Русский язык 8. Синтаксис. Контрольные работы

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 8 класс.

А 1. В каком ряду написание всех слов не совпадает с произношением?

шёпот, молотьба, осенний, резкий

ночёвка, редкий, аллея, кино

счастье, орешек, резьба, громкий

ток, девчонка, долина, меткий

А 2. Какое существительное не имеет форм множественного числа?

А 3. В каком ряду все слова состоят из приставки, корня, одного суффикса, окончания?

орешник, загрузивший, осторожно

заботливый, популярно, переплывая

принёсший, рассекреченный, обводка

обещание, выпачканный, подставляющий

А 4. В каком ряду во всех словах пропущена гласная, правописание которой зависит от наличия в слове суффикса -а- ?

соб…рутся, заг…раться, к…ммерсант

к…рмить, тр…щать, зам…рать

зад…рать, к…снуться, заст…лить

пон…мание, од…рённый, ст…рательно

А 5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е ?

кузнеч…к, ч…сать, человеч…к

ноч…вка, туш…ный, девч…нка

под душ…м, хорош…го, ключ…вой

ноч…вать, могуч…, горяч…

А 6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

бе…домный, бе…работный, бе…чувственный

ра…дать, ра…жать, ра… задориться

и…дать, и…вержение, и…черпать

во…стание, во…звание, во…пылать

А 7. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

Абитуриент (не)читал этого произведения.

(Не)продуманный ответ может быть оценен очень низко.

Характер записей в дневнике (не)совсем обычный.

Надо было наконец приступить к этому далеко (не)легкому делу.

А 8. В каком слове пишется НН ?

А 9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е ?

скользящ…м движении…м, по шаркающ…й походк…

син…м мор…м, около лающ…й собак…

в открывш…йся галере…, утихающ…й бур…й

в горяч…м ча…, о выдающ…йся личност…

А 10. Какое из словосочетаний слов не является словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ ?

гордость за сына

А 11. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

Озеро ( ) как блестящее зеркало.

Ласковое слово ( ) что весенний день.

Труд ( ) самое лучшее лекарство.

А 12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые ?

Вот уездный городок (1) с деревянными (2) кривыми домишками (3) бесконечными заборами (4) купеческими (5) необитаемыми каменными строениями (6) старинным мостом над глубоким оврагом…

А 13. В каком из предложений выделенная конструкция обособляется ?

Ещё не вошедшее в силу солнце греет бережно и ласково.

Мальчик лет пятнадцати кудрявый и краснощёкий сидел кучером и с трудом удерживал сытого пегого жеребца.

Гости отправились в отведенные для них комнаты и на другой день поутру расстались с любезным хозяином, дав друг другу обещание вскоре снова увидеться .

Как легкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания .

А 14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые ?

В одно ясное, холодное утро (1) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться (2) верхом (3) на всякий случай (4) взяв с собою пары три борзых (5) стремянного и несколько дворовых мальчишек (6) с трещотками.

А 15. Укажите номер предложения с простым глагольным сказуемым.

Ещё в гимназии я начал зачитываться Буниным.

Меняются поколения, а чудный собор недвижно и вечно стоит в центре города.

Я начал писать автобиографическую повесть и дошел в ней до середины жизни.

Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик.

А 16. Укажите номер определенно-личного предложения .

Я бы сделал уроки пораньше.

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

После драки кулаками не машут.

А 17. Укажите номер неопределенно-личного предложения.

Нужны песок, лопата.

Смелому всюду почёт.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

…И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Прочитайте текст и выполните задания А1-А ; В1 – В

КАК Я ВОСПИТЫВАЛ ВОЛЮ

(1) Мне всегда нравились люди, у которых есть сильная воля.

(2) И вот с прошлого понедельника я решил воспитывать свою волю. (3) Надо сделать её железной.

