Итоговая проверочная работа по Истории России 7 класс

История России 7 класс Контрольные работы

Контрольные работы по истории России 7 класс с ответами (УМК Арсентьев, Данилов и др.). Цитаты из пособия «История России 7 класс Контрольные работы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение» использованы в учебных целях. Ответы адресованы родителям. При постоянном использовании контрольных работ по истории в 7 классе рекомендуем купить книгу: «Игорь Артасов: История России. 7 класс. Контрольные работы»,

История России 7 класс.
Контрольные работы с ответами

ГЛАВА I. Россия в первой половине XVI в.

ГЛАВА II. Россия во второй половине XVI в.

ГЛАВА III. Смутное время

ГЛАВА IV. Россия в XVII в.

ГЛАВА V. Культурное пространство России в XVII в.

ПОВТОРЕНИЕ курса за 7 класс

Представлено 10 контрольных работ по 5 темам учебника Арсентьева, Данилова и др., а также 2 итоговые контрольные. Все работы представлены в двух вариантах, отличающихся друг от друга по форме заданий. Прежде чем начать выполнение работы, внимательно прочитайте правила её оформления.

Проверочная работа по каждой теме учебника состоит из двух частей: К-1 и К-2.

Контрольная работа 1 (К-1) содержит 14-15 заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
  • задания на определение последовательности расположения элементов;
  • задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких рядах (столбцах таблицы);
  • задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

В некоторых заданиях К-1 используются текстовые исторические источники, исторические карты, иллюстративный материал, схемы.

Контрольная работа 2 (К-2) состоит из заданий, требующих развёрнутого ответа. Ответ записывается на специально отведённых строках, расположенных под заданием.

При оценивании заданий с развёрнутым ответом учитывается соответствие ответа требованию задания, опора на исторические факты при формулировании ответа, отсутствие (наличие) фактических ошибок в ответе.

Вы смотрели: Контрольные работы по истории России 7 класс (для УМК Арсентьев, Данилов и др.) с ответами. Цитаты из пособия «История России 7 класс Контрольные работы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение» использованы в учебных целях. Ответы адресованы родителям.

Итоговая проверочная работа по Истории России 7 класс

Итоговая проверочная работа по Истории России 7 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 20 заданий.

Вариант 1

1. «Смутным временем» принято называть период

1) конца XV — начала XV I в.
2) начала XVII в.
3) второй половины XVII в.
4) конца XVII — начала XVIII в.

2. Укажите год воцарения династии Романовых.

1) 1598 г.
2) 1612 г.
3) 1613 г.
4) 1617 г.

3. Укажите, какое из перечисленных событий относится к XVI в.

1) создание «Повести временных лет»
2) строительство княжеской резиденции в Боголюбово
3) строительство белокаменных стен Московского Кремля
4) начало книгопечатания в России

4. Что способствовало формированию всероссийского рынка в XVII в.

1) установление бессрочного сыска беглых крестьян
2) товарная специализация районов
3) сохранение мелких внутренних таможенных пошлин
4) рост крестьянских повинностей

5. Назовите причину проведения церковной реформы середины XVII в.

1) необходимость подчинения церкви власти царя
2) необходимость исправления ошибок в богослужебных книгах
3) желание установить верховенство духовной власти над светской
4) необходимость наведения порядка в церковном землевладении

6. Прочтите текст и назовите правителя, о котором идёт речь.

«Этот правитель получил в народе прозвище «Тишайший». Среди прочих он выделялся своим желанием лично заниматься хозяйством. Он самостоятельно решал многие вопросы: от расследования государственных преступлений до устройства прудов и оранжерей в своём любимом детище — дворцовом селе Измайлове. ___________ был страстным охотником, потому псовая и соколиная охоты были многочисленны и образцово устроены. ___________ любил книги и имел обширную библиотеку. При нём действовал придворный театр, актёрами в котором были жители новой Немецкой слободы».

