Контрольная работа по теме Лексика. Фразеология. тест по русскому языку (6 класс) на тему

Контрольная работа по теме «Лексика»

Лексика и фразеология изучаются в школе достаточно давно. Их включение в качестве самостоятельных разделов в школьную прог­рамму по русскому языку повысило познавательно-практическую направленность курса, способствовало повышению интереса уча­щихся к русскому языку как учебному предмету, оживило внекласс­ную работу, обеспечило условия для создания элективных курсов по лексике и фразеологии. Уроки, посвященные изучению лексики и фразеологии в 6-м классе, – это знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка. Такое изучение имеет определенные задачи: обогащение словарного запаса учащихся; формирование умений: -определять лексическое значение слов и фразеологизмов, используя различные типы толковых словарей (в том числе фразеологических); -определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте; -употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами. Эффективной формой контроля является тестовая проверка. Она позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности об объективности результатов обучения. Именно поэтому я предлагаю подобное тестирование в качестве контрольной работы по теме «Лексика».

Содержимое документа:

Контрольная работа по теме «ЛЕКСИКА»

1. Выписать слова, употребленные в переносном значении:

А)…Синий колокольчик спит в тени берез… (В.Брюсов)

Б) Качая клювом и хвостом, будильник ходит под окном. (М.Пляцковский)

2. Составить словосочетания, употребив данные слова в прямом и переносном значении:

3. Докажите, что приведенные ниже слова являются многозначными. Для этого составьте словосочетания, употребив эти слова в разных значениях:

4. Подобрать однокоренные слова к словам-омонимам:

Точка – знак препинания;

Точка – точка коньков;

5. Подобрать синоним и антоним к прилагательному в каждом словосочетании:

ЗДОРОВЫЙ ОРГАНИЗМ, СИЛЬНЫЙ МОРОЗ

6. Укажите, какими (устар., обл., спец.) являются нижеприведенные слова:

БУРСАКИ – наименование учащихся духовной семинарии на Украине.

КАЗАКИН – название верхней одежды.

КОЖЕВНИК – ремесленник, занимающийся выделкой кожи.

7. Приведите примеры заимствованных слов. Доказать, что эти слова являются заимствованными.

8. Заменить фразеологизмы синонимами:

ЗАДРАТЬ НОС, СПУСТЯ РУКАВА, ВОДИТЬ ЗА НОС

9. Определить слово по его лексическому значению:

А) Раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов.

Б) Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление слов.

В) Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Г) Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов.

Д) Слова, имеющие несколько лексических значений.

Е) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Ж) Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

З) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

И) Слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

К) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

Л) Слова, вошедшие в русский язык из других языков.

М) Слова, вышедшие из активного повседневного употребления.

Н) Новые слова, возникающие в языке.

10. Расставить ударение в словах:

КАТАЛОГ, КОСТЮМИРОВАННЫЙ БАЛ, ЛОМОТЬ, ЗВОНЯТ, ДОСЫТА, ДОБЕЛА, ГРУНТОВЫЕ РАСТЕНИЯ.

Предпросмотр онлайн:

Посмотрите также:

Методические материалы для учителей средних школ, 2016—2022
Все права на материалы принадлежат их авторам. Материалы были собраны из открытых источников сети Интернет
Для связи с администратором используйте почту [email protected]

Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология».
тест по русскому языку (6 класс) на тему

Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология» в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
itogovyy_test_po_teme_leksikologiya.docx 28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый тест по теме «Лексикология. Фразеология»

1. Какое утверждение является неверным?

1) Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление и происхождение слов.

2) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

3) Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.

4) Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1) острый (______________) нож.

2) добрый (______________) человек.

3) долгая (_______________) ночь.

4) теплый (______________) вечер.

3. Какое из данных слов является устаревшим ?

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

5. Укажите неверное утверждение

1) за бугром — жаргонизм

2) тихий — громкий — антонимы

3) земля – необщеупотребительное слово

4) делать из мухи слона — фразеологизм

6. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

7. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой ?

1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.

2) Эта небольшая постройка оказалась жилищным помещением.

3) В нашем городе уделяется большое внимание жилищным проблемам.

4) Жилищное законодательство требует введения поправок.

8. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный.

2) обводить вокруг пальца – обманывать.

3) с гулькин нос – много.

4) яблоку негде упасть – тесно.

9. Какое слово является стилистически сниженным?

10. Укажите устаревшее слово – историзм

11. В каком словаре можно узнать произношение слов?

1) толковом словаре

12. Значение какого фразеологизма определено неправильно?

