Диктанты 7 класс
2) Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)широкой, но быстрой речки.
Входная контрольная работа по русскому языку 7 класс ФГОС
Входная контрольная работа по русскому языку 7 класс с ответами. Работа включает 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (1 часть — 26 заданий, 2 часть — 4 задания). Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.
1 часть проводится в тестовой форме и проверяет знания учащихся по основным разделам русского языка.
2 часть – работа с текстом.
Шкала оценивания:
27 – 30 баллов – оценка 5
26 – 18 баллов – оценка 4
10 – 17 баллов – оценка 3
Менее 10 баллов – оценка 2
1 вариант
1. Отметь ошибочное утверждение.
1) Пунктуация — это раздел лингвистики, в котором изучается постановка знаков препинания.
2) Морфология – раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи.
3) Орфоэпия – раздел лингвистики, который изучает правила написания слов.
4) Графика – раздел лингвистики, в котором изучаются правила обозначения звуков речи на письме.
2. Укажи слово, в котором звуков больше, чем букв.
1) Янтарь
2) Разъезд
3) Ненастный
4) Смеёмся
3. Найди слово без окончания.
1) Насмешливый
2) Карась
3) Налево
4) Перестроился
4. Укажи слово, образованное приставочным способом.
1) Погрузка
2) Покупка
3) Порадовать
4) Победить
5. Выбери ряд, в котором в обоих словах пишется буква А.
1) Л…жкарь, забл…кировать
2) Нат…чить, отр…вление
3) Рем…нтировать, зазв…нить
4) М…ршрутный, спл…нировать
6. Укажи ряд, в котором в обоих словах пишется буква О.
1) Разл…гать, обг…релый
2) Заг…реть, р…сток
3) Выр…сти, безотл…гательный
4) Прик…саться, перег…рать
7. Выбери ряд, в котором в обоих словах приставка оканчивается на букву С.
1) Ра…считывать, и…портить
2) Ра…гонять, ра…капывать
3) И…бежать, ра…теребить
4) Бе…дельник, ра…брызгать
8. Отметь ряд, в котором пишется буква Е (Ё).
1) Колодц…м, медвеж…нок
2) Ш…колад, с багаж…м
3) Ш…рстка, деш…вый
4) Жж…ный, ш…рох
9. Укажи ряд, в котором в обоих словах после шипящих буква Ь не пишется.
1) Калач…, стереч…
2) Выливаеш…, береч…
3) Пригож…, шалаш
4) Мыш…, горяч
10. Выбери среди указанных слов существительное общего рода.
1) Сочинение
2) Мозоль
3) Невежда
4) Труженик
11. Отметь ряд, в котором имена существительные употреблены в Д.п. и имеют окончание Е.
1) В расписани…, в стремен…
2) В сол…, в арми…
3) К таблиц…, к свобод…
4) На постел…, на дач…
12. Укажи словосочетание с относительным прилагательным.
1) Каменное сердце
2) Каменный дом
3) Тёплый носок
4) Отцов рюкзак
13. Выбери словосочетание с прилагательным в превосходной степени.
1) Более умный
2) Заботливее
3) Отчётливый
4) Наиболее удобный
14. Отметь ряд с именами прилагательными, в суффиксе которых пишется НН.
1) Румя…ый, каме…ый
2) Карти…ый, лошади…ый
3) Традицио…ый, тыкве…ый
4) Ястреби…ый, оловя…ый
15. Укажи ряд, в котором все слова пишутся через дефис.
1) (приторно)сладкий, (авиа)служба
2) (мото)гонки, (литературно)художественный
3) (восточно)европейский, (строй)материалы
4) (северо)восток, (тёмно)бронзовый
16. Выбери имя числительное.
1) Пятёрка
2) Пятеро
3) Пятак
4) Впятером
17. Укажи числительное, в котором на месте пропусков буква Ь не пишется.
1) Шест…сот
2) Сем…ю
3) Девят…надцать
4) Пят…десят
18. Выбери местоимение.
1) Вдруг
2) Светлее
3) Коротко
4) Какой-то
19. Укажи словосочетание с непереходным глаголом несовершенного вида.
