Контрольная работа обществознание 10 класс

Задание В3 оценивается следующим образом: 5 баллов – нет ошибок, 3 балла – допущена одна ошибка, 1 балл – допущены две ошибки, 0 баллов-3 или более ошибок.

Контрольная работа по обществознанию для 10 класса по учебнику Л.Н. Боголюбова

в) совокупность форм объединения людей; г) история человечества.

К числу основных подсистем общества как системы относится:

а) экономика; б) предпринимательство;

в) профсоюз; г) церковь.

Из перечисленного важнейшими институтами общества являются:

1) Б, В, Г, Д, Е. 2) А, Б, В, Д, Е, Ж.

3) А, Б, В, Д, Е. 4) А, Д, Е.

А. Государство. Б. Право. В. Мораль. Г. Природа. Д. Экономика. Е. Политика. Ж. Религия.

К наукам, изучающим общество, из перечисленных не относится:

а) социология; б) география;

в) философия; г) генетика.

Вставьте пропущенное слово:

«В философии достоверное, правильное знание называется…. »

Общей чертой общества и природы является:

а) действие в роли творца культуры; б) наличие признаков системы;

в) сознательная и волевая деятельность; г) независимость друг от друга

Из утверждений А и Б верно:

1) только А; 2) и А, и Б.

3) только Б; 4) ни А, ни Б.

А. Между процессами, которые происходят в сфере материального производства и в духовной сфере общества, нет взаимосвязи.

Б. Политический строй общества может тормозить развитие экономики.

Из утверждений А и Б верно:

1) только А; 2) и А, и Б.

3) только Б; 4) ни А, ни Б.

А. Культура – это все виды преобразованной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

Б. Культура биологически присуща человеку.

Среди перечисленного названием одной из основных сфер жизни общества являются:

а) производительные силы общества; б) духовная культура общества;

в) общественные отношения; г) товарно-денежные отношения.

Закончите высказывание:

« Философская категория для обозначения реального существования человека, его наличия в реальном мире – это …»

Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека:

а) социология; б) социальная психология;

в) экономика; г) философская антропология.

Закончите высказывание:

«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, называется ….»

Из утверждений А и Б верно:

1) только А; 2) и А, и Б.

3) только Б; 4) ни А, ни Б.

А. Моральные нормы «не убей», «не кради», «не лги», «уважай старших», «не развратничай» являются общечеловеческими.

Б. Вышеперечисленные моральные нормы признаются как образцы для поведения только в демократических обществах.

Сформулируйте «золотое правило» морали.

Из утверждений А и Б верно:

1) только А; 2) и А, и Б.

3) только Б; 4) ни А, ни Б.

А. Духовность предполагает тесный союз ума, чувств и нравственного поведения.

Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.

а) система – это…

б) институциализация – это…

в) идеал – это…

г) патриотизм – это…

д) мировоззрение – это…

Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека:

а) потребовать от обидчика извинения в адрес пострадавшего;

б) сделать вид, что тебя это не касается;

в) выразить соболезнование тому, кого обидели;

г) разобраться в причинах конфликта.

Охарактеризуйте житейское мировоззрение человека.

Приведите примеры из вашей жизни.

Контрольная работа № 1

Общество в широком смысле слова – это:

а) весь окружающий мир;

б) человечество в его прошлом, настоящем и будущем;

в) взаимодействие людей в повседневной жизни;

г) группы людей, объединенных историческим прошлым.

К основным признакам общества как системы относится:

а) природные условия; б) отсутствие изменений;

в) общественные отношения; г) этап исторического развития.

Из перечисленного к важным институтам общества не относится:

1) природная среда обитания; 2) мораль;

3) экономика; 4) семья.

К наукам, изучающим общество, из перечисленных относится:

а) анатомия; б) философия;

в) генетика; г) математика.

Вставьте пропущенное слово:

«Главным критерием истины является ……………..»

Общей чертой общества и природы не является:

а) наличие признаков системы; б) процесс постоянных изменений;

в) действие в роли творца культуры; г) цикл как основа существования.

Из утверждений А и Б верно:

1) только А; 2) и А, и Б.

3) только Б; 4) ни А, ни Б.

А. Правовые нормы, существующие в обществе, отражают его социально-экономическое развитие.

Б. Экономика влияет на становление политической сферы.

Из утверждений А и Б верно:

1) только А; 2) и А, и Б.

3) только Б; 4) ни А, ни Б.

А. Культура – это существенная характеристика общества.

Б. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо.

В росте образовательного уровня населения страны, как правило, отражается развитие:

а) экономической сферы общества; б) социальной сферы;

в) политико-правовой сферы; г) духовно-нравственной сферы.

Закончите высказывание:

« Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, называется …»

Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека:

а) генетика; б) культурная антропология;

в) психология; г) атомная физика.

Закончите высказывание:

« Форма общественного сознания, где находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения людей, называется…»

Из утверждений А и Б верно:

1) только А; 2) и А, и Б.

3) только Б; 4) ни А, ни Б.

А. Категорический императив гласит: «Поступай по отношению к другому так, как другой поступает по отношению к тебе».

