаны следующие стихотворения:

А) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

Б) Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

5.Какой художественный приём использует автор:

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор. (Н.А. Некрасов)

6.Какой художественный приём использует автор:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась. (А.С. Пушкин)

7.Какой художественный приём использует автор:

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни. (Н.А. Некрасов)

8. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «. была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы. отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки. »

2) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени. »

Критерии оценивания.

За верное выполнение задания ученик получает:

1 задание – 9 баллов;

2 задание – 8 баллов;

3 задание – 5 баллов;

4 задание – 4 балла;

5 задание — 1 балл;

6 задание – 1 балл;

7 задание – 1 балл;

8 задание – 2 балла.

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания- 30 баллов.

Шкала перевода в пятибалльную оценку.

Михаил Юрьевич Лермонтов, Антон Павлович Чехов, Николай Алексеевич Некрасов, Виктор Петрович Астафьев, Владимир Галактионович Короленко, Иван Алексеевич Бунин, Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Тургенев, Николай Васильевич Гоголь.

2. 1) Баллада «Светлана» — В.А. Жуковский

2) Роман «Дубровский» — А.С. Пушкин

3) Повесть «Тарас Бульба» — Н.В.Гоголь

4) Рассказ «Певцы», «Бирюк» — И.С. Тургенев

5) Повесть «Детство»- Л.Н. Толстой

6) Рассказ «В дурном обществе»- В.Г.Короленко

7) Рассказ «Толстый и тонкий» — А.П. Чехов

8) Рассказ «Конь с розовой гривой» — В.П. Астафьев

3.Ямб- _ ! ; Хорей — ! _

Дактиль- ! _ _; Амфибрахий- _ ! _; Анапест — _ _ !

4.А) Хорей; Б) Амфибрахий.

8. 1) Настя, М.М. Пришвин «Кладовая солнца»;

2) Троекуров, А.С. Пушкин «Дубровский»

Контрольная работа № 2 по теме «Литература 19 века»

1.Установить соответствие между авторами и их произведениями:

«Песнь о вещем Олеге»

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…»

«Размышления у парадного подъезда»

«Песня про царя Ивана Васильевича…»

2.Определить, откуда взят этот отрывок и кто автор произведения:

1.Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид, /

Невы державное теченье, / Береговой его гранит…

2. «Хочется мне вам сказать, панове, что же такое есть наше товарищество. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет, так любить никто не может. »

3. «В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами»

4. Волхвы не боятся могучих владык, / И княжеский дар им не нужен; /

Правдив и свободен их вещий язык / И с волей небесною дружен…

5. «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание…»

3.В каких двух произведениях А.С.Пушкина, изученных в 7 классе, рассматривается образ Петра I ?

4. Допишите, укажите автора и название:

«…Но нельзя верить, чтобы такой язык не …. …. …. …!»

5.В каком произведении и какого автора рассматривается борьба запорожцев против поляков? Назовите имя главного героя и имена его сыновей. Распределите качества на три группы –

1.отец ( имя), 2.старший сын (имя), 3.младший сын (имя):

Б. страдание при казни сына

В. смерть на костре

Г. один из лучших товарищей в бурсе

Д. учеба с охотой и легко

Е. молод, но уже крепок в теле

Ж. неумение обдумывать и измерять силы заранее

З. исполинское терпение при пытках

И. смерть принял от близкого человека

6. В каком произведении и какого автора рассматривается жизнь генералов на необитаемом острове? Какую газету читали генералы? Где они служили?

7.Допишите четверостишие, укажите автора и название:

Как красавица, глядя в зеркальцо, / В небо чистое смотрит, улыбается…/

8.Как звали дочь станционного смотрителя? Назовите название и автора произведения, где они являются героями.

9. Назовите фамилию княгини, отправившейся за сосланным мужем-декабристом в Сибирь. Из какого произведения вы это узнали? Кто его автор?

10. Допишите четверостишие, укажите автора и название:

Швед, русский — колет, рубит, режет./ Бой барабанный, клики, скрежет,/

11.Распределите на три группы:

1.Эпитет 2. Сравнение 3. Гипербола

А. девичьи лица ярче роз

Б. строгий, стройный вид

В. корабли Толпой со всех концов земли / К богатым пристаням стремятся

Г. как перед новою царицей

Д. державное теченье

Е. неколебимо как Россия

Ж. прозрачный сумрак

З. блеск безлунный

И. пустынных улиц

1. — 1. – Б, Г, Ж, Л, Н

2. — 1. – А.С.Пушкин «Медный всадник»

2. – Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

3. – Л.Н.Толстой «Детство»

4. – А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

5. – М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик

двух генералов прокормил…»

3. — «Медный всадник» и «Полтава»

4. – …был дан великому народу! ( И.С,Тургенев «Русский язык»)

5. — Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Тарас, Остап и Андрий.