1) патриарх Филарет
2) Михаил Фёдорович
3) Алексей Михайлович
4) патриарх Никон

7. Верны ли следующие суждения?

А. Земские соборы созывались царём для решения вопросов налогообложения
и внешней политики.
Б. Земские соборы заменяли собой правительство.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Что стало одним из последствий принятия Соборного уложения 1649 г.

1) сближение положения дворян в праве наследования земли с положением бояр
2) перевод дворян в категорию «тяглых» людей
3) освобождение дворян от несения «государевой службы»
4) разрешение дворянам нести только военную службу

9. В XVII в. ремесленное производство

1) преимущественно переходит на использование наёмного труда
2) полностью замещается мануфактурным производством
3) становится мелкотоварным
4) связано только с производством продукции на индивидуальный заказ

10. В результате проведения реформы налогообложения 1670-х гг. в России была введена

1) поземельная подать
2) подушная подать
3) подворная подать
4) посошная подать

11. Прочтите отрывок из документа и укажите царя, во время правления которого этот документ появился.

«Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Кто хочет богу да государю послужить, да и великому войску и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы за одно изменников вывадить и мирских кровопийцев вывадить».

1) Михаил Фёдорович
2) Алексей Михайлович
3) Фёдор Алексеевич
4) Пётр Алексеевич

12. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Какому историческому событию посвящена данная картина?

1) Медному бунту
2) изгнанию поляков из Кремля
3) заключению «Вечного мира» с Польшей
4) Соляному бунту

13. Укажите памятник шатровой архитектуры XVI в

1) Софийский собор в Новгороде
2) «Золотые ворота» во Владимире
3) церковь Вознесения в Коломенском
4) Успенский собор Московского кремля

14. Что из перечисленного относится к органам власти, созданным в годы Смуты?

1) Земский собор
2) Боярская дума
3) Совет всея земли
4) приказы

15. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

К какому виду живописи относится данное произведение?

1) иконопись
2) книжная миниатюра
3) парсуна
4) фреска

16. Какие из перечисленных событий относятся к внешней политике Ивана IV? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) завоевание выхода в Балтийское море
2) окончательная ликвидация ордынского владычества
3) присоединение Казани
4) поход Ермака в Сибирь
5) возвращение Смоленска

17. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, обозначают новые явления в экономике России в XVII в.

Всероссийский рынок, мануфактура, пожилое, мелкотоварное производство, специализация производства.

Найдите и запишите термин, «выпадающий» из данного ряда.

18. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) создание стрелецкого войска
2) крестьянское восстание под предводительством С. Разина
3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича
4) созыв первого Земского собора

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 19, 20.
Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задания.

«…Смутное время в России закончилось. В первые годы после смуты царь, по сути, правил совместно с Земским собором, который заседал почти непрерывно. За два десятилетия удалось в целом преодолеть самые тяжёлые последствия Смутного времени.

Русские войска начали войну против Польши с целью отвоевания Смоленска. Война закончилась неудачей, но одним из условий мира был отказ поляков от всех прав на русский трон.

В годы царствования преемника и сына Михаила Фёдоровича произошёл ряд важных перемен в жизни Русского государства. Если при Михаиле Фёдоровиче практически осуществлялось совместное правление царя и Земского собора, то при его преемнике собор собирается всё реже, пока совершенно не прекращает свою деятельность. Соборным уложением, принятым на Земском соборе, запрещается переход крестьян от одного помещика к другому. Правительство успешно решило одну из важнейших внешнеполитических задач, стоявших перед Россией, — воссоединение Украины с Россией».

19. Назовите царя — преемника Михаила Фёдоровича.

20. Напишите дату и название войны, о которой говорится в тексте.

Вариант 2

1. «Бунташным веком» в истории России назвали

1) XV в.
2) XVI в.
3) XVII в.
4) XVIII в.

2. Чем знаменателен в истории России 1613 г.?