Б. Категорический императив гласит: «Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы другой поступал с тобой».

Сформулируйте «золотое правило» нравственности.

Из утверждений А и Б верно:

1) только А; 2) и А, и Б.

3) только Б; 4) ни А, ни Б.

А. Чтобы быть духовно богатым человеком, не обязательно совершать добрые дела.

Б. Такие понятия, как милосердие, жалость, сострадание, — пережиток прошлого, они не имеют отношения к духовной жизни человека.

а) социальный институт – это …

б) общество – это …

в) ценности – это…

г) совесть – это…

д) гражданственность – это…

Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили вред другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека:

а) сделать все возможное для устранения зла, ущерба;

б) сделать вид, что ничего не произошло;

в) постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба;

г) свалить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват).

18. Охарактеризуйте научное мировоззрение человека.

Приведите примеры из вашей жизни.

Контрольная работа № 1

ключ ответов

5. практика

10. творчество

14. не делай другому того, чего не желаешь сам

14. не делай другому того, чего не желаешь сам

16. а) система – упорядоченная совокупность элементов, находящихся в связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство;

б) институциализация – процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завершающийся принятием определенных законов и созданием соответствующих организаций;

в) идеал – совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке;

г) патриотизм – ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу;

д) мировоззрение – целостное представление о природе, обществе и человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

16. а) социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные потребности;

б) общество – исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения; часть материального мира, отделившаяся от природы, но тесно с ней связанная;

в) ценности – характеристика определенных идей, принципов, предметов и их свойств с точки зрения их значимости для человека и общества;

г) совесть – способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно сформулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, сознавать свой долг перед другими людьми;

д) гражданственность – социально-психологическое и нравственное качество личности, которое сочетает в себе чувство любви к Родине; ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов; осознание себя как полноправного гражданина, обладающего правами и обязанностями.

Контрольные работы по обществознанию 10 класс

А. Глобализация приводит к навязыванию определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.

Б. Глобализация способствует концентрации усилий на разработку новых передовых технологий.

А4. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

  1. Уровень воспитанности
  2. Вся преобразовательная деятельность человека
  3. Производство материальных ценностей
  4. Художественное творчество

А5 Отношения общества и природы характеризуются тем,что

  1. общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу
  2. природа полностью определяет направление развития общества
  3. общество не оказывает существенного влияния на природу
  4. природа и общество воздействуют друг на друга

А6. Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.
Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие современных технологий.

А7. Экономическую сферу жизни общества характеризует

  1. Миграция сельского населения
  2. Межнациональная интеграция
  3. Разделение труда
  4. Социальная дифференциаци

А8. Т. И В. Проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

  1. Они совместно владеют одной квартирой
  2. Т.и В. Живут вместе 15 лет
  3. У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг
  4. Отношения Т. И В. зарегистрированы в органах ЗАГС

А9. Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то

  1. Растёт безработица
  2. Производители увеличивают предложение
  3. Снижается минимальный размер оплаты труда
  4. Сокращается неравенство доходов населения

А10. Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции,то это является признаком

1.регресса 2.волюции 3.революции 4.реформы

А11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.
Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально незащищённым слоям населения.

А12. Примером горизонтальной социальной мобильности является

  1. Получение очередного офицерского звания
  2. Перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
  3. Выход на пенсию
  4. Переезд в другой город

А13. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм

А14. Экономические системы различаются

  1. Объёмом государственных расходов
  2. Степенью вмешательства государства в экономику
  3. Масштабами социальной поддержки населения
  4. Разнообразием природных ресурсов

А15. Либеральная политическая идеология предполагает

  1. уважение к традициям,обычаям,существующим в обществе
  2. борьбу против социального неравенства,социальных контрастов
  3. стремление к созданию социально однородного бесклассового общества
  4. признание в качестве приоритета прав и свобод отдельной личности

А16. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,

  1. Представляет собой волевое действие
  2. Побуждает людей к определённым действиям
  3. Обращается с помощью права ко всем гражданам
  4. Определяет отношения между людьми и социальными группами

А17. .Племена и народности- это:

1.исторические типы общества 2.социальные страты

3.этнические общности 4.социальные группы

А18. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведённых ниже признаков ещё один, характерный для избирательной системы страны П.

  1. Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий
  2. Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах
  3. Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу
  4. Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов

А19. Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти в РФ?

А. Президент РФ избирается голосованием обеих палат Федерального собрания.
Б. Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на альтернативной основе.

А20. Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных норм, является то, что они

  1. Устанавливаются государством
  2. Складываются в течение жизни нескольких поколений
  3. Регулируют отношения в сфере власти
  4. Устанавливают справедливость

В1. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.

Найдите и укажите качество, выпадающее из общего списка.