(4) Во-первых, каждое утро я стал вставать в 6:00 (без будильника), во-вторых, я решил целый месяц не есть мороженого. (5) И в-третьих, мне удалось выполнить главную задачу: я десять дней не звонил Майке, с которой давно дружил. (6) А когда она мне звонила, я брал трубку и говорил, что меня нет дома.

(7) На самом деле мне очень хотелось её увидеть, но я ведь воспитывал волю. (8) Я продолжал ставить перед собой все новые трудности. (9) Стал, например. В мороз ходить без шапки, на девятый этаж подниматься без лифта и стал заниматься по системе йогов.

(10) На этом первый этап воспитания воли кончился. (11) Я решил сделать перерыв на три дня. (12) Теперь я мог встретиться с Майкой. (13) И когда у меня появилась свободная минута, я позвонил ей.

(14) Майка обрадовалась моему звонку, но всё же удивлённо спросила:

— Вадим, где же ты был столько времени?

(15) Я важно объяснил ей, что всё это время воспитывал волю.

(16) — И тебе совсем не хотелось меня увидеть в эти дни? – обиженно спросила Майка.

(17) Я ответил, что в жизни всегда надо чем-то жертвовать, но зато теперь у меня железная воля.

(18) Затем я стал договариваться о встрече. (19) Майка согласилась, но сказала:

— Я, может быть, опоздаю, но ты подожди меня.

(20) В семь часов вечера я уже стоял на месте, где мы должны были встретиться. (21) Прошло десять минут – Майки не было. (22) Прошло полчаса. (23) Её все не было. (24) Был сильный мороз. (25) Ноги очень замёрзли, уши тоже. (26) И неудивительно – я был без шапки. (27) Теперь я ругал себя.

(28) Часы показывали уже половину десятого, я пошел домой. (29) На следующий день я заболел.

(30) Когда я выздоровел, позвонил Майке. (31) На мой вопрос, почему она не пришла на свидание, Майка сказала:

— А я как раз в тот день по твоему примеру начала воспитывать волю. (32) А при этом, как ты сам сказал, надо чем-то жертвовать.

(33) Я больше не стал тренировать свою волю в надежде, что Майка по моему примеру сделает то же самое.

( По рассказу Л. Некрасова)

А18. Определите стиль текста.

А 19. Определите тип речи текста.

рассуждение и описание

А 20. Какое из высказываний отражает главную мысль текста?

Нехорошо опаздывать на важные встречи

К любому делу, даже самовоспитанию, нужно относиться разумно.

В жизни всегда надо жертвовать чем-то ради воспитания железной воли.

4. Сильная воля – одна из самых важных черт характера настоящего человека.

А 21. Какое средство выразительности используется в предложении 3 ?

А 22. В каком предложении есть обращение?

в предложении 5

в предложении 14

в предложении 16

в предложении 31

Ответы к заданиям В 1 – В4 запишите словами

В1. Из предложения 17 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В2. Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В3. Из предложения 7 выпишите составное глагольное сказуемое.

В4. Из предложений 20-24 выпишите все обстоятельства времени.

Ответы к заданиям В5- В7 запишите цифрами

В5. Среди предложений 1-9 найдите те, в которых есть вводные слова. Напишите номера этих предложений.

В6. Укажите номера простых односоставных безличных предложений.

В7. Среди предложений 4 — 11 найдите двусоставное неполное. Напишите номер этого предложения.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

А1. В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв?

январь, косить, яблоко

вьюга, мятежник, косы

яства, опасная, июльская

веять, развитие, серый

А2. Какое из существительных не является несклоняемым?

А3. В каком ряду во всех словах одинаковая приставка?

соприкасаться, приехать, приятный

наезжать, намного, надкусить

нарцисс, направо, настоять

загородный, заиграться, застывать

А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

б…рлога, ст…рать, прим….рять (костюм)

в…трушка, п…стух, прик…сновение

т…лковать, зар…сли, предл…жение

уб…гать, ув…зать, прис…гать

А5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ё ?

