Контрольная работа: Права и обязанности работника и работодателя по Трудовому кодексу России

— возмещать вред причиненный работникам в связи ими трудовых обязанностей, а так же компенсировать моральный ущерб в соответствии с трудовым законодательством;

контрольная работа право социального обеспечения. Контрольная работа право социального обеспечения. Контрольная работа 1 по дисциплине Право социального обеспечения Вариант 2 Студент группы 9ЮРб3д1 К. А. Федоров Преподаватель О. А. Кузьмина

Ларионова О.В. работает по трудовому договору в ОАО «Вымпел». 1 июля 2014 года она заболела.

Является ли временная нетрудоспособность социальным риском и страховым случаем? Каким видам обязательного социального страхования подлежит Ларионова О.В.?

Решение:
Решение задачи находится в правовом поле Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее – Закон).
Статьей 1.3 Закона определены страховые риски и страховые случаи. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1.3 Закона страховым случаем по обязательному социальному страхованию признается временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1.4 Закона Ларионова О.В. подлежит виду страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности – пособию по временной нетрудосопсобности.

1.2 Задача 2

Козлов А.С. отработал гражданским служащим 14 календарных лет, и имеет 13 лет военной выслуги по контракту в местностях не приравненных к районам крайнего Севера.

Укажите со ссылками на законодательство, имеет ли Козлов А.С. право на получение пенсии за выслугу лет?

Решение задачи находится в правовом поле Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 N 4468-1 (далее – Закон).

В соответствии с п.п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба. В соответствии с условиями задачи Козлов А.С. имеет 13 лет военной выслуги по контракту, а общий стаж Козлова А.С. составляет 27 лет. Таким образом, Козлов А.С. имеет право на пенсию за выслугу лет.

1.3 Задача 3

Каширина И.Л. закончила медицинский университет, в котором обучалась в период с сентября 1999 г. по июль 2005 г. По окончании обучения Каширина И.Л. поступила на контрактную службу в органы ФСБ.

Будет ли засчитан период обучения в университете Кашириной И.Л. в стаж военной службы. Если да, то укажите со ссылками на законодательство, каким образом должен быть засчитан в стаж военной службы период ее обучения в университете.

Решение задачи находится в правовом поле Федерального закона от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ (далее – Закон).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту. Кроме того, на основании той же статьи к военнослужащим так же относятся сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Таким образом, обучение в медицинском университете могло быть засчитано в стаж военной службы Кашириной И.Л. только в случае обучения в военном медицинском университете в качестве курсанта военной профессиональной образовательной организации.

1.4 Задача 4

Гражданин Дании Андерсон в период отдыха в г. Санкт-Петербург сломал ногу.

Имеет ли право Андерсон на получение бесплатной медицинской помощи в России? Если да, то из каких источников она должна финансироваться (указать со ссылкой на законодательство). Будет ли в данном конкретном случае иметь значение факт, что Андерсон прибыл в Россию самостоятельно, а не при участии туристической фирмы.

Следует отметить, что иностранный гражданин, находящийся на территории РФ с туристическими целями, не относится к числу застрахованных лиц на основании статьи 10 Федерального закона 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ.

В то же время, иностранный гражданин Андерсон имеет право на оказание бесплатной первой медицинской помощи в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ. В пункте 2 этой статьи указано, что Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 5 Приложения № 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», травмы различных областей тела входят в перечень состояний, при которых оказывается первая помощь.

В данном конкретном случае факт, что Андерсон прибыл в Россию самостоятельно, а не при участии туристической фирмы, будет иметь некоторое значение.

В соответствии с абзацем 16 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ договор о реализации туристского продукта должен содержать сведения о заключении в пользу туриста договора добровольного страхования либо сведения об отсутствии договора добровольного страхования.

Требованиями той же статьи установлено, что условиями договора добровольного страхования в пользу туриста должна быть предусмотрена обязанность страховщика осуществить оплату и (или) возместить расходы на оплату медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, оказанной туристу на территории страны временного пребывания при наступлении страхового случая в связи с получением травмы, отравлением, внезапным острым заболеванием или обострением хронического заболевания, включая медицинскую эвакуацию туриста в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в страну постоянного проживания, и (или) возвращения тела (останков) туриста из страны временного пребывания в страну постоянного проживания.

Таким образом, если бы Андерсон прибыл в Россию при участии туристической фирмы, в данном конкретном случае он мог бы рассчитывать на бесплатную медицинскую эвакуацию из страны временного пребывания — России в страну постоянного проживания – Данию.