1) Намело сугроб
2) Заботиться о детях
3) Перечитать книгу
4) Раскрыть коробку
20. Выбери предложение, в котором употреблён глагол в форме будущего времени.
1) Это задание можно было бы сделать за полчаса.
2) С грустью мы перечитывали старые письма.
3) На празднике я буду участвовать в конкурсах.
4) Спартакиада проходит на стадионе «Труд».
21. Найди предложение, в котором глагол стоит в форме 2-го лица единственного числа.
1) За городом на автомобиле начинаешь набирать скорость.
2) На собрании мы встретили старых знакомых.
3) Сегодня многие общаются через Интернет.
4) Думайте, пожалуйста, перед тем, как совершить поступок.
22. Укажи группу, в которой в суффиксах обоих глаголах пишется буква Е.
1) Забот…лся, ненавид…л
2) Та…л, кле…л
3) Мер…л, се…л
4) Обид…л, завис…л
23. В каком ряду оба глагола единственного числа пишутся с буквой И?
1) Трепещ…т, смотр…т
2) Корм…т, чист…т
3) Светле…т, обид…т
4) Хоч…тся, записыва…т
24. Отметь ряд, в котором НЕ со словами пишется слитно.
1) (не)радивый, (не)раздумывай, (не)сёшься
2) (не)рассказ, а повесть; (не)лепый, (не)смотрит
3) (не)смешной, (не)строим, (не)ожиданный
4) (не)высокий, (не)правда, (не)брежный
25. Укажи пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) Более быстрее
2) Положите на стол
3) Нет двухсот человек
4) Менее удачный
26. Выбери сложное предложение. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Солнце пригревало золотистые головы сидящих на берегу детей.
2) Волны шумно бились о берег и им вторили громко чайки.
3) Лисица ловко петляла между кустами перепрыгивала через ручейки.
4) И волк и медведь и заяц готовятся к зиме.
Прочитайте текст и выполните данные ниже задания. (В одном из предложений допущена пунктуационная ошибка.)
(1) Гуси – птицы водоплавающие. (2) У них длинная шея и короткие красные или оранжевые ноги. (3) Ходят они важно вразвалку. (4) Три передних пальца каждой ноги соединены плавательной перепонкой. (5) Гуси – отличные пловцы, но ныряют они очень редко и долго под водой не держатся. (6) Клюв у них массивный, уплотнённый. (7) Питаются травой, листьями, плодами и семенами.
1. Определи тему текста.
1) Отличные ныряльщики.
2) Питание гусей.
3) Гуси – водоплавающие птицы.
4) Походка гусей.
2. Определи тип текста.
1) Повествование
2) Рассуждение
3) Описание с элементами повествования
4) Описание
3. Укажи предложение, в котором содержится ответ на вопрос «Любят ли гуси нырять?»
4. Укажи номер сложного предложения.
2 вариант
1. Раздел науки о языке, изучающий части речи, называется
1) Фонетикой
2) Морфологией
3) Орфографией
4) Лексикой
2. В каком слове количество гласных и согласных звуков совпадает?
1) Яма
2) Польёт
3) Апельсин
4) Сделаешь
3. Найди слово с приставкой, стоящей после корня.
1) Раскладушка
2) Доисторический
3) Обоюдоострый
4) Свежезамороженный
4. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
1) Объезжать
2) Парковка
3) Выход
4) Автобус
5. Выбери ряд слов, в котором пишется буква И.
1) П…тлять по лесу, зал…зать рану
2) Ед…ничный случай, разв…вается ребёнок
3) Зал…зать в яму, доб…жать до финиша
4) Забытая д…ревня, д…ловой завтрак
6. Выбери ряд слов, в котором пишется буква О.
1) Выр…щенный, прил…гать
2) Пл…вчиха, оз…рение
3) Раств…рить, покл…нение
4) Ск…кать, пдр…вняться
7. Выбери ряд слов, в котором пишется буква С.
1) Бе…крайний, ра…грузка
2) Бе…вкусный, ра…ведать
3) Бе…рассудный, …доровый
4) Бе…пробудный, …гореть
8. Выбери ряд слов, в котором пишется буква Ё.
