Контрольная работа по фразеологии

Контрольная работа содержит восемь заданий и состоит из двух частей.Первая часть включает в себя практические задания, которые позволяют проверить уровень знаний, умений и навыков, полученных десятиклассниками при изучении темы «Лексика и фразеология». Вторая часть представляет собой тестовые задания по теме.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» в 10 классе

Контрольная работа содержит восемь заданий и состоит из двух частей.Первая часть включает в себя практические задания, которые позволяют проверить уровень знаний, умений и навыков, полученных десятиклассниками при изучении темы «Лексика и фразеология». Вторая часть представляет собой тестовые задания по теме.

Предмет:Русский язык и литература
Категория материала:Тесты
Класс:10 класс
Автор:Филиппова Ольга Вячеславовна это Вы?
Тип материала:Документ Microsoft Word (doc)
Размер:36.32 Kb

Контрольная работа для 10 класса

Дайте определение терминам, приведите 2-3 примера.

Омофоны, паронимы, профессионализмы, историзмы.

Подберите разные антонимы к многозначному прилагательному. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха.

Раскройте скобки, выберите подходящие по смыслу слова.

Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.

Пол почти во всех комнатах был (глинистый, глиняный).

Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.

В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).

Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).

Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

Определите, откуда пришли в наш язык фразеологические обороты. Объясните, что они обозначают.

а) ахиллесова пята; б) кисейная барышня; в) А Васька слушает да ест; г) откладывать в долгий ящик; д) дать зеленый свет.

Найдите и устраните ошибки в употреблении фразеологизмов:

а) Саша работал спустив рукава.

б) Все было шито-крыто белыми нитками

в) Я выполню эту работу в три счета

г) Он сделал все на скору руку.

д) Вскоре этот человек ушел из нашей жизни, канул в лето.

Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) боксер на ринге — собака породы боксер

б) свежий ветер — свежий хлеб;

в) больной заснул — больной ребенок.

Распределите в два столбика историзмы и архаизмы, к архаизмам подберите синонимы:

дщерь, карета, чело, палица, ланиты, уста, боярин, копье, отрок, оброк.

Выполните тестовое задание:

А1. В каком предложении вместо слова ЗРИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ЗРИТЕЛЬСКИЙ?

1) Необходимо с раннего детства развивать ЗРИТЕЛЬ­НУЮ память.
2) После третьего звонка вход в ЗРИТЕЛЬНЫЙ зал воспрещён.
3) Прошлая Олимпиада стала рекордной среди зимних по ЗРИТЕЛЬНОМУ интересу.
4) ЗРИТЕЛЬНЫЙ нерв содержит около миллиона нервных волокон.

А2. Какое предложение содержит синонимы?

1) Костёр то почти затухал, то с порывами ветра вновь разгорался.
2) Среди многих образцов горных пород особенно выделялся один экземпляр.
3) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.
4) Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.

A3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?

1) Вот затрещали барабаны — и отступили басурманы.
2) Не тратьте время на пустые разговоры.
3) Жизненные силы бьют в Штольце ключом, и он употребляет их на полезную деятельность.
4) Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви.

А4. Какое из перечисленных слов имеет значение «равнодушный, безразличный»?

А5. Определите средство выразительности в предложении: Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.

1) гипербола; 2) эпитет; 3) инверсия; 4) антитеза.

А6. Определите средство выразительности в предложении: Туча с громом сговорилась: ты, гром, греми, а я дождем разолью.

1) анафора; 2) сравнение; 3) метонимия; 4) олицетворение.

А7. В каком предложении слово дом употреблено в значении «семья»?

1) Мы дружим домами.

2) В одном переулке стояли дома.

3) Родина — наш общий дом.

4) Летом мы были в доме отдыха.

Контрольная работа для 10 класса

Дайте определение терминам, приведите 2-3 примера:

Омографы, синонимы, фразеологизмы, архаизмы.

Подберите антонимы к многозначному прилагательному. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха.

Раскройте скобки, выберите подходящие по смыслу слова .

Работа написана простым языком, сразу уясняется (сущность, существо) вопроса.

На мебели были (надеты, одеты) чехлы.

Студенческая молодежь у нас (предоставлена, представлена) самой себе.

В работах художников и скульпторов (отображается, отражается) труд, быт и отдых забайкальцев.

Мне кажется, что я припоминаю (лицо, личность) этого человека.

У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные) удостоверения.

Определите, откуда пришли в наш язык фразеологические обороты. Объясните, что они обозначают.

а) сизифов труд; б) притча во языцех; в) счастливые часов не наблюдают; г) шито белыми нитками; д) стреляный воробей.

Найдите и устраните ошибки в употреблении фразеологизмов:

а) Андрей несся по коридору сломив голову.

б) Тут мне под рукой подвернулся инструмент.

в) Я обязан тебе по гроб доски.

г) Это уже не играет никакого значения.

д) Его воспитание оставляет желать много лучшего.

Найдите ряд словосочетаний, в котором выделенные курсивом слова являются омонимами. Объясните свой выбор.

а) спутник Марса — спутник в дороге;

б) пачка папирос — пачка балерины;

в) звезда эстрады — звезда на небе.