1) как снег на голову – появляться (приезжать) неожиданно.

2) болеть душой — испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком-то или о чем-то.

3) ломать голову – прийти в состояние крайнего раздражения.

4) зарубить на носу – хорошенько запомнить.

13. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) с гулькин нос – хоть пруд пруди

2) черепашьим шагом – во весь дух

3) чуть свет – ни свет ни заря

4) дать волю языку – держать язык за зубами

14. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) тертый калач – стреляный воробей

2) ни рыба ни мясо – ни то ни се

3) водить за нос – обводить вокруг пальца

4) семи пядей во лбу – без царя в голове

15. В каком предложении есть фразеологизм?

1) По вечерам бабушка рассказывала внуку сказки

2)Алешка набрал в рот воды и раздул щеки

3) Нашлись люди неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа

4) На арене цирка заяц ходил на задних лапках.

16. Объясните значение фразеологических оборотов

1) кожа да кости — ________________________

2) на всех парусах — ______________________

3) рукой подать — _________________________

4) на ночь глядя — _________________________

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 17 – 23

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

17. Определи тему текста.

18. Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) художественный, описание

19. Укажи номер предложения с однородными членами

20. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

21. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

22. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.

23. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.

Дайте развернутый ответ на вопрос 24

24. Что такое фразеологизмы? Расскажите о роли фразеологизмов в речи. Приведите примеры.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология». 6 класс.

Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) крепостник Б) перст В) кольчуга Г) конка

3. Какое слово является неологизмом?

А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл

4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.

Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.

В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.

Г) В марте в лесу появились первые проталины.

5. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) лисий след Б) кухонный нож В) корабельный кок Г) морская вода

6. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»?

А) мерить на свой аршин В) выносить сор из избы

Б) мутить воду Г) пускать пыль в глаза

7. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) армяк

8. В каком предложении встречается фразеологизм?

А) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы

Б) С еловой ветки мне на голову упал снег

В) В чистой воде озера хорошо было рыбам

Г) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули

9. В каком предложении есть синонимы?

А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников

Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

В) В каждой бочке меда есть ложка дегтя.

Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

Начало – конец Холод – жара Свет – тьма

11. Объясните значения фразеологических оборотов:

Кожа да кости – На всех парусах – Рукой подать –

Не покладая рук – Чуть свет –

12. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.

13. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.

Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.

А ветер ревет еще пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

1. Найдите верный ответ: ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ — ЭТО:

А) словарный запас языка;

Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;

В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;

Г) новые слова, возникшие в языке;

Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) оброк Б) боярин В) кольчуга Г) глас

3. Какое слово является неологизмом?

А) обоз Б) сканер В) космос Г) теплоход

4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) Особенно хорошо клюет рыба на утренней зорьке.

Б) Переходить улицу на красный свет строго запрещено.

В) На негативе фотографии трудно узнать даже себя.

Г) Одет он был в теплую шубу, на ногах – пимы.

5. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) орфоэпические нормы Б) сладкое печенье В) заячьи следы Г) гранитная набережная

6. Какой фразеологизм имеет значение «сделать посильный вклад»?

А) поставить на место В) внести лепту

Б) подложить свинью Г) втирать очки

7. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) барщина

8. В каком предложении встречается фразеологизм?

А) Коля легок на подъем, вскоре мы уже встретились на остановке.

Б) Не успел я намылить шею, как вода в кране кончилась.

В) Бабушка обвила нитку вокруг пальца и завязала аккуратный узелок.

Г) Я набрал в рот воды и начал полоскать зубы.

9. В каком предложении есть синонимы?

А) Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью.

Б) Сова спит днем, а охотится ночью

В) В поэтической речи глаза часто называют очами.

Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

Пурга — метель, бросать – швырять, караулить — сторожить

11. Объясните значения фразеологических оборотов:

Из рук валится – Сидеть сложа руки – Не видно ни зги –

Жить как кошка с собакой – Видимо-невидимо –

12. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.

13. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.

Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.

А ветер ревет еще пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 53.571 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

  • Сейчас обучается 112 человек из 44 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 53.571 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 53.571 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

  • Сейчас обучается 68 человек из 25 регионов

«Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Краткое описание документа:

Контрольная работа создана в двух вариантах, направлена на проверку сформированности у учащихся умения определять и классифицировать различные лексические единицы, использовать их в тексте.Контрольная работа содержит 13 заданий.

Цели :
1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
5. Прививать интерес к изучению русского языка.
6. Формировать умение применять на практике полученные знания.
7. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

8. Контроль сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами литературного языка и грамматического строя речи;

9. Развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;

10. воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю.