Контрольная работа обществознанию 10

Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом.

Контрольная работа по обществознанию 10 класс

А1. Общество, в отличие от природы
1) развивается закономерно 2) подвержено изменениям 3) творит культуру 4) является динамической системой
А2. Экологический кризис относится к глобальным потому, что
1) затрагивает существование большинства землян 2) возник в эпоху экономической глобализации 3) порожден внеземными силами 4) не поддается регулированию
А3. Что из перечисленного характеризует постиндустриальное общество?
1) религиозный характер культуры 2) переход от натурального к товарному производству 3) завершение промышленного переворота 4) развитие информационных технологий
А4. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществу традиционного типа?
1) основу хозяйства составляет аграрное производство 2) в стране проживает многонациональное население 3) слабо развита сеть услуг 4) верховная власть в стране передается по наследству
A5. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?
А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.
Б. Темп общественных изменений возрастает.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А6. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в
1) трудовой деятельности 2) нормальном теплообмене 3) сохранении здоровья 4) физической активности
А7. Какой признак характеризует человека как личность?
1) физическое и психическое здоровье 2) особенности внешности
3) активная жизненная позиция 4) принадлежность к Homo sapiens
А 8. Деятельность человека и поведение животного характеризуются
1) механизмом самоконтроля 2) удовлетворением потребностей
3) выдвижением цели 4) осознанием выбора средств
А9. Деятельность человека — это
1) форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самосовершенствование
2) процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности
3) система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования, по взаимодействию с другими людьми
4) форма активности человека, основное содержание которой — отражение объективной реальности в его сознании, а результат — получение нового знания о себе
А 10. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся
1) привычки 2) влечения 3) мотивы 4) эмоции
А 11. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?
А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.
Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 12. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности человека?
А. Человек овладевает знаниями в процессе изучения основ наук.
Б. Человек овладевает знаниями в ходе практической деятельности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 13. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются
1) игровые умения младших школьников 2) старшеклассники, проводящие занятия
3) компьютеры, за которыми ведется обучение 4) компьютерные игры
А 14. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит
1) отражение внешних признаков познаваемого объекта 2) теоретическое обобщение результатов наблюдений 3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы
4) построение предположений, основанных на опыте
А15. Представление — это
1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств
2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств
3) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа
4) форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений
А16. Относительная истина – это
1) непроверенное знание 2) научно не обоснованное знание
3) знание, противоречащее устоявшимся представлениям 4) неполное знание
А17. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.
Б. В социальном познании активно используется эксперимент.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 18. Социальное неравенство проявляется в различии
1) доходов 2) способностей 3) темпераментов 4) духовных запросов
А19. Для характеристики разделения общества на социальные группы используется понятие
1) социальная мобильность 2) социальная стратификация
3) социальная интеграция 4) социальная дискриминация
А20. К восходящей социальной мобильности относят
1) повышение по службе 2) создание семьи 3) рождение ребенка 4) выход на пенсию

Часть В.
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Уровни научного познания
…… теоретический

В2. Ниже приведен перечень потребностей. Все они, за исключением одной, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.
Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные.
В3. Установите соответствие
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИНСТИТУТЫ
1) политическая А) религия, искусство, театр
2) экономическая Б) торговля, банк, биржи
3) социальная В) власть, суды, парламент
4) духовная Г) классы, нации, сословия

В4. Найдите в приведенном списке позиции, относящиеся к духовной сфере жизни общества
1. развлекательная телепередача 2. научное исследование 3. повышение по службе 4. судебное разбирательство 5. образовательный процесс 6. сословные различия
В5. Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

(1) В Новгороде действует специальный центр общественного движения «Женский парламент», где для жительниц города и области проводят семинары преподаватели и психологи из России и зарубежных стран. (2) Администрация Новгородской области выделила «Женскому парламенту» 120 тысяч рублей. (3) радует то, что деньги, скорее всего, будут израсходованы на реализацию программы «Развитие лидерских качеств женщины». (4) Для будущего города важно, что новгородчанки будут лучше ориентироваться в современном мире и смогут конкурировать с мужчинами в бизнесе и политике.

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Характеристика общества как ___ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры.
Её основными элементами являются ____(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ____ (3) общества. ___ (4) в каждой сфере решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ___ (5), а также управление совместной ___ (6) людей.

A) целостность Б) система B) общество Г) социальные блага Д) сфера Е) производство Ж) культура 3) социальные институты И) деятельность

Часть С .
1. Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.