Распределите в два столбика историзмы и архаизмы, к архаизмам подберите синонимы:

вотчина, полушка, десница, кафтан, перст, глас, веретено, зеницы, треуголка, чело.

Выполните тестовое задание:

А1. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1) В жаркие летние дни КАМЕННЫЙ город изнывал от солнца.
2) Натянутая улыбка так не шла к его КАМЕННОМУ ЛИЦУ.
3) В КАМЕННУЮ пыль впечатались следы босых ног.
4) На крутых склонах с КАМЕННОЙ почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.

А2. В каком ряду все слова являются разговорными?

1) кассирша, раззява, картофель
2) дикторша,охламон, весельчак
3) жадина, картошка, притон
4) электричка,старьёвщик, неразбериха.

A3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?
1) История Тверского кремля уходит своими корнями в русское Средневековье.

2) По одной из версий, крепость была сооружена в 1182 году Всеволодом Юрьевичем − князем Владимирским, по другой − кремль возвели в XVIII веке в ходе борьбы ростово-суздальских князей с новгородцами за обладание Верхневолжьем.

3) В 1238 году деревянный Тверской кремль был взят штурмом и разрушен монголо-татарскими войсками хана Батыя, но в последующие десятилетия восстановлен.
4) В течение XIV века он не раз осаждался монголо-татарами, ещё раз был разрушен, но не просто восстановлен, а перестроен и расширен.

А4. Какое значение имеет слово ДОРОГА в предложении: «Труд — дорога к успеху»?

1) место, по которому надо пройти или проехать;

2) путешествие, пребывание в пути;

3) образец действий, направление деятельности;

4) полоса земли, предназначенная для передвижения.

А5. Определите средство выразительности в предложении: И луч блеснул с него чудесный, как с черной тучи день небесный.

1) литота; 2) метафора; 3) сравнение; 4) олицетворение.

А6. Определите средство выразительности в предложении: В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

1) оксюморон; 2) метафора; 3) гипербола; 4) эпитет.

А7. В каком предложении слово стол употреблено в значении «питание, пища»?

1) Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.

2) На кухонном столе стоял красивый сервиз.

3) Стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи.

4) Состоялись переговоры за круглым столом.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 1060 Скачиваний: 697

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Контрольная работа по фразеологии

Контрольная работа по фразеологии проводилась в 6 классе. Работаю я по УМК Быстровой Е.А. Затем задала сделать учащимся проект «Роль фразеологизмов в русском языке» в виде презентации.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по фразеологии»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУУСКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС.

ТЕМА: «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ».

1.ЗАМЕНИТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ОДНИМ СЛОВОМ И НАПИШИТЕ ПАРЫ ЭТИХ СИНОНИМОВ В ДВЕ КОЛОНКИ.

Первая скрипка, за тридевять земель, больное место, возносить до небес, кричать во всю Ивановскую, ахиллесова пята, на краю света, белая ворона, дать голову на отсечение, как с гуся вода, в мгновение ока, держи язык за зубами, взять себя в руки.

2. ЗАКОНЧИТЕ СКАЗОЧНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И НАПИШИТЕ ИХ ПОЛНОСТЬЮ.

А) Скоро сказка сказывается … В) Это только присказка…

Б) Поди туда – не знаю куда… Г) И я там был …

3. НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ВЫПИШИТЕ ИХ И ПОДБЕРИТЕ К КАЖДОМУ ФРАЗЕОЛОГИЗМУ ЛЕКСИЧЕСКИЙ СИНОНИМ ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ТОГО ЖЕ ЗНАЧЕНИЯ.

— Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

4. ЗАМЕНИТЕ ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

Почему вы не постарались, а работали плохо? Евгений и раньше был безвольным, а теперь, потерпев неудачу, он и совсем приуныл. Припасы у путешественников кончились, и пришлось поголодать. Они работали не отдыхая. Последнее произведение поэта было действительно лучшим в его творческом наследии. Наконец ты перестал сердиться и заговорил. Пожалуйста, не говори ничего. Маша и Света всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить.

5. ПОДБЕРИТЕ К ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМ ОБОРОТАМ АНТОНИМЫ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.

Жить своим умом, заваривать кашу, едва сводить концы с концами, сложа руки, хоть отбавляй, вставлять палки в колёса, откладывать в долгий ящик.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

Контрольная работа по русскому языку предназначена для учащихся 6 класса. Данная разработка состоит из 3 частей.

Содержимое разработки

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

1. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:

А) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Б) Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

В) Лексика – это словарный запас одного человека.

Г) Основная единица лексикологии – слово.

2. В каком словаре можно уточнить значение слова?

А) орфографическом В) этимологическом

Б) орфоэпическом Г) толковом

3. Какое слово имеет значение «честный, соответствующий правилам поведения»?

А) внимательный Б) преданный В) чувствительный Г) порядочный

4. Какое слово является однозначным?

А) изморозь Б) ручка В) кисть Г) трубить

5. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

А) золотое кольцо Б) тёмная ночь В) серебряные волосы Г) идет по дороге

6. В каком предложении есть метафора?

