Контрольная работа по русскому языку 6 класс

Контрольная работа № 5 по теме «Склонение имен прилагательных в единственном числе».
Цель: выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся по данной теме.
1 вариант.
Диктант.
Праздник света.
Март считают радостным праздником света. Лучи яркого солнца освещают лесную поляну. На синем небе легкие облака. На ветках деревьев блестят сосульки. Крепким настом покрыты долины. Можно без лыж идти по хрустальному снегу. Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки. Над головой слышна трель пестрого дятла. На старой ели робко перелетают с ветки на ветку птенцы клестов. Птенчики родились в зимнюю стужу. Сейчас они первыми встречают весну. (67 слов.)

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 6 классе

Цель работы – выявить уровень усвоения знаний за курс 6 класса; определить «зону ближайшего развития» предметных и метапредметных знаний и умений.

Требования к образовательным результатам

Предметные знания:

— понятия : фразеология, фразеологизм; морфемика и словообразования, способы образования слов, морфема; части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) и их морфологические признаки; предложение, грамматическая основа предложения; распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные предложения,; текст и его стили; типы текстов, рассуждение.

-орфограммы «Правописание приставок, гласные в приставках пре- и при-«, «буквы е-и в безударных личных окончаниях глаголов», «слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами»; «раздельно-слитно-дефисные написания сложных прилагательных и местоимений»;

-находить изученные речевые единицы в предложении и тексте;

-правильно писать слова с изученными орфограммами;

— различать части речи;

-определять морфологические признаки изученных частей речи;

-различать типы и стили речи;

— доказывать свою точку зрения, строить текст-рассуждение в научном стиле, опираясь при аргументировании на полученные знания.

Метапредметные умения:

познавательные: находить нужную информацию в тексте задания, анализировать и перерабатывать ее (все задания) ;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую

-умение обобщать, выделять главное, находить общий признак среди ряда языковых явлений

регулятивные: использовать свои знания при выполнении заданий; распределять время на выполнение заданий

коммуникативные: оформлять свои мысли в письменной форме; строить текст рассуждение: формулировать тезис, приводить доказательства, делать вывод в научном стиле.

личностные: аккуратность при выполнении заданий, самоконтроль и самооценка выполненной работы

Контрольная работа по русскому языку 6 класс

2. Установите соответствие между выделенным в предложении словом и частью речи: определите, к какой части речи относится выделенное слово в каждом предложении.

А) ДРУГИЕ ребята высаживали цветы около школы.
Б) Здоровье ДОРОЖЕ золота.
В) ЧЕТВЕРТЫЕ сутки пылают зарницы.

3. В характеристике какого выделенного слова допущена ОШИБКА?

  1. ШЕСТЕРО (щенят) – собирательное числительное
  2. МЕНЯ – возвратное местоимение
  3. РАЙОННОЕ (отделение) – относительное прилагательное
  4. ПАЛЬТО – несклоняемое существительное

4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..возмочь боль, пр..писать нолик
  2. в..думать, не..гибаемый
  3. необ..ятный, зав..южило
  4. пред..стория, небез..звестный

5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. снеж..к, пережж..т
  2. рыж..го, крыж..вник
  3. чтец..в, чуж..го
  4. щ..ки, кумач..вый

6. В каком ряду в обоих словах пропущен Ь?

  1. обознач..те, девят..сот
  2. пят..сот, пят..надцать
  3. (лес) дремуч. брош..
  4. шалаш. поможеш..

7. В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется НН?

  1. ю..ый, торфя..ой
  2. серебря..ый, утре..ий
  3. ути..ый, карма..ый
  4. телефо..ый, витри..ый

8. В каком ряду оба слова пишутся слитно?

  1. (не)что, (кое)кто
  2. (ни)кто, (не)чем
  3. что(то), кто(нибудь)
  4. не(с)кем, кто(либо)

9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

  1. разворач..вать, реч..вой
  2. задумч..вый, алюмини..вый
  3. откле..ваться, неуживч..вый
  4. замш..вый, клетч..тый

10. В каком предложении ставится ОДНА запятая (запятые не расставлены)?

