Диктанты 8 класс

22,Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 4. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

Контрольная работа по русскому языку 8 класс

(1) Огонь быстро приближался. (2) Леонтьев со страхом и одновременно с каким-то непонятным восторгом смотрел на бьющую в небо с треском и гулом стену живого огня. (3) Ливнем летели искры. (4)Они прожигали одежду. (5) Временами дым заволакивал небо. (6) Потом его сбивало в сторону, и стена пламени появлялась снова, но уже ближе. (7) Леонтьев не мог отвести от неё глаз. (8) Он понимал, что такой огонь нельзя остановить, что это стихия. (9) Огонь сожжёт их так же незаметно, как пламя костра сжигает мошкару.(10) Он подумал об этом, но не двинулся с места. (11) На лице и руках он уже чувствовал палящее дыхание пожара. (12) Он снова взглянул на огонь, но это было страшно, и он тотчас посмотрел выше, на небо, где летели горящие сучья и листья, а ещё выше смутно виднелся сквозь дым молодой месяц.(13) Потом он почувствовал, как его сильно качнуло током горячего воздуха. (14) С верхушки вала понесло в огонь сухие листья. (15) Баулин поднял руку, что-то закричал, и лесники сразу подожгли вал.(16) Вал как бы вздохнул, вымахал от края до края жадное пламя. (17) Оно слилось с огнём пожара и, ревя и треща, ударило в небо. (18) Леонтьев оглянулся. (19) Две стены пламени сшиблись, как два огромных бешеных зверя, тесно сливаясь, расшвыривая мириады искр. (20) Казалось, вот-вот огонь двинется дальше и от него уже никому не спастись.(21) И вдруг Леонтьев вскрикнул от неожиданности. (22) Огонь, как подрезанный, упал на землю и только низкими языками перебегал, затихая, вдоль вала. (23) Люди кинулись к просеке и начали засыпать песком вялое пламя. (24) Через несколько минут огня уже не было. (25) Только едкий дым быстро струился к небу и застилал свет месяца. (26) Всё было кончено.(27) Стремительное исчезновение огня произвело на Леонтьева впечатление чуда. (28) Что произошло? (29) Почему пожар сразу погас? (30) Леонтьев разыскал Баулина. (31) В лесу было темно. (32) Лесники ходили с фонарями.

(33) Баулин распорядился, чтобы вдоль границы пожара остались караульные. (34) Нужно было следить за пожарищем, пока оно совершенно не погаснет. (35) – Не могу понять, — сказал Леонтьев, — почему встречный огонь погасил пожар. (36) Раздули такой костёр, что, кажется, пылал весь мир. (37) – Да весь смысл встречного огня в том, чтобы дать пожару огромную пищу, действительно раздуть его до невиданных размеров. (38) Тогда в окружающем воздухе сразу сгорает почти весь кислород, просека заполняется углекислотой и дымом, и огонь, естественно, гаснет… (ПоК.Г.Паустовскому)

А 1. В каких предложениях содержится ответ на вопрос: «ЗАЧЕМ ВО ВРЕМЯ ЛЕСНОГО ПОЖАРА ПОНАДОБИЛОСЬ ПОДЖИГАТЬ ВАЛ?»

1) 5,6 2) 8,9 3) 16,17 4) 37,38

А 2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Лесной пожар показался Леонтьеву страшным и одновременно величественным зрелищем.

2) Люди не знали, как можно справиться с огнём.

3) Пожар потушили благодаря встречному огню.

4) В огромном пламени сгорел почти весь кислород, и без кислорода пламя стало гаснуть.

А 3. В какой паре предложений автор употребил СИНОНИМЫ?

1) 1,2 2) 13,14 3) 22, 23 4) 24,25

А4. Укажите, в каком значении употребляется слово «током» (предложение 13).

1) направленное движение электрических зарядов

2) поток, движущаяся масса жидкости, воздуха

3) нервная энергия человека, воспринимаемая другими людьми

4) специально оборудованная площадка для хранения зерна

В 1. Из предложений 21-26 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне.

В 2. Из предложения 38 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется правилом: «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з (-с) и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения».

В 3. Из предложений 7-12 выпишите слово с НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ в корне.

В 4. Из предложений 21 – 22 выпишите страдательное причастие прошедшего времени с суффиксом -Н-(-НН).