1) началом шведской интервенции
2) избранием новой царствующей династии
3) освобождением Москвы от поляков
4) заключением мира со Швецией

3. Укажите, какое из перечисленных событий относится к XVI в.

1) создание приказов
2) присоединение Новгорода и Твери к Москве
3) введение «уроков» и «погостов»
4) заключение «Вечного мира» с Польшей

4. Укажите характерную особенность первых металлургических мануфактур, появившихся в России в XVII в.

1) в создании мануфактур большую роль играло государство
2) мануфактуры не зависели от природных условий района, где они создавались
3) возникли на базе мелкотоварного производства
4) на мануфактурах использовался исключительно наёмный труд

5. В результате церковной реформы патриарха Никона в XVII в. в России

1) было ликвидировано патриаршество
2) был учреждён Святейший Синод
3) была проведена секуляризация церковных земель
4) возник церковный раскол

6. Прочтите отрывок из сочинения русского историка Н.И. Костомарова и укажите имя правителя, о котором идёт речь.

«___________, человек с твёрдым характером, захватил в свои руки власть и имел большое влияние не только на духовные, но и на светские дела. Без его воли ничего не делалось. Иностранные послы являлись к нему как к государю. Сам он, как и сын, носил титул великого государя. сын боялся его и ничего не смел делать без его воли и благословения. Бояре и все думные и близкие к царю люди находились у него в повиновении. Все важные указы царя писались не иначе как с совета отца его».

1) патриарх Филарет
2) Михаил Фёдорович
3) Алексей Михайлович
4) патриарх Никон

7. Верны ли следующие суждения?

А. Соборное уложение отменило «урочные лета», что означало окончание процесса складывания крепостничества.
Б. Изменения в системе управления государством в XVII в. способствовали формированию абсолютизма в России.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

8. Какое положение содержалось в Соборном уложении 1649 г.?

1) установление бессрочного сыска беглых крестьян
2) запрет передавать поместья по наследству
3) установление «Юрьева дня»
4) введение «урочных лет»

9. Что способствовало формированию всероссийского рынка в XVI I в.?

1) установление бессрочного сыска беглых крестьян
2) товарная специализация районов
3) сохранение мелких внутренних таможенных пошлин
4) рост крестьянских повинностей

10. В соответствии с Новоторговым уставом 1667 г.

1) ликвидировались мелкие таможенные пошлины
2) вводились ограничения на розничную торговлю иностранцев внутри России
3) английским купцам предоставлялась монополия на торговлю внутри страны
4) отдавалась в ведение воевод организация таможенной службы

11. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите исторического деятеля, о котором идёт речь.

«В 1611 г. князь присоединился к Первому ополчению и в его составе участвовал в боях за Москву. Здесь он был ранен… В октябре 1611 г. князя призвали возглавить Второе ополчение, с которым он подошёл к Москве в августе 1612 г. Военные действия против польской армии гетмана Ходкевича и польского гарнизона в Москве были успешными: 26 октября 1612 г. Кремль был освобождён».

1) Дмитрий Пожарский
2) Василий Шуйский
3) Борис Годунов
4) Михаил Романов

12. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Какому историческому событию (явлению) посвящена данная картина?

1) борьбе христианства и язычества
2) Смутному времени
3) церковному расколу
4) ссылке Марфы Борецкой, вдове новгородского посадника

13. Укажите архитектурный памятник, построенный в честь присоединения Казани к России.

1) церковь Вознесения в Коломенском
2) Успенский собор Московского Кремля
3) Покровский собор, что на Рву в Москве
4) церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

14. Какой из приведённых ниже терминов впервые в России появился в период Смутного времени?

1) Боярская дума
2) самозванчество
3) опричнина
4) Земский собор

15. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите имя правителя, по приказу которого был воздвигнут данный собор.