каблуч…к, ж…лтый, медвеж…нок

обж…ра, еж…вый, пауч…к

реш…нный, ш…пот, волч…нок

прич…ска, з аж…г, лиш…нный

А6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пр…бежать, пр…лететь, пр…пятствие

пр…бой, пр…мер, пр…скучный

пр…морский, пр…старелый, пр…вокзальный

пр…красный, пр…кратить, пр…ступник

А7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

Стояла какая-то серенькая, (не)взрачная погода.

Все эти покупки обошлись (не)дешево.

С утра дедушке (не)здоровилось.

Надо было наконец приступить к этому далеко (не)лёгкому делу.

А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется НН ?

медле…ая ходьба, газирова…ая вода

статьи прочита…ы, письмо написа…о

ледя…ая горка, письме…ый стол

А9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

в бродяч…й трупп…, с бичующ…й 5 ронии…й

на состоявш…мся представлении…, в выцветш…й футболк…

в неуклюж…м поведении…, с домашн…м воспитании…м

о малейш…й возможност…, о пропавш…м плать…

А10. Какое из сочетаний слов не является словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ ?

пронести мимо рта

А11. В каком из предложений допущена пунктуационная ошибка?

Назначение каждого человека – развивать в себе всё человеческое, общее и наслаждаться им.

Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы.

Голова без ума – что фонарь без света.

Площадь Земли – 150 миллионов квадратных километров.

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В голосе его была (1) и неподдельная глубокая страсть (2) и молодость (3) и сила (4) и сладость (5) и какая-то увлекательно-бесконечная (6) грустная скорбь.

А13. В каком из предложений выделенная конструкция не обособляется?

Усталая и сонная она не ответила.

Молодой парень скоро появился с большой белой кружкой наполненной хорошим квасом.

Лопахин вошел в непролазно заросший бурьяном двор.

Вот грянул гром, и тучи охваченные синим огнем дрогнули.

А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За фабрикой (1) почти окружая её гнилым кольцом (2) тянулось обширное болото (3) поросшее ельником и березой.

А15. Укажите номер предложения с составным именным сказуемым.

Сияют, переливаются его купола красным, голубым, оранжевым, синим, зеленым.

Мальчик не мог согласиться с другом.

Она была не тороплива, не холодна, не говорлива.

Я готов с вами согласиться.

А16. Какое из предложений является односоставным?

Всё это было чрезвычайно ново в той губернии.

Сырая земля упруга под ногами.

Впрочем, нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио что-нибудь похожее на робость.

Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.

А17. Укажите номер назывного предложения .

Не уходи, побудь со мною!

И сердцу так грустно.

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А5; В1 – В7

(1)Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался вздететь в синее небо.

(2) Его правое крыло безжизненно повисло. (3) Браконьер лишил птицу самого дорого – полета. (4)Лебедь неподвижно лежал в камышах. (5) Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. (6) Птица издавала тревожный, гортанный крик. (7)Стая уже снялась с полу-островка и полетела дальше, на север. (8) Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. (9) И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки. (10)Я приплыл в залив рано утром. (11)Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. (12)Решил обследовать камыши. (13)Тут и нашел подбитую птицу.

(14)Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло. (15)На другой день я снова появился на маленьком островке. (16)Обошёл его, убедился – хищников нет. (17) «Как же вас назвать? – подумал. – Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия».

(18) Весь месяц плавал к лебединому острову. (19)Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (20) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (21)Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (22)Я знал, что Лотосу никогда не придется летать – крыло было перебито.

(23)Пришла осень. (24)Вместе с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (25)А в это время начался отлёт птиц. (26) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (27) Лилия тревожно прислушивалась к ним.

(28)На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. (29) Лебёдушка волновалась, но вскоре приплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. (30)Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо».

(31)А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (32)Её пел красавец Лотос. (33)Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!

А18. Определите тип речи и стиль текста.

описание, разговорный стиль

рассуждение, публицистический стиль

повествование, художественный стиль

описание, научный стиль

А19. В каком предложении наиболее ясно выражена основная мысль текста?