Диагностическая контрольная работа по обществознанию
Вариант 1 (ответы)
А1. 3
А2. 1
А3. 4
А4. 1
A5. 2
А6. 1
А7. 3
А 8. 2
А9. 1
А 10. 3
А 11. 2
А 12. 3
А 13. 1
А 14. 2
А15. 1
А16. 4
А17. 1
А 18. 1
А19. 2
А20. 1

Часть В.
В1. Эмпирический – 1балл
В2. Органические — 1 балл
В3. ВБГА — 2 балла
В4. 125 — 2 балла
В5. ААББ — 2 балла
В6. БДАЗГИ — 2 балла
Часть С.
1. Связь общества с природой
2. Наличие подсистем и других структурных единиц
3. Взаимосвязь частей и элементов общественной структуры
4. Постоянные изменения в жизни общества
(3 черты – 2 балла; 1-2 – 1 балл)

Диагностическая контрольная работа по обществознанию 10 класс Вариант 2


А1. Природа, в отличие от общества
1) испытывает влияние человеческой деятельности 2) является средой обитания человека 3) изменяется в направлении от низшего к высшему 4) способна развиваться независимо от человека
А2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.
Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической духовной сферы общества
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. Какое понятие характеризует как общество, так и природу?
1) система 2) весь материальный мир 3)формы и способы взаимодействия людей
4) этап исторического развития
A4. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.
Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А5. Какой признак присущ традиционному обществу?
1) развитое фабричное производство 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве 3) завершение промышленного переворота 4) высокоразвитая инфраструктура
А 6. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как
1) индивида 2) индивидуальность 3) организм 4) личность
А 7. Верны ли следующие суждения о сущностных чертах личности?
А.Сущностные черты личности обнаруживаются при изучении биологического строения человека.
Б. Сущностные черты личности обнаруживаются посредством изучения взглядов человека на природу, общество, других людей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А8. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает:
1) знания, умения и навыки 2) чувства, память и волю 3) строение тела, силу и ловкость 4) темперамент, внимание, воображение
А9. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются
1) советы и рекомендации родителей 2) грядки с огурцами 3) старшие подростки
4) инструменты и дачный инвентарь
А10. К потребностям, связанным с природными свойствами человека, относятся потребности в:
1) уважении со стороны других 2) творческом самовыражении 3) общественном признании 4) физическом развитии
А11. Изготовление орудий труда, необходимых для охоты (луков, стрел, охотничьего оружия), представляет собой пример деятельности
1) материально-производственной 2) ценностно-ориентировочной
3) прогностической 4) социально-преобразовательной
А12. Что из перечисленных проявлений относится к сфере бессознательного?
1) твердое убеждение 2) благородное намерение
3) целенаправленное припоминание 4) творческое озарение
А13. Житейские знания основаны на
1) эстетическом отношении к действительности 2) здравом смысле
3) интуитивном озарении 4) научном обобщении фактов
А 14. Только в процессе научного познания происходит
1) объяснение объективно действующих законов 2) применение знаний на практике
3) отрицание предыдущих достижений познавательного процесса
4) формирование целостного образа мира
А15. Верны ли следующие суждения об общении?
А. В процессе общения происходит обмен идеями, эмоциями, материальными предметами.
Б. В процессе общения осуществляется социализация личности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А16. Истинное знание в отличие от ложного
1) добывается в процессе познавательной деятельности 2) соответствует предмету познавательной деятельности 3) представляется с использованием научных терминов
4) всегда теоретически обосновано
А17. Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?
А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.
Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А18. К среднему классу в экономически развитых странах относятся
1) неквалифицированные рабочие 2) менеджеры крупных предприятий
3) владельцы небольших фирм 4) лица, занятые физическим трудом
А19. Сословное деление общества отражает
1) вид государственного устройства 2) тип социальной стратификации
3) характер экономических связей 4) особенность политической системы
А20. Переход людей из одной социальной группы в другую называется
1) социальной дифференциацией 2) социальной мобильностью
3) социальным лифтом 4) социальными изменениями

Часть В
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
критерии социальной .
уровень виды культурные уровень
доходов деятельности ценности образования
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они , за исключением одного, связаны с понятием «истина». Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.
Соответствие действительности; знание; конкретность; процесс; субъективность .
ВЗ.
ОСОБЕННОСТИ ТИПЫ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТРАТИФИКАЦИИ
A) юридическое закрепление прав 1) кастовая
и обязанностей за основными 2) сословная
социальными группами 3) классовая
Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества
B) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую
Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты
Д) запрет на браки с представителями других групп

В4. Найдите в приведенном списке социальные потребности человека и укажите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания. Потребности:
1) в сне 2) в общении 3) в достижении статуса 4) в пище 5) в труде 6) в творчестве

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)С появлением первых государств зародилось и право. (2) Современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. (3) Однако она далеко не всегда эффективна в защите интересов граждан. (4) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Понятие «____» (1) получило распространение с конца 1960-х гг. так принято называть проблемы, носящие ___(2) характер. Они затрагивают интересы каждого народа, каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей. От того. В каком направлении будут осуществляться их решение, зависит ___(3) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется ____(4) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека. Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение__(5) экономического развития, сохранение мира — это одновременно и решение проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Прекращение __ (6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе.

