Контрольная работа по русскому языку по теме Лексика. 5 ическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

А) синонимы; Б) омонимы; В) антонимы.

Контрольная работа по теме «Лексика» (5 класс)

а) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________. б) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются __________. в) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _________. г) Слова, имеющие два и более лексических значений называются ____________. д) Словарный запас языка — это ______.

2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами (1 балл)

А. резвый конь – старая лошадь

Б. близкий человек – далекий друг

В. ключ от замка – родниковый ключ

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами (1 балл)

А. пришло тепло – сильный холод

Б. груша в саду – боксерская груша

В. большой бегемот – смешной гиппопотам

4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами (1 балл)

А. сосновый бор – зубоврачебный бор

Б. угрюмый человек – радостный день

В. красный шарф – алый флаг

5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении (1 балл)

А. твердое яблоко

Б. твердое решение

В. твердая земля

6. В какой строчке перечислены синонимы? (1 балл)

а) бедный, бедняк, беднеть, беднота, бедно; б) бедный, нищий, убогий, скудный.

7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них? (1 балл)

1) Хороша книга, да чтец плох. 2) Ученье — свет, а неученье — тьма. 3) На голове густо, а в голове пусто. 4) Кому приходилось подниматься, придётся и спускаться.

а) 6 б) 8 в) 10

8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам. (2 балла)

а) Включить свет б) Грустные глаза

9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение (4 балла) : а) тушить б) лук

10. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам. (2 балла)

а) густой лес б) могучий конь

11. Из данных предложений выберите и запишите то, в котором есть фразеологизм. Подчеркните его. Укажите значение фразеологизма. (2 балла)

а) На заре ты меня не буди. б) Чтобы не опоздать на самолёт, пришлось встать ни свет ни заря.

в) Мы смотали удочки и отправились домой. г) Старшеклассники идут – пора сматывать удочки.

12. Найдите фразеологические синонимы (5 баллов)

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Семи пядей во лбу

Строить воздушные замки

13. Найдите фразеологические антонимы (5 баллов)

Как звезд на небе

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

За тридевять земель

14*. Из предложений выпишите а) синонимическую пару, б) антонимическую пару, в) фразеологизмы. (3 балла)

1. Мы в ответе за всё плохое и за всё хорошее. 2. Добрая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении лю­дей, её населяющих. 3. Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и усердно светило всем на земле. 4. Они-то всё при­ни­ма­ют за чи­стую мо­не­ту.5. Завыл горько, отчаянно. 6. Пи­са­тель дол­жен не на­блю­дать жизнь, а жить в жизни, на­блю­дая её не сна­ру­жи, а из­нут­ри. 7. Как-то раз в лесу, среди глу­бо­кой ти­ши­ны, ясно и отчётливо по­чу­дил­ся мне крик: «Волк бежит!» 8. Когда льди­на, на ко­то­рой на­хо­ди­лись козы, по­до­шла к ро­ко­во­му месту столк­но­ве­ния с бе­ре­гом, у нас мороз по коже про­бе­жал от стра­ха за их судь­бу.

15. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Скворц. з..рница, и..целить, прик.. Снуться, пол..гается, выр..сли, ш..рох, ра..вязка раз..грать, пос..дишь, бе..сердечный, п..крашу, контр..гра, ж..лудь.

Контрольная работа. Лексика и фразеология. (5 класс)

1. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Запишите их по порядку.

а) Словарный запас человека — это __________. б) Слова, имеющие только одно лексическое значение, называются __________. в) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________. г) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются __________. д) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _________.

2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. горячий пирожок – жаркий день

Б. теплый чай – холодный вечер

В. иголка ели – иголка для шитья

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. громадный дом – большой зверь

Б. зеленый луклук для стрельбы

В. труд к радости – безделье к несчастью

4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. родниковый ключ – ключ от двери

Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша

В. давай смеяться – стали хохотать

5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

А. железный гвоздь

Б. железная воля

В. железная труба

6. В какой строчке перечислены синонимы?

а) верный, преданный, постоянный, неизменный; б) верный, верность, верить, верно, вернее.