  1. В Приморье много закрытых бухт и заливов.
  2. По поведению некоторых животных люди могут определить приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
  3. В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.
  4. Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

Прочитайте текст.

1. Письмо в своем историческом развитии прошло много этапов. 2. Так, древний «язык рисунков» называется лингвистами пиктографией. 3. Он существовал у народов всего мира: и у индейцев, и у папуасов, и у эскимосов, и у бушменов. Однако первым шагом к настоящему письму были ребусные написания, использование слов-омонимов или близко звучащих слов. 5. Сделали этот шаг шумеры 5-6 тысячелетий назад. 6. По-шумерски, знак «ти», который обозначает стрелу, использовался и для записи слова «жизнь», которое звучит так же, как слово «стрела».

11. Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?

  1. Первый шаг от пиктографии к настоящему письму сделали шумеры, которые использовали один знак для записи разных слов.
  2. Пиктография – это попытка записи звуковой речи, где каждый знак обозначал слово целиком.
  3. Пиктография была у каждого народа, живущего на уровне первобытно-общинного строя.
  4. По-шумерски, знаки, используемые для записи слов «стрела» и «жизнь», одинаковы.

12. Замените слово БЛИЗКО из предложения 4 синонимом (одним словом). Напишите это слово._________________

13. Из предложений 4-6 найдите сложное предложение. Напишите номер предложения. ___________________________

14. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

15. Каким членом предложения является выделенное слово?

Сделали ЭТОТ шаг шумеры 5-6 тысячелетий назад.

Ответы

14
2423
32
44
53
61
74
82
91
103
111
12Похоже, одинаковоv
136
14язык рисунков называется
15определение

Вариант 2

1. Какое слово образовано суффиксальным способом?

1) разговор 2) некрасивый 3) что-то 4) подумать

2. Установите соответствие между выделенным в предложении словом и частью речи: определите, к какой части речи относится выделенное слово в каждом предложении.

А) Дождливое лето ХУЖЕ осени.
Б) В ТРЕТИЙ раз закинул он невод, пришёл невод с одной рыбкой.
В) СКОЛЬКО же нужно потратить сил, чтобы достичь результатов!

3. В характеристике какого выделенного слова допущена ОШИБКА?

  1. ДВЕ ДЕСЯТЫХ (урожая) – дробное числительное
  2. ТОБОЙ – личное местоимение
  3. МОСКОВСКОЕ (время) – относительное прилагательное
  4. СИРОТА – несклоняемое существительное

4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..клоняться перед талантом, пр..бавить сумму
  2. в..бежать, не..гораемый
  3. ад..ютант, интер..ер
  4. пред..юньский, с..гранный

5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. ш..рты, пережж..т
  2. врач..м, ш..пот
  3. гордец..в, свеч..й
  4. щ..ки, трущ..бы

6. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

  1. свеж. девят..сот
  2. сем..сот, шест..надцать
  3. около дач. молодёж..
  4. назнач..те, сбежиш..

7. В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется НН?

  1. стекля..ый, безветре..ый
  2. сви..ой, овчи..ый
  3. серебря..ый, утре..ий
  4. сови..ый, барха..ый

8. В каком ряду оба слова пишутся слитно?

  1. (не)кто, (кое)что
  2. (не)сколько, (ни)кто
  3. что(нибудь), кто(то)
  4. не(о)чём, кто(либо)

9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

  1. губч..тый, реч..вой
  2. прикле..ваю, влюбч..вый
  3. невежл..вый, яблон..вый
  4. команд..вать, неуживч..вый

10. В каком предложении ставится ОДНА запятая (запятые не расставлены)?

  1. Дед лежал на печи прислушивался к голосам петухов но мысли постоянно уносили его от окружающей действительности.
  2. Спокойно дремлет день над тихими полями и веют прелестью раздумья вечера.
  3. Рано появилась луна и нарушила мир совы.
  4. И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

Прочитайте текст.

1.Древнейшая индийская цивилизация возникла в бассейне Инда в III тысячелетии до н.э. 2. Самые значительные находки были сделаны в Хараппе и Мохенджо-Даро, что расположены на территории нынешнего Пакистана. 3. О высоком уровне развития Хараппской цивилизации говорят строгая планировка городов, наличие произведений искусства и развитой письменности. 4. Но язык и письменность Хараппы пока не расшифрованы, хотя найдено множество печатей с подписями.

11. Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?

  1. Хараппская цивилизация – древнейшая индийская цивилизация.
  2. О высоком уровне древнейшей индийской цивилизации, которая расположена на территории нынешнего Пакистана, говорит строгая планировка городов.
  3. Вновь открытая индийская цивилизация, просуществовавшая в III тысячелетии до н.э., обладала высоким уровнем культуры ( о чем говорят планировка городов, произведения искусства, развитая письменность, хотя она до сих пор не расшифрована).
  4. Индийская цивилизация названа Хараппской культурой в честь города Хараппы, который расположен в Пакистане.

12. Замените слово ЯЗЫК из предложения 4 синонимом (одним словом). Напишите это слово._________________

13. Из предложений 1-4 найдите сложные предложения. Напишите номер предложения. ___________________________

14. Из предложения 3 выпишите грамматическую основу.

15. Каким членом предложения является выделенное слово?

Но язык и письменность Хараппы пока не расшифрованы, хотя найдено множество печатей с подписями.

Контрольные работы по русскому языку 6 класс

Особенно красив и печален русский лес осенью. Медленно кружатся в воздухе и падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Шелестит под ногами опавшая листва. Краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе журавли.

Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Ещё цветут цветы. Готовятся к отлёту певчие птицы. Затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик-дятел. Роняет спелые жёлуди развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз. На тёмном фоне сплошного елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов и осин. Хорошо в осеннем цветистом лесу, долго не хочется уходить из него, прощаться с золотыми днями.

В словах 2-го абзаца графически обозначить известные орфограммы.

Подчеркните грамматические основы в 1-ом абзаце текста.

Какое предложение 1-го абзаца является сложным? Начертите его схему.

Выполните синтаксический разбор предложений по вариантам:

1в.- Медленно кружатся в воздухе и падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья.

2в. — От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.

2. Контрольная работа по теме «Имя существительное»

(см. в сб. И.Н.Политова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс», 2015 г., к учебнику М.Разумовской)

1. Контрольная работа.

Изложение текста с экспрессивным повтором.

Тоска по Москве.

Валька тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой всё время что-то происходит.

Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах.

Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего раньше очень не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти, ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезёт и встретится собака, то целиком её тоже никак не увидишь – или нос мелькнёт, или хвост.

Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политым асфальтом. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно всё на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут!

(По повести Ричи Достян «Два человека»)

Прогулки по Москве.

Москва – красивейший город нашей отчизны, столица России. Москве посвящено множество стихов, песен, рассказов и повестей. Москву строила на протяжении веков вся держава. Старинные русские города присылали в столицу своих лучших мастеров.

История Москвы ведется с 1147 года, когда впервые она была названа в летописи по случаю свидания князя Юрия Долгорукого с князем Святославом Северским.

Современная Москва – это центр художественной культуры России. Во всем мире известны столичные театры, музыкальные коллективы, музеи. Здесь собраны величайшие книжные сокровища, проводятся международные конкурсы и фестивали, развиваются центры художественного образования.

Московский мир искусства безграничен. Но все прогулки по Москве начинаются с Кремля. Кремль – сердце Москвы, наша национальная гордость, один из красивейших архитектурных ансамблей мира.

(по учебнику Т.И.Баклановой и Н.М.Сокольниковой

«Мировая художественная культура». 5 класс)

Контрольная работа по орфографии и словообразованию по теме «Глагол»

Базовый уровень

Задание 1. Разберите по составу следующие слова.

м. тоциклист в..лчица

Задание 2. Запишите по одному примеру на каждую словообразовательную модель.

Корень + суффикс -оват- + окончание –ый.

Корень + суффикс –ан- +окнчание –ый.

Приставка по- +корень + суффикс-ива- +окончание-ть.

Корень +суффикс –щик- +нулевое окончание

Задание 3. Запишите по три слова, образованных указанным способом.

Задание 4. Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово от какого образовано. Укажите морфемный состав каждого слова.