3.- Андрий – А, Д, Ж, И

6. — М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик

двух генералов прокормил…». Газету «Московские ведомости»,

служили в регистратуре.

7. -Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? / На какой ты радости

разыгралася? / М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»

8.- Дуня. А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

9. — Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая.Н.А.Некрасов «Русские женщины»

10. – …гром пушек, топот, ржанье, стон / и смерть и ад со всех сторон / А.С.Пушкин «Полтава»

11. – 1. – Б, Д, Ж, З, И

Критерии оценивания

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом

Шкала перевода набранных баллов в оценки

Контрольная работа № 3. Итоговая контрольная работа

Общая характеристика структуры контрольной работы.

Работа состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются обучающимися. Выполнение трёх частей обязательно для всех обучающихся.

Часть 1.(А1-А9) включает в себя 9 заданий тестового характера, проверяющие знания, по темам, изученным в 7 классе, и отвечающим основным требованиям образовательных стандартов. Задания А1-А5 предполагают выбор правильного варианта ответа, задание А6 на установление хронологической последовательности событий.

Задание А7-А9 на установление соответствия.

Часть 2. (В1-В4) проверяют знание теории литературы и включают в себя 7 заданий, выявляющих знание портрета литературного героя, средств художественной выразительности, стихотворного размера.

Часть 3. (С) содержит задание открытого типа с ответом на проблемный вопрос на литературную тему, проверяющее умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ.

Тестовые задания по литературе за курс 7 класса.

А1. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»: Зреет рожь над жаркой нивой,/

И от нивы и до нивы/Гонит ветер прихотливый/Золотые переливы».

1) Любовная лирика;

2) Свободолюбивая лирика;

3) Философская лирика;

4) Патриотическая лирика;

А2. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:

1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман. »;

2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. »;

3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;

4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.

1) События произведения;

2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;

3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.

А4. Жанр произведения «Нищий» И.С. Тургенева

1) рассказ; 2) стихотворение; 3) стихотворение в прозе; 4) басня.

А5. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…»

1) Л.Н. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) М.Ю. Лермонтов; 4) Н.А.Некрасов.

А. 6. Расположите события в рассказе «Шинель» в хронологическом порядке:

1.Портной сшил новую шинель.

4.Консультация с портным.

5.Приход на службу в новой шинели.

А7. Соотнесите произведения и героев:

1) Левша а) «Железная дорога»

2) Купец Калашников б) «Левша»

3) Ваня в) «Смерть чиновника»

4) Алеша г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»

5) Червяков д) «Детство»

А.8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении

б) расположение, построение художественного произведения

в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах

д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления

А9.Соотнесите иллюстрацию и название произведения:

1) И.С. Лесков «Левша»

2) А. Т.Твардовский

3) Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»

4) А,П.Чехов «Хамелеон»

В1.Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.

Вся она – тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная. а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…

__________________________ _________________ ___________________

В2. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.

Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.

____________ ______________ ______________

В.3. Назовите автора стихотворения, определите стихотворный размер отрывка.

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока-

Ещё в нашей юности ранней,

Ещё у родного порога.

В.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?

Снова где-то на задворках

Мёрзлый грунт боднул снаряд

Прочитайте приведённый ниже отрывок:

Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего –дохлых птиц…

И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг спать, твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…

Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем…

С1Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

С2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.

Контрольная работа по литературе №7 класс

Б. Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности.

  1. Запишите известные вам циклы былин.
  2. Какого героя в былине называют так: «оратай — оратаюшко»:
  1. Какой город не упоминается в былинах:
  1. К какому циклу относится былина «Садко»:
  1. Соотнести определения с понятиями.
  • Яркое, меткое народное выражение, — пословица
  • Краткое, крылатое, образное народное
  1. Смешались пословицы и поговорки. Постарайтесь навести порядок-разделите данные высказывания на две группы-

А) Бьется, как рыба об лед. Б) Денег ни гроша, да слава хороша. В) Ни пава, ни ворона. Г) Кто в кони пошёл, тот и воду вози! Д) Двух зайцев убил. Е) Спаси Бог того, кто поит да кормит, а вдвое того, кто хлеб-соль помнит.

  1. Как вы думаете, кому адресовано «Поучение» Владимира Мономаха?
  2. Назовите сказочные элементы в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
  3. Назовите автора, написавшего «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
  4. Согласны ли вы с тем, что свое искусство исцеления Феврония использовала с целью извлечь выгоду- выйти замуж за князя?
  5. Какому жанру древнерусской литературы близка «Повесть о Петре и Февронии»:
  1. Какие реформы в области литературы не принадлежат М.В.Ломоносову?