1) Иван III
2) Иван IV
3) Михаил Фёдорович Романов
4) Алексей Михайлович Романов

16. Что из перечисленного относится к внешней политике Ивана IV? Найдите в приведённом ниже списке два события (процесса) и запишите в цифры, под которыми они указаны.

1) борьба за возвращение юго-западных земель к России
2) отражение нападения шведских, датских и немецких рыцарей
3) борьба за выход к Балтийскому морю
4) присоединение Поволжья к России
5) борьба за освобождение от ордынского владычества

17. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, обозначают категории «тяглого» населения России в XVII веке.

Дети боярские, ремесленники, стрельцы, черносошные крестьяне, холопы.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из данного ряда.

18. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в ответ.

1) открытие Славяно-греко-латинской академии
2) принятие Соборного уложения
3) Столбовский мир со Швецией
4) включение Левобережной Украины в состав России

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 19, 20.
Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Прочтите текст и выполните задания.

Истоки Смуты надо искать в предыдущем XVI столетии. Многолетняя война обескровила государство. Тяготы, принесённые войной, многократно увеличились в годы опричнины, когда многие земли подверглись разорению и пришли в запустение. Введение «заповедных лет», учреждение с 1597 года срока сыска беглых, не могло снизить накала социальной напряжённости.

Социально-экономический кризис был дополнен династическим кризисом. Со смертью царя Фёдора Иоанновича прервалась династия Рюриковичей и на престол государства Российского взошёл избранный Земским собором царь Борис Годунов. Многие увидели причины Смуты в том, что земля, народ приняли незаконного государя, подчинились ему. Но и на этом не кончились бедствия страны. 1601-1603 годы ознаменовались сильными засухами, неурожаями, голодом, последовавшим за ними. Вместе с голодом пришёл и мор, эпидемии, которые поразили центральные области государства

19. Напишите дату и название войны, о которой говорится в тексте.

20. Укажите не менее двух причин Смуты, о которых говорится в тексте.

Ответы на итоговую проверочную работу по Истории России 7 класс
Вариант 1
1-2
2-3
3-4
4-2
5-2
6-3
7-1
8-1
9-3
10-3
11-2
12-2
13-3
14-3
15-3
16-34
17. пожилое
18-4132
19. Царь Алексей Михайлович
20.
1) 1632-1634
2) Смоленская война
Вариант 2
1-3
2-2
3-1
4-1
5-4
6-1
7-3
8-1
9-2
10-1
11-1
12-3
13-3
14-2
15-2
16-34
17. дети боярские
18-3241
19. 1558-1583, Ливонская война
20.
1) Разорение страны
2) Династический кризис
3) Голод

Итоговая контрольная работа по курсу «История России» (6 класс)

Данная контрольная итоговая работа составлена в соответствии с Законом «Об образовании» и требованиями ФГОС. За основу взяты задания из пособий для учителей:

1) Пазин, Р.В. История 6-9 классы. С древнейших времен до конца XIX века. Тематические тесты: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 320 с.

2) Симонова, Е.В. Тесты по истории России: 6 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс» / Е.В. Симонова. – М.: Экзамен, 2013. – 93 с.

Контрольная работа по истории России предназначена для проверки умений выпускников 6 класса.

Контрольная работа предназначена для проверки следующих умений учащихся:

— определять места исторических событий во времени, объяснения смысла основных хронологических понятий, терминов;

— применять знания фактов для характеристики ключевых событий и явлений;

— раскрывать характерные, существенные черты общества и государства;

— давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории.

Данная итоговая контрольная работа состоит из трех частей. Первая часть – задания базового уровня, которая включает в себя 10 заданий, за которые учащийся может набрать максимально 10 баллов.

Вторая часть работы состоит из заданий повышенного уровня и включает в себя 6 заданий, за которые учащийся может получить максимально 12 баллов.

Третья часть – это работа с текстом, 3 задания, 6 баллов.

Все баллы, заработанные учеником за три части работы суммируются.