А20. Что означает фразеологизм ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ?

объяснение в любви

самый главный, зачастую последний поступок человека

А21. Укажите способ образования слова БЕЛОСНЕЖНЫЙ.

А22. Какая характеристика соответствует сказуемым в предложении 11?

простое глагольное и простое глагольное

простое глагольное и составное глагольное

составное глагольное и составное именное

простое глагольное и составное именное

Ответы к заданиям В1 – В4 запишите словами

В1. Из предложений 3-4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В2. Из предложений 29-32 выпишите необособленное приложение.

В3. Из предложения 27 выпишите обстоятельство образа действия.

В4. Из предложения 12 выпишите сказуемое.

Ответы к заданиям В5 – В7 запишите цифрами

В5. Среди предложений 4-6 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите его номер.

В6. Укажите количество сказуемых в предложении 29.

В7. Укажите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием с зависимыми словами.

Русский язык 8. Синтаксис. Контрольные работы

Русский язык 8. Синтаксис. Контрольные работы с ОТВЕТАМИ для любого УМК. В учебных целях использованы цитаты из учебного пособия «Русский язык. 8 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате / И.П. Васильевых. — Москва: Интеллект-Центр».

Русский язык 8 класс. Синтаксис
Контрольные работы в новом формате

Контрольная работа 2 К-2 «Строение простого предложения»

Контрольная работа 3 К-3 «Предложения осложнённой структуры»

Контрольная работа 4 К-4 Итоговая по разделу «Синтаксис»

Выше представлены контрольные работы по темам, изучаемым в курсе восьмого класса: «Словосочетание», «Строение простого предложения», «Предложения осложнённой структуры», а также контрольная работа по итогам изучения раздела «Синтаксис» в 8 классе.

Каждая работа представлена в двух вариантах и сопровождается обобщённым планом, в котором указаны проверяемые элементы содержания и проверяемые умения, ответами к заданиям с полным и кратким ответом и шкалой оценивания, позволяющей перевести набранное учащимися количество баллов в школьную оценку.

Русский язык 8. Синтаксис. Контрольные работы с ОТВЕТАМИ для любого УМК. В учебных целях использованы цитаты из учебного пособия «Русский язык. 8 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате / И.П. Васильевых. — Москва: Интеллект-Центр».

Похожие записи

Физика 8 класс К5 Вариант 4

Контрольная работа по физике № 5 с ответами по теме «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (кратковременная)» для любого УМК.

Физика 8 класс К5 Вариант 3

Контрольная работа по физике № 5 с ответами по теме «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (кратковременная)» для любого УМК.

Физика 8 класс К5 Вариант 2

Контрольная работа по физике № 5 с ответами по теме «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (кратковременная)» для любого УМК.

Контрольные работы по русскому языку в 8 классе

Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания.

Я бросил в к…стер гнил… бревнышко недосмотрел, что изнутри его густо зас…лили муравьи.

Затр…щало бревно. Вывалили муравьи (в) ужасе забегали поверху корежились, сг…рая в пламени. Я смог зац…пить бревно, которое уже было охваче…о огнем, успел откатить его на край. Теперь муравьи были спасены. Они бежали на песок на с…сновые иглы. Но было странно, что они (не)уб…гали от к…стра. Едва пр…одолев ужас, они заворачивали начинали кружит..ся и какая(то) сила вл…кла их назад к п..кинутой родине. И многие были такие, кто опять стремились на г…рящее бревнышко м..тались (по)нему и пог…бали там.

( по А.И.Солженицыну)

1. В предложениях 2-го абзаца обозначьте грамматическую основу.

Укажите, какой частью речи выражено подлежащее. Определите тип сказуемых.

2. Из первого предложения выпишите 3-4 словосочетания. Укажите главное и зависимое слово, определите способ их связи.

3. Ответьте на вопрос: «Почему муравьи возвращались на горящее бревнышко?»

2. Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Спишите текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания.

Я не пошел тропой через скучный лес (зеленчак), а сделал крюк версты в две, чтобы полюбоваться березовой рощей и еловым корабельным бором (былинщиком).

Осторожно продвигаясь по заброшенной дороге иду внимательно рассматривая рощу.

Грустит кукушка. Ее печальный голос далеко разносится по светлой роще.

Дорога будто в древний собор ныряет под своды дивного бора. Застыли в безветрии вековые ели. Издали наплывает торжественная и строгая будто музыка старого органа песня мрачноватого елового бора.

Всюду начали цвести ландыши. Ландыши вечные спутники елового леса. Между двух ланцетных листьев красуются на кисти изящные снежинки (бокальчики) с шестью зубчиками. От них по всему бору плывет нежный аромат.

У самой дороги вделана в землю добротная скамья, крашенная в белый цвет. Сажусь немного подумать и послушать голос елового бора.

Но вот замирает тревожная музыка бора и снова устанавливается тишина.

Ланцет – остроконечный обоюдоострый хирургический ножичек.

1. В первом предложении укажите главные и второстепенные члены предложения.

2. Обозначьте приложения и сравнительные обороты.

3. В предложениях 5-го абзаца найти сказуемые и определить их тип.

4. Из последнего предложения выписать 2 -3 словосочетания, определить способ связи.

5. Обозначить орфограмму «НН в причастиях».

6. Из последнего предложения выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне.

3. Контрольная работа по теме «Двусоставные и односоставные предложения».

(1)Комбайн Аркадия Зырянова, с облезлой краской, вмятинами на боках, шёл на загонку соседа. (2) Надо было убирать хлеб.

(3)Небо сегодня серое, мутное. (4)Поле идет по склону горы. (5)За кромкой поля местами чернеют обгорелые смолистые пни. (6)Выкорчевывали их весной тяжелым трактором.

(7)Постепенно привыкаешь к безумолчному стрекоту комбайна. (8)Сам комбайн, ныряя с пласта на пласт, дребезжит, поет, визжит, скрипит, молотильный аппарат жужжит, как очумелый шмель. (9)Но для Зырянова все эти издавна привычные звуки, не воспринимаемые ухом, идут где-то стороной. (10)Тишина. (11)Рабочий покой. (12)В такие моменты он любит подумать, пофилософствовать.

(13)По полотну комбайна занесло в барабан какую-то палку. (14)Перемололо ее в мелкие щепки. (15)На лицо Зырянова слетело что-то холодное и тут же растаяло. (16)Снег. (17)Скоро наступит зима.

1. Выпишите из текста двусоставное предложение, обозначьте грамматическую основу.

2. Выпишите из текста по одному примеру определенно-личного, неопределенно-личного, безличного и назывного предложений, обозначая главный член предложения.

3. Произведите синтаксический разбор предложений:

Дождь миновал. В монастырях отзвонили к утрене. Солнечный свет засиял по крышам, по зеленой плесени старых замшелых срубов.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.

1) №5 2) №8 3) №9 4) №15

5. Из предложений 1-5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, написание которой зависит от ударения.

6. Замените словосочетание склон горы (предложение 4), построенное на основе управления, синонимичным словосочетании со связью согласование.

7. Укажите ошибочное суждение:

1) в слове СЕРОЕ одинаковое количество букв и звуков;

2) в слове ПОДУМАТЬ звуков меньше, чем букв;

3) в слове ТЯЖЕЛЫЙ первый звук [и].

4) в слове ШМЕЛЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь.

4. Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания.

(1)Утром я ушел далеко по речному берегу и лег под старой с…сной долго глядел в сизое тускнеющее к полудню небо. (2)Почему(то) солнце не могло меня согреть. (3)Я встал насоб…рал сушняку и разж…г костер. (4)Огонь тоже (не)грел а лишь обжигал. (5)Я глядел на сивый древесный пепел и думал о смысле всего о (не)понятном уск…льзающем смысле.