В 5. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Напишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при одиночном ДЕЕПРИЧАСТИИ.

Огонь, (1) как подрезанный, (2) упал на землю и только низкими языками перебегал, (3) затихая, (4) вдоль вала.

В 6. Из предложения 25 выпишите словосочетание с видом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

В 7. Замените словосочетание ВСКРИКНУЛ ОТ НЕОЖИДАННОСТИ (предложение 21), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В 8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

(35) – Не могу понять, (1)- сказал Леонтьев, (2)- почему встречный огонь погасил пожар. (36) Раздули такой костёр, (3)что, (4)кажется,(5) пылал весь мир.

(37) – Да весь смысл встречного огня в том, (6)чтобы дать пожару огромную пищу,(7) действительно раздуть его до невиданных размеров. (38) Тогда в окружающем воздухе сразу сгорает почти весь кислород,(8) просека заполняется углекислотой и дымом,(9) и огонь, (10)естественно,(11) гаснет…

В 9. Среди предложений 8–12 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В 10. Выпишите грамматическую основу предложения № 22.

В 11. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 12? Ответ напишите цифрой.

Контрольная работа за первое полугодие 8 класс

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В11.

(1) Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. (2) Это исполинские лаборатории. (3) Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. (4) Представьте себе, что на леса обрушился пыльный ураган. (5) Уже в километре от опушки вы будете ощущать его лишь как потоки чистого и свежего ветра. (6) Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. (7) Он душист, свеж, полон озона. (8) Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха. (9) Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести-триста, а то и меньше. (10) Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. (11) Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. (12) Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

(13) Но главное не в этом.(14) Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (15) У меня мало времени, чтобы рассказать со всей полнотой о том, в какой огромной мере лес способствует повышению урожаев. (16) Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам – лазутчикам пустыни. (17) Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. (18) Из лесных болот берут начало реки. (19) И, наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях. (20) Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.(21) Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, а реки уносят его в море. (22) А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (23) Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за целые тысячи километров. (24) Это так называемые пыльные, или чёрные, бури. (25) Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. (26) Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы. (К.Г.Паустовский)

А 1. К каким последствиям НЕ ПРИВОДИТ вырубка лесов?

1) к размывам почвы талыми водами;

2) к чёрным бурям, поднимающим на воздух верхний плодородный слой почвы;

3) к появлению оврагов;

4) к лесным пожарам;

А 2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Леса вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

2) Леса сохраняют влагу в почве.

3) Древесина – ценнейшее сырьё для химической промышленности.

4) Овраги появляются в тех местах, где уничтожаются леса.

А 3. В каком из предложений использован СИНОНИМ к слову буря из предложения 24?

1) 4 2) 9 3) 11 4) 17

А4. Укажите, в каком значении употребляется слово «областях» (предложение 19).

1) часть страны, территории

2) отрасль деятельности

3) административно-территориальная единица

4)пределы, в которых распространено какое- нибудь явление, зона, пояс.

В1. Из предложения 18 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне.

В 2. Из предложений 13-19 выпишите слова, правописание ПРИСТАВОК в которых зависит от глухости (звонкости) согласного звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В 3. Из предложений 20-22 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ.

В 4. В предложениях 16–20 найдите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий».

В 5. Среди предложений 13-16 укажите только то, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

Кто испытал это на себе, (1) кто знает, (2) как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, (3) тот вспомнит,(4) конечно, (5) удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, (6) охватывающее нас, (7) как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

В 6. Из предложения 23 выпишите словосочетание с типом связи слов ПРИМЫКАНИЕ.

В 7. Замените словосочетание ПЫЛЬНЫЙ УРАГАН (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В 8. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при ВВОДНОМ СЛОВЕ.

Довольно тонкий, (1) как вы, (2) конечно, (3) знаете, (4) слой плодородной земли зачастую смывается начисто, (5) и реки уносят его в море.

В 9.Среди предложений 13-24 найдите простое предложение с ОБОБЩАЮЩИМ словом при однородных членах. Напишите его номер.

В 10. Из предложения 5 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.

В 11. Сколько ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 11? Ответ напишите цифрой.