Максимальное количество баллов за работу 28.

На выполнение работы отводится академический час.

Перевод баллов в оценку:

26-28 баллов – «отлично»,

20-25 баллов – «хорошо»,

13-19 баллов – «удовлетворительно».

Итоговая контрольная работа по курсу

«История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс»

А1) Какое событие «Повесть временных лет» относит к 862 г.?

1) призвание Рюрика в Новгород на княжение 2) крещение князя Владимира

3) восстание древлян 4) первый договор князя Олега с Византией

А2) В каком году состоялась битва на Калке, в которой русские дружины впервые столкнулись с монгольским войском?

1) 1205 г. 2) 1218 г. 3) 1223 г. 4) 1242 г.

А3) Как назывался свод законов Древней Руси?

1) «Русская правда» 2) «Соборное уложение» 3) «Стоглав» 4) «Судебник»

А4) Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу в Ледовом побоище?

1) Дмитрий Донской 2) Александр Невский 3) Святослав 4) Иван Калита

А5) Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань?

1) оброк 2) полюдье 3) выход 4) ясак

А6) Как называлась ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах?

1) ясак 2) число 3) ярлык 4) выход

А7) За что князь Святополк Владимирович был прозван «Окаянным»?

1) бегство с поля битвы у Калки 2) убийство братьев в ходе усобицы

3) участие в карательных походах 4) попытка восстановить язычество на Руси

А8) В каком году Великий Новгород был окончательно присоединен к Московскому государству?

1) 1380 г. 2) 1649 г. 3) 1501 г. 4) 1478 г.

А9) Что из названного относится к итогам правления Ивана III ?

1) свержение ордынского владычества 2) получение выхода к Тихому океану

3) присоединение к России Сибирского ханства 4) созыв Земского собора

А10) В какой период времени Ярослав Мудрый правил в Киеве?

1) 945-964 гг. 2) 980-1015 гг. 3) 1019-1054 гг. 4) 1113-1125 гг.

В1) Расположите в хронологической последовательности имена князей в соответствии с периодами их правления.

1) Святослав 2) Игорь 3) Ярослав Мудрый 4) Олег

В2) Установите соответствие между названиями произведений древнерусской литературы и их авторами.

1) «Слово о законе и благодати»

А) митрополит Иларион

2) «Повесть временных лет»

Б) Владимир Мономах

3) «Поучение детям»

В) Нестор Летописец

Г) Ярослав Мудрый

Ответ: _______________

В3) Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь:

_________ — поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

В4) Сравните особенности политического развития в период раздробленной и единой Руси. Выберите и запишите в первую колонку черты сходства, во вторую – черты отличия.

1) существование Боярской думы 2) принятие Судебника

3) главенство Москвы 4) существование княжеской власти

В5) Запишите слово, пропущенное в таблице.

Присоединение земель Поволжья Иваном IV

1552 г. — … ханство

1556 г. – Астраханское ханство

В6) Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают занятия восточных славян.

Земледелие, кочевое скотоводство, охота, ремесло, рыболовство.

Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда.

Ответ:___________

Из книги «Мир истории» академика Б.А. Рыбакова.

«Пожалуй, ни об одно из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нём былины как о победителе грозного половецкого хана Тугоркана – «Тугарина Змеевича», и из-за одинаковости имён двух Владимиров влил эти былины в старый цикл киевского эпоса Владимира I …

Неудивительно, что в конце XV века московским историкам заметнее всего в родном прошлом была фигура Мономаха, с именем которого они связали легенду о царских регалиях, будто бы полученных Владимиром от императора Византии…

Неудивительно, что в мрачные годы усобиц русские люди искали утешения в своём величественном прошлом; их взгляды обращались к эпохе Владимира Мономаха. «Слово о погибели Русской земли», написанное накануне татаро-монгольского нашествия, идеализирует Киевскую Русь, воспевает Владимира Мономаха и его эпоху…

Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо писателя».