1) Ш…рты, кумач…вый
2) Мяч…м, сильный ож…г
3) Ш…потом, сгущ…нка
4) Ж…лудь, верблюж…нок
9. Выбери ряд слов, в котором буква Ь не пишется.
1) Успееш…, среж…
2) Руч…ной, плащ…
3) Вещ…, обидиш…
4) Умываеш…ся, много туч…
10. Укажи существительное среднего рода.
1) Тбилиси
2) Осло
3) Онтарио
4) Гоби
11. Найди ряд слов, в котором пишется буква И.
1) На знамен…, к станци…
2) В плавань…, к дяд…
3) По алле…, о лет…
4) О плавани…, в сказк…
12. Найди относительное прилагательное.
1) Весёлый
2) Утренний
3) Слабый
4) Папин
13. Найди прилагательное в форме составной сравнительной степени.
1) Низкий
2) Ниже
3) Более низкий
4) Самый низкий
14. Укажи ряд слов, в которых пишется НН.
1) Ю…ый, ржа…ой
2) Зелё…ый, гуси…ый
3) Каме…ый, безветре…ый
4) Тума…ый, кожа…ый
15. Выбери ряд слов, в котором все слова пишутся раздельно.
1) Выше(названный), (светло)волосый
2) Двадцати(двух)(летний), химико(биологический)
3) Общественно(полезный), особо(важный)
4) Кроваво(красный), благо(разумный)
16. В предложении Я приду ровно в пять числительное является
1) Сказуемым
2) Дополнением
3) Определением
4) Обстоятельством
17. Найди ошибку в склонении числительных.
1) К двенадцати часам
2) В пятнадцати метрах
3) К семнадцати прибавить два
4) Обоих учениц
18. Укажи местоимение, которое не имеет формы именительного падежа.
1) Моего
2) Вас
3) Себя
4) Тебя
19. Укажи глагол несовершенного вида.
1) Находиться
2) Решить
3) Узнать
4) Построить
20. Формальным показателем прошедшего времени глагола чаще всего является
1) Частица БЫ(Б)
2) Суффикс Й
3) Частицы ПУСТЬ, ПУСКАЙ
4) Суффикс Л
21. Отметь верно указанные морфологические признаки глаголов в предложении Не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь (М.Горький).
1) 2-е л., мн.ч.
2) Мн.ч., м.р.
3) 3-е л., м.р.
4) 3-е л., мн.ч.
22. В словах какого ряда пишется буква Ы?
1) Команд…вать, исслед…вал
2) Опазд…вать, разгляд…вал
3) Завед…вать, исповед…вал
4) Танц…вал, совет…вал
23. В словах какого ряда пишется буква У(Ю)?
1) Рабочие стро…т, кроты ро…т
2) Звери слыш…т, люди дыш…т
3) Они муч…т, педагоги уч…т
4) Дети пиш…т, шипы кол…т
24. В каком ряду НЕ пишется со всеми словами слитно?
1) (не)спрашивай, (не)рад
2) Писать (не)брежно, очень (не)красивый
3) Нисколько (не)интересный, (не)наш
4) (не)исправный, (не)в школе
25. Укажи пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) Их паспорта
2) Трое прохожих
3) К первому сентябрю
4) Звонче всех
26. Укажи предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Я сел на пень отдохнуть и начал рассматривать своего спутника.
2) Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо.
3) Лето было сухое, и знойное, и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня.
4) Приближался вечер, и предметы теряли свои контуры.
Прочитайте текст и выполните данные ниже задания. (В одном из предложений допущена пунктуационная ошибка.)
(1) Здравствуйте мама и папа! (2) Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. (3) Вы спрашиваете про мальчика дядю Фёдора. (4) Вы про него ещё заметку в газете писали. (5) Этот мальчик живёт у нас. (6) Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки выключены, а его корова меня на дерево загнала. (7) А потом я у них чай пил и незаметно пуговицу отрезал от курточки. (8) Посмотрите, ваша ли это пуговица. (9) Если пуговица ваша, то и мальчик ваш. (Э.Успенский)
1. Определи тему текста.
1) Чаепитие в Простоквашино.
2) Дядя Фёдор нашёлся.
3) Отрезанная пуговица.