1.5 Задача 5

Самойлов И.И. проработал 10 лет на подземных работах и имеет ИПК 30. По достижении 50 лет он решил обратиться в территориальное отделение пенсионного фонда за досрочным назначением страховой пенсии по старости.

Укажите со ссылками на законодательство, имеет ли Самойлов И.И. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона 28.12.2013 «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.

Таким образом, Самойлов И.И. имеет право на досочное назначение страховой пенсии по старости.

1.6 Теоретический вопрос

Раскройте понятие и принципы социального обслуживания.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В общей системе социального обеспечения и социальной защиты социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном. В последние время появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб.

Основные из них — федеральные законы: от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ (далее – ФЗ № 442-ФЗ). В порядке реализации этих федеральных законов принят ряд подзаконных актов органами исполнительной власти Российской Федерации. Совокупность всех этих актов составляет правовую базу — законодательство о социальном обслуживании; оно включает, следовательно, как законы и подзаконные акты федерального уровня, так и законы, и подзаконные акты уровня субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание граждан — это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга в свою очередь, — это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

На соблюдении определенных основополагающих принципов должно основываться проведение последовательной и эффективной государственной политики по социальному обслуживанию граждан Российской Федерации. Принципами в этом случае являются выработанные практикой, которые закреплены или отражены в особых нормативных правовых актах руководящие положения, в соответствии с которыми осуществляется деятельность разных субъектов в рамках их компетенции по социальному обслуживанию граждан.

Основные принципы социального обслуживания граждан закреплены в Федеральном законе N 442-ФЗ:

1 Равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2 Адресность предоставления социальных услуг;

3 Приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4 Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

Перечисленные в Законе принципы являются основополагающими при осуществлении деятельности по социальному обслуживанию населения страны.

Деятельность по социальному обслуживанию граждан осуществляется в соответствии с принципом адресности предоставления социальных услуг, так как направлена на оказание помощи определенной категории лиц, а именно:

— инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, нуждающимся в постороннем уходе;

— гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;

— детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним;

— гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

— иным лицам, нуждающимся в профессиональной, социальной, медицинской и психологической помощи.

Принцип приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг социального обслуживания граждан выражается в следующем:

— в государственной гарантии прав граждан России на социальное обслуживание по основным видам: материальная помощь, помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг, временный приют в специализированном учреждении и пр.;

— в равноправии прав на социальное обслуживание, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и постоянно проживающие в стране иностранные граждане;

— в государственном обеспечении прав граждан страны на получение в системе социальных служб бесплатной информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания;

— в возможности получения определенными категориями граждан (например, лица преклонного возраста, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и др.) бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб;

— в возможности получения социального обслуживания как на дому (например, тяжелобольные лица, инвалиды и др.), так и в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Принцип сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде подразумевает приоритет надомных форм социального обслуживания.

Принцип добровольности в сфере социального обслуживания российских граждан проявляется в том, что при получении социальных услуг граждане имеют право на:

— самостоятельный выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов страны: как из числа государственных организаций, так и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

— информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

— согласие на социальное обслуживание либо отказ от социального обслуживания.

Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены Федеральными законами.

Кроме того, решение вопроса о принудительном помещении определенных категорий граждан (например, лиц, не способных самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности) отнесено к компетенции суда и только по представлению органов социальной защиты населения.

Социальное обслуживание населения осуществляется в соответствии с принципом конфиденциальности — сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Осуществление деятельности различными субъектами страны по социальному обслуживанию населения в соответствии с рассмотренными принципами, с одной стороны, обеспечит реализацию прав граждан, нуждающихся в помощи на достойное существование, а с другой — послужит укреплению мнения международного сообщества о Российской Федерации как стране с социально ориентированной внутренней политикой.

Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме, т. е. в виде различных социальных выплат — пенсий и пособий. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам, но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения.

Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека — в пище, одежде, обычных платных услугах (за наем жилого помещения, пользование различными жилищно-коммунальными услугами и т.д.), такое обслуживание не может достичь своей цели — обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности старых и нетрудоспособных людей в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной.

Граждане, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги или социальная услуга определяются, как получатели социальных услуг.

Их права заключаются в следующем:

1) уважительное и гуманное отношение;

2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

4) отказ от предоставления социальных услуг;

5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) участие в составлении индивидуальных программ;

7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

9) социальное сопровождение.

Поставщиками социальных услуг в свою очередь признаются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Их права, как и права получателей социальных услуг, закреплены в Федеральном законе N 442-ФЗ и являются следующими:

1 Запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания.