С1) Укажите хронологические рамки великого княжения Владимира Мономаха. Какие царские регалии имел в виду историк?

С2) Как вы понимаете утверждение, что великий князь в политической борьбе использовал «не только меч рыцаря, но и перо писателя»?

С3) Почему «Слово о погибели Русской земли» воспевает Владимира Мономаха? Укажите не менее двух заслуг великого князя.

Итоговая контрольная работа по курсу

«История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс»

А1) В каком году началось правление князя Олега в Киеве?

1) 845 г. 2) 862 г. 3) 882 г. 4) 1015 г.

А2) в каком году началось нашествие монголов на Русь?

1) 1219 г. 2) 1237 г. 3) 1240 г. 4) 1255 г.

А3) Кто из названных князей Древней Руси прославился победами над половцами и созданием «Поучения»?

1) Всеволод Большое Гнездо 2) Владимир Мономах 3) Святослав 4) Изяслав

А4) В каком из центров Руси высшим органом власти было вече?

1) Владимир 2) Киев 3) Москва 4) Новгород

А5) Как называются записи событий, составленные по годам?

1) поучения 2) былины 3) жития 4) летописи

А6) Когда состоялась Куликовская битва?

1) 8 сентября 1380 г. 2) 5 апреля 1242 г. 3) 11 августа 1378 г. 4) 14 июля 1471 г.

А7) Что из названного относится к причинам политической раздробленности Руси?

1) распространение язычества

2) установление вечевых порядков

3) стремление удельных князей к независимости от Киева

4) установление власти Золотой Орды над Русью

А8) Чем завершилось событие, вошедшее в историю как «стояние на реке Угре»?

1) разорение Москвы 2) отступление ордынских войск

3) победа хана Ахмата 4) разорение Владимира

А9) Как называлась дань, выплачиваемая русскими князьями ханам Золотой Орды?

1) подать 2) оброк 3) полюдье 4) выход

А10) В каком году Иван IV венчался на царство?

1) 1533 г. 2) 1547 г. 3) 1549 г. 4) 1570 г.

В1) Расположите события в хронологической последовательности.

1) княжение Ивана Калиты 2) первое летописное упоминание о Москве

3) битва на реке Калке 4) Куликовская битва

В2) Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их княжением.

А) крещение Руси

Б) принятие Судебника

В) установление уроков и погостов

Г) разгром Хазарии

Ответ:_______________

В3) Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь:

__________ — восточнославянское племя, жившее на берегах Днепра с центром в Киеве.

В4) Сравните позиции Москвы и Твери в борьбе за роль центра объединения русских земель. Выберите и запишите в первую колонку черты сходства, во вторую – черты отличия.

1) князья являлись потомками Рюрика 2) поддержка князя митрополитом

3) разорение княжества ордынцами в 1327 г. 4)расположение на торговых путях

В5) Запишите слово, пропущенное в таблице.

В6) Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с периодом ордынского владычества на Руси.

Ярлык, иго, ордынский выход, баскаки, Судебник.

Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда.

Ответ:___________

Из сочинения историка Н.М. Карамзина.

«…Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он герой не только российской, но и всемирной истории… Иоанн явился на политическом театре в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в Европе.

Россия около трёх веков находилась вне круга европейской политической деятельности… Хотя ничто не делается вдруг; хотя достойные похвалы усилия князей московских, от Калиты до Василия Тёмного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней…

Иоанн, рождённый и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом… силой и хитростью восстанавливая свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность Новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские…

Что оставил миру Александр Македонский? Славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном».

С1) Укажите хронологические рамки периода правления Иоанна III . Почему Россия около трёх веков находила вне круга европейской политики?

С2) С какими двумя важнейшими процессами в истории российской государственности совпало княжение Ивана III ?

С3) Какие события имел в виду историк, говоря о сокрушении «вольности новгородской» и гибели «царства Батыева»?