Контрольная работа по русскому языку по теме Лексика

6. Выпишите из данного списка слов неологизмы.

Контрольная работа по теме «Лексика»

Слова, имеющие несколько значений, называются………………….

Слова, имеющие близкое значение, называются……………………..

Слова, одинаковые по написанию и произношению, но совершенно различные по значению, называются………………………………….

2. Найдите лексическое значение слова невежество.

а) глупость, б) необразованность, в) грубость, г) корыстолюбие,

д) неучтивость.

3. Определите, в каком значении употреблено слово крыло в предложении

На перекрестке мне помяли левое крыло.

а) орган летания у птицы, б) боковая часть здания, в) часть самолета, г) деталь автомобиля, д) защитная планка над колесом велосипеда.

4. В каком выражении из приведенных ниже слово бежать употреблено в переносном значении?

а) бежать по дороге, б) время бежит очень быстро, в) бегут спортсмены к финишу, г) надо бежать на урок.

5. У какого слова может быть омоним? Составьте предложения с каждым из омонимов.

Колонна, фантастика, блеск, ветеран.

6. Расположите синонимы в порядке усиления признака.

а) титан, гигант, великан, исполин, б) отважный, храбрый, неустрашимый, смелый, в) страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться, г) холод, стужа, мороз.

7. Найдите пару антонимов. Составьте словосочетания с каждым из них.

Жестокий — злой, громко — тихо, примерно — приблизительно,

чуть-чуть — немного, старый – древний.

8. Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.

9*. Выпиши из текста словосочетания, употребленные в переносном значении .

Осенняя картинка

Сколько цветных корабликов на пруду! Желтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами.

Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд. Раньше других спешат в свое первое и последнее путешествие кленовые листья. Это самые первые парусистые кораблики. А какие они нарядные!

10*. Прочитай предложения, найди ошибки в употреблении некоторых слов. Запиши предложения в исправленном виде.

Гул гудел все громче. Я отступил на шаг вперед. Поезд приближался ближе. Электричка удаляется от меня вдаль.