А) выживание Б) общественный В) глобальные проблемы Г) гонка вооружений
Д) неравномерность Е) глобализация Ж) общечеловеческих 3) динамичность
И) неразрывность
Часть С.
1. Назовите три вида общения и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Диагностическая контрольная работа по обществознанию Вариант 2 (ответы)
А1. 4
А2. 3
А3. 1
A4. 4
А5. 2
А 6. 4
А 7. 2
А8. 1
А9. 3
А10. 4
А11. 1
А12. 4
А13. 2
А 14. 1
А15. 2
А16. 2
А17. 3
А18. 3
А19. 2
А20. 2
Часть В
В1. Стратификации — 1балл
В2. Процесс — 1 балл
ВЗ.22131 -2 балла
В4. 2356 — 2 балла
В5. ААББ — 2 балла
В6. ВЖАИДГ — 2 балла
Часть С. – 3 балла
1. Общение между реальными субъектами; примеры
2. Общение реального субъекта с иллюзорными партнерами
3. Общение реального субъекта с воображаемым партнером
4. Общение воображаемых партнеров

Диагностическая контрольная работа по обществознанию 10 класс Вариант 3

Контрольные работы по обществознанию 10 класс

А. Глобализация приводит к навязыванию определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.

Б. Глобализация способствует концентрации усилий на разработку новых передовых технологий.

А4. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

  1. Уровень воспитанности
  2. Вся преобразовательная деятельность человека
  3. Производство материальных ценностей
  4. Художественное творчество

А5 Отношения общества и природы характеризуются тем,что

  1. общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу
  2. природа полностью определяет направление развития общества
  3. общество не оказывает существенного влияния на природу
  4. природа и общество воздействуют друг на друга

А6. Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.
Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие современных технологий.

А7. Экономическую сферу жизни общества характеризует

  1. Миграция сельского населения
  2. Межнациональная интеграция
  3. Разделение труда
  4. Социальная дифференциаци

А8. Т. И В. Проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

  1. Они совместно владеют одной квартирой
  2. Т.и В. Живут вместе 15 лет
  3. У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг
  4. Отношения Т. И В. зарегистрированы в органах ЗАГС

А9. Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то

  1. Растёт безработица
  2. Производители увеличивают предложение
  3. Снижается минимальный размер оплаты труда
  4. Сокращается неравенство доходов населения

А10. Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции,то это является признаком

1.регресса 2.волюции 3.революции 4.реформы

А11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.
Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально незащищённым слоям населения.

А12. Примером горизонтальной социальной мобильности является

  1. Получение очередного офицерского звания
  2. Перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
  3. Выход на пенсию
  4. Переезд в другой город

А13. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм

А14. Экономические системы различаются

  1. Объёмом государственных расходов
  2. Степенью вмешательства государства в экономику
  3. Масштабами социальной поддержки населения
  4. Разнообразием природных ресурсов

А15. Либеральная политическая идеология предполагает

  1. уважение к традициям,обычаям,существующим в обществе
  2. борьбу против социального неравенства,социальных контрастов
  3. стремление к созданию социально однородного бесклассового общества
  4. признание в качестве приоритета прав и свобод отдельной личности

А16. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,

  1. Представляет собой волевое действие
  2. Побуждает людей к определённым действиям
  3. Обращается с помощью права ко всем гражданам
  4. Определяет отношения между людьми и социальными группами

А17. .Племена и народности- это:

1.исторические типы общества 2.социальные страты

3.этнические общности 4.социальные группы

А18. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведённых ниже признаков ещё один, характерный для избирательной системы страны П.

  1. Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий
  2. Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах
  3. Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу
  4. Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов

А19. Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти в РФ?

А. Президент РФ избирается голосованием обеих палат Федерального собрания.
Б. Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на альтернативной основе.

А20. Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных норм, является то, что они

  1. Устанавливаются государством
  2. Складываются в течение жизни нескольких поколений
  3. Регулируют отношения в сфере власти
  4. Устанавливают справедливость

В1. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.

Найдите и укажите качество, выпадающее из общего списка.

В2. Установите соответствие между правоотношением и соответствующей ему отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЕОТРАСЛЬ ПРАВА
А) установление денежной единицы РФ1) конституционное
Б) определение полномочий Председателя Правительства РФ2) административное
В) нарушение требований промышленной безопасности
Г) нарушение правил рыбной ловли
Д) установление политического режима

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

АБВГД

В3. Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки правонарушений и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. Общественно опасное деяние
  2. Неэтичное деяние
  3. Виновное деяние
  4. Безнравственное деяние
  5. Безрассудное деяние
  6. Противоправное деяние

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По вашему мнению, именно благодаря социальной роли интеграция в социальную среду происходит легко и безболезненно.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1234

Ответы – Вариант 1

№ заданияОтвет№ заданияОтвет№ заданияОтвет
А 13А 92А 173
А 22А 101А 182
А 33А 113А 192
А 42А 124А 201
А 54А 131
А 63А 144
А 73А 154
А 82А 163
№ заданияОтвет
В 1наследственность
В 211221
В 3136
В 5АААБ
В 6БДАЗГИ

А1. Что из перечисленного является особенностью постиндустриального общества?