7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них?

1) В глаза не хвали, а за глаза не кори. 2) Лучшая из вещей – новая, лучший из друзей – старый. 3) Не говори плохое, если хочешь услышать хорошее. 4) Где умному горе, там глупому веселье.

а) 8 б) 9 в) 10

8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.

а) Строить дом б) Говорить правду

9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение: а) месяц б) коса

10. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.

а) смеяться над шуткой б) хороший друг

11. Из данных предложений выберите и запишите то, в котором есть фразеологизм. Укажите значение фразеологизма.

а) Дворняга завиляла хвостом и подошла к ребятам. б) Я человек прямой, вилять хвостом не умею.

в) Мы смотали удочки и отправились домой. г) Старшеклассники идут – пора сматывать удочки.

12. Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Встал не с той ноги

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

13. Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

14.* Из предложений выпишите а) антонимическую пару, б) синонимическую пару, в) фразеологизмы

1 . Что заставляет её, прекрасную нашу планету, стано­виться такой злой и беспощадной?

2. Что бы я ни делал, куда бы я ни шёл, во сне ли, бодрствуя, юным, старым, — я всегда был на кончике луча. 3. Я выламываю себе хорошую, увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. 4. Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. 5. А что го­во­рить о ве­ли­кой клас­си­че­ской му­зы­ке, ко­то­рая без слов — на­пря­мую — ис­по­кон веку воз­дей­ство­ва­ла на чув­ства людей! 6. Немцы были из­гна­ны из Умани, и на ули­цах го­ро­да вплот­ную, впри­тык, сто­я­ли бро­шен­ные ими в бег­стве ав­то­ма­ши­ны, бро­не­транс­портёры и танки. 7. Мы пошли ры­ба­чить за три­де­вять зе­мель на ста­рый, об­ме­лев­ший пруд. 8. В её лице и во всей фи­гу­ре было что-то жал­кое, бес­по­мощ­ное.

15. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Ц..трус, и..править, ж..лтый, г..рящий, изл..жение, неприк..самемый, бе..граничный, капюш..н, подр..стали, разб..жишься, от..скать, ра..сыпать, сверх..нтересный

Омонимы, антонимы, синонимы, многозначные, лексика

Тушить пожар-тушить капусту

Зелёный лук- лук для стрельбы

Б) Ни свет ни заря — рано

Г) сматывать удочки — убегать

А) жестокой и безжалостной, горько, отчаянно, ясно и отчётливо.

Б) плохое и хорошее, рано поздно, сна­ру­жи, а из­нут­ри.

В) за чи­стую мо­не­ту, мороз по коже про­бе­жал

Лексикон, однозначные, омонимы, антонимы, синонимы

Летний месяц-месяц на небе

Длинная коса-острая коса-песчаная коса

Б — вилять хвостом — обманывать, лукавить

Г) сматывать удочки — убегать

А) юным, старым; вниз, вверх; рано поздно.

Б) злой и беспощадной, вплот­ную, впри­тык, жал­кое, бес­по­мощ­ное

В) ис­по­кон веку, за три­де­вять зе­мель

Контрольная работа. Лексика и фразеология. (5 класс)

1. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Запишите их по порядку. (5 баллов)

а) Словарный запас человека — это __________. б) Слова, имеющие только одно лексическое значение, называются __________. в) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________. г) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются __________. д) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _________.

Прочитайте предложения и выполните к ним задания.

1. Мы в ответе за всё плохое и за всё хорошее. 2. Добрая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении лю­дей, её населяющих. 3. Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и усердно светило всем на земле. 4. Пи­са­тель дол­жен не на­блю­дать жизнь, а жить в жизни, на­блю­дая её не сна­ру­жи, а из­нут­ри. 5. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде. 6. Как-то раз в лесу, среди глу­бо­кой ти­ши­ны, ясно и отчётливо по­чу­дил­ся мне крик: «Волк бежит!» 7. Когда льди­на, на ко­то­рой на­хо­ди­лись козы, по­до­шла к ро­ко­во­му месту столк­но­ве­ния с бе­ре­гом, у нас мороз по коже про­бе­жал от стра­ха за их судь­бу. 8. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами.