Б. Реформа литературного языка

В. Реформа прозы

  1. Соотнесите соответствующие жанры и «штили».

Б )Героические поэмы, оды, трагедии — «Высокий»

В) Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии — «Средний»

  1. Что считал смыслом жизни М.В.Ломоносов?
  2. Укажите значение устаревшего слова «раченье» в оде М.В.Ломоносова.
  3. В чём художественное новаторство Г.Р.Державина?
  4. В стихотворении Г.Р.Державина «Снигирь», посвященного А.В.Суворову, найдите слова высокого и низкого стилей:

Ездить на кляче, есть сухари;

В стуже и в зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари;

Тысячи воинств, стен и затворов,

  1. В каком из произведений А.С.Пушкина изображаются исторические события, связанные с войной России и Швеции:
  1. В каком из произведений А.С.Пушкина изображаются исторические события, связанные со строительством Петербурга:
  1. Назовите жанр произведения А.С.Пушкина «Полтава»:

Погиб поэт, невольник чести!

Пал, оклеветанный молвой.

а).ямб б). хорей в). дактиль г). анапест д). амфибрахий
26). Трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на 1 слог, называется:

а).ямб б). хорей в). дактиль г). анапест д). амфибрахий
27). Определите схему рифмовки данного отрывка:

Итоговая контрольная работа по литературе в 7 классе

Итоговая контрольная работа по литературе в 7 классе составлена по материалу учебника Г.Меркина.Работа предназначена для проверки знаний учащихся в конце года.

Содержимое разработки

Контрольная работа по литературе за год для учащихся 7 класса

1.Назовите фамилию и инициалы писателя (поэта), который жил и творил в XVIII веке, был не только писателем и поэтом, но и химиком, физиком, астрономом, языковедом, создавшим «Теорию о трёх штилях» языка. Родом этот писатель из Архангельской губернии, пришёл в Москву, чтобы учиться, вслед за рыбным обозом.

А) М. Е. Салтыков-Щедрин

2. Угадайте героя художественного произведения. Назовите само произведение и его

– Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив ещё? – Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчёт медали:

Мне её тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое —

Человек пришёл с войны.

3. Кто из героев НЕ является персонажем произведения И.А. Бунина «Кукушка»:

4. Какое слово, знакомое нам по литературе 18 века, в словаре В.И. Даля определяется как человек, не достигший полных лет, невзрослый, невозмужалый?

5.Соотнесите автора и произведение:

1.Н.А. Некрасов а) «Зреет рожь над жаркой нивой»

2.И.С. Тургенев б) «Севастополь в декабре месяце»

3.А.А. Фет в) «Нищий»

4.А.П. Чехов г) «Железная дорога»

5.М.Е. Салтыков- Щедрин д) «Хамелеон»

6.Л.Н.Толстой е) «Дикий помещик»

6. Назовите цикл рассказов, куда входит произведение «Хорь и Калиныч». Кто его автор?

7.Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение. Поразмышляйте в нём о понравившемся вам герое изученных в этом году произведений. Почему он вам понравился? Какие качества характера героя позволяют вам выделить его из ряда других?

Контрольная работа по литературе за год для учащихся 7 класса

1. Назовите фамилию и инициалы писателя (поэта), известного всему миру, им было создано множество художественных произведений, среди которых «Севастопольские рассказы».

2. Угадайте героя художественного произведения. Назовите само произведение и его автора.

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она – темная, но светилась изнутри — через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

3. Кто не является героем произведения Б. Васильева «Экспонат №….»:

Б) Анна Федотовна

В) Игорь Иванович Силантьев

Г) Алмазов Николай Евграфович

4.Какое название Л.Н. Толстой и М. Горький дали первым частям своих автобиографических трилогий?

5. Кто из писателей был участником Крымской войны? Как называется произведение, в котором он рассказал о своих впечатлениях и переживаниях той поры?

6.Соотнесите автора и произведение:

1. Н.А. Некрасов а)«Недоросль»

2. Н.В.Гоголь б)«Размышления у парадного подъезда»

3. Д.И. Фонвизин в)«Шинель»

4. М.Ю. Лермонтов г)«Хамелеон»

5. А.П.Чехов д) «Песня про царя Ивана Васильевича…»

6. М.Е. Салтыков- Щедрин е)«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

7.Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение. Поразмышляйте в нём о понравившемся вам герое изученных в этом году произведений. Почему он вам понравился? Какие качества характера героя позволяют вам выделить его из ряда других?