4) Горе родителей.
2. Определи тип речи.
1) Повествование и рассуждение
2) Описание
3) Рассуждение
4) Повествование
3. Укажи предложение, в котором содержится ответ на вопрос «Откуда почтальон Печкин узнал, что мама и папа разыскивают дядю Фёдора?».
4. Какое предложение является сложным?
Ответы на входную контрольную работу по русскому языку 7 класс
1 вариант
Часть 1
1-3, 2-4, 3-3, 4-3, 5-4, 6-2, 7-1, 8-3, 9-3, 10-3, 11-3, 12-2, 13-4, 14-3, 15-4, 16-2, 17-3, 18-4, 19-2, 20-3, 21-1, 22-4, 23-2, 24-4, 25-1, 26-2
Часть 2
1-3, 2-4, 3-2, 4-1
2 вариант
Часть 1
1-2, 2-1, 3-4, 4-3, 5-2, 6-3, 7-4, 8-3, 9-2, 10-3, 11-1, 12-2, 13-3, 14-3, 15-3, 16-4, 17-4, 18-3, 19-1, 20-4, 21-4, 22-2, 23-4, 24-2, 25-3, 26-3
Часть 2
1-2, 2-1, 3-4, 4-2
Диктанты 7 класс
Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
7 класс 1 четверть
Ночь. Осенняя темная ночь в деревне. Все в этой ночи неизвестно Биму. Собаки вообще не любят путешествовать ночами, разве что бродячие, избегающие людей. Это собаки, потерявшие веру в человека. А Бим… Что и говорить! Бим сомневался пока. Да и Алеша – такой хороший человек. Сомнения прервал голос Алеши, закричавшего во весь голос. Бим радостно подбежал и вошел за ним в сени. Алеша уложил собаку на место, подоткнул сено с боков, приласкал Бима и ушел спать. Все затихло. Не слышно ни трамвая, ни троллейбуса, ни гудков. Началась новая жизнь. (По Г.Троепольскому)
- Озаглавьте текст
- Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.
7 класс 2 четверть
Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом. Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного. А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.
- Озаглавьте текст
- Выполните синтаксический разбор 5 предложения из 3 абзаца
- Произведите морфемный разбор слов:
1 вариант – поставленной, осторожно;
2 вариант – поломанные, немного.
7 класс 3 четверть
Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно было обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места. Высокие пышные кочки напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла просушить на ветерке. Новичок долго топчется в недоумении, потому что его подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она сверкает алыми каплями клюквы, прячущейся в мох. Вся кочка будто переливается самоцветами, просыпанными чьей- то бережной рукой. Собираешь ягоду и не думаешь о времени, о других делах. Хочется запомнить навсегда пронзительно кислоту болотной твердой ягоды, воркование птиц в лесу, светлые мхи, пружинистую почту болотной колыбели. (По Ю.Лощицу) Правописание подчеркнутого слова в тексте сообщается.
- Озаглавьте текст
- Выписать из текста 2 словосочетания , в состав которых входят наречия, разобрать эти наречия по составу.
- Произведите морфологический разбор любого 1 наречия.
Итоговые диктанты за 7 класс
Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя ночевал в доме дяди Гриценко. Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги. Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Затем он растолкал крепко спавших ребят. Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них зевоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера. Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь. У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса. (По Л. Кассилю и М. Полянскому)
Контрольная работа по русскому языку 7 класс
5. Выберите правильную характеристику каждого причастия (Рядом с цифрой, соответствующей виду причастия, напишите букву подходящего слова)
а) смотрящим б) нарисованное в) колотый
1. Это причастие действительное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который сам производит действие;
2. Это причастие страдательное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.
6. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?
а) Человек услышавший шорох насторожился.
б) Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки.
в) От оттаявшей земли поднимался пар.
г) Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз.
7. В суффиксах каких страдательных причастий пишется е?
а) Слыш_мого;
б) вид_мый;
в) огражда_мый;
г) оберега_мый;
д) движ_мый.
8. Найдите словосочетание с деепричастием:
а) закутанный в тулуп;
б) проложенный геологами;
в) укрепил болт;
г) вырастив урожай;
д) запереть на замок.