(6)Костер ут…хал и время шло в одну сторону. (7)Ничто (не)могло остановить его хода ни голос кукушки ни голос сердца.

(8)Где-то на западе грозно гремел гром. (9)То пр…ближаясь то удаляясь он медленно двигался к Бобришному угору. (10)Гроза рычала все ближе и земля погл…щала ее картавые глухие полные (не)довольства звуки. (11)А я все глядел на красноватые бледные в ярости солнца огни костра. (12)Отчаяние горечь ревность к (не)живой вечной природе чувство жалости к людям и к самому себе все это сливалось у меня в один г…рловой комок и я не знал, что делать.

Задания к тексту.

1. В предложениях 3-го абзаца обозначьте однородные члены предложения.

2. Начертите схемы предложений 2-го абзаца. Обозначьте в них грамматическую основу.

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса, следующего после корня.

а) утихал б) насобирал в) поглощала г) сливалось

4. Замените словосочетание «РЕЧНОМУ БЕРЕГУ», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ШЁЛ в корне пишется Ё, потому что после шипящих под ударением пишется Ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова в ударном положении пишется Е. .

2) В слове ГЛЯДЕЛ буква Я обозначает звук [и].

3) В слове ЛИШЬ мягкость согласного [ш’] на письме обозначена буквой Ь.

4) В слове УСКОЛЬЗАЮЩЕМ одинаковое количество звуков и букв.

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

а) 1 б) 3 в) 10 г) 11

7. Замените слово ДУМАЛ из предложения 5 синонимом. Напишите этот синоним.

8. Какое из перечисленных значений слова НЕЖИВОЙ (предложение 12) верно?

1) Мертвый, лишенный жизни.

2) Не включающий в себя живых организмов, неорганический.

3) Вялый, лишенный живости.

5. Проверочная работа по теме «Обособленные определения».

Осенние дни.

(1)Чудесная осень сухая и теплая в этом году долго не покидала землю. (2)Красота земли тревожила сердце Сергея, напоминала о прошлых днях так ярко запечатлевшихся в памяти.

(3)Однажды утром Сергей вышел во двор и увидел побелевшую от инея крышу сарая поседевшую землю прихваченную морозцем затвердевшую траву покрытую редким снежком словно солью.

(4)Он пошел узкой тропкой через картофельное поле, все изрытое лопатами. (5)Подожженные осенью березы и осины били в глаза яркими красками. (6)В дорожных колеях синели тонкие пластинки льда, затянувшего лужицы.

(7)Такая тишина была в лесу, что щебетанье синиц, прыгавших по веткам, казалось необычайно звонким. (8)Все вокруг казалось необычайно четким, невиданно красивым.

Выполните следующие задания.

1. Запишите предложения 1-3, расставляя знаки препинания. Выделите обособленные определения, объясните причины их обособления.

2. Среди предложений 4-7 найдите предложение(-я) с обособленными определениями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

3. Среди предложений 5-8 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

4. Из предложения №4 выписать слово, в котором правописание приставки определяется значением не до конца совершенного действия, которое выражает эта приставка.

5. Какие средства выразительности использованы в предложении №3 ?

а) эпитеты б) сравнение в) инверсия г) фразеологизм

6. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

7. Укажите количество букв и звуков в словах «солью» и «льда».

8. Из предложения № 3 выпишите словосочетания со связью согласование.

6. Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения».

1. Выписать номера тех предложений, в которых знаки препинания поставлены правильно .

1. Бормочет, остывая самовар.

2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3. Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4. Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.

5. Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.

6. Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

7. Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

8. Тимирязев, замечательный естествоиспытатель открыл законы жизни растений.

9. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

2. Списать текст, расставив знаки препинания.

Берёза милое русское дерево. Наблюдая в лесу я понял, что берёза это поистине крестьянское дерево. В ней есть всё и бабий ситцевый платок и побелённая хата и русская печь и холщовая рубаха и даже молоко, которое пьют на всей земле.