  1. Религиозный характер культуры
  2. Переход от натурального к товарному производству
  3. Завершение промышленного переворота
  4. Развитие информационных технологий

А2. Личность человека –это

  1. целостность социальных свойств человека
  2. своеобразное сочетание особенностей,отличающих одного человека от другого
  3. отдельный представитель социальной общности
  4. отдельно взятый человек как представитель человеческого рода

А3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек приспосабливается к окружающей среде, которая и определяет его образ жизни.

Б. Человеку свойственно ценностное отношение к действительности.

А4. Общим для научного и художественного творчества являются

  1. Стремление к осмыслению действительности
  2. Обоснованность предположений
  3. Стремление к достоверности
  4. Формирование чувства прекрасного

А5. В наиболее общем виде под культурой понимают

1.сложные формы поведения людей 2.вся преобразовательная деятельность человека

3.следование правилам этикета 4.производство и применение орудий труда

А6. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом .

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

А7. Функцией государства в рыночной экономике является

  1. Увеличение числа частных предприятий
  2. Поддержка стабильности рыночных цен
  3. Регулирование обмена
  4. Обеспечение защиты прав собственности

А8. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком, и государством, то экономика является

А9. Развитию конкуренции производителей способствует

  1. Уменьшение производительности труда
  2. Концентрация производства
  3. Свобода предпринимательства
  4. Усиление монополистических тенденций в экономике

А10. Экономическая дифференциация проявляется в

  1. сращивании политической власти и крупного капитала
  2. выделении богатых,бедных и средних слоев общества
  3. появлении у отдельных групп новых источников дохода
  4. создании новых производств

А11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ демократических свобод в обществе.

Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности

А12. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

  1. Социальную мобильность
  2. Социальную стратификацию
  3. Социальное неравенство
  4. Социальную адаптацию

А13. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

  1. Опираются на силу общественного мнения
  2. Обеспечиваются силой государственного принуждения
  3. Поддерживаются моральным сознанием
  4. Осваиваются в процессе социализации

А14. Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В её собрании более 5,5 тыс. фамилий. Это пример

  1. Нарушающего закон поведения
  2. Позитивного отклоняющегося поведения
  3. Соответствующего обычаям поведения
  4. Негативного отклоняющегося поведения

А15.Рациональное познание ,в отличие от чувственного

  1. создает зрительный образ предмета
  2. выделяет существенные признаки предмета
  3. формирует знания и представления о предмете
  4. нацелено на постижение истины

А16. Что относится к институтам политической системы?

  1. Политические организации, главной из которых является государство
  2. Совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами
  3. Нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества
  4. Совокупность различных по своему содержанию политических идей

А17. Правовое государство отличает

  1. Развитие культурно-национальных автономий
  2. Наличие разветвлённой системы судов различных уровней
  3. Формирование эффективной системы правоохранительных органов
  4. Верховенство закона, закрепляющего права и свободы граждан

А18. В государстве К. права и свободы граждан гарантируются законом, в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов. Какой политический режим сложился в государстве К.?

А19. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. В референдуме вправе участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.

Б. Гражданин, признанный по суду недееспособным, не может принимать участие в выборах.

А20. Действующая Конституция РФ была принята

  1. Советом Федерации
  2. Государственной Думой
  3. Государственным советом
  4. Всенародным голосованием

В1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «потребитель».

Спрос, реклама, технология, ассортимент, страховой полис, сбережения, прожиточный минимум.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

В2. Установите соответствие между характеристиками чувственного познания и их формами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа1) ощущение
Б) сохранение в памяти обобщённого образа предмета2) представление
В) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета3) восприятие

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

АБВ

В3. Найдите в приведённом ниже списке этические (моральные) нормы и обведите цифры, под которыми они указаны.

В полном объёме дееспособность по общему правилу наступает с 18 лет

К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели

Общество с осуждением относится к нарушителям трудовой дисциплины

Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя

Супруги могут заключить брачный договор

Ближнего своего нужно любить как себя самого

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека».(2) На наш взгляд, это положение имеет фундаментальный характер.(3) К сожалению, в годы «холодной войны» единодушия среди государств по вопросу прав человека не было.(4) Устав ООН формулирует цели, которые должны быть достигнуты современными государствами.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.