2. Из предложения 2 выпишите синонимическую пару. (1 балл)

3. Из предложения 1 выпишите антонимическую пару. (1балл)

4. Среди предложений 6-8 найдите и выпишите фразеологизм, объясните его лексическое значение. (2 балла)

5. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. (1 балл)

6. Выпишите грамматическую основу предложения 3. (1 балл)

7. Среди предложений 1-3 найдите и выпишите слово, в котором правописание согласной на конце приставки зависит от последующего согласного. (1 балл)

8. Замените синонимом слово коснулся (предложение 5) (1 балл)

9. Среди предложений 7-8 найдите и выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.

10. Докажите, что данные слова являются омонимами, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение: а) тушить б) лук (4 балла)

11. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами (1 балл)

А. горячий пирожок – жаркий день

Б. теплый чай – холодный вечер

В. иголка ели – иголка для шитья

12. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами (1 балл)

А. громадный дом – большой зверь

Б. зеленый луклук для стрельбы

В. труд к радости – безделье к несчастью

13. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами (1 балл)

А. родниковый ключ – ключ от двери

Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша

В. давай смеяться – стали хохотать

14. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении (1 балл)

А. железный гвоздь

Б. железная воля

В. железная труба

15*. Найдите фразеологические синонимы. Установите соответствие. (5 баллов)

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Семи пядей во лбу

Строить воздушные замки

16*. Найдите фразеологические антонимы (5 баллов)

Как звезд на небе

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

За тридевять земель

17. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. (7 баллов за правильно вставленные буквы + 7 баллов за обозначение орфограммы — итого 14 баллов)

Скворц. з..рница, и..целить, прик.. снуться, пол..гается, выр..сли, ш..рох, ра..вязка раз..грать, пос..дишь, бе..сердечный, п..крашу, контр..гра, ж..лудь.

Итого: 46 баллов

Контрольная работа. Лексика и фразеология. (5 класс)

1. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Запишите их по порядку. (5 баллов)

а) Словарный запас человека — это __________. б) Слова, имеющие только одно лексическое значение, называются __________. в) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________. г) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются __________. д) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _________.

Прочитайте предложения и выполните к ним задания.

1 . Что заставляет её, прекрасную нашу планету, стано­виться такой злой и беспощадной?

2. Я выламываю себе хорошую, увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. 3. Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. 4. Мы пошли ры­ба­чить за три­де­вять зе­мель на ста­рый, об­ме­лев­ший пруд. 5. В её лице и во всей фи­гу­ре было что-то жал­кое, бес­по­мощ­ное. 6. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. 7. По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. 8. Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого.

2. Из предложения 1 выпишите синонимическую пару. (1 балл)

3. Из предложения 3 выпишите антонимическую пару. (1 балл)

4. Среди предложений 4-6 найдите и выпишите фразеологизм, объясните его лексическое значение. (2 балла)

5. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. (1 балл)

6. Выпишите грамматическую основу предложения 8. (1 балл)

7. Среди предложений 3-5 найдите и выпишите слово, в котором правописание согласной на конце приставки зависит от последующего согласного. (1 балл)

8. Замените синонимом слово дремлет (предложение 6) (1 балл)

9. Среди предложений 7-8 найдите и выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.

10. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами (1 балл)

А. резвый конь – старая лошадь

Б. близкий человек – далекий друг

В. ключ от замка – родниковый ключ

11. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами (1 балл)

А. пришло тепло – сильный холод

Б. груша в саду – боксерская груша

В. большой бегемот – смешной гиппопотам

12. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами (1 балл)

А. сосновый бор – зубоврачебный бор

Б. угрюмый человек – радостный день

В. красный шарф – алый флаг

13. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении (1 балл)

А. твердое яблоко

Б. твердое решение

В. твердая земля

14. Докажите, что данные слова являются омонимами, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение: а) тушить б) лук (4 балла)

Контрольная работа по русскому языку по теме «Лексика». 5 класс.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

5. Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 . В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении ?