Грустноватый, грусть, грустный

Задание 5. Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки. Разберите слова по составу.

Задание 1. Разберите по составу следующие слова.

Задание 2. Запишите по одному примеру на каждую словообразовательную модель.

Корень + суффикс -ск- + окончание – ый.

Корень +суффикс –ин- +окончание –ый.

Приставка до- +корень +суффикс –а- +окончание –ть.

Корень +суффикс –чик — + нулевое окончание.

Задание 3. Запишите по три слова, образованных указанным способом.

Задание 4. Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово от какого образовано. Укажите морфемный состав каждого слова.

Мучнистый, мука, мучной

Задание 5. Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки. Разберите слова по составу.

Задание 1. Разберите по составу следующие слова.

Задание 2. Запишите по одному примеру на каждую словообразовательную модель.

Приставка под- + корень +суффикс –ник- + нулевое окончание

Приставка без- + корень +суффикс –н- + окончание –ый

корень +суффикс –ость- + нулевое окончание

Приставка рас- + корень +суффикс –и- + окончание –ть + суффикс -ся

Задание 3. Запишите по три слова, образованных указанным способом.

Задание 4. Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово от какого образовано. Укажите морфемный состав каждого слова.

Окончить, окончание, конец, окончательный

Задание 5. Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки. Разберите слова по составу.

Задание 1. Разберите по составу следующие слова.

Задание 2. Запишите по одному примеру на каждую словообразовательную модель.

Приставка при- +корень +суффикс –н- +окончание –ый

Приставка бес- +корень +суффикс –н- +окончание –ый

Корень +суффикс –изн — + окончание -а.

Приставка раз- +корень +суффикс –и- +окончание –ть + суффикс –ся.

Задание 3. Запишите по три слова, образованных указанным способом.

Задание 4. Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово от какого образовано. Укажите морфемный состав каждого слова.

Приготовить, готовить, готовый, приготовление.

Задание 5. Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки. Разберите слова по составу.

3. Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

Известный русский писатель XIX века Иван Александрович Гончаров участвовал в экспедиции к берегам Японии на военном фрегате «Паллада». Свои впечатления от этого необыкновенного путешествия писатель изложил в книге «Фрегат «Паллада».

Книга содержала интересные сведения о различных морях и странах, обычаях разных народов, о жизни экипажа корабля. 4

Презабавно рассказывается о впечатлениях автора от первого шторма.

Приметы качки появились сразу: то дверь приоткроется и с шумом захлопнется, то сдвинется со стола и разобьётся стакан, а то шкаф преспокойно передвинется на другое место. Люди ходят, смешно притопывая, стараются удержаться за что возможно. Автор пренебрёг этой предосторожностью и был наказан: его приподняло с кушетки и предусмотрительно перевалило на софу под беззаботный смех присутствующих.

У всех глаголов обозначить время.

Выполнить морфемный разбор слов по вариантам

1 в.- изложил, рассказывается, предосторожностью.

2 в.- приоткроется, перевалило, беззаботный.

Выполнить морфологический разбор слов по вариантам:

2 в. – захлопнется.

Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения.

Выписать глагол со значение неполноты действия.

Контрольная работа по морфологии (причастие).

(см. в сб. И.Н.Политова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс», 2015 г., к учебнику М.Разумовской)

2. Контрольная работа .

Изложение текста по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу»

Цель: проверить умение учащихся сохранять при пересказе основную мысль текста, композицию рассказа, типологическое строение рассказа, его абзацное членение, стиль речи, языковые средства, характерные для текста

Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:

— Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колесами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.

Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо — крыса, я, трамвай и моя знакомая — взбежали на подъем.

Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

— Замечательно, — в два приема сказала моя знакомая. — Я знала, что ты человек неравнодушный.

3.Контрольная работа

Сочинение в жанре рассказа. Страничка в коллективный сборник под названием «Однажды. » или «Наши проделки».

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

(см. в сб. И.Н.Политова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс», 2015 г., к учебнику М.Разумовской)

5. Контрольная работа по морфологии (прилагательное, причастие и деепричастие).

Подъём к горному озеру, окружённому столетними соснами, оказался сравнительно нетяжёлым. 4

Измученные долгим блужданием по пустынным местам, путники с наслаждением погрузились в прозрачные воды озера.