Всматриваясь в изломанные стволы берез вспоминаешь крестьянские руки сноровисто делающие любую тяжёлую работу.

А молодые берёзки тоненькие пряменькие как бы на цыпочках приподнявшиеся к весеннему куполу небес напоминают девичью красоту стройную статную с русыми косами светлоокую.

3. Выписать предложения с уточняющими обстоятельствами . Расставить запятые.

1. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.

2. Тайга всегда даже лютой зимой наполнена жизнью.

3. Над лугом к вечеру поднялся туман

4. Записать предложение, устранив неправильности в построении деепричастных оборотов.

1. Отогнав акул далеко в море, спасателей уже ничего не волновало.

7. Проверочная работа по теме «Предложения с обращениями, междометиями

вводными словами и вставными конструкциями».

Спишите, расставляя знаки препинания, обозначая обращения, междометия, вводные слова и вставные конструкции.

1. Куда ты светлый ручеёк стремишься?

2. Казалось конца не будет жизни юности и здоровью.

3. С одной стороны это был человек очень добрый, с другой вспыльчивый и резкий.

4. Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и конечно по звёздам.

5. Ночью однако никому не спалось.

6. Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил.

7. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.

8. Своими часами это был подарок родителей я очень дорожил.

9. Монгольские лошади невысоки однако выносливы.

10. Увы он счастия не ищет и не от счастия бежит.

11. Вам я полагаю следует быть повежливее.

12. Город чудный город древний

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни

И палаты и дворцы.

13. Поломка к счастью оказалась незначительной.

14. Гимназические дела брата оказались неплохи: за опоздания не корили мать заранее все уладила пропущенное он нагнал быстро.

Выполните следующие задания.

1. Из предложения 11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

2. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

3. Среди предложений 9 – 14 укажите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

4. Среди предложений 3 — 6 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

5. Из предложения 1 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

6. Из предложения 12 выпишите слово, в котором все согласные звуки образуют пары по глухости/звонкости.

7. Замените словосочетание ПОДАРОК РОДИТЕЛЕЙ (предложение 8), построенное а основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8. Итоговая контрольная работа.

Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания.

Сторожевой курган.

(1)Передо мной серело пусты(н,нн)ое поле. (2) Один сторожевой курган стоял (в)далеке и к…залось зорко охранял равнины. (3) С утра в степи было (по)весеннему холодно и ветрено. (4) Ветер просушивая колеи дороги шуршал прошлогодним бурьяном. (5)На западе карти(н,нн)о красовалась гряда меловых гор. (6) Темнея пятнами лесов как стари(н,нн)ое тусклое серебро она т…нула в утре(н,нн)ем тумане. (7)Ветер дувший мне (на)встречу холодил лицо. (8)Степь увл…кала овладевая душой наполняя ее чу…ством радости.

(9)За курганом бл…снула ложбина круглая налитая весе(н,нн)ей водой. (10)Есть что(то) чистое и веселое в этих апрельских болотцах. (11)Над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам. (12)В воде мелкой прозрачной отражается ясная лазурь и белые облака весе(н,нн)его неба.

(13)Курган был дикий еще ни разу (не)тронутый плугом. (14)Время его подумал я навсегда уходит и в вековом забытьи он только вспоминает прошлое прежние степи прежних людей.

I. Выполните следующие задания.

1. Какой тип речи представлен в предложениях 1-7?

1) описание 3) рассуждение

2) повествование 4) повествование и рассуждение

2. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

3. Из предложения 2 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

4. Какие слова являются грамматической основой в предложении 3:

1) было 3) с утра было холодно и ветрено

2) было холодно и ветрено 4) по-весеннему холодно и ветрено

5. Среди предложений 1-4 найдите односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

7. Среди предложений 4-8 найдите предложения, которые осложнены обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

8. Среди предложений 7-10 найдите предложения, которые осложнены обособленным определением. Напишите номера этих предложений.