а) чудесная история, деревянный стол

б) серебряная ложка, ласковый ветерок

в) холодный взгляд, черствое сердце

7 . В каком ряду приведены олицетворения ?

а) сосулька плачет, ребенок рыдает

б) время бежит, сердце поёт

в) ель машет лапой, звезда зажглась

Задание. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Т…мне…т хмур…т…ся небо. Наб…гают мрачные гр…зовые тучи. З…т…ха…т старый бор, готов…т…ся (к)бою. Сильный п…рыв ветра вырыва…т…ся (из)за в…ршин д…рев…ев, кружит…ся пылью (по)дорог… и мчит…ся (в)перёд.

Удар…ли (по)лист…ям первые крупные капли д…ждя и (в)скоре на землю обрушилась ст…на в…ды. Св…ркнула молния пр…катился (по)небу гром.

Быстро пр…ход…т летняя гроза. Но вот св…тле…т туманная даль. Небо начина…т г…лубеть. (Над)полем (над)лесом (над)водн…й глад…ю плывёт лё…к…й пар. Уже и со…нце г…рячее выгл….нуло а дождь ещё (не)прош…л. Это капают с д…ревьев и блестят (на)со…нце д…ждинки._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Озаглавьте текст._______________________________________________________

2. Определите тему текста: ________________________________________________

3. Определите основную мысль текста: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите тип речи: ___________________________________________________

5. Определите стиль речи: __________________________________________________

6. Докажите, что слово ЛЕС является многозначным:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Подберите к слову ДОЖДЬ сначала формы слова, затем однокоренные слова:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Сделайте фонетический разбор словаТУМАННАЯ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Напишите о своем отношении к дождю.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Лексика». 5 класс

  1. Задание: продолжи предложение.

1) Наряду с прямым значением , у некоторых слов возникает ________________________ значение .

2) Слова, одинаковые по звучанию и написанию , но совершенно разные по лексическому значению , называются________________________________________________________________

3) Синонимы – это слова одной и той же части речи с ________________________значением. Они отличаются друг от друга_______________________________________________________________

4) Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются______________________________________________________

2. В каком ряду приведены синонимы ?

а) человек, ребенок, взрослый

в) смелый, отважный, бесстрашный

3 . Укажите лишнее слово в ряду синонимов .

а) нужный б) важный в) необходимый г) недолговечный

4 . В каком ряду приведены антонимы ?

а) телефон – телеграф

б) движение – покой

г) невежа – неряха

5. Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 . В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении ?

а) хвойное дерево, еловые шишки

б) лазурный берег, ласковый ветер

в) безоблачное небо, тупой карандаш

7 . В каком ряду приведены олицетворения ?

а) разгулялась вьюга, дверь заскрипела

б) ветер уснул, весна с зимой встречается

в) ребята веселились, природа празднует

Задание. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

В д…лёкие вр…мена на (З,з)емле жили гиган…ские ящ…ры. Некоторые (из)них х…дили (на)двух н…гах.

Это было уд…вительн…е время! Никогда прежде (З,з)емля (не)вид…ла таких чудовищ… и едва ли увид…т вновь. Им во вл…дение отд…вал…сь всё суша море воздух.

Бе…крайние л…са нас…ляли всевозможные ящ…ры. Они стр…мительно н…сились между д…рев…ями (на)кожистых крыл…ях складывали их и ра…пол…гались (на)отдых (на)д…рев…ях. (На)п…лянах то тут то там по…влялись проворные динозавры а в зар…слях р…скошных р…стений пощ…лкивали и п…свистывали причудливые птицы. В б…лотах копошились …громные ж…вотные.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Озаглавьте текст:_________________________________________________________

2. Определите тему текста: __________________________________________________

3. Определите основную мысль текста: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите тип речи: ______________________________________________________

5. Определите стиль речи: _____________________________________________________

6. Докажите, что слово ЛЕС является многозначным:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Подберите к слову МОРЕ сначала формы слова, затем однокоренные слова:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Сделайте фонетический разбор слова ГИГАНТСКИЕ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Напишите о своем отношении к динозаврам.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________