2 Отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.

3 Быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.

4 Получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.

Социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по их обслуживанию, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении. Такая деятельность может осуществляться также организациями иных форм собственности (в том числе частными) и гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Социальное обслуживание можно определить и иначе — как деятельность соответствующих служб и организаций по предоставлению гражданам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и котором предоставляются социальная услуга или социальные услуг.

Социальное обслуживание осуществляется специальными службами бесплатно и за плату. Однако социальной услугой можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно или за неполную ее рыночную стоимость, т. е. полностью либо хотя бы частично за счет средств общества. В этом суть ее названия — «социальная» услуга. Услуга, которая продается как товар (вспомним: товары — это материальные потребительские блага или потребительские услуги), не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Так, бесплатный ремонт полученного инвалидом автомобиля с ручным управлением является социальной услугой, а ремонт того же автомобиля за плату такой услугой не является.

Что касается платных социальных услуг в государственной системе социального обслуживания, то они оказываются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Это является его компетенцией.

Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности, в том числе муниципальной, устанавливаются этими службами самостоятельно.

Социальные услуги предоставляются обычно в натуральной форме — путем предоставления конкретных видов социального обслуживания. В виде денежных средств может оказываться лишь единовременная материальная помощь.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, которые определены федеральным законом. В законах по-разному перечислены основные виды социального обслуживания, указано также, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам. Они определяют основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Утверждаются стандарты Правительством РФ, их требования обязательны для всех социальных служб, действующих на всей территории России, независимо от форм собственности.

Как видим, компетенция Правительства в данной сфере чрезвычайно велика, оно практически вправе определять уровень обслуживания, т. е. его качество, а также условия предоставления. В этой части компетенция Правительства значительно шире, чем в регулировании отношений по предоставлению пенсий и социальных пособий.

Судя по Закону от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», сквозным видом социального обслуживания является материальная помощь. Она предоставляется, как указано в Законе, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива. К ней относится также выдача специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе, т. е. обеспечение, в частности, «малыми» (не моторными) средствами передвижения (вело (кресло) — коляски) и моторными средствами передвижения (мотоколяски, автомобили), а также протезно-ортопедическими изделиями.

Далее указывается, что основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливается органами исполнительной власти. Следует иметь в виду, что порядок обеспечения специальными транспортными средствами, техническими средствами до сих пор устанавливается на уровне Российской Федерации и регулируется в централизованном порядке нормативными актами РФ. Данный вид обслуживания не может относиться к материальной помощи, он, как и разовая материальная помощь, считается социальным обслуживанием.

Таким образом, права в сфере социального обслуживания — это такие отношения, по которым одна сторона — физическое лицо вправе требовать от другой стороны — государственных (муниципальных) или частных социальных учреждений предоставления адресной социальной помощи и обслуживания в объеме и порядке, предусмотренных законом или договором.

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. — № 31. – Ст. 4398. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения – 05.04.2020 г.).

2 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 ноября 1996 № 132-ФЗ (ред. от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения – 05.04.2020 г.).

3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]: федер. закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (ред. от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения – 05.04.2020 г.).

4 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ (ред. от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения – 05.04.2020 г.).

5 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ (ред. от 27.12.2019 № 486-ФЗ). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения – 05.04.2020 г.).

6 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»: [Электронный ресурс]: закон РФ от 12 февраля 1993 № 4468-1 (ред. от 02.12.2019 № 381-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 28.01.2020 № 5-П). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения – 05.04.2020 г.).

7 «О статусе военнослужащих»: [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 мая 1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.03.2020 № 29-ФЗ). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения – 05.04.2020 г.).

8 «О страховых пенсиях»: [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 28.01.2020). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения – 05.04.2020 г.).

9 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019 № 184-ФЗ). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения – 05.04.2020 г.).

10 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 ноября 1995 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019 № 91-ФЗ). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения – 05.04.2020 г.).

11 «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»: [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04 мая 2012 № 477н. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения – 05.04.2020 г.).

12 Ермаков, Д.Н. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: Учебное пособие / Д.Н. Ермаков, С.А. Хмелевская. — Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. — 400 с.

13 Козлова, Е.В. Основы социального и пенсионного страхования в России: Учебное пособие / Е.В. Козлова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 256 с.

Курбанов, Р.А. Право социального обеспечения: учебник / Р.А. Курбанов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 439 с.

14 Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / под ред. Ю.П. Орловского. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 524 с.