9. Найдите предложение с деепричастным оборотом:
а) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.
б) Много тайн хранят леса, опаленные войной.
в) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
г) Не узнав горя, не узнаешь и радости.
д) Мальчик быстро шел по лесной дороге
10. Найдите словосочетание, в котором НЕ с деепричастиями пишется слитно:
а) (не) торопясь;
б) (не)доумевая по поводу случившегося
в) (не)отпуская от себя; )
11, (1)От города, по-видимому, ничего уже не осталось. (2)Немцы бомбят его с утра до вечера, над ним непроходящее облако дыма и пыли. (3)Горят нефтехранилища. (4)Чёрный, как копоть, дым застилает солнце, так что на него можно смотреть не щурясь, как смотрят сквозь сильно закопчённое стекло во время затмения.
(5)В нашем овраге, как говорится, без перемен. (6)Как-то ночью прошли две наши дивизии. (7)Шли долго, беспрерывно, всю ночь напролёт, батальон за батальоном. (8)Раза два немцы пытались сгоряча перебраться через овраг, и тогда начиналась автоматная трескотня.
(9)Георгий Акимович как-то сказал:
— (10)Мы будем воевать до последнего солдата. (11)Русские всегда так воюют. (12)Но шансов у нас всё-таки мало. (13)Нас может спасти только чудо, иначе нас задавят. (14)Задавят организованностью и танками.
(16)Вот недавно ночью шли мимо солдаты. (17)Я дежурил у телефона и вышел покурить. (18)Они шли и пели, тихо, вполголоса. (19)Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню. (20)Я подошёл. (21)Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве. (22)Мигали огоньки цигарок. (23)И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев.
— (24)Нет, Вась… (25)Ты уж не говори… (26)Лучше нашей нигде не сыщешь. (27)Как масло, земля — жирная, настоящая. — (28)Он даже причмокнул как-то по-особенному. — (29)А хлеб взойдёт — с головой закроет…
(30)А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы, то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди были неизвестность и почти неминуемая смерть.
(31)Я так и не увидел того, кто это сказал. (32)Раздался чей-то крик: «(33)Приготовиться к движению!» (34)Все зашевелились, загремели котелками. (35)И пошли. (36)Пошли медленным, размеренным, тяжёлым солдатским шагом. (37)Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, обыкновенным красным крестиком.
(38)Я долго стоял ещё и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.
(39)Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. (40)И не только запоминаются. (41)Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
* Некрасов Виктор Платонович — русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов — автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.
Из предложений 6—8 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение.
12,Из предложений 4—7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
13,Замените просторечное выражение «не сыщешь» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
14,Замените словосочетание «(к) шагам солдат» (предложение 38), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
15,Выпишите грамматическую основу предложения 26.
16,Среди предложений 9−14 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения
17,Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.
18,В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Шли долго,(1) беспрерывно,(2) всю ночь напролёт,(3) батальон за батальоном. Раза два немцы пытались сгоряча перебраться через овраг,(4) и тогда начиналась автоматная трескотня.
19,Среди предложений 1−5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
20,Среди предложений 16−23 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
1.Решение:
В, так как это причастный оборот.
3.Решение: В, так как причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
4.Решение: В, Г, З, так как это формы глагола, слова, имеющие наряду с признаками глагола признаки прилагательного
5.Решение: А-1, так как действие совершает сам субъект, Б-2, В-2, так как действие совершается на объект
6.Решение: А, так как только в этом предложении определяемое слово стоит перед причастным оборотом.
7.Решение: В, Г, так как эти причастия созданы от глаголов 1 спряжения.
8.Решение: Г, так как только в этом слове есть суффикс -в.
9.Решение: Г, так как в слове «узнав» есть суффикс -в
10.Решение: Б, так как слова «доумевая».
13,Ответ: не найдёшь.
14,Ответ: солдатским шагам.
Вариант 2
1.На месте какой цифры должна стоять запятая в предложении: Возле дома выстроились(1) деревья(2) увешанные(3) созревшими апельсинами.
а) 1 б) 2 в) 3
Закончите формулировку:
Причастный оборот – это ……..