Диктанты 8 класс

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

По названию и теме диктанта:
    тема «Повторение» тема «Повторение» тема «Состав слова»
    тема «Имя существительное» тема «Имя прилагательное» тема «Личные местоимения» тема «Глагол. Правописание слов с шипящей на конце»

8 класс 1 четверть

С давних времен дружит человек с зеленым миром. Этот мир дает человеку различные строительные материалы, вылечивает многие болезни, украшает жизнь. Некоторые деревья и цветы древние народы обожествляли, создавая легенды об их удивительных свойствах. Символом мужества и мастерства в Древней Греции считался лавр, поэтому лавровым венком или его ветвью украшали победителей битв и турниров, ученых, поэтов, художников.

На протяжении многих тысяч лет известна маслина, лающая ценное и важное оливковое масло. Оливковая ветвь – это символ мира. Кедр, символизирующий долголетие и мощь, устойчив и сохраняется в земле очень долго. Его прочная древесина используется для постройки судов и зданий.

  1. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами связи, выполните их разбор
    1 вариант из 1 абзаца;
    2 вариант из 2 абзаца. ;
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант вылечивает, создавая, лавровый;
    2 вариант дающая, сохраняется, долго.

8 класс 2 четверть

Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло , что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.

Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.

Поразительно и то, что бани не >исчезли , когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.

  1. Озаглавьте текст
  2. Объясните орфограммы в подчеркнутых словах
  3. Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)
  4. Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца .

8 класс 3 четверть

На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна – в Европе, другая – в Азии. Холодно на поляне. Люди замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.

Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.

Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях. Одни текут в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев первым дал им название: Уральские горы. Так определили границу между Европой и Азией.

  1. Произведите синтаксический разбор 5 предложения из 1 абзаца
  2. Выпишите два односоставных предложения, укажите их вид
  3. Выполните морфемный разбор любого наречия, глагола, деепричастия.

Итоговый диктант за 8 класс

В то утро я впервые услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке. Я смотрел в открытое окно, лежа в постели.

Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей рубахе, в сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах звенело. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, стали понемногу подходить ближе. А пастух все играл, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса, славившие его игру.

  1. Озаглавьте текст;
  2. Обозначьте в тексте одно обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и одно определение, выраженное причастным оборотом. Составьте схемы.

Контрольная работа №1 на тему: «Повторение»

Подарки лесного царя

Убавился день, и низкие тучи грозят дождём и снегом. Облетели с веток последние листья. В лесу поселились тишь и пустота, но кое-где оставил лесной царь подарки. Вот у опушки видны кусты шиповника, а в них спрятались плоды. Вот на верхушке орешника прячутся золотче орешки. А вот укрылась под листиком волнушка. На болотистых кочках созрела, но ещё горчит красная клюква.

Всё это подарки лесного царя. Они тем, кто любит и знает природу.

  1. Разобрать по членам предложения и частям речи первое предложение.
  2. Найти подлежащее и сказуемое в предложении «Вот у опушки видны кусты шиповника …»
  3. Найти и обозначить однородные члены в последнем предложении, составить схему этого предложения.

Контрольная работа №2 на тему: «Повторение»

В начале ноября солнце редким гостем появляется на небе. Всё чаще проплывают над головой низкие дождевые облака. Дуют холодные ветры. Вот резкий порыв ветра пригнул к земле гибкие стебли травы и сорвал с деревьев увядшие листья. Покружилась лёгкая листва в воздухе и легла на землю мягким ковром.

С утра моросит дождь. После него на дорожках сада остаются лужи и липкая, как смола, грязь За ночь лужицы покрываются прозрачной, как стекло, корочкой льда. Скоро-скоро первый снежок покроет землю гладкой белой пеленой.

  1. Первое предложение разобрать по членам предложения с указанием частей речи.
  2. Найти и подчеркнуть в них однородные члены предложения, обозначить главное слово.

Контрольная работа №3 по теме: «Состав слова»

Враги и друзья пшеничного поля

Крестьянин вспахал землю. Попало в землю зерно. От влаги оно набухло, проросло и пробилось к свету зелёным листком. Всё поле покрылось нежными побегами. Но тут напали на пшеницу враги – сорняки. Люди начали с ними борьбу. Ведь пшенице надо перезимовать под снегом.

Пришла зима с морозами и метелями. Мороз был врагом пшеницы, а снег — другом. Съёжились от мороза зелёные листочки. Сгубил бы он пшеницу, но выпал снег и накрыл поле тёплым одеялом.