А) Завтра мы поедем на экскурсию. Б) В саду пожелтели листья.

В) В саду горит костёр рябины красной. Г) В этом году уродилось много яблок.

7. Из предложения Лениво дышит полдень мглистый (Ф. Тютчев) выпишите слово, которое имеет переносное значение.

8. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:

А) В зоопарке мы увидели гиппопотама.Бегемоты водятся в Африке.

Б) В небе мы увидели косяк журавлей. – Петя больно ударился о косяк двери.

В) Хорошо, когда среди жаркого дня польёт дождь. – Плохо, когда слякоть под ногами

Г) Красивые стройные ели росли в зоопарке. – Самая большая ель была установлена на площади.

9. В каком предложении есть антонимы?

А) Рана заживает, а рубец остаётся. Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.

В) Метель метёт, и вьюга плачет. Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

10. В каком предложении есть синонимы? Выпишите их.

А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников. Б) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. В) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя. Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

11. Укажите ВЕРНОЕ суждение:

А) Слова конь и лошадь являются антонимами. Б) Слова конь и лошадь являются синонимами.

В) Слова конь и лошадь являются омонимами. Г) Слова плохой и хороший являются синонимами.

12. Выпишите из предложения слово – синоним к слову БЫСТРО. Ранним утром я бодро шёл по широкой дороге.

13. Запишите антоним к слову ШИРОКОЙ. Ранним утром я бодро шёл по широкой дороге.

Найдите верный ответ:

ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА — ЭТО:

А) словарный запас языка;

Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;

В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;

Г) новые слова, возникшие в языке;

Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) крепостник Б) перст В) кольчуга Г) конка

3. Какое слово является неологизмом?

А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл

4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.

Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.

В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.

Г) В марте в лесу появились первые проталины.

5. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) лисий след Б) кухонный нож В) корабельный кок Г) морская вода

6. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»?

А) мерить на свой аршин В) выносить сор из избы

Б) мутить воду Г) пускать пыль в глаза

7. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) армяк

8. В каком предложении встречается фразеологизм?

А) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы

Б) С еловой ветки мне на голову упал снег

В) В чистой воде озера хорошо было рыбам

Г) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули

9. В каком предложении есть синонимы?

А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников

Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

В) В каждой бочке меда есть ложка дегтя.

Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

Начало – конец Холод – жара Свет – тьма

11. Объясните значения фразеологических оборотов:

Кожа да кости – На всех парусах – Рукой подать –

Не покладая рук – Чуть свет –

12. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.

1. Озаглавьте текст. Спишите. Вставьте пропущенные буквы (объясните свой выбор), недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.

Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.

А ветер ревет ещё пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни 4 . Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.

2.Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова многовековой.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» для 6 класса
тест по русскому языку (6 класс) на тему

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» для 6 класса в формате ГИА. Напечатать можно книжечкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
leksika_kontrolnay_rabota.doc 104 КБ

Предварительный просмотр:

по русскому языку по теме

«Лексикология и фразеология»

«____» _______________________2012 г

Прочитайте задания А1 – А13, ответьте на вопросы. Обведите кружочком букву, под которой находится вариант с правильным ответом.

Укажите верное утверждение

  1. Антонимы могут относиться к разным частям речи
  2. Новые слова, возникающие в языке, называются историзмами
  3. Диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности
  4. Фразеологизмы – свободные сочетания слов

Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употребления в речи, называются:

Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются:

  1. устаревшими
  2. заимствованными
  3. профессиональными
  4. диалектными

Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными

  1. энциклопедия, простокваша, подол
  2. спутник, акварель, цирк
  3. лапти, светлица, уста
  4. шоколад, йогурт, олимпиада

Укажите строку, в которой правильно указаны синонимы:

  1. одаренный – талантливый
  2. благородный – спокойный
  3. реять – радоваться
  4. холодный – вспыльчивый

Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в переносном значении

  1. золотой медальон
  2. серебряный ручей
  3. цветущий сад
  4. красный закат

Укажите строку, в которой правильно указаны антонимы:

Укажите фразеологизм, синоним к словосочетанию очень любить :

  1. проще пареной репы
  2. яблоку негде упасть
  3. как свои пять пальцев
  4. души не чаять

Определите, кто является автором фразеологизма литературного происхождения Мы пахали!

Укажите строку, в которой фразеологизмы являются антонимами:

  1. протянуть ноги – испустить дух
  2. семи пядей во лбу – китайская грамота
  3. заячья душа – не робкого десятка
  4. черная дыра – проще пареной репы

Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его:

  1. Фотограф приготовил фиксаж.
  2. Солдаты атаковали форт.
  3. Полотер вышел из строя.
  4. Маляр размешал палитру в ведре.

Укажите предложение, в котором встречается диалектизм

  1. По базам мычали, не наевшись молодой зелёнки, коровы.
  2. Настал день, назначенный для судного поединка.
  3. Биосфера – это область распространения жизни на Земле.
  4. На болотах много клюквы.

Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам.

пос..деть к старости

Прочитайте текст и выполните задания А14 – В4. В одном из предложений текста допущена пунктуационная ошибка.

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.