а ) причастие с определяемым словом;
б ) причастие с зависимыми от него словами;
в) несколько причастий в предложении.
3. Завершите утверждение:
В предложении причастный оборот является……
а) дополнением;
б) подлежащим;
в) обстоятельством
г) ) сказуемым
д) определением
4. Найдите в приведенных примерах причастия и укажите их буквы:
а) Добрый б) Рычать в) Свирепствующий г) Висевший д) Любить е) Сиреневый ж) Осень з) Разбитый
5. Выберите правильную характеристику каждого причастия (Рядом с цифрой, соответствующей виду причастия, напишите букву подходящего слова)
а ) собранный б) задумавшийся в) распиленный
1. это причастие действительное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который сам производит действие;
2.это причастие страдательное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета
6. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?
а) От оттаявшей земли поднимался пар.
б) Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки.
в) Человек услышавший шорох насторожился.
г) Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз.
7. В суффиксах каких действительных причастий пишется ю?
а) бор..щийся
б) вид..щий
в) бре..щий
г) движ..щийся
д) кле..щий
8. Найдите словосочетание с деепричастием:
а) искупавшаяся в снегу;
б) распахнутое ветром;
в) открыл ранец;
г) пересчитав утят;
д) перепилить дрова
9. Найдите словосочетание, в котором НЕ с деепричастиями пишется слитно:
а) (не)зная ничего;
б) (не)чувствуя опасности;
в) (не)доумевая по поводу случившегося
10. Найдите предложение с деепричастным оборотом:
а) Маша сидела в своей комнате и вышивала на пяльцах
б) Кибитка тихо продвигалась, то въезжая в сугроб, то обрушиваясь в овраг
в) Громко кричащие дети наконец угомонились.
г) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
д) Оглянувшись, он быстро подошёл ко мне
11,(1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:
– (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
(8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.
(10)Он хлопнул меня по плечу:
– (11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо общаться!
(13)Одна интересная дама повернулась ко мне:
– (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.
– (18)Это у них называется «балдеет», — радостно сообщил один из гостей.
– (19)Дух противоречия, — убеждённо сказал другой.
– (20)А по-моему, — заявил подтянутый мужчина, — всё дело в избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.
– (22)О-о, это старая песня, — засмеялась дама. — (23)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо!
– (25)Наверное, глупо, — согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то добавить, но замешкался.
(27)Семён Петрович решил переменить тему:
– (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?
– (29)Это будет прекрасно, — томно сказала пожилая дама.
(30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:
– (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского…
– (32)3начит, «Соловья»? — спросила Катя.
(33)Она мягко коснулась пальцами клавиш — нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском:
– (35)Соловей мой, соловей,
Чтоб ты сдох, Бармалей.
– (36)Что? — растерянно пробормотала мама.
(37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:
– (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости — тут я со своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы.
(41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.
* Шахназаров Карен Георгиевич (род. в 1952 г.) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Из предложений 18—21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
12,Из предложений 36—40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
13,Замените разговорное слово «нынешние» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
14,Замените словосочетание «радостно сообщил» (предложение 18), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
15,Выпишите грамматическую основу предложения 14.
16,Среди предложений 1—7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
17,Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
У меня дочь пятнадцати лет,(1) и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека,(2) большая,(3) с редкими книгами,(4) но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы,(5) кое-как уроки сделает,(6) включит магнитофон и слушает до вечера.
19,Среди предложений 27—35 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
20,Среди предложений 37—40 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
1.Решение: Б, так как это причастный оборот.
3.Решение: Д, так как отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
4.Решение: В, Г, З, так как это формы глагола, слова, имеющие наряду с признаками глагола признаки прилагательного
5.Решение: Б-1, так как действие совершает сам субъект, А-2, В-2, так как действие совершается на объект.
6.Решение: В, так как только в этом предложении определяемое слово стоит перед причастным оборотом
7.Решение: А, В, так как эти причастия образованы от глаголов 1 спряжения.
8.Решение: Г, так как слово «пересчитав» образована с суффиксом -в.
9.Решение: В, так как нет слова «доумевая».
10.Решение: Б, так как слова «въезжая» и «обрущиваясь» отвечают на вопрос: что делая?