Смыв пот и грязь с разгорячённых тел, они расположились на берегу и стали смотреть на неподвижную водную гладь. «Как хорошо, как спокойно», — думал каждый их этих людей. Глядеть на воду, когда кругом тишь и безлюдье, — особое наслаждение. О берег тихонько бьётся неугомонная волна, не спеша плывут облака, беззаботно распевают птицы, не испытавшие бессмысленной жестокости людей. Не тронутый разрушительной деятельностью человека уголок земли… Здесь быстро восстанавливаются силы, лучше чувствуешь целительную силу природы.

Было решено заночевать под открытым небом у подножия огромной сосны.

Все были очень утомлены и, перекусив, быстро стали располагаться на ночь. (115 с.)

Графически обозначить причастные и деепричастные обороты.

Выполнить синтаксический разбор 1-го предложения.

Построить схему выделенного предложения.

Контрольная работа

Сочинение «Кабинет Пушкина» или «Кабинет Лермонтова» (описание места).

Контрольная работа по морфологии и орфоэпии (имя числительное).

Женьшень – древнее лекарственное растение. Женьшень произрастает в глухих тенистых лесах. Его можно увидеть среди зарослей папоротника и плюща. Размножается он семенами, растёт медленно, живёт до ста лет. Сборщики корня женьшеня обычно охотятся за ним осенью. Для нужд медицины используют не только дикорастущий, но и выращенный на грядках женьшень. Корни женьшеня весят до четырёхсот граммов. Стебель его толщиной в карандаш, а высотой от пятидесяти до семидесяти сантиметров.

Женьшень – средство от разных болезней. Он продлевает жизнь, возвращает молодость, восстанавливает силы.

(Из энциклопедии «Что такое? Кто такой?)

Подчеркните в тексте все числительные.

Выполните морфемный разбор слов по вариантам

1в.- лекарственное, пятидесяти, произрастает;

2в. – размножается, семидесяти, дикорастущий.

Выполните морфологический разбор слов по вариантам:

1 в. – (до)четырёхсот;

Составить схемы предложений по вариантам:

1 в. – 1-го предложения;

2 в. – последнего предложения.

Просклоняйте числительное семьдесят, обозначая ударение.

3. Контрольная работа.

Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесистый берег».

4. Итоговая контрольная работа по морфологии.

Я не новичок в горах, но такого мрачно- угрюмого нагромождения скал мне не приходилось встречать.

Идёшь, а в спину тебе будто упорно смотрит кто-то, обернёшься — нет никого. Трудно идти, когда ничего не ждёшь впереди, не с кем переговорить.

Вечер застал меня высоко в этих диких скалах, дул резкий восточный ветер.

Собираю пучки колючей травы, чтобы растопить костёр и приготовить какую-нибудь горячую пищу.

Прекрасны минуты после подъёмов, выматывающих силы. 4 Залезаешь в плащ- палатку, в мягкий спальный мешок и блаженствуешь!

Тишина. Напряжённое ухо ловит отдалённый, еле слышный, но несмолкаемый рёв водопада.

Разбудили меня какие – то непонятные звуки, походившие на скрип, словно что-то жёсткое тёрлось о камень.

То были сипы — огромные птицы горных высот.

(примечание: сказать о тире во втором предл.)

Обозначить самостоятельные части речи в 5 – 9 абзацах .

Назовите способ образования слов: плащ-палатку, никого, какую-нибудь.

Разберите по составу эти слова.

Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения.

Выполните морфологический разбор слов: тебе, выматывающих (силы).

Выпишите из текста по одному слову на орфограмму «Правописание гласных в корне».

5.Контрольная работа

Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озёра, а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовётся, усмехнулись:

— Хрустальная! Откуда же такое название? Ведь её переплюнуть можно! И тиной она поросла.

Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг и вправду изменят у нашей речки имя? Возьмут да и назовут её Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьём… Обидно!

Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.

Весною, после половодья, ранним студёным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.

Набежит ветер, качнёт кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный.

А взойдёт солнце – каждый столбик вспыхнет тёмным, фиолетовым, зелёным огнём. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.

Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.