В2. Установите соответствие между правоотношением и соответствующей ему отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЕОТРАСЛЬ ПРАВА
А) установление денежной единицы РФ1) конституционное
Б) определение полномочий Председателя Правительства РФ2) административное
В) нарушение требований промышленной безопасности
Г) нарушение правил рыбной ловли
Д) установление политического режима

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

АБВГД

В3. Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки правонарушений и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. Общественно опасное деяние
  2. Неэтичное деяние
  3. Виновное деяние
  4. Безнравственное деяние
  5. Безрассудное деяние
  6. Противоправное деяние

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По вашему мнению, именно благодаря социальной роли интеграция в социальную среду происходит легко и безболезненно.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1234

Ответы – Вариант 1

№ заданияОтвет№ заданияОтвет№ заданияОтвет
А 13А 92А 173
А 22А 101А 182
А 33А 113А 192
А 42А 124А 201
А 54А 131
А 63А 144
А 73А 154
А 82А 163
№ заданияОтвет
В 1наследственность
В 211221
В 3136
В 5АААБ
В 6БДАЗГИ

А1. Что из перечисленного является особенностью постиндустриального общества?

  1. Религиозный характер культуры
  2. Переход от натурального к товарному производству
  3. Завершение промышленного переворота
  4. Развитие информационных технологий

А2. Личность человека –это

  1. целостность социальных свойств человека
  2. своеобразное сочетание особенностей,отличающих одного человека от другого
  3. отдельный представитель социальной общности
  4. отдельно взятый человек как представитель человеческого рода

А3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек приспосабливается к окружающей среде, которая и определяет его образ жизни.

Б. Человеку свойственно ценностное отношение к действительности.

А4. Общим для научного и художественного творчества являются

  1. Стремление к осмыслению действительности
  2. Обоснованность предположений
  3. Стремление к достоверности
  4. Формирование чувства прекрасного

А5. В наиболее общем виде под культурой понимают

1.сложные формы поведения людей 2.вся преобразовательная деятельность человека

3.следование правилам этикета 4.производство и применение орудий труда

А6. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом .

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

А7. Функцией государства в рыночной экономике является

  1. Увеличение числа частных предприятий
  2. Поддержка стабильности рыночных цен
  3. Регулирование обмена
  4. Обеспечение защиты прав собственности

А8. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком, и государством, то экономика является

А9. Развитию конкуренции производителей способствует

  1. Уменьшение производительности труда
  2. Концентрация производства
  3. Свобода предпринимательства
  4. Усиление монополистических тенденций в экономике

А10. Экономическая дифференциация проявляется в

  1. сращивании политической власти и крупного капитала
  2. выделении богатых,бедных и средних слоев общества
  3. появлении у отдельных групп новых источников дохода
  4. создании новых производств

А11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ демократических свобод в обществе.

Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности

А12. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

  1. Социальную мобильность
  2. Социальную стратификацию
  3. Социальное неравенство
  4. Социальную адаптацию

А13. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

  1. Опираются на силу общественного мнения
  2. Обеспечиваются силой государственного принуждения
  3. Поддерживаются моральным сознанием
  4. Осваиваются в процессе социализации

А14. Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В её собрании более 5,5 тыс. фамилий. Это пример

  1. Нарушающего закон поведения
  2. Позитивного отклоняющегося поведения
  3. Соответствующего обычаям поведения
  4. Негативного отклоняющегося поведения

А15.Рациональное познание ,в отличие от чувственного

  1. создает зрительный образ предмета
  2. выделяет существенные признаки предмета
  3. формирует знания и представления о предмете
  4. нацелено на постижение истины

А16. Что относится к институтам политической системы?

  1. Политические организации, главной из которых является государство
  2. Совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами
  3. Нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества
  4. Совокупность различных по своему содержанию политических идей

А17. Правовое государство отличает

  1. Развитие культурно-национальных автономий
  2. Наличие разветвлённой системы судов различных уровней
  3. Формирование эффективной системы правоохранительных органов
  4. Верховенство закона, закрепляющего права и свободы граждан

А18. В государстве К. права и свободы граждан гарантируются законом, в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов. Какой политический режим сложился в государстве К.?

А19. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. В референдуме вправе участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.

Б. Гражданин, признанный по суду недееспособным, не может принимать участие в выборах.

А20. Действующая Конституция РФ была принята

  1. Советом Федерации
  2. Государственной Думой
  3. Государственным советом
  4. Всенародным голосованием

В1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «потребитель».

Спрос, реклама, технология, ассортимент, страховой полис, сбережения, прожиточный минимум.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

В2. Установите соответствие между характеристиками чувственного познания и их формами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа1) ощущение
Б) сохранение в памяти обобщённого образа предмета2) представление
В) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета3) восприятие

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

АБВ

В3. Найдите в приведённом ниже списке этические (моральные) нормы и обведите цифры, под которыми они указаны.

В полном объёме дееспособность по общему правилу наступает с 18 лет

К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели

Общество с осуждением относится к нарушителям трудовой дисциплины

Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя

Супруги могут заключить брачный договор

Ближнего своего нужно любить как себя самого

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека».(2) На наш взгляд, это положение имеет фундаментальный характер.(3) К сожалению, в годы «холодной войны» единодушия среди государств по вопросу прав человека не было.(4) Устав ООН формулирует цели, которые должны быть достигнуты современными государствами.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.