  1. Разобрать по составу слова: «Проросло, перезимовали, хлебовозка, листочки».
  2. Обозначить приставки в словах в первом абзаце.
  3. Составить схему последнего предложения, подчеркнуть в нём подлежащее и сказуемое.

Контрольная работа за полугодие

Это случилось в моё первое путешествие по тайге. Прошли бурелом и поставили шалаш под скалой. Внесли вещи и рухнули от усталости на зелёную подстилку.

Разбудил нас грохот и треск. Мы выскочили из шалаша и отбежали под сосны. Только тогда поняли причину камнепада.

У края скалы возились два медвежонка. Они сгребали лапами и сбрасывали их. Булыжники крушили наше жилище. Вдруг появилась медведица и увела своих верхолазов.

Хороший урок мы получили. Нельзя строить в тайге шалаш под скалами

  1. Разобрать по составу слова «бурелом, камнепад, верхолазов, отбежали, сгребали, скалой».
  2. Разобрать по членам предложения с указанием частей речи предложение «Мы выскочили из шалаша и отбежали под сосны».

Контрольная работа №5 по теме «Имя существительное».

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плачущей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждую травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

  1. Написать пять несклоняемых существительных.
  2. Морфологический разбор существительного «заросли ивой».
  3. Разобрать по членам предложения с указанием частей речи предложение «Берега рек заросли плачущей ивой».
  4. Определить склонение существительных в предложении «С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, Карелии».

Контрольная работа №6 по теме: «Имя прилагательное»

Каждую ночь медведь приходил к охотничьей избушке и съедал улов рыбы. Мы поставили капкан с зубьями. Сверху навалили рыбьи головы. А медведи снизу капкан ковырнул, он захлопнулся. Зверь спокойно рыбу съел и убежал.

Зарядили мы ружьё и пошли в тайгу. Вдруг в кустах медвежья голова показалась. Не успели мы ружья вскинуть. Домой мы шли без добычи. У обрыва опять из кустов медведь на нас смотрит. Мы замерли от такого медвежьего нахальства.

Пусть живёт, раз он такой хитрый.

  1. Морфологический разбор прилагательного «от медвежьего нахальства».
  2. Определить род прилагательных: Заячий след, лисья нора, тюленье стадо, рысьи глаза, медвежья берлога.
  3. Из второго абзаца выписать предложение с однородными членами и нарисовать его схему.
  4. В первом предложении определить падеж прилагательного.
  5. В первом абзаце найти сложное предложение, найти подлежащее и сказуемое, определить, какими частями речи выражены.

Контрольная работа №7 по теме «Личные местоимения»

На косогоре жила берёзка. Рядом с ней стояла старая ель. Там белка шелушила орешки и роняла семена. Семечки летели и ложились у ног берёзки.

Испугалась красавица. Станут семена ёлками – метёлками и закроют от неё солнце. Обратилась она к ветру за помощью. Для него унести семена подальше пара пустяков.

Растут ёлочки, а берёзка стоит одна далеко от них. Однажды налетел ураган. Испугалась красавица, стала просить ёлочек прикрыть её. Но ёлочки уже не могли летать. Корни их не пускали.

  1. Найти сложное предложение и составить схему этого предложения.
  2. Местоимения «от неё» «для него» разобрать как часть речи.
  3. В первом абзаце найти и обозначить в предложениях однородные члены.
  4. Разобрать по членам предложения с указанием частей речи предложение «Обратилась она к ветру за помощью».

Контрольная работа №8 по теме «Глагол. Правописание слов с шипящей на конце.»

Между туч выглянуло солнце. Его последний луч был добрым и грустным. Тихая ночь опускалась на поляну. По листочкам низкого кустарника пробежала едва заметная дрожь. Это ветерок торопился прилечь в мягкой траве. Под корягой чуть журчал студёный ключ. В эту пору цвёл ландыш. Его нежный запах легко узнаёшь. Природа отдыхала. Вдруг на поляну вышел ёж. На колючках он нёс какой-то съедобный груз.

Куда ты спешишь, малыш? И чего пыхтишь? Тебе помочь?

  1. Третье предложение разобрать по членам предложения с указанием частей речи.
  2. Определить время глаголов.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.